Велимир Владимирович Хлебников
Фото Все
Видео Все
Велимир Хлебников «Гении и злодеи»
Король времени Велимир Хлебников Культура 2008
Поэзия. Велимир Хлебников. 1885-1922 (1985)
Велимир Хлебников — биография
Велимир Хлебников – поэт, прозаик, основоположник русского футуризма и крупнейший деятель отечественного авангардизма. По мнению Романа Якобсона, был наибольшим мировым поэтом XX века.
Поэзию Велимира Хлебникова отличает своеобразие и самобытность, в ней присутствуют неологизмы, которые придумал сам автор. Его творчество – это переплетение философских и мифологических мотивов. Хлебников самый неординарный и загадочный поэт Серебряного века, его произведения до сих пор остаются предметом споров. Но непреложной истиной остается только его исключительный талант и любовь к родине. Он сумел перевернуть само понятие поэтического слога, основал футуризм и русский авангардизм в отечественной поэзии.
Детство
Родина величайшего из поэтов Серебряного века – калмыцкое село Малые Дербенты. Именно там 9 ноября 1885 года родился Виктор Хлебников(настоящее имя литератора), и стал третьим ребенком Владимира и Екатерины Хлебниковых. Отец Владимир Хлебников принадлежал к старинному купеческому роду, был орнитологом и лесоводом, основал первый в Советском Союзе Астраханский заповедник. Благодаря ему Виктор полюбил природу и увлекался естественными науками.
Велимир Хлебников в юности
Мама – Екатерина Хлебникова (в девичестве Вербицкая), родилась в богатой петербургской семье, предками которой были запорожские казаки. Получила образование историка, училась в Смольном институте, поэтому всех пятерых детей – Бориса, Екатерину, Виктора, Александра и Веру учила сама, прививала им любовь к истории, литературе и искусству. Виктор серьезно занимался языками, в четырехлетнем возрасте он уже прилично читал на русском и французском языках. Мальчик очень хорошо рисовал, а его младшая сестра Вера прославилась как художник-авангардист.
Отца часто переводили по службе, поэтому семья часто переезжала с одного места на другое. Когда мальчику исполнилось шесть лет, Хлебниковы оказались в Волынской губернии, в 1895 году поселились в Симбирской губернии. Десятилетнего Виктора отдали в гимназию, где он учился всего три года. Отца снова перевели, и Виктор продолжил обучение в Казани.
В 1903-м Виктор поступил в Казанский университет, остановив свой выбор на физико-математическом факультете. Он проучился всего до ноября и попал в тюрьму, за то, что принимал участие в демонстрации.
Математическое отделение мало интересовало юношу, поэтому на следующее лето он добился перевода на естественное отделение.
Способности Виктора очень импонировали профессорам, они хвалили его за острый ум и наблюдательность и были уверены, что из него получится в будущем отличный натуралист. Хлебников вообще оказался разносторонней личностью. Кроме изучения математики и физики, он увлекался биологией, химией, философией. Еще ему легко давались языки, он занимался изучением японского языка и санскрита.
Свое первое произведение Хлебников написал в прозе. Это была пьеса под названием «Елена Гордячкина», напечатанная санкт-петербургским издательством «Знание», положившая начало его творческой биографии. Максиму Горькому эта публикация не понравилась, он раскритиковал начинающего литератора.
Начиная с 1904-го года, Виктор отправлялся в орнитологические экспедиции на север Урала и в Дагестан. Спустя два года он стал членом университетского общества естествоиспытателей. Во время одной из экспедиций он обнаружил неизвестный до этого вид кукушек. Однако это было его первое и последнее открытие, Хлебников по-настоящему увлекся литературой.
Литература
В 1908 году Хлебников вернулся в Петербург и снова сошелся с университетским братством. Вначале он остановился на естественном факультете, но после знакомства с поэтами, представителями символизма, продолжил обучение на историко-филологическом.
Он начал бывать на поэтических «средах», организованных Вячеславом Ивановым, где произошло его знакомство с акмеистами. Именно тогда он взял себе псевдоним и подписывался как Велимир.
Хлебников жил в те времена, когда рушилась старая государственная система, происходили войны и исторические сражения. Поэт не мог смириться с поражением России в японской войне, его очень беспокоили события Первой русской революции. Во времена, когда его соотечественники погибали тысячами, Хлебников принялся искать числовые законы времени, оказывающие влияние на человеческие судьбы.
Творческая биография Велимира продолжилась поэзией под названием «Искушение грешника», опубликованной в 1908 году. Среди его знакомых появляется Давид Бурлюк и поэты, входившие в группу «Гилея». Через некоторое время в этой группе оказался и поэт Владимир Маяковский. Члены сообщества видели в Хлебникове главного теоретика футуризма, считали, что это именно он основал ответвление под названием «будетлянство». Название происходит от понятия «будет».
В 1910 году вышел сборник под названием «Садок судей», в котором было несколько произведений Хлебникова.
Следующая книга вышла в свет в 1912-м и называлась «Пощечина общественному вкусу». В этом футуристическом сборнике нашлось место и двум стихам Велимира – «Кузнечик» и «Бобэоби пелись губы». Последняя страница этой книги отводилась под таблицу законов времени, изобретенную Хлебниковым. В ней автор смог с помощью математических расчетов предсказать революцию 1917 года и падение государственного строя.
Велимир и его друг Алексей Крученых создали свой, особый язык, получивший название заумь, заумный. На этом новом языке молодые люди написали поэму под названием «Игра в аду».
Велимир Хлебников в армии
После начала Первой мировой войны Хлебников решил продолжить изучение состоявшихся раньше войн, переложив их на информационное измерение. Результат этих изучений он изложил в трех книгах. В 1916 году поэт получил повестку в армию, он попал в Царицынский запасной полк, и во время пребывания там прочувствовал все «прелести» перевоплощения разумного существа в животное. Так он сам охарактеризовал тот период.
Благодаря знакомому врачу Хлебников вскоре освободился от службы по причине психического нездоровья. Велимир отправился странствовать по России, он мечтает о создании общества под названием «Председатель земного шара», в которое мог вступить каждый желающий, кто не равнодушен к судьбе человечества.
Во время революции 1917 года поэт находился в Петрограде, поэтому наблюдал происходящее собственными глазами. Свои впечатления он описывал в поэмах и стихах. В те годы он посетил Астрахань, Украину, стал свидетелем разгрома армии Деникина, потом отправился на Кавказ и Северный Иран, прошел степи Каспия.
В 1920-м стал автором поэмы «Ладомир», где представил человечество в тесном единении с природой и противодействие всяческим войнам и разрушениям. Эти темы преобладали в творчестве поэта до самой смерти.
Творчество Хлебникова отличалось от произведений его современников тем, что он использовал одновременно несколько разных размеров, даже если это был небольшой стих. Он называл этот прием «пляской размеров», отдавая особое предпочтение верлибру. Используя такие редкие приемы, как палиндром, который он сам прозвал «перевертень» и изобретенный язык зауми, Хлебников обрастал не только поклонниками, но и яростными противниками своего творчества.
Биография Велимира Хлебникова
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 97.
Велимир Хлебников (1885–1922) — выдающийся авангардист, который писал стихи и прозу. Вошёл в историю как крупнейший основоположник российского футуризма. Велимир Хлебников, биография которого связана с экспериментами с русским языком, участвовал в различных реформациях словотворчества. Славился среди коллег острым умом, необычайным талантом и гениальным мировоззрением, которые как притягивали, так и отпугивали восторженных поклонников.
Ранние годы
Настоящее имя Велимира Хлебникова — Виктор Владимирович Хлебников. Он родился 28 октября (9 ноября) 1885 года в семье биолога.
С раннего детства ничего не предвещало того, что мальчик будет писать: он изучал естественные и точные науки. Затем поступил в Казанский институт, успешно его окончил, а вот в 1908 году, поступив в Санкт-Петербургское учебное заведение, не смог закончить в нём обучение.
Начало писательской деятельности
В студенческие годы Хлебников начал писать стихи. С 1908 года он начал публиковаться в литературных сборниках и постепенно входить в круг авангардистов. Стоит отметить, что он, как личность одарённая и тонко чувствующая происходящее вокруг, смог быстро завоевать симпатии своих коллег по литературе (Д. Бурлюка, А. Кручёных, которые первыми издали несколько сборников его творчества).
Футуризм
Хлебников был «кочевником»: жил то в Санкт-Петербурге, то в Москве, то в Ростове и других городах России. Пожалуй, именно жизненный опыт дал ему вдохновение для написания всех своих трудов.
Краткая биография Хлебникова включает и его заслуги перед литературным сообществом: писатель стал одним из основоположников такого течения, как футуризм. За свою жизнь он издал несколько отдельных книг. В 1916 году вышла короткая пьеса под названием «Ошибка смерти», через 5 лет — поэма «Ночь в окопе».
Следует упомянуть, что в творчестве Хлебников далеко обогнал своих современников. Он часто обращался к древнеславянской, среднеазиатской и древневосточной мифологии, черпал из неё вдохновение. Создание заумного языка также принадлежит ему: Хлебников искал в нём новые выходы своей экспрессии и художественной выразительности.
Влияние
В литературных кругах его творчество воспринималось положительно, однако консерваторы, входящие в круг людей, приближённых к власти, всегда негативно относились к его работам. Однако влияние Хлебникова было настолько велико, что оно переродилось в творчестве таких писателей, как Хармс, Тихонов, Заболоцкий и Введенский.
Самым важным было то, что он дружил с такими знаменитыми поэтами и писателями как Владимир Маяковский, Лиля Брик, Борис Пастернак, Валентин Катаев и многими другими. Именно они после его смерти подготовили и издали «Неизданный Хлебников», а также «Собрание сочинений», в котором было представлено всё творчество писателя как для детей, так и для взрослых.
Личная жизнь
Хлебников не был женат и не оставил после себя детей. Но он влюблялся: восхищался и считал музой Анну Ахматову, позже испытывал нежные чувства к сёстрам Синяковым, Вере Будберг и Ксане Богуславской.
Смерть
Как ни странно, смерть Хлебников себе напророчил, как-то раз сказав, что люди, выполняющие такую же задачу, как и он сам, уходят рано, примерно в 37 лет. К концу своей недолгой жизни он, уже изрядно поскитавшийся по России, был измотан физически и морально.
Будущий муж его сестры позаботился о поэте — увёз его в Санталово, чтобы он там встал на ноги. Но Хлебникову стало хуже — внезапно отказали ноги. Врачи лишь развели на это руками и отправили его домой. В 1922 году Хлебников скончался от пареза.
Велимир Хлебников — биография поэта и прозаика
Хлебников Велимир (биография 28 октября [9 ноября] 1885 — 28 июня 1922) — русский поэт и прозаик, один из крупнейших деятелей русского авангарда. Входил в число основоположников русского футуризма; реформатор поэтического языка, экспериментатор в области словотворчества и зауми, «председатель земного шара».
Краткая биография — Хлебников Велимир
Вариант 1
Хлебников Велимир (настоящее имя Виктор Владимирович) (1885—1922), поэт.
Родился 9 ноября 1885 г. в селе Малые Дербеты Астраханской губернии в семье учёного-биолога.
В 1903 г. окончил гимназию в Казани и поступил на физико-математический факультет Казанского университета. За участие в студенческих волнениях был исключён, некоторое время находился под арестом; завершил образование лишь в 1911 г. в Петербургском университете.
В 1903 и 1903 гг. в составе научных экспедиций побывал в Дагестане и на Урале. Первые сочинения Хлебникова (1905 г.) — статьи по орнитологии. Литературные произведения увидели свет в 1908 г.
Вскоре (с 1910 г.) о стихах Хлебникова, печатавшегося под псевдонимом Будетлянин («Заклятие смехом», «Зверинец» и др.), заговорили.
Поэт вошёл в авангардистское сообщество «Гилея» и увлёкся реформаторством поэтического языка. В 1916—1917 гг. Хлебников находился в чине рядового в составе запасных полков; антивоенные стихи этого периода вошли в поэму «Война в мышеловке» (1919 г.), проникнутую мечтой о всемирном братстве. Поэт приветствовал революционные события 1917 г., но выступал с резкой критикой «красного террора».
В 1919 г. в занятом белогвардейцами Харькове он уклонялся от призыва в армию, для чего лёг на обследование в психиатрическую лечебницу. Несмотря на голод и дважды перенесённый тиф, не переставал напряжённо работать.
В 1920 г. создал поэмы «Ночь в окопе», «Ладомир», «Царапина по небу», в 1921 г. — «Ночной обыск», «Председатель Чеки», «Ночь перед Советами».
В 1921 г. как корреспондент газеты «Красный Иран» Хлебников с частями Красной армии посетил Персию. В конце года поэт переехал в Москву, где умер бы от истощения, если бы не помощь друзей.
В юности, находясь под впечатлением от гибели в 1904 г. броненосца «Петропавловск», Хлебников дал клятву найти «основной закон времени», управляющий судьбами людей. Именно открытие такого закона, сделанное в 1920 г., он считал своим главным достижением.
Итоги исканий подведены в книге «Доски судьбы» (1922 г.). Вскоре пришла новая беда — малярия. Надежды подлечиться в Новгородской губернии не оправдались.
Хлебников скончался в деревне Санталово 28 июня 1922 г.
В 1960 г. останки были перезахоронены на Новодевичьем кладбище в Москве
Вариант 2
Родиной Велимира Хлебникова стало небольшое село Малые Дербеты, расположенное в далекой Калмыкии. Там проживало семейство Хлебниковых – отец, представитель старинного купеческого рода, страстный любитель природы, талантливый орнитолог и этнограф, мать, выпускница Смольного института, и пятеро их детей. Женщина образованная и начитанная, мать стремилась привить детям тягу к знаниям, в чем преуспела: младшие Хлебниковы продолжали самообразование всю жизнь.
Велимир часто отправлялся с отцом в поля и леса, где оба вели наблюдения за птицами и животными. Впоследствии отец Велимира основал первый в России заповедник.
Будучи студентом (сначала Казанского университета, затем Санкт-Петербургского), Велимир (настоящее имя поэта, кстати, — Виктор) написал несколько статей о представителях животного мира в научные журналы. Но вскоре интересы его изменились: он увлекся поэзией.
Творчество Хлебникова – настоящее новаторство в области литературы и языкознания. Любопытно следующее: поэт-футурист стремился объединить в своих произведениях предметы, казалось бы, совершенно несочетаемые, лед и пламень: так, в его повести (он назвал ее «сверхповестью») «Зангези» посреди гладкого текста вдруг попадаются таблицы и математические формулы.
Подобный формат с трудом укладывается в голове читателя, привыкшего отделять «котлету от мухи»: формулы должны быть в учебниках математики, а повесть – в литературном сборнике. Но для Хлебникова границы условны: он словно живет в ином измерении.
Оставив учебу, Велимир сосредотачивает все свои силы на поэтическом поприще. Он выпускает несколько сборников стихов, среди которых наиболее потрясающей современников оказалась «Пощечина общественному вкусу». В книгу вошли стихи не только Хлебникова, но большая часть принадлежала его перу. Это было первое яркое заявление футуристов о себе.
Интересно: в конце сборника помещалась страничка, где были перечислены разные государства и даты их падений (уже свершившихся). Среди них стояла запись: «Некто – 1917». Нам ясно, что речь идет о России, но как можно было предугадать это в 1912 году, когда книга увидела свет? Эту страницу оформлял Хлебников. Получается, он обладал еще и даром пророка.
Сам Велимир полагал, что, если собрать как можно больше фактов о каком-либо явлении, о событии, о государстве, о человеке, то вполне можно предсказать его будущее, и в этом нет ничего мистического. Некоторое время поэт глубоко изучал Россию, пытаясь найти ту формулу, которая даст ответ на вопрос о ее грядущей судьбе.
Личная жизнь Велимира Хлебникова содержала мало счастливых моментов. Так, он служил в армии во время Первой мировой войны, и зрелище бессмысленных страданий и смертей глубоко потрясло поэта, оставив в его душе незаживающую рану. Велимир был безнадежно влюблен в Анну Ахматову, своей семьи так и не создал. У него вообще ничего не было, кроме творчества: он скитался по чужим квартирам, нищенствовал. Все его богатство составляли рукописи, которые он возил везде с собой.
Умер Хлебников, едва дожив до 37-летия: наступил паралич ног на фоне истощения и ослабления организма. Кажется, дату своего конца он тоже знал: «Люди моего склада умирают в 37 лет». При этих словах поэт вспоминал Пушкина, Байрона, Моцарта.
Поэзия Велимира Хлебникова – странная и загадочная. У него летают «времири», шуршат «времыши» и над всем смеются «усмейные смехачи». Диковатые на первый взгляд сочетания, ломаные линии, неологизмы, которыми он пытался заменить иностранные слова – он полагал, что русский язык следует очистить от всего наносного, «чужеземного» — все это поначалу может ввести читателя в некий ступор, потому что, встретившись с чем-то принципиально новым, мы сначала не понимаем, как к этому можно отнестись. Но потом, когда вслушиваешься в звуки, начинаешь чувствовать гармонию: пазл складывается, картинка вырисовывается.
Хлебников жил, устремленный в будущее. Он мечтал о мире, в котором не будет дерущихся за территорию и подданных государственных объединений, а будет одна большая человеческая семья, которая доверит правление 317-ти главам. Настанет прекрасное время, воцарятся любовь и всеобщее доверие. Государства прекратят «кормиться людьми».
Поэт, к сожалению, не дожил до этого прекрасного времени. Может быть, доживем мы – или хотя бы приблизим момент его наступления. Давайте почаще открывать томик со стихами Хлебникова. Возможно, поэт оставил потомкам рецепт прекрасного будущего, только мы пока не можем его расшифровать…
Вариант 3
После смерти этого поэта миновало уже несколько десятилетий, а споры о его творчестве продолжаются до сих пор. Одни видят в нем лишь заумного поэта, другие называю Хлебникова величайшим поэтом — новатором. Настоящее имя Хлебникова — Виктор Владимирович.
Гимназию Виктор закончил в 1898 г., в Казани и там же поступил в университет. Уже в это время он серьезно интересовался литературой, а писать начал еще в гимназии.
В 1908 г. Хлебников продолжил учебу в Петербургском университете на естественном отделении физико-математического факультета. Но через 3 года его исключили, т. к. он не внес плату за обучение.
В Петербурге он сблизился с символистами и часто бывал в знаменитой «Башне», так поэты называли квартиру главы символистов Вечаслава Иванова. Вскоре Хлебников разочаровался в стилистике символизма. В 1910 г. Хлебников опубликовал свое программное стихотворение «Заклятие смехом», которое создано на основе одного слова «смех». В 1912 г. Появился новый сборник с программой футуристов «Пощечина общественному вкусу».
Она вызывала бурю негодования не только своим содержанием. Сборник был напечатан на оберточной бумаге, и в нем все было шиворот-навыворот. Весну 1912 г. Хлебников провел под Херсоном в имении, где служил управляющим отец Д. Бурлюка. Там же в Херсоне, он издал там свою первую брошюру с числовыми и языковыми материалами — «Учитель и ученик». Хлебников мечтал о создании общечеловеческой культуры, в которой бы на равных соединились культура и искусство разных народов.
Особое внимание в своем творчестве он уделяет культуре и поэзии Востока. В поэмах «Медиум и Лейли», «Хаджи-Тархан», прозаической повести «Есир», во многих других произведениях Хлебников отражает психологию, философию, историю народов Востока, пытается найти то общее, что объединяет людей во всем мире. Весной 1922 г. Хлебников приехал в Москву с юга уже тяжело больным.
В июне того же года. Поэт умер в деревне Санталово Новогородской губернии, куда поехал к своему другу отдохнуть подлечиться. В 1960 г. Прах Виктора Хлебникова перевезли в Москву и захоронили на Новодевичьем кладбище.
Полная биография — Хлебников Велимир
Хлебников Велимир (наст. имя Виктор Владимирович) (1885–1922), русский поэт и прозаик Серебряного века, видный деятель русского авангардного искусства.
Родился 28 октября (9 ноября) 1885 в Малодербетовском улусе Астраханской губернии в семье орнитолога и лесовода, впоследствии — основателя первого в СССР заповедника. С раннего детства Хлебников сопровождал отца в поездках, вел фенологические и орнитологические записи, позже участвовал в научных экспедициях в Дагестан, вместе с братом в 1905 совершил самостоятельное научное путешествие на Урал.
Первое из его сохранившихся стихотворений начиналось строкой «О чем поешь ты, птичка в клетке. » Мать Велимира Хлебникова посвятила себя воспитанию пятерых детей, которые благодаря ей получили хорошее домашнее образование, приобрели вкус к литературе, живописи и истории.
В связи со служебными обязанностями отца семья часто переезжала. В 1897 Хлебников пошел в 3‑й класс Симбирской гимназии, затем семья переехала в Казань, где будущий поэт окончил гимназию и в 1903 поступил в университет. В годы учебы писал стихи и прозу, занимался живописью, математикой, биологией, химией, философией, изучал японский язык. Университетские профессора считали его многообещающим натуралистом.
Сам же Велимир Хлебников в 1904 писал о себе: «Пусть на могильной плите прочтут: «Он нашел истинную классификацию наук, он связал время с пространством, он создал геометрию чисел. Он нашел славяний, он основал институт изучения дородовой жизни ребенка…».
В 1908 Хлебников приехал в Петербург и поступил в университет — сначала на естественный факультет, затем на историко-филологический (оставив учебу в 1911). Сблизился с кругом символистов, посещал «среды» Вяч. Иванова и «Академию стиха» при журнале «Аполлон», где встречался с акмеистами. Хлебникова сближал с символистами интерес к мифологии, русской истории и фольклору (именно в кругу Вяч. Иванова он получил древнее славянское имя Велимир). Однако уже в эти годы у Хлебникова появились отличные от символистов и акмеистов взгляды на природу слова. С 1905, тяжело переживая поражение России в русско-японской войне и поражение Первой русской революции, он пытался вывести числовые законы Времени, влияющие на судьбы человечества.
В 1908 в журнале «Весна» было опубликовано первое стихотворение Велимира Хлебникова «Искушение грешника». Тогда же состоялось его знакомство с В. Каменским, Д. Бурлюком и др. членами группы «Гилея», к которым затем присоединились В. Маяковский и Б. Лившиц. Вскоре Хлебников стал главным теоретиком футуризма, который называл «будетлянством». Его стихи вошли в футуристический сборник «Садок судей» (1910), которым заявило о себе новое литературное движение. В том же году вышло еще несколько поэтических и теоретических книг Хлебникова — «Ряв!», «Творения 1906–1908» и др.
Знаменитый сборник футуристов «Пощечина общественному вкусу» (1912) наполовину состоял из стихов Велимира Хлебникова — «Кузнечик», «Бобэоби пелись губы…» и др. Ритмический и звуковой строй этих стихов, а также написанных к тому времени пьесы «Маркиз Дэзес» (1909–1911) и поэмы «Журавль» (1909) был ориентирован на разговорную речь. В «Пощечине общественному вкусу» была напечатана составленная Хлебниковым таблица «Взор на 1917 год», в которой он, согласно своим исчислениям законов времени, предсказал «падение государства».
В 1912 была издана книга Велимира Хлебникова «Учитель и ученик», в которой он изложил основы будетлянства как нового искусства. Его поэтико-лингвистические исследования легли в основу «заумного языка», разработанного им совместно с поэтом А. Крученыхом и воплощенного в их общей поэме «Игра в аду» (1912). В общем сборнике Крученыха и Хлебникова «Слово как таковое» (1913) о «зауми» было сказано, что она пользуется «разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями». По определению Хлебникова, в «зауми» происходит «сопряжение корней» слов, первоначально разложенных на фонетические составляющие.
С началом Первой мировой войны Хлебников начал изучать законы прошлых войн, чтобы предсказать ход текущей войны. Результатом этой работы стали книги «Битвы 1915–1917 гг. Новое учение о войне» (1915) и «Время мера мира» (1916). Неприятие мировой бойни составляет содержание поэмы «Война в мышеловке» (1915–1922) и других произведений этого периода.
В 1916 Велимир Хлебников был призван в армию и оказался в запасном полку в Царицыне, где, по его словам, «прошел весь ад перевоплощения поэта в лишенное разума животное». С помощью знакомого врача ему удалось добиться освобождения от армии. В это время поэт мечтал создать общество Председателей Земного Шара, в которое мог бы войти каждый, кто ощущает свое единство с человечеством и ответственность за его судьбу. В понимании Хлебникова, искусство имеет жизнестроительное значение в судьбе поэта-«творянина».
С необходимостью внебытового существования «творянина» связаны странствия поэта по России. Хлебников считал, что «стихи — это все равно что путешествие, нужно быть там, где до сих пор еще никто не был». Образ жизни Хлебникова точно охарактеризован в воспоминаниях поэта Н. Асеева: «В мире мелких расчетов и кропотливых устройств собственных судеб Хлебников поражал своей спокойной незаинтересованностью и неучастием в людской суетне.
Меньше всего он был похож на типичного литератора тех времен: или жреца на вершине признания, или мелкого пройдоху литературной богемы. Да и не был он похож на человека какой бы то ни было определенной профессии. Был он похож больше всего на длинноногую задумчивую птицу… Все окружающие относились к нему нежно и несколько недоуменно».
Октябрь 1917 Велимир Хлебников встретил в Петрограде. Впоследствии описал увиденное в поэме «Ночной обыск «(1921). В 1918 находился в Астрахани и описал свои впечатления в поэме «Ночь перед Советами» (1921). В 1920–1921 на Украине Хлебников стал свидетелем разгрома армии Деникина, который описал в поэмах «Ночь в окопе» (1920), «Каменная баба» (1919), в рассказе «Малиновая шашка» (1921) и др. произведениях.
Затем Хлебников приехал на Кавказ, где работал в различных газетах, в бакинском и пятигорском отделении РОСТА, в Политпросвете Волжско-Каспийского флота. Революционные события на Востоке стали темой поэмы «Тиран без Тэ» (1921). Осмысление революции как вселенского явления происходит в поэме «Ладомир» (1920), опубликованной в Харькове. Ее заглавие — неологизм, придуманный Велимиром Хлебниковым для обозначения всеобщей гармонии. В «Ладомире» создан образ неделимого человечества, объединенного с природой.
В декабре 1921 Велимир Хлебников вернулся в Москву. К этому времени относится его пророчество относительно собственной судьбы: «Люди моей задачи часто умирают тридцати семи лет». В 1922 написал «Зангези», определив жанр этого произведения как «сверхповесть» и объяснив его внутренний строй следующим образом: «Сверхповесть, или заповесть, складывается из самостоятельных отрывков, каждый со своим особым богом, особой верой и особым уставом… Это эпос сознания, эпос о мыслительном процессе, связующем прошлое и будущее человечества». Имя главного героя — непонятого пророка, «второго я» автора — произведено от слияния названий рек Ганг и Замбези, символизирующих Евразию и Африку. «Зангези» пользуется заумным языком, кроме которого в поэме использован, по словам автора, также птичий язык, язык богов, звездный язык, разложение слова, звукопись, безумный язык. В состав сверхповести введены «Доски судьбы» — составленные Хлебниковым числовые соотношения между историческими событиями.
Весной 1922, уже будучи тяжело больным, Хлебников отправился в Новгородскую губернии вместе с художником П. Митуричем.
Умер Хлебников в деревне Санталово Новгородскую губернии 28 июня 1922.
Творчество Велимира Хлебникова оказало огромное влияние как на многих крупных поэтов 20 в. — В. Маяковского, О. Мандельштама, М. Цветаеву, Б. Пастернака, Н. Заболоцкого и др., так и на развитие новых — ритмических, словотворческих и пророческих — возможностей поэзии.
После смерти этого поэта миновало уже несколько десятилетий, а споры о его творчестве продолжаются до сих пор. Одни видят в нем лишь заумного поэта, другие называю Хлебникова величайшим поэтом – новатором. Настоящее имя Хлебникова – Виктор Владимирович.
Гимназию Виктор закончил в 1898 г., в Казани и там же поступил в университет. Уже в это время он серьезно интересовался литературой, а писать начал еще в гимназии.
В 1908 г. Хлебников продолжил учебу в Петербургском университете на естественном отделении физико-математического факультета. Но через 3 года его исключили, т. к. он не внес плату за обучение.
В Петербурге он сблизился с символистами и часто бывал в знаменитой «Башне», так поэты называли квартиру главы символистов Вечаслава Иванова. Вскоре Хлебников разочаровался в стилистике символизма. В 1910 г. Хлебников опубликовал свое программное стихотворение «Заклятие смехом», которое создано на основе одного слова «смех». В 1912г. Появился новый сборник с программой футуристов «Пощечина общественному вкусу». Она вызывала бурю негодования не только своим содержанием. Сборник был напечатан на оберточной бумаге, и в нем все было шиворот-навыворот.
Весну 1912г. Хлебников провел под Херсоном в имении, где служил управляющим отец Д. Бурлюка. Там же в Херсоне, он издал там свою первую брошюру с числовыми и языковыми материалами – «Учитель и ученик». Хлебников мечтал о создании общечеловеческой культуры, в которой бы на равных соединились культура и искусство разных народов. Особое внимание в своем творчестве он уделяет культуре и поэзии Востока. В поэмах «Медиум и Лейли», «Хаджи-Тархан», прозаической повести «Есир», во многих других произведениях Хлебников отражает психологию, философию, историю народов Востока, пытается найти то общее, что объединяет людей во всем мире. Весной 1922г. Хлебников приехал в Москву с юга уже тяжело больным.
В июне того же года. Поэт умер в деревне Санталово Новогородской губернии, куда поехал к своему другу отдохнуть подлечиться. В 1960г. Прах Виктора Хлебникова перевезли в Москву и захоронили на Новодевичьем кладбище.
18 интересных фактов из жизни Велимира Хлебникова
Российский писатель-авангардист Велимир Хлебников был очень неординарной личностью. Он приложил руку к развитию футуризма в литературе, оказал огромное влияние на развитие поэтического языка иоставил потомкам наследие в виде множества великолепных произведений. Биография Хлебникова сама по себе интересна, но ознакомиться хотя бы с самыми известными его стихотворениями и рассказами однозначно стоит.
Факты из жизни Велимира Хлебникова
- Настоящее имя писателя — Виктор.
- Некоторые его произведения были опубликованы под псевдонимом «Е. Лунев».
- У Велимира Хлебникова было двое братьев и двое сестёр.
- Он родился в начитанной и образованной семье, так что книги стали его лучшими друзьями с самого детства.
- Когда он был студентом, за участие в антиправительственной демонстрации он был арестован на целый месяц, а впоследствии ещё и исключён из университета.
- В 19 лет он отправил одно из своих произведений в издательство, которое курировал Максим Горький, но оно было отвергнуто.
- Псевдоним «Велимир» ему дали знакомые писатели-символисты, с которыми он много общался на заре своей литературной деятельности.
- Произведения Велимира Хлебникова пестрят придуманными им самим словами. Некоторые из них прижились и впоследствии вошли в словари. В частности, это именно он придумал слово «самолёт».
- В университете он изучал не литературу, а математику с физикой. Это не мешало ему параллельно с учёбой писать свои первые пьесы.
- Однажды, ночуя в степи, Хлебников разжигал костёр собственными рукописями, чтобы не замёрзнуть.
- Он был дружен с Сергеем Есениным.
- В одном из своих произведений он предсказал Первую Мировую войну и Октябрьскую революцию.
- Большую часть жизни Велимир Хлебников прожил в нищете.
- Он категорически не любил читать вслух свои произведения.
- Одно время писатель жил в доме булочника Филиппова, который был поклонником его творчества, а потому согласился приютить литератора у себя.
- Во время Гражданской войны, не желая служить в белогвардейской армии генерала Деникина, Велимир Хлебников несколько месяцев провёл в психиатрической лечебнице. Интересный факт: под началом Деникина добровольцем служил другой знаменитый писатель, Валентин Катаев.
- Однажды на маскараде он нарядился римским патрицием, и в таком виде его арестовала полиция, когда он гулял по городу. Хлебников провёл ночь в полицейском участке, а наутро его не без труда вызволили друзья.
- Скончался Велимир Хлебников в глухой деревне от недоедания и гангрены, прожив всего 37 лет. Спустя четыре десятка лет его прах был перенесён с местного погоста на одно из московских кладбищ.