Ваганова Агриппина Яковлевна Краткая биография

Агриппина Ваганова

Биография

Карьера Агриппины Вагановой как педагога-хореографа сложилась удачнее, чем в качестве балерины. Несмотря на трагедию в личной жизни, предательство учеников и социальные катаклизмы, ей удалось оставить глубокий след в методике балета.

Детство и юность

«Царица вариаций» родилась в июне 1879 года в семье отставного унтер-офицера, служившего капельдинером в Мариинском театре Акопа (Якова) Ваганова, армянина по национальности. Агриппина была младшей из трех сестер. Семья жила в центре Санкт-Петербурга, на Офицерской улице, рядом с местом работы Якова Тимофеевича. Квартира Вагановых располагалась в подвале, который заливало при сильных дождях.

В детстве Агриппина, пользуясь должностью отца, пересмотрела все балеты в «Мариинке» и стала грезить порхающим искусством. Хотя родители считали, что коренастая девочка плохо подходит для фуэте, они смогли пристроить младшую дочь в Императорское театральное училище.

Доводом для матери и отца стали не столько мечты Груши, сколько то, что успешно окончившие 1-й класс ученицы переводились на полный государственный пансион. Вагановы жили бедно и вздохнули с облегчением, избавившись от лишнего рта.

Обучение в училище разочаровало Ваганову. Педагоги (в частности Александр Облаков) только показывали па и требовали от учеников повторения, но не объясняли, как это сделать, не раскладывали движения на элементы.

Груша прослыла неудобной ученицей с ужасным характером: девочка изводила наставников вопросами. Бывшая балерина Екатерина Вазем считала, что обучение Агриппины — пустая трата времени: физические данные строптивой танцовщицы были далеки от идеала, а лицо с кавказскими чертами не соответствовало «кукольным» балетным стандартам. Единственное, в чем нельзя было отказать девушке — это в упорстве и самоотдаче на репетициях.

Хотя на выпускных экзаменах Ваганова получила 11 из 12 возможных баллов и влилась в труппу Мариинского театра, где царствовала Матильда Кшесинская, дочери армянского унтер-офицера не давали ведущие партии, которые она самозабвенно разучивала. Главный балетмейстер Мариус Петтипа называл исполнительскую манеру Агриппины ужасной, а когда вариациям балерины рукоплескала публика, утверждал, что Ваганова проплатила аплодисменты.

Личная жизнь

В молодости Агриппина пережила ряд ни к чему не обязывающих романов. Поклонники баловали балерину подарками и возили в лучшие рестораны Санкт-Петербурга, где она после нескольких бокалов шампанского сбрасывала туфли и танцевала под аплодисменты посетителей.

Все изменилось после знакомства с Андреем Померанцевым — полковником-путейцем в отставке, членом правления Екатеринославского строительного общества. Мужчина был в 2 раза старше балерины и, став ее возлюбленным, завалил дорогими подарками. Впервые в жизни у Вагановой появилась прислуга.

В апреле 1903 года на репетиции балерина упала в обморок. Очнувшись, Ваганова узнала, что причина недомогания — беременность. В голове девушки всплыла русская поговорка «Обещанного 3 года ждут» — она ждала сольных партий уже свыше пяти лет после окончания училища, а их все не было. Поразмыслив, Агриппина предпочла материнство туманным карьерным перспективам.

Агриппина Ваганова и Майя Плисецкая / «Фейсбук»

Померанцев не смог получить развод от жены, но после рождения сына Саши поселился с Вагановой и до конца своих дней жил с танцовщицей как муж. Когда умерла старшая сестра Груши, племянники Леля и Сережа стали жить с Андреем Александровичем и Агриппиной Яковлевной. Ваганова не видела разницы между детьми, баловала их и любила водить в цирк и зоопарк, а потом уморительно воспроизводить движения животных.

На революции 1917 года балерина почти не обратила внимания, однако муж становился все мрачнее и в ночь перед Рождеством застрелился. Из избалованной барыни и любимой жены Ваганова в одночасье превратилась в многодетную мать, лишенную средств к существованию, которой дворник из любезности дает раз в день вязанку дров.

Тем не менее Агриппина смогла вырастить детей и племянников. Александр Померанцев пошел по стопам отца и стал инженером-путейцем. Мужчина сохранил архив и мемуары матери.

Балет

В балет погрязшую в материнстве Ваганову вернул сын. Поглядев на фото матери в пачке и на пуантах, мальчик спросил родительницу, почему она больше не танцует, неужели разучилась. Агриппина начала показывать Саше, на что она способна, и пришедшая на работу няня с удивлением обнаружила разгоряченную барыню сидящей на шпагате.

После возвращения в «Мариинку» карьера Вагановой складывалась более удачно, чем в юности. За точность прыжков Агриппину прозвали Стальными ногами. Однажды балерине довелось заменить получившую травму Тамару Карсавину и станцевать главную партию, ведь все сольные роли Ваганова знала наизусть. Но в 1916 году дочку унтер-офицера списали по возрасту, а положенную пенсию после октябрьского переворота перестали выплачивать.

Чтобы прокормить сына и племянников, Агриппина танцевала перед рабочими, солдатами и матросами, преподавала танцы в клубах. А затем Ваганову пригласили работать в родное училище, воспитанники которого репетировали в неотапливаемых помещениях и жили впроголодь.

В наставничестве женщина нашла свое призвание. Строптивая ученица превратилась в резкую и безжалостную на язык преподавательницу, учившую балерин совершать танцевальные па вдумчиво и заботящуюся о каждой ученице как о родной дочери. Майя Плисецкая, которой в юности удалось получить несколько уроков у Вагановой, утверждала, что после занятий стала танцевать намного лучше и, главное, осмысленнее.

Заслуги Агриппины Яковлевны заключаются и в разработке методики совершенствования мышц будущих звезд сцены, и в том, что она сумела объяснить важность русской балетной школы советской власти. Вначале вожди, говоря словами Владимира Маяковского, относились к классическому танцу как к «дрыгоножеству», а к Мариинскому театру — как к царской игрушке и пережитку прошлого. Но затем чиновники поняли роль балета в формировании престижа молодого советского государства на международной арене.

В 1931–1937 годах Ваганова работала художественным руководителем балетной труппы «Мариинки», которая называлась Ленинградским театром оперы и балета имени Сергея Кирова. Однако противники требовательной наставницы обвинили Агриппину Яковлевну в самодурстве и присвоении заслуг советской власти. Среди хулителей были и ученицы, в том числе Галина Уланова. И лишь Наталья Дудинская рискнула заступиться за любимого педагога.

Из Кировского театра Ваганову уволили, и она вновь сосредоточилась на любимом деле — преподавании в хореографическом училище. Опыт наставничества обобщен в знаменитой книге «царицы вариаций» «Основы классического танца».

Смерть

Агриппина Яковлевна скончалась 5 ноября 1951 года. Точную причину смерти балерины и педагога в биографиях не указывают, ограничиваясь словосочетанием «тяжелая болезнь». Известно, что за день до кончины Ваганова порывалась идти проводить занятие в училище на улице Зодчего Росси.

Документальный фильм «Агриппина Ваганова. Великая и ужасная»

Агриппину Яковлевну похоронили на Литераторских мостках Волковского кладбища. Через 2 года после смерти на могиле Вагановой установили памятник — скульптуру танцовщицы с книгой в руках, а через 6 лет учебное заведение, с которым была неразрывно связана биография балерины, получило имя великого педагога. С 1991 года самая известная в мире российская хореографическая школа называется Академия русского балета имени Агриппины Вагановой.

Агриппина Ваганова — краткая биография

Агриппина Яковлевна Ваганова родилась в 1879 году в Петербурге в обедневшей армянской семье. Её отец Яков Ваганов решил пристроить девятилетнюю Груню, как её называли дома, в танцевальное училище — девочка грезила о балете с раннего детства. Но дело было далеко не в детских мечтаниях. Обеспеченные люди высокого сословия в дореволюционной России не отдавали детей в цирковые, танцевальные и театральные училища. Эти профессии считались легкомысленными, не почётными и даже немного презренными. Отец отдал Агриппину в танцевальное училище из-за крайней нужды. Он был небогатым человеком преклонного возраста, а об Агриппине совершенно некому было позаботиться.

В 9 лет Агриппина начала обучаться искусству танца и быстро стала лучшей не только в танцклассе, но и во всём училище. Наблюдая за соученицами, она осознала, что идеальной техники исполнения ей не добиться никогда — у неё была слишком крупная и приземистая фигура для балерины, а устаревшие правила обучения в танцевальном училище оставляли желать лучшего. Агриппина часто спорила с учителями, задавала им много вопросов и славилась вздорным нравом, что не помешало ей великолепно учиться.

Вскоре Вагановой досталась небольшая роль в спектакле с легендарной Анной Павловой. Агриппина вдумчиво разбирала каждое танцевальное па, каждое выражение великой балерины. После выпускного экзамена её сразу пригласили в труппу Мариинского театра. Её мечта сбылась. Но увы — несмотря на её безупречную технику, балетмейстеры не предполагали и не видели в Вагановой исполнительницу сольных партий.

После рождения ребёнка и длительного перерыва Ваганова вернулась в театр, где удивительным образом получила много прекрасных ролей. Помог случай: блиставшая тогда прима Тамара Карсавина вывернула ногу, и Вагановой предложили исполнить партию Одетты — Одиллии в балете «Лебединое озеро». Главная роль автоматически причисляла её к статусу балерины, а исполнительницы не главных считались простыми танцовщицами. Публика восторженно аплодировала Вагановой, но она ввиду чрезвычайного перфекционизма считала, что сольная партия далась её гораздо хуже, нежели Карсавиной. Она мечтала обладать совершенно другим телосложением, и понимала, что её знания и опыт ничто из-за тяжёлой «не балетной» конституции.

Работая и просчитывая каждое танцевальное па, Ваганова добилась поражающих воображение результатов, особенно в технике прыжка. О ней писали: «Госпожа Ваганова срывается с места и повисает в воздухе!». Несмотря на её триумф, в труппу знаменитых русских балетных сезонов Дягилева балетмейстер Михаил Фокин вместо Вагановой взял непрофессиональную танцовщицу.

В 1916 году директор Мариинского театра уволил Агриппину Ваганову по причине старого для балерины возраста. А в 1917 случилась революция — возлюбленный балерины кончил жизнь самоубийством прямо на Рождество.

Ваганова принимает решение стать преподавательницей и набирает класс учениц. Аккумулируя и осмысливая накопленные знания о балете, она пишет учебник «Основы классического танца». Книга Агриппины Вагановой об истории балета и технике классического танца стала самой лучшей и известной не только в СССР, но и во всём мире. Это был настоящий триумф.

В 1922 году Ваганова точно определила среди учениц будущую великую балерину в маленькой худенькой девочке, обладающей таким балетным телом, какого не было у самой. Это была знаменитая Марина Семёнова. Преподавательский талант Вагановой был невероятным. Каждый год она выпускала гениальных танцовщиц. В 1941 году Ленинградское балетное училище пришлось эвакуировать в Пермь, но Ваганова осталась в голодном Ленинграде.

В 1943 году ей предложили стать главным хореографом и балетмейстером Большого театра, и на правительственном уровне вызвали из эвакуации в Москву. Но она отклонила столь почётное назначение — после прорыва блокады Ленинграда она вернулась в родной город и продолжила работать до последнего дня жизни. Её не стало 5 ноября 1951 года. Спустя шесть лет в 1957 году Ленинградское хореографическое училище стало называться именем Агриппины Яковлевны Вагановой.

Агриппина Ваганова — биография, новости, личная жизнь

Агриппина Ваганова

Агриппина Яковлевна Ваганова. Родилась 14 (26 июня) 1879 года в Санкт-Петербурге — умерла 5 ноября 1951 года в Ленинграде. Русская и советская артистка балета, балетмейстер, педагог. Основоположник теории русского классического балета. Народная артистка РСФСР (1934). Лауреат Сталинской премии I степени (1946).

Агриппина Ваганова родилась 14 июня (26 июня по новому стилю) 1879 года в Санкт-Петербурге.

По национальности — армянка.

Отец — Акоп (Яков) Тимофеевич Ваганов, из персидских армян, родом из Астрахани, служил унтер-офицером, после отставки переехал в Петербург, был капельдинером Мариинского театра.

Именно благодаря отцу она полюбила балет, хотя в детстве Агриппина (в семье ее звали Груня) была пухленькой. Часто находясь за кулисами во время выступлений, она влюбилась в балет.

В девять лет она сдала экзаменовку в училище, проявив замечательные гибкость, артистичность, чувство ритма — и антропология ей не помешала. В 1888 году была принята в Императорское театральное училище. Среди педагогов Вагановой были Евгения Соколова, Александр Облаков, Анна Иогансон, Павел Гердт, Владимир Степанов (запись танца). В младших классах в течение двух лет занималась у Льва Иванова, назвав это время «двумя годами безделья», затем перешла в класс Екатерины Вазем.

Как вспоминала Ваганова, в училище она обнаружила, что учить там не умеют. Когда преподаватель Облаков выходил на середину зала и быстро показывал движение, требуя повторять. «Вы не хотите сначала разобрать с нами движение?», спрашивала Агриппина, получившая репутацию дерзкой девчонки.

Тем не менее, несмотря на то, как раздражала бесконечными вопросами и соображениями Ваганова учителей — те не могли не признавать за ней дарование, и девочка, вместе с наставлениями быть поскромнее, получала свои первые роли. Первой ролью Вагановой стала мать Лизы, главной героини, в школьном спектакле «Волшебная флейта», поставленном Львом Ивановым для учеников средних классов. Играла Амурчика в «Спящей красавице» вместе с легендарной Анной Павловой. Для девочки было главным успеть понять, как Павлова творит на сцене свои чудеса. На репетиции, пока ждала выхода, Агриппина, не ленясь, повторяла за прославленной балериной все движения.

В 1897 году окончила училище. На выпусканых экзаменах Ваганова получила 11 баллов из 12 возможных.

Далее была принята в балетную труппу Мариинского театра, через несколько лет получила статус солистки. Вагановой блестяще удавались отдельные сольные вариации, например, в балете Делиба «Коппелия», за что её прозвали «королевой вариаций».

Агриппина Ваганова в молодости

В 1910-е годы, незадолго до окончания карьеры, начала исполнять главные партии. Мариус Петипа, однако, не ценил её исполнительского мастерства и низко оценивал ее таланты в своем дневнике.

Агриппина Ваганова проявила себя как новатор в балете, она вносила некоторые изменения в хореографические приёмы, которые вначале могли показаться неуместными строгим ревнителям академизма, однако впоследствии занимали достойное место в технике ведущих танцовщиков.

Репертуар Агриппины Вагановой:

pas de six из балета «Маркитантка» (Красносельский театр, солисты — Анна Павлова и Михаил Фокин);
«Волшебное зеркало»;
pas de trois — «Баядерка»;
pas de trois — «Корсар»;
Геба — «Пробуждение Флоры»;
Царь-девица- «Конёк-горбунок»;
Повелительница дриад — «Дон Кихот»;
Наила — «Ручей»;
Жизель — «Жизель»;
Одетта-Одиллия — «Лебединое озеро».

В 1916 году оставила сцену и занялась преподаванием. Сначала преподавала в различных частных школах и студиях, затем, уже после революции, была приглашена А. А. Облаковым на работу в Петроградское театральное училище. Свой первый выпуск, в числе которого были Нина Стуколкина, Ольга Мунгалова и Нина Млодзинская, подготовила в 1922 году.

В 1924 году выпустила класс, который начала учить в 1921 году. Беря предвыпускные женские классы, подготовленные такими педагогами, как Е. П. Снеткова, М. А. Кожухова, М. Ф. Романова, выпускала через год, иногда ежегодно.

Разработала собственную педагогическую систему, основанную на ясности и осмысленности техники, строгости постановки корпуса, позиций рук и ног. «Система Вагановой» сыграла определяющую роль в развитии балетного искусства XX века.

Среди её учениц — Наталья Камкова (1924), Марина Семёнова (1925), Ольга Иордан и Елена Ширипина (1926), Галина Уланова и Татьяна Вечеслова (1928), Татьяна Шмырова, Фея Балабина и Наталья Дудинская (1931), Галина Кириллова (1935), Алла Шелест (1937), Нонна Ястребова и Бюбюсара Бейшеналиева (1941), Нинель Петрова (1944), Ольга Моисеева, Людмила Сафронова и Нинель Кургапкина (1947), Алла Осипенко (1950), Ирина Колпакова (1951) и многие другие выдающиеся балерины XX века.

Агриппина Ваганова с ученицами

С 1931 по 1937 год Ваганова — художественный руководитель балетной труппы ЛАТОБ имени С. М. Кирова.

В 1933 году Ваганова возобновила в репертуаре Мариинского театра балет «Лебединое озеро». Её редакция потеряла сказочные черты и носила мелодраматический характер: Одетта погибала от выстрела Ротбарта, Зигфрид закалывался, потеряв любимую.

Так же Ваганова возобновила балет «Эсмеральда».

Автор книги «Основы классического танца» (1934), ставшей основополагающей для русской балетной школы XX века. В книге Ваганова подробно излагает свои педагогические взгляды. Выдержала много переизданий и переведена на многие языки мира.

В Великую Отечественную войну Агриппина Яковлевна пережила блокаду, потом эвакуацию.

В 1943 году ее утвердили на должности главного хореографа Большого театра, но Ваганова отказалась — хотела работать только в Ленинграде в своем родном училище. Она вернулась в Ленинград и преподавала до самой смерти.

Агриппина Яковлевна скончалась в Ленинграде 5 ноября 1951 года. Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища. Надгробие создано в 1953 году (скульптор В. И. Ингал, В, Ф. Фролова-Багреева, архитектор Ю. Н. Смирнов).

В 1957 году Ленинградскому хореографическому училищу (с 1991 года — Академия русского балета) было присвоено имя А. Я. Вагановой.

В 1958 году на фасаде дома № 4 по Гороховой улице (в то время — ул. Дзержинского), где начиная с 1937 года и до конца жизни (с перерывом на время блокады, 1942-1944) жила А. Я. Ваганова, была установлена мемориальная доска архитектора М. Ф. Егорова с надписью «Здесь с 1937 года по 1951 год жила Агриппина Яковлевна Ваганова, профессор, крупнейший деятель советской хореографии». В 1990-х мраморная доска была заменена на гранитную.

В 1988 году хореографическое училище им. Вагановой учредило балетный конкурс для воспитанников балетных училищ СССР — «Ваганова — Prix». Начиная с 1995 года конкурс приобрёл международный статус.

Личная жизнь Агриппины Вагановой:

Гражданский муж — Андрей Александрович Померанцев, полковник царской армии. При этом официально Померанцев был женат на другой. В Рождество 1917 года Андрей Александрович застрелился прямо под елкой.

13 января 1904 года у них родился сын Александр Померанцев. В свидетельстве о крещении сына было записано, что Померанцев «усыновил Александра, рожденного вне брака от девицы Агриппины Вагановой».

Внучка — Людмила Померанцева.

Внучка ее гражданского мужа Андрея Александровича Померанцева — Марина Андреевна Померанцева — была ученицей Вагановой (выпуск 1940 года). Она стала солисткой балета, затем несколько лет преподавала в балетной школе, носящей имя ее сводной бабушки.

Архив Вагановых, собранный её сыном, Александром Померанцевым, был передан им в театральный музей. Именно ему история балета обязана множеством материалов, касающихся Вагановой — сын бережно собирал и хранил их много лет, передав впоследствии в театральный музей.

Александр Померанцев — сын Агриппины Вагановой

Фильмография Агриппины Вагановой:

1986 — Агриппина Ваганова (документальный)
2004 — Вспоминая великую Ваганову (документальный)
2009 — Агриппина Ваганова. Великая и ужасная (документальный)
2010 — Татьяна Вечеслова. Я — балерина (документальный)

Библиография Агриппины Вагановой:

1934 — Основы классического танца

Звания и награды Агриппины Вагановой:

— Народная артистка РСФСР (1934)
— Сталинская премия первой степени (1946) — за выдающиеся достижения в области хореографического искусства
— Орден Трудового Красного Знамени


источники:

http://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/19135-agrippina-vaganova-kratkaja-biografija.html

http://stuki-druki.com/authors/Vaganova-Agrippina.php