Лялин Валерий Николаевич
ЛЯ́ЛИН Валерий Николаевич [7.12.1927, г. Иваново-Вознесенск ― 7.10.2010, СПб. Похоронен на Ковалевском кладбище] ― прозаик.
Родился в семье студентов, детство провел в Иваново-Вознесенске с бабушкой. Прадед — ивановский купец Матвей Сурин, строитель храмов и богаделен, раздавший свое богатство и ставший пустынножителем ради спасения души. В 1934 Л . переехал с семьей в Л-д, окончил школу рабочей молодежи. В годы войны (отец призван на фронт) Л. с матерью находился в эвакуации на Кавказе, Сталинграде. «Когда мне было 20 лет от роду, мне в руки впервые попало Евангелие. Я тогда жил в Крыму, снимал комнатку у добрых стариков, а когда приболел, хозяин и принёс мне эту Святую книгу» (цит. по: Рубцова И. Русская земля, живи вовеки!). Свое обращение Л. описал в рассказе «Мой путь ко Христу»: «К принятию христианства я шёл очень тяжело и долго. Я прорастал к нему через пласты сомнений, атеизма и всеобщего отрицания Бога. Я прорастал к нему, как прорастает к свету былинка через слои асфальта». После войны «метался по огромной нашей стране в поисках… я и сам не знал чего». Был крещен старообрядческим наставником в Новгородской обл. Жил в Феодосии, Керчи. В 1956 познакомился с архиеп. Крымским и Симферопольским Лукой (Войно-Ясенецким), кот. утвердил Л. в православной вере, наставил на жизненный путь, сказав: «Идите работать врачом в деревне — лечите простых людей».
Окончив Крымский мед. ин-т (1956), Л. работал сельским врачом в Крыму, Закарпатье, Южной Осетии. Встречался со старцами — выходцами из Глинской пустыни (в т.ч. с митр. Грузинским Зиновием); в Абхазии и Казахстане беседовал с монахами-пустынниками. Эта духовная школа помогла впоследствии обрести писателю слово, несущее жизненную правду, Христову любовь, сострадание, милосердие.
Вернулся в Л-д в 1970-е, работал врачом; был благословлен в псаломщики и клиросные певчие архиеп. Тихвинском Мелитоном. Свой творч. путь Л. начал с создания киносценариев на ист. темы (эпоха Екатерины II); они были одобрены В. Пикулем. Однако студия «Ленфильм», куда обратился Л., предложила начать со «сценария о рабочем классе», после чего Л. уничтожил свои рукописи.
Осн. жанр тв-ва Л. — рассказ. Первые рассказы были озвучены самим автором в эфире «Православного радио СПб.» в нач. 1990-х. Сохранившиеся аудиозаписи Л. свидетельствуют о незаурядном артистическом даре: «Речь его рассказов течет плавно, напевно, будто слушаешь древнего сказителя. И, кстати сказать, сам автор замечательно читает свои рассказы, выступая по радио и в аудиториях. Вслушиваясь в его голос, замечаешь такие тончайшие оттенки, которые упускаешь при чтении», ― отмечал ред. газ. «Православный СПб.» А. Раков. (Горница. Приложение к газ. «Православный СПб.». 2004. № 20, февр.). В этой газ., начиная с 1993, регулярно стали печ. рассказы Л., затем появлялись в ж. «Православный Паломник», «Всерусский собор», «Православный летописец СПб.», «СПб. Епархиальные ведомости», «Русская земля». Лит. дар Л. был вскоре замечен и оценен издателями и читателями. Первая кн. — сб. « Последняя надежда » (2000); в авторской аннотации Л. сообщал: «Я — писатель из молодых, отточил перо свое на восьмом десятке лет. Вся юность прошла в урагане войны 1941–45 гг. Война тяжелым катком прошлась по моей жизни, и, не успев умертвить, превратила меня в инвалида телесного и духовного». Затем на протяжении 10 лет вышли еще пять кн. прозы Л.
По признанию Л., свои рассказы он писал быстро, по вдохновению, в 1–2 дня. Основа всегда документальна, часто автобиографична: «Все мои рассказы — от сердца, на основе жизненного опыта. Пройден большой путь со грехами и покаянием. Да простит и помилует нас Господь». Суть тв-ва Л. сформулирована в одном из читательских отзывов: «Великолепное живое слово христианина и человека, ищущего правды Божией. Впечатления о людях и событиях на пути ко Христу. Реальное свидетельство о Боге из уст верующего человека».
Темы прозы Л. — поиск и обретение веры (« В северных Палестинах», «Заблудший», «Исповедь »), рассказы о замечательных людях: « Изограф » ― об иконописце XIX в. Гр. Журавлеве, лишенным от рождения рук и ног; « Бесогон из Ольховки » ― о закарпатском старце-экзорцисте отце Мефодии и его келейнице, «ведьме в отставке»; « Кузьма Крестоноситель » ― покаянной жизни и странствиях убийцы. Значительное место занимают повествования о войне: « Человек на войне » ― о православном воине-санитаре, кровавых реалиях фронта, « Когда была только надежда » ― о блокадной жизни будущего патриарха Алексия (Симанского). Увлекательны « Рассказы алтарника » (в частности, о том, как преп. Серафим явился двум хиппи, побил их палкой, после чего один из них крестился и стал алтарником), « Святой остаток » ― о благочестивом населении деревни, которое во времена раскулачивания бежало во главе со священником в Сибирь и там сохранилось от гонений до наших времен.
Л. — мастер увлекательного сюжета. Так, в рассказе « Тяжелые времена » воссоздана судьба еврейского юноши, родившегося в Америке, бежавшего в Россию, прошедшего концлагерь, спасшегося от расстрела, попавшего в партизанский отряд, обретшего веру и крестившегося.
Книги Л. читаются легко благодаря доверчиво-задушевной интонации и неизменному юмору, подчас горькому, подчас лукавому — так, в рассказе « Обычная история » есть сцена «укрощения церковных котов». Язык приближен к разговорному, встречаются экспрессивные выражения («очиститься от проклятой городской блевотной жизни мегаполисов» и др.). Отмечали сходство Л. с И. Шмелевым, но еще более он близок к В. Никифорову-Волгину — и по стилистике, и по жанру (короткий рассказ-новелла «об увиденном»), и по тематике (обретение православной веры, мужественное стояние в ней).
«Его рассказы увлекательны и поучительны, а богатейший жизненный опыт автора и твердое стояние в Православной вере придают им особенную глубину, неповторимый колорит и разнообразие. Перед читателем — встречи с разными людьми, размышления автора о Церкви, о судьбах России. Объединяет все рассказы удивительно теплая авторская интонация, за которой — человек, знающий, что на жизненном пути нельзя потерять самое главное — сострадание к людям и надежду на Господа» (из аннотации к кн. « Куда ведут дороги »).
Мн. рассказы Л. несут сильное публиц. начало, когда голос автора обретает бескомпромиссность и строгость: «…бедствия, кот. постигли нас последним летом уходящего тысячелетия, не просто бедствия, а знамения Божии, знаки грядущей беды. Ко всему этому — катастрофическое обнищание народа, где на одном полюсе тысячи жирующей и купающейся в роскоши публики, а на другом — миллионы голодных и безработных. А на посошок нам ещё война на Кавказе, где, по слову Христа, “народ восстал на народ”. И единственное, что у нас в России растёт и процветает, так это кладбища…» (« Тихвинские зарисовки »). Иногда свою мысль Л. формулирует в стихах («Свет телевизора в каждом окне: / Это лампадки зажгли сатане»). Творческое credo автора: «Жаль мне добрый, кроткий и доверчивый русский народ, понёсший неисчислимые жертвы в кровавом и безжалостном XX веке… И я молю Бога, чтобы эта эпидемия бед, несчастий и скорбей не перешла из XX века в XXI век…» («И было в тот вечер» ).
Л. удостоен лит. премии им. С. Нилуса (2002), Всероссийской православной лит. премии им. Александра Невского «за возрождение жанра народного православного рассказа» (2005). Номинирован на премию «Нац. бестселлер» 2006 (long-list) с книгой « Птицы небесные ». В аннотации к этой кн. говорится: произведения Л. «согревают душу, укрепляют веру, просто и ясно учат милосердию и состраданию, радуют забытым, настоящим русским словом. Они помогают вспомнить о том, что для русского человека всегда было самым главным в жизни».
В 2015 вышло двухтомное собр. соч. Л., куда вошли почти все его тексты и библиография. Памяти Л посвятили стихи А. Грунтовский, Т. Егорова, Е. Бадьянова.
Лялин Валерий Николаевич
Валерий Николаевич Лялин (1928–2010) родился в семье студентов, провёл своё детство в Иваново-Вознесенске, где его воспитывали бабушка и дедушка.
Юность писателя прошла в урагане войны 1941–45 гг. В результате ранения он потерял ногу, а после войны пережил тяжёлый духовный кризис. Прийти к христианской вере ему помог святитель Лука (Войно-Ясенецкий), подаривший ему Библию и наставивший на путь Христов.
Окончив медицинский институт, Валерий Лялин работал сельским врачом в Крыму, в Закарпатье и в Грузии, где окормлялся у старцев монахов – выходцев из знаменитой Глинской пустыни, а также общался с монахами-пустынниками из Абхазии. Вернувшись в Петербург, был благословлён в псаломщики и клиросные певчии архиепископом Тихвинском Мелитоном. Писал православную прозу и сотрудничал с «Православным радио Санкт-Петербурга».
Его рассказы отличаются тем ценным опытом духовной жизни, который обретался автором в непростые десятилетия богоотступничества и преследования верующих людей.
Бесогон из Ольховки
…Возвращаясь мысленно в прошлое, я вижу себя юным, но больным и изнуренным тяжелыми годами военного лихолетья.
По святым местам
На краю одного сибирского городка, где центр каменный, а окраины сплошь деревянные, в добротно сработанной, просторной избе-пятистенке, поставленной дедами еще при царе Александре Третьем, вдоль стен на полу сидел народ.
Последняя надежда
Книга писателя Валерия Лялина открывается рассказом об удивительной жизни инвалида детства, будущего художника-иконописца, изографа Григория. Эту повесть сам автор посвятил всем инвалидам-колясочникам нашего времени.
Птицы небесные
Старый Матвей Иванович проснулся рано. За запотевшими окнами еще стояла густая темень, но кое-где, предвещая рассвет, уже пели петухи и было слышно, как озябшая за ночь собака во дворе гремела цепью.
Валерий Николаевич Лялин. Секрет таланта
Валерий Николаевич Лялин (7.12.1928 — 7.10.2010) — один из талантливейших писателей нашего времени. Под его пером возродился забытый жанр душеспасительной литературы — рассказ-притча. Валерий Николаевич был мастером и повествовательного изложения. Особую любовь читателя приобрели рассказы в эфире «Православного радио Санкт-Петербурга» и в записи на дисках в исполнении автора. Здесь раскрылся другой дар Валерия Николаевича — дар сказителя-рассказчика.
Потеряв во время войны ногу, Валерий Николаевич был почти лишен общения в писательской среде, долгие годы оставаясь в четырех стенах, посещаемый немногими друзьями… Однако Господь послал ему множество истинных друзей и почитателей: тысячи радиослушателей, тысячи читателей, не ведавших о недуге писателя, но горячо любивших его слово… Слушатели представляли себе убеленного сединами старца у микрофона в радиостудии… но он там никогда не был. В студию привозились кассеты, записанные на дому…
Первые рассказы, вышедшие в православной печати в конце девяностых стали открытием для читающей публики. «Я — писатель из молодых, отточил своё перо на восьмом десятке лет», — горько шутил Лялин. Что же… — такова была эпоха.
Книги Валерия Николаевича «Последняя надежда» (2000), «Нечаянная радость» (2004), «Птицы небесные» (2005), «Куда ведут дороги» (2007) и другие многократно переиздавались, найдя себе живой отклик не только в православной, но и в самой широкой аудитории.
Секрет таланта писателя прост — это духовный опыт. Опыт старца, прошедшего двадцатый век вместе со своим народом… Наставления свт. Луки (Войно-Ясенецкого), окормление в Глинской Пустыни, служба земским врачом… благодать Святой Руси, которую Валерий Николаевич Лялин успел восприять и запечатлеть на страницах своих книг. Он не любил вопросов о своей персоне: «Вся моя биография — в моих рассказах».
Действительно — цикл «По святым местам», «За старцем не пропадёшь», «Хроника одной зимы в Теберде», «Нечаянная радость», «Под солнцем Феодосии» и многие другие — это рассказы-притчи, рассказы-покаяния. «Вся моя биография — в моих рассказах» — это воистину так, даже и тогда, когда писатель излагает явно иные судьбы — ибо иных, чужих судеб в его духовной биографии не было.