Вебер Карл Мария биография Кратко

Вебер Карл Мария биография Кратко

Карл Мария фон Вебер

«Талантливый человек талантлив во всем» — это выражение вполне справедливо можно отнести к Карлу Веберу. Он был не только знаменитым сочинителем, исполнителем и дирижером, но также проявил выдающиеся организаторские способности и талант руководителя. Не будь Вебера-музыканта, мы бы наверняка знали сегодня Вебера-писателя или Вебера-живописца, так как в этих областях искусства он тоже оказался весьма успешным. Но любовь к музыке, унаследованная от родителей, определила жизненный путь Карла Марии.

Краткую биографию Карла Марии фон Вебера и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Вебера

Глава семейства, в котором появился на свет Карл Мария Фридрих фон Вебер, Франц Антон Вебер, был женат второй раз и в общей сложности имел десять детей. Он служил в пехоте, однако настолько увлекся музыкой, что оставил службу ради должности капельмейстера и антрепренера театральной труппы, связанной с постоянными гастролями и переездами. Карл родился 18 декабря 1786 года в немецком городе Эйтине, и в детские годы вместе с родителями объехал значительную часть городов Германии. Отец, игравший на многих инструментах, и мать-певица уделяли особое внимание развитию его музыкальных способностей, и в каждом новом, хоть и временном, месте проживания находили для него лучших педагогов.

Из биографии Вебера мы узнаём, что после смерти матери Карл с отцом, возлагавшим на музыкальные способности сына большие надежды, перебрались к сестре Франца Антона в Мюнхен. Старания родных и уникальные способности Карла вскоре принесли свои плоды: в десятилетнем возрасте он попробовал себя в композиции, а в 1798 году создал первые полноценные произведения. Наставниками Вебера в тот период являлись И. Валлисхаузец, И. Калхёр. К сожалению, дебютное произведение под названием «Сила любви и вина» оказалось утраченным.

В 1799 году создана опера «Лесная поляна», а в следующем году Карл останавливается в Зальцбурге где вновь берет уроки у Михаэла Гайдна, брата известного композитора. Его положительные оценки первых опытов Карла подарили молодому человеку веру в собственные силы, и в скором времени на свет появились еще несколько произведений, в том числе опера «Петер Шмоль и его соседи». Так и не дождавшись ее постановки, Вебер с отцом отправляются в концертный тур, во время которого Карл поражает публику своей виртуозной игрой, ставшей результатом длительных занятий.

В 1803 году Карл Вебер перебрался в Вену. Музыкальные занятия продолжились под руководством аббата Фоглера, который обратил особое внимание на изучение теории музыки, доведя музыкальное мастерство юного Вебера до совершенства. После года кропотливого труда Фоглер дал 17-летнему музыканту путевку во взрослую жизнь: по его рекомендации Карла приняли капельмейстером в оперный театр города Бреславля.

Театр в жизни композитора

Работая в оперных театрах сначала Бреславля, а затем Праги, Вебер обнаружил новые грани своего таланта. Он был отличным дирижером, но, кроме этого, еще и проявил себя как реформатор музыкально-театральных традиций. С первых дней Вебер начал претворять в жизнь собственные представления о том, как должны располагаться музыканты в оркестре. Он разместил их по видам инструментов, что на тот момент было довольно смело, однако уже в 19 веке стало привычным для всех оперных театров. К тому же Вебер активно вмешивался в процесс репетиций, требуя отдельных занятий для разучивания новых партий и генеральных прогонов. Нововведения молодого капельмейстера наталкивались на непонимание со стороны опытных музыкантов, однако Веберу хватило уверенности и сил, чтобы отстоять свою точку зрения.

Жизнь и работа в Бреславле заставила влезть в большие долги, от которых композитор сбежал в очередное турне. Благодаря счастливому случаю он получает должность музыкального директора замка Карслруэ в герцогстве Вюртемберг. В этот короткий период композитор создает симфонии и концертино для трубы. Новое место службы — личным секретарем герцога, оказалось не лучшим решением — Вебер только усугубил свое финансовое положение новыми долгами, и вскоре был изгнан из Вюртемберга. Скитания Вебера продолжились, он посетил Мангейм, Гейдельберг, Дармштадт. Во Франкфурте прошла постановка оперы «Сильвана». Это был довольно успешный период — в каждом городе Карла ожидало всеобщее признание, и он продолжал гастролировать еще несколько лет, пока не получил предложение стать руководителем театра в Праге. Однако Веберу не удалось в полной мере насладиться свободой, предоставленной ему в постановках: в январе 1812 года его настигла болезнь легких, и с тех пор состояние его только ухудшалось.

Отрезок жизни, который Вебер связал с театром, во многом определил основные черты его дальнейшей творческой деятельности, сформировал вкус и стиль композитора. Это было очень плодотворное время, подарившее мировому искусству множество значительных произведений.

Последний период жизни

Согласно биографии Вебера в 1817 году Карл занимает должность капельмейстера оперного театра в Дрездене. Здесь его реформаторские настроения столкнулись с более серьезным сопротивлением, так как в то время главенствующее место в опере занимали итальянские традиции. Вебер пришел к тому, чтобы продвигать немецкую оперу силами немецких талантливых артистов. Преодолев недовольство даже придворных кругов, Вебер все же собрал новую труппу, и успешно поставил несколько ярких спектаклей.

В Дрезденский период Вебер создаёт свои лучшие произведения, прославившие его. Это оперы « Вольный стрелок », «Трое Пинто», «Эврианта». Первая из них ознаменовала начало нового периода в развитии немецкой оперы в целом, а ее премьера, состоявшаяся 18 июня 1821 года, сделала Вебера национальным героем.

«Эврианта», написанная и поставленная в 1823 году, не получила высокой оценки публики, хоть и являлась не менее ярким пунктом творчества Вебера.

В 1826 году Вебер создаёт оперу «Оберон». Но это был плод не столько творческого порыва, сколько холодного расчета: композитор предвидел свою скорую кончину, и написал ее, чтобы оставить семье средства к существованию. Премьеру «Оберона» Вебер посетил уже будучи тяжело больным. Он умер 5 июня 1826 года.

Интересные факты

  • Карл Вебер был родственником самого Моцарта : его кузина, племянница отца, вышла замуж за великого композитора. Именно пример Моцарта натолкнул Франца Вебера на идею вырастить одного из своих детей выдающимся музыкантом, чему он и посвятил всю свою жизнь.
  • Если бы Вебер не занимался музыкой, вполне вероятно, что мир все равно услышал бы о нем как о художнике: в юности Карл демонстрировал выдающиеся способности к живописи.
  • Созданная 12-летним композитором опера «Сила любви и вина» утрачена навсегда: по странному стечению обстоятельств в доме Веберов сгорел именно тот шкаф, в котором Карл хранил свое сочинение. Отчаявшись, юноша воспринял это как некий посыл свыше о том, что ему не следует заниматься музыкой. Однако последующие успешные постановки его опер убедили Карла в обратном, а в какие бы то ни было «небесные знаки» он перестал верить навсегда.
  • Отец композитора, считавший главным делом своей жизни помощь сыну, чуть было не стал виновником безвременной гибели музыканта. Чтобы хоть как-то расплачиваться с многочисленными долгами, Франц занялся гравюрой. Однажды Карл, не проверив содержимое бутылки, сделал приличный глоток кислоты. К счастью, рядом оказался близкий друг музыканта, который вызвал врача. Кислота успела обжечь горло, и Вебер навсегда утратил свой красивый голос, изъясняясь только шепотом.

  • У Вебера сложились напряженные отношения с композитором Россини, чья слава в то время тоже набирала обороты. Карл не упускал возможности отпустить колкость в адрес Россини, и даже на собственном портрете в гравюре поручил написать: «Вебер выражает волю Божью, Бетховен — волю Бетховена, а Россини — волю венцев»
  • Карл Вебер всегда любил животных, и в его собственном доме постоянно было несколько любимых питомцев: кошка, собака, обезьянка и множество птиц, в том числе и ворон. На один из дней рождения композитора Каролина Брандт подготовила мужу сюрприз: всех животных переодели в смешные карнавальные костюмы, и ранним утром запустили в комнату музыканта. Вебер радовался, как ребенок, на время позабыв обо всех неурядицах и даже о болезни, которая была в тот момент в стадии обострения.
  • Композитор отличался самовлюбленностью, доходящей до того, что он сам писал критические заметки о своих произведениях и отсылал их в парижские журналы анонимно или под псевдонимами. Статьи печатали, о Вебере говорили, но никто и не догадывался, что это сам музыкант создает себе славу.

Личная жизнь

С юности Карл Вебер легко покорял женские сердца: череда его бурных романов берет начало еще в Бреславльской опере. Но лишь одна женщина стала его настоящей любовью на всю жизнь. Во время подготовки к премьере оперы «Сильвана» музыкант познакомился с Каролиной Брандт, исполнительницей главной партии. Вспыхнувшие чувства вдохновляли композитора на создание новых произведений, а Каролина стала сопровождать возлюбленного во всех его турне. Их роман не обошелся и без громких ссор — Карл по-прежнему пользовался популярностью у театральных див, и не всегда мог противостоять страсти.

Окончательному воссоединению с Каролиной способствовали не самые приятные обстоятельства: после очередного осложнения Вебер отправился на курортное лечение. Разлука и частая переписка возобновили чувства. В ноябре 1816 года Карл сделал Каролине предложение, и высший свет узнал об их помолвке. Новый виток в личных отношениях порождает и новый творческий прорыв — Вебер за короткое время пишет несколько замечательных музыкальных сочинений для различных инструментов.

Биография Вебера гласит, что свадьба с Каролиной Брандт состоялась спустя год после помолвки, когда Карл нашел свое место в Дрездене. Беременность Каролины разрешилась не лучшим образом: новорожденная девочка умерла, не прожив и года. В это время и сам Карл практически слег. Тяжелые события вогнали композитора в глубокую депрессию, он едва успевал завершать королевские заказы, да и здоровье жены оставляло желать лучшего. Выкидыш, случившийся в 1820 году, вновь пошатнул и без того хрупкое здоровье композитора и благополучие его семьи. В последующем Каролина все же поправилась и родила Веберу четверых детей, троим из которых Вебер без ложной скромности дал имена, созвучные со своим и именем жены.

Музыка Вебера в фильмах

  • «45 лет» (2015);
  • «Мистер Робот» (2015);
  • «1+1» (2011);
  • «Подпольная империя» (2010);
  • «Экспорт Рэймонда» (2010);
  • «Скины» (2008);
  • «План игры» (2007);
  • «Дневники Вацлава Нижинского» (2001);
  • «Звездный статус» (2000);
  • Мульфильм «Губка Боб квадратные штаны» (1999);
  • «Приемной» (1997);
  • «Ядовитый плющ 2» (1996);
  • «Волшебный стрелок» (1994);
  • «Второй экран» (1993);
  • «Рыжая белка» (1993);
  • «Финал» (1990);
  • «Белый дворец» (1990);
  • «Счастливые времена» (1952).

Значение творчества Вебера в истории мировой классической музыки довольно велико. Помимо недюжинного таланта и усердия, это человек обладал еще и сильным характером, ведь он сумел в одиночку провести реформу театрального оркестра, отменив вековые традиции, и преодолев сопротивление авторитетных деятелей искусства того времени. Вебер заложил основы романтизма в музыке, вывел на новый уровень немецкую национальную оперу, стал примером и кумиром для будущих композиторов. Его смерть в молодом возрасте прервала череду гениальных произведений, возможно, лишив музыкальный мир не одного прекрасного образца романтической оперы.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: смотреть фильм о Вебере

Карл Мария фон Вебер

немецкий композитор, основоположник немецкой романтической оперы

Карл Мария фон Вебер

Карл Мария фон Вебер (нем. Carl Maria von Weber, Карл Мария Фридрих Август Эрнст фон Вебер) родился 18 ноября (или 19 ноября) 1786 года в Эйтине, в музыкальной семье. Его родители – мать-певица и отец-оперный капельмейстер с детства приобщили сына к музыкально-театральному искусству. Карл учился игре на фортепиано, пению и композиции у известных специалистов.

Уже к 15 годам Вебер написал ряд вполне успешных фортепьянных пьес, песен, мессы и три зингшпиля. Один из многих учителей Вебера, знаток музыкального фольклора аббат Фоглер, с которым Вебер занимался в 1803-1804 году в Вене, сыграл особенно важную роль в его образовании. При его содействии Вебер получил в 1804 году должность капельмейстера оперного театра в Бреславле.

В последующие годы, служа при дворах в Карлсруэ и Штутгарте, Вебер пишет ряд сочинений: оперы «Рюбецаль» и «Сильвана», музыку к пьесе Шиллера «Турандот», две симфонии, концерт для скрипки, ряд песен с сопровождением гитары. Работал он и как дирижёр оперных театров в разных городах (Бреславль, Бад Карлсруэ, Штутгарт, Мангейм, Дармштадт, Франкфурт, Мюнхен, Берлин).

В 1810 году Вебер совершил успешные гастроли в качестве пианиста по многим городам Германии, Австрии, Швейцарии. В 1811-1813 годах он жил большей частью в Дармштадте, где общался с молодыми музыкантами и писателями, посещал Гёте в Веймаре. Тогда же он задумал автобиографический роман «Странствования музыканта», который не был закончен.

В 1813-1816 годах Вебер стоял во главе оперного театра в Праге, а затем до конца жизни был дирижером немецкой оперы в Дрездене. Как музыкальный критик, Вебер выступал за национально-самобытный немецкий музыкальный театр. Под его управлением были осуществлены две постановки оперы «Фиделио» Бетховена (1814 и 1823). Национальный подъем и протест против захватнических войн Наполеона получили выражение в цикле песен Вебера «Лира и меч», пользовавшихся огромной популярностью у немецкой молодежи.

Последние годы жизни Вебера ознаменовались созданием наиболее выдающихся его оперных произведений, открывших новую страницу в истории немецкой оперы. Это опера «Волшебный стрелок», «Эврианта» и «Оберон». С исключительной силой проявляется в них блестящее мастерство колоритной оркестровки.

Творчество Вебера имело чрезвычайно важное значение для развития не только вокальной, но и инструментальной музыки. Крупнейший исполнитель-виртуоз, он выступил в своих фортепьянных сочинениях как подлинный новатор. Его музыка оказала влияние на многих композиторов: Шумана и Шопена, Листа и Берлиоза, Глинку и Чайковского.

Умер Карл Мария фон Вебер 5 июня 1826 года в Лондоне.

Краткая биография Карла Вебера

Карл Мария фон Вебер

Карл Мария Фридрих Август фон Вебер — немецкий композитор, который внес огромный вклад в развитие музыки. Это родоначальник романтической оперы, талантливый пианист и дирижер. Вебер родился 18 или 19 ноября 1786 года в городе Ойтин. Его отец — оперный капельмейстер, который умел играть на разных музыкальных инструментах. Мать композитора — певица.

Родители с ранних лет привили сыну любовь к музыкально-театральному искусству. В детстве семья много путешествовала по Германии. Поэтому Вебер не получил тех знаний, которые были нужны. Первым его настоящим учителем был Иоганн Петер Хойшкель, композитор и органист. Затем юноша обучался у австрийца Иоганна Михаэля Гайдна и у немецкого музыковеда Георга Йозефа Фоглера.

Первые произведения начинающего композитора появились в 1798 году. Это были маленькие фуги, в которых мелодическая линия «перетекает» из одного голоса в другой. Для улучшения музыкальных знаний Вебер продолжил обучение у органиста Кальхера. Также Вебер обучался у немецкого пианиста Франца Лауски. Он учился играть на фортепиано.

В молодости Вебер написал много произведений. Огромного внимания заслуживает опера «Das Waldmadchen». Ее композитор написал в 14-летнем возрасте. Оперу показывали в европейских странах. Она имела большой успех. Позже Вебер переработал произведение и дал ему название «Сильвана». Оперу долгое время показывали на сценах разных немецких городов.

В 1804 году Вебер работал в оперном театре. Он был дирижером. В 1805 году он создал оперу «Рюбецаль», основанную на сказке немецкого писателя Музеуса. После этого композитор написал оперу «Сильвана» и «Абу-Гассан». В 1813 году Вебер поехал в Чехию и возглавил оперный театр, расположенный в Праге.

В 1814 году к композитору пришла популярность. Он создал воинственные песни на стихи Кернера. В 1817 году Вебер начал руководить театром в Дрездене. Здесь он проработал до конца жизни.

В 1819 году композитор написал оперу на сюжет «Фрейшютца». Он создал романтическую оперу «Вольный стрелок», премьера которой состоялась в Берлине в 1821 году. Затем последовали постановки в других городах Германии: Лейпциг, Франкфурт-на-Майне, Карлсруэ. После этого опера обошла европейские страны.

В 1821 году Вебер работал преподавателем. Он давал уроки Юлиусу Бенедикту. В следующем году композитор написал оперу «Эврианту» с речитативами. Для нее характерна тонкая психологическая прорисовка характеров и драматизм.

Вебер — талантливый композитор, который работал над усовершенствованием немецких мелодий. Он понимал, в чем заключаются особенности национальной музыки. Произведения композитора отличаются своеобразным колоритом и уникальностью.

Карл Мария Фридрих Август фон Вебер умер 5 июня 1826 года, находясь в Лондоне в гостях у дирижера Джорджа Смарта. Он отправился в Англию на премьеру оперы «Оберон». Композитор был болен туберкулезом. Вскоре после представления он скончался. Изначально Вебера похоронили в Лондоне, а затем останки перенесли на старокатолическое кладбище в Дрездене.

В честь гениального человека назван астероид, открытый в 1985 году. В 1861 году в Дрездене установили памятник, созданный Эрнстом Ритшелем. У композитора был сын Макс Мария фон Вебер, инженер и писатель. Он создал биографию своего отца.


источники:

http://www.calend.ru/persons/2813/

http://kratkie-biografii.info/biografii/kratkaya-biografiya-karla-vebera.html