Татарский Певец Асаф Валиев биография

Дискотека 90-х: вклад удмуртов в татарскую эстраду

Проект «Реального времени»: татарстанская эстрада лихих лет. Часть пятая

В начале весны «Реальное время» опубликовало материалы сайта «100 татарских песен XX века», рассказывая, что слушали татары в течение ста лет. Последний период, 1990-е, мы решили рассмотреть более подробно, поговорив о фонограмме, Мусе Маликове, Айдаре Галимове, феномене песни «Миләшләрем». Сегодня мы исследуем композицию переводную, но которую многие считают оригинальной татарской — «Эх, сез, матур кызлар». Хотя изначально это удмуртский хит «Ой, тӥ чебер нылъёс».

Учим основы удмуртского

Визитная карточка Асафа Валиева, которому с возрастом эта песня все больше к лицу, долгое время была хитом в родной Удмуртии. Надо с горечью отметить, что, находясь в соседстве с множеством финно-угорских народов, Татарстан мало берет у них из творчества, хотя на уровне сельского быта, к примеру, можно увидеть, как люди в некоторых районах республики легко говорят на нескольких языках (нам об этом в интервью говорил певец Павел Александров, выросший в деревне Николашкино Бавлинского района).

Слова песни написал Николай Васильев, классик удмуртской поэзии, родившийся в деревне Муважи Алнашского района Удмуртии в 1933-м. Он работал в журналистике, газетах «Алнашский колхозник», «Советская Удмуртия», издательстве «Удмуртия», журнале «Молот». Первое стихотворение опубликовал в 1949-м, также сочинял рассказы. У Васильева много известных песен — к примеру, «Легезьпу сяська», «Цвет шиповника». Умер он в 1983 году.

Композитор — тоже с Алнашского района, Петр Курбашев, родился в 1932-м. Его первая книга так и называется «Алнаш гуръёс», «Алнашские напевы». Вообще, знающим татарский язык при должном терпении можно освоить удмуртский. Строится он по тем же принципам, что и татарский (к примеру, «ёс» — это такой же суффикс для множественного числа, что и «лар-ләр»). В нем много не только русских, но и татарских слов, особенно, конечно, у удмуртов, которые живут в Татарстане. «Ой, тӥ чебер нылъёс» можно перевести «на ощупь». «Чебер» — это явно «чибәр», «красивые». «Тӥ» (что-то между «и» и «ы») — это «вы». «Ныл» — девушка.

Интересно, что в 1969 году Удмуртский музыкально-драматический театр ставил стихотворную комедию Степана Широбокова «Ой, чебер нылъёс!» с музыкой Николая Шкляева.

Как лингвист сделал песню татарским хитом

Песню «Ой, тӥ чебер нылъёс» перевел для журнала «Азат хатын» Риф Насибуллин. Риф Шакрисламович — удмуртский лингвист-диалектолог, поэт-переводчик и литературный критик. Родился в Башкортостане, учился в Бирске, потом в Москве. Насибуллин — заведующий лабораториями лингвистического картографирования и математической лингвистики Финно-угорского научно-образовательного центра гуманитарных технологий Удмуртского государственного университета. Диссертации посвящены закамским говорам удмуртского языка и русским заимствованиям.

Насибуллин участвовал в создании множества словарей, включая удмуртско-английский, а также руководит проектом «Диалектологического атласа удмуртского языка».

То есть это человек, который не просто знает язык, а понимает его тонкости и особенности. В 2018 году он читал лекцию в честь Дня родного языка, где рассказал о том, как работал над словами: «Песню перевел быстро, но понял, что не чувствуется татарский менталитет. Над окончательным переводом размышлял 10 (!) лет, но зато песня стала популярной среди татар. Недавно перевел на татарский язык песню «Самовардэ пукты али, ой, уроме».

Добавим, что также лингвист переводил с немецкого на удмуртский.

Надо сказать, что популярность песни, конечно, наполовину заслуга Насибуллина, который сохранил ритмичность оригинала, многие смысловые связки, при этом сделав текст «татарским» по звучанию.

К примеру, в удмуртском варианте первый куплет звучит так: «Вань эшъёсы шудэн пöлын / Мон гине огнам. / Малы-меда уд юаське? / Мар-мынам сюлмам». То есть примерно: «Все мои друзья на гулянье, / Только я в одиночестве. / Отчего не поинтересуетесь, / Что у меня на сердце?». В татарской версии: «Дус-ишләрем уйный-көлә, / Мин генә көлмим. / Уенның да ямен тапмыйм. / Ни булды, белмим». То есть: «Друзья мои смеются и играют, только я не смеюсь, не нахожу в игре я удовольствия, что случилось, не знаю». Сохранились в переводе и упоминания работы (в удмуртской версии герой трудится в колхозе).

Аккуратный Асаф

В 2018 году татарские СМИ сообщили, что певец Асаф Валиев женился на татарке, которая вдвое моложе его. Таким образом, долгое время сохранявший холостяцкий статус артист выбыл из этого списка.

Валиев родился в 1965 году в Актанышском районе, учился в Мензелинском педагогическом, где уже начал петь, а потом поступил в консерваторию, участвуя в ансамблях «Ялкын» и «ХХ век». Кроме того, он был солистом-вокалистом в джаз-оркестре кинематографии под управлением Виктора Деринга. В 1986-м пришел на работу в филармонию. Песня «Эх, сез матур кызлар» он поет как раз с этого времени. Справедливости ради, есть у Валиева не менее значимый хит «Аерылмагыз ».

В чем секрет популярности песни про нерешительного парня? Тут, конечно, совпадает многое. Аккуратный образ Валиева (еще без фирменной шляпы), который легко может примерить почти любой слушатель, настырный синтезаторный рифф, слово «почётта», внезапная смена мелодии куплета, легкие свинговые нотки, благодаря которым все припевы живут по-разному. Надо отметить, что со временем певец стал исполнять трек под более дискотечный формат, уже далекий от аранжировки в духе 80-х. Притом эта песня явно предвосхищает глобализированный саунд татарской эстрады даже не 90-х, а нулевых, когда уже поют без оглядки на мелизматику и пентатонику, потому что главное не это, а главное, что «эх, кызлар. ».

Валиев Асаф Асгатович

Асаф Асгатович Валиев (Асаф Вәлиев) известный татарский певец (баритон), музыкант, Народный артист Республики Татарстан,Заслуженный артист Республики Татарстан,художественный руководитель «Театра песни «Асаф» города Казани.

Родился 8 июля 1965 года в селе Адаево в семье татарских учителей.
Он с детства проявлял интерес к музыке и после окончания школы поступил на вокальный факультет в педагогическое училище.
После окончания Мензелинского педагогического училища получил образование на музыкально-педагогическом факультете Казанского государственного педагогического института, окончил вокальный факультет Казанской государственной консерватории имени Н.Г.Жиганова (преподаватели Э.Трескин, С.Жиганова, И.Ишбуляков).

В Мензелинском педучилище Асаф Валиев активно участвовал в художественной самодеятельности, был солистом вокально-инструментального ансамбля городского дома культуры.

В период обучения в Казани он пел в известном вокальном ансамбле «Ялкын», вокально-инструментальном ансамбле «ХХ век», неоднократно становился лауреатом эстрадных фестивалей и конкурсов самодеятельности, награждался почетными грамотами и дипломами исполкома города Казани. Будучи студентом консерватории, три года работал солистом-вокалистом в Государственном джаз-оркестре кинематографии под управлением Виктора Деринга.

После окончания консерватории в 1986 году его пригласили в Татарскую государственную филармонию имени Габдуллы Тукая, где он начал работать солистом-вокалистом в эстрадном отделе.

С 1994 года он — солист-вокалист и художественный руководитель «Театра песни «Асаф» города Казани.

В Татарской государственной филармонии Асаф Валиев приобрел богатый опыт, изучил большое количество произведений авторов различного жанра, стал популярным певцом, создал свой творческий коллектив.

Со своим коллективом он выступал с многочисленными концертами в республиках и областях Поволжья, Сибири, Краснодарском крае, в городах Москва, Санкт-Петербург, Киев, в республиках Средней Азии, а также в Финляндии, Венгрии и Турции, которые проходили с большим успехом при полных залах.

За годы активной творческой деятельности в филармонии Асаф Валиев стал широко известен в Республике Татарстан и за ее пределами. Признанием его таланта и высокого профессионализма стала Первая премия в первом международном конкурсе «Татар җыры» в 1989 году, где он участвовал с песнями «Әдрән диңгез», «Нигә, әни, картаясың?», а также «Туган ягым», которая впоследствии стала Государственным гимном Республики Татарстан.

В том же году он достойно представил Республику Татарстан во Всероссийском конкурсе молодых исполнителей советской песни в городе Сочи.

Подлинно всенародным признанием певца Асафа Валиева стала его победа в 1990 году в телевизионном конкурсе по письмам телезрителей, в первую десятку финала которого вошли сразу четыре песни в его исполнении: «Эх, сез, матур кызлар», «Әссәламегаләйкем», «Аерылмагыз», «Әйләнеп кайтыгыз».

В 1991 году А.Валиев – финалист рейтинга «Бүгенге көннең иң популяр җиде җырчысы», организованного самой тиражируемой в республике газетой «Татарстан яшьләре».

В 1992 году он становится лауреатом в республиканском телевизионном конкурсе «Уятмакчы булсаң халык күңелләрен» с песнями «Әйтмә син авыр сүз» и «Бәхет төне».

В 1993 году Асаф Валиев – победитель конкурса «Һәркемнең үз йолдызы», организованного газетой «Шәһри Казан» совместно с Татарской государственной филармонией. В 2000 году он становится лауреатом премии «Алтын барс» международного эстрадного фестиваля «Татар җыры» с песней «Трамвайчы кыз».

За заслуги в области музыкального искусства, за вклад в развитие национального эстрадного искусства, создание концертных программ, отражающих богатую поэтическую и музыкальную культуру татарского народа, Асаф Валиев был удостоен почетных званий «Заслуженный артист Республики Татарстан» (1992) и «Народный артист Республики Татарстан» (2000).

Репертуар певца отражает всю широкую гамму чувств и переживаний нашего современника, поэтому интересен зрителям любого возраста и профессии.

Одинаково успешно звучат в исполнении певца произведения татарских, русских и зарубежных авторов, его песни любимы людьми разных национальностей. Поистине всенародно любимыми после его исполнения стали многие песни, самые популярные татарские песни:

«Аерылмагыз», «Әйтмә син авыр сүз», «Эх, сез, матур кызлар»,

«Моңнар кайтсын авылга», «Каенлы юл», «Әткәм моңы», «Әйләнеп кайтыгыз», «Челтер чишмә буенда», «Кара миләш», «Сагынганда», «Кара күземә генә», «Төнбоек бүләк итмә», «Шаулый урман», «Рәхмәтеңнән, ходаем, ташлама», «Каршыма килгән идең», «Каз үләне», «Һәрвакыт күңелемдә», «Чегән кызы», «Яшермә син күзләреңне», «Сабан туе», «Агымсу».

В фонде Государственного радио и телевидения Республики Татарстан хранится более 70 песен в исполнении Асафа Валиева и 8 телевизионных фильм-концертов.

Будучи эстрадным певцом, он никогда не забывал свою миссию учителя.

Имея музыкально-педагогическое образование и большой наставнический опыт, он внес большой вклад в открытие и развитие молодых талантов.

В своей концертной группе он взрастил немало молодых талантливых исполнителей. Зайнап Фархутдинова, Алсу Хисамиева и Лилия Муллагалиева свои первые шаги к творческой арене и большой сцене сделали с Асафом Валиевым и вскоре стали популярными звездами татарской эстрады.

Продолжая национальные музыкально-игровые традиции татарского народа («Кичке уен» – вечеринки, «Аулак өй» – посиделки), Асаф Валиев привнес народный жанр парных песен на эстраду.

Дуэты с его участием «Гитара», «Утыр әле яннарыма», «Биик, әйдә!», «Бәхет төне», «Яшьлек вальсы», «Илче бага», «Заһир белән Галия җыры», «Исеңдәме?», «Сары чәчәк», превращались на эстрадной сцене в запоминающиеся мини-спектакли, столь любимые зрителями.

Творчество Асафа Валиева и многочисленные его выступления на сценических площадках, в том числе на стадионах в «Дни молодежи», в международном молодежном лагере «Идел» и республиканском детском лагере «Cәләт» явились особым вкладом в эстетическое воспитание молодежи.

Особо следует отметить его участие более чем в ста благотворительных концертах для строительства одной из святынь татарского народа – мечети «Кул Шариф» Казанского Кремля.

Асаф Валиев – постоянный участник крупнейших концертных мероприятий на городских и республиканских праздниках, где его с особым теплом встречают зрители всех возрастов.

За годы активной творческой деятельности в филармонии Асаф Валиев стал широко известен в Республике Татарстан и за ее пределами.

Биография Asaf Valiev

Валиев Асаф Асгатович – известный певец (баритон), музыкант, Народный артист Республики Татарстан, художественный руководитель «Театра песни «Асаф» города Казани.
Асаф родился в деревне Адаево Актанышского района Татарской АССР в семье учителей. После окончания Мензелинского педагогического училища, получил образование на музыкально-педагогическом факультете Казанского государственного педагогического института, окончил вокальный факультет Казанской государственной консерватории имени Н.Г.Жиганова (1986).
В Мензелинском педучилище Асаф Валиев активно участвовал в художественной самодеятельности, был солистом вокально-инструментального ансамбля городского дома культуры. В период обучения в Казани он пел в известном вокальном ансамбле «Ялкын», вокально-инструментальном ансамбле «ХХ век», неоднократно становился лауреатом эстрадных фестивалей и конкурсов самодеятельности, награждался почетными грамотами и дипломами исполкома города Казани. Будучи студентом консерватории, три года работал солистом-вокалистом в Государственном джаз-оркестре кинематографии Виктора Деринга. После окончания консерватории в 1986 году его пригласили в Татарскую государственную филармонию имени Габдуллы Тукая, где он начал работать солистом-вокалистом в эстрадном отделе. С 1994 года он солист-вокалист и художественный руководитель «Театра песни «Асаф» города Казани.
В Татарской государственной филармонии Асаф Валиев приобрел богатый опыт, изучил большое количество произведений авторов различного жанра, стал популярным певцом, создал свой творческий коллектив. Со своим коллективом он выступал с многочисленными концертами в республиках и областях Поволжья, Сибири, Краснодарском крае, в городах Москва, Санкт-Петербург, Киев, в республиках Средней Азии, а также в Финляндии, Венгрии и Турции, которые проходили с большим успехом при полных залах.
За годы активной творческой деятельности в филармонии Асаф Валиев стал широко известен в Республике Татарстан и за ее пределами. Признанием его таланта и высокого профессионализма стала Первая премия в первом международном конкурсе «Татар җыры» в 1989 году, где он участвовал с песнями «Әдрән диңгез», «Нигә, әни, картаясың?», а также «Туган ягым», которая впоследствии стала Государственным гимном Республики Татарстан. В том же году он достойно представил Республику Татарстан во Всероссийском конкурсе молодых исполнителей советской песни в городе Сочи.
Подлинно всенародным признанием певца Асафа Валиева стала его победа в 1990 году в телевизионном конкурсе по письмам телезрителей, в первую десятку финала которого вошли сразу четыре песни в его исполнении: «Эх, сез, матур кызлар», «Әссәламегаләйкем», «Аерылмагыз», «Әйләнеп кайтыгыз». В 1991 году Асаф – финалист рейтинга «Бүгенге көннең иң популяр җиде җырчысы», организованного самой тиражируемой в республике газетой «Татарстан яшьләре». В 1992 году он становится лауреатом в республиканском телевизионном конкурсе «Уятмакчы булсаң халык күңелләрен» с песнями «Әйтмә син авыр сүз» и «Бәхет төне». В 1993 году Асаф Валиев – победитель конкурса «Һәркемнең үз йолдызы», организованного газетой «Шәһри Казан» совместно с Татарской государственной филармонией. В 2000 году он становится лауреатом премии «Алтын барс» международного эстрадного фестиваля «Татар җыры» с песней «Трамвайчы кыз».
За заслуги в области музыкального искусства, за вклад в развитие национального эстрадного искусства, создание концертных программ, отражающих богатую поэтическую и музыкальную культуру татарского народа, Асаф Валиев был удостоен почетных званий «Заслуженный артист Республики Татарстан» (1992) и «Народный артист Республики Татарстан» (2000).
Асаф Валиев талантливый певец, обладатель красивого лирического баритона с бархатным тембром, любимец публики, самобытный артист, замечательный исполнитель задушевных эстрадных песен и камерных произведений. Высокий профессионализм, проникновенность исполнения, глубокое знание национальных корней, бережное отношение к литературному материалу, требовательность к содержанию песен, отличная дикция, глубина чувств – это помогло певцу найти понимание в душе каждого зрителя, снискать любовь и уважение к личности самого певца.
Репертуар певца отражает всю широкую гамму чувств и переживаний нашего современника, поэтому интересен зрителям любого возраста и профессии. Одинаково успешно звучат в исполнении певца произведения татарских, русских и зарубежных авторов, его песни любимы людьми разных национальностей. Поистине всенародно любимыми после его исполнения стали многие песни, в том числе «Аерылмагыз», «Әйтмә син авыр сүз», «Эх, сез, матур кызлар», «Моңнар кайтсын авылга», «Каенлы юл», «Әткәм моңы», «Әйләнеп кайтыгыз», «Челтер чишмә буенда», «Кара миләш», «Сагынганда», «Кара күземә генә», «Төнбоек бүләк итмә», «Шаулый урман», «Рәхмәтеңнән, ходаем, ташлама», «Каршыма килгән идең», «Каз үләне», «Һәрвакыт күңелемдә», «Чегән кызы», «Яшермә син күзләреңне», «Сабан туе», «Агымсу».
Будучи эстрадным певцом, он никогда не забывал свою миссию учителя. Имея музыкально-педагогическое образование и большой наставнический опыт, он внес большой вклад в открытие и развитие молодых талантов. В своей концертной группе он взрастил немало молодых талантливых исполнителей. Зайнап Фархутдинова, Алсу Хисамиева и Лилия Муллагалиева свои первые шаги к творческой арене и большой сцене сделали с Асафом Валиевым, и вскоре стали популярными звездами татарской эстрады. Продолжая национальные музыкально-игровые традиции татарского народа («Кичке уен» – вечеринки, «Аулак өй» – посиделки), Асаф Валиев привнес народный жанр парных песен на эстраду. Дуэты с его участием «Гитара», «Утыр әле яннарыма», «Биик, әйдә!», «Бәхет төне», «Яшьлек вальсы», «Илче бага», «Заһир белән Галия җыры», «Исеңдәме?», «Сары чәчәк», превращались на эстрадной сцене в запоминающиеся мини-спектакли, столь любимые зрителями.
Творчество Асафа Валиева и многочисленные его выступления на сценических площадках, в том числе на стадионах в «Дни молодежи», в международном молодежном лагере «Идел» и республиканском детском лагере «Cәләт» явились особым вкладом в эстетическое воспитание молодежи. Особо следует отметить его участие более чем в ста благотворительных концертах для строительства одной из святынь татарского народа – мечети «Кул Шариф» Казанского Кремля. Асаф Валиев – постоянный участник крупнейших концертных мероприятий на городских и республиканских праздниках, где его с особым теплом встречают зрители всех возрастов.
Каждый открывает и воспринимает Асафа по-своему: кому-то он нравится своими озорными песнями, кому-то дорог задушевными мелодиями. И в каждой песне – его судьба и жизнь, мечты и надежды, радость и грусть. Как говорит сам Асаф Валиев: «В каждую свою песню я вкладываю огонь своей души, чтобы песня заиграла и тронула сердца людей!»

Редактировать биографию

Последнее изменение: arslangali

Зарегистрированные пользователи могут вносить изменения на этой странице.