Симонова Евгения Актриса биография Родители

Евгения Павловна Симонова

Фото Все

Видео Все

Евгения Симонова. Линия жизни / Телеканал Культура

Встречи на Моховой. Евгения Симонова

Разговор. Евгения Симонова

Евгения Симонова — биография

Имя Евгении Симоновой стало легендарным в советском кинематографе. Ее персонажи были самыми разными – от нежных робких девушек, до смелой летчицы с сильным характером. Сейчас любимая актриса не часто не снимается в кино и редко выходит на театральные подмостки, но она по-прежнему остается такой же популярной, как и была раньше, а картины с ее участием до сих пор с удовольствием смотрит благодарный зритель.

Актриса Евгения Симонова прославилась буквально с первой роли, сыгранной в кинематографе. Это была картина «В бой идут одни старики».

Детство

Родной город актрисы Евгении Симоновой Ленинград. Именно в Северной столице 0 1 июня 1955 года в семье ученого-нейрофизиолога и учительницы родилась будущая известная актриса, а пока просто дочка Женя. В семье уже подрастал старший сын – Юрий, который впоследствии стал популярным писателем и телеведущим. Папа Жени – Павел Васильевич Симонов был известным ученым в области нейрофизиологии, мама – Ольга Сергеевна Вяземская учила студентов пединститута английскому языку.

Фото: Евгения Симонова в юности

Евгения была совсем малышкой, когда отца позвали в Москву, в только что созданный институт высшей нервной деятельности. Павел Васильевич очень любил свою работу, поэтому с радостью принял такое предложение. Спустя годы его назначили руководителем этого института, и он добрых два десятка лет занимал эту должность.

Евгения очень хорошо училась в школе, особенно ей нравились иностранные языки. Особых планов по поводу своего будущего девушка не строила, об актерстве даже не думала, хотя и ходила в музыкальную школу, где проявились ее способности в музыке и хореографии. Евгения много времени уделяла иностранным языкам, потому что ей нравилась мамина работа, в будущем девушка видела себя студенткой филологического факультета. Крутой поворот в биографии Симоновой произошел в выпускном классе.

Ее отец был научным работником и очень много времени изучал психологию творчества. Он часто выступал с циклом лекций в разных вузах, в том числе и в школе-студии МХАТ. Павел Васильевич обладал несомненным талантом в своей области, умел найти подход к аудитории, его слушали затаив дыхание, ведь лекция была не нудной проповедью, а своеобразной постановкой, в которой участвовали и слушатели. Однажды Женя попала на одну из таких лекций и поняла, что ей очень интересен этот новый, непознанный мир творчества.

Евгения так увлеклась, что решила попробовать свои силы в театральном вузе. Это был своеобразный запасной вариант – в театральном экзамены проходили в начале лета, а во всех «серьезных» учебных заведениях наоборот, в августе. Так что в случае провала в театральном, можно было успеть поступить в другой вуз, и не потерять целый год.

Симонова подала документы в несколько театральных училищ, но почти везде девушке отказали, не рассмотрев в ней таланта. И только в Щукинском приняли на актерский факультет в мастерскую Катина-Ярцева.

На первых курсах училища Евгении было очень непросто, у нее даже появились смутные сомнения в правильности того, что она делает. Девушка много раз пожалела о своем выборе, но благодаря педагогу не бросила это дело на половине пути. Если бы ей не повезло и вместо Катина-Ярцева был другой преподаватель, то возможно ее отчислили бы из училища за профнепригодность. Симонова была очень застенчива и долго не могла пересилить страх перед сценой, где нужно было время от времени участвовать в сценках или исполнять этюды. Но педагогу удалось рассмотреть в этой милой девушке искру таланта, и он сумел раскрыть ее способности в полной мере.

Театр

После окончания «Щуки» молодую актрису взяли на работу в театр им.Маяковского. Поначалу было нелегко, но у Жени оказался легкий характер, она свободно сходилась с людьми, в том числе и со старшими коллегами. Примером для себя она сделала актрису Светлану Немоляеву, училась у нее мастерству держаться на сцене. Подружилась Евгения и с И.Костолевским, в котором тоже обрела друга и наставника.

Евгения Симонова в театре

Прошло много лет, и актриса Евгения Симонова стала одной из ведущих актрис этого театра. Ее имя не сходило с афиш, она участвовала во всех постановках. За 40 с лишним лет сотрудничества с театром им.Маяковского в копилке актрисы свыше двадцати сыгранных спектаклей. Симонову приглашали и другие театры, и она с радостью соглашалась. Она очень любила работать с «Современником», руководителем которого была Галина Волчек. Актрису были рады видеть и в театре «Сфера», и в ЦДА им.Яблочкиной.

На сегодняшний день актриса задействована в трех постановках родного театра – «Русский роман», «Август: графство Осайдж», «На чемоданах».

В 1995-м Евгении Симоновой присвоили звание Народной артистки России. Ее много раз награждали театральными и кинопремиями. Симонова всегда восторгалась творчеством своей коллеги – Натальей Гундаревой, которую называла не иначе, как величайшей актрисой и благодарила судьбу за то, что стояла с ней на одной сцене.

Евгения Симонова

Биография

«Принцесса» советского кинематографа, героиня классических постановок Евгения Симонова до сих пор нередко играет персонажей на 20 лет моложе. Возраст, считает актриса, это не катастрофа, просто с годами требуется больше времени и денег на поддержание себя.

Детство и юность

Симонова родилась 1 июня 1955 года в Ленинграде в семье ученого-психолога и педагога. Евгения с родителями, братом и двумя бабушками жила на Васильевском острове. Впоследствии исполнительница назвала дочерей в честь пожилых родственниц Марии Карловны и Зои Дмитриевны.

Интересна ранняя биография отца артистки Павла Симонова. Дедушку девочки Станислава Венедиктовича Станкевича в 1937 году арестовали, а жену и детей отправили в ссылку. Вскоре кормильца расстреляли. После войны мальчика приютил скульптор Василий Львович Симонов, давший позднее ребенку отчество и фамилию, чтобы Павла не считали сыном «врага народа». Поэтому, если говорить о национальности актрисы, стоит упомянуть и польские корни.

Вскоре после рождения будущей звезды семья перебралась в Москву, где отец получил работу в только что созданном Институте высшей нервной деятельности. Преданность делу стояла для ученого на первом месте, и Павел Васильевич не раздумывая принял приглашение поехать в столицу, чтобы развивать новое учреждение. Впоследствии отец Евгении возглавлял институт на протяжении 20 лет. Мать Ольга Сергеевна Вяземская устроилась преподавать английский язык.

В детстве Евгения, по собственным воспоминаниям, не строила четких планов. Школьнице нравилось изучение иностранных языков, и будущая актриса серьезно готовилась к поступлению на филологический факультет, чтобы впоследствии учить людей английскому, как и мама. Параллельно Симонова занималась музыкой и хореографией. Но в 10-м классе все изменилось.

Научные изыскания отца Евгении лежали в междисциплинарной области, и в то время Симонов занимался изучением психологии творчества. Школа-студия МХАТ пригласила академика прочесть цикл лекций для студентов, посвященный этой проблеме.

Евгения Симонова вспоминала, что отец, будучи талантливым ученым, проявлял интерес и к искусству. Лекции Павла Васильевича превращались в небольшие спектакли, увлекавшие слушателей. Тогда перед артисткой открылся новый неизведанный мир мастерства перевоплощения.

Евгения решила попробовать попасть в театральный институт. На этот шаг подтолкнуло и то, что тогда творческие вузы набирали абитуриентов в начале июня, а остальные «серьезные» университеты проводили экзамены в конце августа, что оставляло Симоновой время поступить на изначально запланированный филологический факультет, если не получится с актерским.

Для поступления девушка выбрала программу, состоящую из литературных произведений авторов Серебряного века — стихов Игоря Северянина, Зинаиды Гиппиус и прозы Дмитрия Мережковского. Женя подавала документы в несколько театральных вузов, однако все, кроме Щукинского училища, ответили отказом.

В годы учебы наставником Евгении выступил Юрий Катин-Ярцев. Первые курсы тяжело давались начинающей актрисе. Возможно, другой педагог, менее внимательный к ученикам, попросту отчислил бы застенчивую студентку, которая боится выйти на сцену и исполнить небольшой этюд, но Юрий Васильевич уже в те годы сумел разглядеть способности в хрупкой Симоновой.

Знаменитость вспоминала, что долгое время терзалась сомнениями относительно правильности выбора жизненного пути. Осознание того, что не ошиблась, пришло к Симоновой позднее. Но еще в «Щуке» Евгении удалось побороть стеснение. После получения диплома выпускница получила приглашение в труппу Московского академического театра имени В. Маяковского.

Театр

Помощь в адаптации Симоновой оказали коллеги. Евгения Павловна рассказывала, что старалась сдружиться со Светланой Немоляевой, в которой видела пример и старшего наставника. Другие актеры тоже тепло относились к молодой артистке. Близким приятелем стал Игорь Костолевский.

Евгения Павловна из тех исполнительниц, на которых опирался репертуар театра Маяковского. За 4 десятка лет звезда отыграла множество спектаклей. Помимо родного храма Мельпомены актриса неоднократно выступала и на других подмостках. Плодотворным получился союз с руководителем «Современника» Галиной Волчек. Симонова сыграла в постановках «Пять вечеров», «Враги. История любви» и других. Кроме того, артистка выступала в «Сфере», в ЦДА имени А. А. Яблочкиной, Театре на Малой Бронной. Выходила Евгения и на сцену Школы драматического искусства в образе жены писателя Генриха Ибсена, после смерти мужа ставшей затворницей.

Стоит упомянуть, что исполнительница — обладательница престижных театральных премий. За роль Софьи Андреевны Толстой в 2017 году артистке вручили «Золотую маску». К числу запоминающихся представлений с участием Симоновой относится и спектакль «Август: графство Осейдж», где декорации создавались благодаря проектору, транслирующему на сцену преображения интерьера.

Фильмы

Несмотря на застенчивость, еще до окончания «Щуки» Симоновой удалось пробиться в кино. Первой серьезной работой актрисы оказалось участие в картине Леонида Быкова «В бой идут одни старики», вышедшей на экраны в 1973 году. Драма шла с успехом, фразы персонажей разлетелись на цитаты и ушли в народ.

Не осталось незамеченным появление артистки в фильме «Афоня» режиссера Георгия Данелии, где Симонова исполнила роль медсестры Кати Снегиревой, а главного героя сыграл Леонид Куравлев. Лента выбилась в лидеры проката 1975 года, собрав в кинотеатрах 62,2 млн зрителей.

В том же году состоялась премьера музыкальной картины «Под крышами Монмартра». Здесь актрисе достался центральный образ цветочницы Виолетты Шевалье. Над декорациями комедии работали известные художники Александр Бойм и Сергей Воронков.

В киноиндустрии того времени за Евгенией Павловной прочно закрепилось амплуа лирической героини. Артистка познала вкус славы: знаменитость начали узнавать на улицах, почтовый ящик переполнялся письмами поклонников. Наивные девичьи персонажи в исполнении Симоновой без труда находили в зрителях живой отклик.

Однако эта популярность обернулась жесткими рамками для юной Евгении. Актриса, конечно, испытывала чувство признательности Данелии и Быкову за раскрытие таланта, но тем не менее была твердо убеждена, что обязательно преодолеет узость амплуа.

Евгения Павловна вспоминала, как отчаянно боролась со сложившимся стереотипом. Однажды, когда студентам дали задание поставить отрывок произведения по собственному выбору, взяла фрагмент довольно мрачного рассказа Всеволода Гаршина, где сыграла проститутку. На сцене Симонова так старалась передать жесты и манеры, присущие падшей женщине, что директор училища Борис Евгеньевич Захава не выдержал и скомандовал дать занавес.

Впрочем, звезда нашла свою нишу. Лирические персонажи Симоновой запомнились зрителю и вошли в золотой фонд российского кинематографа. Очередной яркой ролью для артистки оказалась принцесса в фильме-сказке «Обыкновенное чудо». Сложнее других Евгении Павловне далась сцена со стрельбой, поскольку исполнительница терпеть не может оружие и громких хлопков.

Драма «Школьный вальс», в которой Евгения Симонова сыграла вместе с Еленой Цыплаковой, могла попасть на полку: слишком смелую тему поднял режиссер проекта Павел Любимов. В картине речь шла о юношеской любви, предательстве, малодушии. Несмотря на критику в адрес сюжета, комсомольская организация настояла на прокате киноленты.

Изображать преподавателя английского языка Симоновой выпало в комедии «Баламут». Львиная доля фильма отснята в отдаленном районе Выхино. В кадре присутствует и платформа станции метро (в ту пору Ждановская), и интерьеры Московского института управления (ныне ГУУ).

В 1980 году на экраны вышла драма «Рафферти», где актриса сыграла певицу Джил Харт. Критик Александр Федоров подметил, что картина хорошо вписалась в стандарты модного «политического» кино. Кроме того, киновед хвалил работу Олега Борисова, воплотившего ключевой образ.

В то же время состоялись премьеры 2 проектов, которые Симонова относила к числу любимых. Это лента Витаутаса Жалакявичюса «Рассказ неизвестного человека», которая не получила широкого признания, но побывала на фестивале в Венеции. Отмечала Евгения Павловна и роль Анны Сниткиной, второй жены Федора Достоевского, в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского». С этой картиной артистка ездила на конкурсы по всему миру.

В 1989 году знаменитость снялась в дебютной работе Олега Сафаралиева «Прямая трансляция». Драма получилась не только злободневной, но и по-настоящему злой. Директор творческого объединения «Слово» Валентина Черных заявила, что организация намеренно отдала проект выпускнику ВГИКа, который смог бы показать всю неприязнь молодого поколения к «застою» и желание изменить окружающую действительность.

Действительность изменилась, и в новую реальность героини Симоновой не вписались. Впрочем, в интервью звезда подчеркивала, что не очень-то и стремилась шагать в ногу с тем временем. В 1990-е фильмография актрисы почти не пополнялась. После спада популярности артистка ушла с больших экранов, сосредоточившись на театральной карьере.

Возвращение Евгении Павловны состоялось в начале 2000-х, когда она появилась в сериале «Дети Арбата», который снимал супруг Симоновой Андрей Эшпай. Стоит отметить, что и этот образ исполнительница называет любимым.

Затем вышел следующий проект мужа — фильм «Многоточие», сюжет которого посвящен теме сталинских репрессий. За участие в картине Евгения Павловна удостоилась «Ники» и «Белого слона» за лучшую женскую роль.

В 2009 году на канале «Россия» стартовал показ сериала «Иван Грозный», где Симоновой достался реальный персонаж — княгиня Ефросинья Старицкая. Немало внимания в проекте уделялось костюмам и декорациям, однако лента столкнулась с потоком критики. Ругали сюжет и за отсутствие связи с историческими событиями.

Картина Сергея Ашкенази «Дело гастронома № 1» основана на истории расследования уголовного дела о коррупции в элитном московском магазине «Елисеевский». Евгения Симонова исполнила роль первой жены директора гастронома Георгия Беркутова, которого обвинили во взяточничестве и приговорили к высшей мере наказания — расстрелу. Создатели фильма не претендовали на точность в изложении фактов, поскольку на момент начала съемок с дела еще не сняли гриф секретности.

Затем Евгения Павловна появилась в рейтинговой многосерийной ленте Первого канала «Куприн». Зрителям понравился проект по мотивам рассказов русского писателя, но профессиональные критики не особо расхваливали картину.

К 60-летию знаменитости на экраны вышел сериал супруга «Взрослые дочери». В фильме сыграли сразу 3 представителя семейства Симоновых-Кайдановских. Евгении Павловне и Зое Кайдановской достались небольшие роли, а внук актрисы Алексей изображал единственного сына главных героев телеистории.

Картина «Метод» подарила Симоновой неожиданный и сложный образ учительницы-маньячки, к которому потом Евгения Павловна вернулась в 2-м сезоне. В беседе с Юрием Дудем продюсер Александр Цекало утверждал, что большая часть эпизодов опирается на реальные события.

Сериал «Тайны госпожи Кирсановой» погружает зрителя в обстановку России XIX века. Детективный фильм повествует о том, как учительница математики взялась за расследование преступлений. Здесь Симонова перевоплотилась в тетушку центральной героини. Мнения о ленте разделились. Одни критики отмечали литературные аллюзии и историческую атмосферу, в которую создателям удалось погрузить смотрящего. Других возмутили такие моменты, как нехватка бутафории и наглаженные костюмы.

Затем Евгения Павловна снялась в короткометражке «Плачу с вами», которая вошла в альманах «Русское краткое». В 2019 году проект был представлен на «Кинотавре», где получил главную премию.

В то же время на кинофестивале Series Mania во Франции состоялся премьерный показ триллера «Идентификация» режиссера Владлены Санду, в котором одну из ролей исполнила Симонова. Организатор мероприятия Лорен Херцберг хвалил российскую ленту, обозначив как положительный пример.

Личная жизнь

У Евгении Павловны дружная семья. С теплотой актриса вспоминала родителей. Отец пережил маму на 11 лет и помог дочери перенести потерю близкого человека, с которой оказалось трудно смириться. Радоваться сегодняшнему дню помогают наследники — у Симоновой двое детей от двух мужей, имеются внуки. Фото любимицы в окружении родных поклонники без труда отыщут в Сети.

Насыщенная личная жизнь артистки редко обсуждалась на страницах средств массовой информации. Известно, что писатель и телеведущий Юрий Вяземский («Умники и умницы») приходится Евгении Павловне родным братом. Разные фамилии объясняются тем, что родственник решил взять фамилию матери как творческий псевдоним.

По словам старшего брата, в молодости во время учебы в «Щуке» сестра приводила домой однокурсников, а это небезызвестные Леонид Ярмольник, Альгис Арлаускис, Юрий Васильев. Последний оказался первым серьезным увлечением Симоновой. Дело даже шло к свадьбе, если бы не знакомство с Александром Кайдановским, в которого, говорят, нельзя было не влюбиться.

Познакомилась Евгения с первым мужем во время работы над лентой «Пропавшая экспедиция». Кайдановский сыграл в этой картине офицера Кирилла Зимина. В браке с Александром у Евгении Павловны родилась дочь Зоя Кайдановская, впоследствии тоже ставшая узнаваемой киноактрисой.

Сейчас Зоя выступает на одной сцене с матерью в Театре имени В. Маяковского. Кроме того, она знакома зрителям по фильмам «С чего начинается Родина» и «Склифосовский». Зоя — мама 3 детей: сына Алексея и дочерей Варвары и Софьи. По паспорту Зоя — Симонова, отцовскую фамилию взяла как псевдоним, чтобы коллеги их с мамой не называли Симоновой-старшей и младшей.

После развода с первым супругом избранником Симоновой стал другой актер — Дмитрий Полонский. Этот брак продлился чуть больше года. Сегодня артист известен как голос Вуди Харрельсона: Полонский успешно занимается дубляжом иностранного кино.

Третий муж Евгении Симоновой — режиссер Андрей Эшпай, сын известного композитора и автора песни «Москвичи». В 1985 году у пары родилась дочь, пианистка Мария Эшпай. Наследница живет в Дании, гастролирует по миру. В 2019 году Мария дебютировала как автор музыки к фильму «Скажи правду», который транслировался на канале «Россия-1».

В начале 90-х Евгения Павловна выступила опекуном 13-летней Дарьи Коршаковой. Родная мама Даши — актриса Людмила Коршакова, коллега Симоновой по театру. Женщина скоропостижно скончалась в 42 года.

Даша переехала жить к бабушке с дедушкой. Но когда встал вопрос об оформлении недвижимости на ребенка, Симонова решила оказать помощь и взять на себя юридическую сторону дела. Приемную дочь артистка скрывала от поклонников. Однако в эфире программы Андрея Малахова «Привет, Андрей!», вышедшей на экраны в феврале 2020 года, девушка рассказала зрителям о благородном поступке Евгении Павловны.

Болезнь

В 2013 году Симоновой поставили страшный диагноз — рак легких. Болезнь послужила осложнением после очередного воспаления легких, к которым актриса относилась легкомысленно. На осмотре врачи обнаружили подозрительное затемнение, которое спустя 5 лет начало разрастаться.

Онкология подтвердилась во время операции, которая проходила в Германии. Чтобы спасти артистке жизнь, хирургу пришлось удалить нижнюю долю правого легкого. Хотя в СМИ то и дело просачивались слухи, звезда игнорировала сообщения и продолжала работать. О болезни Симонова рассказала лишь в конце 2021-го. Исполнительница призналась, что не боялась смерти и смирилась с диагнозом. Сейчас состояние здоровья Евгении Павловны остается стабильным.

Евгения Симонова сейчас

Поклонники обращают внимание, что сегодня Симонова выглядит не хуже, чем в молодости. При росте 160 см вес актрисы держится в пределах 55 кг. Евгения Павловна регулярно снимается. В 2021 году с участием знаменитости на экраны вышли сериалы «Медиатор» и «Медиум». На 2022-й была анонсирована премьера мелодрамы «Стюардесса». Съемки проходили в аэропорту «Шереметьево» под крылом компании «Аэрофлот».

Продолжает Симонова и работу с живой аудиторией. В конце 2021 года поклонники получили возможность наслаждаться игрой артистки на сценах Театра имени В. Маяковского, «Сферы» и «Современника». В последнем Евгения Павловна участвует в постановке «Враги. История любви» — гордости репертуара «Современника».

Евгения Симонова — биография, новости, личная жизнь

Евгения Симонова

Евгения Павловна Симонова. Родилась 1 июня 1955 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка РФ (1995).

Евгения Симонова родилась 1 июня 1955 года в Ленинграде.

Отец — Павел Васильевич Симонов (1926-2002), психолог, академик, член-корреспондент АН СССР.

Мать — Ольга Сергеевна Вяземская (1924-1991), преподаватель английского языка.

Брат — Юрий Вяземский, известный учёный и телеведущий.

Спустя некоторое время после рождения Евгении семья переехала в Москву: ее отца туда позвал его учитель Эзрас Асратович Асратян (советский нейрофизиолог, ученик Павлова), где он создавал Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии. Отец Евгении Симоновой потом возглавлял этот институт в течение двадцати лет.

В детстве занималась хореографией. Училась в английской школе. Поскольку ее мама была замечательным педагогом и всю жизнь преподавала английский язык в языковом вузе, то и Евгения поначалу хотела пойти по её стопам — в десятом классе она очень серьёзно готовилась к поступлению в педагогический институт на филфак.

Однако все изменил случай. У ее отца были научные темы, которые часто носили пограничный характер — в момент, когда она заканчивала школу, он занимался психологией творчества, его пригласили прочитать цикл лекций в Школу-студию МХАТ. После своих лекций он рассказывал дочери о впечатлениях от актерского вуза. «Это было так живо и интересно, и мне вдруг открылся незнакомый мир, что я решила попытаться поступать в театральный институт», — рассказывала актриса.

И она поступила в Щукинское училище, а в МХАТ и Щепкинское училище ее не взяли, причём, отмечала она, «очень категорично, подписав мне определённый «приговор», но педагоги Щукинского училища что-то во мне разглядели».

Ее педагогом в «Щуке» был известный артист Юрий Васильевич Катин-Ярцев, воспитавший целую плеяду талантливых артистов.

«У меня даже после окончания училища возникали такие периоды, когда я сомневалась в том, что сделала правильный выбор, так что учиться мне было очень трудно, особенно в первое время. Если бы ни Катин-Ярцев, то любой другой (не такой прозорливый) педагог меня просто бы отчислил. Я дико стеснялась и не могла выйти и сделать элементарный этюд, но я не стеснялась петь — я немного по-дилетантски играла на гитаре и пела разные песни, в том числе, и английские. Все делали упражнения, а Катин-Ярцев меня вызывал и говорил: «А теперь Женя нам попоёт!». И как-то постепенно я освободилась от зажима, и мне стало легче», — вспоминала Евгения Павловна.

Евгения Симонова в молодости

В 1976 году Евгения окончила ВТУ имени Б.В. Щукина, была приглашена в Московский академический театр им. Вл. Маяковского, в котором служит всю жизнь.

Работы Евгении Симоновой в театре им. Маяковского:

«Три высокие женщины» Эдварда Олби;
«Любовник» Гарольда Пинтера;
«Кукольный дом» Генрика Ибсена — Нора;
«Жертва века» по Александру Островскому — Юлия Павловна Тугина (реж. — Юрий Иоффе);
«Шутка мецената» Аркадия Аверченко — Яблонька (пост. — Татьяна Ахрамкова);
«Круг» Сомерсета Моэма — Элизабет (пост. — Татьяна Ахрамкова);
«Любовный напиток» Питера Шеффера — Лотта (пост. — Татьяна Ахрамкова);
«Исповедь Анны» по Льву Толстому — Анна Аркадьевна Каренина;
«КПД одержимости» Якова Волчека — Таня (пост. — Андрей Гончаров);
«Чайка» Антона Чехова — Нина Заречная (пост. — Александр Вилькин);
«Она в отсутствие любви и смерти» Эдварда Радзинского — Она (пост. — Владимир Портнов);
«Жизнь Клима Самгина» Максима Горького — Лидия Варравка (пост. — Андрей Гончаров);
«Место для курения» Виктора Славкина — Катя (пост. — Н. Волков);
«Смотрите, кто пришёл!» Владимира Арро — Алина (пост. — Борис Морозов);
«Молва» Афанасия Салынского — Батюнина (пост. — Андрей Гончаров);
«Да здравствует королева, виват!» Роберта Болта — Мария Стюарт (пост. — Андрей Гончаров);
«Валенсианские безумцы» Лопе де Вега — Эрифила (пост. — Татьяна Ахрамкова);
«Женитьба» Николая Гоголя — Агафья Тихоновна (реж. — Сергея Арцибашев);
«Старомодная комедия» Алексея Арбузова — Она (реж. — Владимир Портнов);
«Шаткое равновесие» Эдварда Олби — Агнес (реж. — Сергей Арцибашев);
«Шестеро любимых» Алексея Арбузова — Настасья Петровна Алёхина (реж. — Екатерина Гранитова-Лавровская);
«Месяц в деревне» И. С. Тургенева — Наталья Петровна (реж. — Александр Огарев);
«На чемоданах» Ханоха Левина — Геня Гелернтер (реж. — Александр Коручеков);
«Август: Графство Осейдж» Трейси Леттса — Виолетта (реж. — Гиртс Эцис).

Также сотрудничала с театром «Современник», была занята в спектаклях «Пять вечеров» Александр Володин — Тамара (реж. — Александр Огарев) и «Враги. История любви» Исаак Башевис Зингер — Тамара Бродер (реж. — Евгений Арье).

Своим кумиром она считала Наталью Гундареву, с которой играли в театре. «Она была великой актрисой: это слово сейчас часто употребляется, но, есть люди, о которых иначе не скажешь. Масштаб ее личности был космическим. Что бы она ни делала, за что бы ни бралась — готовила, убирала квартиру (она все любила делать сама) — это был восторг. Я имела счастье с ней играть вместе», — говорила Евгения Павловна.

Широкую известность Евгении Симоновой принесли ее ранние работы в кино. Сниматься начала в 1969-м, сыграла в ленте «Десять зим за одно лето».

А следующая ее роль — летчицы Маши Поповой в в фильме Леонида Быкова «В бой идут одни «старики»» — сделала ее знаменитой на весь Союз. О Леониде Быкове актриса говорила: «Это мой крестный отец в кино, человек, которого я буду любить до последнего вздоха. Он один из самых светлых, прекрасных и талантливейших людей, которых я встречала в жизни».

Евгения Симонова в фильме «В бой идут одни «старики»»

Затем были «Афоня», «Обыкновенное чудо», «Школьный вальс» и много других запомнившихся зрителям фильмов.

Эти роли сделали ее известной, но в то же время за актрисой закрепилось амплуа лирической героини.

Она рассказывала: «После первого курса я начала сниматься в фильме «В бой идут одни старики» Леонида Быкова, а после второго курса снялась в «Афоне» у Георгия Данелии, и вот это «клеймо» чистой невинной девушки — «ходячей добродетели» — принесло мне всесоюзную известность и какую-то любовь. Я получала колоссальное количество писем, и меня стали узнавать на улице, т.к. мои незатейливые «девочки» как-то проникали людям в душу. С одной стороны, я бесконечно благодарна Леониду Быкову и Георгию Данелии, но, с другой стороны, это стало некой «рамкой», в которую я попала, и оттуда было очень трудно выбраться, но я всегда знала, что это произойдет!».

Евгения Симонова в фильме «Обыкновенное чудо»

Сама актриса своими самыми любимыми работами называет фильм литовского режиссёра Витаутаса Жалакявичюса «Рассказ неизвестного человека» по Чехову. Хотя он не имел всенародной любви, но «был для меня очень серьёзным и значимым и побывавшим на кинофестивале в Венеции». В этом фильме снимались Александр Кайдановский, Георгий Тараторкин, Людмила Зайцева. Вторая лента, которая ей очень дорога, это «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского». С этим фильмом, в котором Симонова играла вторую жену Фёдора Михайловича (Анну Григорьевну Сниткину), она объездила весь мир.

Евгения Симонова в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского»

В 1990-е годы начался спад в ее карьере актрисы. Она поясняла: «В моей жизни так получилось, что широкая масса зрителей помнит меня по ранним картинам, т. к. я рано начала и, в общем-то, рано закончила активно сниматься. Когда мне исполнилось 30 лет, и, казалось бы, уже появился какой-то опыт — человеческий, актёрский, но ещё не наступила старость, то в это время я очень много работала в театре, но в кино уже начался спад».

Благодаря своему мужу Андрею Эшпаю произошло ее некое возвращение на экран. Сама она отмечает среди своих работ в 2000-е, прежде всего, сериал «Дети Арбата». Там она уже седая и сильно повзрослевшая. «Но я бесконечно люблю эту роль, а картина имела сумасшедший успех», — говорила Евгения Павловна.

Евгения Симонова в сериале «Дети Арбата»

Затем муж снял ее в ленте «Многоточие». Далее была картина «Событие» по пьесе Владимира Набокова — с ней она объездила в рамках программы «Дни российского кино» весь мир, а на Московском международном кинофестивале фильм получил приз в конкурсе «Перспектива». Там она играет харáктерную роль писательницы-графоманки, матери главной героини (ее играет Чулпан Хаматова).

Исполнила главную роль в 16-серийной мелодраме режиссера Сергея Лялина «Осиное гнездо», которая вышла на экраны в 2017-м.

Болезнь Евгении Симоновой

На протяжении многих лет СМИ писали, что Евгении Симоновой поставили страшный диагноз: рак легких. Сообщалось, что германские врачи провели звезде кино операцию по удалению одного легкого. Также говорилось, что Евгения Симонова — заядлая курильщица и даже после операции по удалению легкого она не отказалась от сигарет. Однако в октябре 2020 года в программе «Судьба человека» ее дочь Зоя Кайдановская опровергла онкологию у Евгении Симоновой. «Очень многие нам звонили, маме, говорили страшным голосом: «Женя, хотя бы брось курить!». А она вообще не курит! Мама — очень позитивный человек. И, увидев статьи про смертельное заболевание, просто хохочет», — заявила Зоя Кайдановская. Она подчеркнула, что все сообщения о раке легких у ее мамы являются «чистым фейком» и она даже предположить не может, откуда он мог взяться. «Это легенда. Это неправда. Очень много писали об этом. Абсолютный фейк чистой воды», — подчеркнула Зоя.

Но в ноябре 2021 года сама Евгения Симонова призналась, что перенесла операцию по удалению злокачественной опухоли лёгких в 2013 году. Историю своей болезни она рассказала в интервью YouTube-каналу «Скажи Гордеевой». Злокачественная опухоль появилась из-за запущенного хронического воспаления лёгких. Евгения несколько лет лечилась антибиотиками, болезнь отступала, но в начале 2000-х врачи обнаружили на снимке затемнение. «Хроническое воспаление лёгких, а у меня спектакль в Иркутске, всё продано. Ну воспаление лёгких — ну и что? Потеплее оделась, напилась антибиотиков, поехала в аэропорт, села в самолёт, температуру сбила, приехала, сыграла, вернулась и продолжила лечиться. Ну воспаление — ну я же пью лекарства. Где-то в 50 лет, когда уже прошло воспаление, какое-то затемнение осталось. Врачи сказали, что трогать это не будут, но будут за этим следить. И я жила с этим пять лет», — рассказала Евгения.

«А потом после очередного воспаления это затемнение увеличилось. Тогда они сказали, что надо удалять. Я панически боюсь за детей и за близких, но за себя — нет. Я не могу сказать, что я готова умереть. Но если скажут, что надо — я могу это принять. Потому что я благодарна, что прожила 66 лет», — вспомнила актриса. О том, что затемнение на снимке — злокачественная опухоль, актриса узнала только в клинике в Германии, когда она отправилась туда на консультацию: «Меня отправили в Германию за бешеные деньги на консультацию. Только во время операции показало, что это онкология. И тогда вместо какой-то части мне удалили всю нижнюю долю правого легкого. Вообще онкология лёгочная — очень свирепая. Я не знаю, как я буду себя вести, когда будет реальная опасность. Но через 10 дней после операции я пошла играть спектакли».

Рост Евгении Симоновой: 160 сантиметров.

Личная жизнь Евгении Симоновой:

Первым мужем был актёр Александр Кайдановский. Они познакомилась на съемках фильма «Пропавшая экспедиция». Актрису покорил талант замечательного актера. Их брак продлился недолго, всего 4 года.

В браке родилась дочь Зоя Кайдановская (1976 г.р.). Зоя Кайдановская — тоже актриса, работает в театре имени Маяковского, была замужем за актером Алексеем Захаровым, имеет сына Алексея и дочь Варвару.

Евгения Симонова и Александр Кайдановский

Евгения Симонова и Зоя Кайдановская

Через 4 года после развода с Кайдановским она встретила режиссера Андрея Эшпая. Это случилось на съемках его кинокартины «Когда играли Баха». В 1979 году они поженились. У них родилась дочь Мария Эшпай (1985 г.р.).

Мария Эшпай закончила Московскую консерваторию по классу фортепиано, далее училась в аспирантуре в Дании, в музыкальной академии (город Орхус) у профессора Аннэ Оланд.

Евгения Симонова и Андрей Эшпай

Фильмография Евгении Симоновой:

1969 — Десять зим за одно лето — Катя
1973 — В бой идут одни «старики» — Маша Попова
1974 — Вылет задерживается — Елена Дмитриевна Шеметева (Алёна)
1975 — Афоня — Катя Снегирёва, медсестра
1975 — Под крышами Монмартра — Виолетта Шевалье, цветочница
1975 — Пропавшая экспедиция — Тася Смелкова
1976 — Золотая речка — Тася Смелкова
1976 — Как важно быть серьёзным (телеспектакль) — Сесили Кардью
1977 — Доходное место (телеспектакль) — Полинька
1977 — Кто поедет в Трускавец — Оленька, регистратор в поликлинике
1977 — Приехали на конкурс повара — Наташа Земляникина
1977 — Это было в Коканде — Варя
1977 — Школьный вальс — Дина Соловьёва
1978 — Обыкновенное чудо — Принцесса
1978 — Лика (телеспектакль) — Лика
1978 — След на земле — Алла Сергеевна
1978 — Баламут — Валентина Николаевна Ромашова, преподаватель английского языка
1979 — День свадьбы придётся уточнить — Аня
1979 — Восьмой день недели
1980 — Двадцать шесть дней из жизни Достоевского — А. Г. Сниткина
1980 — Рассказ неизвестного человека — Зинаида Фёдоровна
1980 — Рафферти — Джил Харт, певица
1981 — Контрольная по специальности — Александра Мороз
1982 — Конфликтная ситуация
1982 — Сеанс одновременной игры — Ольга Васильевна Пинчук, корреспондент
1982 — Транзит — Алла Глебовна
1983 — Долгая дорога к себе — Анна Алексеевна Якушева, художник
1983 — Карантин — мама
1983 — Когда играли Баха — Инна
1983 — Подросток — Альфонсина
1984 — Сказки старого волшебника — жена Синей бороды
1985 — Дети солнца — Лиза
1985 — Сцены из драмы «Маскарад» (телеспектакль) — Нина Арбенина
1986 — Дикий ветер — Бэла
1988 — Француз — Анна
1989 — Прямая трансляция — Люся
1990 — А вот и я
1990 — Бес в ребро — Ирина Сергеевна
1993 — Роль — бывшая пионервожатая
1993 — Русский регтайм — Маша
1994 — Призрак дома моего
1996 — Маленькая королева и другие
1999 — Цветущий холм среди пустого поля — Анна
2001 — Не покидай меня, любовь — Таня
2001 — Саломея — Софья Бронина
2003 — 2004 — Евлампия Романова. Следствие ведёт дилетант — Катя Романова
2004 — Дети Арбата — Софья Александровна, мать Панкратова
2004 — Талисман любви — Любовь Евсеевна Уварова
2004 — Четыре Любви — Люба
2006 — Многоточие — Кира Георгиевна, скульптор
2006 — Служба доверия — Кира Сергеена Глазунова
2008 — Цыганочка с выходом — Марина Викторовна, мать Ивана
2009 — Иван Грозный — Ефросинья Старицкая
2009 — Сынок — адвокат
2009 — Событие — мать Любы
2009 — Капля света — Маргарита Станиславовна Селезнёва
2010 — Два капитана — мама Нины
2010 — Вуаль Анжелины
2011 — Два билета в Венецию — Нина Сергеевна, мать Саши
2011 — Клеймо
2011 — Дело гастронома № 1 — Ева Ефанова
2012 — Капитаны — Ольга Александровна, мать Нины и Евгении
2012 — Элизиум — тётушка
2014 — Взрослые дочери — хозяйка театра
2015 — Метод — Софья Зиновьевна, учительница
2016 — Память осени — Таисия Семёновна, жена Юсина
2017 — Осиное гнездо — Елизавета Андреевна
2018 — Тайны госпожи Кирсановой — Елизавета Прокофьевна Басаргина, тётя Ларисы
2018 — Ланцет — Валентина Ивановна Седлакова, замглавврача
2019 — Скажи правду — Ирина, тётя Ксении
2019 — Метод-2 — Софья Зиновьевна, учительница
2019 — Плачу с вами (короткометражный)
2019 — Анатомия убийства-2 — Генриетта Яновна
2021 — Медиум — Надежда Аркадьевна, мама Евгения
2021 — Медиатор — Татьяна Викторовна
2022 — Медиум-2 — Надежда Аркадьевна, мама Евгения
2022 — Стюардесса

Озвучивание мультфильмов Евгении Симоновой:

1984 — А в этой сказке было так.

последнее обновление информации: 01.12.2021