Вебер биография И Творчество
Карл Мария фон Вебер
«Талантливый человек талантлив во всем» — это выражение вполне справедливо можно отнести к Карлу Веберу. Он был не только знаменитым сочинителем, исполнителем и дирижером, но также проявил выдающиеся организаторские способности и талант руководителя. Не будь Вебера-музыканта, мы бы наверняка знали сегодня Вебера-писателя или Вебера-живописца, так как в этих областях искусства он тоже оказался весьма успешным. Но любовь к музыке, унаследованная от родителей, определила жизненный путь Карла Марии.
Краткую биографию Карла Марии фон Вебера и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Вебера
Глава семейства, в котором появился на свет Карл Мария Фридрих фон Вебер, Франц Антон Вебер, был женат второй раз и в общей сложности имел десять детей. Он служил в пехоте, однако настолько увлекся музыкой, что оставил службу ради должности капельмейстера и антрепренера театральной труппы, связанной с постоянными гастролями и переездами. Карл родился 18 декабря 1786 года в немецком городе Эйтине, и в детские годы вместе с родителями объехал значительную часть городов Германии. Отец, игравший на многих инструментах, и мать-певица уделяли особое внимание развитию его музыкальных способностей, и в каждом новом, хоть и временном, месте проживания находили для него лучших педагогов.
Из биографии Вебера мы узнаём, что после смерти матери Карл с отцом, возлагавшим на музыкальные способности сына большие надежды, перебрались к сестре Франца Антона в Мюнхен. Старания родных и уникальные способности Карла вскоре принесли свои плоды: в десятилетнем возрасте он попробовал себя в композиции, а в 1798 году создал первые полноценные произведения. Наставниками Вебера в тот период являлись И. Валлисхаузец, И. Калхёр. К сожалению, дебютное произведение под названием «Сила любви и вина» оказалось утраченным.
В 1799 году создана опера «Лесная поляна», а в следующем году Карл останавливается в Зальцбурге где вновь берет уроки у Михаэла Гайдна, брата известного композитора. Его положительные оценки первых опытов Карла подарили молодому человеку веру в собственные силы, и в скором времени на свет появились еще несколько произведений, в том числе опера «Петер Шмоль и его соседи». Так и не дождавшись ее постановки, Вебер с отцом отправляются в концертный тур, во время которого Карл поражает публику своей виртуозной игрой, ставшей результатом длительных занятий.
В 1803 году Карл Вебер перебрался в Вену. Музыкальные занятия продолжились под руководством аббата Фоглера, который обратил особое внимание на изучение теории музыки, доведя музыкальное мастерство юного Вебера до совершенства. После года кропотливого труда Фоглер дал 17-летнему музыканту путевку во взрослую жизнь: по его рекомендации Карла приняли капельмейстером в оперный театр города Бреславля.
Театр в жизни композитора
Работая в оперных театрах сначала Бреславля, а затем Праги, Вебер обнаружил новые грани своего таланта. Он был отличным дирижером, но, кроме этого, еще и проявил себя как реформатор музыкально-театральных традиций. С первых дней Вебер начал претворять в жизнь собственные представления о том, как должны располагаться музыканты в оркестре. Он разместил их по видам инструментов, что на тот момент было довольно смело, однако уже в 19 веке стало привычным для всех оперных театров. К тому же Вебер активно вмешивался в процесс репетиций, требуя отдельных занятий для разучивания новых партий и генеральных прогонов. Нововведения молодого капельмейстера наталкивались на непонимание со стороны опытных музыкантов, однако Веберу хватило уверенности и сил, чтобы отстоять свою точку зрения.
Жизнь и работа в Бреславле заставила влезть в большие долги, от которых композитор сбежал в очередное турне. Благодаря счастливому случаю он получает должность музыкального директора замка Карслруэ в герцогстве Вюртемберг. В этот короткий период композитор создает симфонии и концертино для трубы. Новое место службы — личным секретарем герцога, оказалось не лучшим решением — Вебер только усугубил свое финансовое положение новыми долгами, и вскоре был изгнан из Вюртемберга. Скитания Вебера продолжились, он посетил Мангейм, Гейдельберг, Дармштадт. Во Франкфурте прошла постановка оперы «Сильвана». Это был довольно успешный период — в каждом городе Карла ожидало всеобщее признание, и он продолжал гастролировать еще несколько лет, пока не получил предложение стать руководителем театра в Праге. Однако Веберу не удалось в полной мере насладиться свободой, предоставленной ему в постановках: в январе 1812 года его настигла болезнь легких, и с тех пор состояние его только ухудшалось.
Отрезок жизни, который Вебер связал с театром, во многом определил основные черты его дальнейшей творческой деятельности, сформировал вкус и стиль композитора. Это было очень плодотворное время, подарившее мировому искусству множество значительных произведений.
Последний период жизни
Согласно биографии Вебера в 1817 году Карл занимает должность капельмейстера оперного театра в Дрездене. Здесь его реформаторские настроения столкнулись с более серьезным сопротивлением, так как в то время главенствующее место в опере занимали итальянские традиции. Вебер пришел к тому, чтобы продвигать немецкую оперу силами немецких талантливых артистов. Преодолев недовольство даже придворных кругов, Вебер все же собрал новую труппу, и успешно поставил несколько ярких спектаклей.
В Дрезденский период Вебер создаёт свои лучшие произведения, прославившие его. Это оперы « Вольный стрелок », «Трое Пинто», «Эврианта». Первая из них ознаменовала начало нового периода в развитии немецкой оперы в целом, а ее премьера, состоявшаяся 18 июня 1821 года, сделала Вебера национальным героем.
«Эврианта», написанная и поставленная в 1823 году, не получила высокой оценки публики, хоть и являлась не менее ярким пунктом творчества Вебера.
В 1826 году Вебер создаёт оперу «Оберон». Но это был плод не столько творческого порыва, сколько холодного расчета: композитор предвидел свою скорую кончину, и написал ее, чтобы оставить семье средства к существованию. Премьеру «Оберона» Вебер посетил уже будучи тяжело больным. Он умер 5 июня 1826 года.
Интересные факты
- Карл Вебер был родственником самого Моцарта : его кузина, племянница отца, вышла замуж за великого композитора. Именно пример Моцарта натолкнул Франца Вебера на идею вырастить одного из своих детей выдающимся музыкантом, чему он и посвятил всю свою жизнь.
- Если бы Вебер не занимался музыкой, вполне вероятно, что мир все равно услышал бы о нем как о художнике: в юности Карл демонстрировал выдающиеся способности к живописи.
- Созданная 12-летним композитором опера «Сила любви и вина» утрачена навсегда: по странному стечению обстоятельств в доме Веберов сгорел именно тот шкаф, в котором Карл хранил свое сочинение. Отчаявшись, юноша воспринял это как некий посыл свыше о том, что ему не следует заниматься музыкой. Однако последующие успешные постановки его опер убедили Карла в обратном, а в какие бы то ни было «небесные знаки» он перестал верить навсегда.
- Отец композитора, считавший главным делом своей жизни помощь сыну, чуть было не стал виновником безвременной гибели музыканта. Чтобы хоть как-то расплачиваться с многочисленными долгами, Франц занялся гравюрой. Однажды Карл, не проверив содержимое бутылки, сделал приличный глоток кислоты. К счастью, рядом оказался близкий друг музыканта, который вызвал врача. Кислота успела обжечь горло, и Вебер навсегда утратил свой красивый голос, изъясняясь только шепотом.
- У Вебера сложились напряженные отношения с композитором Россини, чья слава в то время тоже набирала обороты. Карл не упускал возможности отпустить колкость в адрес Россини, и даже на собственном портрете в гравюре поручил написать: «Вебер выражает волю Божью, Бетховен — волю Бетховена, а Россини — волю венцев»
- Карл Вебер всегда любил животных, и в его собственном доме постоянно было несколько любимых питомцев: кошка, собака, обезьянка и множество птиц, в том числе и ворон. На один из дней рождения композитора Каролина Брандт подготовила мужу сюрприз: всех животных переодели в смешные карнавальные костюмы, и ранним утром запустили в комнату музыканта. Вебер радовался, как ребенок, на время позабыв обо всех неурядицах и даже о болезни, которая была в тот момент в стадии обострения.
- Композитор отличался самовлюбленностью, доходящей до того, что он сам писал критические заметки о своих произведениях и отсылал их в парижские журналы анонимно или под псевдонимами. Статьи печатали, о Вебере говорили, но никто и не догадывался, что это сам музыкант создает себе славу.
Личная жизнь
С юности Карл Вебер легко покорял женские сердца: череда его бурных романов берет начало еще в Бреславльской опере. Но лишь одна женщина стала его настоящей любовью на всю жизнь. Во время подготовки к премьере оперы «Сильвана» музыкант познакомился с Каролиной Брандт, исполнительницей главной партии. Вспыхнувшие чувства вдохновляли композитора на создание новых произведений, а Каролина стала сопровождать возлюбленного во всех его турне. Их роман не обошелся и без громких ссор — Карл по-прежнему пользовался популярностью у театральных див, и не всегда мог противостоять страсти.
Окончательному воссоединению с Каролиной способствовали не самые приятные обстоятельства: после очередного осложнения Вебер отправился на курортное лечение. Разлука и частая переписка возобновили чувства. В ноябре 1816 года Карл сделал Каролине предложение, и высший свет узнал об их помолвке. Новый виток в личных отношениях порождает и новый творческий прорыв — Вебер за короткое время пишет несколько замечательных музыкальных сочинений для различных инструментов.
Биография Вебера гласит, что свадьба с Каролиной Брандт состоялась спустя год после помолвки, когда Карл нашел свое место в Дрездене. Беременность Каролины разрешилась не лучшим образом: новорожденная девочка умерла, не прожив и года. В это время и сам Карл практически слег. Тяжелые события вогнали композитора в глубокую депрессию, он едва успевал завершать королевские заказы, да и здоровье жены оставляло желать лучшего. Выкидыш, случившийся в 1820 году, вновь пошатнул и без того хрупкое здоровье композитора и благополучие его семьи. В последующем Каролина все же поправилась и родила Веберу четверых детей, троим из которых Вебер без ложной скромности дал имена, созвучные со своим и именем жены.
Музыка Вебера в фильмах
- «45 лет» (2015);
- «Мистер Робот» (2015);
- «1+1» (2011);
- «Подпольная империя» (2010);
- «Экспорт Рэймонда» (2010);
- «Скины» (2008);
- «План игры» (2007);
- «Дневники Вацлава Нижинского» (2001);
- «Звездный статус» (2000);
- Мульфильм «Губка Боб квадратные штаны» (1999);
- «Приемной» (1997);
- «Ядовитый плющ 2» (1996);
- «Волшебный стрелок» (1994);
- «Второй экран» (1993);
- «Рыжая белка» (1993);
- «Финал» (1990);
- «Белый дворец» (1990);
- «Счастливые времена» (1952).
Значение творчества Вебера в истории мировой классической музыки довольно велико. Помимо недюжинного таланта и усердия, это человек обладал еще и сильным характером, ведь он сумел в одиночку провести реформу театрального оркестра, отменив вековые традиции, и преодолев сопротивление авторитетных деятелей искусства того времени. Вебер заложил основы романтизма в музыке, вывел на новый уровень немецкую национальную оперу, стал примером и кумиром для будущих композиторов. Его смерть в молодом возрасте прервала череду гениальных произведений, возможно, лишив музыкальный мир не одного прекрасного образца романтической оперы.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Видео: смотреть фильм о Вебере
Макс Вебер
Фото Все
Видео Все
Наука и политика у Макса Вебера — Григорий Юдин
«Кафедра»: Макс Вебер о политике и политиках.
Макс Вебер — Социология [The School of Life]
Макс Вебер — биография
Макс Вебер – известный немецкий социолог, историк, философ, политический экономист. Благодаря его идеям, общественные науки начали развиваться по новому пути, в особенности социология. Макс Вебер, так же как и Карл Маркс, и Эмиль Дюркгейм, стоял у истоков зарождения социологической науки.
Его работы в сфере социальных исследований, социальных теорий и дисциплины самой социологии помогают рационализировать и «расколдовать» физические и социальные законы. Макс Вебер вместе со своим помощником Георгом Зиммелем создали методологический антипозитивизм, согласно которому социология – неэмпирическая сфера, которой давно пора отделиться от естественных наук, и идти своей дорогой.
Детство
Родился Максимилиан Карл Эмиль Вебер 21 апреля 1864 года в центральном городе Тюрингии – Эрфурте. Он был первенцем в семье Макса и Элены Вебер (до замужества Фалленштейн), после него родилось еще шестеро детишек. Отец Максимилиана – состоятельный и известный государственный служащий, член Национал-либеральной партии. Мама была потомком французских гугенотов, всю жизнь соблюдала свои моральные принципы, соблюдала догмы кальвинизма и стремилась вести аскетичный образ жизни. Отец напротив, любил «земные наслаждения», поэтому со временем отношения с супругой стали несколько напряженными.
Макс Вебер в детстве
Дома у Веберов часто бывали коллеги отца по партии, ученые, местная власть. Они много дискутировали на разные вопросы, а Макс-младший впитывал их разговоры, подобно губке. Политические дискуссии, интеллигентные споры по любым вопросам, многообразие мнений – именно это формировало его мировоззрение. В тринадцать лет Максимилиан написал два исторических эссе, и поднес их родителям в качестве рождественского подарка.
Он очень не любил заниматься с учителями, эти уроки навевали ему тоску и уверенность, что он просто тратит время впустую. Макс не торопился выполнять задания, вызывая у преподавателей злость и раздражение своей нерадивостью. В этом же возрасте он увлекся чтением, прочел 40 томов сочинений Гете и других немецких и мировых классиков.
В 1882 году Макс Вебер стал студентом юридического факультета Гейдельского университета. Спустя некоторое время получил перевод в Берлинский университет. Будущий известный социолог признался, что на первых курсах вел разгульный образ жизни, ему нравились феерические студенческие вечеринки с пивом. Серьезным увлечением того времени стало фехтование.
Макс Вебер с братьями
Но это никоим образом не сказывалось на учебе, Макс демонстрировал отличные знания, и вскоре уже начал нарабатывать себе практический опыт. Он нашел себе работу помощника адвоката. В 1886-м молодой человек отлично сдал экзамен, после которого мог самостоятельно работать.
Спустя три года Вебер блестяще защитил диссертацию и получил степень доктора юридических наук. Он занялся изучением международного права и снова засел за диссертацию, которую собирался представить ученому совету. Одновременно с этим его взяли преподавателем в Берлинский университет, он также консультировал всех желающих по вопросам юриспруденции.
Наука и социология
Кроме юридических вопросов Макс всерьез заинтересовался социологией, а если сказать точно, то социальной политикой. Вебер вошел в «Союз социальной политики», где вместе с такими же, как сам, занимался изучением интересующих его вопросов.
Члены этого сообщества придерживались главного принципа, который гласил, что экономическая наука это инструмент для решения социальных проблем общества в текущей эпохе. Одновременно с этим Макс заинтересовался и политикой, он ступил в левоцентристскую партию.
Макс Вебер
С 1884 года биография Вебера тесно связана с городом Фрайбург, куда он переехал в качестве преподавателя экономики местного университета. На новом месте Макс быстро обзавелся знакомыми-интеллектуалами, которые вошли в своеобразный «круг Вебера». Он подружился с Робертом Михельсом, Марком Блоком, Вернером Зомбартом.
Вебер по-прежнему отводит много времени на изучение экономики и истории права. Особенно его интересует социология и социальные теории. В те же годы Макс ввел в обиход понятие «понимающая социология».
В 1897 году Вебер-младший поссорился с Вебером-старшим, они не общались на протяжении двух месяцев. Потом отец умер, так и не помирившись со своим старшим сыном. Эта трагедия сильно сказалась на психике Макса, у него началась депрессия, появилась бессонница и нервное напряжение. Вебер бросил преподавательскую деятельность, отправился в санаторий, где провел несколько месяцев. После этого уехал в Италию, и вернулся только в 1902 году, через два года после отъезда.
Все это время ученый подробно фиксировал свое состояние, описал расстройства психики и страхи, которые его преследовали постоянно. Но эти записи были уничтожены его женой, которая побоялась, что они могут навредить карьере супруга, что власти могут запретить публиковать другие работы Вебера, признав его сумасшедшим.
Работа Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»
В 1903-м Макс наконец-то восстановил свое психическое здоровье, пошатнувшееся в результате смерти отца, и снова занялся научной работой. Но в университет он больше не вернулся, нашел себе место помощника редактора научного журнала. Спустя год именно на страницах этого издания Вебер напечатал свою основную работу – «Протестантская этика и дух капитализма». Социолог рассматривает вопросы взаимодействия религии и культуры, и то, как они влияют на развитие экономической системы.
Постепенно Макс разочаровывался в деятельности «Союза социальной политики», и в 1909-м принял решение о выходе из него. Вебер нашел себе единомышленников – Вернера Зомбарта, Георга Зиммеля, Рудольфа Голдшида, при поддержке которых создал собственную организацию, получившую название «Немецкая социологическая ассоциация». Возложив на себя функции ее идейного вдохновителя и первого казначея.
«Немецкая социологическая ассоциация»
В 1912 году Макс вышел из состава и этой ассоциации, и занялся организацией собственной политической партии. Он мечтал объединить под одним началом социал-демократов и либералов, но его инициатива потерпела фиаско.
Когда началась Первая мировая война, Макс одним из первых ушел добровольцем на фронт. Он занимался организацией армейских больниц и полевых госпиталей. Фронтовые будни полностью изменили мировоззрение социолога в отношении экспансии Германии. Если вначале он был ярым приверженцем политики кайзера, то спустя некоторое время превратился в ее ярого критика.
Вебер стал приверженцем демократизации немецкой политической системы, ученый выступал за то, чтобы ввели всеобщее избирательное право и реформы конституции, в частности ратовал за институт президентства взамен существующей в те годы бюрократии. Макс принял решение участвовать в выборах в парламент, выдвинул свою кандидатуру, но не смог набрать нужного количества голосов в свою поддержку.
В 1919-м социолог полностью разочаровался в политике, и вновь вернулся в университет в качестве преподавателя. Несколько месяцев он проработал в Вене, потом поселился в Мюнхене, где стал во главе германского института социологии, при этом, не претендуя на профессорскую должность. Ряд его последних лекций вошли в сборники «Политика как призвание и профессия», «Наука как призвание и профессия» и «Общая экономическая история». Но студенты социолога и его баварские коллеги не одобрили взгляды Вебера на легитимность власти и проводимую ею политику. После Ноябрьской революции под окнами квартиры Вебера собралась демонстрация правых сил, выражавших свое недовольство его воззрениями.
Вебер биография И Творчество
«Мир — в нем творит композитор!» — так очерчивал поле деятельности художника К. М. Вебер — выдающийся немецкий музыкант: композитор, критик, исполнитель, литератор, публицист, общественный деятель начала XIX в. И действительно, мы находим в его музыкально-драматических произведениях чешские, французские, испанские, восточные сюжеты, в инструментальных сочинениях — стилистические признаки цыганского, китайского, норвежского, русского, венгерского фольклора. Но главным делом всей его жизни стала национальная немецкая опера. В неоконченном романе «Жизнь музыканта», имеющем ощутимые черты биографичности, Вебер блестяще характеризует, устами одного из персонажей, состояние этого жанра в Германии:
По совести говоря, дела с немецкой оперой обстоят весьма плачевно, она страдает судорогами и не может твердо стоять на ногах. Толпа ассистентов хлопочет подле нее. И все же она, едва оправившись от одного обморока, снова падает в другой. К тому же, предъявляя к ней всевозможные требования, ее настолько раздули, что ни одно платье не приходится ей более в пору. Напрасно господа переделывальщики в надежде украсить ее напяливают на нее то французский, то итальянский кафтан. Он не к лицу ей ни спереди, ни сзади. И чем больше пришивать к нему новые рукава и укорачивать полы и фалды, тем хуже он будет держаться. В конце концов, нескольким романтическим портным пришла в голову счастливая мысль выбрать для нее отечественную материю и, по возможности, вплести в нее все то, что когда-либо создали у других наций фантазия, вера, контрасты и чувства.
Вебер родился в семье музыканта — его отец был оперным капельмейстером, играл на многих инструментах. Будущего музыканта формировала та среда, в которой он находился с раннего детства. Франц Антон Вебер (дядя Констанции Вебер, жены В. А. Моцарта) поощрял увлечение сына музыкой и живописью, знакомил с тонкостями сценического искусства. Занятия с известными педагогами — Михаэлем Гайдном, братом всемирно известного композитора Йозефа Гайдна, и аббатом Фоглером — оказали заметное влияние на молодого музыканта. К тому времени относятся и первые опыты сочинения. По рекомендации Фоглера Вебер поступает в оперный театр города Бреслау в качестве капельмейстера (1804). Начинается его самостоятельная жизнь в искусстве, формируются вкусы, убеждения, задумываются крупные произведения.
С 1804 г. Вебер работает в различных театрах Германии, Швейцарии, занимает пост директора оперного театра в Праге (с 1813 г.). В этот же период устанавливаются связи Вебера с крупнейшими представителями художественной жизни Германии, повлиявшими во многом на его эстетические принципы (И. В. Гёте, К. Виланд, К. Цельтер, Т. А. Гофман, Л. Тик, К. Брентано, Л. Шпор). Вебер приобретает известность не только как выдающийся пианист и дирижер, но и как организатор, смелый реформатор музыкального театра, утвердивший новые принципы размещения музыкантов в оперном оркестре (по группам инструментов), новую систему репетиционной работы в театре. Благодаря его деятельности изменяется статус дирижера — Вебер, принимая на себя роль режиссера, руководителя постановочной части, участвовал во всех стадиях подготовки оперного спектакля. Важной чертой репертуарной политики возглавляемых им театров было предпочтение немецких и французских опер, в отличие от более обычного преобладания итальянских. В произведениях первого периода творчества кристаллизуются черты стиля, ставшие впоследствии определяющими, — песенно-танцевальный тематизм, своеобразие и красочность гармонии, свежесть оркестрового колорита и трактовки отдельных инструментов. Вот что писал, например, Г. Берлиоз:
А каков оркестр, аккомпанирующий этим благородным вокальным мелодиям! Какие изобретения! Какие искуснейшие изыскания! Какие сокровища открывает перед нами подобное вдохновение!
Среди наиболее значительных сочинений этого времени — романтическая опера «Сильвана» (1810), зингшпиль «Абу Гасан» (1811), 9 кантат, 2 симфонии, увертюры, 4 фортепианные сонаты и концерты, «Приглашение к танцу», многочисленные камерные инструментальные и вокальные ансамбли, песни (свыше 90).
Завершающий, дрезденский период жизни Вебера (1817-26), отмечен появлением его знаменитых опер, а настоящей его кульминацией стала триумфальная премьера «Волшебного стрелка» (1821, Берлин). Эта опера — не только блистательная композиторская работа. Здесь, как в фокусе, сконцентрированы идеалы нового немецкого оперного искусства, утверждаемые Вебером и ставшие затем основой для последующего развития этого жанра.
Музыкально-общественная деятельность требовала решения задач не только творческих. Вебер, в период своей работы в Дрездене, сумел осуществить широкомасштабную реформу всего музыкально-театрального дела в Германии, которая включала и целенаправленную репертуарную политику, и подготовку театрального ансамбля единомышленников. Проведение реформы обеспечивала музыкально-критическая деятельность композитора. В написанных им немногочисленных статьях содержится, по существу, развернутая программа романтизма, утвердившегося в Германии с появлением «Волшебного стрелка». Но помимо своей чисто практической направленности, высказывания композитора — это еще и особая, оригинальная, облеченная в блистательную художественную форму музыкальная литература, предвещающая статьи Р. Шумана и Р. Вагнера. Вот один из фрагментов его «Заметок на полях»:
Кажущаяся бессвязность фантастического, напоминающая не столько обычную написанную по правилам музыкальную пьесу, сколько пьесу фантастическую, может быть создана. лишь самым выдающимся гением, таким, который творит свой мир. Мнимый беспорядок этого мира на самом деле заключает в себе внутреннюю связь, пронизанную самым искренним чувством, и надо только уметь воспринять ее своими чувствами. Однако выразительность музыки и без того содержит в себе много неопределенного, индивидуальному чувству приходится многое вкладывать в нее и поэтому лишь отдельным душам, настроенным буквально на тот же тон, удастся поспевать за развитием чувства, которое совершается вот так, а не иначе, которое предполагает вот такие, а не иные необходимые контрасты, для которого верно вот только одно это мнение. Поэтому задача подлинного мастера состоит в том, чтобы властно царить и над своими и над чужими чувствами, а чувство, которое он передает, воспроизводить как постоянное и наделенное только теми цветами и нюансами, которые тотчас же создают в душе слушателя некий целостный образ.
После «Волшебного стрелка» Вебер обращается к жанру комической оперы («Три Пинто», либретто Т. Хелла, 1820, незавершенная), пишет музыку к пьесе П. Вольфа «Прециоза» (1821). Главные произведения этого периода — предназначенная для Вены героико-романтическая опера «Эврианта» (1823) на сюжет французской рыцарской легенды и сказочно-фантастическая опера «Оберон», созданная по заказу лондонского театра Covent Garden (1826). Последняя партитура дописывалась уже тяжело больным композитором вплоть до самого дня премьеры. Успех был неслыханным для Лондона. И все же Вебер считал необходимыми некоторые переделки и изменения. Сделать их он уже не успел.
Главным делом жизни композитора стала опера. Он знал, чего добивался, идеальный ее образ был им выстрадан:
. я говорю об опере, какой жаждет немец, а это — замкнутое в себе художественное творение, в котором доли и части родственных и вообще всех использованных искусств, спаиваясь до конца в одно целое, исчезают как таковые и до известной степени даже уничтожаются, но зато строят новый мир!
Веберу удалось построить этот новый — и для него самого — мир.
Вебер и национальная опера
Вебер вошел в историю музыки как создатель народно-национальной немецкой оперы.
Общая отсталость немецкой буржуазии сказалась и в запоздалом развитии национального музыкального театра. До 20-х годов XIX века в Австрии и Германии господствовала итальянская опера.
(Руководящее положение в оперном мире Германии и Австрии занимали иностранцы: Сальери в Вене, Паэр и Морлакки в Дрездене, Спонтини в Берлине. В то время как среди дирижеров и театральных деятелей постепенно выдвигались лица немецкой и австрийской национальности, в репертуаре первой половины XIX века продолжала господствовать итальянская и французская музыка. В Дрездене итальянский оперный театр сохранился вплоть до 1832 года, в Мюнхене — даже до второй половины века. Вена в 20-х годах была в полном смысле слова итальянской оперной колонией, руководимой Д. Барбайя, импресарио Милана и Неаполя. Модные немецкие и австрийские оперные композиторы Майр, Винтер, Йировец, Вейгль учились в Италии и писали итальянские или итальянизированные произведения.)
С ней соперничала только новейшая французская школа (Керубини, Спонтини). И если Веберу удалось преодолеть традиции двухвековой давности, то решающей причиной его успеха было широкое национально-освободительное движение Германии начала XIX столетия, охватившее все формы творческой деятельности немецкого общества. Вебер, обладавший неизмеримо более скромным дарованием, чем Моцарт и Бетховен, сумел осуществить в музыкальном театре эстетические заветы Лессинга, который еще в XVIII веке поднял знамя борьбы за искусство национальное и демократическое.
Разносторонний общественный деятель, пропагандист и глашатай национальной культуры, он олицетворял собой тип передового художника нового времени. Вебер создал оперное искусство, которое коренилось в немецких народных художественных традициях. Старинные легенды и сказания, песни и танцы, народный театр, национально-демократическая литература — вот откуда он черпал наиболее характерные элементы своего стиля.
Две оперы, появившиеся в 1816 году — «Ундина» Э. Т. А. Гофмана (1776—1822) и «Фауст» Шпора (1784—1859), — предвосхитили обращение Вебера к сказочно-легендарным сюжетам. Но оба эти произведения были только предвестниками рождения национального театра. Поэтическим образам их сюжетов не всегда соответствовала музыка, остававшаяся в основном в пределах выразительных средств недавнего прошлого. У Вебера же воплощение народно-сказочных образов было неразрывно связано с обновлением интонационного строя музыкальной речи, с характерными красочными приемами письма, свойственными романтическому стилю.
Но и у самого создателя народно-национальной немецкой оперы процесс нахождения новых оперных образов, неразрывно связанных с образами новейшей романтической поэзии и литературы, был длительным и сложным. Только три поздние, наиболее зрелые оперы Вебера — «Волшебный стрелок», «Эврианта» и «Оберон» — открыли новую страницу в истории немецкой оперы.
Дальнейшему развитию немецкого музыкального театра мешала общественная реакция 20-х годов. Она дала о себе знать и в творчестве самого Вебера, не сумевшего осуществить свой замысел — создать народно-героическую оперу. После смерти композитора развлекательная чужеземная опера вновь заняла господствующее положение в репертуаре многочисленных театров Германии. (Так, например, между 1830 и 1849 годами в Германии было поставлено сорок пять французских опер, двадцать пять итальянских и двадцать три немецких. Из немецких опер лишь девять принадлежало современным композиторам.)
Только небольшая группа немецких композиторов того времени — Людвиг Шпор, Генрих Маршнер, Альберт Лорцинг, Отто Николаи — оказалась способной выдержать соревнование с бесчисленными произведениями французской и итальянской оперных школ.
Передовая общественность не заблуждалась относительно преходящего значения немецких опер того периода. В музыкальной прессе Германии многократно звучали голоса, призывавшие композиторов сломить сопротивление театральной рутины и, следуя по стопам Вебера, создать подлинно национальное оперное искусство.
Но только в 40-х годах, в период нового демократического подъема, в искусстве Вагнера нашли продолжение и развитие важнейшие художественные принципы, впервые найденные и разработанные в зрелых романтических операх Вебера.
Девятый сын пехотного офицера, посвятившего себя музыке после того, как его племянница Констанца вышла замуж за Моцарта, Вебер получает первые уроки музыки у сводного брата Фридриха, затем учится в Зальцбурге у Михаэля Гайдна и в Мюнхене у Калхера и Валези (композиция и пение). В тринадцать лет сочиняет первую оперу (не дошедшую до нас). Следует недолгий период работы с отцом в музыкальной литографии, затем совершенствует свои знания у аббата Фоглера в Вене и Дармштадте. Переезжает с места на место, работая пианистом и дирижёром; в 1817 году женится на певице Каролине Бранд и организует в Дрездене театр немецкой оперы, в противовес театру итальянской оперы под руководством Морлакки. Истощённый большой организационной работой и неизлечимо больной, после периода лечения в Мариенбаде (1824) ставит в Лондоне оперу «Оберон» (1826), принятую с энтузиазмом.
Вебер был ещё сыном XVIII века: моложе Бетховена на шестнадцать лет, он умер почти за год до него, однако кажется музыкантом более современным, чем классики или тот же Шуберт. Вебер был не только музыкантом-творцом, блистательным, виртуозным пианистом, дирижёром знаменитого оркестра, но и великим организатором. В этом он походил на Глюка; только у него была более сложная задача, потому что он работал в убогой обстановке Праги и Дрездена и не имел ни сильного характера, ни бесспорной славы Глюка.
«В области оперного искусства он оказался в Германии редчайшим феноменом — одним из немногих прирождённых оперных композиторов. Его призвание определилось без труда: уже с пятнадцати лет он знал, чего требует сцена. Жизнь его была столь деятельной, столь богатой событиями, что кажется намного длиннее жизни Моцарта, в действительности же — всего на четыре года» (Эйнштейн).
Когда Вебер в 1821 году представил «Вольного стрелка», он значительно предвосхитил романтизм таких композиторов, как Беллини и Доницетти, которые появятся десять лет спустя, или Россини, поставившего «Вильгельма Телля» в 1829 году. Вообще 1821 год был знаменателен подготовкой романтизма в музыке: в это время Бетховен сочиняет Тридцать первую сонату op. 110 для фортепиано, Шуберт представляет песню «Лесной царь» и начинает Восьмую симфонию, «Неоконченную». Уже в увертюре «Вольного стрелка» Вебер движется к будущему и освобождается от воздействия театра недавнего прошлого, «Фауста» Шпора или «Ундины» Гофмана, или французской оперы, повлиявшей на этих двух его предшественников. Когда Вебер подошёл к «Эврианте», пишет Эйнштейн, «его самый резкий антипод Спонтини в каком-то смысле уже расчистил ему дорогу; вместе с тем Спонтини лишь придал классической опере-сериа колоссальные, монументальные размеры благодаря массовым сценам и эмоциональному напряжению. В „Эврианте“ появляется новый, более романтический тон, и если публика не сразу оценила эту оперу, то её глубоко ценили композиторы следующих поколений».
Творчество Вебера, заложившего основы немецкой национальной оперы (наряду с «Волшебной флейтой» Моцарта), обусловило двойное значение его оперного наследия, о чём хорошо пишет Джулио Конфалоньери: «Как правоверный романтик, Вебер находил в легендах и народных преданиях источник музыки, лишённой нот, но готовой зазвучать. Наряду с этими элементами он хотел также свободно выразить собственный темперамент: неожиданные переходы от одного тона к противоположному, дерзкое сближение крайностей, уживающихся друг с другом в согласии с новыми законами романтической франко-немецкой музыки, были доведены до предела композитором, душевное состояние которого вследствие чахотки было постоянно беспокойным и лихорадочным». Эта двойственность, которая кажется противоречащей стилевому единству и действительно нарушает его, порождала мучительное стремление уйти, в силу самого жизненного выбора, от последнего смысла существования: от реальности — с ней, быть может, только в волшебном «Обероне» предполагается примирение, да и то частичное и неполное.
Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)
http://biographe.ru/uchenie/maks-weber/
http://www.belcanto.ru/weber.html