Трубникова Н М биография Логопедия

Раздел I. ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Логопедическое обследование рекомендуется начинать с изучения медицинской и педагогической документации, имеющейся на обследуемого ребенка, со сбора сведений о нем от медицинского персонала, учителей, воспитателей и родственников, а затем проводить исследование состояния общей моторики и моторики пальцев рук, артикуляционного аппарата (его анатомических л двигательных особенностей), фонетической стороны речи (звукопроизношения и просодической организации речи), фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи, чтения и письма. В ходе логопедического исследования, на каждого обследуемого составляется речевая карта — карта обследования речи, в которую логопед записывает все получаемые данные в определенной последовательности.

I. Общие сведения

1. Дата обследования.

2. Фамилия, имя, отчество.

3. Дата рождения.

4. Домашний адрес.

5. Заключение психиатра (психоневролога).

6. Диагноз невропатолога.

7 Состояние органов слуха и носоглотки.

8. Данные окулиста.

9. Заключение медико-педагогической комиссии.

10. Посещает (посещал) ли дошкольное учреждение (указать специальное или нет).

11. Посещает (посещал) ли школу (специальную или нет), указать класс обучения.

12. Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений (устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, навыки самообслуживания отношения ребенка к своему речевому дефекту).

13. Жалобы родственников.

14. Данные о родителях ребенка (возраст здоровье профессия, социальные условия вредные привычки)

15. Общий анамнез

а) от какой беременности ребёнок

б) характер беременности (болезни, травмы, токсикозы место работы употребление алкоголя, курение)

в) течение родов (досрочное, срочное, стимулирование, наложение щипцов, асфиксия)

Раздел I. ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Трубникова Н.М.

Структура и содержание

Речевой карты

Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты Учебно-методическое пособие / Урал, гос. пед, ун-т Екатеринбург 1998. 51 с.

Рассматриваются основные разделы речевой карты: объем логопедического обследования его последовательность, содержание; структура и особенности оформления логопедического заключения и перспективного плана коррекционной работы.

Пособие поможет студентам овладеть методикой логопедического обследо­вания устной и письменной речи, составить комплексное представление о структуре речевого дефекта младшего школьника и на этой базе разработать научно обоснованные пути коррекционного воздействия, правильно оформить речевую карту.

Предназначено не только для проведения практических и лабораторных занятий по курсу «Логопедия» со студентами института специального образования, но и для использования логопедами в практической работе.

кандидат педагогических наук, профессор 3. А. РЕПИНА; логопед высшей категории Т. А. ВАЛЯЕВА

ТРУБНИКОВА Наталья Михайловна

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РЕЧЕВОЙ КАРТЫ

ЛР 040330 от 18.04.97

Компьютерный набор и верстка Л. Н Лексина

Подписано в печать 20.10. 98

Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе Усл. печ. л 3,2, Уч.-изд. л. 3,0.

Тираж 300 экз. Заказ 2230

Оригинал-макет подготовлен и отпечатан в

отделе множительной техники

Уральского государственного педагогического университета

620219 Екатеринбург, ГСП-135. просп. Космонавтов. 26

©Трубникова Н.М.. 1998

СТРУКТУРА РЕЧЕВОЙ КАРТЫ

Речевая карта, или карта обследования речи, является основным документом, который логопед оформляет в процессе работы. Речевая карта имеет свою структуру и включает следующие разделы: логопедическое обследование, логопедическое заключение, перспективный план коррекционной работы, характеристика динамики логопедической коррекции, анализ результатов коррекционного воздействия. Рассмотрим особенности этих разделов.

Раздел I. ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Логопедическое обследование рекомендуется начинать с изучения медицинской и педагогической документации, имеющейся на обследуемого ребенка, со сбора сведений о нем от медицинского персонала, учителей, воспитателей и родственников, а затем проводить исследование состояния общей моторики и моторики пальцев рук, артикуляционного аппарата (его анатомических л двигательных особенностей), фонетической стороны речи (звукопроизношения и просодической организации речи), фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи, чтения и письма. В ходе логопедического исследования, на каждого обследуемого со­ставляется речевая карта — карта обследования речи, в которую логопед записывает все получаемые данные в определенной последовательности.

I. Общие сведения

1. Дата обследования.

2. Фамилия, имя, отчество.

3. Дата рождения.

4. Домашний адрес.

5. Заключение психиатра (психоневролога).

6. Диагноз невропатолога.

7 Состояние органов слуха и носоглотки.

8. Данные окулиста.

9. Заключение медико-педагогической комиссии.

10. Посещает (посещал) ли дошкольное учреждение (указать специальное или нет).

11. Посещает (посещал) ли школу (специальную или нет), указать класс обучения.

12. Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений (устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, навыки самообслуживания отношения ребенка к своему речевому дефекту).

13. Жалобы родственников.

14. Данные о родителях ребенка (возраст здоровье профессия, со­циальные условия вредные привычки)

15. Общий анамнез

а) от какой беременности ребёнок

б) характер беременности (болезни, травмы, токсикозы место работы употребление алкоголя, курение)

в) течение родов (досрочное, срочное, стимулирование, нало­жение щипцов, асфиксия)

г) вес и рост при рождении.

д) на какие сутки был выписан из роддома,

е) вскармливание (грудное, искусственное).

ё) особенности питания (сосал активно вяло, поперхивался при сосании и глотании, при каком положении головы кормление протекало свободно при каком затрудненно, уставал ли в пе­риод кормления, был беспокойным, как дышал при кормлении, плаче, в покое, как жевал и глотал твердую и жидкую пищу);

ж) перенесенные ребенком заболевания, травмы интоксикации

16. Раннее психомоторное развитие

а) когда начал различать слуховые и зрительные раздражители, тянуться за игрушками.

б) когда стал держать голову.

в) когда стаи самостоятельно садиться ходить;

г) когда появились зубы.

д) поведение ребенка до года (спокойное, беспокойное, как спал):

е) появление навыков самообслуживания.

17. Речевой анамнез:

а) гуление (время появления, характеристика):

б) лепет (время появления и его характер):

в) первые слова, фразы (время их появления и характеристика);

г) как шло развитие (скачкообразное, с перерывами, постепенно причины и время отклонения в развитии).

д) с какого времени замечено нарушение речи,

е) речевая среда, в которой рос ребенок:

е) занимался пи с логопедом (С какого возраста и сколько вре­мени, результаты занятий).

ж) характеристика речи в настоящее время (родителями, учителями воспитателями)

ВЫВОДЫ: ПРЕНАТАЛЬНЫЙ. ПРИНАТАДНЫЙ. ПОСТНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОДЫ ПРОТЕКАЛИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ, БЕЗ ОТКЛОНЕНИЙ.

III. Обследование произвольной моторики пальцев рук

Все предлагаемые задания выполняются по показу, затем по словесной инструкции.

ПриемСодержание заданияХарактер выполнения
1 ИССЛЕДОВАНИЕ СТАТИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙа) распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой руке и удержать в вер­тикальном положении под счет от 1 до 15; б) аналогично выполнить ле­вой рукой, в) выполнить эту позу на обе­их руках одновременно; г) распрямить ладонь, развес­ти все пальцы в стороны и удержать в этом положении под счет (1—15) на правой руке затем на левой и на обеих руках одновременно; д) выставить первый и пятый пальцы и удержать эту позу под счет (1 —15) в той же последовательности; е) показать второй и третий пальцы, остальные пальцы собрать в щепоть – поза «зайчик», удержать по счет (1- 15), выполнение осуществляется в той же последовательности; ж) второй и пятый пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак, удержать позу под счет 1- 15 на правой, левой и обеих руках. з) сложить первый и второй пальцы в кольцо, остальные выпрямить, удержать под счет (1-15) в той последовательности; и) положить третий палец на второй, остальные собрать в кулак, удержать под счет (1-5) в той же последовательности.
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙа) выполнить под счет: пальцы сжать в кулак – разжать (5-8 раз на правой руке, левой, обеих руках; б) держа ладонь на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-8 раз) на правой, левой, обеих руках; в) сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь (5-8 раз) в той же последовательности; г) попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем (первым), начиная со второго пальца правой руки, за тем левой, обеих рук одновременно; д) менять положение обеих рук одновременно: одна кисть в позе «ладони», другая сжата в кулак (5-8 раз): е) положить вторые пальцы на третьи на обеих руках (5-8 раз)
Отмечаются: плавное, точное и одновременное выполнение проб: напряженность, скованность движений, нарушение темпа выполнения движения (не под счет логопеда) нарушение переключения от одного движения к другому, наличие синкинезий, гиперкинезов невозможность удержания созданной позы невыполнение движения.

ВЫВОДЫ: ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ НАРУШЕННЫЕ И СОХРАННЫЕ СТОРОНЫ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК

IV. Обследование состояния органов артикуляционного аппарата

Изучение состояния, органов артикуляционного аппарата включает обследование его анатомического строения и двигательной функции.

Обследование моторики органов

Артикуляционного аппарата

Обследование моторики органов артикуляционного аппарата направлено на изучение функционального состояния активных органов артикуляционного аппарата и включает исследование двигательных функций органов артикуляционного аппарата, динамической организации движений этих органов и изучение состояния мимической мускулатуры.

Артикуляционного аппарата

ПриемСодержание заданияХарактер выполнения
1. Исследова- ние двигатель- ной функции губ по словес- ной инструк- ции проводит-ся после вы-полнения за- дания по показуа) сомкнуть губы; б) округлить губы, как при произношении звука «о», – удержать позу под счет до 5; в) вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у», и удержать позу под счет до 5; г) сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их), удержать позу по счет до 5; д) растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу по счет до 5; е) поднять верхнюю губу вверх (видны верхние зубы), удержать позу; ё) опустить нижнюю губу вниз (видны нижние зубы), удержать позу; ж) одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю; з) многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п».
Отмечаются: выполнение правильное: диапазон движений невелик; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц истощаемости движений, наличие тремора, саливации, гиперкинезов, активность участия правой и левой сторон губ; смыкание губ с одной стороны; движение не удается.
2.исследование двигательной функции челюсти проводят по показу, затем по словесной инструкцииа) широко раскрыть рот при произношении звука и закрыть; б) сделать движение челюстью вправо; в) сделать движение влево; г) выдвинуть нижнюю вперед
Отмечаются: выполнение правильное; движения челюсти недостаточного объема; наличие содружественных движений, тремора, саливации; движение не удается.
3. ИССЛЕДОВА- НИЕ ДВИГАТЕЛЬ- НЫХ ФУНКЦИЙ ЯЗЫКА (ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕМА И КАЧЕСТВА ДВИЖЕНИЙ ЯЗЫКА) ПО ПОКАЗУ И СЛОВЕСНОЙ ИНСТРУКЦИИа) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет до 5; б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать под счет до 5; в) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ; г) сделать язык «лопатой» (широким), а затем «иголочкой» (узким); д) упереть кончик языка в правую, а затем в левую щеку; е) поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет и опустить к нижним зубам; ё) выдвинуть широкий язык вперед, а затем занести назад в ротовую полость; ж) стоя вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу и закрыть глаза (логопед поддерживает рукой спину ребенка)
Отмечаются: выполнение правильное, движения языка имеют недостаточный диапазон; появляются содружественные движения; язык движется неуклюже всей массой, медленно неточно; имеются отклонения языка в сторону тремор, гиперкинезы; истощаемость движений, саливация; удерживается ли язык в определенном положении; движение не удается.
4. ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ МЯГКОГО НЕБАа) широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается) б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме должен появляться рвотный рефлекс) в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи
Отмечаются: выполнение правильное; объем движения ограничен, наличие содружественных движений, малой подвижности небной занавески, Гиперкинезов, саливации, движение не удается
5. исследование продолжительности и силы выдохаа) сыграть на любом духовом инструменте-игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т.д.) б) поддувать пушинки, листок бумаги и т.п.
Отмечаются: силу и продолжительность выдоха; укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого)

Б. Исследование динамической организации

Состояние просодики

ГОЛОС – тихий, крикливый, сиплый, немодулированный, назализованный, затухающий, звонкий, модулированный, слабый.

темп РЕЧИ – быстрый, ускоренный, замедленный, медленный, спокойный, умеренный, равномерный.

МЕЛОДИКО-ИНТОНАЦИОННАЯ СТОРОНА РЕЧИ – выразительная речь, маловыразительная, монотонная.

ДЫХАНИЕ– прерывистое, верхнее, нижнедиафрагмальное, грудное, шумное, смешанное, ритмичное, поверхностное, спокойное; выдох продолжительный, плавный, укороченный, слабый, сильный, короткий, толчкообразный; речь организует на выдохе, на вдохе.

ВЫВОДЫ: ПРОСОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ СФОРМИРОВАНА С НАРУШЕНИЕМ голоса, темпа, дыхания И т.д. ; ОТКЛОНЕНИЙ НЕ ИМЕЕТ.

VI. Обследование слоговой

Структуры

Неправильное произношение слов не ограничивается дефектами звукопроизношения. Часто встречаются и нарушения слоговой структуры слова, поэтому обследуется умение произносить слова различной слоговой сложности. При этом ребенку сначала предлагается для названия предметные картинки, затем логопед называет слова для отраженного произношения.

Результаты выполнения обоих видов заданий сравниваются, определяется, что ребенку легче выполнить. Особо выделяются слова, которые произносятся без искажения слогового и звукового состава.

Важно отметить, состоят ли слова, слоговая структура которого искажается, из усвоенных звуков или неусвоенных, произношение каких слоговых структур сформировано, а каких – нет. В ходе обследования составляется протокол.

VII. Обследование состояния

Xii. Обследование чтения

Содержание заданияРечевой и наглядный материалОтветы ребенкаПримечание (характер выполнения)
Обследование усвоения букв 1.Назвать указанную буквуБуквы разрезной азбуки
2.Найти буквы, обозначающие звуки (близкие по способу и месту образования и акустическим признакам)п, б, с, з, ш, ж, р, л, с, ц, к, г
3.Назвать буквы, написанные разными шрифтамиА, а, А, а, Б, б, Б, б
4.Указать правильно написанную букву рядом с зеркальным её изображениемР — , З — , С- Г — , Ь —
5.Назвать букву, перечеркнутую дополнительными штрихамиП, Н, Р, С, Т, У, К, Ч
6.Найти среди сходных по начертанию букв нужнуюла, лм, ад, лд, гб, вр, вз, вы, гт, ге, кж, гп, пи, пш, шц, сю, со, кх, ни, ор
Обследование чтения слогов 1.Прочитать прямые слогиса, шу, ха, ну, ос, ры, да
2.Прочитать обратные слогиум, ах, ас, ор, ын, ус, ат, ом
3.Прочитать слоги со стечением согласныхста, кро, тру, гло, цви
4.Прочитать слоги с твердыми и мягкими согласнымита-ты, ка-кя, зу-зю, ло-ле, са-ся, ду-дю
Обследование чтения слов 1.Прочитать слова различной звукослоговой структуры (знакомые и малоупотребительные в речи)рак, осы, яма, сажа, луна, очки, отряд, санки, дятел, рюкзак, снежок, ножницы, полотенце, спички
2. Прочитать слова и ответить на вопросы: «Где ты видел этот предмет? Что им делают?»бровь, журавль, сточка, кастрюля, мотоциклист, здравница, белка, балка, баран, банки
3. При обследовании понимания слов предлагаются такие задания: а) прочитать слово, найти его изображение по картинке, положить соответствующую надписькартинки с изображениями предметов, животных и т.д..; карточки с надписями к этим картинкам
б) прочитать слово, напечатать на карточке, и по памяти найти соответствующую картинкукартинки и карточки с надписями к этим картинкам
в) прочитать слова, сходные по буквенному составу, а после прочтения найти картинки, соответствующие словам-паронимамзуб-суп, жук-сук, папа-баба, коза-коса, уточка-удочка, шкаф-шарф, стол-ствол
г) прочитать слова с пропущенными буквамируч…ка, …апочки, к…ыш…а, конво…
Обследование чтения предложений Предлагаются следующие задания:
а) прочитать предложение и выполнить соответствующее действиеКарточки с заданиями: «Покажи глаз», «Подойди к стене», «Возьми ручку», «Встань со стула»
б) прочитать предложение, найти соответствующую картинку (прелагаются фразы различной синтаксической конструкции). После этого ответить на вопросыСюжетные картинки и карточки с предложениями: «Лампа стоит на круглом столе», «Мама разливает из кастрюли суп в тарелки», «Собака хозяина убежала в сад», «Хозяин собаки привязал ее к конуре», «Оля старше Кати»
Обследование чтения текста Проводят на основе пересказа и ответов о прочитанномРассказы Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и другие, соответствующие знаниям ребенка, доступные по объему и содержанию, отвечающие программным требованиям того класса, в котором обучается обследуемый

Выводы: неусвоение букв, побуквенное чтение, послоговое чтение, искажение звуковой структуры слова, нарушение понимания читаемого.

XIII. Обследование письма

ПриемРечевой и наглядный материалПисьменная работа ребенкаПримечание (характер выполнения)
Письмо по слуху: 1. Записать буквы:
а) строчные (в случае забывания обозначить букву точкой)и, и, ш, т, ы, ш, з, ц, е, г, л, д, у, б, в, ж, ь, х
б) прописныеГ, З, Д, Р, Ы, К, Ч, У, Е, Т, Ц, П, Л, В, М, Ф, Е, Ж, Щ
в) близкие по месту образования и акустическим признакамс, ш, ч, х, з, ц, л, р
2. Записать слоги:
а) прямыена, ба, са, ко, ку, шо, чи, мя, ня, ля
б) обратныеан, от, ас, яр, ац
в) закрытыерак, сом, сон, нам, там, дам, ком
г) со течением согласныхста, дро, тру, мло, кру, мто
д) слоги, в которых один и тот же согласный звук входит то в мягкий, то в твердый слогма-мя, лу-лю, та-тя, ра-ря, са-ся, зу-зю, ка-кю, до-де
е) оппозиционные слогиса-за, па-ба, та-да, ку-гу, ша-жа, во-фо
3. Диктант слов различной структурыкуст, щука, грач, утка, природа, лыжи, шарф, сильный, пружина, старушка, чтение, заснуть, перепрыгнуть
4. Запись предложения после однократного прослушиванияНа лужайках зеленая трава. Космонавт управляет космическим кораблем
5. Диктант из текста должен отвечать программным требованиям того класса, в котором обучается ребенокТекст должен включать слова, содержащие звуки, близкие по способу и месту образования и акустическим признакам
6. А. Списывание рукописными буквами с печатного абзаца а) букв (прописных строчных)К П Р В С Э З Н А Ж с с е э п н о р в ш ц л м ж к
б) слоговСо, се, эс, са, за, чу, уч, пи, ни, Ки, жи, ши, щи
б) словбант, насмешка, ус, несет, ножницы, скворец, гнездо, морковь
в) предложный с рукописного текстаНаши бойцы защитили город на Волге
г) предложений с печатного текстаВот мелькали в воздухе белые пушистые снежинки
д) текстаВ Москве Москва – центр страны. Хороша Москва летом. Зеленые деревья украшают город. В садах и на бульварах много цветов
Б Списывание печатными буквами с рукописного образца а) букв (строчных и прописных)у д в б р п ф м ж к ш щ и ц л э с К М Н П Г Е О Э Р В Ч У З Ш Щ Ц
б) слоговву, би, ки, по, эи, со, се, са, чу, уч, ри, пи, цу, жи
в) словщуки, чулок, малина, пружина, чтение, природа, бабушка, дедушка, внучка
г) предложенийЛегкий ветерок шелестит листьями деревьев. Наши бойцы защищали город на Волге. На перекрестке стоит милиционер.
д) текстаВ лесу. Пришли дети в лес. В лесу тишина. Только опавшие листья шуршат под ногами. Мальчики нашли в кустах ёжика. Он зарылся в сухие листья. Девочки собрали в лесу много красивых листьев.
7. Самостоятельное письмо а) написать прописные гласные буквы, строчные согласные
б) записать разные слоги (закрытые, открытые, прямые, обратные)
в) написать одно-, двух-, трех-, четырех- сложные слова
г) подписать предметные картинки (слова)груша, яблоко, ножницы, свеча, заяц, помидор, огурец, тарелка, луна, куст, речка, трактор
д) придумать предложение и записать его
е) дать подписи к сюжетным картинкам (предложения)сюжетные картинки: девочка поливает цветы, мальчик играет с собакой
ё) составить предложения из данных слов и записать ихпод, лежит, зайка, кустом, дождя, после, лужи на, листья, береза, пожелтели
ж) составить и записать рассказ по серии сюжетных картинок (для учащихся 2-4 классов)сюжетные картинки
з) составить и записать рассказ на определенную тему

Таблица анализа ошибок письма

Тип ошибокВид ошибокКоличество ошибокПример ошибочного письма
1.ДИСГРАФИЧЕС- КИЕ 1) Ошибки в звуковом составе словаа) замены гласных б) замены согласных в) пропуски гласных г) пропуски согласных д) пропуски слогов и частей слова е) перестановки ё) вставки ж) раздельное написание частей слова
2) Лексико-грамматическиеа) замена слов по звуковому сходству б) замена слов по семантическому сходству в) пропуски слов г) слитное написание слов д) нарушение согласования е) нарушение управления е) неправильное обозначение границ предложения
3)Графическиеа) замена букв по количеству элементов б) замена букв по пространственному расположению в) зеркальное письмо букв
2. ОРФОРГРАФИ- ЧЕСКИЕошибки на правила правописания в соответствии с программными требованиями того класса, в котором обучатся ребенок

ВЫВОДЫ: ДИСГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ОТСУТСТВУЮТ; АРТИКУЛЯЦИОННАЯ форма ДИСГРАФИИ; ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ; ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ДИСГРАФИЯ; СОЧЕТАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННО- ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ С ОПТИЧЕСКОЙ.

Раздел II. ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные результаты обследования позволяют сформулировать логопедическое заключение, или заключение логопеда, которое со­стоит из двух частей

В первой части логопедического заключения указывается педаго­гический диагноз, который определяет структуру речевого дефекта (объем и характер нарушений структурных компонентов языка).

Вторая часть этого заключения отражает клиническую форму ре­чевой патологии (нарушений устной и письменной речи) и ее особенности (вид, степень тяжести, период и др )

обусловливающие специфические затруднения ребенка, которые необходимо учитывать при организации индивидуального подхода как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях Примерами логопедического заключения могут быть следующие:

• фонетическое недоразвитие речи, обусловленное артикуляторно-фонетической мономорфной дислалией;

• фонетико-фонематическое недоразвитие речи, обу­словленное открытой формой ринолалии послеопе­рационного периода; артикуляционная форма дисграфии;

• общее недоразвитие речи III уровня, обусловленное псевдобульбарной дизартрией выраженной степени: артикуляционно-фонематическая дисграфия в соче­тании с оптической;

• общее недоразвитие речи III уровня, обусловленное моторной формой алалии, осложненной псевдобульбарной дизартрией легкой степени: и т.п.

Затем дается краткое обоснование логопедического заключения. Каждая часть логопедического заключения подтверждается конкретными данными, полученными в ходе логопедического обследования, на основе которых логопед сделал вывод о структуре речевого дефекта и форме речевой аномалии.

Раздел III. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

Список рекомендуемой литературы

1. ВОЛКОВА Г. А Логопедическая ритмика. М., 1985.

2. ЖУРОВА Л. Е., ЭЛЬКОНИН Д. Б. К вопросу о формировании фонема­тического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное вос­питание дошкольников М., 1963.

3. КОРНЕВ А. Н Нейропсихологические методы исследования // Психо­диагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии. Спб,. 1991.

4. ЛУРИЯ А Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга М . 1962.

5. МАРКОВСКАЯ И. Ф. Нейропсихологическая диагностика нарушений высших психических функций у детей с аномалией психического раз­вития // Практикум по патопсихологии. М.. 1987.

6. МЕТОДЫ обследования нарушений речи у детей. Сб. науч. тр. М,. 1982.

7. МИКАДЗЕ Ю.В., КОРСАКОВА Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. М., 1994.

8. ОЗЕРЕЦКИЙ Н. И. Метрическая скала для исследования моторной одаренности детей Орехово-Зуево 1923.

9. ОСНОВЫ теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М. 1968. Г

10. РЕПИНА 3. А Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми на­рушениями речи. Учеб. пособие. Екатеринбург. 1996.

11.СИМЕРНИЦКАЯ Э. Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики «Лурия-90». М . 1991.

12.ТРУБНИКОВА Н. М. Логопедическое обследование младших школьников, страдающих олигофренией и детским церебральным параличом. Метод рекомендации Екатеринбург. 1992.

13.УСАН0ВА О Н Специальная психология Система психологического изучения аномальных детей М.,1990.

14.ХВАТЦЕВМ.Е. Логопедия М. 1959.

15. ЧЕНЦОВ Н.Ю., СИМЕРНИЦКАЯ Э.Г., ОБУХОВА Л.Ф. Нейропсихологический анализ нарушений пространственных представлений у детей взрослых // Вестник Ml У. Психология 1980. № 3.

16. ШЕРБА Л.В. Теория русского письма Л. 1956. № 5

17. ЭЛЬКОНИН Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты.

Вопросы психологии. 1956 № 5.

Содержание

СТРУКТУРА РЕЧЕВОЙ КАРТЫ

Раздел I. ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

I. Общие сведения.

II. Обследование состояния общей моторики………………….

III. Обследование произвольной моторики пальцев рук…

IV. Обследование состояния органов артикуляционного аппарата………………………………………………………………………

1. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата…………………………………………………………….

2. Обследование моторики органов артикуляционного аппарата………………………………………………………………………

А Исследование двигательных функций артикуляционного

Б Исследование динамической организации движений органов артикуляционного аппарата.

В Обследование мимической мускулатуры.

V. Обследование фонетической стороны речи.

1. Обследование произношения звуков .

Протокол обследования звукопроизношения.

2. Состояние просодики. .

VI. Обследование слоговой структуры слова.

Протокол обследования слоговой структуры слова.

VII. Обследование состояния функций фонематического слуха.

VIII. Обследование звукового анализа слова.

IX.Обследование понимания речи.

X. Обследование активного словаря.

XI. Обследование грамматического строя.

XII. Обследование чтения.

XIII. Обследование письма………………………………………..

Таблица анализа ошибок письма………………………………

Раздел II. ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Раздел III. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Раздел IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ДИНАМИКИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

Раздел V. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ …………………………………………………….

Список рекомендуемой литературы……………………………….

Трубникова Н.М.

Структура и содержание

Речевой карты

Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты Учебно-методическое пособие / Урал, гос. пед, ун-т Екатеринбург 1998. 51 с.

Рассматриваются основные разделы речевой карты: объем логопедического обследования его последовательность, содержание; структура и особенности оформления логопедического заключения и перспективного плана коррекционной работы.

Пособие поможет студентам овладеть методикой логопедического обследо­вания устной и письменной речи, составить комплексное представление о структуре речевого дефекта младшего школьника и на этой базе разработать научно обоснованные пути коррекционного воздействия, правильно оформить речевую карту.

Предназначено не только для проведения практических и лабораторных занятий по курсу «Логопедия» со студентами института специального образования, но и для использования логопедами в практической работе.

кандидат педагогических наук, профессор 3. А. РЕПИНА; логопед высшей категории Т. А. ВАЛЯЕВА

ТРУБНИКОВА Наталья Михайловна

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РЕЧЕВОЙ КАРТЫ

ЛР 040330 от 18.04.97

Компьютерный набор и верстка Л. Н Лексина

Подписано в печать 20.10. 98

Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе Усл. печ. л 3,2, Уч.-изд. л. 3,0.

Тираж 300 экз. Заказ 2230

Оригинал-макет подготовлен и отпечатан в

отделе множительной техники

Уральского государственного педагогического университета

620219 Екатеринбург, ГСП-135. просп. Космонавтов. 26

©Трубникова Н.М.. 1998

СТРУКТУРА РЕЧЕВОЙ КАРТЫ

Речевая карта, или карта обследования речи, является основным документом, который логопед оформляет в процессе работы. Речевая карта имеет свою структуру и включает следующие разделы: логопедическое обследование, логопедическое заключение, перспективный план коррекционной работы, характеристика динамики логопедической коррекции, анализ результатов коррекционного воздействия. Рассмотрим особенности этих разделов.

Раздел I. ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Логопедическое обследование рекомендуется начинать с изучения медицинской и педагогической документации, имеющейся на обследуемого ребенка, со сбора сведений о нем от медицинского персонала, учителей, воспитателей и родственников, а затем проводить исследование состояния общей моторики и моторики пальцев рук, артикуляционного аппарата (его анатомических л двигательных особенностей), фонетической стороны речи (звукопроизношения и просодической организации речи), фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи, чтения и письма. В ходе логопедического исследования, на каждого обследуемого со­ставляется речевая карта — карта обследования речи, в которую логопед записывает все получаемые данные в определенной последовательности.

I. Общие сведения

1. Дата обследования.

2. Фамилия, имя, отчество.

3. Дата рождения.

4. Домашний адрес.

5. Заключение психиатра (психоневролога).

6. Диагноз невропатолога.

7 Состояние органов слуха и носоглотки.

8. Данные окулиста.

9. Заключение медико-педагогической комиссии.

10. Посещает (посещал) ли дошкольное учреждение (указать специальное или нет).

11. Посещает (посещал) ли школу (специальную или нет), указать класс обучения.

12. Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений (устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, навыки самообслуживания отношения ребенка к своему речевому дефекту).

13. Жалобы родственников.

14. Данные о родителях ребенка (возраст здоровье профессия, со­циальные условия вредные привычки)

15. Общий анамнез

а) от какой беременности ребёнок

б) характер беременности (болезни, травмы, токсикозы место работы употребление алкоголя, курение)

в) течение родов (досрочное, срочное, стимулирование, нало­жение щипцов, асфиксия)

г) вес и рост при рождении.

д) на какие сутки был выписан из роддома,

е) вскармливание (грудное, искусственное).

ё) особенности питания (сосал активно вяло, поперхивался при сосании и глотании, при каком положении головы кормление протекало свободно при каком затрудненно, уставал ли в пе­риод кормления, был беспокойным, как дышал при кормлении, плаче, в покое, как жевал и глотал твердую и жидкую пищу);

ж) перенесенные ребенком заболевания, травмы интоксикации

16. Раннее психомоторное развитие

а) когда начал различать слуховые и зрительные раздражители, тянуться за игрушками.

б) когда стал держать голову.

в) когда стаи самостоятельно садиться ходить;

г) когда появились зубы.

д) поведение ребенка до года (спокойное, беспокойное, как спал):

е) появление навыков самообслуживания.

17. Речевой анамнез:

а) гуление (время появления, характеристика):

б) лепет (время появления и его характер):

в) первые слова, фразы (время их появления и характеристика);

г) как шло развитие (скачкообразное, с перерывами, постепенно причины и время отклонения в развитии).

д) с какого времени замечено нарушение речи,

е) речевая среда, в которой рос ребенок:

е) занимался пи с логопедом (С какого возраста и сколько вре­мени, результаты занятий).

ж) характеристика речи в настоящее время (родителями, учителями воспитателями)

ВЫВОДЫ: ПРЕНАТАЛЬНЫЙ. ПРИНАТАДНЫЙ. ПОСТНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОДЫ ПРОТЕКАЛИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ, БЕЗ ОТКЛОНЕНИЙ.

Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 2572; Нарушение авторского права страницы

Наталья Евгеньевна Трубникова

Фото Все

Видео Все

Наталья Трубникова: судьба актрисы и балерины

Двойная судьба: почему звезда фильма «31 июня» исчезла с экранов

Наталья Трубникова — биография

Наталья Евгеньевна Трубникова – советская балерина и актриса, известная по главной роли в фильме «31 июня». Работает в Московском академическом музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Грациозная Наталия Трубникова запомнилась советским зрителям в роли принцессы Мелиссенты из музыкального фильма «31 июня». Больше значительных ролей в кино у неё не было, хотя она является страстной поклонницей этого вида искусства. Как артистка балета Трубникова вполне себя реализовала.

Детство

Наталья Евгеньевна Трубникова родилась 17 июля 1955 года в Москве. Мать была инженером. Отец, имевший два высших образования, работал в Госснабе. Будучи родом с Волги, он, как многие волжане, обладал сильным голосом и отменным слухом, мог подобрать на фортепиано или аккордеоне любую мелодию. У Натальи был младший брат Виктор, который всю жизнь стремился в мир искусства, несколько раз пробовал поступить на актёрский факультет, но ничего у него не получалось. Он умер в пятьдесят лет.

Наталью в детстве опекали дедушка с бабушкой. Они учили девочку быть доброжелательной к людям. Жили без телевизора. Зато в доме была хорошая библиотека. Рядом с детским садом, куда отдали Наташу, был балетный кружок и отец, работавший неподалёку, отводил туда девочку во время тихого часа. Потом, учась в общеобразовательной школе со специализацией по истории, Наталья сменила несколько студий по классическому и народному танцу, ходила в музыкальную школу. Когда она поступала в хореографическое училище при Большом театре, уже умела танцевать на полупальчиках. Но в училище были более высокие требования. Приходилось трудиться на преодоление, стирать ноги в кровь. Гелевых прокладок тогда ещё не было и раны заклеивали яичной плёнкой, а сверху накладывали пластырь. Трубникова с утра до вечера пропадала в училище. Все домашние относились с пониманием – балет не развлечение, а бесконечный труд. Когда Наталья стала постарше, отец даже заказал балетный станок, который можно было вешать на дверь.

Наталья Трубникова в молодости

Ещё в училище балерине посчастливилось выйти на одну сцену со знаменитой Майей Плисецкой. Она исполняла партию главного амура в балете «Дон Кихот» в Большом театре, а Плисецкая – Китри. Ещё у неё была ведущая партия в балете «Цветик-семицветик», с которой она выступала на сцене Кремлёвского дворца. На выпускном концерте в 1973 году ей досталась Пахита из одноимённого балета. В пятнадцать лет за лучшее исполнение композиции «Вальс» на музыку Андрея Петрова на одном из международных конкурсов Трубникова получила диплом лауреата с подписью самого Юрия Григоровича.

Взрослая жизнь. Театр

В Большой театр юную танцовщицу не взяли из-за четвёрки на выпускном, но предложили альтернативный вариант – Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ), где была большая вероятность пробиться в солистки. Начать пришлось с кордебалета.

Репертуар театра Станиславского сильно отличался от репертуара Большого. Если в Большом театре традиционно ставились классические произведения, в МАМТе было много постановок с драматическими партиями. У Трубниковой была возможность развиваться не только в качестве танцовщицы, но и как драматическая актрисе. Она исполняла Флер де Лис в «Эсмеральде», в «Риваресе» играла сразу две роли — Паолы, матери Овода, и цыганки Зиты. В театре Станиславского у танцовщицы были сильные наставники. Народная артистка СССР Виолетта Трофимовна Бовт помогала Трубниковой подготовить три партии: Пахиту, Марью в «Степане Разине», Купаву в «Снегурочке». За последнюю роль артистка получила диплом лауреата фестиваля «Московские звезды».

Наталья Трубникова в театре в роли Зитты

В 1991 году Михаил Лавровский поставил антрепризный пластико-хореографический спектакль «Откровения» на музыку Валерия Кикты в театре-студии «Группа граждан». Премьера состоялась на сцене музыкального театра имени Станиславского. Трубниковой посчастливилось поработать со знаменитым балетмейстером в этом спектакле, а в 1995 году ещё в одной постановке Лавровского – «Кафе-квартал» на музыку Джорджа Гершвина.

Достигнув пенсионного возраста, артистка перестала танцевать, но продолжила выходить на сцену цыганкой в «Каменном цветке», баронессой Хеленой в «Майерлинге», в «Манон» она играет хозяйку гостиницы и тетку главной героини. Она часто помогает драматическим артистам как хореограф. Работая в театре, Трубникова окончила ГИТИС по специальности «режиссура балета и педагог-балетмейстер». В театре артистка по-прежнему востребована.

Могут быть знакомы

Наталью Трубникову стали приглашать сниматься в кино ещё в студенческие годы. Её утвердили на роль в картине «Хуторок в степи», но пришлось отказаться – предстояли летние гастроли училища. Ей только-только исполнилось шестнадцать лет, а она уже выходила на сцены Парижа, Марселя, Лиона, Ниццы и Монте-Карло.

Из-за своей наивности и нерешительности артистка отказалась от главной роли в фильме Андрея Кончаловского «Романс о влюблённых». Прочитав сценарий, ей показалось, что она не вытянет роль, не сможет сыграть любовь, о которой знала только по наслышке.

Наталья Трубникова в фильме «12 стульев»

Работая в театре, Трубникова уже не отказывалась от предложений – кино манило и влекло. Но, как правило, её приглашали на небольшие эпизоды. Тем не менее с большой теплотой актриса вспоминает съёмки фильма Марка Захарова «12 стульев», где у неё была танцевальная роль капитана корабля из фантазии Остапа Бендера. Она сама ставила танец и помогала Андрею Миронову освоиться в драматургии её постановки. Репетировали часами, чтобы добиться точности и лёгкости.

Наталья Трубникова в фильме «31 июня»

В 1978 году, когда Наталью режиссёр Леонид Квинихидзе пригласил на главную роль в картине «31 июня», она до последней минуты не верила, что её утвердят. Не принято было брать на главные роли балетных артисток. Утвердили. И актриса попала в волшебный мир кино. Роль принцессы Мелисенты требовала сдержанности и минимума эмоций. Трубниковой пришлось сильно постараться, потому что по жизни, по её словам, она хохотушка. Иногда она приезжала на утренние съёмки к семи утра уставшей после вечернего спектакля. Кинихидзе, всегда заходивший до начала съёмок в гримёрную, восклицал что-нибудь вроде: «Боже! Какой кошмар! Кого я утвердил на роль?»

На первых порах актриса чувствовала себя неуверенно и очень боялась, что ей не хватит мастерства для роли. Но постепенно всё сложилось. Очень помогли коллеги сдружившейся группы. Своего партнёра, красавца Николая Ерёменко, как объекта влюблённости Трубниковала не рассматривала. Она признаётся, что, профессионально оценивая внешность людей, высматривала «золотое сечение» фигуры, а Ерёменко оказался далеко не пропорционален. Они прекрасно подружились без амуров и постоянно хохмили в перерывах съёмок.

Премьера состоялась в кинотеатре «Родина», а 31 декабря фильм показали по телевидению. Он должен был разделить судьбу «Обыкновенного чуда», который как раз снимался в соседнем павильоне. Но на много лет фильм «положили на полку».

В августе 1979 года один из участников картины, танцовщик Александр Годунов, находившийся с труппой Большого театра на гастролях в США, попросил политического убежища. А через три года композитор фильма Александр Зацепин эмигрировал во Францию. Всё это, пусть косвенным образом, но повлияло на биографию Натальи Трубниковой.

После «31 июня» актрису часто звали на кинопробы, но не утверждали. Существовал негласный запрет, хотя она идеально подходила для большинства картин. Балетные артисты считались неблагонадёжными. Годунов не был единственным, кто покинул СССР. Поветрие было такое.

В 1981 году Леонид Квинихидзе вытащил Трубникову из забвения, дав ей роль второго плана в фильме «Шляпа», где её партнёром был Игорь Кваша.

Ещё раз она снялась у Марка Захарова в «Формуле любви» в 1984 году. Через два года – в сказке «Тайна Снежной королевы» с Алисой Фрейндлих. Ещё через два года, в 1988 году, актриса работала в музыкальном фильме «Фантазёр», поставленном Валерием Буниным по мотивам оперы Дж.Гершвина «Порги и Бесс». В 1993 году она украсила один из эпизодов германо-российско-польского сериала «Аляска Кид» по мотивам рассказов Джека Лондона исполнением роли Кончиты.

Последними фильмами, в которых снималась танцовщица, были киноверсии спектаклей Михаила Лавровского «Откровения» и «Кафе-квартал».

Трубникова по-прежнему обожает кино, ходит на кастинги, снимается для кинопроб, но её не утверждают.

Личная жизнь

Личная жизнь такой красивой и стройной женщины должна была бы быть бурной. Но природная скромность и избирательность актрисы не позволила ей заводить большое число романов. Были многочисленные поклонники. Один её тайный вздыхатель в течение года присылал дефицитные билеты в лучшие театры Москвы, цветы и конфеты, пока не увидел её с Анатолием, будущем мужем актрисы (поклонник, видимо, незаметно ходил за ней по пятам).

Наталья Трубникова с Анатолием Кулаковым

Анатолий Кулаков был партнёром Трубниковой по сцене. Они сблизились во время репетиций спектакля «Прозрение». Анатолий красиво ухаживал. У всех на виду встречал свою возлюбленную на автомобиле. После спектаклей они часто ездили в Шереметьево, выжимая по трассе 160, и подолгу сидели там в ночном ресторане. Оба любят путешествовать.

Супруг во всём помогает актрисе, также, как и она ему. Трубникова говорит, что у них «итальянская семья» – они оба очень взрывные, но любовь творит чудеса. Супруги живут вместе уже больше сорока лет.

Фильмография

  • 1976 — 12 стульев
  • 1978 — 31 июня
  • 1980 — Клоун
  • 1981 — Шляпа
  • 1982 — Смерть на взлете
  • 1984 — Формула любви
  • 1986 — Тайна Снежной королевы
  • 1988 — Фантазёр
  • 1990 — Музыкальные Игры
  • 1993 — Аляска Кид
  • 1994 — Откровения

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .


источники:

http://lektsia.com/8x5aed.html

http://biographe.ru/znamenitosti/natalya-trubnikova/