Васнецов Виктор Михайлович Художник биография

Виктор Васнецов

Биография

Русский художник Виктор Васнецов, истинный патриот своей страны, стал родоначальником «русского стиля» в рамках символизма, присущего европейскому искусству конца 19 века. В его творчестве соединились исторические мотивы с поэтической атмосферой сказок, оставив в русской и мировой культуре яркий след.

Детство и юность

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьяле Вятской губернии. Отец, священник Михаил Васильевич Васнецов, всю душу вкладывал в шестерых детей. Он не просто воспитывал детей в соответствии с религиозными правилами, но делал все, чтобы они выросли разносторонне развитыми, в том числе и в области науки. Но маленький Витя рос в окружении сказаний, поверий, легенд, в изобилии бытовавших на вятской земле, и предпочитал науке сказку.

Автопортрет Виктора Васнецова

С раннего детства Виктор рисовал, и в работах мальчика чувствовался талант. Но семья Васнецовых не отличалась большим достатком, и потому отец не смог отправить сына в художественную школу. Вместо этого Витя в 1858 году поступил в Вятское духовное училище, где, как сын священника, имел право учиться бесплатно.

Следующей ступенью в образовании для юного Васнецова стала семинария. Но это учебное заведение юноша бросил с благословения отца ради петербургской Рисовальной школы, куда поступил в 1867 году. Одновременно с поступлением в художественную школу Виктор умудрился сдать экзамен в Академию художеств, но заниматься там начал только через год. В художественной школе преподавателем живописи у юного художника был Иван Крамской.

Творчество

Академию Виктор Васнецов окончил в 1873 году, а выставляться начал еще во время учебы, в 1869 году. Сначала работы художника включались в экспозиции Академии. Позже, после его вступления в 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок, – в выставках, организуемых товариществом.

Картина Виктора Васнецова «Витязь на распутье»

Творчество Васнецова делится на два больших этапа. Изначально художник творил в социально-критическом жанре. Среди его героев – чета обедневших стариков на картине «С квартиры на квартиру», скучающе-унылые мещане на картине «Преферанс». Работы художника напоминают в этот период произведения Федора Достоевского, проникнутые иронией и состраданием одновременно.

В конце 19 века начался второй этап творчества Васнецова, логично связанный с интересом общества к «преданьям старины глубокой». Особенности творчества состояли в сочетании исторических фактов и фольклорных мотивов. Художник писал невероятно волнующие полотна, затрагивающие душу любого русского человека.

Картина Виктора Васнецова «Три богатыря»

К этому периоду относятся произведения «Гусляры», «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Три богатыря». Последняя, на которой стоят на страже границ земли русской Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, пожалуй, визитная карточка Васнецова.

«Эпический» период живописца стал, по мнению ценителей-современников, ярким примером «нового русского стиля». Новаторство привнес Васнецов и в сценографию, создав эскизы костюмов и декораций для оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова. Чего стоит только декорация, которая должна изображать палаты царя Берендея.

Декорация Виктора Васнецова «Палаты царя Берендея» к опере «Снегурочка»

Помимо «Снегурочки», художник приложил руку к театральному оформлению драмы Шпажинского «Чародейка» и оперы Даргомыжского «Русалка». Подводный пейзаж в «Русалке» и поныне изображают, основываясь на созданных Васнецовым декорациях.

Благодаря таланту Васнецова посетители Исторического музея в Москве до сих пор любуются живописным фризом «Каменный век». Коллеги дали этой работе мастера, выполненной в 1883-1885 годах, высокую оценку.

Картина Виктора Васнецова «Аленушка»

Вскоре Васнецов увлекся религиозной темой. Его кистью выполнена роспись в петербургском храме Спас-На-Крови. Он прорабатывал стенную живопись для Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, в соавторстве с другими живописцами создавал интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.

Много сил и десять лет жизни потребовалось живописцу на роспись Владимирского собора в Киеве. С 1880 по 1890 годы Васнецов с помощниками расписал почти 3000 квадратных метров стен собора. Строгость византийских канонов художнику удалось смягчить лирическим, поэтичным началом, сказочными мотивами.

Картина Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»

Собственное видение мира привнес Васнецов в архитектуру. «Русский стиль» для него означал не подражание старинным мотивам, а разумное заимствование особых свойств зодчества Древней Руси. С его легкой руки в усадьбе Абрамцево появились церковь Спаса Нерукотворного, выстроенная в соответствии с псковско-новгородской традицией, и сказочная беседка «Избушка на курьих ножках».

Дом для собственной семьи художник тоже спроектировал сам с помощью архитектора Василия Башкирова. Ныне это здание, расположенное по адресу Москва, переулок Васнецова, 13, является домом-музеем живописца.

Дом музей Виктора Васнецова

После первой русской революции 1905 года и Кровавого воскресенья Васнецов, как истинный гений, проникся происходящим. Его убеждения, практически совпавшие в тот период с доктриной ультраконсервативного «Союза русского народа», привели к участию в финансировании и оформлении монархических изданий.

Поздние картины Васнецова наполнены тревогой, предчувствием неизбежных перемен. Тогда на свет появилось полотно «Варяги», на котором пришли на Русь по призванию новгородцев Рюрик, Синеус и Трувор.

Картина Виктора Васнецова «Варяги»

Свершившаяся революция 1917 года положила конец активному участию Васнецова в художественной жизни. Художник перешел на иллюстрации к русским сказкам. Над темами «Спящая царевна», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна» мастер работал до последних дней, но, по мнению некоторых критиков, сила образов была уже не та. Зато в этот период живописец создал ряд прекрасных портретов.

Личная жизнь

Жена Виктора Васнецова, Александра Рязанцева, происходила из большого вятского купеческого рода, окончила вятскую гимназию и первые женские врачебные курсы медико-хирургической академии в Петербурге. Женился художник на Александре Владимировне в 1878 году, и почти полвека супруги прожили душа в душу. У четы Васнецовых родились пятеро детей – дочь Татьяна и сыновья Борис, Алексей, Михаил и Владимир.

Памятник Виктору и Аполлинарию Васнецовым

Аполлинарий Васнецов, младший брат живописца, тоже известный художник. В селе Рябово Кировской области (Вятской губернии), где семья священника Васнецова прожила более 20 лет, расположен музей обоих братьев-художников.

Смерть

Завершилась биография Виктора Васнецова 23 июля 1926 года, когда тому было 78 лет. Скончался художник от инфаркта в московской мастерской. Похоронили Васнецова на Лазаревском кладбище, а когда оно было уничтожено, прах перезахоронили на Введенском кладбище.

Интересные факты

  • Виктору Михайловичу Васнецову в 1912 было пожаловано «дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством».
  • Самолет «Airbus A320» компании «Аэрофлот» носит имя Васнецова.
  • В 1998 году Банк России посвятил 150-летию со дня рождения Васнецова две серебряные двухрублевые монеты.

Виктор Васнецов на юбилейных монетах России

  • Картины Васнецова и сам живописец появлялись на почтовых марках России и Советского Союза. В России в 1998 году вышли две марки и купон с картинами «Битва славян с кочевниками» (1881), «Автопортрет» (1873) и «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889).
  • По воспоминаниям коллеги по цеху Михаила Нестерова, он однажды спросил у Васнецова, не прячется ли тот от жизни за сказочными сюжетами. Художник ответил так:

«Куда было после Владимирского собора выше? Куда? Купчих писать? После Бога-то?! Выше нет! Но есть нечто, что стоит вровень. Это, брат, сказка. ».

Виктор Михайлович Васнецов

Фото Все

Видео Все

Виктор Васнецов / Передвижники / Телеканал Культура

В музей — без поводка / Виктор Васнецов «Витязь на распутье»

Виктор Васнецов. Pro и contra

Виктор Васнецов — биография

Виктор Васнецов – прославленный русский живописец, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат исторический жанр, романтические тенденции, фольклор и символизм.

Русская публика всегда была непоследовательна по отношению к Виктору Васнецову. Одни считали его малярным мастером, другие профессором живописи. Случались времена, когда художник не мог продать ни одной своей картины, но вскоре все изменилось, и в нем видят непогрешимого гения, не соглашаться с которым даже просто неприлично. Художественная живопись Васнецова очень разнообразна, и если одна ее сторона вызывает справедливый восторг, то другие ее подробности заставляют выразить свое несогласие. Живописец запечатлел на своих картинах чисто русскую красоту, он понял, что нужно искать не передвижническую, академическую, а настоящую, затерявшуюся в тех немногих уголках незатейливой природы, такой близкой, понятной и родной русскому человеку.

Детство и юность

Родился Виктор Васнецов 15 мая 1848 года в небольшой деревушке Лопьял, затерявшейся на просторах Вятской губернии. Отца будущего прославленного художника звали Михаил Васнецов, он был священником местной церкви, сам занимался воспитанием детей, которых в семье родилось шестеро. Он старался привить им не только любовь к религии, мужчине было очень важно, чтобы отпрыски получили разносторонние знания, не исключая и область науки. Однако Виктора наука и религия интересовали мало, ему нравилось слушать поверья, сказания, легенды, которыми так богата вятская земля. Мальчик с большим удовольствием слушал сказки, чем занимался различными науками.

Рисовать Витя начал в раннем детстве, и было видно, что он обладает несомненным талантом. Однако материальное положение семьи Васнецовых не позволяло обучать сына в художественной школе. Вместо того, чтобы учиться любимому делу, Виктор был вынужден в 1858-м начать обучение в Вятском духовном училище. Для него, сына священника, обучение в этом заведении было бесплатным.

После окончания училища Васнецов продолжил свое обучение в духовной семинарии. Однако не доучился полтора года, бросил ее и отправился в 1867 году в петербургскую Рисовальную школу. К слову сказать, отец не оказал никакого давления на сына, наоборот, дал ему свое благословение на занятие любимым делом. Васнецов не только поступил в эту школу, он еще смог достойно выдержать экзамен и стать студентом Академии художеств, однако начал обучение в ней только спустя год. В Рисовальной школе Виктор учился мастерству живописи у Ивана Крамского.

Творчество

Диплом Академии Васнецов получил в 1873-м, но его творческая биография началась гораздо раньше. Свои первые картины начинающий художник выставил в 1869-м, их включили в экспозицию Академии художеств. А после того, как Васнецов стал членом Товарищества передвижных художественных выставок, его полотна участвовали в выставках, которые организовывало это товарищество.

Картина Виктора Васнецова «С квартиры на квартиру»

Творчество прославленного художника можно разделить на два этапа. Вначале ему был близок социально-критический жанр, героями которого стали обедневшие старики на полотне «С квартиры на квартиру», или мещане с картины «Преферанс», жизнь которых проходит весьма скучно. Полотна Васнецова того периода перекликаются с творчеством Достоевского, в них видится та же ирония вперемешку с состраданием.

К концу XIX века творчество художника перешло во второй этап, так как общество стало больше интересоваться «преданьями старины глубокой». Особенностью этого этапа стало сочетание истории и фольклора. Из-под кисти Васнецова выходили полотна, которые не могли не тронуть самые потаенные уголки души каждого русского человека.

В этот период своей творческой биографии живописец создал «Витязя на распутье», «Гусляров», «Ивана-Царевича на Сером Волке», «Алёнушку», «Трех богатырей». Последнее полотно, с изображенными на нем Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем, стало визитной карточкой великого художника Васнецова.

Современники Васнецова, ценители его искусства, считали этот период его творчества началом нового «русского стиля». Художник внес свой весомый вклад и в сценографию, стал автором непревзойденных эскизов декораций и костюмов героев к опере «Снегурочка», написанной Римским-Корсаковым. Отдельно хочется выделить декорации, изображавшие царские палаты Берендея.

Кроме «Снегурочки», Васнецов занимался оформлением сцены театра для постановки драмы «Чародейка» Шпажинского и оперы «Русалка» Даргомыжского. Даже сейчас, в современных театрах, подводные пейзажи «Русалки» изображают с учетом декораций, созданных в свое время Виктором Васнецовым.

В столичном Историческом музее до сих пор сохранился живописный фриз «Каменный век», вызывающий восхищение современных посетителей. Коллеги художника высоко оценили эту работу мастера, датированную 1883-1885-м годами.

«Каменный век»

Спустя некоторое время Васнецова увлекла религиозная тема. Художник расписал петербургский храм Спас-На-Крови. Его кисти принадлежит стенная живопись в Храме Рождества Иоанна Предтечи. Вместе с другими художниками Васнецов разрабатывал проект храма-памятника Александру Невскому в городе Софии.

На протяжении десяти лет художник занимался росписью киевского Владимирского собора. Эта работа потребовала от Васнецова полной отдачи сил. В 1880-1890-м годах художник и его помощники расписали три тысячи квадратных метров стен этого собора. В строгие византийские мотивы живописец сумел добавить поэтичное, лирическое начало, сказочные мотивы, смягчившие восприятие росписи.

Свой собственный стиль оставил Виктор Васнецов и в архитектуре. «Русским стилем» художник считал не просто наследование старинных мотивов, а заимствование некоторых свойств, используемых древнерусскими зодчими. Именно Васнецов инициировал возведение на территории усадьбы Абрамцево церковь Спаса Нерукотворного. При ее строительстве учитывались псковско-новгородские традиции. Там же возвели и сказочную беседку – «Избушку на курьих ножках».

Собственный дом, в котором жил Васнецов с семьей, он тоже спроектировал сам, правда, ему помогал в этом архитектор Василий Башкиров. Теперь там находится дом-музей Васнецова, а сам столичный переулок носит имя величайшего художника России.

Дом Виктора Васнецова

Первая революция 1905-го и события Кровавого воскресенья нашли отклик в душе истинного гения Васнецова. Он придерживался тех же убеждений, что и ультраконсервативный «Союз русского народа», и это стало причиной, по которой Виктор финансировал и оформлял монархические издания.

Позднее творчество художника наполняет тревога, предчувствие того, что грядут неизбежные перемены. Под этим впечатлением Васнецов пишет своих «Варяг», с пришедшими на Русь Синеусом, Рюриком и Трувором, призванными новгородцами.

«Варяги» Виктора Васнецова

Октябрьская революция 1917-го привела к тому, что Васнецов перестал активно участвовать в художественной жизни. В основном, он иллюстрировал русские сказки – «Царевна-лягушка», «Спящая красавица», «Царевна Несмеяна». Работа над ними длилась практически до самой смерти художника. Однако некоторые критики придерживались мнения, что образы, созданные Васнецовым, уже утратили свою былую силу. В это же время художник трудился и над написанием портретов, которые получили высокую оценку тех же критиков и современников мастера.

Виктор Михайлович Васнецов

Хронология жизни

Родился в Вятской губернии в семье сельского священника

Поступает в Вятское духовное училище

Поступает в Вятскую духовную семинарию

Едет в Петербург. Учится в Рисовальной школе Общества поощрения художеств

Поступает в Академию художеств, близко сходится с И. Репиным

Получает большую серебряную медаль за эскиз «Христос и Пилат перед народом»

На передвижной выставке показывает картину «Чаепитие в трактире»

По возвращении в Россию переезжает в Москву. Вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. Сближается с С. Мамонтовым. Становится активнейшим членом Абрамцевского художественного кружка

Показанная на VIII передвижной выставке картина «После побоища», открывающая новый этап в творчестве Васнецова, вызывает разноречивые толки

Перебирается в Киев. Начинает расписывать Владимирский собор. Эта работа продолжается более десяти лет (закончена в 1896 году)

Возвращается в Москву

Становится действительным членом петербургской Академии художеств

На своей первой персональной выставке, состоявшейся в Академии художеств, показывает знаменитых «Богатырей»

Создаёт эскиз фасада Третьяковской галереи в Москве

Отказывается от звания профессора Академии в знак протеста против излишней «политизированности» студентов

Получает потомственное дворянство

Умер 23 июля в своём московском доме. Похоронен на Введенском кладбище

Богатырь русской живописи

Васнецову выпало жить в переломное для России время; всё его творчество — попытка сформулировать идеал национальной красоты и следовать ему, чтобы избежать катастрофы, которую предчувствовали многие. В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземлённости передвижников к прообразу стиля модерн.

В СЕМЬЕ СВЯЩЕННИКА

Виктор Михайлович Васнецов родился 3 мая (15 мая — по новому стилю) 1848 года в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Все его деды и прадеды были священниками. Спустя два года после рождения сына отец Михаил получил новый приход в селе Рябово, того же уезда, куда и перевёз семью. В Рябове прошло детство будущего художника. У Виктора было пять братьев, один из них, Аполлинарий (восемью годами младше), впоследствии тоже стал выдающимся живописцем. Этот факт о многом говорит — и об атмосфере в семье, и о её «генетической» талантливости.

Между тем Васнецовы жили совсем просто — как и большинство семейств сельских священников. В сущности, их быт ничем не отличался от «среднекрестьянского» — за исключением умственных и художественных интересов. «Критическая» школа в русской живописи второй половины ХIХ века, в рамках которой успешно поработал и сам Васнецов в 1870-е годы, любила изображать попов пьяницами и корыстолюбцами, но это было очевидное преувеличение, вызванное задачами «партийной» борьбы. В действительности простые русские священники всегда вели полную трудов и забот о пастве жизнь; замечательные образы таких людей создал Н. Лесков в своих «Соборянах» — романе, надо думать, близком Васнецову. Художник писал в 1898 году В. Стасову: «Вспомнить моего дорогого отца, глубоко религиозного и философски настроенного, который, прогуливаясь с нами, детьми, по полям в звёздные августовские ночи, влил в наши души живое неистребимое представление о действительно сущем Боге!»

ПОДДЕРЖКА ОТЦА

Отец Михаил с пониманием относился к рано проявившимся художественным увлечениям сына, но финансовое положение семьи не оставляло вариантов — Виктору в десятилетнем возрасте пришлось поступить в Вятское духовное училище, а спустя четыре года, в 1862 году, в Вятскую духовную семинарию. Детей священников туда принимали бесплатно, да и незыблемая традиция, только-только начинавшая трещать по швам (а откуда бы в 1860-е годы взяться стольким разночинцам!), требовала этого. Впрочем, семинарии Васнецов не окончил, уйдя с предпоследнего, философского, курса и, с благословения отца, отправившись в Петербург поступать в Академию художеств. Это случилось в 1867 году. Любопытно: перед отъездом он «пустил в лотерею» (то есть на аукцион) две свои картины, «Молочница» и «Жница», выручив за них 60 рублей, которые получил лиишь через несколько месяцев, уже в Петербурге. Появился же он в столице с 10 рублями в кармане.

Успешно сдав экзамен по рисованию, Васнецов не понял, что принят в Академию, думая, что ему ещё надо сдать экзамен по «наукам», и в течение года занимался в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств. Там он подружился со своим учителем, И. Крамским. С 1868 года Васнецов приступил к занятиям в Академии — особенно тепло он (и не только он) всегда вспоминал своего тамошнего наставника, П. Чистякова. В 1870 году художник получил Большую серебряную медаль за эскиз «Христос и Пилат перед народом». В Академии он близко сошёлся с Репиным и даже некоторое время жил с ним на одной квартире. Писал он в это время в основном жанровые картины — вполне в русле эстетики передвижников. Дебютировал художник на передвижных выставках в 1874 году с полотном «Чаепитие в трактире».

Академии Васнецов не окончил — его влекла иная живопись. Распростившись в 1875 году с ней, он в 1876 году уехал за границу и более года жил в Париже, где тесно общался с находившимися там в пенсионерской командировке Репиным и Поленовым. Своему «типизму» он пока не изменял — его парижское полотно «Акробаты (Балаганы в окрестностях Парижа)» (1877) — та же жанровая сценка, но исполненная уже не в русских, а во французских декорациях. Эту картину художник, кстати, тогда же показал в официальном парижском Салоне.

ОТРАДА В СЕМЬЕ

Васнецов всегда считал, что слишком мало времени уделяет семье, но его супругу, Александру Владимировну Рязанцеву, это не смущало. Она всегда была рядом. Происходила Александра из большого вятского купеческого рода. Сначала окончила вятскую гимназию. Затем покинула отчий дом и уехала в Петербург, где окончила первые женские врачебные курсы медико-хирургической академии.

Познакомились Виктор и Александра в библиотеке. Его поразили её глаза — строгие и необыкновенно добрые. Стеснительный Васнецов неожиданно для себя рассказал Александре всю свою жизнь. Девушка оказалась замечательной слушательницей. Васнецов к тому времени уже собирался ехать в Париж, но перед отъездом сделал предложение. Александра согласилась, но предупредила, что она хоть и из купеческого рода, но состояния не имеет. Васнецова это ни капли не смутило и, по возвращению из Парижа, в 1878 году он женился на Александре. У четы Васнецовых родилось пятеро детей — дочь Татьяна и сыновья Борис, Алексей, Михаил и Владимир.

Друзья Васнецова по-хорошему ему завидовали: семья у Виктора получилась замечательная. Умница и красавица жена, необыкновенно понимающая и терпеливая, весёлые дети. Атмосфера в доме Васнецовых всегда была творческой. Каждое рождество они устраивали спектакли. Дети писали пьесы, шили костюмы. Васнецов бросал работу и тоже присоединялся к предпраздничной суете: помогал с декорациями, гримировал актёров.

49 лет супруги прожили душа в душу. «Только в семье найдёт успокоение современный страдающий человек» — говорил Васнецов.

ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ

По возвращении в Россию Васнецова приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. Приняли как талантливого «жанриста», не подозревая о том, что художник стоит на пороге важных творческих перемен. Перемены, впрочем, были и внешние — Васнецов переехал на жительство в Москву, сблизился с С. Мамонтовым и И. Третьяковым, стал активнейшим членом Абрамцевского художественного кружка. Он подолгу жил в Абрамцеве, спроектировал для имения церковь Спаса Нерукотворного, выстроенную в соответствии с псковско-новгородской традицией, и сказочную беседку «Избушка на курьих ножках». Дом для собственной семьи художник тоже спроектировал сам с помощью архитектора Василия Башкирова. Ныне это здание, расположенное по адресу: Москва, переулок Васнецова, д. 13, является домом-музеем живописца. Дом сложен из дерева, хотя москвичи уже пол века строили свои дома из камня. Но художник видел свой дом «идеально русским», выдержанным в традициях русской архитектуры и русского быта.

Параллельно Васнецов оформлял спектакли мамонтовской Частной оперы, увлёкся русским фольклором. Знаменитая картина — «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889) отражает «поэтический» интерес Васнецова к русскому фольклору, являющийся «фирменным знаком» художника. Москва стала для художника землёй обетованной, здесь он понял, что (цитируем Васнецова) «только среди московских исторических памятников, её великого, незабываемого, волнующего прошлого расцветёт моё дарование, окрепнет умение, разовьётся вдохновение, сбудутся поэтические мечты». Вспомним по случаю, что нечто похожее в то же время произошло с ещё одним провинциалом, васнецовским одногодкой, В. Суриковым.

О произошедших переменах возвестило показанное в 1880 году на VIII передвижной выставке полотно «После побоища Игоря с половцами», созданное по мотивам «Слова о полку Игореве». Картину приняли неоднозначно — Васнецов утверждал, что все «стояли к ней спиной». Это не так, конечно, — о ней восхищённо отзывались И. Крамской, П. Чистяков и И. Репин, хотя патриарх передвижничества Г. Мясоедов топал перед ней ногами, требуя убрать эту «мертвечину» с выставки за измену критическому «направлению».

Между тем в этой и последующих за ней работах Васнецов пытался показать «положительные» пути российскому обществу, вступающему в период беспочвенности, нестроения и смут (менее чем через год революционеры разорвали бомбой на части императора Александра II).

ИКОНОПИСЬ

Выполнением той же благородной задачи был обусловлен и следующий этап жизни и творчества Васнецова, связанный с его деятельностью по оформлению Владимирского собора в Киеве, которой он отдал более десяти лет (1885—1896). Поначалу искусствовед А. Прахов привлёк к этой работе М. Врубеля, но его иконопись оказалась слишком «модернистской» и не слишком органичной для традиционного православного сознания. В конце концов, собор расписали В. Васнецов и М. Нестеров. Васнецов после этого стал популярнейшим русским иконописцем, ему подражали, на него просыпался дождь церковных заказов.


источники:

http://biographe.ru/znamenitosti/viktor-vasnetsov/

http://legacy-time.ru/biographies/viktor-mixajlovich-vasnetsov/