Роберт Говард Фильм биография

Роберт Ирвин Говард

Биография

Американец Роберт Ирвин Говард прославился как литературный деятель, который работал в жанрах фэнтези, хоррора и детектива. Он придумал героя Конана-варвара и создал цикл о Хайборейской эре, о чем свидетельствует фильм-биография под названием «Весь огромный мир».

Детство и юность

Роберт Ирвин Говард появился на свет 22 января 1906 года в семье сельского врача и путешественника, проживавшего в штате Техас. Детство мальчика прошло в переездах по американским городам и ранчо, и впечатления об этом времени позже вошли в литературный рассказ.

Родители будущего писателя были людьми начитанными и образованными, но из-за необдуманных инвестиций им не хватало денег на жизнь. Чтобы отправить сына в школу, они ухаживали за больными туберкулезом и по мере сил и возможностей исполняли любой предсмертный каприз.

Трудная финансовая ситуация сказалась на межличностных отношениях, и мать благородного происхождения постепенно начала ненавидеть отца. Ребенок регулярно становился свидетелем противостояний и конфликтов и в раннем возрасте понял, что мир полон насилия и зла.

Негативные эмоции и тайные переживания отразились на учебе, и будущий писатель во избежание наказания стремился вырваться из школьных стен. Он бегал по фермам и нефтяным разработкам, вступая в драки с другими подростками, поэтому травмы, синяки и ссадины добавились к списку семейных проблем.

Желание дать отпор обидчикам заставило Говарда заняться сортом, и, перепробовав ряд секций, он полюбил борьбу и бокс. Тренировки и просмотры матчей с участием Джека Джонсона и Боба Фицсиммонса помогали посредством силы разрешить любой вопрос.

В дни, свободные от улицы, подросток жадно читал книги, и вскоре родители и учителя обнаружили у него литературный талант. В начале 1915 года он начал писать фантастические рассказы и подолгу не выходил из дома, словно отшельник или арестант.

В сюжетах ранних произведений обязательно были кровопролитные битвы между викингами, арабами и представителями других вымышленных племен. Потом под влиянием Джека Лондона Роберт Ирвин стал писать о реинкарнации, а также обрядовых ритуалах, известных с древних времен.

Личная жизнь

В личной жизни Роберта Ирвина присутствовала единственная женщина, которая издавала собственные книги под именем учительницы Новалин Прайс. Влюбленные подумывали о браке, но упустили момент и расстались. Эта история, описанная в мемуарах, стала достоянием масс.

Книги

В 1924 году Говард начал профессиональную карьеру, продав скромной издательской компании страшную сказку «Копье и клык». Потом начал работу над романом, отражавшим хронологию его жизни, но не решился опубликовать произведение и спрятал подальше черновик.

Для того чтобы покрыть расходы на творчество, Роберт Ирвин служил в городской газете, а потом был клерком в почтовом отделении и помощником землемера в одной из контор. Прозаические и поэтические миниатюры, созданные в этот период, были наполнены потусторонними образами и имели таинственный ореол.

В 1926 году журнал Weird Tales купил рассказ Говарда, который сразу напечатали под названием «Королевство теней». Это было первое произведение в жанре боевой фантастики, который, судя по фото с набросков, писатель любил до конца дней.

Король Кулл, ставший предшественником Конана-варвара и других героев, полюбился американским читателям по ряду объективных причин. Молодой писатель создал продолжение, опубликованное как «Зеркала Тузун Туна», а потом перешел к сериям, посвященным подвигам других мужчин.

Весной 1928 года библиография автора пополнилась произведениями, где в центре оригинального сюжета был пуританин Соломон Кейн. Первыми ласточками в этом цикле стали наводящие ужас истории «Луна черепов», «Холмы смерти» и «Под пологом кровавых теней».

Постепенно приобретая популярность, Роберт Ирвин продавал сочинения в журнал Pulp Sport Story, принадлежавший издательству Street & Smith. Там он впервые представил миру книгу рассказов о боксерах, а также главы и отрывки из дебютного романа «Хозяин судьбы».

В 1930 году Говард стал членом круга Лавкрафта и в стиле мистического хоррора выпустил повесть «За черной рекой». А затем он подумал, что старые интересные факты закончились, читателям и критикам необходим новый герой.

Так появился цикл произведений про вселенную меча и магии, где персонаж по имени Конан жил в окружении монстров и людей. Среди рассказов, разошедшихся на цитаты, были «Люди черного круга», «Черный колосс», «Феникс на мачте», «Родится ведьма» и «Ползущая тень».

Смерть

Летом 1936 года Говард впал в уныние и депрессию из-за неизлечимой болезни матери, которую он безумно любил. Когда женщина впала в кому, выстрел в голову стал причиной его смерти, потому что работать и жить дальше не было ни желания, ни сил.

Библиография

Цикл «Соломон Кейн»

  • 1928 – «Под покровом кровавых теней»
  • 1929 – «Черепа среди звезд»
  • 1930 – «Луна смерти»
  • 1932 – «Крылья в ночи»
  • 1929 – «Королевство теней»
  • 1929 – «Зеркало Тузун Туна»
  • 1933 – «Алая цитадель»
  • 1933 – «Башня слона»
  • 1933 – «Черный колосс»
  • 1933 – «Ползущая тень»
  • 1934 – «Люди черного круга»
  • 1935 – «За черной рекой»
  • 1935 – «Тени Замбулы»
  • 1935 – «Час дракона»
  • 1936 – «Гвозди с красными шляпками»

Роберт Говард Фильм биография

Robert E. Howard , 22 января 1906 — 11 июня 1936 • 30 лет (116)

имя при рожденииRobert Erwin Howard
место рожденияПистер, Техас, США
место смертиКросс Плэйнз, Техас
гражданствоСША
жанрыбоевик, фэнтези, приключения

Роберт Ирвин Говард родился 22 января 1906 года в семье сельского врача Айзека Мордехая Говарда, практиковавшего в техасской деревне Пистер, и Эстер Джейн, в девичестве Ирвинг. Дед Роберта в 1849 году пытался добраться до Калифорнии, охваченный «золотой лихорадкой», но холера остановила его в Техасе. Мать Роберта тоже происходила из семьи американских пионеров и застала последний рейд команчей в Техасе.

Первые 9 лет жизни семья Роберта переезжала с места на место, пока не остановилась окончательно в деревне Кросс-Плейнс. Тут же Роберт написал свой первый приключенческий рассказ.

Работал в магазине готового платья на приёмке вещей в чистку, стенографом на нефтяных промыслах и почтовым служащим. Закончил бухгалтерские курсы. Выросший в Техасе, Говард имел привычку носить с собой оружие, поэтому получил прозвище «Two-Gun Bob» («Боб с двумя пистолетами»). Развлекался стрельбой по консервным банкам.

В августе 1927 года Роберт вернулся в Кросс-Плейнс и начал основную свою деятельность на оставшуюся жизнь — писательство. С 1933 года начались отношения Говарда с учительницей Новалин Прайс. Через много лет после смерти Говарда, в 1986 году Прайс выпустила мемуары о Говарде, которые легли в основу фильма «Весь огромный мир» (1996).

Начиная с 1930 года после заинтересованного письма в журнал «Weird Tales» по поводу «Крыс в стенах» завязалась дружественная переписка Говарда с Лавкрафтом.

В короткой жизни писателя весьма значимой женщиной была его мать, которую писатель обожал и с которой вёл многочасовые разговоры. Именно Эстер Говард привила своему сыну глубокую любовь к поэзии и литературе, читала ему стихи, и непрестанно поддерживала его творческие усилия. В июне 1936 года после операции мать впала в состояние комы. Говард со своим отцом и друзьями стали дежурить в больнице. Он мало спал, пил много кофе и с каждым часом становился все более и более подавленным. Утром 11 июня, узнав от медсестры, что надежды больше нет, Говард вышел на улицу, сел в автомобиль, достал из бардачка пистолет и выстрелил себе в голову. Быстро выбежавший отец вместе с другим врачом попытался помочь, но сделать уже ничего было нельзя. Смерть Говарда глубоко тронула и тяжело подкосила Лавкрафта — он пережил своего друга по переписке всего на девять месяцев.

Отец-основатель героического фэнтези Роберт Говард

Имя на английскомRobert Ervin Howard
Псевдонимы:Patrick Ervin, Sam Walser, Patrick Mac Conaire, Steve Costigan, Patrick Howard и John Taverel
Дата рождения:22 января 1906
Место рождения:Пестер, Техас, США
Дата смерти:11 июня 1936
Место смерти:Кросс Плеинс, Техас, США
Гражданство (подданство):США
Род деятельности:прозаик, новеллист
Жанр:фэнтези, хоррор, приключения
Язык произведений:английский

Роберт Говард не так популярен в нашей стране, несмотря на его огромный вклад в мировую фантастику. Он один из тех авторов, детище которых гораздо более известно, нежели его создатель. Все знают Конана-варвара, многие смотрели фильмы о нем, но лишь немногие сходу назовут человека, который его придумал. А если кто-то вспомнит Соломона Кейна, знайте — перед вами фанат.

Коротко о писателе

Многие его работы вообще практически неизвестны читателям, а ведь их немало — за свою карьеру Говард писал детективы, мистические романы, исторические и псевдоисторические романы, вестерны и даже юмористические произведения.

К сожалению, он очень недолго пожил. Говард не мог смириться с тем, что его мать не может побороть туберкулез и покончил жизнь самоубийством в своем автомобиле. Как часто бывает, слава пришла к нему посмертно — большая часть его произведений была издана уже после его смерти. Равно как и идейные наследники и откровенные подражатели, назвали Говарда отцом «героического фэнтези».

Биография

Детство и юность

Роберт Ирвин Говард родился 22 января 1906 года в семье сельского врача Айзека Мордекая Говарда, практиковавшего в техасской деревне Пистер, и Эстер Джейн, в девичестве Ирвинг. Дед Роберта в 1849 году пытался добраться до Калифорнии, охваченный «золотой лихорадкой», но холера остановила его в Техасе. Мать Роберта тоже происходила из семьи американских пионеров и застала последний рейд команчей в Техасе.

Первые 9 лет жизни семья Роберта переезжала с места на место, пока не остановилась окончательно в деревне Кросс-Плейнс. Тут же Роберт написал свой первый приключенческий рассказ.

Брак его родителей тем временем стремительно разрушался. Отец семейства тратил большие суммы денег, бесконечно вкладываясь в различные предприятия, отчего денег отчаянно не хватало. Мать старалась оградить сына от влияния отца, внушая глубокую любовь к поэзии и литературе, ежедневно читала стихи и беспрестанно поддерживала его в попытках стать писателем.

Стычки с хулиганами, да и в целом жизнь в Техасе начала 20 века, раскрыли перед ним вездесущность зла и врагов в мире и научили его ценности физической силы и насилия. Первоначальные рассказы о перестрелках, линчеваниях, междоусобицах и индийских набегах развили его отчетливо техасский, суровый взгляд на мир. Разумеется, и в дальнейшем лейтмотивом его произведений станет то, что зло можно побороть только твердой рукой.

Образование

Осенью 1922 года, когда Говарду было шестнадцать, он временно переехал в пансионат в близлежащем городе Браунвуд, чтобы завершить свой старший курс средней школы в сопровождении своей матери. Именно в Браунвуде он впервые встретил друзей своего возраста, которые поделились своим интересом не только к спорту и истории, но и к письму и поэзии.

Говард окончил среднюю школу в мае 1923 года и, вернувшись в деревню, он занялся ручным трудом. Он был уборщиком хлопка, клеймовщиком скота, перевозчиком мусора, бакалейщиком, офисным служащим, продавцом содовой, стенографистом, упаковщиком инструментов при землемере, а также писал новости с нефтяных полей.

Творческая деятельность и путь к известности

С девяти лет он начал писать рассказы, в основном псевдосисторические, посвященные викингам, арабам, битвам и кровопролитию. Взрослея, он знакомился с авторами, которые впоследствие оказали серьезное влияние на его творчество. Это Джек Лондон и его рассказы о реинкарнации и прошлых жизнях; приключенческие рассказы Редьярда Киплинга; классические мифологические рассказы, собранные Томасом Балфинчем.

Говард обладал исключительной памятью и поражал друзей своей способностью запоминать большие тексты после одного или двух чтений.

В пятнадцать лет Роберт начал рассылать свои рассказы в различные журналы, зачастую встречая отказ. Роберт методично изучал то, что публикуют журналы, и старался писать в той же манере. Первой его публикацией стало стихотворение «Море», напечатанное в одной из городских газет в 1923 году, а первым опубликованным рассказом стал «Копьё и клык», опубликованный в Weird Tales в 1925 году. Впоследствии он неоднократно печатался именно в этом журнале.

В 1926 году Роберт Говард снова отправляется в Браунвуд, в колледж — на курс бухгалтера-счетовода. Здесь он принялся за написание работы, которая станет основоположником нового жанра — того самого «героического фэнтези». Это рассказ «Королевство теней», первый из цикла произведений о Кулле. После его выхода Говард начал приобретать все большую популярность и его произведения принимали все охотнее.

Марк Финн в своей книге Blood & Thunder: The Life & Art of Robert E. Howard пишет, что Говард в этой работе пошел по стопам таких экспериментаторов по смешению жанров, как Эдгар Аллан По и Лавкрафт, «смешав элементы фэнтези, ужасов и мифологии с исторической романтикой, экшеном и фехтованием.» Тем самым он создал «новый стиль повествования, который стал известен как меч и магия».

В 1929 году Говард смог вырваться на журнальный рынок, публикуясь не только в Weird Tales. Первая история, которую он продал другому журналу, — The Apparition in the Prize Ring, была рассказом о призраках, связанном с боксом. его опубликовал журнал Ghost Stories. В июле того же года журнал Argosy наконец опубликовал одну из историй Говарда Crows-horror, которая также была связана с боксом.

Следующие несколько лет Говард плодотворно трудился — один за другим выходили его рассказы, посвященные боксу. Тогда же стартовала серия рассказов о моряке Стиве Кугане, ставшем боксером.

Гонорары росли, количество публикуемых работ увеличивалось. В 1930 году Говард начал переписку с Лавкрафтом, которая переросла в дружбу и плодотворное сотрудничество.

Пока в 1932 Америку лихорадила Великая депрессия, Говард путешествовал по Техасу. И тогда-то он придумал персонажа, который обессмертил его имя и стал самым популярным его творением. Мы говорим, конечно же, о Конане-варваре.

Смешав в выдуманной им Гиперборейской Эре магию, монстров, народы, расы, государства и множество исторических отсылок, Говард создал одну из самых популярных фэнтезийных вселенных. Популярность первых рассказов была такова, что он с легкостью опубликовал 17 произведений. К Говарду тогда пришла настоящая известность.

Последние годы своей жизни он был одержим историей Техаса и вестернами, опубликовав ряд рассказов, посвященных эпохе Пионеров запада. Роберт Говард пишет «мистические вестерны» (снова создав новый жанр), детективы, приключенческие рассказы об Эль Бораке и юмористические вестерны. Последние стали одной из самых коммерчески успешных серий Говарда.

Истории о Брекенридже Элкинсе, написанные в сатирическом ключе, схожем с произведениями о моряке Костигане, повествовали о гипертрофированной, карикатурной версии самого Говарда.

Личная жизнь

С 1933 года начались отношения Говарда с учительницей Новалин Прайс. Через много лет после смерти Говарда, в 1986 году Прайс выпустила мемуары о Говарде, которые легли в основу фильма «Весь огромный мир» (1996).

Говард поддерживал дружеские отношения с Говардом Лавкрафтом, с которым они часто переписывались. Многие идеи, которые он обсуждал в своих письмах к Лавкрафту, повторялись в его художественной литературе, и дискуссия с другим профессиональным писателем была ему полезна. Писатели перенимали художественные приемы, идеи, и практически учились друг у друга.

Фото писателя

Последние годы жизни и смерть

К началу 1936 года всё творчество Говарда было посвящено вестернам, его роман в этом жанре был опубликован в Великобритании в книжном формате в 1937 году (посмертно).

В целом финансовое состояние писателя было весьма благоприятным. Тем не менее, жизнь для Говарда становилась всё труднее. Все его друзья переженились, отдались работе, Новалин Прайс уехала в другой город получать образование, а, казалось бы, самый надежный партнер писателя, журнал Weird Tales, сильно ему задолжал.

Да и Говард не мог писать так плодотворно, как раньше — его мать долгие годы боролась с туберкулезом, и все больше времени Роберт тратил на уход за ней. Несколько раз в 1935-36 годах, когда здоровье его матери стремительно ухудшалось, он намекал отцу на то, что в случае смерти матери может покончить жизнь самоубийством.

В июне 1936 года после операции мать впадает в состояние комы. Говард со своим отцом и друзьями стали дежурить в больнице. Он мало спал, пил много кофе и с каждым часом становился все более и более подавленным. Утром 11 июня, узнав от медсестры, что надежды больше нет, Говард вышел на улицу, сел в автомобиль, достал из бардачка пистолет и выстрелил себе в голову. Быстро выбежавший отец вместе с другим врачом попытался помочь, но сделать уже ничего было нельзя. Смерть Говарда глубоко тронула и тяжело подкосила Лавкрафта — он пережил своего друга по переписке всего на девять месяцев.

Титулы, награды и премии

Лауреат

Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 1973 // Особая премия

Премия альманаха «Gigamesh» / Premio Gigamesh, 1984 // Фэнтези — Рассказ (США)
→ Куда ушёл седой бог / The Grey God Passes (1962)

Номинации

Хьюго / Hugo Award, 1939, ретроспективная // Короткая повесть
→ Голуби из ада / Pigeons from Hell (1938)

Балрог / Balrog Awards, 1983 // Поэт

Великое Кольцо, 1990 // Крупная форма (перевод)
→ Час дракона / The Hour of the Dragon (1936)

Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2001 // Сборник «The Conan Chronicles»

Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2002 // Сборник «The Conan Chronicles Volume Two: The Hour of the Dragon»

Юго-восточная научно-фантастическая премия / The Southeastern Science Fiction Achievement Award (SESFA), 2004 // За заслуги перед жанром

О чём писал, особенности

Говард был очень плодотворным писателем — некоторые назовут его обидным словечком “графоман”. За 9 лет своей писательской карьеры он успел выпустить несколько десятков рассказов и повестей как о Конане, так и о других персонажах.

В своих книгах он регулярно обращался к истории как напрямую (как в цикле о Соломоне Кейне, например), так и опосредованно, добавляя исторические аллюзии.

Очень часто в его работах встречаются отсылки к пиктам — древнейшему из известных народов, населявших Шотландию.

Всего перу Говарда принадлежит 21 произведение конановского цикла (1932—1936, 1953—1955). Семнадцать основных прижизненных текстов опубликованы в pulp-журнале Weird Tales.

Марк Финн в своей книге Blood & Thunder: The Life & Art of Robert E. Howard очень подробно рассматривает литературный стиль Говарда и поднимаемые им темы.
Остановимся на самом интересном.

Говард был очень лаконичен в описаниях сцен и интерьеров, «ловко используя слова». Некоторые из его историй, такие как «Зеркала Тузун Туне», Финн называет «прозаическими стихами» из-за их энергичной и ритмичной письменности.

Говард иногда превращал простое описание человека или существа в список — например, описание неандертальца в рассказе «Копье и клык»: «Плоский нос с вывернутыми ноздрями, скошенный подбородок, клыки, узкий лоб. Огромные длинные руки свисали с покатых, невероятных плеч».

Он часто использовал хвастливый и дразнящий диалог, во время которого противники бахвалятся друг перед другом, прежде чем начать рубиться насмерть. Стандартной экспозиции, предваряющей основной сюжет произведения, Говард предпочитал открывающую боевую сцену, сходу бросая читателя в пучину битвы.

Август Дерлет писал: «В рассказах о Соломоне Кейне, Бране Мак Морне, короле Кулле и Конане есть, возможно, самые кровопролитные сцены, нежели чем в любых произведениях 1930-х годах».

Лео Грин в своей книге The Reign of Blood характеризует работы Говарда как «темный антропоморфизм». Недруги у Говарда — это не просто соперники или оппоненты, а источники настоящего зла, и их можно и нужно ненавидеть. Тем самым, можно сказать, что Говард заложил в современно фэнтези устойчивый штамп злодеев или целых народов, мотивы и чувства которых вторичны по отношению к тому, что они творят, и кроме ненависти к ним невозможно больше ничего испытывать.

Преимущества прогресса, по мнению Говарда, были достигнуты в результате беззакония и коррупции. Лейтмотивом его произведений являются цивилизации, достигшие пика развития, после чего погрязшие в коррупции и ослабевшие настолько, что они никак не могут избежать завоевания другими народами. Многие из его работ посвящены периоду распада цивилизаций или на их обломках.

Лучшие произведения

Самые популярные произведения Говарда, это, безусловно, цикл произведений в жанре героической фэнтези о Конане, киммерийском воине-варваре Хайборийской эры. А роман “Час дракона” можно назвать одним из лучших произведений из всех, что были написаны Говардом.

  1. Рассказ «Феникс на мече» (The Phoenix on the Sword) один из первых оригинальных рассказов о Конане из Киммерии, написанных американским автором Робертом Ирвином Говардом.
  2. «Родится ведьма» — действие рассказа происходит в псевдоисторическую Хайборийскую эру и основано на замене двух сестёр-близнецов. Распятие Конана на кресте включено в фильм 1982 года «Конан-варвар» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли.
  3. «Час дракона» стал единственным полноразмерным романом Говарда о Конане. Сюжет романа частично основан на предыдущих рассказах цикла о Конане, рассказ «Алая Цитадель» содержит похожую сюжетную линию.
  4. Хайборейская Эра (англ. The Hyborean Age, 1936) — эссе с описанием начала и конца Хайборийской Эры

Также можно отметить цикл мистических и авантюрных произведений об английском путешественнике-пуританине XVI века Соломоне Кейне: «Под пологом кровавых теней» первая опубликованная история о Соломоне Кейне.

Список книг

Говард писал очень много и в разных жанрах — от вестерна до хоррора, от фэнтези до историй про бокс. Подавляющее большинство его произведений это рассказы, которые затем публиковались в различных журналах — так, например, о Конане он при жизни написал 15 рассказов, 3 повести и всего 1 роман. Всего же им было написано более полутора сотен произведений, список которых приведен ниже.