Герой Сирии против героя Дебальцево. Кто командует битвой за Донбасс
Корреспонденты RTVI вынуждены приводить данные о боевых действиях и потерях только с использованием официальной информации российской стороны. Это обусловлено введенными в России ограничениями на работу журналистов.
Александр Дворников
Ни российские власти, ни официальные источники до сих пор не подтвердили, но и не опровергли факт назначения 61-летнего Дворникова командующим сухопутными войсками на Украине. До этого разными направлениями руководили разные генералы. Их сфера ответственности зависела от военного округа, к которому относились части под их командованием. Российская армия раньше так не действовала и учений в таком формате никогда не проводила.
По мнению британской разведки, назначение Дворникова представляет собой попытку улучшить управление войсками, так как недостаток взаимодействия мешал развитию российской операции. Такого же мнения придерживается австрийский военный эксперт Том Купер: «У Дворникова высший ранг, это значит, что его приказы не подлежат обсуждению, теперь генералы не будут действовать сами по себе, как это было в начале операции».
Почему именно Дворников
Дворников лучший российский боевой генерал, который может в любом случае «сломать хребет противнику», пишет газета The New York Times. Кроме того, он не лишен политических амбиций — по версии The Washington Post, в случае ухода генерала Валерия Герасимова, он может претендовать на должность главы Генштаба.
Британская разведка, среди плюсов Дворникова, называет опыт командования войсками в Сирии и знание специфики Донбасса, примыкающего к Южному военному округу, которым Дворников руководит с 2016 года.
По итогам первого этапа спецоперации, о которых сообщало Минобороны России, наибольшие успехи были достигнуты на юге Украины, где действовал Дворников. Был взят Херсон, Мелитополь, вся Херсонская область и почти вся Запорожская, в Крым пустили воду из Днепра.
Отношение к подчиненным
Офицер Военно-морского флота Виктор Пиксаев, близкий друг генерала, вспоминал случай, который он считает показательным для Дворникова: будучи генерал-майором, командующим 5-й армией, он наказал офицера, но тот был не виноват.
«Я это знал и сказал об этом генерал-майору. Узнав подробности, Александр тут же вызвал этого офицера и извинился перед ним. К людям он всегда относится с уважением и пониманием», — рассказал Пиксаев. Он отмечал, что Дворников всегда был отличным организатором, умел собрать хорошую команду и мобилизовать бойцов, «которые, как и он, будут работать 24 часа в сутки».
Украинским войскам теперь будет сложнее, но и «русским будет непросто», — считает военный эксперт аналитического центра CAN Майкл Кофман. Он имеет в виду крутой нрав генерала. В Сирии, где Россия поддерживает президента Башара Асада, против которого воевали террористы из ИГИЛ*, сирийская оппозиция и другие радикальные группировки, после воздушных ударов российских ВКС в бой должны были идти сирийские военные, чтобы занять территорию, но они не шли.
«В этих условиях очень кстати пришлись те качества Александра Дворникова, на которые нередко обижались его подчиненные в Штабе ЦВО и в войсках. Генерал крут на решения и не всегда сдержан в выражениях, бывает крайне резок. В сочетании с трудоголизмом, способностью „нарезать“ задачи „в ночь“, а утром требовать результат — это именно то, что было нужно в Сирии от русского генерала», — вспоминает сослуживец Дворникова.
Слова анонимного военного подтверждает и блогер Аркадий Бабченко**, который служил под началом Дворникова в Чечне: «Дворников был моим командиром полка в Чечне. Дубовый служака. Будет утюжить».
Во время Второй чеченской войны (1999-2000) Дворников служил командиром 1-го гвардейского мотострелкового полка. Западные СМИ ошибочно называют его одним из руководителей битвы за Грозный или даже всей контртеррористической операции. Бывший заместитель начальника Генштаба вооруженных сил Украины генерал-лейтенант Игорь Романенко в интервью телеканалу Al Jazira приписывает ему кличку «мясник» за действия в Чечне и Сирии. Однако тот же Бабченко пишет, что среди солдат его звали иначе — «Дядюшка Вертер», и никакой жестокости в мемуарах не приводит.
Полк Дворникова действительно участвовал в битве за Грозный, а также в освобождении от боевиков Шатоя, Аргуна, Гудермеса и других городов. 126 его подчиненных получили награды, а самому Дворникову вручили орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
За участие в операции в Сирии Дворников получил звание Героя России. За то время, что он командовал группировкой ВС России в Сирии с сентября 2015 по июль 2016, удалось переломить ход гражданской войны и фактически спасти правительство Асада от поражения. Основная ставка тогда была сделана на авиацию (к моменту отъезда Дворникова из Сирии ВКС совершили около 18 тысяч вылетов). Наземные бои вели правительственные войска. Самой ожесточенной была битва за Алеппо – крупнейший город Сирии. В результате боевых действий он был почти полностью разрушен, а среди мирных жителей были многочисленные жертвы.
Американский военный аналитик Гарри Казианис считает, что Дворников может применить сирийский опыт – задействует авиацию по максимуму. Однако тактика с нанесением ударов авиацией по военным объектам в городах и последующей «зачисткой» их пехотой наблюдалась и в ходе первой части военной операции. Дворников же вырос из мотострелковых войск, главной задачей которых является не только удержание занимаемых районов, но и ведение контрнаступления по прорыву обороны противника и захвату его территории.
В своих немногочисленных интервью он размышляет о философии современной войны: «Опыт современных боевых действий подсказывает нам, что главными действующими лицами на поле боя все чаще являются небольшие подразделения (взвод, рота, батальон). Отсюда вывод – эти подразделения должны быть подготовлены и обеспечены всем необходимым для самостоятельных действий. Поэтому в свое время были созданы ротные и батальонные тактические группы, с которыми проводится комплекс мероприятий по подготовке к действиям в различных условиях. Особое внимание – на подготовку командиров, от которых зависит, как в учебных или реальных боестолкновениях будут действовать их подчиненные, насколько эффективно и грамотно будут использоваться все имеющиеся в их распоряжении силы и средства, насколько непредсказуемо для неприятеля они будут воевать».
Дворников — сторонник неожиданных операций. В интервью «КП — Ростов-на-Дону» он впервые признался, что его бойцы организовали в 2014 году операцию в Крыму и Севастополе: «Я вот вам скажу сегодня, то, что, кажется, раньше так откровенно не говорилось. Именно войска ЮВО сыграли ключевую роль в событиях „Крымской весны“».
Валерий Залужный
В руководстве американской армии прогнозировали, что Россия разобьет украинских военных в течение 72 часов. Иного мнения был 48-летний Валерий Залужный — в феврале 2022 года он был уверен, что Украина готова отразить любой удар. Залужный, как и Дворников, вырос в семье военного, за плечами у него бои под Дебальцево.
Назначение Залужного главнокомандующим само по себе было частью масштабной реформы украинской армии. Он возглавил ВСУ в июле 2021 года, на этом посту он сменил Руслана Хомчака. В офисе президента Украины Владимира Зеленского объяснили это необходимостью наладить испорченные отношения между Министерством обороны и руководством ВСУ из-за серии коррупционных скандалов, в которых был замешан высший генералитет.
Почему именно Залужный
На Украине администрацию Зеленского критиковали за излишнюю мягкость с Россией и ЛДНР, при этом Хомчак неоднократно говорил, что быстро урегулировать ситуацию на юго-востоке страны не получится.
Залужный быстро завоевал расположение многих украинцев, когда рассказал про свою мечту — прокатиться на танке по Красной площади в Москве — и взял себе в советники Дмитрия Яроша — бывшего лидера «Правого сектора»***. «Наверное, да. По-честному, да. И по Арбату тоже», — говорил Залужный в эфире «Пятого канала».
На руку Залужному играют отсутствие в биографии службы в Советской армии и ореол героя Дебальцево — в 2015 году он вывел своих солдат из «дебальцевского котла», где проходили одни из самых кровопролитных боев и где украинские войска понесли тяжелые потери.
«Во многих отношениях Залужный олицетворяет собой новое поколение украинских офицеров, которые отточили свои зубы в упорной восьмилетней войне на Донбассе, а когда не были на фронте, направлялись на полигоны по всей Европе для учений с силами НАТО — опыт, который отшлифовал многие авторитарные грани, порожденные десятилетиями жесткой советской военной подготовки», — считает бывший украинский военный, содиректор программ внешней политики и международной безопасности аналитического Центра Разумкова Алексей Мельник.
Отношение к подчиненным
Одним из первых решений Залужного в качестве главнокомандующего было разрешение бойцам отвечать огнем на огонь противника без получения согласия высшего командования.
О своем боевом пути Залужный вспоминать не любит, «потому что судьба генерала и судьба солдата на войне по-разному воспринимаются…», но свое отношение к подчиненным он изменил после Дебальцево.
«Для меня война началась в середине июля 2014 года, с назначением заместителем командира сектора «С», который формировался в Донецкой области. С тех пор руководил почти всеми создаваемыми там группировками. Дошел до начальника штаба Объединенных сил. Запомнились, должно быть… солдаты. До сих пор со многими из них созваниваемся, переписываемся. Я рад, когда могу им чем-нибудь помочь — решить какие-то военные или бытовые вопросы… Достаточно хорошо запечатлелся в памяти 25-й батальон, который я заводил туда, в район Дебальцево, расставлял на позиции. Первые бои, первые потери…», — вспоминал Залужный.
В частности, под его командованием украинские военные захватили село Южное под Горловкой и продвинулись в районе Волновахи, где построили укрепрайон, который лишь совсем недавно заняли части ДНР и российской армии после долгих и ожесточенных боев. В 2017 году за успехи в Донбассе Залужный был произведен в генералы.
По мнению российских военных экспертов, группировка ВСУ на Донбассе — самая боеспособная из имеющихся у Украины. По мнению же Залужного — самые боеспособные бригады ВСУ находятся в подчинении Оперативного командования «Север», которое он возглавлял до назначения на пост главнокомандующего.
«Север» — оперативное объединение Сухопутных войск ВСУ в северной части территории Украины. Именно они отвечают за оборону Житомирской, Киевской, Сумской, Черниговской областей и города Киев. Это те области, которые российские войска после месяца спецоперации оставили. Так же «Север» отвечает за оборону Полтавской и Черкасской областей.
Еще в сентябре 2021 года Залужный говорил, что начал готовиться к нападению со стороны России, а в начале февраля рапортовал, что «Вооруженные Силы Украины готовы к отпору».
«Мы создали боевые порядки и успели в сжатые сроки развернуть Силы теробороны и вооружили их ПТРК [противотанковые ракетные комплексы — RTVI] и ПЗРК [переносные зенитные ракетные комплексы — RTVI], проводим подготовку инструкторов–операторов ПТРК „Корсар“ и „Стугна-П“ для обучения личного состава Сил теробороны ВСУ. Мы усилили оборону Киева. Мы прошли войну и надлежащую подготовку. Следовательно, готовы встретить врагов и не с цветами, а со „Стингерами“, „Джавелинами“ и NLAW [легкое противотанковое оружие следующего поколения — RTVI]. Welcome to hell!», – говорил Залужный в интервью «Пятому каналу». Министр обороны Украины Алексей Резников поддержал настрой генерала и заявил, что «повторения 2014 года не будет», а взять Киев, Одессу и Харьков — «не выйдет».
Залужный — один из активных сторонников внедрения в ВСУ натовской J-структуры штабов в системе управления, с четким распределением по функционалу без дублирования функций. Он также делает ставку на повышение роли сержантского состава.
«Новые сержанты. Это не козлы отпущения… А реальные помощники, которые по определенному функционалу скоро заменят офицеров. Это тоже перемены. Мы уже начали это движение, и обратно пути нет. Вернуться в армию 2013 нам просто не даст даже общество», — говорил в 2020 году Залужный.
«Если одному человеку и можно приписать удивительные военные успехи Украины к настоящему времени — защиту столицы Киева и удержание большинства других крупных городов в условиях натиска —, то это Залужный», — написало влиятельное американское издание Politico, назвав его «Железным генералом».
* деятельность запрещена в России
** включен в России в перечень экстремистов и террористов
*** экстремистская организация, деятельность в России запрещена
От дров до массажного кресла. Какие новые вагоны стали курсировать между Барнаулом , Рубцовском и Бийском
«Их не надо топить дровами», — радуются проводники. В Алтайский край прибыло 23 современных вагона. Чем , помимо электрического отопления , они удивят пассажиров , рассказывает altapress.ru.
Чистенькие вагоны пришли на смену старым 28-летним. Новые , из коррозионно-инертных металлов с керамическим покрытием отдельных элементов , прослужат дольше — 40 лет.
Вместо туалета с дыркой — вакуумный биотуалет. Вместо стука колес — голос аудиогида. Вместо форточки — климат контроль и система обеззараживания воздуха. Бесплатный Wi-fi и 4 телевизора отвлекут внимание от пейзажа за окном. А викторины и онлайн-игры про Алтайский край скрасят путешествие маленьких пассажиров. Вместимость вагонов 1 и 2 класса — 60 мест.
В вагоне повышенной комфортности можно упасть в кожаное кресло и вытянуть ноги — расстояние между сидениями достаточно широкое. И пассажиров он вмещает меньше — всего 40 мест. «Обслуживание тут как в самолете , с тележкой», — рассказывает проводник. За дополнительную плату можно использовать массажное кресло — оно одно на весь вагон. Зато электрическая розетка у каждого пассажира своя.
РЖД: управляющие компанией. Технари, лоббисты, смотрящие — обзор «генеральской рати» Олега Белозёрова от vgudok.com
Продолжаем разговор о текущей ситуации в руководящих структурах ОАО «РЖД», который мы начали с публикации, посвящённой обновленному совету директоров монополии. Сегодня настала очередь главного исполнительного органа компании — правления.
Мы — ребята-октябрята
Год назад, описывая расклады в верхушке РЖД, vgudok.com условно выделил в ней несколько основных групп: «технари», «лоббисты», «технократы» и «смотрящие». «Технари-железнодорожники» группируются вокруг представителя команды карьерных железнодорожников — первого заместителя гендиректора Анатолия КРАСНОЩЁКА, который в настоящее время координирует действия штаба монополии по борьбе с коронавирусом. Сейчас первый замгендира РЖД, по сути, отвечает за все подразделения компании и за операционную работу. Это ли не подтверждение «человека номер два» в корпорации? Вокруг г-на Краснощёка собрались опытные специалисты, его бывшие сослуживцы по Октябрьской железной дороге: начальник Дирекции тяги Олег ВАЛИНСКИЙ, начальник Центральной дирекции инфраструктуры Геннадий ВЕРХОВЫХ и директор РЖД по пассажирским перевозкам Дмитрий ПЕГОВ. К этой же группе примыкают протеже Краснощёка: директор Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Алексей ШИЛО и начальник Центральной дирекции управления движением Павел ИВАНОВ.
Верхний ряд (слева направо): Анатолий Краснощёк, Олег Валинский; нижний ряд (слева направо): Геннадий Верховых, Дмитрий Пегов
Во многом благодаря старым связям с Краснощёком и Валинским держится на плаву начальник Департамента безопасности движения Шевкет ШАЙДУЛЛИН, являющийся главой целого семейного клана. В ноябре 2019 года его сын Марат стал заместителем начальника МЖД по территориальному управлению. Ещё раньше аналогичную должность на Куйбышевской железной дороге занял брат Шевкета Нургалиевича Шамиль. Чтобы избежать конфликта интересов, по распоряжению Олега Белозёрова вопросы безопасности движения, подконтрольные родственникам Шайдуллина, рассматривает Анатолий Краснощёк.
Группу «технарей» отличает известная стабильность, чему есть очевидные причины. Все вышеперечисленные руководители отвечают за основной функционал железной дороги, резкие кадровые подвижки на данных позициях могут непосредственно отразиться на операционной деятельности компании, а значит, должны быть обусловлены исключительно серьёзными причинами. Короче, здесь требуется семь раз отмерить, прежде чем отрезать.
Верхний ряд (слева направо): Алексей Шило, Павел Иванов; нижний ряд (слева направо): Шевкет Шайдуллин, Андрей Макаров
Тем не менее, в желающих покуситься на доминирующую позицию «технарей», которая вызывает в недрах РЖД определённое раздражение, недостатка не наблюдается. Отсюда разговоры об уходе Краснощёка из монополии, которые возникли буквально с момента его назначения. В декабре 2019 года слухи разгорелись с новой силой. После выхода из отпуска своей деловой активностью Анатолию Анисимовичу удалось эти обсуждения нивелировать, но ненадолго. На его место даже прочат Олега Валинского, что так же выглядит элементом провокации.
Впрочем, подобные инсинуации можно расценивать скорее как проявление слабости недоброжелателей. Добавим, что в прошлом году после снятия Владимира Молдавера с поста начальника Московской железной дороги Краснощёку удалось провести на эту должность «октябрёнка» Михаила Глазкова.
Инфраструктурная революция
Принадлежность к влиятельной группе «технарей», разумеется, не гарантия от неприятностей. Например, говорят, что отношения Павла Иванова с генеральным директором РЖД далеки от идеала. Явно сгущаются тучи над головой Геннадия Верховых. Неблагополучие в подведомственном ему инфраструктурном блоке отразилось в оргштатных трансформациях. В марте 2019 года глава Департамента капитального строительства Андрей МАКАРОВ был назначен заместителем генерального директора ОАО «РЖД» по вопросам строительного комплекса вместо Олега ТОНИ. У Андрея Сергеевича не совсем характерная для руководителей монополии биография: филолог по образованию, он попал на железную дорогу в качестве бухгалтера, но в итоге обрёл себя на строительной стезе. На новом месте Макаров отметился кадровой чисткой, в течение недели после назначения сменив всё руководство Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта. Некоторые наблюдатели считают, что именно эта чистка привела к полной дезорганизации строительного блока монополии и провалам на Восточном полигоне.
Олег Тони сохранил статус заместителя гендиректора и членство в правлении, получив в кормление Центральный транспортный узел, параллельно возглавив Центр по развитию Московского ТУ. Предполагают, что данное назначение является плавным выходом Олега Тони из монополии. Хотя, как показал последний год с его проблемами на Восточном полигоне, г-н Тони нужен РЖД не менее, чем эта высокая должность в монополии нужна самому Тони.
Наиболее существенные изменения произошли в группе «лоббистов», которая, собственно, перестала существовать.
Неопределёнными можно назвать и новые функции главного инженера РЖД Сергея КОБЗЕВА. До сих пор обширный опыт не помогает, а личные недостатки мешают Сергею Алексеевичу раскрыть себя в компании. В мае 2019 года он получил кураторство над проектами по высокоскоростному движению и возглавил совет директоров АО «Скоростные магистрали». Тема эта последовательно затухает, несмотря на спорадические попытки руководства РЖД вдохнуть жизнь в этот зомби-проект, так что и это назначение можно рассматривать как почётную ссылку.
Последнее серьёзное перемещение в инфраструктурном блоке случилось в декабре минувшего года, когда отправился в отставку первый заместитель начальника Дирекции развития железных дорог Восточного полигона Александр Терлеев, который, по сути, руководил данной структурой. Дирекцию в ранге заместителя генерального директора РЖД возглавил экс-глава Хакасии Виктор ЗИМИН, некогда имевший опыт работы на Красноярской железной дороге. Таким образом, был найден стрелочник, наказанный за срыв работ на Восточном полигоне в 2019 году, и одновременно назначен ответственный за будущие провалы. В результате всех этих кадровых перипетий в инфраструктурном блоке образовалось несколько центров силы, что существенно ослабляет потенциал Геннадия Верховых.
Наиболее существенные изменения произошли в группе «лоббистов», которая, по сути, перестала существовать. В эту небольшую, но яркую группу год назад мы включили самодостаточные фигуры, чьи связи и возможности позволяли решать вопросы на благо монополии самостоятельно, без привлечения личного ресурса главы РЖД.
Таких тяжеловесов, как Петр Кацыв и Александр Мишарин, в прошлом году Белозёров отправил на пенсию. Тем паче, что лоббируемые ими направления утратили прежнюю актуальность. О стагнации идеи высокоскоростного движения, признанным энтузиастом которого являлся Мишарин, мы уже говорили, а после запуска МЦК и МЦД вопросы взаимодействия со столичными и подмосковными властями, которыми ведал Кацыв, отошли на второй план. Из когорты лоббистов на посту остался лишь статс-секретарь РЖД Анатолий МЕЩЕРЯКОВ, отвечающий за информационную политику и взаимодействие с органами власти. К этой же весьма авторитетной группе можно отнести ещё двух господ: первого заместителя генерального директора монополии Вадима Михайлова и заместителя главы компании Вячеслава Павловского.
Верхний ряд (слева направо): Олег Тони, Сергей Кобзев; нижний ряд (слева направо): Анатолий Мещеряков, Анатолий Чабунин
О главном экономисте ОАО «РЖД» мы уже неоднократно рассказывали. Г-н Михайлов, безусловно, один из самых авторитетных «топов» корпорации. Выходец из московского офиса «Эрнст энд Янг» управляет экономическом блоком более чем уверенно, параллельно делая заявления, касающиеся стратегического развития монополии. Именно Михайлов защищал интересы РЖД во время всех последних тарифных войн, представляя Новую Басманную на переговорах с ФОИВами и членами Совета потребителей. Не стоит забывать и о том, что г-н Михайлов является ключевой фигурой на переговорах с правительством и крупнейшими клиентами монополии по дотационной и доходной части бюджета компании.
Лоббистской деятельностью, в том числе и за рубежом, по своим должностным обязанностям занимается и ещё один зам Белозёрова — глава «железнодорожного МИДа» Вячеслав Павловский. Выпускник МГИМО, полиглот и дипломат высшей категории курирует международную деятельность монополии с 2016 года. И параллельно помогает «внутренним» лоббистам решать серьёзные вопросы «дома». В том числе и по линии законодательной власти и регуляторов, среди которых хватает ярых антагонистов РЖД. Чего только стоит Федеральная антимонопольная служба, постоянно пытающаяся укусить компанию. Как все мы знаем, пытается безрезультатно, перманентно уступая в кулуарных боях железнодорожникам в лице как раз-таки представителей блока «решал-лоббистов».
Наблюдение за наблюдающими
Ожидаемо растёт группа «смотрящих», которая состоит из назначенцев Олега Белозёрова и лиц, которым он доверяет. Это, прежде всего, заместитель генерального директора по вопросам внутреннего контроля и аудита Анатолий ЧАБУНИН и его бывший сослуживец по Минэнерго заместитель гендиректора по вопросам управления дочерними обществами и распоряжения имуществом Андрей СТАРКОВ.
Во второй половине 2019 года участились разговоры об уходе Старкова. Тем не менее, в декабре 2019 года Старков добился ухода гендиректора АО «РЖД Логистика» Вячеслава Валентика и начал зачистку предприятия от его людей. Однако этот кадровый манёвр стал «лебединой песней» в РЖДшной карьере Старкова. В июне совет директоров госкомпании снял его с должности замгендира, разжаловав до обычного директора, и вывел из состава правления. Есть версия, что именно волюнтаристская кадровая политика топ-менеджера, который не считался с устоявшейся корпоративной культурой РЖД, стала одной из причин его отставки. Кроме того, в условиях кризиса и падения грузоперевозок возрастает значение доходов от продажи непрофильных активов, дополнительный импульс, которому должен придать новый куратор этого направления, замгендира РЖД Александр ПЛУТНИК. Этот менеджер, которого называют креатурой главы ВЭБ Игоря Шувалова, кроме прочего скрепит взаимовыгодный бизнес-союз двух госкорпораций: ВЭБ выкупил почти треть эмиссии «вечных облигаций» РЖД.
Среди новых лиц в группе «смотрящих» — Владимир ГАПОНЬКО. В январе 2020 года последнего назначили директором ОАО «РЖД» по операционной эффективности — начальником Департамента экономики, а совсем недавно Владимир Викторович стал членом правления.
Верхний ряд (слева направо): Владимир Гапонько, Вадим Михайлов; нижний ряд (слева направо): Сергей Павлов, Вячеслав Павловский
«Смотрящие» ведают финансово-экономическими вопросами и управлением имуществом, причём зачастую действуя помимо куратора этих направлений — первого заместителя генерального директора Вадима МИХАЙЛОВА. То, что Михайлова время от времени называют одним из возможных преемников Олега Белозёрова, что, предположим, не добавляет ему доверия со стороны гендиректора РЖД. Однако, как в той поговорке про «ехать или шашечки», именно многоопытный и изощрённый г-н Михайлов позволяет монополии обеспечивать сводимость бюджета монополии, а в условиях кризиса-2020 сложно представить кого-то ещё на этой «расстрельной» должности.
Есть в правлении РЖД ещё один фигурант, который может быть отнесён к «смотрящим», правда, если он за кем и присматривает, то, скорее, за самим Олегом Белозёровым.
Непосредственным назначенцем Олега Белозёрова является и Сергей ПАВЛОВ. Как и в случае с Гапонько, у Сергея Алексеевича имеется профильное «железнодорожное» образование и стаж работы в якунинском РЖД, однако оба продвижению по службе обязаны непосредственно главе корпорации. Переход Павлова с поста главы дочерней структуры монополии «РЖД Интернешнл», которой он руководил шесть лет, на позицию первого заместителя гендиректора РЖД можно считать примером завидного карьерного роста.
Данное назначение, несомненно, снижает потенциал заместителя гендиректора по вопросам международных связей и внешнеэкономической деятельности Вячеслава ПАВЛОВСКОГО. Надо сказать, что у выходцев из МИДа как-то фатально не складывается «роман» с железной дорогой. Не оправдал доверия и прежний «отраслевой дипломат» — экс-директор Департамента международных связей Алексей Аверин, до недавнего времени пребывавший в статусе советника гендиректора.
Слева: Елена Харыбина; верхний ряд (слева направо): Дмтрий Шаханов, Вадим Бынков; нижний ряд (слева направо): Ольга Гнедкова, Николай Федосеев
Есть в правлении РЖД ещё один фигурант, который может быть отнесён к «смотрящим», правда, если он за кем и присматривает, то, скорее, за самим Олегом Белозёровым. Это Дмитрий ШАХАНОВ, заместитель генерального директора, курирующий управление персоналом и социальные вопросы. Шаханов имеет за плечами работу в правоохранительных органах и Главном контрольном управлении президента РФ. По информации СМИ, в 1997 году он вместе с Владимиром Путиным принимал участие в операции по вывозу Анатолия Собчака во Францию. Появление Шаханова на съезде «Единой России» в ноябре 2019 года ещё более чётко обозначило специфику его позиции в РЖД.
Наконец, уже традиционно замыкают наш обзор правления ОАО «РЖД» так называемые «технократы»: заместитель гендиректора по экономике Ольга ГНЕДКОВА, глава Правового управления Вадим БЫНКОВ, заместитель генерального директора по корпоративной безопасности Николай ФЕДОСЕЕВ и главный бухгалтер Елена ХАРЫБИНА. Это люди сами по себе, ни с кем особенно не блокирующиеся, да и не очень-то в этом нуждающиеся специалисты своего профиля, которые уже пережили и пересидели разных начальников и достаточно уверенно смотрят в будущее.
В публикации использованы материалы аналитического выпуска «Кто есть кто в железнодорожной отрасли» Института исследования проблем железнодорожного транспорта (ИИЖТ).
Больше лёгкого чтива для тяжёлых будней ищите в нашем новом разделе LIGHT