Велимир Хлебников
Биография
Звезда футуризма и русского авангардизма, ярчайший реформатор поэтического языка, смелый экспериментатор словотворчества, один из немногих поэтов-соотечественников использовавший в сочинительстве морфологическую заумь, «председатель земного шара».
Поэт Велимир Хлебников
И это все о нем, Велимире Хлебникове, который стоит особняком даже в ряду таких неординарных, талантливейших поэтов, как Анна Ахматова, Александр Блок, Николай Гумилев и Осип Мандельштам.
Крупнейший лингвист ХХ века, российско-американский литературовед Роман Якобсон назвал Хлебникова «наибольшим мировым поэтом нынешнего века».
Детство и юность
Родился будущий поэт поздней осенью 1885 года в калмыцком селе Малые Дербеты, в то время административном центре Малодербетовского улуса Астраханской губернии. Сам Виктор Владимирович Хлебников называл место, в котором прошло детство, «станом монгольских исповедующих Будду кочевников» и говорил, что родился «в степи – высохшем дне исчезающего Каспийского моря».
Велимир Хлебников с семьей
Родители – образованные люди с богатой родословной, обедневшие аристократы. Отец – видный ботаник и орнитолог, основатель первого государственного заповедника в устье Волги. Дед Велимира Хлебникова был почетным гражданином Астрахани и купцом. По отцовской линии в жилах поэта смешалась русская и армянская кровь.
Мама – урожденная Екатерина Вербицкая – получила образование в Смольном институте, историк. Происходила из состоятельной семьи, чьи корни уходили в запорожское казачество. Благодаря ей пятеро отпрысков (Велимир – третий ребенок) разбирались в литературе, истории и живописи.
Велимир Хлебников в детстве
В 4 года будущий поэт-футурист читал на русском и французском языках, а его рисунки говорили о таланте художника. Сестра поэта – Вера Хлебникова – стала художницей-авангардисткой.
Из-за отцовской службы семья часто меняла место жительства. Когда Виктору исполнилось 6 лет, Хлебниковы переехали в Волынскую губернию, а спустя 4 года – в 1895-м – в Симбирскую. 10-летний мальчик отправился в гимназию. Проучился 3 года и снова перемены: главу семейства направили в Казань.
Велимир Хлебников в молодости
В 1903 году Виктор Хлебников стал студентом Казанского университета, где выбрал физико-математический факультет. На математическом отделении студент проучился до ноября и на месяц угодил в тюрьму за участие в демонстрации. Продолжать учебу на математическом отделении юноша не хотел, поэтому летом перевелся на естественное отделение того же факультета.
Профессора похвально отзывались о способном студенте и прочили карьеру блестящего натуралиста. Разброс интересов и талантов Хлебникова был огромен: он изучал математику, физику, делал успехи в химии, биологии и философии. Самостоятельно изучал японский язык и санскрит.
Велимир Хлебников
Литературным дебютом будущего футуриста называют сочинение в прозе – пьесу «Елена Гордячкина», которую Хлебников отправил в санкт-петербургское издательство «Знание», но Максим Горький не одобрил публикацию.
С 1904 года начинающий литератор участвовал в орнитологических экспедициях по Дагестану и северу Урала. В 1906-м его приняли в университетское общество естествоиспытателей: в экспедиции Хлебников нашел новый вид кукушек. Но на этом научные изыскания в области орнитологии закончились – молодой человек сосредоточился на литературе.
Литература
Творческая биография Велимира Хлебникова получила новый толчок в Петербурге, куда молодой человек прибыл в 1908 году. Он снова влился в университетское братство, по инерции выбрав естественный факультет, который вскоре, сблизившись с поэтами-символистами, сменил на историко-филологический.
Посещая поэтические «среды» Вячеслава Иванова, он познакомился с акмеистами и получил творческий псевдоним Велимир.
Любовь Сидорова читает стихотворения Велимира ХлебниковаХлебникову выпало жить в эпоху перемен, слома старой государственной системы. Он остро чувствовал и тяжело переживал поражение России в войне с Японией, Первую русскую революцию. Массовая гибель соотечественников подтолкнула молодого ученого и литератора к поиску числовых законов времени, которые влияют на судьбы человечества.
В 1908-м Велимир Хлебников опубликовал первое стихотворение, названное «Искушение грешника». В то же время познакомился с Давидом Бурлюком и поэтами группы «Гилея», к которым вскоре примкнул Владимир Маяковский. Вскоре «гилеяне» назвали Хлебникова главным теоретиком футуризма, основателем его ответвления – «будетлянства» (от слова «будет»).
Сборники стихов Велимира Хлебникова
В 2010 году произведения поэта вошли в сборник «Садок судей», которым футуристы громко заявили о рождении поэтического движения.
В нашумевший сборник футуристов «Пощечина общественному вкусу», вышедший в 1912 году, вошли стихи Велимира Хлебникова «Кузнечик» и «Бобэоби пелись губы». На последней странице сборника напечатали изобретенную поэтом таблицу исчисления законов времени, в которой Хлебников математическим путем предсказал падение государства в 1917 году.
Вениамин Смехов читает стихотворение Велимира Хлебникова «Бобэоби пелись губы»Поэтико-лингвистические исследования ученого легли в основу зауми, заумного языка, который Хлебников разработал в тандеме с другом и коллегой Алексеем Крученых. Вдвоем, используя заумь, сочинили поэму «Игра в аду».
Начавшаяся Первая мировая война подтолкнула Хлебникова к продолжению изучения прошлых войн в цифровом измерении. Результатом изысканий стали 3 книги. В 1916-м Велимира Хлебникова призвали в армию. Позже он написал, что, оказавшись в Царицынском запасном полку,
«прошел весь ад перевоплощения поэта в лишенное разума животное».
Знакомый врач помог поэту освободиться от службы, используя как причину психическое нездоровье Хлебникова. Поэт непрерывно странствует по России и мечтает создать общество «Председателей земного шара», членом которого мог бы стать каждый, кому «болит» судьба человечества.
Велимир Хлебников в военной форме
Октябрьские события 1917-го Велимир Хлебников наблюдал воочию в Петрограде, описав впечатления в стихах и поэмах. Побывал в Астрахани, Украине, где увидел разгром деникинской армии, на Кавказе и Северном Иране. Прошел по Каспийским степям.
В 1920 году сочинил поэму «Ладомир», в которой вывел образ объединенного с природой человечества, противостоящего войне. В последние годы жизни это и были основные темы творчества Хлебникова.
Виктор Персик читает стихотворение Велимира Хлебникова «Еще раз, еще раз. »Особенностями творчества авангардиста было использование в одном, даже коротком стихотворении разных размеров. «Пляску размеров» он допускал намеренно, но особенно любил верлибр. Прибегая к таким редким приемам, как палиндром (называл его «перевертнем») и язык зауми, Велимир Хлебников приобретал как поклонников, так и яростных критиков.
Личная жизнь
Хлебников не женился, но женщины в его жизни присутствовали. Он, как и многие поэты, был влюбчив. В ряд вдохновлявших Хлебникова муз ставят Анну Ахматову, в которую Велимир был безответно влюблен. Она же называла поэта «безумным, но изумительным».
Портрет Велимира Хлебникова
Нежные чувства футурист испытывал к харьковским коллегам – сестрам Синяковым, к Вере Будберг и Ксане Богуславской. О любви его стихи «Люди, когда они любят», «Тело кружева изнанка…», «Опыт жеманного».
Женщины, которая бы полюбила Хлебникова – бездомного, неустроенного и нищего, не нашлось. Его лирикой восхищались, называли гением и чудаком, но связывать с ним жизнь не решались.
Смерть
Смерть Велимир Хлебников напророчил сам. Он как-то обронил, что «люди моей задачи» часто уходят в 37 лет.
Дом-музей Велимира Хлебникова в Астрахани
Так и случилось. Об уставшем, с подорванным скитаниями и нищетой поэте позаботился Петр Митурич, муж сестры Веры. Хлебников мечтал добраться до родных в Астрахань, но денег и сил на длинную дорогу не было. Митурич отвез Велимира в Санталово, деревеньку под Новгородом, чтобы он восстановил здоровье, а затем отправился в Астрахань.
Рисунки Велимира Хлебникова
В Санталово поэт внезапно слег – отнялись ноги. Подводой его доставили в деревенскую больницу, но там развели руками и отправили умирать. Скончался Хлебников летом 1922 года. Причиной смерти стал парез.
Его похоронили на кладбище соседней деревеньки Ручьи, но в 1960 году перезахоронили на Новодевичьем кладбище. Могила поэта находится рядом с местами упокоения матери и сестры. В 1975 году на могиле было установлено необычное надгробие – «каменная баба» – память о месте его рождения, его истоках.
Могила Велимира Хлебникова
Незадолго до смерти Велимир Хлебников словно «предупредил» своих критиков в стихотворении «Еще раз, еще раз», что горе тем, кто взял «неверный угол сердца» к нему:
Велимир Хлебников — биография поэта и прозаика
Хлебников Велимир (биография 28 октября [9 ноября] 1885 — 28 июня 1922) — русский поэт и прозаик, один из крупнейших деятелей русского авангарда. Входил в число основоположников русского футуризма; реформатор поэтического языка, экспериментатор в области словотворчества и зауми, «председатель земного шара».
Краткая биография — Хлебников Велимир
Вариант 1
Хлебников Велимир (настоящее имя Виктор Владимирович) (1885—1922), поэт.
Родился 9 ноября 1885 г. в селе Малые Дербеты Астраханской губернии в семье учёного-биолога.
В 1903 г. окончил гимназию в Казани и поступил на физико-математический факультет Казанского университета. За участие в студенческих волнениях был исключён, некоторое время находился под арестом; завершил образование лишь в 1911 г. в Петербургском университете.
В 1903 и 1903 гг. в составе научных экспедиций побывал в Дагестане и на Урале. Первые сочинения Хлебникова (1905 г.) — статьи по орнитологии. Литературные произведения увидели свет в 1908 г.
Вскоре (с 1910 г.) о стихах Хлебникова, печатавшегося под псевдонимом Будетлянин («Заклятие смехом», «Зверинец» и др.), заговорили.
Поэт вошёл в авангардистское сообщество «Гилея» и увлёкся реформаторством поэтического языка. В 1916—1917 гг. Хлебников находился в чине рядового в составе запасных полков; антивоенные стихи этого периода вошли в поэму «Война в мышеловке» (1919 г.), проникнутую мечтой о всемирном братстве. Поэт приветствовал революционные события 1917 г., но выступал с резкой критикой «красного террора».
В 1919 г. в занятом белогвардейцами Харькове он уклонялся от призыва в армию, для чего лёг на обследование в психиатрическую лечебницу. Несмотря на голод и дважды перенесённый тиф, не переставал напряжённо работать.
В 1920 г. создал поэмы «Ночь в окопе», «Ладомир», «Царапина по небу», в 1921 г. — «Ночной обыск», «Председатель Чеки», «Ночь перед Советами».
В 1921 г. как корреспондент газеты «Красный Иран» Хлебников с частями Красной армии посетил Персию. В конце года поэт переехал в Москву, где умер бы от истощения, если бы не помощь друзей.
В юности, находясь под впечатлением от гибели в 1904 г. броненосца «Петропавловск», Хлебников дал клятву найти «основной закон времени», управляющий судьбами людей. Именно открытие такого закона, сделанное в 1920 г., он считал своим главным достижением.
Итоги исканий подведены в книге «Доски судьбы» (1922 г.). Вскоре пришла новая беда — малярия. Надежды подлечиться в Новгородской губернии не оправдались.
Хлебников скончался в деревне Санталово 28 июня 1922 г.
В 1960 г. останки были перезахоронены на Новодевичьем кладбище в Москве
Вариант 2
Родиной Велимира Хлебникова стало небольшое село Малые Дербеты, расположенное в далекой Калмыкии. Там проживало семейство Хлебниковых – отец, представитель старинного купеческого рода, страстный любитель природы, талантливый орнитолог и этнограф, мать, выпускница Смольного института, и пятеро их детей. Женщина образованная и начитанная, мать стремилась привить детям тягу к знаниям, в чем преуспела: младшие Хлебниковы продолжали самообразование всю жизнь.
Велимир часто отправлялся с отцом в поля и леса, где оба вели наблюдения за птицами и животными. Впоследствии отец Велимира основал первый в России заповедник.
Будучи студентом (сначала Казанского университета, затем Санкт-Петербургского), Велимир (настоящее имя поэта, кстати, — Виктор) написал несколько статей о представителях животного мира в научные журналы. Но вскоре интересы его изменились: он увлекся поэзией.
Творчество Хлебникова – настоящее новаторство в области литературы и языкознания. Любопытно следующее: поэт-футурист стремился объединить в своих произведениях предметы, казалось бы, совершенно несочетаемые, лед и пламень: так, в его повести (он назвал ее «сверхповестью») «Зангези» посреди гладкого текста вдруг попадаются таблицы и математические формулы.
Подобный формат с трудом укладывается в голове читателя, привыкшего отделять «котлету от мухи»: формулы должны быть в учебниках математики, а повесть – в литературном сборнике. Но для Хлебникова границы условны: он словно живет в ином измерении.
Оставив учебу, Велимир сосредотачивает все свои силы на поэтическом поприще. Он выпускает несколько сборников стихов, среди которых наиболее потрясающей современников оказалась «Пощечина общественному вкусу». В книгу вошли стихи не только Хлебникова, но большая часть принадлежала его перу. Это было первое яркое заявление футуристов о себе.
Интересно: в конце сборника помещалась страничка, где были перечислены разные государства и даты их падений (уже свершившихся). Среди них стояла запись: «Некто – 1917». Нам ясно, что речь идет о России, но как можно было предугадать это в 1912 году, когда книга увидела свет? Эту страницу оформлял Хлебников. Получается, он обладал еще и даром пророка.
Сам Велимир полагал, что, если собрать как можно больше фактов о каком-либо явлении, о событии, о государстве, о человеке, то вполне можно предсказать его будущее, и в этом нет ничего мистического. Некоторое время поэт глубоко изучал Россию, пытаясь найти ту формулу, которая даст ответ на вопрос о ее грядущей судьбе.
Личная жизнь Велимира Хлебникова содержала мало счастливых моментов. Так, он служил в армии во время Первой мировой войны, и зрелище бессмысленных страданий и смертей глубоко потрясло поэта, оставив в его душе незаживающую рану. Велимир был безнадежно влюблен в Анну Ахматову, своей семьи так и не создал. У него вообще ничего не было, кроме творчества: он скитался по чужим квартирам, нищенствовал. Все его богатство составляли рукописи, которые он возил везде с собой.
Умер Хлебников, едва дожив до 37-летия: наступил паралич ног на фоне истощения и ослабления организма. Кажется, дату своего конца он тоже знал: «Люди моего склада умирают в 37 лет». При этих словах поэт вспоминал Пушкина, Байрона, Моцарта.
Поэзия Велимира Хлебникова – странная и загадочная. У него летают «времири», шуршат «времыши» и над всем смеются «усмейные смехачи». Диковатые на первый взгляд сочетания, ломаные линии, неологизмы, которыми он пытался заменить иностранные слова – он полагал, что русский язык следует очистить от всего наносного, «чужеземного» — все это поначалу может ввести читателя в некий ступор, потому что, встретившись с чем-то принципиально новым, мы сначала не понимаем, как к этому можно отнестись. Но потом, когда вслушиваешься в звуки, начинаешь чувствовать гармонию: пазл складывается, картинка вырисовывается.
Хлебников жил, устремленный в будущее. Он мечтал о мире, в котором не будет дерущихся за территорию и подданных государственных объединений, а будет одна большая человеческая семья, которая доверит правление 317-ти главам. Настанет прекрасное время, воцарятся любовь и всеобщее доверие. Государства прекратят «кормиться людьми».
Поэт, к сожалению, не дожил до этого прекрасного времени. Может быть, доживем мы – или хотя бы приблизим момент его наступления. Давайте почаще открывать томик со стихами Хлебникова. Возможно, поэт оставил потомкам рецепт прекрасного будущего, только мы пока не можем его расшифровать…
Вариант 3
После смерти этого поэта миновало уже несколько десятилетий, а споры о его творчестве продолжаются до сих пор. Одни видят в нем лишь заумного поэта, другие называю Хлебникова величайшим поэтом — новатором. Настоящее имя Хлебникова — Виктор Владимирович.
Гимназию Виктор закончил в 1898 г., в Казани и там же поступил в университет. Уже в это время он серьезно интересовался литературой, а писать начал еще в гимназии.
В 1908 г. Хлебников продолжил учебу в Петербургском университете на естественном отделении физико-математического факультета. Но через 3 года его исключили, т. к. он не внес плату за обучение.
В Петербурге он сблизился с символистами и часто бывал в знаменитой «Башне», так поэты называли квартиру главы символистов Вечаслава Иванова. Вскоре Хлебников разочаровался в стилистике символизма. В 1910 г. Хлебников опубликовал свое программное стихотворение «Заклятие смехом», которое создано на основе одного слова «смех». В 1912 г. Появился новый сборник с программой футуристов «Пощечина общественному вкусу».
Она вызывала бурю негодования не только своим содержанием. Сборник был напечатан на оберточной бумаге, и в нем все было шиворот-навыворот. Весну 1912 г. Хлебников провел под Херсоном в имении, где служил управляющим отец Д. Бурлюка. Там же в Херсоне, он издал там свою первую брошюру с числовыми и языковыми материалами — «Учитель и ученик». Хлебников мечтал о создании общечеловеческой культуры, в которой бы на равных соединились культура и искусство разных народов.
Особое внимание в своем творчестве он уделяет культуре и поэзии Востока. В поэмах «Медиум и Лейли», «Хаджи-Тархан», прозаической повести «Есир», во многих других произведениях Хлебников отражает психологию, философию, историю народов Востока, пытается найти то общее, что объединяет людей во всем мире. Весной 1922 г. Хлебников приехал в Москву с юга уже тяжело больным.
В июне того же года. Поэт умер в деревне Санталово Новогородской губернии, куда поехал к своему другу отдохнуть подлечиться. В 1960 г. Прах Виктора Хлебникова перевезли в Москву и захоронили на Новодевичьем кладбище.
Полная биография — Хлебников Велимир
Хлебников Велимир (наст. имя Виктор Владимирович) (1885–1922), русский поэт и прозаик Серебряного века, видный деятель русского авангардного искусства.
Родился 28 октября (9 ноября) 1885 в Малодербетовском улусе Астраханской губернии в семье орнитолога и лесовода, впоследствии — основателя первого в СССР заповедника. С раннего детства Хлебников сопровождал отца в поездках, вел фенологические и орнитологические записи, позже участвовал в научных экспедициях в Дагестан, вместе с братом в 1905 совершил самостоятельное научное путешествие на Урал.
Первое из его сохранившихся стихотворений начиналось строкой «О чем поешь ты, птичка в клетке. » Мать Велимира Хлебникова посвятила себя воспитанию пятерых детей, которые благодаря ей получили хорошее домашнее образование, приобрели вкус к литературе, живописи и истории.
В связи со служебными обязанностями отца семья часто переезжала. В 1897 Хлебников пошел в 3‑й класс Симбирской гимназии, затем семья переехала в Казань, где будущий поэт окончил гимназию и в 1903 поступил в университет. В годы учебы писал стихи и прозу, занимался живописью, математикой, биологией, химией, философией, изучал японский язык. Университетские профессора считали его многообещающим натуралистом.
Сам же Велимир Хлебников в 1904 писал о себе: «Пусть на могильной плите прочтут: «Он нашел истинную классификацию наук, он связал время с пространством, он создал геометрию чисел. Он нашел славяний, он основал институт изучения дородовой жизни ребенка…».
В 1908 Хлебников приехал в Петербург и поступил в университет — сначала на естественный факультет, затем на историко-филологический (оставив учебу в 1911). Сблизился с кругом символистов, посещал «среды» Вяч. Иванова и «Академию стиха» при журнале «Аполлон», где встречался с акмеистами. Хлебникова сближал с символистами интерес к мифологии, русской истории и фольклору (именно в кругу Вяч. Иванова он получил древнее славянское имя Велимир). Однако уже в эти годы у Хлебникова появились отличные от символистов и акмеистов взгляды на природу слова. С 1905, тяжело переживая поражение России в русско-японской войне и поражение Первой русской революции, он пытался вывести числовые законы Времени, влияющие на судьбы человечества.
В 1908 в журнале «Весна» было опубликовано первое стихотворение Велимира Хлебникова «Искушение грешника». Тогда же состоялось его знакомство с В. Каменским, Д. Бурлюком и др. членами группы «Гилея», к которым затем присоединились В. Маяковский и Б. Лившиц. Вскоре Хлебников стал главным теоретиком футуризма, который называл «будетлянством». Его стихи вошли в футуристический сборник «Садок судей» (1910), которым заявило о себе новое литературное движение. В том же году вышло еще несколько поэтических и теоретических книг Хлебникова — «Ряв!», «Творения 1906–1908» и др.
Знаменитый сборник футуристов «Пощечина общественному вкусу» (1912) наполовину состоял из стихов Велимира Хлебникова — «Кузнечик», «Бобэоби пелись губы…» и др. Ритмический и звуковой строй этих стихов, а также написанных к тому времени пьесы «Маркиз Дэзес» (1909–1911) и поэмы «Журавль» (1909) был ориентирован на разговорную речь. В «Пощечине общественному вкусу» была напечатана составленная Хлебниковым таблица «Взор на 1917 год», в которой он, согласно своим исчислениям законов времени, предсказал «падение государства».
В 1912 была издана книга Велимира Хлебникова «Учитель и ученик», в которой он изложил основы будетлянства как нового искусства. Его поэтико-лингвистические исследования легли в основу «заумного языка», разработанного им совместно с поэтом А. Крученыхом и воплощенного в их общей поэме «Игра в аду» (1912). В общем сборнике Крученыха и Хлебникова «Слово как таковое» (1913) о «зауми» было сказано, что она пользуется «разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями». По определению Хлебникова, в «зауми» происходит «сопряжение корней» слов, первоначально разложенных на фонетические составляющие.
С началом Первой мировой войны Хлебников начал изучать законы прошлых войн, чтобы предсказать ход текущей войны. Результатом этой работы стали книги «Битвы 1915–1917 гг. Новое учение о войне» (1915) и «Время мера мира» (1916). Неприятие мировой бойни составляет содержание поэмы «Война в мышеловке» (1915–1922) и других произведений этого периода.
В 1916 Велимир Хлебников был призван в армию и оказался в запасном полку в Царицыне, где, по его словам, «прошел весь ад перевоплощения поэта в лишенное разума животное». С помощью знакомого врача ему удалось добиться освобождения от армии. В это время поэт мечтал создать общество Председателей Земного Шара, в которое мог бы войти каждый, кто ощущает свое единство с человечеством и ответственность за его судьбу. В понимании Хлебникова, искусство имеет жизнестроительное значение в судьбе поэта-«творянина».
С необходимостью внебытового существования «творянина» связаны странствия поэта по России. Хлебников считал, что «стихи — это все равно что путешествие, нужно быть там, где до сих пор еще никто не был». Образ жизни Хлебникова точно охарактеризован в воспоминаниях поэта Н. Асеева: «В мире мелких расчетов и кропотливых устройств собственных судеб Хлебников поражал своей спокойной незаинтересованностью и неучастием в людской суетне.
Меньше всего он был похож на типичного литератора тех времен: или жреца на вершине признания, или мелкого пройдоху литературной богемы. Да и не был он похож на человека какой бы то ни было определенной профессии. Был он похож больше всего на длинноногую задумчивую птицу… Все окружающие относились к нему нежно и несколько недоуменно».
Октябрь 1917 Велимир Хлебников встретил в Петрограде. Впоследствии описал увиденное в поэме «Ночной обыск «(1921). В 1918 находился в Астрахани и описал свои впечатления в поэме «Ночь перед Советами» (1921). В 1920–1921 на Украине Хлебников стал свидетелем разгрома армии Деникина, который описал в поэмах «Ночь в окопе» (1920), «Каменная баба» (1919), в рассказе «Малиновая шашка» (1921) и др. произведениях.
Затем Хлебников приехал на Кавказ, где работал в различных газетах, в бакинском и пятигорском отделении РОСТА, в Политпросвете Волжско-Каспийского флота. Революционные события на Востоке стали темой поэмы «Тиран без Тэ» (1921). Осмысление революции как вселенского явления происходит в поэме «Ладомир» (1920), опубликованной в Харькове. Ее заглавие — неологизм, придуманный Велимиром Хлебниковым для обозначения всеобщей гармонии. В «Ладомире» создан образ неделимого человечества, объединенного с природой.
В декабре 1921 Велимир Хлебников вернулся в Москву. К этому времени относится его пророчество относительно собственной судьбы: «Люди моей задачи часто умирают тридцати семи лет». В 1922 написал «Зангези», определив жанр этого произведения как «сверхповесть» и объяснив его внутренний строй следующим образом: «Сверхповесть, или заповесть, складывается из самостоятельных отрывков, каждый со своим особым богом, особой верой и особым уставом… Это эпос сознания, эпос о мыслительном процессе, связующем прошлое и будущее человечества». Имя главного героя — непонятого пророка, «второго я» автора — произведено от слияния названий рек Ганг и Замбези, символизирующих Евразию и Африку. «Зангези» пользуется заумным языком, кроме которого в поэме использован, по словам автора, также птичий язык, язык богов, звездный язык, разложение слова, звукопись, безумный язык. В состав сверхповести введены «Доски судьбы» — составленные Хлебниковым числовые соотношения между историческими событиями.
Весной 1922, уже будучи тяжело больным, Хлебников отправился в Новгородскую губернии вместе с художником П. Митуричем.
Умер Хлебников в деревне Санталово Новгородскую губернии 28 июня 1922.
Творчество Велимира Хлебникова оказало огромное влияние как на многих крупных поэтов 20 в. — В. Маяковского, О. Мандельштама, М. Цветаеву, Б. Пастернака, Н. Заболоцкого и др., так и на развитие новых — ритмических, словотворческих и пророческих — возможностей поэзии.
После смерти этого поэта миновало уже несколько десятилетий, а споры о его творчестве продолжаются до сих пор. Одни видят в нем лишь заумного поэта, другие называю Хлебникова величайшим поэтом – новатором. Настоящее имя Хлебникова – Виктор Владимирович.
Гимназию Виктор закончил в 1898 г., в Казани и там же поступил в университет. Уже в это время он серьезно интересовался литературой, а писать начал еще в гимназии.
В 1908 г. Хлебников продолжил учебу в Петербургском университете на естественном отделении физико-математического факультета. Но через 3 года его исключили, т. к. он не внес плату за обучение.
В Петербурге он сблизился с символистами и часто бывал в знаменитой «Башне», так поэты называли квартиру главы символистов Вечаслава Иванова. Вскоре Хлебников разочаровался в стилистике символизма. В 1910 г. Хлебников опубликовал свое программное стихотворение «Заклятие смехом», которое создано на основе одного слова «смех». В 1912г. Появился новый сборник с программой футуристов «Пощечина общественному вкусу». Она вызывала бурю негодования не только своим содержанием. Сборник был напечатан на оберточной бумаге, и в нем все было шиворот-навыворот.
Весну 1912г. Хлебников провел под Херсоном в имении, где служил управляющим отец Д. Бурлюка. Там же в Херсоне, он издал там свою первую брошюру с числовыми и языковыми материалами – «Учитель и ученик». Хлебников мечтал о создании общечеловеческой культуры, в которой бы на равных соединились культура и искусство разных народов. Особое внимание в своем творчестве он уделяет культуре и поэзии Востока. В поэмах «Медиум и Лейли», «Хаджи-Тархан», прозаической повести «Есир», во многих других произведениях Хлебников отражает психологию, философию, историю народов Востока, пытается найти то общее, что объединяет людей во всем мире. Весной 1922г. Хлебников приехал в Москву с юга уже тяжело больным.
В июне того же года. Поэт умер в деревне Санталово Новогородской губернии, куда поехал к своему другу отдохнуть подлечиться. В 1960г. Прах Виктора Хлебникова перевезли в Москву и захоронили на Новодевичьем кладбище.
18 интересных фактов из жизни Велимира Хлебникова
Российский писатель-авангардист Велимир Хлебников был очень неординарной личностью. Он приложил руку к развитию футуризма в литературе, оказал огромное влияние на развитие поэтического языка иоставил потомкам наследие в виде множества великолепных произведений. Биография Хлебникова сама по себе интересна, но ознакомиться хотя бы с самыми известными его стихотворениями и рассказами однозначно стоит.
Факты из жизни Велимира Хлебникова
- Настоящее имя писателя — Виктор.
- Некоторые его произведения были опубликованы под псевдонимом «Е. Лунев».
- У Велимира Хлебникова было двое братьев и двое сестёр.
- Он родился в начитанной и образованной семье, так что книги стали его лучшими друзьями с самого детства.
- Когда он был студентом, за участие в антиправительственной демонстрации он был арестован на целый месяц, а впоследствии ещё и исключён из университета.
- В 19 лет он отправил одно из своих произведений в издательство, которое курировал Максим Горький, но оно было отвергнуто.
- Псевдоним «Велимир» ему дали знакомые писатели-символисты, с которыми он много общался на заре своей литературной деятельности.
- Произведения Велимира Хлебникова пестрят придуманными им самим словами. Некоторые из них прижились и впоследствии вошли в словари. В частности, это именно он придумал слово «самолёт».
- В университете он изучал не литературу, а математику с физикой. Это не мешало ему параллельно с учёбой писать свои первые пьесы.
- Однажды, ночуя в степи, Хлебников разжигал костёр собственными рукописями, чтобы не замёрзнуть.
- Он был дружен с Сергеем Есениным.
- В одном из своих произведений он предсказал Первую Мировую войну и Октябрьскую революцию.
- Большую часть жизни Велимир Хлебников прожил в нищете.
- Он категорически не любил читать вслух свои произведения.
- Одно время писатель жил в доме булочника Филиппова, который был поклонником его творчества, а потому согласился приютить литератора у себя.
- Во время Гражданской войны, не желая служить в белогвардейской армии генерала Деникина, Велимир Хлебников несколько месяцев провёл в психиатрической лечебнице. Интересный факт: под началом Деникина добровольцем служил другой знаменитый писатель, Валентин Катаев.
- Однажды на маскараде он нарядился римским патрицием, и в таком виде его арестовала полиция, когда он гулял по городу. Хлебников провёл ночь в полицейском участке, а наутро его не без труда вызволили друзья.
- Скончался Велимир Хлебников в глухой деревне от недоедания и гангрены, прожив всего 37 лет. Спустя четыре десятка лет его прах был перенесён с местного погоста на одно из московских кладбищ.
Биография Велимира Хлебникова
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 95.
Велимир Хлебников (1885–1922) — выдающийся авангардист, который писал стихи и прозу. Вошёл в историю как крупнейший основоположник российского футуризма. Велимир Хлебников, биография которого связана с экспериментами с русским языком, участвовал в различных реформациях словотворчества. Славился среди коллег острым умом, необычайным талантом и гениальным мировоззрением, которые как притягивали, так и отпугивали восторженных поклонников.
Ранние годы
Настоящее имя Велимира Хлебникова — Виктор Владимирович Хлебников. Он родился 28 октября (9 ноября) 1885 года в семье биолога.
С раннего детства ничего не предвещало того, что мальчик будет писать: он изучал естественные и точные науки. Затем поступил в Казанский институт, успешно его окончил, а вот в 1908 году, поступив в Санкт-Петербургское учебное заведение, не смог закончить в нём обучение.
Начало писательской деятельности
В студенческие годы Хлебников начал писать стихи. С 1908 года он начал публиковаться в литературных сборниках и постепенно входить в круг авангардистов. Стоит отметить, что он, как личность одарённая и тонко чувствующая происходящее вокруг, смог быстро завоевать симпатии своих коллег по литературе (Д. Бурлюка, А. Кручёных, которые первыми издали несколько сборников его творчества).
Футуризм
Хлебников был «кочевником»: жил то в Санкт-Петербурге, то в Москве, то в Ростове и других городах России. Пожалуй, именно жизненный опыт дал ему вдохновение для написания всех своих трудов.
Краткая биография Хлебникова включает и его заслуги перед литературным сообществом: писатель стал одним из основоположников такого течения, как футуризм. За свою жизнь он издал несколько отдельных книг. В 1916 году вышла короткая пьеса под названием «Ошибка смерти», через 5 лет — поэма «Ночь в окопе».
Следует упомянуть, что в творчестве Хлебников далеко обогнал своих современников. Он часто обращался к древнеславянской, среднеазиатской и древневосточной мифологии, черпал из неё вдохновение. Создание заумного языка также принадлежит ему: Хлебников искал в нём новые выходы своей экспрессии и художественной выразительности.
Влияние
В литературных кругах его творчество воспринималось положительно, однако консерваторы, входящие в круг людей, приближённых к власти, всегда негативно относились к его работам. Однако влияние Хлебникова было настолько велико, что оно переродилось в творчестве таких писателей, как Хармс, Тихонов, Заболоцкий и Введенский.
Самым важным было то, что он дружил с такими знаменитыми поэтами и писателями как Владимир Маяковский, Лиля Брик, Борис Пастернак, Валентин Катаев и многими другими. Именно они после его смерти подготовили и издали «Неизданный Хлебников», а также «Собрание сочинений», в котором было представлено всё творчество писателя как для детей, так и для взрослых.
Личная жизнь
Хлебников не был женат и не оставил после себя детей. Но он влюблялся: восхищался и считал музой Анну Ахматову, позже испытывал нежные чувства к сёстрам Синяковым, Вере Будберг и Ксане Богуславской.
Смерть
Как ни странно, смерть Хлебников себе напророчил, как-то раз сказав, что люди, выполняющие такую же задачу, как и он сам, уходят рано, примерно в 37 лет. К концу своей недолгой жизни он, уже изрядно поскитавшийся по России, был измотан физически и морально.
Будущий муж его сестры позаботился о поэте — увёз его в Санталово, чтобы он там встал на ноги. Но Хлебникову стало хуже — внезапно отказали ноги. Врачи лишь развели на это руками и отправили его домой. В 1922 году Хлебников скончался от пареза.
http://litfest.ru/biografii/velimir-hlebnikov.html
http://obrazovaka.ru/velimir-hlebnikov-biografiya.html