Великие Композиторы России биография

Великие русские композиторы

Мировая классическая музыка немыслима без работ русских композиторов. Россия всегда была в числе ведущих локомотивов мирового прогресса и искусства, в том числе музыки. Русская композиторская школа, продолжателем традиций которой стала советская и сегодняшняя российская школы, начиналась в 19 веке с композиторов, объединивших европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав воедино европейскую форму и русский дух.

М. И. Глинка (1804-1857 гг.)

Великий русский композитор, который сыграл огромную роль в развитии русской классической музыки. Обобщив достижения своих предшественников, он заложил основы национального музыкального стиля, открыл, подобно Пушкину в литературе, классический период в истории русской музыки. Творчество Глинки отразило передовые устремления времени. С вольнолюбивой поэзией Пушкина и декабристов его искусство сближают гуманизм, идеи патриотического служения народу.

Наибольшее значение имеют оперы Глинки, правдиво воссоздающие героику исторического прошлого, романтику национального эпоса. В тонкой лирике романсов раскрывается исполненный красоты мир чувств. Живописность и красочность свойственны его симфоническим произведениям. Открыв в народной песне неистощимый источник поэзии, Глинка сотворил подлинно демократическое национальное искусство.

Создание оперы «Иван Сусанин» (1836 г.) имело огромное значение для дальнейшего развития русской музыкальной культуры. Высокой творческой зрелостью отмечена вторая опера композитора — «Руслан и Людмила» (1842 г.). Образы народной поэтической фантазии, запечатленные в юношеской поэме Пушкина, воплотились в опере Глинки с подлинно эпическим размахом. В годы работы над «Русланом и Людмилой» были написаны также музыка к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский» (1840 г.) и многочисленные романсы.

А. П. Бородин (1833—1887 гг.)

Выдающийся композитор, видный ученый-химик, неутомимый научно-общественный деятель.

Его музыкальное наследие невелико, но разнообразно по содержанию. Интерес композитора к богатырям из русского героического эпоса отразился в опере и двух симфониях, впечатляющих мощью, силой, величавым размахом. Бородин создал неувядаемые образцы вокальной лирики. Его музыкальный стиль отмечен гармонической ясностью, тяготением к монументальности и классической завершенностью.

Щедрый мелодический дар композитора питался как русской народной песней, так и восточной музыкой. Исполнение Первой симфонии (1869 г.) принесло композитору общественное признание. Тогда же были задуманы два монументальных сочинения — опера «Князь Игорь» и Вторая симфония, которую критик В. В. Стасов впоследствии метко назвал «Богатырской» (завершена в 1876 г.).

М. П. Мусоргский (1839—1881 гг.)

Великий композитор-реалист, создатель яркого самобытного новаторского искусства. Его художественные взгляды сложились под воздействием революционно-демократических идей 1860-х гг. Музыкант видел свою цель в правдивом изображении жизни угнетенного народа, в обличении социальных уродств самодержавно-крепостнического строя. Эту цель он преследовал и при обращении к переломным периодам русской истории. «Прошедшее в настоящем — вот моя задача», — говорил Мусоргский. Он обладал даром исключительно глубокого и чуткого проникновения в психологию народа, позволившим ему создать галерею живых, неповторимо своеобразных национальных характеров.

Новизна замыслов заставляла Мусоргского искать оригинальные формы и средства музыкальной выразительности, обогатившие мировое искусство. Вершиной творчества композитора стала музыкальная драма «Борис Годунов» (1868—1872 гг.). Над операми «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка» (по Гоголю) композитор работал до конца жизни. В 1870-х гг. были созданы также баллада «Забытый» на сюжет одноименной картины В. Верещагина, цикл «Песни и пляски смерти» на слова А. Голенищева-Кутузова и фортепианный цикл «Картинки с выставки» (1874 г.).

Н. А. Римский-Корсаков (1844—1908 гг.)

Выдающийся композитор, музыкально-общественный деятель и педагог; оставил огромное творческое наследие. Оно включает 15 опер, 3 симфонии, ряд оркестровых сочинений (среди них наиболее популярны симфоническая сюита «Шехерезада» 1888 г. и «Испанское каприччио» 1887 г.), многочисленные романсы и другие произведения.

Римскому-Корсакову принадлежат также два сборника русских народных песен, фундаментальный труд «Основы оркестровки», учебник гармонии, содержательная «Летопись моей музыкальной жизни», статьи и заметки по различным вопросам музыкального искусства. Скрупулезное изучение русской народной песни позволило композитору создать знаменитые оперы «Майская ночь» (по Гоголю, 1879 г.) и «Снегурочка» (по Островскому, 1881 г.), отразившие глубокую увлеченность Римского-Корсакова национальной сказочностью и языческой мифологией.

И. Ф. Стравинский (1882—1971 гг.)

— русский композитор, дирижер и пианист, ключевая фигура музыкального модернизма, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX в. Гражданин Франции (1934 г.) и США (1945 г.). Ранние балеты — «Петрушка» (1911 г.), «Весна священная» (1913 г.) — связаны с русским фольклором, обрядностью. Творчество Стравинского при образно-стилистической многоплановости отличается целостностью и органической связью с традициями русской музыкальной культуры. Среди произведений этого композитора следует отметить оперы «Соловей» (1914 г.), «Мавра» (1922 г.), «Похождения повесы» (1951 г.), хореографическую кантату «Свадебка» (1923 г.), пантомиму с пением «Байка про лису, петуха, кота да барана» (1916 г.), балеты «Жар-птица» (1910 г.), «Орфей» (1947 г.), «Агон» (1957 г.), а также «Симфонию псалмов» (для хора и оркестра, 1930 г.).

Д. Д. Шостакович (1906—1975 гг.)

Один из крупнейших композиторов современности, выдающийся музыкально-общественный деятель, педагог. В его творчестве представлены все жанры музыкального искусства: опера и балет, симфония и концерт, инструментальный ансамбль и романс, песня и оратория, оперетта и музыка для кино и театральных постановок. Творениям Шостаковича свойственны высокая гражданственность, острота конфликтов, эмоциональная напряженность. Потрясающие, порой трагические противоречия современного мира, неутихающая борьба созидательных и разрушительных сил жизни, светлые гуманистические идеалы свободы и справедливости нашли в его лице талантливейшего толкователя.

Музыкальный стиль Шостаковича ярок и самобытен. Велико влияние на его творчество Мусоргского и Чайковского, а из зарубежных композиторов — Малера. Также огромную роль в творчестве играет творчески постигнутая русская народно-песенная традиция. Опера «Нос» (по Гоголю, 1927—1928 гг.), балеты «Золотой век» (1930 г.) и «Болт» (1931 г.), Вторая («Посвящение Октябрю», 1927 г.) и Третья («Первомайская», 1929 г.) симфонии, музыка для драматического театра и кино говорили о тяготении к злободневным темам и идеям, о стремлении к новизне музыкального языка. Наиболее крупные произведения — опера «Леди Макбет Мценского уезда» (1932 г.; во второй редакции — «Катерина Измайлова», 1956 г.), Концерт для фортепиано, трубы и струнного оркестра (1933 г.), Четвертая симфония (1936 г.).

П. И. Чайковский (1840—1893 гг.)

Великий композитор, чье имя символизирует целую эпоху в истории мировой музыкальной культуры. Его жизнь — образец непрерывного, настойчивого труда. Плодотворную работу композитора Чайковский сочетал с деятельностью педагога-воспитателя, критика-публициста, дирижера. Его творчество глубоко национально: он создал галерею замечательных образов русских людей, запечатлел картины родной природы, воспел славное героическое прошлое России. Чуткий реалист-психолог, Чайковский с огромной эмоциональной силой и жизненной правдой отразил духовный мир своих современников.

Основная идея его творчества — протест и страстная борьба против темных сил жизни, воздвигающих препятствия на пути человека к счастью. Программные симфонические произведения «Ромео и Джульетта» (1869 г.) и «Буря» (по Шекспиру, 1873 г.), а также «Франческа да Римини» (по Данте, 1876 г.) наметили ту трагическую линию, которая выявилась особенно ярко в последние годы жизни композитора. К 1878 г. Чайковский закончил Четвертую симфонию и оперу «Евгений Онегин» — гениальные произведения, которые ознаменовали расцвет его творчества и сыграли решающую роль в последующем развитии русской оперы и симфонии.

Великие русские композиторы

Великие русские композиторы

Русская классика — это важная часть мирового культурного наследия. Она самобытна и прекрасна, ее отличает особый характер и неповторимое величие. Русские композиторы писали свои произведения вне времени. В XXI веке они по-прежнему звучат мощно и современно. Мы составили список великих русских композиторов, которыми можно гордиться.

  1. Михаил Иванович Глинка (1804—1857)
  2. Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887)
  3. Модест Петрович Мусоргский (1839—1881)
  4. Пётр Ильич Чайковский (1840—1893)
  5. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908)
  6. Александр Николаевич Скрябин (1872 — 1915)
  7. Сергей Васильевич Рахманинов (1873 — 1943)
  8. Игорь Федорович Стравинский (1882-1971)
  9. Сергей Сергеевич Прокофьев (1891—1953)
  10. Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 — 1975)

Михаил Иванович Глинка

Михаил Иванович Глинка — не только основоположник русской классики. Он был первым, кто добился широкого признания за рубежом. Его произведения легли на основу русской народной музыки, в свое время Глинка стал в этом вопросе новатором. Михаил Иванович лично знал величайших литераторов своего времени: А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова, А.А.Дельвига. Благодаря своей поездке по Европе, длившейся несколько лет, великий русский композитор впитал и мировой опыт.

Успех настиг его после выхода оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») (1836). Она получила восторженные отклики. В.Ф.Одоевский назвал оперу так: «новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период — период Русской музыки». Вторая опера эпическая «Руслан и Людмила» (1842) была встречена публикой не так тепло. Это был трудный период в жизни композитора, Россия переживала смерть Пушкина. Опера была оценена позже, для страны того времени она оказалась слишком новаторской. В 1990-х годах «Патриотическая песня» Михаила Глинки была официальным гимном Российской Федерации.

«Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой», — говорил Михаил Иванович Глинка.

Александр Порфирьевич Бородин

Великий русский композитор Александр Бородин обладал многими талантами. Ученый-химик, врач, педагог и литератор писал музыку, ставшую шедевром русской классики. Интересно, что у Александра Бородина не было профессиональных учителей, искусство писать музыку он освоил сам. Толчком к творчеству стали женитьба на известной пианистке Е.С.Протопоповой и восхищение произведениями М. Глинки.

Бородин много путешествовал с гастролями, его центральное произведение — опера «Князь Игорь» (1869-1890), образец национального героического эпоса в музыке и которую он, по злой иронии судьбы, не успел закончить (ее завершили друзья композитора А.А.Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков).

Александра Бородина также называют «отцом русской симфонической музыки».

Модест Петрович Мусоргский

Модест Петрович Мусоргский — не просто великий русский композитор и член член «Могучей кучки», но и великий новатор. Его творчество потрясало и опережало время. В своих грандиозных произведениях — операх «Борис Годунов» и «Хованщина» он показал страницы русской истории так, как никто до этого не смог этого сделать в русской музыке.

Специфическая мелодика и новаторская гармония Мусоргского стали основной для музыкального развития 20 века и сыграли важную роль в становлении стилей многих мировых композиторов.

«Звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны без утрировки и насилования сделаться музыкой правдивой, точной, но художественной, высокохудожественной», — говорил Модест Мусоргский.

Петр Ильич Чайковский

Петр Ильич Чайковский стал одним из первых «профессиональных» композиторов. Теорию музыки и композицию он изучал в новой Санкт-Петербургской консерватории. Академические навыки и талант помогли ему стать композитором мирового уровня. Наследие Моцарта, Бетховена и Шумана Петр Ильич Чайковский сочетал с русскими традициями, унаследованными от Михаила Глинки.

Он был не только композитором, работал педагогом, дирижером, критиком, общественным деятелем, выступал в двух столицах, гастролировал в Европе и Америке.

Произведения Чайковского любимы многими, потому что его музыкальный диалог со слушателем был практически универсален: его музыка отражала образы жизни и смерти, любви, природы, детства, духовная жизнь русского народа.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков должен был продолжить семейную традицию. Он стал морским офицером, на военном корабле обошел много стран Европы и двух Америк, но музыкальный дар, унаследованный от матери, определил судьбу великого русского композитора.

Центральное место в его музыкальном наследии занимают оперы. Это 15 произведений, которые демонстрируют разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений Римского-Корсакова. Все они имеют особый почерк — мелодичные вокальные линии на фоне оркестровой музыки. Ключевыми темами произведений Римского-Корсакова были русская история и мир сказки и эпоса. Его даже называли «сказочником».

Александр Николаевич Скрябин

Александр Николаевич Скрябин творил на фоне трудных и горьких событий начала XX века. Пережил он и личную трагедию — его мать умерла рано, а отец служил послом в Персии и не мог уделять сыну достаточно времени и внимания. Отдушиной юного Александра Скрябина стала музыка.

Когда вышли Третья симфония («Божественная поэма»), симфоническая «Поэма экстаза», «Трагическая» и «Сатаническая» фортепианные поэмы, 4 и 5 сонаты и другие произведения, стало ясно, что в русской классической музыке появились новые шедевры.

Величайшей новаторской работой того времени стал «Прометей» («Поэма огня»), в которой Скрябин отступил от традиционной тональной системы.

«Иду сказать им (людям) — чтобы они… ничего не ожидали от жизни кроме того, что сами могут себе создать… Иду сказать им, что горевать — не о чем, что утраты нет. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его», — говорил Александр Скрябин.

Сергей Васильевич Рахманинов

Сергея Васильевича Рахманинова называли самым русским композитором. Но он был не только композитором, а еще талантливым пианистом и дирижером.

Рахманинов родился в Новгородской губернии, с четырех лет начал заниматься музыкой под руководством матери. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, после 3-х лет обучения перевелся в Московскую консерваторию и окончил ее с большой золотой медалью.

Слава пришла к нему быстро, но не обошлось и без творческих кризисов. Провал «Первой симфонии» помог переосмыслить творчество и Рахманинов смог писать музыку, объединившим русскую церковную песенность, уходящий европейский романтизм, современные импрессионизм и неоклассцизм. В этот творческий период рождаются лучшие его произведения, среди которых 2 и 3 фортепианные концерты, Вторая симфония и его самое любимое произведение — поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра.

«Самое высокое качество всякого искусства — это его искренность», — считал Сергей Васильевич Рахманинов.

Игорь Федорович Стравинский

Игорь Федорович Стравинский стал лидером неоклассицизма в музыке. Он свободно комбинировал жанры, формы, стили, выбирая их из столетий музыкальной истории и подчиняя своим собственным правилам.

Серия трех балетов: «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913) моментально вывели Стравинского в ряды композиторов первой величины.

В творчестве Ставинского выделяется одна уникальная черта — «неповторяемость», его называли «композитором тысячи одного стиля». Его произведения отличают постоянная смена жанра, стиля, направления сюжета. Он был космополитом и жил во многих странах, но всегда считал «я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в ее скрытой природе».

Сергей Сергеевич Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев был одарен с раннего детства. С 5 лет он писал музыку, а уже в 9 создал две оперы. В 13 лет он сдал экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию, среди его учителей был Н. А. Римский-Корсаков.

Несмотря на то, что в начале карьеры музыкальный мир встретил его творчество резкой критикой, он придерживался модернистского стиля. Гениальный парадокс его музыки состоял в том, что рушив академические каноны, структура его композиций оставалась верна классическим принципам.

Самыми яркими его произведениями стали оперы «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке»; балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», ставшие новым эталоном мировой балетной музыки; оратория «На страже мира»; музыка к фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный»; симфонии № 5,6,7; фортепианные работы.

«Может ли художник стоять в стороне от жизни. Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своем искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…», — говорил Сергей Прокофьев.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Дмитрий Шостакович — самый исполняемый русский классический композитор. Величие его творчества заключается в том, что личная трагедия человека переплетается в нем с судьбой всего народа, истории, которые он рассказывал языком музыки были эмоциональными и яркими.

Уже в начале 20-х, к окончанию консерватории, Шостакович имел багаж собственных произведений и входил в число лучших композиторов страны. Мировая слава пришла к нему после победы в 1-м Международном конкурсе Шопена в 1927 году.

Шостакович любил эксперименты с жанрами и стилями, а величайшим его произведением считают оперу «Леди Макбет Мценского уезда».

Шостакович был убежденным гуманистом. Он говорил «настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи».

Великие русские композиторы

Без работ этих великих русских композиторов невозможно представить себе мировую классическую музыку. Их произведения, а именно русская классика — неотъемлемая часть культурного достояния. О каждом из этих выдающихся композиторов можно говорить бесконечно. Мы постарались список известных композиторов России и дать по каждому из них краткую и полезную информацию. Узнать список произведений каждого композитора можно, кликнув по его ФИО.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Дмитрий Шостакович родился 25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге в музыкальной семье. Часто по вечерам в их доме устраивались концерты, которые сыграли свою роль в развитии и становлении Шостаковича, как настоящего музыканта и личности. Первую работу-фортепианную пьесу, написал в 9 лет. В возрасте 13 лет поступает в Петербургскую консерваторию на класс фортепиано и композиции. Через 2 года, желая улучшить финансовое положение семьи, начинает работать музыкальным иллюстратором. Юноша великолепно импровизировал, сочинял музыкальные картины прямо на ходу. В 18 лет Дмитрий написал первую симфонию, которую в 1926 году исполнили на Ленинградской большой сцене. Уже через несколько лет она звучала в залах Германии и Америки. Так до Шостаковича пришел успех.

После окончания консерватории он не мог определиться, кем он хочет быть – исполнителем или автором. В свое время пытался совмещать, но до 30-х годов ХХ века выступал сольно. Шостакович исполнял листа, Баха, Шопена, Прокофьева, Чайковского. В 1927 году в Варшаве на Международном конкурсе им. Шопена ему вручили почетный диплом.

Через некоторое время он отказался от славы пианиста и начал искать свой стиль путем множества экспериментов. Дмитрий Шостакович пробовал себя в песнях, опере, музыке для театра и кино, балетах и фортепианных пьесах, а также симфонии.

В 1937 году он стал вести в Ленинградской консерватории класс композиции. Через 2 года Шостакович стал профессором. В годы Великой отечественной войны композитор остался в блокадном Ленинграде и работал над своей 7-й симфонией. Ее выполнили 29 марта 1942 года в Доме Союзов в Колонном зале. За симфонию ему вручили Сталинскую премию.

Композитор в 1943 году переезжает в Москву и вплоть до 1948 года занимается преподаванием в Московской консерватории. Отношения с советской властью у Шостаковича были непростые. Его то ставили под цензуру, то награждали своей благосклонностью. В 1957 году Шостаковича взяли на пост секретаря Союза композиторов СССР и Союза композиторов РСФСР.

Умер Дмитрий Шостакович 9 августа 1975 года в Москве.

Сергей Сергеевич Прокофьев

Прокофьев был очень острым в раннем своем творчестве. Он вспоминает в своей автобиографии, что писал что-то, чтобы поиздеваться над профессором. Он говорит так, а я сделал наоборот.

Ростропович рассказывает, что приходит он к Прокофьеву и тот говорит: «Слава, смотри, я написал такое место соль диез внизу, очень неудобная нота для трубы и труба будет повторять это место энное количество раз». Ростропович говорит: «Это очень неудобно, поменяй инструменты. А Прокофьев говорит: «Ну ты только представь — играют, играют и как только доходят до этого места, я представляю этого трубача, который краснеет. Ему надо это играть в очень низкую ноту чисто попасть . мучиться-мучиться! Представь, как красиво будет!»

Слава и известность пришли к нему быстро. Уже через 5 лет после первого концерта (в 1908г., на котором, кстати, один из музыкальных критиков скажет: «Этот, конечно, еще покажет себя миру»), Прокофьев отправился в тур по Европе.

Прокофьев любил эпатаж. Он постоянно нарушал каноны, отстаивая свою творческую позицию. И когда в 1934 году Сергею Прокофьеву присвоили звание почетного члена музыкальной академии в Риме он, с присущим ему чувством юмора, сказал: «Когда-то опрокидывал основы, а теперь записан в академики».

Известный кинорежиссер Сергей Эйзенштейн, для фильмов которого Прокофьев написал музыку, как-то пошутил: «Когда Прокофьев сам танцует, он всегда оттаптывает дамам ноги. Он настолько привык к разложению ритма, что обыкновенный, нормальный человеческий ритм для него труден, у него ноги под это не ходят».

Кстати, всех, кто был лично знаком с Сергеем Прокофьевым, поражало разнообразие его интересов.

Например, он был очень хорошим шахматистом (имел первую категорию). «Шахматы — это музыка мысли»- любил повторять композитор. В 1914 году Прокофьев выиграл шахматную партию у Капабланки (который станет чемпионом мира по шахматам в 1921г.).

Также Сергей Прокофьев мог бы стать выдающимся писателем. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать его «Автобиографию» или «Рассказы». А еще, в течение 26 лет, он вел подробный личный дневник.

Список увлечений Прокофьева можно было бы продолжить, но смыслом, содержанием и формой его жизни была музыка. «Считать его рабочим временем только то часы, которые он проводил непосредственно за инструментом или за письменным столом, было бы неверно. Что бы он ни делал в остальное время, мысли его беспрестанно возвращались к музыке. В такие моменты по лицу выражению глаз Сергея Сергеевича можно было заметить, что он как бы отключался от окружающего, а пальцы рук его, сидел ли он, отдыхал в кресле, разговаривал ли с друзьями, лежал ли больной в постели, часто двигались как бы по невидимой клавиатуре» ( из воспоминаний М. Мендельсон-Прокофьевой).

Его наследие — это 130 музыкальных произведений, которые охватывают почти всю палитру музыкальных жанров. К сокровищнице мировой музыки вошли такие шедевры, как оперы «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир», балеты «Золушка» и «Ромео и Джульетта», симфонии №5,6,7,симфоническая сказка «Петя и Волк».

«Ромео и Джульетта»— мирового масштаба балет. Абсолютно уникален по своей образной сфере — прокофьевской. А с другой стороны есть такое произведение, «Здравица» называется. Оно написано на юбилей Сталина. Это его характер — надо так — я и так могу. Музыка супер профессиональная, очень качественно сделанная, изящная, только слова там о Сталине. Это тоже говорит о портрете композитора, когда он считает, что его профессионализм, его творческое видение — важнее всего. Вот как говорят гений и вор — вот это совпадает в личности Прокофьева на 100 процентов».

Ромен Роллан сказал, что гений не состоит в том, что он нового изобретет, а в том как он умеет синтезировать вещи, которые вокруг него. Прокофьев очень хорошо синтезировал замечательную лирику, он синтезировал ощущение XX века механического движения. Вместе с тем, что интересно, — у Прокофьева наивная детская лирика где-то моцартовского плана. В то же время за каждым разом синтезируется это все и получается неповторимое уникальное произведение.

Сергей Прокофьев создал свой звуковой мир. Поэтому его музыка легко узнается, даже с ранних опусов.

В искусствоведении, среди исследователей, уже сформировалось мнение о том, что истинно великий оригинальный художник обязательно влияет на процесс развития искусства. Бесспорно, что без Сергея Прокофьева мир искусства был бы иным, а значит, его творчество повлияло на развитие мировой музыки.

Игорь Федорович Стравинский

Игорь Фёдорович Стравинский — русский композитор. Гражданин Франции и США. Один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века

Сергей Васильевич Рахманинов

Сергей Васильевич Рахманинов — русский композитор, пианист и дирижер. родился 20 марта (1 апреля 1873 года) в селе Онег, расположенном в Новогрудской губернии. Он умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, штат Калифорния.
Уже в возрасте 4 лет Рахманинов интересовался фортепианной музыкой. Спустя всего девять лет Рахманинов присоединился к петербургской консерватории. С 1888 года Рахманинов продолжил обучение в Московской консерватории. Будучи выдающимся учеником, он познакомился с Петром Чайковским, который оказал огромное влияние на музыкальную карьеру Рахманинова. В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию по двум специальностям: пианист и композитор.

После окончания учебы Рахманинов отправился в свой первый тур по России. В то время Рахманинов уже был известен в музыкальном сообществе как композитор оперы «Алеко» и прелюдии на соль минор, которая позже принесла Рахманинову всемирную известность. Будучи всего лишь 20 летним молодым человеком, Рахманинов учился в одной из московских школ.

Хотя Рахманинов вскоре был известен как композитор, пианист и дирижер, его «Первый фортепианный концерт» и «Симфония No 1» оказались безуспешными. По этой причине Рахманинов пережил глубокий нервный срыв. В течение нескольких лет он не мог сочинять. Ему пришлось лечиться у психиатра, чтобы восстановить нервы.

В 1901 году Рахманинов написал одну из самых известных работ: «Второй фортепианный концерт». С самого начала эта песня получила очень хорошие оценки, что побудило Рахманинова продолжить работу в качестве композитора. Вскоре после премьеры Второго концерта Рахманинов ненадолго стал дирижером в Большом театре в Москве. В 1906 году Рахманинов отправился в Италию, а затем три года жил в Дрездене. В 1909 году Рахманинов отправился в большой тур по Америке, где прославился как пианист и дирижер. После Октябрьской революции Рахманинов решил эмигрировать. Он поселился в Соединенных Штатах, где он умер, в Беверли-Хиллз 28 марта 1943 года.

Благодаря многократным экскурсиям по США и Европе Рахманинов прославился как один из величайших пианистов своего времени. Он также был широко признан самым талантливым дирижером.

Любопытный факт. Рахманинов жертвовал деньги на нужды Красной Армии в войне против нацистской Германии. Помимо денег, была добавлена записка такого содержания: «От одного из русских, который верит в полную победу русского народа против врага».

Александр Николаевич Скрябин

Александр Николаевич Скрябин родился 25 декабря 1971, а умер 14 апреля 1915 года в Москве — известный русский пианист, композитор, педагог. Его называют ярким представителем символизма в музыке. Скрябин обладал особым чувством цвето-музыкальной синестезии, что не могло не отразиться на его поздних произведениях. Немаловажную роль в музыке Скрябина играл мистицизм.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 марта 1844, умер 8 июня 1908 — известных русский композитор, дирижер, общественный деятель, педагог и музыкальный критик. Состоял в «Могучей кучке». Среди его сочинений насчитывается около пятнадцати опер, три симфонии, множество инструментальных концертов, симфонических произведений, кантат. Особое внимание в своем творчестве уделял камерно — инструментальной, вокальной и духовой музыке.

Пётр Ильич Чайковский

Петр Ильич Чайковский (1840-1893 гг.) родился в г. Воткинске, где отец его был управителем завода. Мать Чайковского хорошо пела, и мальчик с раннего детства любил слушать ее пение.

Когда Пете пошел десятый год, его отвезли в Петербург в училище правоведения, по окончании которого он поступил на службу в Министерство юстиции. В 1862 г. Открытие консерватории в Петербурге натолкнуло Чайковского на решительный шаг: он поступил в консерваторию. Занятия у Чайковского проходили настолько успешно и так захватили его, что в 1863 г. он оставил службу и всецело отдался музыке.

Через три года после поступления в Петербургскую консерваторию Чайковский окончил ее и вскоре переехал в Москву, куда его пригласили для преподавания теоретических предметов в открывшейся там консерватории.

Чайковский преподавал в Московской консерватории одиннадцать лет, с некоторыми деятелями этого заведения он сдружился на всю жизнь. Ближайшим его другом был организатор и директор Московской консерватории Николай Григорьевич Рубинштейн — первый исполнитель большинства произведений Чайковского: пианино — как пианист и оркестровых — как дирижер.

Педагогический труд был обузой для Чайковского, потому что отвращал его от основной цели — Писания музыки. Все-таки за этот период Чайковский написал много различных произведений: три великие симфонии, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» по сюжету Шекспира и «Франческа да Римини» по сюжету Данте, балет «Лебединое озеро», три квартета, 1-й фортепианный концерт и другие сочинения. Вершиной творчества этого периода являются два гениальных произведения, которые он начал в 1877 г.,-опера «Евгений Онегин» и 4-я симфония. Но труд над ними был прерван нервным заболеванием. Осенью этого же года брат Петра Ильича повез его за границу на лечение.

К педагогической работе Чайковский больше не возвращался и все время отдавал творческой деятельности.

До 1885 г. Чайковский находился в разъездах, нигде долго по останавливаясь. В основном его жизнь складывалась так: зиму он проводил за границей, лето-в основном в Украине в Каменке, у сестры А. И. Давыдовой, с которой его связывала глубокая любовь и дружба и семью которой он очень любил. Такой образ жизни, который позволил Чайковскому отдаться творчеству, стал возможным благодаря неожиданной материальной помощи, которую он получил от богатой меценатки Н. М. фон Мекк, которая безгранично любила музыку Чайковского. Узнав о состоянии здоровья Чайковского, она предложила ему ежегодную субсидию. Сохранившаяся переписка между ними дает богатый материал для изучения жизни и творчества композитора.

В период частых разъездов, в так называемый второй период своей деятельности, Чайковский закончил оперу «Евгений Онегин», 4-ю симфонию и написал целый ряд крупных произведений, среди которых следует отметить оперу «Мазепа» на сюжет поэмы Пушкина «Полтава», три симфонические сюиты, много фортепианных пьес и романсов.

В 1881 г. умер друг Чайковского — М. Г. Рубинштейн. Его памяти Чайковский посвятил свое единственное трио для скрипки, виолончели и фортепиано, дав заглавие ему «памяти великого артиста». Трио производит глубокое впечатление своим скорбно-драматическим содержанием.

Постепенно Чайковского начали тяготить его частые переезды, ему хотелось постоянно жить на родине, среди русских людей и родной природы. С 1885 г. Чайковский поселился в окрестностях г. Клина, вблизи Москвы, чтобы избежать шума и суеты большого города и в то же время, как он сам выражался, «быть на дороге между Москвой и Петербургом». Возможность пребывания среди природы, которую он очень любил, жизнь на селе особенно его привлекали.

Популярность Чайковского в эти годы быстро растет. Музыка его и в Российской империи, и за рубежом снискала признание и большую любовь. Чайковский сам начинает исполнять свои произведения как дирижер и пользуется неизменным успехом. С 1887 г. он вновь совершает ряд концертных поездок по России и за рубежом. Последние годы жизни Чайковский провел в Клину. В доме Чайковского после его смерти был открыт музей, в котором собраны ценные материалы о жизни и творчестве великого композитора.

Огромную работу по организации музея, сбору материалов о жизни и творчестве Чайковского проделал его брат — Модест Ильич. Литературно одаренный человек, большой друг Петра Ильича, он много помогал ему в написании либретто для его опер и написал первую подробную биографию Чайковского.

Последние годы жизни Чайковского были вершиной его творчества. В этот период он создал 5-ю и 6-ю симфонии, оперы «Пиковая дама» и «Иоланта» (либретто к обеим операм написал Модест Чайковский), балеты «Спящая Красавица» и «Щелкунчик», ряд романсов и фортепианных пьес.

Последним произведением Чайковского, его «лебединой песней» было 6, «Патетическая симфония», написанная им летом 1893 г. В октябре этого же года в Петербурге в симфоническом концерте под управлением Чайковского была впервые исполнена эта симфония.

25 октября 1893 г. после внезапной непродолжительной болезни П. И. Чайковский умер.

Модест Петрович Мусоргский

Мусоргский — великий композитор, который состоял в «Могучей кучке». Своим творчеством воспевал русскую историю, красоту традиций и культуры, национальную самобытность.

Творчество Мусоргского является ярко национально-выраженной, что отразилось в гармоничных и мелодических особенностях его музыки, обращении к русскому фольклору и национальным сюжетам. В своих самых известных операх — «Борис Годунов» и «Хованщина», композитору удалось показать неизвестные ранее в истории музыки горизонты по глубине раскрытия образа простого народа.

Александр Порфирьевич Бородин

Отцом композитора был грузинский князь Лука Семенович Гединов (Giedwaniszwili), который влюбился в мещанку — Авдотию Антонову. Не было вопроса о браке и официальной регистрации ребенка. Согласно обычаю, мальчик (родился 12 ноября 1833 года в Санкт-Петербурге) был записан сыном крепостного слуги князя — Порфирия Бородина. Александр обучался дома, под присмотром своей матери. Он был всесторонне талантливым: он свободно говорил на трех языках и добился больших результатов в точных науках. Он начал свое музыкальное образование в возрасте 8 лет, когда было замечено, что он может сыграть мелодию военного марша на фортепиано . Он также научился играть на флейте , виолончели и скрипке, Когда ему было 9 лет, он сочинил свою первую пьесу под названием «Елена» , а затем написал фортепианный концерт и несколько камерных работ.
Маленький Бородин также интересовался органической химией, и муж матери — военный врач воодушевил его провести независимые эксперименты в этой области.

Когда Александру исполнилось 17 лет (1850), он поступил в престижную Медицинскую и хирургическую академию в Санкт-Петербурге.
Он изучал ботанику, зоологию, кристаллографию, анатомию и химию, и окончил в 1856 году с самым высоким отличием. Затем он начал работать лектором по химии, а также переводчиком научных книг. Вместе с группой студентов он отправился в Германию на четырехлетнюю стажировку, где у него была возможность встретиться с Дмитрием Менделеевым. Там, в Гейдельберге, он встретил любовь к своей жизни — пианист Екатерина Протопопову, которая в 1863 году стала его женой. Именно она познакомила Бородина с музыкой Фридерика Шопена и Роберта Шумана и все время поддерживала его музыкальные амбиции.
Одновременно Бородин продолжил научную карьеру: в 1858 году получил степень доктора наук на основании диссертации «О подобии фосфорной и мышьяковой кислот в химическом и токсикологическом отношении». Он также занимался целебными свойствами минеральных вод из-за болезни его жены. В 1964 году он был назначен профессором химии в Медицинской академии. Там он преподавал и проводил исследования, плодом которых стала публикация около 40 научных работ по химической тематике.

Когда в 1862 году он встретил Милию Балакирева, Николая Римского-Корсакова, Цезаря Цуя и Модеста Мусоргского, его музыкальные интересы расцвели. Используя инструкции Балакирева, он начал сочинять более регулярно и стал частью группы композитора, называемой Большой пятеркой.
Используя инструкции Балакирева, он начал сочинять более регулярно и стал частью группы композитора, называемой Большой пятеркой.

Однако он был так занят, что музыке он мог уделять только свое свободное время. Он называл себя „воскресным композитором”, занимающимся творческой работой между одним химическим экспериментом и другим. Музыку свою писал, впрочем, аналогично проведению научных экспериментов — с большим вниманием к деталям.

Самые известные произведения Бородина — три симфонии , два струнных квинтета и, прежде всего, опера Князь Игорь . Он начал сочинять ее в 1869 году и трудился 18 лет, но он не смог закончить работу. В 1887 году Римский-Корсаков помог ему организовать еще один его фрагмент — половецкие танцы , которые с тех пор исполнялись как самостоятельная концертная песня. Только после смерти композитора работа была завершена Римским-Корсаковым и Глазуновым.

Композитор умер внезапно от сердечного приступа 27 февраля 1887 года, принимая участие в костюмированном балу профессоров Медицинской Академии в Санкт-Петербурге. Его жена умерла несколько месяцев спустя.

Бородин был любимым студентами преподавателем. Он занимательно вел лекции и у него всегда время для всех, кто хотел с ним поговорить.

Бородин горячо поддерживал борьбу за права женщин в области образования: используя свое научное положение и возможности, он способствовал созданию женской медицинской школы в Санкт-Петербурге.

Михаил Иванович Глинка

Михаил Иванович Глинка (20 мая [1 июня] 1804 — 3 [15] февраля 1857, Берлин) — русский композитор, основатель русской классической музыки.

Михаил Иванович Глинка родился в 1804 г. в Смоленской губернии. Детские и юношеские годы Глинка провел в имении своих родителей. Близкое знакомство с народной песней и крепостным оркестром оказали большое влияние на его дальнейшее развитие. Благодаря этому Глинка познакомился с оркестровыми инструментами, с разнообразными народными песнями в оркестровом звучании, а также с музыкой зарубежных композиторов.

С 11 лет Глинка обучался игре на фортепиано, он проявил большие способности и пылкую любовь к музыке. «Музыка-это душа моя», говорил он.

В 13 лет Глинку отвезли в Петербург, где он учился в благородном пансионе при Педагогическом институте. В благородном пансионе Глинка проучился 4 года, не прерывая занятий музыкой; он брал уроки фортепианной игры, немного занимался пением, изучал теорию музыки. В это время Глинка начал свои первые композиторские попытки и настолько удачно, что вскоре после окончания пансиона снискал славу талантливого пианиста — импровизатора и молодого композитора.

Во время дальнейшего пребывания в Петербурге Глинка сблизился с группой молодежи, среди которой были большие любители музыки. Он пишет целый ряд вокальных произведений, в частности романсы «Не искушай меня, умоляю», «Ой ты душенька, красна девица»,»Ой ты, ночь ты, ноченька» и др.

В 1830 г. Глинка уезжает за границу, где проводит почти 4 года, из них 3 года — в Италии. Он основательно изучает итальянскую оперу, особенно искусство bel canto (хорошего пения). За границей он написал немало произведений, которые были изданы в Италии. Потом Глинка почувствовал разочарование и неудовлетворенность своей творческой работой.

Портрет молодого Михаила Глинки

В 1834 г. он возвращается в Россию и начинает труд над своей первой крупной национальной оперой «Иван Сусанин». Глинку захватил драматизм сюжета и возможность широкого показа жизни и чувств своего народа. В основу музыки Глинка положил характерные черты русской крестьянской песни. Благодаря этому опера приобрела глубоко народный характер.

Опера «Иван Сусанин» была принята к постановке. В конце 1836 г. состоялось первое ее исполнение. Внешне успех оперы был довольно велик. По желанию царя Николая и опере было дано другое название — «Жизнь за царя». Однако музыка оперы осталась чужой и непонятной придворной, аристократической публике и вызвал уничижительную оценку — «кучерской музыки». Это объяснялось тем, что публика привыкла преимущественно к итальянской опере, а музыка Глинки, как глубоко Народная, не могла понравиться ей. Чуждым для этого рода публики было и содержание оперы, в которой впервые на сцене придворного театра были показаны народные образы.

После постановки «Ивана Сусанина» Глинка в течение ближайших нескольких лет осуществляет интенсивную деятельность как музыкант-педагог и как композитор. Педагогическую деятельность Глинка вел в Придворной певческой капелле, где в течение нескольких лет преподавал песнопения.

После оставления капеллы Глинка наряду с композиторской деятельностью продолжал педагогическую работу с певцами-любителями и профессионалами. В этой области он дал так много ценного, что его можно считать одним из основателей русской вокальной школы. Наряду с постановкой голоса много внимания уделял Глинка сознанию и выразительности исполнения.

Постепенно композитор отходит от придворного,светского общества и сближается с кругом литераторов, поэтов, художников, которые собирались у его друга — поэта Кукольника. В эти годы Глинка создает большинство своих лучших произведений: музыку к трагедии Кукольника «Князь Холмский», «Вальс-фантазию» для симфонического оркестра, большинство из своих лучших романсов, в частности романс «Я помню Миг чудесный», и оперу «Руслан и Людмила».

Сюжет поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» привлек внимание Глинки еще в 1836 г. Глинка рассказал Пушкину о своем намерении использовать поэму для написания оперы. Великий поэт заинтересовался этим и хотел внести изменения в поэму, чтобы сделать либретто, но смерть помешала ему осуществить этот замысел.

В 1842 г. опера «Руслан и Людмила» была закончена, принята к постановке, и ровно через шесть лет после первой постановки «Ивана Сусанина» петербургская публика услышала новый, гениальное произведение Глинки. Однако удивительное обаяние этой оперы — ее новизна музыкального языка, глубокая народность, богатство мелодии и оркестровых красок — все это осталось совершенно непонятным для большинства тогдашней публики.

Глинка воспринял неудачу очень болезненно. Он начинает думать об отъезде за границу. Осуществить ему это удалось в 1844 г. Почти год прожил Глинка в Париже, где впервые исполнялись в симфонических концертах отрывки из его опер. Потом два года он пробыл в Испании, куда его привлекла богатая и своеобразная испанская народная музыка. Уже в Испании Глинка создал одну из своих замечательных испанских увертюр на народные танцевальные темы — «Арагонскую хоту».

В 1848 г. Глинка вернулся на родину, но следующие десять лет он провел в постоянных переездах. Нигде он не находил себе покоя, все время чувствовал неудовлетворенность и гнет суровой тогдашней российской действительности. Полнейшее непонимание и непризнание публикой его музыки, отсутствие поддержки его высокой творческой задачи — создание национальной русской музыки — все это подавляло Глинку и вызывало упадок сил и энергии. За этот период Глинка написал испанские увертюры «ночь в Мадриде» и симфоническую фантазию на две русские темы «Камаринская».

В последние годы жизни Глинка сблизился с группой молодых музыкантов, среди которых большую роль начали играть Балакирев. Общение с молодыми, полными энтузиазма музыкантами, воодушевленными идеей развития своего национального музыкального искусства, вселяло Глинке веру в будущее российской музыки. В лице молодого Балакирева Глинка видел своего преемника и продолжателя.

В 1856 г. Глинка снова уехал в Берлин, где и умер в 1857 г. Прах Глинки был перевезен в Петербург.

Антон Степанович Аренский

Если бы музыкантам и поклонникам музыки конца прошлого и начала текущего века сказали бы, что творчество Аренского будет мало кто знать, то они бы в это не поверили. Оперы, камерная и симфоническая музыка, произведения для фортепиано и романсы, которые создал этот великий композитор ставились в лучших театрах, их исполняли великие артисты. Публика и критика хорошо принимала музыку Аренского, которые постоянно были на слуху.

Свое начальное музыкальное образование он получил еще в лоне семьи. Его отец очень любил музыку, хотя был врачом, а мать была хорошей пианисткой. Аренский продолжил свое музыкальное образование в Петербурге, в 1882 году он закончил класс композиции в консерватории. Он уже тогда проявлял свой яркий талант, хотя занимался и неровно, но обучение закончил с золотой медалью. После молодого музыканта пригласили преподавать в Московской консерватории теоретические предметы, а затем и композицию.

Аренский в Москве сблизился с Танеевым и Чайковский, который определил направление его музыкального творчества.Именно по просьбе Танеева, Чайковский передал Аренскому либретто из его уничтоженной оперы «Воевода». Композитор на его основе создал оперу «Сон на Волге», которая была поставлена в московском Большом театре в 1890 году. Оперу хорошо приняли и даже Чайковский называл ее лучшей, превосходной русской оперой. Еще одна знаменитая опера «Рафаэль» заставляла восхищаться как коллег — музыкантов, так и широкую публику.

Кроме создания музыки, Аренский в Москве продолжал работу в консерватории, создавал учебники, по которым обучались многие знаменитые музыканты. В его классе обучались Скрябин, Глиэр, Корещенко, Рахманинов и Конюс.

Вскоре, благодаря рекомендациям Балакирева, Аренский был приглашен на пост управляющего Придворной певческой капеллой в Петербурге. Эта была почетная должность. За шесть лет он создает мало музыкальных произведений. Активно сочинять он начинает лишь в 1901 году, когда вновь начал выступать на концертах и освободился от службы. Однако, вскоре он заболевает туберкулезом, от которого вскоре и умирает.

Исполняли музыку Аренского многие известные певцы того времени, среди которых был и Шаляпин — он пел балладу «Волки», «Детские песни», «Менестреля».

Лядов Анатолий Константинович

Анатолий Константинович Лядов (1855-1914) — известный русский композитор, педагог, дирижер и преподаватель консерватории в Санкт — Петербурге. Участвовал в Беляевском кружке. Считается мастером фортепианной и симфонической миниатюры.

Известный фольклорист — составитель сборников русских народных песен, а также симфонических картин «Баба-Яга» и «Кикимора».

Милий Алексеевич Балакирев

Милий Алексеевич Балакирев, родился (21 декабря). 2 января 1837 в Нижнем Новгороде, умер (16 мая) 29 мая 1910 в Санкт Петербурге. Балакирев — русский композитор, пианист, дирижер и музыкальный деятель. Учился в Казанском университете В области музыки он был самоучкой, он никогда не заканчивал музыкальную школу. Вместе с Бородиным Римским-Корсаковым Мусоргским и Кюи он принадлежал к группе русских композиторов ХIХ века. (Так называемой «Могучей Кучке вдохновленные народной музыкой. Несмотря на не очень богатые достижения, он был руководителем программы этой группы. Балакирев был блестящий пианист и создатель композиций для фортепиано, а также большой любитель и пропагандист музыки Фредерика Шопена .


источники:

http://www.pravmir.ru/velikie-russkie-kompozitory/

http://musicnotes.info/velikie-russkie-kompozitory