Второй пол
С самого своего возникновения философия была занятием мужчин и о мужчинах. Так говорила Симона де Бовуар, французский философ и писательница, которая стала символом феминистского движения второй половины ХХ века.
В 1949 году Симона де Бовуар опубликовала «Второй пол» — одну из главных книг феминизма. Ее главная тема сформулирована прямо: общество в целом, от обычаев до языка (не говоря уже о философии), проникнуто идеей мужественности. Из этой книги, как из семени, вырос современный феминизм. Можно заметить, что мы использовали термин «семя», который также отсылает к семенной жидкости, основному вкладу самца в создание новой жизни. Получается, что мы описали основы феминизма, используя мужской термин.
Аристотель ясно выражал свою позицию — только мужчины являются в полной мере людьми — и до тех пор, пока поздние философы не оспорили его точку зрения, мужчина оставался «мерой всех вещей». Другими словами, стандартной была ситуация, согласно которой все новые философские концепции и точки зрения «примерялись» на мужчину.
«Я» и «Другой»
Де Бовуар заявила, что философы часто говорят о «себе», но снова описание этой концепции дается исключительно с мужской точки зрения. Философ-мужчина не может обсуждать, что он понимает под «Я» в каком-то ином ракурсе. Де Бовуар утверждает, что осознание себя у женщины и мужчины равноценны, но различны, когда речь заходит о мужском «Я»: мужчины — это «Я», а женщины — это для него «Другой».
В основе этой концепции находится пояснение предыдущих призывов к равенству полов, сделанных Мэри Уолстон Крафт и Джоном Стюартом Миллем: равенство женщин оценивается по тому, насколько они подобны мужчинам. Недостаточно сказать, что к женщинам должны относиться так же, как к мужчинам, потому что во внимание не принимается то, что два пола различны и имеют разные представления о себе.
Предопределенная женщина
Де Бовуар описывает то, как женщинам дается характеристика мужчинами в обществе, где последние доминируют. В основном, это описание заключается в определении того, насколько женщины отличаются от мужского стандарта. В Древней Греции женщины были поставлены в один ряд с загадкой природы — находящейся за пределами разума, непредсказуемой и неудержимо притягательной. Современная женская идентичность сохранила большую часть этой запутанной смеси качеств. От женщины ждут (мужчины, разумеется), что она будет сексуальной, целомудренной, заботливой и волнующей одновременно.
Женский опыт
Как философ, де Бовуар выбрала феноменологический подход, то есть она стремилась понять реальность исходя из переживаний (опыта), воспринимаемых разумом. она писала, что каждый научился понимать окружающий мир по-своему, но еще де Бовуар утверждала, что восприятие мира мужчиной фундаментально отличается от того, как мир воспринимается женщиной. «Я» мужчины было сформировано внутри тела, которое образовало это средство связи со всей остальной Вселенной. Женщина взаимодействует со Вселенной посредством абсолютно другого тела, а «другой», созданный внутри нее, также отличается.
Еще в университете Симона де Бовуар встретила Жана Поля Сартра, который стал ее спутником жизни и важнейшим философом-мужчиной своего поколения. Так же, как и Сартр, де Бовуар была экзистенциалистом и была согласна с его позицией в философии, которая заключалась в том, что человеческая природа не представляет собой нечто заведомо определенное и установленное, но каждый человек самостоятельно создает ее для себя. Таким образом, утверждает де Бовуар, каждая женщина должна сама понять, как ей жить и создать для себя роль, которую она будет выполнять. Для женщин было совершенно нецелесообразно пытаться подражать поведению мужчин, к тому же это становилось все труднее, так как необходимо было игнорировать все привычные представления о женственности, развивавшиеся на протяжении многих поколений в обществе доминирования мужчин.
«Женщиной не рождаются, ею становятся». (Симона де Бовуар)
Женский или женственный
Де Бовуар сформулировала различие между обладанием женской анатомии и женским поведением. Первое является продуктом биологии, второе — социальным конструктом, также являющимся набором невозможных для осуществления идеалов, делающих из женщин пассивных индивидуумов, которые могут рассчитывать, в лучшем случае, только на одобрение мужчин. В начале «Второго пола» она пишет: «К нам взывают: «Будьте женщинами, останьтесь женщинами, станьте женщинами». Значит, не всякое существо женского пола обязательно является женщиной».
Так что же является подлинной «природой Другого», присущей человеческим существам женского пола? И следует ли из философии де Бовуар, что мужчины должны пересмотреть свое ощущение себя?
Симона де Бовуар: биография, феминизм, философия, творчество
Симона де Бовуар: биография, феминизм, философия, творчество — Наука
Содержание:
Симона де Бовуар (1908 — 1986) была французским писателем, философом и борцом за права женщин. Она следовала за течением экзистенциализма, и ее идеи были центральными для теоретизирования феминизма.
В своих текстах он обращался к художественной литературе и другим жанрам, таким как эссе, биографии и монографии. Одна из его самых известных книг была Второй секс, трактат, в котором она рассматривала социальную реальность женщин с исторической точки зрения.
С участием Второй секс Бовуар заложил теоретические основы современного феминизма с такими аргументами, как угнетение патриархата. Он также призвал женщин искать своего освобождения, особенно в экономической сфере.
Этот французский автор общался с наиболее выдающимися интеллектуалами-экзистенциалистами, такими как Альбер Камю, Морис Марле-Понти и Жан-Поль Сартр; с последним Бовуар поддерживал интимные и интеллектуальные отношения до своей смерти.
Она не только интересовалась анализом феминизма, но и занималась политическими, этическими и социологическими проблемами. Какое-то время она была учительницей средней школы, но писательское призвание у нее было сильнее.
Несмотря на то, что она была воспитана в буржуазно-католической семье, Бовуар отвергала религию своих родителей с подросткового возраста и была привлечена к марксистскому течению, поскольку считала, что оно идет рука об руку с феминизмом.
биография
Ранние года
Симона Люси-Эрнестин-Мари-Бертран де Бовуар родилась 9 января 1908 года в Париже, Франция. Его отцом был юрист по имени Жорж Бертран де Бовуар, а матерью — Франсуаза Брассер; Симона была старшей из двух дочерей в браке.
Хотя отец объявил себя атеистом, семья Бовуар получила образование от его матери в католической религии. Отец девушки работал секретарем по юридическим вопросам и считал себя связанным с французской аристократией, поэтому был крайне консервативен.
С самого раннего возраста Симона де Бовуар считалась очень умной девушкой. Осознавая ее качества, отец пытался стимулировать ее интеллектуальность с помощью различных чтений, которые он сам выбрал для своей дочери.
Образование
Она училась в Институте Аделины Дезир, пока ей не исполнилось 17 лет, а в 1925 году она сдала экзамены в среднюю школу по специальности математика и философия. Пройдя этот этап, молодая женщина продолжила изучение математики в Католическом институте и литературное образование в Институте Сент-Мари.
Позже Симона де Бовуар получила диплом о высшем образовании по французской и латинской литературе в 1926 году.
Наконец, молодая женщина смогла осуществить свое желание изучать философию. Для этого он переехал в Сорбонну, где показал отличную академическую успеваемость и получил сертификаты по истории философии, общей философии, греческому языку и логике.
Он продолжил обучение и в 1928 году получил сертификаты по этике, социологии и психологии. В то время Бовуар защитил диссертацию или «диплом о высшем образовании» о Лейбнице. Кроме того, он проходил стажировку в лицее Янсон-де-Сайли.
Симона де Бовуар участвовала в соревновании по агрегированию в 1929 году, на экзамен, на который она была официально принята в качестве учителя в систему государственного образования. В 21 год она была самой молодой ученицей, сдавшей экзамен, а также получила вторую высшую оценку года после Сартра.
Введение в экзистенциализм
В то время у Симоны де Бовуар появилось много друзей, таких как Поль Низан и Рене Маэ, а также сам Жан-Поль Сартр. Благодаря совместным учебным занятиям у этих персонажей сложились глубокие интеллектуальные отношения, в которых она считалась равной.
Затем у Сартра и Бовуара начался роман, который длился более пяти десятилетий, пока философ не скончался. У них были полиаморные отношения, то есть у них обоих были другие партнеры, пока они были вместе.
В 1931 году Сартр сделал Бовуару предложение, но она отвергла его, главным образом потому, что у нее не было приданого и она не хотела оказаться в неудобной ситуации.
Учитель и автор
Симона де Бовуар работала учителем в различных средних школах после получения лицензии на государственное образование. В 1931 году она получила должность в Марселе, а Сартра отправили на преподавательскую должность в Гавр, через год она переехала в Руан.
После нацистской оккупации Франции Бовуар была уволена с должности в парижской средней школе, в которой она работала с 1936 по 1939 год.
В оставшиеся годы Второй мировой войны Бовуар посвятил себя писательству и в 1943 году опубликовал свой первый роман: Гость.
В том же году, после того, как спорное обвинение в коррупции в отношении несовершеннолетних, за то, что поддерживал отношения со студентом в средней школе, где она работала в 1939 году, ее разрешение преподавать во французской системе образования была отозвана.
В любом случае, с успехом своей первой книги, Бовуар решила продолжить работу в качестве автора и оставить свою педагогическую карьеру позади.
В 1944 году она снова опубликовала, но в новом для нее жанре: эссе по философии, которое она назвала Пирр и Киниас, в которой он исследовал экзистенциальную этику. В следующем году вместе с кругом, в котором она развивалась, она была одним из основателей левого журнала. Les Tempes Modernes.
В этом французском издании Бовуар был редактором и автором.
Успех
Важнейшим этапом в карьере Симоны де Бовуар стала публикация книги Второй секс, в 1949 году. В этой работе философ представил ряд идей, которые идентифицировали ее как феминистку и в то же время определили многие аспекты этого движения.
Бовуар заявил, что «вы не рождаетесь женщиной, вы становитесь женщиной». С его точки зрения, то, что считается «женским», является социальной конструкцией. Несмотря на все это, она сама отрицала свою связь с феминизмом в то время своей жизни.
В 1950-е годы Бовуар жил с молодым режиссером по имени Клод Ланцманн, он был единственной парой, с которой она делила дом.
Автор опубликовал Мандарины В 1954 году вышла книга, за которую он получил премию французской литературы под названием Prix Goncourt. В этом романе он рассказал об аспектах своей интимной жизни, например, описал свои отношения с американским писателем Нельсоном Олгреном.
Он продолжал исследовать жанр художественной литературы в течение следующих нескольких лет, но Бовуар также писал в своем тексте о старении с политической точки зрения. Старость, опубликовано в 1970 году.
В 1975 году он получил Иерусалимскую премию, которая была присуждена авторам, которые своим творчеством боролись за свободу.
В последние годы
К 1970-м годам Симона де Бовуар признала, что она сторонница феминистской борьбы и была связана с женским освободительным движением во Франции, которое, среди прочего, выступало за легализацию абортов (что было достигнуто в 1974 году).
Австрийская государственная премия в области европейской литературы была присуждена Бовуару в 1978 году.В то время французский писатель и философ была очень разочарована и опечалена, увидев, чем закончилась жизнь ее возлюбленного Жан-Поля Сартра.
Автор, философ и партнер Бовуара закончил свои дни пьяным, наркозависимым и женщинами. Несмотря на это, она была рядом с ним до смерти Сартра в 1980 году, а это означало, что они были вместе более 50 лет.
Через год после смерти спутницы жизни Бовуар опубликовал Церемония прощания, в котором он говорил о конце дней философа Жан-Поля Сартра. В более поздние годы она взглянула на себя и опубликовала часть своей переписки.
Смерть
Симона де Бовуар скончалась 14 апреля 1986 года в Париже, Франция. Его смерть была результатом пневмонии, когда ему было 78 лет. Ее похоронили рядом с Сартром на кладбище Монпарнас.
В 1980 году Бовуар удочерил Сильви Ле-Бон, которая стала наследницей его литературных прав. Ле-Бон отвечал за публикацию большей части неопубликованной переписки французского философа.
Феминизм Симоны де Бовуар
Симона де Бовуар не хотела, чтобы ее называли «феминисткой» до 1972 года, когда она публично признала, что отождествляет себя с движением. Несмотря на это, работы этого философа очень обогатили идеологию феминизма.
Одним из текстов, оказавших наибольшее влияние на освободительную борьбу женщин 60-70-х годов, был Второй секс. В этом тексте автор критикует традиционную философскую мысль, которая установила молчаливое мужское превосходство.
По мнению Бовуара, истинное равенство между обоими полами требует допущения различий между мужчинами и женщинами.
Он также думал, как и другие экзистенциалисты, что для определения «я» он должен сравнить себя с «другим». Однако, поскольку обычно мужчины пытались определить «сущность бытия», женщинам отводилась роль «других».
Таким образом, мужчины нашли повод мифологизировать женщин и, следовательно, не понимать их или их проблемы.
Многие идеи, выдвинутые Бовуаром, помогли определить направление, в котором феминизм развился в последующие годы, то есть это был один из факторов, приблизивших его к борьбе с патриархатом.
Философия
Работы Симоны де Бовуар сильно повлияли на экзистенциалистскую этику, особенно на ранние работы, которые она опубликовала. Это случай Pyrrhus et Cineas, в котором он обратился к этической ответственности действий, которые затрагивают отдельных лиц и другие группы.
Для французского философа в мире без Бога ответственность за создание моральных рамок лежит на отдельных людях. По словам Бовуара, действия людей должны быть мотивированы поиском свободы как индивидуально, так и в других.
Симона де Бовуар не считала, что свобода других угрожает ее собственной свободе, а, наоборот, укрепляла ее. Он также считал, что трансцендентность не должна измеряться внешней проверкой, это должен быть сам человек и его проект, которые определяют трансцендентность его сущности.
В Этика двусмысленностиБовуар придерживается своей позиции свободы, но ограничивает ее. Для нее свобода заключена в выборе, посредством которого человек должен выбрать то, что соответствует его плану, и это позволяет ему обрести трансцендентность.
Этот текст считается одним из наиболее доступных широкой публике экзистенциалистских произведений. Бовуар утверждал, что философия может быть этичной только до тех пор, пока ценит свободу каждого из уже существующих людей.
Он проводил различие между течениями мысли, которые искали освобождения, и философской мыслью, которая отдает предпочтение универсальному, как в случае Гегеля, Канта или Маркса, которую он называл философией абсолюта.
Работы Симоны де Бовуар
– Pyrrhus et Cinéas, 1944. Философский очерк.
– Кровь других, 1945. Роман (Le Sang des autres).
– Бесполезные рты, 1945. Играть (Бесполезные буши).
– Все люди смертные, 1946. Роман (Tous les hommes sont mortels).
– Этика двусмысленности, 1947. Очерк (Налейте моральный дух в амбигуите).
— Америка изо дня в день, 1948 год. Автобиография — Путеводитель (L’Amérique au jour le jour)
– Второй секс, 1949. Очерк (Le Deuxième Sexe).
– Мандарины, 1954. Роман (Les Mandarins).
– Сжечь Шаде?, 1955. Очерк (Мы должны сжечь Сада?).
– Долгий марш 1957. Очерк (La Longue Marche).
– Воспоминания об официальной молодой женщине 1958. Автобиография (Mémoires d’une jeune fille rangée).
– Полнота жизни, 1960. Автобиография (Force de l’âge).
– Сила вещей, 1963. Автобиография (La force des choses).
– Очень сладкая смерть, 1964. Автобиография (Une mort très douce).
– Красивые картинки, 1966. Роман (Les Belles Images).
– Сломанная женщина, 1967. Роман (La Femme rompue).
– Старость, 1970. Очерк (La Vieillesse).
– Tout compte fait, 1972. Автобиография.
– Когда духовное преобладает, 1979. Роман (Quand Prime Le Spirituel).
– Церемония прощания, 1981. (Cérémonie des adieux).
Ссылки
- En.wikipedia.org. 2020.Симона де Бовуар. [онлайн] Доступно на: en.wikipedia.org [Доступно 9 сентября 2020 г.].
- Британская энциклопедия. 2020.Симона де Бовуар | Французский писатель. [онлайн] Доступно на: britannica.com [Доступно 9 сентября 2020 г.].
- Бергоффен, Д. и Берк, М., 2020.Симона де Бовуар (Стэнфордская философская энциклопедия). [онлайн] Plato.stanford.edu. Доступно на: plato.stanford.edu [доступ 9 сентября 2020 г.].
- Массет, С., 2020.Бовуар, Симона Де | Интернет-энциклопедия философии. [онлайн] Iep.utm.edu. Доступно на: iep.utm.edu [доступ 9 сентября 2020 г.].
- СВЯЩЕННИК, Дж., 2017.Философ месяца: Симона де Бовуар [Хронология] | Oupblog. [онлайн] OUPблог. Доступно на: blog.oup.com [доступ 9 сентября 2020 г.].
10 лучших гериатрических резиденций в Хаэне
Симона де Бовуар
Биография
Уроженка Парижа по имени Симона де Бовуар была последовательницей экзистенциального направления в философии и одной из основательниц политического еженедельника «Новые времена». Кроме этого, женщина прославилась как активистка французского движения феминисток, гражданская супруга Жан-Поля Сартра, а также любовница лауреата американской книжной премии — писателя-романиста Нельсона Олгрена.
Детство и юность
Француженка Симона-Люси-Эрнестина-Мари Бертран де Бовуар появилась на свет 9 января 1908 года в Париже в семье потомственных аристократов, принадлежащей роду Гильома из Шампо. Ее отцом был секретарь процветавшей юридической фирмы, а матерью — набожная и ревностная католичка, которая являлась наследницей финансиста, известного под фамилией Брассо.
Embed from Getty Images Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар в молодости
С детства Симону, отданную на попечение монахинь из учебного заведения Кур Дезир, готовили к добропорядочной жизни в обществе, и она думала, что выйдет замуж за принца или, на худой конец, за какого-нибудь буржуа.
Впрочем, из-за разорения главы семейства этим далеко идущим планам не суждено было сбыться, и малышка, бывшая прилежной воспитанницей, окончательно похоронила блестящие мечты. Сидя за книгами Поля Клоделя и Мориса Барреса, де Бовуар решила стать популярной писательницей и за короткий срок подготовилась к поступлению в Сорбонну, а также на курсы литературы и филологии в учебном заведении Sainte-Marie de Neuilly.
В 1927 году Симона, ставшая одной из немногих женщин, получивших диплом университета, свела дружбу с будущим философом-социологом Клодом Леви-Строссом, экзистенциалистами Рене Майо, Жан-Полем Сартром и представителем феноменологии Морисом Мерло-Понти.
Они оказали значительное влияние на карьеру девушки и ее последующую биографию и заставили посещать Высшую нормальную педагогическую школу Франции, чтобы пройти agrégation, или конкурсный экзамен по специальности. Успешно справившись с этим испытанием, де Бовуар стала преподавателем философии и создала ряд литературных произведений, а также организовала журнал о политике, популярный во время «сидячей войны».
Книги
В конце 1930-х годов Симона предприняла первую попытку опубликовать собственное сочинение, но сборник под названием «Главенство духа» ни одним издательством не был принят. Тогда женщина написала роман «Гостья», наполненный почерпнутыми от коллег философскими идеями, и в 1943 году он стал первым из опубликованных работ.
В этом произведении, обошедшем стороной неоднозначные события французской политики того времени, Симона нарисовала картину «грез шизофренички» и во главу угла поставила историю странных романтических отношений, прообразом которых послужила жизнь. Создавая книгу, де Бовуар попыталась преодолеть ревность к новой пассии собственного возлюбленного и через осознание разницы между страстью и общением пришла к пониманию, что такое экзистенциализм.
Embed from Getty Images Писательница Симона де Бовуар
Стремление отказаться от традиционного образа покорной женщины и создать героиню, вопреки условностям, способную на свободное проявление собственных эмоций, привело к созданию книги «Пирра и Цинеаса», напечатанной в 1944 году. В ней писательница сделала вывод о том, что любое действие связано с угрозой провала и поражения, и человек, регулярно его предпринимающий, обязан смириться и идти на риск.
Другое произведение из библиографии этого периода, описывавшее события французского Сопротивления и опубликованное под названием «Кровь других», было посвящено проблеме ответственности людей за собственные решения. За океаном его сочли экзистенциальным учебником и признали одной из лучших написанных Симоной книг.
Личная жизнь
По словам современников, Симона была счастлива в личной жизни, особенно после знакомства с возлюбленным, которым являлся Жан-Поль Сартр. За годы, проведенные вместе, между мужчиной и женщиной были свободные отношения, приводившие к флирту с несовершеннолетними и образованию трио и пар.
Embed from Getty Images Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар
Среди людей, с которыми писательница и ее партнер крутили романы, были студенты Натали Сорокина, Бьянка Ламблен, Жан-Лоран Бост и Ольга Казакевич. А после визита де Бовуар в Соединенные Штаты Америки, где была сделана ее знаменитая фотография перед зеркалом, преданным другом француженки стал писатель Нельсон Олгрен.
Смерть
Последний период жизни де Бовуар провела в Париже, острая форма пневмонии стала причиной ее смерти в 1986 году.
Embed from Getty Images Симона де Бовуар в последние годы
История писательницы была рассказана в художественном фильме «Любовники Кафе де Флор», снятом режиссером Иланом Дюраном Коэном, а к 100-летнему юбилею знаменитой француженки преподнесена в издании под названием Le Nouvel Observateur.