Тропинин биография И Творчество Кратко

Василий Андреевич Тропинин

Фото Все

Видео Все

Художник В. А. Тропинин, жизнь и его творчество

Тропинин Василий Андреевич

Василий Тропинин. «Птицы небесные» / Библейский сюжет / Телеканал Культура

Василий Тропинин — биография

Василий Тропинин – великий русский художник-портретист, выходец из крепостных крестьян. Автор знаменитых «Кружевницы», «Мальчика с жалейкой» и портретов известных людей разных эпох.

Творческий путь Василия Тропинина, словно подчиняясь законам эпохи романтизма, сложился в невероятную историю таланта, пробившегося сквозь сложные жизненные обстоятельства. Благодаря трудолюбию и уникальному природному дару сын крепостных крестьян смог занять достойное место среди живописцев 18-го века и стать величайшим портретистом для многих поколений ценителей искусства.

Ранние годы и творчество

Будущий живописец родился 30 марта 1776 года в селе Карпово под Новгородом. Его родители были крепостными крестьянами помещика Антона Миниха, чья дочь вступила в брак с генерал-лейтенантом Ираклием Морковым. В результате этого замужества село и все крестьяне, включая Тропининых, отошли новоиспеченному зятю.

Отец маленького Васи владел грамотой и отлично справлялся с хозяйственными делами, отчего барин относился к нему весьма благосклонно. Поначалу Андрея Ивановича назначили старостой, а со временем и управляющим. За верную службу хозяин даровал Тропинину-старшему вольную грамоту, но остальные члены семьи так и остались крепостными.

Автопортрет Василия Тропинина

Рисовать Василий начал уже в юном возрасте: он любил изображать портреты окружавших его людей, передавать их характеры. В барском доме занятие мальчика считалось развлечением, заниматься живописью ему не воспрещалось. Однако ни взрослые, ни дети не считали это увлечение дворового паренька чем-то серьезным.

В восьмилетнем возрасте Тропинина отправили в Новгород, поступать в народное училище. Получив начальное образование, юноша вернулся в родное село, которое к тому времени уже отошло графу Моркову.

Через некоторое время новый хозяин отправил Василия в Петербург, осваивать кондитерскую профессию. Во время обучения юноши в столице за ним приглядывал двоюродный брат Ираклия – Алексей Иванович. Случайным образом он узнал, что крепостной мальчишка втайне бегает на лекции в Императорскую Академию художеств.

Посмотрев рисунки Тропинина, Алексей Иванович был поражен его самобытным талантом. Он связался с братом и уговорил его разрешить парню поступить в Академию. Кузен пообещал графу, что все расходы возьмет на себя. Тогда еще устав учреждения не позволял крепостным обучаться официально, поэтому Василия за соответствующую оплату приняли вольнослушателем.

Наставниками молодого художника стали портретист Степан Щукин, живописцы Иоганн Лампи-младший, Григорий Угрюмов и Габриэль Дуайен. Педагоги уже тогда утверждали, что юноша имеет все шансы стать прославленным мастером.

Профессиональная творческая биография Тропинина началась в 1804 году, когда его работу «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке» впервые показали на выставке. Картина молодого человека была представлена вместе с полотнами уже известных художников Ивана Акимова, Ореста Кипренского, Владимира Боровиковского. На экспозиции побывала сама императрица Мария Федоровна. Критики дали самые положительные оценки творчеству юного живописца, назвав его «российским Батистом Грезом».

Картина Василия Тропинина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке»

У молодого дарования появились радетели, которые добивались для него вольной грамоты. Однако граф Морков отпускать талантливого слугу не пожелал, вызвав его из Петербурга во вновь приобретенное имение Кукавка в Украине. На этом обучение Василия в Академии художеств закончилось.

На новом месте Тропинин занялся привычной с детства работой: прислуживал лакеем, выполнял различные поручения господ. Помимо этого, начинающий живописец рисовал портреты членов барской семьи, став со временем усадебным художником и гордостью хозяев.

И все же Василию неустанно напоминали о том, что он является крепостным и ни о какой карьере живописца ему мечтать не приходилось. Он продолжал прислуживать в доме, выпекал для графской семьи пирожные и по заказу господ выполнял копии картин европейских мастеров, таких, как Рембрандт. Вскоре Тропинину доверили роспись местной церкви, проектировщиком которой выступил он сам.

В свободное от хлопот время крепостной делал зарисовки на сельскую тематику, писал портреты простых украинских тружеников. К этому периоду относятся полотна «Пряха», «Украинская девушка с Подолья», «Мальчик с жалейкой». По ранним работам портретиста можно сделать вывод, что он плохо знал анатомию, имел скудный опыт рисования с натуры и плохо владел перспективой. С недостатком академического образования Тропинин боролся всю жизнь.

В Москве

Летом 1812 года генерал-лейтенант Ираклий Морков был назначен руководителем народного ополчения, в связи с чем отбыл в Москву. Когда удалось освободить город от наполеоновских солдат, граф вызвал к себе Василия. «Москва, спаленная пожаром» активно отстраивалась, в новые дома состоятельных граждан требовались новые картины. Здесь у молодого живописца работы было столько, что едва удавалось поспать.

На полотнах автора в того периода были изображены счастливые семьи дворян, дождавшиеся своих отцов, братьев, мужей с войны. Подобно растущей белокаменной, росла и слава Василия Тропинина. Официальных выставок крепостному мастеру не устраивали, его имя узнавали, побывав в гостях друг у друга.

Вскоре издание «Отечественные записки» опубликовало заметку о «крепостном человеке графа Моркова», обладающем невероятным талантом живописца. В статье художника сравнили с Тицианом и наградили массой лестных эпитетов.

Вплоть до начала 1820-х Тропинин оставался в статусе крепостного. К тому времени у портретиста образовался широкий круг защитников, в том числе и в высших кругах общества. Люди требовали от Ираклия дать одаренному мастеру вольную, некоторые даже обещали простить карточные долги. Наконец, генерал-лейтенант сдался: весной 1823-го он подписал для Василия вольную грамоту. Тем не менее, близкие живописца остались в крепостных Моркова.

Василий Тропинин: жизнь и творчество художника

Васи́лий Андре́евич Тропи́нин (19 марта 1776, с. Карпово, Новгородская губерния — 3 мая 1857, Москва) — русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов.

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Василий Тропинин родился 19 марта 1776 года в селе Карпово Новгородской губернии) в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Граф дал А. И. Тропинину вольную, а все члены семьи его остались крепостными и были переданы графу Моркову в качестве приданого за старшую дочь — Наталью; Андрей Иванович был вынужден поступить на службу к новому хозяину, который сделал его домоправителем.

Около 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру, однако, двоюродный брат графа Моркова убедил отдать имеющего прирождённый талант и склонность к рисованию юношу вольнослушателем в петербургскую Академию художеств. Здесь он занимался у С. С. Щукина. За время учебы в Академии Тропинин приобрел дружественное расположение и уважение лучших учеников: Кипренского, Варнека, Скотникова. На академической выставке 1804 года была представлена его картина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», которая была отмечена императрицей.

В 1804 году он был отозван в новое имение графа Моркова — в подольскую деревню Кукавку на Украине — и стал вместо умершего отца управляющим поместьем. Здесь до 1812 года он женился; у него появился сын — Арсений. До 1821 года жил, в основном, на Украине, где много писал с натуры, затем переселился в Москву вместе с семейством Морковых.

В 1823 году в возрасте 47 лет художник наконец получает свободу.

В сентябре 1823 года он представляет Совету Петербургской АХ картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» и получает звание назначенного художника. В 1824 году за «Портрет К. А. Леберехта» ему присваивают звание академика. С 1833 года Тропинин на общественных началах занимается с учениками открывшегося в Москве публичного художественного класса (впоследствии Московское училище живописи, ваяния и зодчества).

В 1843 году его избирают почётным членом Московского художественного общества. Всего Тропинин создал более трёх тысяч портретов.

Он скончался 3 мая 1857 года в Москве. Похоронен на московском Ваганьковском кладбище.

В 1969 году в Москве был открыт «Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени».

ТВОРЧЕСТВО

Ранние произведения Тропинина сдержанны по цветовой гамме и классицистически статичны по композиции. Работы художника относят к романтизму. В этот период мастер создает также выразительные местные, малороссийские образы-типажи.

Будучи в Санкт-Петербурге, он находился в среде горожан, мелких и средних помещиков, с которых позже и стал писать портреты, что привело его к реализму. Автор, в отличие от романтических портретистов, старался подчеркнуть типичность героев. Но в то же время он симпатизировал им, что выливалось в изображении внутренней привлекательности. С этой же целью Тропинин пытался не показывать явную социальную принадлежность людей. Такие работы художника, как «Кружевница», «Гитарист» и др. относятся к «портрету-типу». Тропинин изображал конкретного человека, а через него старался показать все типичное для данного круга людей.

Они словно отражают какие-то минуты высшего озарения, когда художник с единственной и уже неповторимой легкостью и свободой будто выпевает данную ему природой песню.

В них — свежесть, нерастраченность душевных сил, цельность и нерушимость его внутреннего мира, любви к людям, запас добра.

В этих холстах проявлены свойства его натуры, широкой, верной своему призванию, благосклонной к чужой беде, прощавшей многие тягости житейской прозы. Тропинин оставил людям след своего гуманного и, может быть несколько простодушного взгляда на мир.

Со временем в его полотнах, начиная с трепетно-задушевного Портрета сына (ок. 1818, там же), утверждается чисто романтическое чувство подвижной стихии жизни. Таков и незримо-зримо погруженный в творческую стихию, как бы внимающий музе А.С.Пушкин в знаменитом портрете 1823 (Всероссийский музей Пушкина, Пушкин). Тропинин продолжает и линию типажного портрета, в частности в знаменитой Кружевнице (1823, там же), подкупающей своим сентиментально-поэтичным обликом. Обращаясь к жанровому, «безымянному» образу (Гитарист, 1823, там же; и многие другие), он обычно, закрепляя успех, повторяет композицию в нескольких вариантах. Многократно варьирует он и свои автопортреты.

С годами роль духовной атмосферы, «ауры» образа – выраженной фоном, значимыми деталями, – лишь возрастает. Лучшим примером может служить Автопортрет с кистями и палитрой 1846 (там же), где художник представил себя на фоне окна с эффектным видом на Кремль. Целый ряд работ Тропинин посвящает коллегам-художникам, изображенным в работе или в созерцании (И.П.Витали, ок. 1833; К.П.Брюллов, 1836; оба портрета в Третьяковской галерее; и др.). При этом тропининской манере неизменно присущ специфически интимный, домашний колорит. Таковы, к примеру, «халатные портреты», с моделями, подчеркнуто облаченными, подобно Равичу, в непарадное платье. В популярной Женщине в окне (по мотивам поэмы М.Ю.Лермонтова Казначейша, 1841, там же) эта непринужденная задушевность обретает эротический привкус. Позднее вошло в традицию противопоставлять «домашнюю» поэтику полотен Тропинина – как особую черту московской романтической школы в целом – «чопорности» Петербурга.

Поздние произведения мастера (Слуга со штофом, считающий деньги, 1850-е годы, там же) свидетельствуют об угасании колористического мастерства, предвосхищая, однако, острый интерес к драматическому бытописанию, свойственный «передвижникам». Важную сферу творчества Тропинина составляют также его острохарактерные карандашные наброски.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

В Петербурге Василий втайне от своего барина стал посещать бесплатные рисовальные классы Академии художеств. Когда Морков узнал об этом, то после многочисленных просьб, согласился официально определить юношу в Академию «посторонним», вольноприходящим, учеником, что не возбранялось и крепостным.

Краткая биография Тропинина

Тропинин Василий Андреевич (1776—1857), живописец.

Родился 30 марта 1776 г. в селе Карпове Новгородской губернии. Крепостной графа Б. К. Миниха, затем графа А. Моркова.

Выдающиеся способности Тропинина, проявленные ещё в детстве, побудили Моркова определить юношу в Академию художеств в Петербурге (1798 г.), где его учителем был известный портретист С. С. Щукин.

В 1804 г. Тропинин представил на конкурс свою первую картину «Мальчик с умершей птичкой». Художнику не удалось окончить курс обучения — по прихоти помещика он был отозван из Петербурга.

До 1821 г. жил на Украине. Получив свободу только в 47 лет (1823 г.), переехал в Москву, где трудился до конца жизни.

Тропинин прекрасно усвоил наследие русских портретистов XVIII в., но при этом сумел выработать неповторимую живописную манеру. С большой теплотой и любовью он раскрывает внутренний мир изображаемых им людей.

Среди лучших работ — портреты жены (1809 г.), И. И. и Н. И. Морковых (1813 г.), сына (1818 г.), императора Николая I (1825 г.), Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина (1827 г.), Я. В. Гоголя, композитора П. П. Булахова (1827 г.), В. А. Зубовой (1834 г.), К. П. Брюллова (1836 г.), автопортрет (1846 г.). Их отличает нежный колорит, чёткость объёмов.

В картинах «Кружевница» (1823 г.), «Золотошвейка», «Гитарист», этюде «Старик-нищий» Тропинин создал выразительные, привлекающие душевной красотой образы людей из народа.

Живописец несколько раз добивался звания члена Академии художеств, но получил его лишь в 1824 г. за портрет медальера Лебрехта, отличающийся гармоничностью и законченностью исполнения.

Всего Тропинин оставил более 3 тыс. работ, оказав значительное влияние на портретную живопись московской школы.


источники:

http://allpainters.ru/tropinin-vasilij.html

http://citaty.su/kratkaya-biografiya-tropinina