Римма Быкова Актриса биография

Римма Быкова — биография, новости, личная жизнь

Римма Быкова

Римма Александровна Быкова. Родилась 5 мая 1926 года в Севастополе — умерла 11 апреля 2008 года в Москве. Советская и российская актриса театра и кино, театральный режиссер. Заслуженная артистка РСФСР (1960). Народная артистка РСФСР (1988). Первая жена Иннокентия Смоктуновского.

Римма Быкова родилась 5 мая 1926 года в Севастополе.

С 1943 года училась в Студии при Донецком драматическом театре, с того же года в труппе театра, играла роль Майи Берест в постановке «Платон Кречет» А. Корнейчука.

В 1944-м была участницей фронтовой концертной бригады, работала в Одесском ТЮЗе.

В 1944-1950 годах — актриса во Всеукраинском театре Советской Армии Киевского военного округа (Одесса), среди ее работ: Тоня — «Старые друзья» Л. А. Малюгина; Санька — «Интервенция» Л. И. Славина.

В 1950 году экстерном окончила Одесское театральное училище, ее педагогом был Б. Н. Норд.

В 1950-1951 годах — актриса Киевского театра транспорта.

В 1951-1954 годах работала в театрах Махачкалы (Русский театр им. Горького), Грозного (Русский драматический театр имени Лермонтова).

В 1953-1955 годах служила в театре Сталинграда, среди ее работ: Гоней — «Глубокие корни» Дж. Гоу, А. д`Юссо; Марья Антоновна — «Ревизор» Н. В. Гоголя; Абигайль — «Стакан воды» Э. Скриба.

С 1955 года — в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола, среди ее работ: Нелли — «Униженные и оскорбленные» по Ф. М. Достоевскому; Зина Пращина — «Маленькая студентка» Н. Ф. Погодина; Леля — «Фабричная девчонка» А. М. Володина.

В 1964-1965 годах — актриса в Ленинградском театре им. Ленсовета, сыграла Старуху в постановке «Жили-были старик со старухой» Ю. Т. Дунского и В. С. Фрида.

С 1965 года была ведущей актрисой Московского драматического театра имени Станиславского, среди ее работ: Анна — «Анна» М. А. Ганиной; Пелагея Стрепетова — «Стрепетова (Памяти великой актрисы)» В. Г. Лескова; Роза — «Ул. Шолом-Алейхема, д. 40» А. 3. Ставицкого; Гронина — «Четыре допроса» А. 3. Ставицкого; Пани Евгения — «Танго» С. Мрожека; Сара Бернар — «Смех лангусты, или Игра о Саре Бернар» Дж. Маррелла, и сорежиссер; Фру Альвинг — «Привидения» Г. Ибсена (также сорежиссер).

Впоследствии играла в Московском драматическом театре «Сфера»: Мод — «Гарольд и Мод» К. Хиггинса и Ж. К. Карьера; Марфа Громова — «Люди и страсти»; Госпожа Демерморт — «Приглашение в замок».

В кино начала сниматься с 1955 года, сыграв эпизоды в картинах «Чужая родня» и «Дело Румянцева».

Римма Быкова в фильме «Дело Румянцева»

Затем она сосредоточилась на работе в театре.

На экран вернулась в 1971-м, сыграв главную роль в фильме «День за днём». Ее героиня — Марья Никитична Пронина, заместитель начальника отдела промышленности.

Заметными стали работы в фильмах «Эти непослушные сыновья» (Полина Ивановна Ермакова), «Дневной поезд» (Елизавета Михайловна), «Осенняя история» (учительница литературы Ольга Денисовна), «Грибной дождь» (Полина Викентьевна), «Клоун» (Нора Пермитина).

Римма Быкова в фильме «Дневной поезд»

Римма Быкова в фильме «Эти непослушные сыновья»

Римма Быкова в фильме «Клоун»

Римма Быкова показала себя как актриса яркого драматического дарования, проникновенного лиризма в сочетании с филигранной актерской техникой. При внешней хрупкости и неброскости, используя прозрачные краски, создавала прекрасные «акварельные» женские образы, светящиеся изнутри, покоряющие духовной чистотой и нравственной силой. Выступала с концертными программами: «Жизнь трагической актрисы Пелагеи Стрепетовой» Лескова, «Весь мир – театр. » по пьесам У. Шекспира, «Евгения Ивановна» по повести Л. М. Леонова «Evgenia Ivanovna», «Пушкин. Поэзия и проза» (к 200-летию А. С. Пушкина). Работала на радио.

Заслуженная артистка РСФСР (8.03.1960).

Народная артистка РСФСР (18.04.1988).

Орден Почёта (30.09.2002).

Ушла из жизни 11 апреля 2008 года в Москве. Похоронена на 16-м участке Кузьминского кладбища.

Личная жизнь Риммы Быковой:

Трижды была замужем.

Первым мужем был актер. Они расстались, когда Римма встретила Иннокентия Смоктуновского и решила уйти к нему. Смоктуновскому даже приходилось драться за Быкову с ее первым мужем.

Второй муж — Иннокентий Михайлович Смоктуновский (1925-1994), советский и российский актёр театра и кино, народный артист СССР. Они познакомились на гастролях во Фрунзе.

Были женаты до 1955 года. Вместе играли в театре в Сталинграде.

Римма Быкова и Иннокентий Смоктуновский

Хорошо знавшая пару актриса Людмила Кузнецова рассказывала: «Шел 1954 год, они уже второй год служили в театре. И мы по-прежнему жили в одной квартире. И вот с некоторых пор я стала замечать, что Кеша просто физически раздражает Римму, хотя он ничего такого ужасного не делал. Ну а однажды она — по характеру довольно закрытая — вдруг откровенно высказала мне, что чувствует. Мы же жили с ней в одной комнате. Так вот она сказала, что они с Иннокентием разные люди, несовместимые. Поженились быстро, и обнаружилось все уже после свадьбы. Римме Смоктуновский был неприятен и как мужчина, и как человек, и даже как актер. Она все больше от него отдалялась, а он не понимал, в чем дело, и его мучила ревность. И очень скоро эта ревность «зацепилась» за первый же случай, когда рядом с женой появился реальный ухажер, молодой актер. Возможно, Римма с тем юношей и прогулялась где-то вдвоем, но в любом случае доброжелатели преподнесли это Смоктуновскому, преувеличив в десять раз. А он всегда был мнительным.

Когда мы с Риммой вернулись домой, обнаружили, что все ее платья изрезаны в клочья и разбросаны. Римма ничего не сказала, только помрачнела. Я поняла, что она так оскорблена, что Никакой семьи у них больше не будет. На другой день Римма демонстративно и, видимо, назло мужу стала общаться с этим молодым актером. Они пошли в ресторан. И Смоктуновский туда помчался. Между мужчинами завязалась перепалка, а потом и драка. Пострадал, конечно, Смоктуновский. Потому что он человек не спортивный, драться не умел. Но защищая свою честь или честь женщины, не учитывал своих возможностей. В театре рассказывали, что драться ему приходилось и раньше, и тоже из-за Риммы».

Третий муж — режиссер, после замужества уехала с ним в Москву.

Фильмография Риммы Быковой:

1955 — Чужая родня — Машенька, машинистка (нет в титрах)
1955 — Дело Румянцева — соседка по палате в больнице (нет в титрах)
1971 — День за днём — Марья Никитична Пронина, заместитель начальника отдела промышленности
1976 — Эти непослушные сыновья — Полина Ивановна Ермакова, мать Андрея
1976 — Дневной поезд — Елизавета Михайловна, мать Веры
1979 — Осенняя история — Ольга Денисовна, учительница литературы
1980 — Клоун — Нора Пермитина, вахтёрша, в прошлом воздушная акробатка
1981 — Грибной дождь — Полина Викентьевна
1987 — Улица Шолом-Алейхема, дом 40 (фильм-спектакль) — Роза
1987 — Под знаком Красного креста — Анастасия Ивановна Ярцева

Озвучивание Риммы Быковой:

1977 — Незнайка в Солнечном городе (анимационный) — служительница зоопарка

Римма Быкова

Биография

На долю великого Иннокентия Смоктуновского пришлось немало невзгод – война, сражение на Курской дуге, плен, лагерь, запрет на проживание в 39 городах России. Отказ в нескольких ведущих театрах Москвы, ночевки на чердаках впроголодь предшествовали главной роли в достоевском «Идиоте».

Актриса Римма Быкова (кадр из фильма «Клоун»)

Но сложилось так, что на его пути попадались удивительно человечные люди. После побега из мест заключения будущую знаменитость с риском для себя приютила украинская семья. А когда сердце разбила первая жена Римма Быкова, на помощь пришла ее тезка Римма Маркова.

Детство и юность

В 5-й майский день 1926-го в будущем городе-герое Севастополе на свет появилась девочка, которой суждено было покорить искусство, кинематограф и сердце Иннокентия Смоктуновского. Уже с детских лет она отдавала предпочтение музыке, пробовала петь и при этом демонстрировала неплохие способности в учебе.

Римма Быкова в молодости (кадр из фильма «Дело Румянцева»)

По окончании школы в военный 1943-й девушка отправилась в Донецк, поступила в студию при местном драмтеатре, где и служила позднее. Однако уже через год Римма оставила родную сцену и пополнила состав фронтовой бригады, исколесившей Советский Союз. В то же время актрису принял в свои крепкие объятия сначала местный ТЮЗ, а затем Всеукраинский театр Советской армии.

Параллельно с этим Быкова все-таки смогла осуществить задуманное – получить диплом о высшем образовании. К слову сказать, училище она завершила экстерном. После выпуска появилось предложение в Киеве, и вчерашняя студентка сначала согласилась, но через 12 месяцев уехала Махачкалу. Далее ее творческая биография пополнилась подмостками Грозного и Волгограда, тогда еще носившего название Сталинград.

Театры и фильмы

В 1955-м настал черед Северной столицы и «Ленкома», которому хрупкая, но с железным характером Быкова подарила ровно десятилетие своей жизни. «Униженные и оскорбленные» Ф. Достоевского, володинская «Фабричная девчонка», погодинская «Маленькая студентка» – неполный список спектаклей с Риммой Быковой.

Римма Быкова (кадр из фильма «Дневной поезд»)

В том же году в творческой биографии актрисы открылась кинематографическая страница. Она снималась в «Деле Румянцева» и «Чужой родне», хотя в титрах не указывалась. Наиболее заметными работами в фильмографии стали «Дневной поезд» с Валентином Гафтом и 2-серийная «Осенняя история» с Адой Роговцевой и Станиславом Садальским.

«Роман» со следующим, уже московским театром имени Константина Станиславского оказался значительно продолжительнее и затянулся почти на 30 лет. Здесь Римма Александровна проявила себя не только как талантливая артистка, сыгравшая в пяти постановках (среди них – «Смех лангусты» с ролью Сары Бернар), но и как режиссер ибсеновских «Привидений».

Позднее она также поставила концертные программы и спектакли «Весь мир – театр…» по Уильяму Шекспиру и «Маленькие комедии», и «Оду», и «Евгению Ивановну». И не забыла о великом Александре Сергеевиче, приготовив к его 200-летию своего «Пушкина. Поэзию и прозу».

Римма Быкова — Песня из спектакля «Гарольд и Мод»

В конце 80-х случилась «Сфера», где Быкова виртуозно перевоплотилась в персонажей трогательного «Гарольда и Мода», лермонтовских «Людей и страстей» и «Приглашения в замок».

«Я испытываю ни с чем не сравнимое самочувствие от сознания, что нахожусь в центре устремленных на меня глаз, человеческих судеб и сущностей, окруживших меня и создающих необычайное поле чувствований. Будто просвечивают насквозь, не позволяя солгать, сказать полуправду о том, зачем и как надо жить», – призналась она в любви месту службы.

Личная жизнь

Перед севастопольской красавицей мало кто мог устоять. Роману с тогда еще незнаменитым Смоктуновским предшествовало замужество с махачкалинским коллегой по фамилии Ясинский. Супруг отличался спокойным и покорным нравом, а молодому дарованию мечталось о шекспировских страстях и личной жизни, насыщенной эмоциями на грани.

Римма Быкова (кадр из фильма «Осенняя история»)

В это время, по счастливой случайности, в Дагестанский драмтеатр пришел работать и Иннокентий, сразу воспылавший любовью к Римме. Не смущало его замужнее положение избранницы – вскоре местная звезда сдалась на милость победителя. Чтобы начать все с чистого листа, пара переехала в Сталинград.

«Жена его оказалась не красавицей, но девушкой живой, интересной, очень худенькой и хрупкой. И талантливой – сразу видно. А как просветлело лицо у Кеши, когда он ее увидел! Пока мы с букетами шли по перрону, он подхватил ее на руки и легко побежал. Было видно, что он влюблен и счастлив», – вспоминала подруга Людмила Кузнецова.

Ее, молодых и еще одного актера поселили в двухкомнатной квартире со скромной мебелью, предоставленной «с работы».

«По вечерам мы на примусе варили пельмени и пили чай. Никто из нас не был озабочен бытом, никаким хозяйством не занимался. Более того, нам было глубоко наплевать на то, что у нас нет денег, тогда среди молодежи было принято все материальное презирать. Мы говорили о работе, тут же и репетировали», – продолжила Людмила.

На начальном этапе влюбленные жили душа в душу. Смоктуновский, неплохо разбиравшийся в фотоискусстве, все время старался запечатлеть на пленку жену, отличавшуюся утонченным вкусом в одежде. Но вскоре идиллия закончилась, участились сцены ревности к другому актеру. Однажды Иннокентий Михайлович не смог сдержаться во время репетиции, обозвал супругу «легкомысленной» в более разговорном варианте.

А она, также не чуравшаяся брани, назло закрутила уже открытый роман с ухажером. Мужчины выяснили отношения на кулаках, а руководство поставило перед выбором – один из семьи должен уволиться. Так будущая легенда советского кино (в частности – любимого многими «Берегись автомобиля») оказался в Москве.

Уже значительно позднее история имела продолжение. Смоктуновский, пребывая на гастролях с МХАТом в Киргизии, обратился с просьбой к секретарю ЦК, чтобы бывшего соперника представили к званию народного артиста. А Римма Александровна вышла замуж в третий раз – за художника-постановщика Виктора Григорьевича Лескова.

Смерть

Риммы Александровны не стало накануне Дня космонавтики – 2008, за месяц до 82-летия. Смерть наступила по естественным причинам. Могила народной артистки СССР расположена на Кузьминском кладбище Москвы, рядом с супругом.

Последняя роль Риммы Быковой (кадр из фильма «Улица Шолом-Алейхема, дом 40»)

11 апреля 2018-го на странице официальной группы «Сферы» во «ВКонтакте» появилась публикация о творческом пути Быковой, сопровождаемая фотографиями с постановок. На сайте театра информация содержится в отдельном разделе «Работали в “Сфере”».

Фильмография

  • 1956 – «Дело Румянцева»
  • 1956 – «Чужая родня»
  • 1971-1972 – «День за днем»
  • 1976 – «Дневной поезд»
  • 1976 – «Эти непослушные сыновья»
  • 1979 – «Осенняя история»
  • 1980 – «Клоун»
  • 1982 – «Грибной дождь»
  • 1987 – «Под знаком Красного креста»
  • 1987 – «Улица Шолом-Алейхема, дом 40»
  • 1977 – «Незнайка в Солнечном городе»

Римма Быкова: личная и творческая судьба советской актрисы

Римма Быкова — советская актриса, была супругой Иннокентия Смоктуновского. Много играла в кино и на сценах разных театров, ездила по стране в военные годы, выступала с постановками. После развода с известным супругом вышла замуж повторно. Прожила долгую и насыщенную жизнь. О биографии Риммы Быковой пойдет речь в данной статье.

Ранние годы

Римма Александровна появилась на свет в Севастополе в начале мая 1926 года. Всю свою жизнь она посвятила сцене, театру, где служила долгие годы, актерской деятельности в целом.

В молодости ей пришлось поездить по разным городам Советского Союза, однако это были не вынужденные меры, нужно это было для народа, который ходил на ее спектакли, видел в ней настоящую, многогранную личность.

В 1943 году Быкова поступила в Донецкий драматический театр, где обучалась несколько лет, затем выступала как актриса на подмостках этого театра. В 1944 году в разгар войны учебу пришлось прервать — артистку направили с фронтовой концертной программой в Одессу, в Украину, там она выступала в местном ТЮЗе и Всеукраинском театре Советской Армии. Окончить образование пришлось только в 1950 году, однако сделать это удалось экстерном.

Закончила Римма Быкова в итоге Одесское театральное училище.

Театральная деятельность

После окончания училища с 1951 по 1955 гг. она выходила на театральные подмостки в Махачкале, в Грозном и Сталинграде, ездила по стране с гастролями. Однако в 1955 году ей пришлось уехать в Ленинград, где на протяжении 10 лет она играла в Театре имени Ленинского комсомола.

В шестидесятых годах актриса уже переехала в Москву, служила в драмтеатре имени Станиславского, а в конце 80-х перешла в театр «Сфера», где служила до последних дней своей жизни.

Первое появление в кино произошло в 1955 году, Римма Быкова сыграла в картине «Дело Румянцева» эпизодическую роль, в титрах ее фамилия не была указана. Однако на съемочной площадке удалось поработать с самим Николаем Рыбниковым, актерская деятельность которого в те годы была в самом расцвете.

Наиболее известная роль в кино была в 1976 году, Римма сыграла мать в картине «Дневной поезд». Среди других ее ролей были заметные в фильмах «Осенняя история», «Грибной дождь», даже работала над озвучиванием мультфильма «Незнайка в Солнечном городе».

Личная жизнь Риммы Быковой

Актриса была замужем несколько раз, первый и последний ее супруги были не настолько известными личностями, как второй. Избранником Быковой стал советский актер Иннокентий Смоктуновский.

Жила чета в Сталинграде, куда после развода переехала Римма Александровна — не хотела пересекаться с экс-супругом, развод с которым был непростым. Жили молодые скромно, однако современники Быковой и Смоктуновского вспоминают, что у них была квартира, и женщина всегда одевалась с иголочки. Муж был очень влюблен в свою супругу, шагу не давал ей ступить, всюду ходил с фотоаппаратом — то в шляпке снимет свою красавицу, то с шарфиком на шее. И все не мог налюбоваться. Однако самой Римме Быковой личная жизнь со Смоктуновским казалась адом. Она не стеснялась называть его «идиотом» и «штативом» при людях, скорее, позволяла себя любить, нежели любила сама.

К 1955 году, через пять лет совместной жизни, в их отношениях случилась настоящая трещина. Быкова отдалялась от своего ревнивого супруга все дальше и дальше. Он же мучился, понимал, что расставания не избежать. В какой-то момент рядом с Риммой Быковой появился молодой ухажер, он оказывал ей знаки внимания, и Смоктуновский начал подозревать супругу в обманах. Однажды он прилюдно оскорбил ее, после чего она уже не скрывалась и продолжала демонстративно общаться с возлюбленным. В один из дней Смоктуновский устроил даже потасовку в ресторане, в театре его вызвали на беседу, после чего актеру пришлось покинуть труппу, развестись и уехать сначала в Москву, потом в Ленинград, где карьера его пошла в гору.

До брака с Иннокентием Смоктуновским Римма Быкова была замужем, первый муж был также причастен к миру искусства, он был актером. После расставания со Смоктуновским актриса вышла замуж в третий раз за того самого ухажера — художника Виктора Лескова — и уехала с ним из города в Ленинград. В конце восьмидесятых годов Быкова получила звание народной артистки СССР, а в 2002 была награждена Орденом почета. Ушла из жизни в середине апреля 2008 года, похоронена рядом со своим мужем, скончавшимся в 2004-м году.