Шустов М Н Пожарный биография

Настоящий «Огонь»: 10 пламенных фактов о фильме-катастрофе

В кинотеатрах вышел блокбастер «Огонь». Режиссер Алексей Нужный снял зрелищную киноленту, которая рассказывает о буднях героев – пожарных и спасателей. Ежедневно они сталкиваются с опасностью, не пасуют перед трудностями и решительно дают отпор безжалостному всепоглощающему огню. Главные роли в фильме-катастрофе сыграли российские актеры, чьи имена у всех на слуху: Константин Хабенский, Виктор Добронравов, Роман Курцын, Стася Милославская, Иван Янковский и многие другие. Реальные опасности, умопомрачительные трюки, музыка «тюменского Ханса Циммера» – обо всем этом мы расскажем в подборке интересных фактов. В нашем материале вы узнаете, как разгорался «Огонь».

  • Идея снять фильм о нелегком труде пожарных посетила Алексея Нужного, когда он случайно услышал разговор девушек в кафе. Они расстраивались, что рядом совсем нет настоящего мужчины, который может и плечо подставить в трудную минуту, и из огня вытащить. Режиссер загорелся идеей сделать фильм о таких людях, сильных и смелых, неравнодушных к беде и всегда готовых ринуться на помощь. Нужный встретился со своим другом Игорем Осиповым, работавшим в «Авиалесоохране», и его рассказ о непростой работе пожарных и спасателей помог режиссеру сформировать саму идею будущего блокбастера. К сожалению, в последний съемочный день стало известно, что Игорь погиб при исполнении служебных обязанностей.
  • Для того чтобы отразить будни пожарных достоверно, создатели фильма консультировались со специалистами из «Авиалесоохраны» и МЧС. У сценаристов «Огня» была возможность понаблюдать за тем, как в действительности работают профессионалы. Так, Алексей Нужный и его группа провели в дыму и огне весь день, чтобы воочию увидеть, как пламя уничтожает лес и все живое. Кроме того, МЧС и «Авиалесоохрана» предоставили специально для фильма воздушную технику: вертолеты Ми-8, самолеты Ил-62, Ан-26 и многоцелевые Бе-200.

  • Алексей Нужный стремился создать фильм с минимальным количеством компьютерной графики. Однако за сохранность деревьев переживать не стоит. Команда «Огня» приобрела уже спиленные деревья, и уже из них были созданы внушительные лесные декорации.
  • Исполнители главных ролей готовились к своим ролям самым тщательным образом. Они общались с пожарными и спасателями, перенимая их опыт, и изучали документальные ленты. Также они уделяли особое внимание физической форме и тренировались по индивидуальным программам.
  • Неудивительно, что после такой подготовки актеры выполнили практически все трюки самостоятельно. Однако в сцене с парашютистами участвовали десантники-пожарные «Авиалесоохраны». «Для нас они делали даже то, что вообще-то запрещено инструкцией», – поделился режиссер.

  • Алексей Нужный при создании персонажей обращал внимание и на характеры тех актеров, которые их играют. «Когда я в первый раз приехал на пробы, сказал ему: «Леш, такая штука – я в институте подрабатывал факиром: тушил факелы, пыхал огнем. Просто научился, чтобы как-то подзаработать». И он ответил: «О, давай это используем!». И мы целую прикольную сцену придумали, в которой мой Серега демонстрирует эти умения. Это отражает его характер – что он ничего не боится. С огнем у него такой постоянный спарринг: он победит или его победят», – рассказал Роман Курцын.
  • Автором музыки к «Огню» стал дебютант Кирилл Бородулев. Алексей Нужный встретил его на своем мастер-классе и, ознакомившись с его творчеством, назвал молодого композитора «тюменским Хансом Циммером». Режиссер рассказал об особом подходе, которым они с Кириллом пользовались при создании музыки: «Я описывал ему свои ощущения от каждой сцены, а он воплотил эти чувства в ноты, поэтому саундтрек у нас отражает не экшн-состояние или катастрофу, а то, что человек чувствует». Кстати, саундтрек был записан Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии под управлением выдающегося дирижера Сергея Ивановича Скрипки.

  • В процессе съемок у артистов настала действительно горячая пора. «Сниматься было реально горячо и иногда страшно, кто-то обжигался, мы постоянно дышали этим угарным газом, теряли вес. Гримировали нас под копоть, все черное – уши, глаза…» – вспомнил Иван Янковский. Он добавил, что особенно жарко было сниматься в огнеупорной экипировке под палящим солнцем.
  • Константин Хабенский рассказал, что изначально его персонажа хотели сделать «брутальным человеком», который ведет за собой отряд таких же смельчаков. Но актеру вместе с режиссером Алексеем Нужным удалось убедить продюсеров, что герои «Огня» – это обычные люди, а не типичные герои блокбастера. Их достижение кроются прежде всего в том, что честно выполняют свою работу и борются с жестокой стихией.
  • За время съемок актеры стали настоящей крепкой командой – такой же, как и их персонажи. «Константин Юрьевич он и в жизни – в силу опыта и нашего к нему огромного уважения – был нашим наставником, главным человеком в актерской команде. Он понял, что нужно брать ответственность на себя и вести за собой в течение фильма как в кадре, так и вне его. И мы все здорово сработались. С Витей Добронравовым мы с «Т-34» большие друзья, с остальными ребятами здесь на проекте сплотились», – поведал Антон Богданов.

«Огонь» – зрелищный, искренний и трогательный фильм о подвигах, героизме и любви. Уже в кино.

На подвиг как на работу: «Огонь» сняли по реальным историям спасателей

Есть такая работа — людей cпасать. И вот как раз о таких специалистах, ежедневно идущих на подвиг, и рассказывает фильм «Огонь», премьера которого состоялась в столичном кинотеатре «Октябрь» в последние дни уходящего года.

Это картина о людях, которые борются с лесными пожарами, спасая леса со зверями и поселки с людьми. О людях, которые в конечном счете оказываются сильнее огня.

В картине снимались Константин Хабенский, Виктор Сухоруков, Андрей Смоляков, Юрий Кузнецов, Виктор Добронравов, Иван Янковский, Антон Богданов, Роман Курцын, Стася Милославская и многие другие.

История о настоящих героях

Зрители фильма «Огонь» увидят на экранах настоящие подвиги, но еще больше подвигов осталось за кадром.

— Все началось с того, что в простом московском кафе я услышал разговор трех девушек, — рассказывает нам режиссер Алексей Нужный. — Они сидели и тосковали: «Эх, нет мужика нынче! Простого, сильного, настоящего — чтобы взял меня и вынес из этого огня!» Тогда я понял, что это очень серьезная женская потребность, и начал искать историю про настоящих сильных мужчин, чтобы сделать кино про заботу, внимание и любовь.

В этом мне помогла встреча с моим другом Игорем Осиповым. На тот момент он работал в «Авиалесоохране» пожарным-спасателем и каждое лето улетал останавливать лесные пожары. Игорь рассказал мне об опасностях профессии и поведал много интересных историй. Например, как они деревню от верхового огня спасали и выносили женщин на руках. Так все и совпало. К сожалению, так случилось, что в наш крайний съемочный день Игоря не стало. Сегодня мы стараемся финансово и эмоционально поддерживать его семью. Вечная память герою — пожарному «Авиалесоохраны» Игорю Осипову.

Увидеть огонь вблизи

Консультантами у создателей картины были пожарные из подмосковного отделения «Авиалесоохраны» и из республики Карелия, где сценаристы смогли воочию понаблюдать за работой специалистов на лесном пожаре. В процессе съемок команду фильма консультировали специалисты МЧС Карелии, Московской, Ленинградской и Ростовской областей. Они же обеспечивали безопасность на земле, на воде и в воздухе с применением специальной техники.

Благодаря содействию МЧС в фильм вошли реальные кадры страшных лесных пожаров в Красноярском крае. Режиссер стремился минимизировать объем компьютерной графики, так как хотел, чтобы в глазах актеров «отражалось настоящее пламя».

— Был даже случай: мы напросились на пожар вместе с карельской группой пожарных, — рассказывает нам режиссер. — Я вместе с летчиком-наблюдателем полетел на самолете смотреть, где горит. Обнаружили в лесу небольшой очаг возгорания, но когда мы туда приехали с группой, пожар уже охватил больше двух квадратных километров леса. Огонь ведь очень быстро и растет, и движется. Мы провели в дыму и огне целый день, наблюдая, как работает группа профессиональных пожарных, увидели своими глазами это страшное бедствие: как горят деревья и все живое в лесу…

Преодолевая страх

В рамках подготовки к съемкам исполнители главных ролей общались с пожарными и спасателями, смотрели документальные фильмы о тушении лесных пожаров, занимались физической подготовкой по индивидуальным программам. Практически все трюки в картине актеры выполнили самостоятельно.

— Моего героя зовут Сергей Зотов, — рассказывает нам Роман Курцын, исполнитель одной из главных ролей. — Он бывший спецназовец, ВДВшник. Когда мы придумывали этого персонажа, решили, что он такой сорвиголова: ничего не боится — ни огня, ни хорошей драки, совсем ничего! Когда я готовился к этому проекту, очень много общался с ребятами-пожарными. Так вот, мне кажется, все они готовы пожертвовать собой ради спасения незнакомого человека. Это, конечно, удивительно — то, что они спокойно идут на подвиг как на работу… Особенно пожарный десант: они же не понимают, где их выкинут, где и как они приземлятся. У них одна цель — выжить и потушить огонь. А ведь горящий лес – это невероятно страшно! Когда перед тобой стена огня — ощущение, что в этих условиях невозможно выжить! А они как раз «заточены» на то, чтобы останавливать эту стихию. Потрясающая самоотверженность!

Роль «по наследству»

Во время съемок выяснилось интересное обстоятельство. Исполнитель одной из ролей Андрей Смоляков оказался довольно близок к пожарным.

— Для меня эта тема вообще родная: я родился и вырос в пожарной охране №2 города Подольска при Подольском механическом заводе, — признался нам Андрей. — У меня там служил дед, и на первом этаже был отряд, а на втором жили семьи. Поэтому, как говорится, если б меня не пригласили сниматься в этот фильм, я бы обиделся! (Смеется.) К тому же, это не какая-то фантасмагория про суперлюдей — это попытка снять честное кино про реальных людей, и выбраны люди именно этой профессии. Мой персонаж уже не работает «в поле» — он руководитель, из числа людей с повышенной ответственностью, повышенной болью. Он поставлен в крайние условия и вынужден принимать очень непростые решения, преодолевать себя. У моего героя есть замечательная фраза: «Лучше я под суд пойду, чем дам сгореть своим ребятам!» Вот такой человек. Я не срисовывал его с деда, здесь другое: тут нужно было быть убедительным, зная, что у тебя треть страны горит. Это, пожалуй, самое сложное было…

Герои рядом с нами

Был на премьере и исполнитель главной роли Константин Хабенский. Обычно актер немногословен, но тут он признался, что это был важный для него проект.

— Мы постарались, чтобы это был не просто блокбастер с огнем, тушением пожаров, спасением людей и так далее, — говорит нам актер. — Мы стремились сделать прежде всего человеческую историю. Главные герои — ребята очень простые. Они редко бывают дома, за смешную зарплату в три рубля летают на вертолетах и самолетах, десантируются, бегают по лесам, пытаясь нейтрализовать огонь. И у них по разным причинам не всегда это получается… Они подвергают свои жизни опасности и даже гибнут. Что это за люди — подумал я? Сначала продюсеры хотели, чтобы мой персонаж был брутальным мужиком, который ведет за собой отряд таких же смельчаков. Но вместе с режиссером мы пофантазировали немного — и нам удалось убедить команду создателей, что герой и его парни – не привычные герои блокбастеров с большой буквы. Что они как раз из тех, с кем мы сталкиваемся в дешевых сетевых магазинах, на улицах, в транспорте… Это люди, на взгляд некоторых, ничего особенного не добившиеся в жизни. Но они бесконечно преданны своей профессии и честно занимаются своим делом. Именно такие люди летают, бегают и тушат пожары, рискуя собой. А те, кто чего-то добился в жизни — они эти пожары разжигают, заметая следы после вырубки лесов… Хотелось рассказать об этих простых и настоящих людях, честно занимающихся своим делом. И надеюсь, нам это удалось…

Яна Невская, фото Вадима Тараканова и пресс-службы фильма

Тихон Жизневский: «Люди очень соскучились по искренности»

интервью >>

В российский кинопрокат вышел фильм Алексея Нужного «Огонь» – сложнопостановочная драма о буднях лесных пожарных, для которых рутинное тушение огня в Карелии превращается в настоящую катастрофу. Одну из главных ролей в этой «великолепной шестерке» – а именно столько человек должно быть в пожарном отряде – исполнил актер Тихон Жизневский . Его герой Максим Шустов – балагур с гитарой, уверенно находящий общий язык и со строгими женщинами из бухгалтерии, и с детьми, оказавшимися в чрезвычайной ситуации. Мы поговорили с артистом о его отношении с кино и театром, съемках в «Огне» и с огнем, работе с Константином Хабенским и бремени популярности.

Вы довольно успешно снимались несколько лет назад – в фильмах «Дикари» и «На игре», – но потом, кажется, у вас случился большой перерыв. С чем он был связан?

Когда я работал в кино, мне просто очень не нравилось то, что у меня получалось, так что я решил с этим немного завязать. Я 10 лет служил в театре, набрал немного жирка, и сейчас мне показалось, что снова можно попробовать с кино, тем более, что материал предложили достойный.

Когда вам попался сценарий фильма «Огонь», что было основополагающим – текст с хорошо прописанным характером вашего персонажа или возможность поработать с суперпрофессиональной продюсерской командой и режиссером Алексеем Нужным?

Всё вместе. Когда меня позвали на пробы, у меня как раз появилось свободное время, поэтому я решил на них съездить, а сценарий, кстати, получил уже только после того, как меня утвердили. Я прочитал его, увидел, что мой персонаж там действительно очень хорошо прописан – возможно, даже лучше, чем остальные, так что решил не отказываться и еще раз окунуться в кино, попытавшись себя не расстроить.

Ваш персонаж постоянно ходит с гитарой, у остальных, кстати, нет таких отличительных черт. У вас самого какие отношения с музыкой, и не мешала ли вам на съемках эта гитара?

Я играю на гитаре, хотя на примитивном уровне – могу вечером в компании исполнить какую-то песню. И папа у меня тоже отлично играет на гитаре и прекрасно поет. Так что сложности в кадре у меня не было. Да, таскал я ее там, мешалась, но ничего страшного.

А если говорить про другие черты вашего героя? Он такой обаятельный парень, который, кажется, единственный в фильме общается и с женщинами, и с детьми.

Я общаюсь и с женщинами, и с детьми. И к мужчинам хорошо отношусь. Так что, наверное, общие черты есть. Не буду же я говорить, что я такой же обаятельный балагур. Я прекрасно чувствую себя в разношерстных компаниях, нахожу со всеми общий язык и, мне кажется, у меня немного в жизни каких-то ненавистников или врагов. Я стараюсь со всеми найти общий язык и вообще не конфликтный человек.

По сравнению с остальными актерами у вас, наверное, были самые тяжелые съемки. Есть очень драматичная сцена с детьми, с открытым огнем – не буду все спойлерить. Какие сложности вы испытывали?

Всё происходило в штатном режиме. Были, конечно, пиротехнические штуки, ребята с удовольствием проливали этот огонь и на съемках действительно было жарко, в какие-то моменты приходилось пережидать, пока он прогорит, потому что нельзя было рядом находиться. Но все очень следили за безопасностью, и поэтому никто не обжегся. А для одной из сцен меня подвешивали на кранах на «буханке», хотя в жизни я машинами управляю не очень.

Страшно не было?

Нет, это же кино, так что там все безопасно. Даже дети, о которых вы уже сказали, спокойно снимались. Хотя на съемках было очень холодно, и я их в перерывах между дублями грел, очень уж они мерзли.

Много ли вы снимали на «зеленке» в павильонах?

Нет, в фильме в принципе немного компьютерной графики, но даже те сцены, что были на «зеленке», снимались на улице, в павильонах у меня вообще не было съемок. У нас всё действительно горело вокруг, стояли специально посаженные деревья с подведенными шнурами, которые свистят, когда горят. Конечно, что-то дорисовано, но в основном все вживую снимали.

Помню, когда «Огонь» еще только презентовали на питчинге, многие вспоминали «Дело храбрых». У вас как у актера была необходимости искать какие-то референсы?

Не знаю, почему все так стали вспоминать про «Дело храбрых». Мне кажется, с этим фильмом «Огонь» связывает только тема лесного пожара, а в остальном это две совершенно разные оригинальные истории. Алексей мне, скорее, приводил рефренсы из советского кино. В частности, моего героя он видел как такого «Максима Перепелицу» – душу компании, очень искреннего человека, который может решить проблемы. Таких персонажей, кстати, в нашем кино сейчас мало. Как, в общем, и в жизни.

Кстати, «Огонь» мне напомнил больше о советском кино, и вкупе с недавно вышедшим «Перевалом Дятлова» он, кажется, задает такой тренд именно на отсылки к советскому кинематографу в лучших его проявлениях.

Мне кажется, у нас сейчас огромная мода на искренность, простодушие и доброту. Даже в интернете, когда появляются ролики с искренними проявлениями эмоций, они сразу попадают в топы. Наверное, потому, что время очень цинично, хотя оно, возможно, всегда таким было. Но сейчас оно до такой степени цинично, что если появляется любая искренняя искра, это сразу находит отклик. Люди по этому соскучились, они устали постоянно смотреть драму, серость, им и так непросто, поэтому, понятно, что хочется хоть чуть-чуть позитива.

Продолжая тему героев, в «Огне» показан такой правильный бытовой, а не ура-патриотический героизм, когда люди просто живут и честно делают свою работу. Ваша другая картина, которая только выйдет в прокат в следующем году «Майор Гром» – это супергероика. Насколько по-актерски различается работа над такими персонажами?

Капитально! Причем в «Громе» у меня даже другая – короткая – стрижка, с которой я сейчас хожу. И когда я пришел на премьеру «Огня», меня половина людей не узнала. Конечно, там другой жанр, комикс, совсем другой способ существования, «Огонь» – кино более реалистичное. Это две совершенно разные работы, и надеюсь, никто даже не поймет, что в них играет один и тот же человек. В этом и заключается задача актера – перевоплощаться и пытаться все время делать разное, хотя бы внешне, а в идеале и внутренне. Там, кстати, совсем не добродушный веселый парень, а напротив очень невеселый, нудный, грустный, уставший от жизни человек, который лупит людей и имеет свои специфические взгляды на жизнь.

Но какая из этих работ сложнее?

В «Громе», конечно, там же не было Константина Юрьевича на переднем плане и нельзя было спрятаться за чьим-то профессиональным плечом. Тут роль яркая, замечательная, но она не такая большая, хотя и здорово прописанная. Там очень много и трюков, и физики, и съемочных дней в два раза больше. К тому же, не привык я драться в кадре. Это вот Ромка Курцын с удовольствием на «Огне» лупился, он это может часами делать – и я не знаю, кто это делает в нашем кинематографе лучше. А я-то совсем не Ван Дамм и не Ромка Курцын, поэтому «Гром» дался тяжеловато.

Раз уж вы упомянули Хабенского, его поведение на съемочной площадке было похоже на то, что в фильме, был ли он таким отцом вашей команды?

Благодаря колоссальному профессионализму его лидерство, конечно, ощущается, хотя он никогда не проявляет его никаким видом. Он очень скромный, но к нему все тянутся, просят советы. Я тоже спрашивал, он подсказывал, так что здорово, что нам удалось вместе поработать.

А с кем из ваших партнеров, из этой великолепной шестерки сложились самые хорошие, дружеские отношения?

С Ванькой Янковским мы скорешились, мы же потом еще на другом проекте вместе работали, так что у нас с ним вообще броманс, уже Tik Tok весь переполнен нашей любовью, и видно, что даже фанатам приятно осознавать, что есть такие актеры, которых связывает искренняя дружба. Витю Добронравова я знаю давно, он потрясающий, высоконравственный порядочный человек. Да вообще все команда была очень хорошо подобрана, мы каждый сотый кадр праздновали – есть такая традиция в съемочных группах – придумывали разные песни, перформансы. Так что помимо того, что в кадре у нас гитара присутствовала, она и за кадром все время ходила по площадке – то Витька что-нибудь споет, то еще кто-нибудь. Весело было!

Сейчас вышел «Огонь», потом выйдет «Майор Гром» и не исключено, что вас снова накроет волна суперпопулярности. Сейчас вы психологически готовы к этому?

У меня такое было, когда выходили «Дикари», и я в 18 лет приходил в институт звездой и был уверен в том, что я Смоктуновский , Кайдановский и Янковский в одном лице, и меня уже тогда попускали. После «На игре» уже такого не было, я стал спокойнее к этому относиться, стал самокритичен. Так что огонь пройден, вода, которой было много на съемках сериала «Топи», где мы как раз с Ванькой играли, тоже, а вот медные трубы еще предстоят. Главное – потроха свои не потерять и не превратиться в какое-то страшное существо, священное чудовище, которое ничего не осознает и не воспринимает. Хотя я понимаю, что человек, конечно, меняется под воздействием популярности, публичности. Я, например, по субботам хожу в общественную баню, но вдруг понял, что, наверное, в какой-то момент придется от нее отказаться и искать баню, где меньше людей. Тут дело не в деньгах, а в том, что я реально люблю эту баню. И я что-то так расстроился, но посмотрим.

Продолжаете ли вы свои отношения с театром? И как вы дальше видите свою карьеру?

Театр – это моя любовь на всю жизнь. Я жутко благодарен руководству Александринского театра за то, что меня ценят и еще не выгнали, потому что из театра я не хочу уходить ни в коем случае. И пока у меня будет получаться, я буду там до последнего. Если даже придется пожертвовать кино, я буду топить за театр. Я всегда говорю, что театр – это дом, а кино – дача. На дачу всегда можно съездить, но дома-то лучше. Театр меня вырастил, все, что я умею, чего я достиг – это благодаря ему. Конечно, меня научили и Алексей Нужный, и Владимир Мирзоев , и Олег Трофим в кино, потому что там немного другая специфика, но основы профессии мне дали в театре Валерий Владимирович Фокин и Николай Александрович Рощин . И предавать свой дом ни в коем случае нельзя.

«Огонь» в прокате с 24 декабря.