Тихон Агриков биография Архимандрит Фотографиями

Пантелеймон значит всемилостивый

Памяти архимандрита Тихона (Агрикова), в схиме Пантелеймона

15 ноября 2000 года – 10 лет со дня кончины архимандрита Тихона (Агрикова), в схиме Пантелеймона.

Архимандрит Тихон (Агриков)

Об отце Тихоне (Агрикове) красноречивей всего говорят его собственные книги. И книги, которые уже написаны о нём. Но хотя бы в нескольких словах ещё раз хочется обозначить то, что особенно поражает в его духовном облике.

Впервые я увидел фотографию отца Тихона у одной благочестивой женщины, которую причащал на дому. Было впечатление глубокой подлинности — я увидел лицо человека, который любит Христа. Как если бы он был возлюбленным учеником Господа или тем, кто говорит сейчас: «Господи, Ты всё знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя». Это было приблизительно во второй половине 70-х годов прошлого века. Тогда в церковном самиздате мы читали его пронзительные рассказы о страданиях простых людей, проповеди, стихи, можно было услышать магнитофонную запись его прощальной беседы с близкими чадами, за которой они вместе поют духовный кант о встрече Христа с самарянкой. Он уже был изгнан отовсюду, но все знали о нём. Все — это те, для кого не существовало жизни без Церкви. И, не называя его святым, говорили о нём как о святом. Точно так же, наверное, как к Святителю Николаю ещё при его жизни обращались за помощью как к святому. И точно так же, как Патриарх Тихон о епископе Фаддее, будущем священномученике, говорил: «Это святой».

Последними словами отца Тихона был возглас на утрени: «Слава Тебе, показавшему нам свет» 15 ноября 2000 года. Ему было 82. Путь церковного служения он начал уже в зрелом возрасте в Троице-Сергиевой Лавре. Пройдя от начала до конца всю войну, побыв не один раз на волосок от смерти, он вернулся в родительский дом, вымоленный, как он сам говорил, его матерью, а вскоре потом попал под кров преподобного Сергия. Он закончил Духовную Семинарию, потом Академию. И уже в 50—60-х годах становится известным всей православной России священником. Его горячо почитали студенты Духовной Академии, где он преподавал. Наставляя будущих священнослужителей, он говорил, что «пастырю нужно любить, что дышать воздухом. И любить, не делая различия, без расчёта, без выбора».

«Когда он проводил общую исповедь в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры, — рассказывают его духовные чада, — то весь народ плакал. На праздники, после всенощного бдения, отец Тихон с вечера до утра исповедовал людей. Исповедь начиналась около десяти часов вечера. Заканчивал он исповедовать почти в четыре утра, а в пять часов уже приходил служить раннюю Литургию».

С болью он говорил: «Всюду в жизни мы видим оскудение любви». Но никогда не терял надежды на возрождение России «ради той жертвы, той крови, пролитой многими, многими новомучениками и исповедниками Российскими».

Святость отца Тихона обнаруживалась в его поистине Христовой любви к самым неспособным, самым безнадёжным, потерявшим всякую надежду людям. И в этом было его приобщение победе над злом мiра на той предельной глубине, которую являет Крест Христов.

Крест Христов, Пасха Господня — это свет, в котором нет никакой тьмы. Ни один человек не может быть исключён из этого света, не должно быть за счёт кого бы то ни было дано место диа-волу. Уступите ему хотя бы одного человека, и вы утратите дух Христов. Так в священническом служении отца Тихона открывалась подлинность. Оно не знало тщеславия, самолюбования, какого-либо мнения о себе. По этой причине воздвиг сатана на отца Тихона особого рода гонения. Нет такой мысли, нет такого действия, которых враг не мог бы подделать. Единственное, что неподвластно ему, — это смиренный дух Христов. Самая главная задача для врага — лишить подлинности нашу жизнь, наше слово. И тогда говорите, что хотите, делайте, что угодно, — всё ему принадлежит.

На подлинную крестную любовь народ отвечал своему пастырю великой любовью. Но сам диавол, чтобы предать эту любовь насмешке и поруганию, через якобы поклонниц батюшки устремился на него. Они буквально бросались на него с безумными криками, а одна даже пыталась прыгнуть на батюшку с высокой лестницы и повредила себе позвоночник. После этого пробовали возбудить уголовное дело против отца Тихона. Нет, его не арестовали, не посадили в тюрьму, но создали ситуацию, при которой он вынужден был покинуть любимую Лавру и оставить преподавание в Академии. Он переходил из монастыря в монастырь, но всюду истеричные особы преследовали его. Несомненно, вдохновителями и организаторами их ведьмовства были не только бесы, но в известной мере и «компетентные органы». В течение долгих лет отец Тихон вынужден был скрываться то в горах Кавказа, то в Сухуми, то в Закарпатье. Отец Тихон с благодарностью и терпением нёс эти скорби, понимая, что Сам Господь призывает его к более уединённой молитвенной жизни. Вместо пламенной проповеди всему мiру — к молитве за весь мiр. Он принял схиму — великий ангельский чин — с именем Пантелеймон. Пантелеймон значит Всемилостивый.

Так Господь до конца приобщил его тайне Своего Креста, на котором Он обнимает всех людей.

схиархимандрит Пантелеймон (Агриков)

Биография

Как автор схиархимандрит более известен под именем Тихон (Агриков).

В миру Агриков Василий Петрович, родился в 1918 году. Родной брат игумена Алексия (Агрикова).

Ветеран Великой Отечественной войны, которую прошёл от начала до конца. По его словам, побывал не один раз на волосок от страшной смерти, пережил все страхи и муки войны.

Решение стать монахом и священником было принято им уже в зрелые годы.

Служение в Троице-Сергиевой Лавре

Начал монашеский путь в Троице-Сергиевой Лавре. В Лавре же закончил духовную семинарию, а потом академию. По окончании остался преподавать и духовничествовать в Московских духовных школах. Наместник Лавры архимандрит Пимен (Извеков) — будущий патриарх Московский и всея Руси — очень любил иеромонаха Тихона и только ему поручал проповедовать Слово Божие. В Лавре тогда служились две Божественные литургии: наместник говорил проповедь на одной из них, а отец Тихон — на другой. Когда архимандрит Пимен уезжал, отец Тихон был его заместителем. Ему поручали ответственные посты: с 1954 года проходил послушание эконома Лавры, а с сентября 1955 года стал казначеем обители.

Был исключительным тружеником и подвижником. Кроме перечисленных трудов, также заведовал свечным ящиком, регентовал на левом клиросе, а по праздникам — на правом. Руководил также и любительским хором. Говорили, что спал он всего по двадцать минут кряду.

В 1950-60-х годах стал широко известным духовником, снискал горячее почитание студентов, многие монахи также искали его духовного руководства. Всецело отдавался служению Богу и людям. Имел дар пробуждать в людях покаяние. Когда он проводил общую исповедь в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры, весь храм плакал. Перед исповедью всегда говорил проповедь и не начинал исповедовать до тех пор, пока не видел в людях состояния истинного покаяния. Когда он приступал к исповеди, к нему всегда выстраивалась очередь — перед праздниками зачастую исповедовал с 10 часов вечера до 4 часов утра. Имел дар слез, дар молитвенного плача. Многие по молитвам старца исцелялись.

В 1963 году руководство Московской духовной академии присвоило ему звание доцента.

Скитальчество и последние годы

Яркая деятельность привлекла внимание светских властей и вскоре отца Тихона вынудили покинуть любимую обитель и оставить преподавательскую деятельность. Он вынужден был скрываться, жить в уединении — то в горах Кавказа, то в Сухуми, то в Закарпатье.

За девять лет до кончины, будучи в сане архимандрита, принял великую схиму с именем Пантелеимон. Последние годы жизни старца прошли в стороне от людских глаз и для многих представляли тайну. Лишь самые близкие, а также духовные чада знали: батюшка молится в затворе, в уединении, место которого никто не мог назвать точно.

Преставился 15 ноября 2000 года, служа всенощную в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Тайнинском в городе Мытищах. Его последними словами был священнический возглас на утрени: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» Благовещенский храм в Тайнинском едва мог вместить всех, кто пришёл на панихиду.

Архимандрит Тихон Агриков

Среди насельников Троице-Сергиевой лавры широко известен батюшка Тихон (Агриков). Он прославился как духовник и проповедник далеко за пределами лавры.

Его деятельность снискала ему любовь не только братии, но и паствы. Заслуги Тихона перед православием состоят в том, что он, в годы гонений на церковь, не только сохранял веру, но ещё и проповедовал.

Архимандрит Тихон: духовник, проповедник, богослов, педагог, писатель

Архимандрит Тихон прожил 82 года. За время своей жизни он заслужил огромный духовный авторитет в православном мире.

Показателем этого может служить тот факт, что многие монахи Троице-Сергиевой лавры избирали его в качестве духовника.

Старец преподавал в Московской духовной академии. После него остались полюбившиеся слушателям академии учебные курсы. Кроме того, он стяжал славу великого проповедника. Его проповеди не отличались высоким стилем, но были высоки по духу.

Духовные чада батюшки перепечатывали их на пишущей машинке, и распространяли подпольно. Это грозило им весьма печальными последствиями, ведь советская власть приравнивала такие действия к государственной измене.

Отец Тихон пострадал от советской власти. Из-за гонений ему пришлось прожить долгие годы на Кавказе. Здесь он жил в одиночестве, как отшельник.

Свой жизненный путь и духовный опыт старец описал в своих книгах. Они пользуются большой популярностью, как среди духовенства, так и среди мирян.

Решение стать монахом пришло к отцу Тихону в зрелом возрасте

Биография архимандрита Тихона — это яркое подтверждение правоты слов апостола Павла:

«…все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы».

При этом он всегда оставался твёрдым в вере. Именно это качество, а не дар красноречия, привлекало к нему множество людей.

Родился старец 28 ноября 1916 года. Архимандрит Тихон Агариков (в миру Агриков Василий Петрович) родной брат игумена Алексия (Агрикова).

Ничего удивительного в этом нет, так как его семья была религиозной.

Родители были потомственными крестьянами. С детства Господь отметил его Своим знаком — Василий родился левшой. Произошло это в селе Адоевщена Саратовской губернии.

Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». Его архимандрит Тихон Агриков посещал в детстве

Юноша смог окончить только четыре класса сельской школы. Других учебных заведений в округе не было. В 1934 году он с родителями переехал на постоянное место жительства в Астраханскую область.

С 1938 года отец Тихон служил в армии. Он участвовал в Великой Отечественной войне.

В военные годы батюшка не один раз находился на краю гибели и спасался лишь чудом от неё. Именно война оказала решающее влияние на его решение стать монахом.

Кроме того, стать священником Тихон решил также под влиянием иеромонаха Нифонта (Выблова) и архиепископа Саратовского Филиппа (Ставицкого).

Именно по рекомендации последнего будущего архимандрита приняли в семинарию, хотя четырёхлетней сельской школы для поступления в неё явно было недостаточно.

Троице-Сергиева Лавра — место служения архимандрита Тихона Богу

После демобилизации из армии архимандрит Тихон поступил в Московскую духовную семинарию. Произошло это в 1950 году.

После он окончил Московскую духовную академию.

Здесь ему присвоили степень кандидата богословия. Преподавал он пастырское богословие, а также Священную историю Ветхого и Нового Завета.

Уже во время преподавания в Духовной академии, у отца Тихона появилось много поклонников из числа её студентов. За ним закрепился неофициальный титул «светильник веры».

Особенно ярко он разгорелся во время пребывания старца в стенах троицесергиевой лавры.

Фрагмент общей фотографии братии Троице-Сергиевой лавры. Примерно 1960 год. Архимандрит Тихон второй справа

В 1953 году Тихон принял монашество и священный сан в Троице-Сергиевой лавре. Через пять лет он был возведён в сан архимандрита.

С 1959 года он читает в Московских духовных школах лекции по Пастырскому богословию. Результатом такой деятельности стало написание учебного пособия по данному предмету.

Уже во время преподавания в школах он начал духовничествовать.

В духовной академии он также был духовником. В 1963 году архимандрит стал доцентом. В Лавре он духовником никогда не был, но многие обращались к нему для исповеди.

Будущий Патриарх Московский и Всея Руси Пимен (Извеков) в то время замещал должность наместника Троице-Сергиевой лавры.

Он очень любил Тихона и поручал ему читать вторую проповедь на одной из двух Божественных литургий. Первую наместник читал сам.

Троице-Сергиева лавра. Фотография начала 40-х годов XX века. В этих стенах архимандрит Тихон пребывал в течение 18 лет

Архимандриту доверяли работать на больших, ответственных постах. Так с 1954 года он выполнял послушание эконома лавры.

В сентябре 1955 года Святейший Патриарх Алексий (Симанский) благословил его на должность казначея обители.

Отец Тихон отличался исключительным трудолюбием: кроме основных обязанностей он также заведовал свечным ящиком и регентствовал на клиросе.

Знающие его люди говорили, что спит старец не более двадцати минут подряд.

Архимандриту Тихону пришлось претерпеть гонения

Отец Тихон завоевал огромный духовный авторитет за время своего пребывания в лавре.

К нему в храм на службу съезжались верующие не только с окрестностей, но и со всей России. Естественно, что это не могло остаться незамеченным советскими властями.

В то время страной руководил Н.С. Хрущёв. Несмотря на то, что время его правления историки называют «хрущёвской оттепелью», политику в отношении церкви он проводил жёсткую.

Против архимандрита Тихона открытых репрессий проводить не стали: он не был ни арестован, ни посажен в тюрьму.

Архимандрит Тихон. Мукачево. 1969 год. Времена гонений и скитаний. В Мукачево отец Тихон прибыл с Кавказа, где жил в отшельничестве

Власти оказали давление на руководство лавры и академии. В результате в 1971 году отец Тихон написал прошение о выведении его за штат. Сделал он это против воли.

Настали годы скитаний. Первоначально он жил уединённо в горах на Кавказе. Потом перебрался в Сухуми. Позже он перебрался в Закарпатье, где жил на территории Мукачевской епархии.

Светлая кончина старца Тихона перед лицом Господа

После того, как Советского Союза не стало, архимандрит Тихон вернулся в Москву. Тогда он уже имел чин архимандрита. Свои последние годы старец провёл вдали от людских глаз.

Его жизнь представляла для всех тайну. Только для самых близких ему людей было открыто, что батюшка укрылся в тайном месте.

Здесь он молился, находясь в затворе. Где это место находиться никто не знал.

Панихида на могиле архимандрита Тихона (Агрикова), в схиме Пантелеймона, 15 ноября 2010 года. Территория храма Благовещения, село в Тайнинское, Московская область

Существовала ещё одна тайна отца Тихона. Дело в том, что за девять лет до смерти он принял великую схиму под именем Пантелеймон. Всего старец прожил 80 лет.

Умер жен он 15 ноября 2000 года во время вечернего богослужения в Благовещенской церкви подмосковного села Тайнинское.

Последними его словами стал возглас «Слава Тебе, показавшему нам свет!». Именно поэтому верующие считают, что кончина его произошла по промыслу Божьему.

Похоронен архимандрит Тихон возле храма, напротив алтаря.

Проповедь архимандрита Тихона пробуждала в людях покаяние

На и поведи и проповеди архимандрита собиралось много людей. Обычно богослужение проводилось в Трапезном храме Троице-Сергиевской лавры. Исповедовать батюшка начинал в 10 вечера, а заканчивал примерно в 4 часа утра.

Перед исповедью обычно он говорил проповедь, которая не заканчивалась до тех пор, пока отец Тихон не убеждался в том, что люди готовы к покаянию.

Архимандрит Тихон во время службы. Троице-Сергиева лавра. 50-60е годы XX-го века. У старца имелся уникальный талант проповеди. На них собирались верующие из Москвы и области

Голос у батюшки был очень умилительным. Из-за этого проповедь получалась очень искренней и глубокой. У него был дар подбирать на проповеди такие слова, что люди начинали искренне каяться.

Обычно аналой устанавливался у росписи Спасителя или же Божьей матери. В настоящее время там размещены приделы преподобного Серафима Саровского и святителя Иоасафа Белгородского.

Очень часто после исповеди старец в своей келье молился о тех людях, которые открылись ему на исповеди. Он мог и ночью принять страждущего для того чтобы исповедовать его. Обладал отец Тихон и даром исцеления.

Господь даёт его немногим. Такие подвижники должны быть не только набожны, но и делать непрестанную молитву, быть смиреннейшими из смирных.

Джордано Лука. Слезы святого Петра. Около1697 года. Немногие подвижники обладают даром молитвенного плача. Архимадрит Тихон был им наделён

Кроме того, старец Тихон обладал даром молитвенного плача. Немногие знали об этом. Очевидцы этого утверждают, что по утрам они видели у него множество мужских носовых платков. Они были мокры от слёз.

Такая молитва особа угодна Богу, так как молящейся полностью отдаёт себя ей, прося за ближних своих. Причём архимандрит молился, таким образом, всегда в своей келье в тайне.

Архимандрит Тихон — выдающийся церковный писатель

Как любой человек с тонкой душевной ориентации, отец Тихон имел талант писателя. Он написал несколько книг, среди них наиболее известны: «У Троицы окрыленные», «Матерь Света», «Прямой путь к Богу», «Заступница усердная».

Они посвящены годам жизни, проведённым архимандритом в Троице-Сергиевой лавры, биографии архимандрита, богословским вопросам.

Архимандрит Тихон, в схизме Пантелеймон, незадолго до смерти. Он считается выдающимся церковным писателем. Его книги используются в процессе обучения основам проповеднического богословия

Первые книги старца вышли в свет в 60 — 70-х годах прошлого века. Они были так популярны, что перепечатывались на печатных машинках и распространялись подпольно. В наше время они также весьма популярны среди верующих и духовенства.

Связанно это с тем, что они написаны простым языком, с большим чувством и верой. В результате после их чтения душа читателя очищается и сам он становиться ближе к Богу.

«У Троицы окрылённые» — книга о истории Троице-Сергиевой лавры с 1950 по 1965 год

Одна из самых известных книг архимандрита Тихона называется «У Троицы окрылённые». Такое название символично. Дело в том, что древних церковных текстах можно встретить рассказ о трёх птицах.

Они представляют собой образ монашествующих. Это монахи ранних христианских, средних и последних времён.

Первые две птицы имели достаточно сил для того, чтобы побороть искушения и достигнуть Царства Небесного. Третья же то взлетает, то падает на землю. Сил летать у неё нет из-за духовной слабости современных христиан.

Для того чтобы она всё-таки достигла Царствия Небесного, необходим пример. Его могут подать монахи-подвижники, живущие рядом с нами.

Воспоминания о таких подвижниках, живших в Троицко-Сергиевой лавре в период с 1950 по 1965 год, включены отцом Тихоном в свой труд.

Кроме того, в нём описывается история послевоенного восстановления обители.

Встреча святого Антония и Павла. Коптская икона. На иконе присутствует образ птицы. Он указывает на то, что Дух Божий присутствует с монахом, который молиться за всех людей перед Господом

Воспоминания архимандрита разделены им на три части. Первая охватывает период с 1950 по 1955 годы. В ней описана жизнь 28 насельников лавры.

Вторая посвящена 1955 — 1960 годам и в ней рассказывается о судьбе ещё тридцати старцев. Третья часть как бы дополняет вторую и содержит одиннадцать жизнеописаний.

Это не полная их биография, а именно воспоминания о том времени, в течение которого архимандрит провёл вмести с ними. О своём отношении к героям этой книги старец сказал так:

«Мысль переносится на тех, с которыми Господь соединил меня духовными узами.

Их нет здесь со мной.

Они рассеяны по разным краям.

Что сейчас там с ними?

Какие скорби и опасности обуревают их дорогие души?

И как Господь обещал невидимо

быть всегда со Своими учениками,

так и меня утешает сознание

невидимой постоянной молитвенной

духовной связи с дорогими мне душами».