Thomas Hardy Краткая биография

Томас Харди

Биография

Томас Харди – драматург и романист, автор стихов и рассказов, творивший на излете викторианской эпохи. Писатель делал уклон в сторону социального романа, пронизанного пессимизмом, герои его произведений не в силах противостоять жизненным обстоятельствам, общественным нравам и ударам судьбы.

Детство и юность

Томас Харди родился в июне 1840 года в графстве Дорсет. Предки писателя – дворяне, но обедневшие настолько, что отцу и деду пришлось работать простыми каменотесами. Семья, в которой росли два мальчика и две девочки, жила в деревне Верхний Бокхемптон, и все население составляло полсотни жителей.

Портрет Томаса Харди

Воспитанием детей занималась мать. Будучи малограмотной женщиной, она не хотела, чтобы наследники влачили жалкое существование, и понимала, что начинать следует с хорошего образования. Томас ходил в церковно-приходскую школу и, кроме того, по настоянию матери много читал. Родители готовили сына к посвящению в духовный сан, но выяснилось, что к проповедованию душа Харди не лежит.

Томас Харди

В 16 лет Томас заинтересовался архитектурой, и парнишке разрешили практиковаться на предприятии в Дорчестере, которое реставрировало старые здания. Одновременно Харди изучал живопись, греческий и латинский языки. Перебравшись в Лондон, будущий писатель окончил Королевский колледж и устроился работать на фирму Артура Бломфилда, президента Architectural Association School of Architecture. Компания сына епископа, коим был сэр Бломфилд, специализировалась на восстановлении церквей и прочих религиозных сооружений.

Литература

Вернувшись в Дорчестер самостоятельным архитектором, Харди планировал заняться реставрацией, но в то же время начал делать первые шаги в литературе. Первый роман Томаса «Бедняк и леди» так и не дошел до потомков – автор уничтожил рукопись, после того как получил отказ издателя в публикации. Дабы не разочароваться в оценке таланта в дальнейшем, писатель опубликовал анонимно следующую работу – «Отчаянные средства».

Томас Харди сжег свой первый роман «Бедняк и леди»

В 1872 году в издательстве «Братья Тинсли» увидела свет книга «Под деревом зеленым», открывающая целый цикл под названием «Романы характеров и среды». Имя писателя впервые было указано только 4 года спустя на обложке издания, вышедшего в Америке.

Роман представляет собой жизнеописание музыкантов церковного хора деревушки Меллсток, прообразом которого послужил церковный оркестр Стинфорда, основанный дедом Харди. Потому на страницах Томас изложил воспоминания детства, описания реальных мест. В 2005 году Николас Лафлэнд, снявший популярный сериал «Чисто английское убийство», перенес действие романа на телеэкран.

Дерево Томаса Харди

Факты собственной биографии Харди использовал и при написании романа «Голубые глаза» — обстоятельства первой встречи с любимой девушкой, проблемы, вызванные разным социальным статусом мужчины и женщины. Главная героиня Эльфрида списана с возлюбленной писателя Эммы.

Роман «Вдали от обезумевшей толпы» принес автору финансовую независимость и популярность. Томас окончательно осел в Дорчестере, построил дом и смог заняться исключительно сочинительством. Произведение также неоднократно подвергалось экранизации. В мелодраме о любовном треугольнике в разное время снимались Джонатан Фёрт, младший брат Колина Фёрта, и Линда Бэссет, Майкл Шин и Кэри Маллиган, Теренс Стэмп и Джули Кристи.

Экранизация книги Томаса Харди «Вдали от обезумевшей толпы»

Сюжет «Руки Этельберты» вращается вокруг представителей высшего света, однако критики рекомендовали Томасу заняться разведением овец, что писатель в какой-то мере и делает – уезжает в сельскую местность вблизи от Стерминстер-Ньютона, где пишет роман «Возвращение на родину». Харди внес сумятицу в умы читателей, рассказав о замужней женщине, сбегающей из дома с любовником.

Красной нитью через повествование проходит мысль, что тот, кто пытается бороться с неизбежностью судьбы, роет себе могилу. Последовавшие позднее «Старший трубач полка», «Двое на башне» и «Равнодушная» тоже посвящены жизни в английской глубинке.

Книги Томаса Харди

В романе «Мэр Кэстербриджа» Харди рассказал о судьбе бездомного батрака, который благодаря своим способностям становится мэром города, но не может удержаться на вершине социальной пирамиды – события из прошлого меняют и его собственную жизнь, и жизнь окружающих людей. В 2003 году британским режиссером Дэвидом Такером снят фильм с таким же названием с участием Джульетт Обри, Полли Уокер и Джеймса Пьюрфоя.

Пожалуй, самым известным сочинением Томаса Харди считается «Тэсс из рода Д’Эрбервиллей». Роман шокировал чопорную викторианскую публику, его не пропускала цензура, нещадно клеймили критики, вгоняя писателя в уныние и творческий кризис.

Роман Томаса Харди «Тэсс из рода Д’эрбервиллей»

Повествование о девушке, принесшей себя в жертву ради семьи, пронизано символизмом и мыслью о том, что высокородное происхождение не делает человека счастливым. По мотивам произведения снят не один сериал и полноценный художественный фильм. Главные роли в них исполняли Джемма Артертон, Мадхури Дикшит, Настасья Кински.

Роман «Джуд Незаметный» — последний в ряду произведений, написанных в этом жанре. Томас, и без того выдержавший волны осуждения и критики, на этот раз подвергся небывалому разгрому. Епископ Уэйкфилдский устроил показательное сожжение экземпляра книги, словно бы сигнализируя немногочисленным оставшимся поклонникам, насколько опасна и неугодна Богу подобная ересь.

Экранизация книги Томаса Харди «Тэсс из рода Д’эрбервиллей»

С этого момента Харди переключил внимание на стихотворные формы, которым всегда отводил первое место. Исследователи творчества английского писателя насчитали свыше 1000 стихотворений и новелл, объединенных в разрозненные сборники.

В 1898 году вышли «Уэссекские стихотворения», в книгу автор включил работы, написанные во времена, когда Томаса увлекала романистика. В этом, как и еще в семи других сборниках, Харди писал на нейтральные темы – обращался к жене, описывал красоты деревенской жизни и бытовые ситуации.

Портрет Томаса Харди

В начале 20 века Томас Харди обратился к эпическому жанру, взявшись за изложение истории войн Наполеона Бонапарта в стихах. Пьеса, получившая название «Династы», публиковалась тремя частями. В 1923 году издана «Знаменитая трагедия королевы Корнуэлльской», в основу которой легли кельтские легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.

Несмотря на цензуру, осуждение общества, писатель слыл в литературных кругах авторитетным человеком. Харди стал почетным членом старейших британских Magdalen College School и Queen’s College, получил степень доктора литературы Кембриджского и Оксфордского университетов. В 1912 году Томас награжден Золотой медалью Королевского литературного общества.

Личная жизнь

Первой женой Томаса Харди в 1874 году стала Эмма Лавиния Гиффорд. Девушка приходилась свояченицей священнику, чью церковь писатель собирался реставрировать. Ее кончина в 1912-м стала основным лейтмотивом лирического цикла Харди «Стихи 1912-1913».

Стихотворение «Мысли о Трайфене при известии о ее смерти» посвящено кузине по материнской линии. Предполагалось, что Томас завел роман с мисс Спаркс и пара даже тайно была помолвлена.

Томас Харди и его жена Эмили Флоренс

Во второй раз Харди женился в преклонном возрасте на Эмили Флоренс Дагдейл. Писатель познакомился с ней в 1905 году, Эмили тогда преподавала в женской школе. Спустя два года после смерти Эммы Томас сделал предложение, и Дагдейл, не испугавшись 40-летней разницы в возрасте, приняла его. Как отмечали биографы, всю жизнь детская писательница, а Эмили выпустила книгу рассказов, оставалась в тени Гиффорд – при живой жене писатель адресовал усопшей стихи.

Ни в первом, ни во втором браке у Томаса не было детей.

Смерть

В конце 1927 года Томас заболел плевритом и умер в январе 1928 года в поместье Макс Гейт. Похороны прошли 16 января в Вестминстерском аббатстве. Интересный факт: тело Харди захоронено в южной части храма, а сердце – в Стинфорде, в могиле его первой жены.

Могила Томаса Харди

Через год после смерти мужа Флоренс опубликовала книгу «Ранняя жизнь Томаса Харди, 1841-1891», в которой были собраны его дневники, письма и мемуары.

Незадолго до кончины Томас Харди был выдвинут на Нобелевскую премию по литературе и удостоен Ордена Заслуг.

Библиография

  • «Под деревом зеленым»
  • «Голубые глаза»
  • «Вдали от обезумевшей толпы»
  • «Равнодушная»
  • «В краю лесов»
  • «Тэсс из рода д’Эрбервиллей»
  • «Джуд Незаметный»
  • «Уэссекские стихотворения»
  • «Знаменитая трагедия королевы Корнуэлльской»

Цитаты

«Сильная привязанность суживает круг интересов, и хотя любовь обогащает человека переживаниями, она ограничивает его поле зрения». («Вдали от обезумевшей толпы»)

«Люди хвалят либо осуждают друг друга, развлекаются либо печалятся, наблюдая чужие слабости и пороки, и каждый по-своему идет своей стезей, ведущей к смерти».

«Если бы Галилей сказал о том, что Земля вертится, стихами, то инквизиция оставила бы его в покое».

«Есть кое-что похуже слепоты – это способность видеть то, чего на самом деле нет».

Томас Харди биография и творчество

Томас Харди (1840 — 1928) был британским романистом, поэтом и архитектором. Его тексты имели реалистичный стиль, но в значительной степени находились под влиянием литературного романтизма, предшествовавшего викторианскому периоду..

Благодаря успеху своего пера, он оставил карьеру архитектора, чтобы посвятить себя письмам. Хотя Харди удалось быстро завоевать популярность как писателя, он всегда испытывал интерес к поэзии, и его творчество оказало большое влияние на поколения поэтов, которые его сменили..

Стиль, который автор печатал на своих произведениях, был гораздо более целенаправленным и менее риторическим, чем у его современников. У этого был более темный и роковой тон, который контрастировал с надеждой, которая пропитала викторианские тексты.

Харди поместил почти всю свою повествовательную работу в Уэссекс, воображаемую страну, которая получила название королевства, некогда имевшего великую власть на острове. Но при жизни автора реальный географический район все больше обнищал.

Харди Уэссекс был расположен на юге и юго-западе Англии. Он даже делал карты, которые указывали точное местоположение каждого из вымышленных городов. Автор был номинирован 12 раз на Нобелевскую премию по литературе.

Тот же Томас Харди работал над написанием своих воспоминаний, хотя они были заключены его второй женой, Флоренс Харди, и они были опубликованы в двух томах, которые подробно описывают каждый этап жизни английского автора.

  • 1 Биография
    • 1.1 Первые годы
    • 1.2 Архитектура
    • 1.3 Литературные начала
    • 1.4 Гонка
    • 1.5 Смерть
  • 2 Литературная работа
    • 2.1 Стиль
  • 3 Опубликованные работы
    • 3.1 Романы
    • 3.2 Поэзия
    • 3.3 Рассказы
    • 3.4 Драма
  • 4 Ссылки

биография

Первые годы

Томас Харди родился 2 июня 1840 года в Стинсфорде, Дорсет, Англия. Он был старшим из четырех детей Томаса Харди, который работал строителем, и его жены Джемимы Хэнд.

Его детство было скромным, но его родители всегда заботились о том, чтобы дать своим детям лучшую жизнь, чем они. Мать Харди пыталась обучить молодых людей, чтобы они могли подняться до среднего класса и преодолеть достижения семьи до сих пор.

Хотя Томас Харди с самого рождения был хрупким ребенком, он также был преждевременным. Он проявил интерес к литературе и музыке; на самом деле устная традиция была очень важна для развития его повествования.

Он также повлиял в своей работе в качестве автора на обычаи и социально-экономическую реальность, которые он наблюдал в первые годы своей семьи, а также у своих ближайших соседей..

В 1848 году он начал свое формальное образование в национальной школе прихода, где изучал географию и математику..

Два года спустя мать Харди подумала, что ей нужно лучше подготовиться, и именно тогда она отправила его в Академию молодых рыцарей Дорчестера, которой руководил Исаак Ласт, в которой мальчика учили латыни и математике. В 1855 году Харди изучал французский.

архитектура

У его семьи не было средств, чтобы отправить его в университет, поэтому в 1856 году он стал учеником Дорчестерского архитектора Джона Хикса. Несмотря на это, он не отказался от изучения греческого и латыни.

Затем Хикс нанял молодого Харди своим помощником. На этой должности он многое узнал о реставрации культовых сооружений, опыт, который был бы очень полезен для его дальнейшей работы на местах..

В 1862 году он отправился в Лондон, где получил должность помощника архитектора в офисе Артура Бломфилда, одного из самых выдающихся церковных архитекторов Лондона в то время. Харди также воспользовался этим временем, чтобы зарегистрироваться в Королевском колледже Лондона, где он получил несколько архитектурных наград.

Томас Харди интересовался культурной жизнью столицы, но ему было неловко из-за классовых разногласий, преобладавших в этой сцене, так как он знал о своем низком социальном статусе.

В 1867 году он вернулся в свой семейный дом в Дорсете, поскольку у него было слабое здоровье. Кроме того, Харди воспользовался возможностью, чтобы начать карьеру профессионального писателя..

Литературные начала

Месяцы, последовавшие за его возвращением в Дорсет, сопровождались заботой о написании стихов. Однако эти тексты не были опубликованы тогда, так как Харди предпочел сделать имя автора романа. Кроме того, он вернулся к работе на архитектора Хикса.

Его первая литературная работа была Бедный мужчина и леди, роман, который несколько издателей отклонили. Слова ободрения для работы Харди прозвучали в Лондоне, когда Джордж Мередит из Чепмена и Холла сказал ему продолжать писать, хотя он также не публиковал роман..

В 1870 году Томас Харди работал на архитектора Дж. Р. Крикмэя, который поручил восстановить приходскую церковь Св. Джулиота в Корнуолле, и там он встретил Эмму Гиффорд, в которую Харди влюбился..

Первая публикация Харди была Отчаянные средства, в 1871 году. В следующем году он вернулся в Лондон и работал архитектором, параллельно занимаясь писанием. Ему удалось опубликовать Под зеленым деревом, кто получил хорошие комментарии.

Но когда ему предложили публикацию в рассрочку Пара голубых глаз, Именно тогда Харди решил отказаться от архитектуры и посвятить себя постоянным письмам. В 1874 году он женился на Эмме Гиффорд, несмотря на недовольство обеих семей.

гонки

Самые продуктивные годы Томаса Харди будут в будущем. В 1885 году они переезжают в Макс Гейт, дом, спроектированный самим Харди и построенный его братом в Дорчестере..

Количество опубликованных работ увеличилось, как и его известность. В 1895 году он опубликовал Неясная Иуда как серийный роман и первый сборник романов Томаса Харди Осгуда Макилвейна, появившийся в том же году. Также в 1910 году британский автор был назван членом ордена «За заслуги»..

Хотя отношения Харди с его женой стали холодными и далекими, внезапная смерть Эммы в 1912 году сильно повлияла на писателя, который попытался истощить свои эмоции, написав стихи об отношениях, которые у него были с ней..

В 1914 году Харди женился на своей секретарше Флоренс Дугдейл, которая была на 38 лет моложе его. Хотя ей было трудно жить в тени покойной жены Харди, она всегда была на его стороне, и его забота была необходима автору в его поздние годы.

смерть

Томас Харди скончался 11 января 1927 года в своей резиденции в Дорчестере. Установлена ​​причина смерти: сердечный обморок и преклонный возраст, но автор страдает от плеврита с декабря прошлого года. На смертном одре он продиктовал последнее стихотворение своей жене.

Похороны Харди состоялись через пять дней после его смерти в Вестминстерском аббатстве с национальной помпой. Там они похоронили его останки после кремации, кроме его сердца, которое было передано его родному приходу в Стинсфорде.

Литературная работа

стиль

Томас Харди подошел к написанию, взяв элементы романтики и перенеся их в царство викторианских реалистов; с гораздо более фаталистическим подходом и с меньшей надеждой на силу морали и доброго бога. Однако, сохраняя судьбу как главную ось истории.

Он не хотел начинать свою карьеру как писатель стихов, хотя в этом отношении Харди стал одним из величайших представителей 20-го века, так же, как он был в повествовании прозы в конце 19-го века.

Томас Харди был номинирован 12 раз на Нобелевскую премию по литературе, первый в 1910 году и последний в 1927 году.

Опубликованные работы

романы

Отчаянные средства (1871).

Под зеленым деревом (1872).

Пара голубых глаз (1873).

Вдали от сумасшедшей толпы (1874).

Рука Этельберты (1876).

Возвращение уроженца (1878).

Лаодикийская история сегодня (1881).

Двое на башне: романтика (1882).

Мэр Кастербриджа (1886).

Сказки Уэссекса (1888), сборник рассказов.

Тесс д’Урбервиль (1891).

Группа Благородных Дам (1891), сборник рассказов.

Маленькие иронии жизни (1894).

Джуд Неизвестный (1895).

поэзия

Стихи Уэссекса и другие стихи (1898).

Стихи прошлого и настоящего (1901).

Смеющиеся времена и другие стихи (1909).

Сатиры обстоятельств (1914).

Моменты Видения (1917).

Сборник стихов (1919).

Поздняя лирика и раньше со многими другими стихами (1922).

Человеческие шоу, далекие фантазии, песни и мелочи (1925).

Зимние Слова в Различных Настроениях и Метрах (1928).

Рассказы

— «Как я построил себе дом» (1865).

— «Судьба и синий плащ» (1874).

— «Воры, которые не могли прекратить чихать» (1877).

— «Легенда доктора» (1891).

— «Наши подвиги на Западном Поле» (1892-93).

— «Призрак реального» (1894).

— «Голубой Джимми: Конный вор» (1911).

— «Старая миссис Чандл» (1929).

драма

Династы, Часть 1 (1904).

Династы, Часть 2 (1906).

Династы, Часть 3 (1908).

Знаменитая трагедия королевы Корнуолла в Тинтагеле в Лионнесе (1923).

Thomas Hardy Краткая биография

Томас Харди. Биография и обзор творчества

Томас Харди происходил из обедневшей дворянской семьи. Поместья его предков были давно распроданы, и дворяне Харди фактически превратились в фермеров. Отец будущего писателя был архитектором и имел незначительные средства. Томас Харди родился и провел детство и юность в окрестностях Дорчестера, в деревне Верхний Бокхемптон. Вначале родители готовили его к духовному званию, но из-за его полной несклонности к этой профессии ему разрешили заниматься архитектурой. С 1862 по 1871 г. он жил в Лондоне, по окончании университета совершенствовался в избранной профессии, занимаясь реставрацией старых церквей и зданий.

С юных лет Гарди влекло к литературе, он писал стихи. Неудачная попытка издать роман «Бедняк и леди» не обескуражила его. В 1871 г. был опубликован роман «Отчаянные средства», и это решило судьбу писателя: оставив архитектуру, он посвятил себя литературному творчеству. В 1871 г. он вернулся в родной Дорчестер и провел там почти всю свою долгую жизнь, повествуя в своих книгах о людях и жизни этого юго-западного района. Дорчестер фигурирует в его романах под вымышленным названием Кёстербридж, а район Дорсетшир — под старинным именем Уэссекс.

Гарди начал писать в период бурного роста монополистического капитала, а закончил свой творческий путь в начале социалистической эры. Гарди в 1899—1902 гг. был против англо-бурской войны, а в 1914 г. — против первой мировой войны; в 1919 г. он присоединился к манифесту прогрессивной международной организации «Кларте», возглавляемой А. Барбюсом. Демократические симпатии привели писателя к положительной оценке Великой Октябрьской революции. Он собирался совершить поездку в Советскую Россию, но ему помешало нездоровье. В 1924—1926 гг. он сочувственно отнесся к широкому забастовочному движению английского пролетариата.

Большинство своих романов Гарди объединяет общим названием «Уэссекские романы»; есть у него цикл повестей и рассказов— «Уэссекские рассказы». Но и во многих других произведениях («Несколько благородных дам», «Маленькие насмешки жизни», «Переменившийся человек») место действия — все тот же Уэссекс. Ранний сборник стихотворений Гарди называется «Уэссекские стихотворения» (1898).

Всего Гарди написал 14 романов. Позднее он их разделил на три группы, придерживаясь идейно-художественного содержания, а не хронологии. «Романтические истории и фантазии» и «Романы интриг» (куда входят и новеллы) значительно уступают циклу романов, объединенных названием «Романы о характерах и среде». Именно этот цикл является вершиной реализма Гарди, наиболее полно и четко свидетельствует о демократической направленности его творчества.

В последние годы жизни Гарди пользовался большим признанием, крупнейшие английские университеты избрали его в почетные доктора наук.

Основная тема Гарди — разрушение крестьянского хозяйства под напором капитализма, распад патриархальной деревни и превращение мелких фермеров и крестьян-арендато-ров в сельскохозяйственных рабочих. Гарди знает крестьян не со стороны, он знает их труд, их условия жизни. Он показал не только человеческое достоинство сельских тружеников, но и их моральное превосходство над господствующими классами. Его герои — фермеры и батраки — наделены лучшими человеческими качествами, но отнюдь не идеализированы; это живые человеческие характеры. Эпитетом «дети земли», который Гарди применяет к народу как постоянный, он указывает на лучшие моральные качества народа — непосредственность, упорную волю и трудолюбие, отзывчивость к беде другого, живой, наблюдательный ум. Это не значит, что все крестьяне у Гарди одинаковы. И среди них есть много отрицательных образов, — с патриархальностью связаны не только достоинства, но и узость кругозора, консерватизм мысли, собственнический эгоизм. Гарди был первым писателем Англии, подметившим социальную дифференциацию деревни. В основе трагедий его героев, представителей сельской Англии, лежат общественные условия жизни. Большое влияние на Т. Гарди оказал Л. Н. Толстой как великий мастер и выразитель надежд и иллюзий патриархального крестьянства.

В произведениях Гарди много трагического, но не следует преувеличивать их философский пессимизм и фатализм. В доказательство фатализма Гарди ссылаются обычно на употребляемые им понятия «мировая воля», «мировой разум», которые он сопоставляет с «мойрой» — судьбой в трагедиях Эсхила. Эта жестокая, беспощадная «мировая воля», напоминающая античный рок, проявляется в разного рода роковых случайностях, не зависящих от воли и разума людей, в несчастных случаях, которые любит изображать Гарди. Понятие «мировой воли», употребляемое Гарди, говорит о некотором воздействии на него идеалистической философии Шопенгауэра, употреблявшего этот термин. Но гуманисту Гарди чужд индивидуализм и антигуманизм Шопенгауэра. О любви к людям говорит творчество Гарди. Не случайно он очень любит древнегреческого трагика Эсхила с его образами борцов, с его прославлением величия человека. Не таинственная «мировая воля», а социальное неравенство, несправедливость, нищета становятся причиной гибели героев Гарди: трагические случайности порождены общественным порядком.

Противоречия и неразрешенные сомнения в мировоззрении Гарди проистекают из философской и политической слабости писателя. Живший в эпоху империализма и социальных революций, писатель остался представителем крестьянства и не понял пролетариата и его революционной роли. Он исключал пролетариат из своего представления о «детях земли». Это сузило диапазон наблюдений и выводов Гарди.

В творчестве Гарди, наряду с ведущей здоровой, реалистической линией, отдается некоторая дань упадническим литературным веяниям: чувствуется чрезмерное увлечение символикой и биологическими вопросами.

Первый период

В ранних произведениях Гарди еще идеализирует патриархальную сельскую жизнь. В общий тон счастливой идиллии его первого романа «Под деревом зеленым» (1872) только незначительно вкраплены критические зарисовки. Социальная жизнь деревни с присущими ей щ. Аиворечиями — фон, на котором развертываются события в романе «Вдали от обезумевшей толпы» (1874). Бескорыстной, спаянной трудом среде простых крестьян Гарди противопоставляет в нем сельских богачей, охваченных «безумием» алчности и эгоизма. Писатель прослеживает духовную эволюцию бедной девушки Бетшебы. Став благодаря неожиданному наследству богатой владелицей фермы, она превращается в эгоистичную, черствую и капризную женщину. Только личные невзгоды и несчастья исправили ее. Демократизм Гарди особенно проявляется в любовно очерченных образах Габриеля Ока, обедневшего фермера, который, несмотря на полученное образование, может устроиться только пастухом, и служанки Фанни Робен, брошенной своим соблазнителем.

Характерен финал романа, завершающий долголетние отношения пастуха Ока и Бетшебы. В развязке, когда после всех крушений и разочарований Бетшеба соединяет свою жизнь с Оком, выражена философская концепция Гарди, что счастье — это только тихая пристань разбитых надежд и побеждает тот, кто пассивно ждет, а не борется за него.

Роман «Возвращение на родину» (1878) глубоко трагичен. Главное в этом романе — изображение не социальных уело вий жизни, а характеров. И в природе и в людях бушуют неистовые страсти. Мощью, несокрушимостью, вековой неизменностью веет от Эгдонской степи, по которой когда-то в бурю бродил в лохмотьях бездомный король Уэссекса Лир. Эгдонская степь становится важнейшим компонентом сюжета, как воплощение идеи романа. Природа олицетворена и играет роль судьи, карая за неискренность.

Герой романа Клим Йобрайт осуждает собственничество, жаждет приносить пользу людям, но его путь — путь одиночки. После ряда личных крушений он находит себе применение в деятельности проповедника. Хотя Гарди и отвергает философию смирения Клима, но он симпатизирует своему герою, поскольку тот наделен горячим сердцем и ищет для народа путей к счастью.

Второй период

В романе « Жизнь и смерть мэра Ке-стербриджа» (1886) Гарди широкими мазками рисует столкновение народа с буржуазией и борьбу новой буржуазии со старой — патриархальной. И снова пейзаж Эгдонской степи, в пределах которой развертывается действие, подчеркивает трагическую историю. Майкл Хенчард — сперва бедный лудильщик, потом богатый мукомол, мэр города. Но затем он разорен конкурентом и, ошельмованный, всеми брошенный, умирает в одиночестве.

Это социально-психологический роман. Наряду с личной психологической драмой Хенчарда важную роль играет его столкновение с капиталистом нового типа Фарфре. За двадцать лет, которые охвачены действием, происходят большие перемены. Победа Дональда Фарфре над Майклом Хенчардом в делах и личной жизни не является моральной победой добра над злом, как хочет убедить себя и других Фарфре; наоборот, при всех своих недостатках и заблуждениях Хенчард достоин сочувствия. Он страдал, раскаивался, любил, он прямодушен и честен, а Фарфре — прожженный делец, человек без совести, лицемер, холодный эгоист. Его преуспевание—> символ времени, как и разорение Хенчарда.

Пронизывающее роман «Жители лесов» (1887) чувство безнадежности вызвано растерянностью писателя перед социальным бедствием — разорением крестьянской массы. Эта социальная драма показана как неотвратимая. Носителям буржуазного эгоизма противопоставлены чистые душой люди из народа — Марта Саут и Джайльз Уинтерборн. В их образах проявляется вера Гарди в народные силы.

В произведениях второго периода главный конфликт строится не на абстрактном противопоставлении города деревне, а вытекает из социальных противоречий. Уже нет патриархальности и условной идиллической картины сельского быта. Горькая правда жизни определяет развитие характеров и жизненный путь героев.

Тэсс из рода д’Эрбервиллей

Вершина творчества Гарди — его роман «Тэсс из рода д’Эрбервиллей; чистая женщина, правдиво изображенная» (1891).

В своем заглавии Гарди бросает вызов буржуазным читателям, назвав «чистой» женщину, с точки зрения буржуазного общества, безнравственную и даже преступную (Тэсс казнена за убийство человека, изломавшего ее жизнь).

В романе изображена сельская Англия конца 80-х годов. При субъективных симпатиях писателя к патриархальной деревне, из развернутой им картины деревенского быта и трагической судьбы героини явствует, что вековые предрассудки и пережитки подавляют в деревне все светлое. В противовес традиционной индивидуалистической замкнутости и безразличию зажиточных крестьян и фермеров к нужде и горю других, ростком новых представлений становятся взаимоотношения батраков. При всем недоверии Гарди к пролетариату, он вынужден признать большую сердечность и человечность батрацкой бедноты, этого сельского пролетариата.

История жизни бедной крестьянки Тэсс трагична не потому, что ее отец оказался потомком обедневшего дворянского рода, а потому, что беспросветная нужда, пьянство родителей, их обнищание разрушили молодость Тэсс. В этом — причина ее горьких испытаний, борьбы и смерти.

Гарди неоднократно упоминает о роке, ведущем Тэсс к гибели. «Глава бессмертных закончил с ней свою игру», — говорит Гарди о печальном конце Тэсс, употребляя эсхиловское выражение. Но на самом деле не рок управляет ее жизнью, а социальные обстоятельства: разорение мелкого арендатора — отца Тэсс, нужда, все более засасывающая семью. В этом причина того, что «женщина расплачивается», как говорит писатель.

Романтическая символика романа — упоминание о легенде рода д’Эрбервиллей, об их родовой карете, стук которой не раз слышится Тэсс, усыпальница предков в древней церкви, где расположилась бездомная семья Тэсс, — все эти параллели и связи не играют решающей роли, так же как и вся родословная Тэсс.

Неоднократно упоминая о предках Тэсс, о роде д’Эрбервиллей, Гарди подчеркивает, что на совести знатных фамилий лежат тяжелые преступления, что знатные предки, которыми принято гордиться, были привилегированными насйльниками и грабителями. История новоявленных д’Эрбервиллеи, купивших титул и фамилию угасшего рода, углубляет- иронию Гарди.

Причины трагической судьбы Тэсс в том, что она бедна и бесправна, а патриархально-косная среда, окружающая ее, полна предрассудков и ханжеской нетерпимости.

Главное в романе — социальные условия жизни и их роль в формировании характеров и в судьбах героев. Чистота и скромность Тэсс связаны с условиями ее жизни, прежде всего с постоянным упорным трудом. Под пером Гарди старинная тема, известная по многим памятникам фольклора * и литературы, — тема совращения и обмана доверчивой крестьянки богатым помещиком — получает новое осмысление.

В отличие от установившейся английской литературной традиции, Тэсс — не безропотная жертва. Наоборот, Тэсс гордо и бурно протестует и борется за свое «я». Волевому характеру Тэсс совершенно чужды спокойствие, покорность, примирение с судьбой. С первой встречи с Алеком д’Эрбервиллем, в поместье которого она пришла наниматься, она борется против посягательств Алека на ее честь и не прощает ему насилия. Тэсс отнюдь не мучается сознанием, что она «падшая». Она гордо, с достоинством покидает Алека и не дает ему о себе знать, она не признает ханжеского сочувствия священника и христианской прописной морали, возмущается жестоким, бездушным отношением односельчан.

В Тэсс Гарди воплотил лучшие типичные черты женщины из народа. Она — заботливая дочь, нежно любящая сестра, и эта любовь губит ее. Из-за родных сломлена жизнь Тэсс, ради семьи она идет на бесчисленные жертвы.

Тэсс через все невзгоды пронесла жажду светлого, высокого чувства. И вот она встречает Энджела Клэра; Энджел, после эгоистического, примитивного Алека, кажется ей идеалом. Недаром автор дает ему смысловые имя и фамилию: Энджел — ангел, Клэр — светлый. Тэсс в душе верит, что Энджел поймет ее, она ждет от него сочувствия, а отнюдь не прощения, не отпущения грехов. Но Энджел оказывается совсем не тем человеком, каким его считала Тэсс. Энджел возмущен. Его терзает мысль, что Тэсс умышленно ничего не говорила ему раньше о трагическом эпизоде своей жизни, он видит в ней ловкую интриганку. Этот «бунтарь» против косности, церковной догматики и прописной морали оказывается рабом условностей; его беспокоит далекое будущее, возможность, что Тэсс когда-нибудь попрекнут ее прошлым и что об этом смогут узнать их будущие дети.

Психологически трагедия Тэсс проистекает из того, что, убедившись в черствости и ограниченности Энджела, она тем не менее продолжает его беззаветно любить и верить в его духовное пробуждение. Человек одного чувства, она всю любовь отдала Энджелу, но горе, которое ей причинил Алек, не утихло с годами, не прошло. Она убивает Алека, считая его одного ответственным за свою разбитую жизнь.

Один из лейтмотивов романа — опровержение ходячего представления о моральном превосходстве привилегированных классов над народом. Гарди настойчиво подчеркивает, что хорошие, чистые люди чаще встречаются в народе, так как народ более непосредствен, менее испорчен лицемерием. Демократизм Гарди, его вера в духовные силы народа раскрыты в образе Тэсс и ее младшей сестры Лизы-Лу. Обещанием новой жизни и новой морали звучит эпилог.

Гарди — большой мастер психологического анализа, отмечающий тончайшие движения души и типические черты характера, в значительной мере обусловленные социальной средой. Алек, новоявленный дворянин, развращен своей самостоятельностью и своим богатством. У него нет ни живых интересов, ни цели существования — только удовлетворение прихоти и любых низменных желаний. Его путь от разврата к ханжеству, которое заполняет его бесцельный досуг, психологически понятен.

Энджел Клэр — более сложная и духовно богатая натура. Сын священника, он, едва вступив в жизнь, решительно порывает с религией. Против воли отца он отказывается от богословского образования. Он осуждает фальшивые традиционные взгляды и предрассудки, сердцем и разумом предпочитает народную массу верхам. Он мечтает стать фермером не из корыстного расчета: его йривлекает близость к народу и природе. Он хочет быть тружеником полей, а не богатым землевладельцем. Он искренен в своих чувствах к Тэсс, он ищет в жене подругу, единомышленницу. Но Энджел — не ангел во плоти, как казалось Тэсс, а человек своего времени и класса. Критика Энджелом мертвых традиций оказывается критикой на словах, а не на деле. Гарди иронизирует над мелкобуржуазным либеральным фрондерством. Но горькие слова Тэсс, ее смелое обвинение Энджела в жестокости и неправоте, ее ужасная судьба переломили его. Другим человеком, зрелым и смелым мужчиной покидает он Уинтончестер, где казнили Тэсс.

Джуд Незаметный

Борьба вокруг следующего романа Гарди — «Джуд Незаметный» (1895) — была ожесточенной; буржуазная официозная критика, подогреваемая церковью, отнеслась к нему нетерпимо. Над Гарди требовали суда. В это тяжелое время его поддерживали видные писатели, в том числе и Ч. О. Суинберн.

В «Джуде Незаметном» Гарди продолжает развивать идеи, знакомые читателям по «Тэсс», но еще резче акцентирует социальную основу трагедии героя. Он развенчивает иллюзии, жившие в английском народе: авторитет церкви, показное равенство, равное право всех на образование, иллюзию счастливого церковного брака. Недаром эпиграфом он взял: «Буква убивает». Гарди, раскрыв духовное превосходство народа, заявил о том, что у народа отнято право на проявление способностей, на духовную жизнь и счастье. С гневом рисует писатель тяжелую долю крестьянского сироты, Джуда Фаули, произвол и жестокость хозяина, у которого тот батрачит в пастухах, упорную тягу способного, трудолюбивого юноши к образованию и постоянное крушение его надежд. И общественные и личные неудачи Джуда — результат его «незаметного» положения, социального бесправия народа.

Бедняк Джуд Фаули страстно рвется к образованию. Университет представляется ему сказочным местом, священным храмом науки.

Перипетии жизни Джуда связаны с его упорной борьбой за право учиться в университете. Кристминстером назван Оксфорд. Гарди, употребляя название Кристминстер, подчеркивает богословско-церковный характер университетской науки и привилегированную кастовость университетской среды. Джуда унижают, указывая, что он недостоин обучения в университете, сомневаются в его способностях. Но те же профессора, требовавшие от него глубоких знаний, не знали границ пресмыкательству перед знатным невеждой. Университет оказался не храмом науки, а цитаделью сословных привилегий.

Личная жизнь Джуда также складывается трагически. Наивным юношей он женится на опытной кокетке Арабелле, женщине с примитивной, кулацкой психологией. Глубокое внутреннее несходство между молодыми супругами обнаруживается в первые же дни после свадьбы, когда проявляется доброта Джуда к животным и бессердечие Арабеллы. Арабелла вскоре покидает Джуда и уезжает в Австралию с более богатым человеком, но жизнь Джуда уже основательно изломана.

В тяжелое время он впервые встречается со своей кузиной Сью, чистой, серьезной девушкой. Но эта встреча не приносит счастья, так как, несмотря на душевную близость Джуда и Сью и их взаимное влечение, Сью из благодарности выходит замуж за старика, учителя Филотсона, давшего ей образование. Но она не может оставаться с нелюбимым человеком и уходит к Джуду. Ее свободный союз с Джудом, давший им счастье взаимной любви и взаимного понимания, всеми презираем. Их буквально лишают крова и хлеба за их «незаконный», «греховный» союз.

Тема рока, характерная для всех романов Гарди, особенно настойчиво звучит в «Джуде Незаметном». Бессердечная власть «мировой воли» над человеком проявляется в цепи трагических случайностей, оборачивается властью жизненных, социальных обстоятельств. Сынишка Джуда от Арабеллы — больной мальчик с надломленной психикой; его сделала таким жизнь, его детство прошло в доме испорченной, нравственно распущенной матери. Полюбив отца и ма чеху, видя их нужду и стремясь избавить их от детей, он пришел к решению повесить двух младших ребятишек и то же сделать с собой. Так и объяснил в оставленной записке: «Нас слишком много».

Сью, ранее более свободная и смелая внутренне, чем Джуд, оказывается совершенно сломленной этим несчастьем и капитулирует перед религией и общепринятой моралью. Она уверовала в божественное возмездие и в порядке искупления «греха» возвращается к Филотсону. По природной мягкости Джуд не может отказать вернувшейся к нему Арабелле, хотя и понимает, что он ей нужен лишь для соблюдения приличий.

Последние слова Джуда — мрачное библейское проклятье: «Будь проклят день, в который я родился, и ночь, про которую сказано: был зачат человек!»

Безысходно трагическая судьба Джуда служит тяжким обвинением буржуазных норм жизни. Такая бессмысленная гибель хороших, честных, талантливых людей возможна только в ханжески-фалынивом буржуазном обществе.

Критика обвиняла Гарди в пессимизме. В своих записках Гарди заявляет, что «вся великая литература проникнута пессимизмом», но при этом он дает пессимизму несколько необычное определение. Пессимизм в понимании Гарди — это трагическое восприятие мира и принципиальный отказ от всяких утешений, прежде всего от религиозного.

Слабой стороной романа «Джуд» является философская концепция Гарди. Не умаляя социальных причин, он в этом романе принимал существующие условия за извечный, неизменный закон. Поэтому наряду с реализмом, характеризующим анализ жизни и психологию героев, явственны в этом романе декадентские мотивы. Некоторая истеричность и неуравновешенность Сью снижают ее образ. Слишком большое место в жизни Джуда занимает грубая, чувственная Арабелла. Образ маленького сына Арабеллы насыщен патологическими чертами, а самая исключительность его страшного поступка говорит о влиянии декадентства на автора романа.

Третий период

Самое совершенное и важное произведение третьего периода — эпическая драма «Династы» — о наполеоновских войнах. Эта философская эпическая драма (в 3 частях, 19 актах и 130 сценах) рассчитана, как писал и сам автор, на чтение, а не на постановку на сцене. Написанная в период революционных событий начала века, драма Гарди антиимпериалистически заострена и пронизана симпатиями к народу. Ее сюжет — судьба народа. В этой связи и дано осуждение войны и властолюбия. Гарди показывает Европу начала XIX в. в ряде сцен — на улицах городов, на проезжих дорогах, во дворцах, на полях сражений и даже в морской битве при Трафальгаре. Гарди изображает народы Англии, Франции, России, Германии, Испании и Италии. Большое место, естественно, занимают образы монархов Европы, политиков, полководцев. Тут и Нельсон, и его ближайший помощник — капитан Гарди, один из предков писателя, наполеоновские маршалы и европейские дипломаты; важны и массовые сцены с армиями и толпами народа.

Гарди в разных аспектах показывает связь событий. Прослежены взаимоотношения Наполеона и Александра I и роль придворных интриг. В трактовке образов Наполеона и Кутузова, в оценке эпизодов Московского похода, в описании битвы при Бородино и действии русских партизан сказывается влияние Толстого, творческое воздействие которого на Гарди было вообще значительным.

Огромное количество действующих лиц дополняется еще символическими образами духов времени и другими аллегорическими фигурами. Эти образы говорят о традиции «Прометея Освобожденного» Шелли. Путем символических образов Гарди высказал свою оценку истории и взгляды на будущее. Гарди прослеживает этапы карьеры Наполеона, чтобы развенчать этот «кумир на глиняных ногах» — опьяненного властью завоевателя. Крушение Наполеона не случайно — это результат борьбы народов. Гуманистические идеи драмы высказывает Дух Времени. В его уста Гарди вкладывает свои заветные надежды на победу прогресса, добра, мира.

Большое место в наследии Гарди занимают поэзия и рассказы. На протяжении всей жизни он любил новеллу. Им созданы многие яркие реалистические рассказы, как «Запрет сына», «Три незнакомца», «Что видел пастух». Особенно популярен был рассказ «Три незнакомца», с его демократизмом и оптимистическим звучанием. В некоторых, особенно поздних рассказах есть дань декадентству, но и в этих рассказах (например, «Сухая рука», «Вторичное появление герцога», «В угоду жене») сквозь фатализм, мрачный и таинственный сюжет отчетливо проявляется гуманизм Гарди, озабоченность Гарди судьбами простых людей.

Стиль Гарди-прозаика отличается сдержанной манерой повествования, с которой иногда сочетается трагический пафос, образностью, богатством языковых средств выражения. Особенно любит Гарди сложные сравнения, параллелизм, развернутые метафоры. Тонкий пейзажист и мастер жанровых описаний, он всегда использует картины природы и быта для оттенения психологического и сюжетного момента. Язык его поэтичен и красочен. В романе много стихотворных вставок.

Творчество Т. Гарди принадлежит к лучшему наследию английской литературы.


источники:

http://ru.thpanorama.com/articles/literatura/thomas-hardy-biografa-y-obras.html

http://www.winstein.org/publ/25-1-0-1055