Режиссер Роман Козак биография

Роман Козак

Биография

Роман Козак – российский театральный актер и режиссер. Его постановки шли на сцене антрепризных театров, на подмостках МХАТа и Театра русской драмы в Риге. Козак был художественным руководителем театра им. А. С. Пушкина в Москве. Подхватив управление им в непростой для труппы период, он сумел вернуть сцене публику и признание. Постановщик был заслуженным деятелем искусств РФ и председателем Гильдии театральных режиссеров России. Он вел авторский блог для журнала «Сноб».

Детство и юность

Роман Козак родился в городе Винницы 29 июня 1957 года. По национальности он украинец. В творческую сферу пришел не сразу. Его появлению на театральных подмостках предшествовало обучение в Московском электротехническом институте связи.

Роман Козак / Фейсбук

Но любовь к искусству оказалась сильнее. Роман поступил в Школу-студию МХАТ. Наставником курса стал актер Олег Ефремов. Мастер привнес многое в манеру работы ученика, и позднее Козак не раз говорил в интервью о большом вкладе, который сделал в него наставник.

Получив диплом в 1982 году, Роман Козак практически сразу начал служить в театре. Уже в 1983-м он стал актером МХАТа, а параллельно с этим участвовал как актер и режиссер в творческих экспериментах и исканиях театра-студии «Человек». Профессии артиста Козак предпочел труд постановщика и постепенно сменил квалификацию

Театр

Первыми крупными работами, созданными Козаком, оказались «Чинзано» 1987 года и «Елизавета Бам на елке у Ивановых», вышедшая в 1989-м. Спектакли, поставленные по мотивам произведений Людмилы Петрушевской, Даниила Хармса и Андрея Введенского, принесли Козаку первую славу. Режиссера одинаково увлекала современная драматургия и классический репертуар. Поэтому, когда в 1990 году мастер создал театр «Пятая студия МХАТ», его дебютной премьерой оказалась постановка «Маскарад» по произведению Михаила Лермонтова.

Спустя год Роман Козак стал главным режиссером в театре им. К. С. Станиславского и продолжил работу с признанными авторами, выпустив спектакль «Дон Кихот». Сотрудничество с театром на позиции главного постановщика продолжалось 12 месяцев, после чего Романа Ефимовича пригласили к сотрудничеству в Рижский театр русской драмы.

Продолжая линию работ по классической литературе, режиссер выпустил в 1995 году постановку «Самое главное» по произведению Николая Евреинова, спустя год – «Пляску смерти» Августа Стриндберга, а в 1997-м зрители увидели интерпретацию «Отелло» Уильяма Шекспира.

Он продолжал сотрудничать с родным МХАТом, где поставил спектакли «Любовь в Крыму» по пьесе Славомира Мрожека, «Маленькие трагедии» по произведению Александра Пушкина, интерпретацию гоголевской «Женитьбы» и др. Романа Козака неоднократно приглашали к сотрудничеству зарубежные театры.

Его творческий метод пользовался любовью и интересом публики Великобритании, Чехии, Польши, США, Швейцарии, Латвии и других стран. Козак ставил шекспировскую «Меру за меру» в Ганновере, «Чинзано» Петрушевской в Глазго и «День рождения Смирновой» в Кракове.

В 2001 году руководство театра им. А. С. Пушкина обратилось к режиссеру с приглашением возглавить его творческий коллектив. Театр в этот момент находился в гибельном положении. Публика отвернулась от него, на сцене продолжительное время шли спектакли, не несущие культурной и художественной ценности, труппа артистов страдала без мощного управления и художественного вдохновения. Эту рутину призван был разрушить Роман Козак.

Главным условием Козака было получение должности не главного режиссера, а худрука. Такое положение дел давало ему больше полномочий в управлении. Это потребовало редактуры устава театра.

Азарт, с которым постановщик принялся за работу, привнес свежее дыхание. Изменения происходили постепенно. Сначала были сняты с репертуара 6 спектаклей. Обезличенный до этого театр стал приобретать индивидуальность. Коммерция, бульварщина и мелодрамы уступили место творчеству, стройной репертуарной логике и идее.

Приход Козака в театр им. А. С. Пушкина заставил обратить на него внимание драматургов и других постановщиков. Многие хотели получить шанс на сотворчество с талантливым режиссером, и это также повышало статус театра. Роман Ефимович занял возрастных актеров и ратовал за приглашение молодых талантов, делая ставку на юность.

Поддерживая концепцию театра-дома, режиссер хотел сделать свое детище местом главных культурных мероприятий. Одним из первых событий, организованных им, стал концерт Леонида Десятникова. Вечер собрал все сливки общества и даже именитых гостей, которые ни разу не бывали в театре имени Пушкина.

На его сцене Козак поставил спектакли «Академия смеха», «Ромео и Джульетта», «Трое на качелях», «Косметика врага», «Offис», «Бешеные деньги» и др. Кардинально обновленный репертуар основной сцены и филиала в Сытнинском переулке вывел театр в число самых популярных площадок города. Козак приглашал к сотрудничеству Кирилла Серебренникова, Евгения Писарева, Дмитрия Брусникина, которые приносили свежие идеи и проекты.

Роман Ефимович обладал педагогическим талантом и сумел воспитать учеников, занявших на российском театральном олимпе достойное место. Среди актеров, чьим наставником он выступал, — Дарья Мороз, Никита Высоцкий, Сергей Лазарев, Александра Урсуляк и другие. Он также имел опыт преподавательской деятельности в Гарварде и использовал в режиссерской работе методики и приемы, актуальные для европейских театров.

Личная жизнь

Роман Козак был супругом хореографа Аллы Сигаловой, руководителя Театра современного танца. Мужчина стал ее вторым мужем. Личная жизнь пары складывалась счастливо. За 16 лет, прожитых совместно, они ни разу не расходились, проводя время дома и на работе, находясь в сотворчестве.

Жена делала Романа счастливым, поэтому сложившаяся семья принесла ему счастье. Роман и Алла стали родителями двух детей: дочери и сына. Анна получила образование дизайнера интерьера, а Михаил учился журналистике.

Смерть

Биография Романа Ефимовича Козака оказалась короткой. Смерть настигла постановщика в возрасте 52 лет. Тяжелая болезнь не позволила ему продолжить творческую деятельность. Активный в молодости и в зрелые годы, Козак не позволил себе быть прикованным к четырем стенам квартиры и соблюдать постельный режим.

Программа «Наблюдатель» — «Роман Козак: 55 лет со дня рождения»

Он работал, мечтая успеть выпустить премьеру «Бешеные деньги» по пьесе Александра Островского. Посещая все репетиции, режиссер истощил и без того слабое здоровье. Он умер 28 мая 2010 года. Причиной смерти стал рак гортани. Премьера спектакля прошла без него.

Похороны провели спустя 2 дня после кончины мастера. Могила режиссера находится на Троекуровском кладбище в Москве. Творческое наследие постановщика составляют фото и видеозаписи его спектаклей, а также заметки, которые он писал для персонального блога в проекте «Сноб».

Роман Козак

фотографии >>

биография

Козак Роман Ефимович

Театральный актёр и режиссёр, педагог.

Родился 29 июня 1957 года в Виннице.
Окончил Школу-студию МХАТ в 1982 году (курс О.Н. Ефремова).
С 1983 года с перерывами работал во МХАТе. Играл в спектаклях: «Дни Турбиных» (Шервинский), «Чайка» (Треплев), «Амадей» (Моцарт) и др.

Параллельно работал в театре-студии «Человек». Как актёр играл АА в пьесе С. Мрожека «Эмигранты».
Поставил два культовых спектакля того времени: «Чинзано» Л. Петрушевской (1987) и «Елизавета Бам на ёлке у Ивановых» по пьесам Д. Хармса и А.А. Введенского (1989).

В 1990 году основал театр «Пятая студия МХАТ», где поставил спектакль «Маскарад» М.Ю. Лермонтова.

В 1991-1992 годах работал главным режиссёром в театре Станиславского. Поставил спектакль «Дон Кихот» Булгакова по Сервантесу.

В Рижском театре русской драмы поставил спектакли: «Самое главное» Н. Евреинова (1995), «Пляка смерти» А. Стринберга (1996), «Отелло» У. Шекспира (1997).

Во МХАТе имени Чехова поставил: «Любовь в Крыму» С. Мрожека, «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина, «Женитьба» Н.В. Гоголя, «Лесная песня» Леси Украинки и др.

Среди постановок в разных театрах и антрепризах: «Банан» по пьесе С. Мрожека «Вдовы», «Смуглая леди сонетов» Бернарда Шоу, «Золото» Бар-Йосефа.

Среди работ за рубежом: «День рождения Смирновой» в Старом театре, г. Краков, «Чинзано» Л. Петрушевской в театре «Трон», г. Глазго, «Мера за меру» Уильяма Шекспира в «Театре в Нижней Саксонии» и др. (более 20 спектаклей в театрах Германии, Великобритании, Бельгии, Польши, Швеции, Швейцарии, Латвии).

С 1983 года преподавал в Школе-студии МХАТ.
Среди его учеников: Н. Негода, Н. Высоцкий, Н. Рогожкина, Д. Корзун, С. Лазарев, А. Урсуляк, А. Арсентьев. Принимал участие в создании дипломных спектаклей: «Последняя встреча», «Чудо святого Антония», «Буря», «Сцены из „Отелло“», «Синяя птица», «Носорог», «Любовные сцены».

С 17 апреля 2001 года — художественный руководитель театра имени А.С. Пушкина.

Заслуженный артист РФ (27.10.2000).
Заслуженный деятель искусств РФ (10.12.2007).

Ушёл из жизни 28 мая 2010 года в Москве от рака. Похоронен 30 мая на Троекуровском кладбище столицы.

Роман Козак

Фото Все

Видео Все

«Ночной сеанс» с Ренатой Литвиновой. Гость программы — Роман Козак (2006)

Роман Козак 06.06.2007

Роман Козак. Мужской портрет. 2007

Роман Козак — биография

Роман Козак – отечественный театральный актер и режиссер. Театральные постановки этого метра шли на сцене антрепризных театров, также их можно было увидеть на подмостках МХАТа и Театра русской драмы, который расположен в Риге. Козак являлся худруком столичного театра им. Пушкина. Взяв управление театра в свои руки в непростой для труппы период, ему удалось вернуть этому культурному оплоту публику и ее признание. Роман был заслуженным деятелем искусств РФ, а также он являлся председателем Гильдии театральных режиссеров РФ. Был автором блога, который публиковался в издании «Сноб».

Детские и юношеские годы

Роман родился в городе Винница 29 июня 1957 года. Его появлению в творческой среде предшествовало обучение в Московском электротехническом институте связи.

Но искусство взяло верх, и Роман получил образование в школе-студии МХАТ. Роман проходил обучение у актера Олега Ефремова, который много сил вложил в формирование манеры работы своего ученика. Чуть позже, в беседе с представителями СМИ, Козак не раз вспоминал, что мастер потратил много сил, чтобы он мог достичь успеха.

Роман Козак

В 1982 году Роман получил диплом и почти сразу начал работать в театральной труппе. Он стал актером МХАТа, а параллельно с этой деятельностью, трудился в качестве актера и режиссера, помогая в творческом развитии театру-студии «Человек». Однако Козаку было тесно в актерской деятельности, и вскоре он ее сменил, став постановщиком.

Театральная деятельность

Дебютные работы Козака в качестве постановщика — довольно крупные проекты под названием «Чинзано», показ которой состоялся в 1987 году, а спустя два года постановщик порадовал публики спектаклем «Елизавета Бам на елке у Ивановых». В основу спектаклей, поставленных Романом, легли произведения Даниила Хармса, Людмилы Петрушевской, Андрея Введенского. Эти работы принесли Козаку первую славу. Режиссер не делал различий между произведениями современных драматургов и классического репертуара. По этой причине в 1990 году, когда мастер организовал театр, который назвал «Пятая студия МХАТ», в основу его первой постановки легло произведение Лермонтова «Маскарад».

Спустя год режиссер вновь получил повышение, став главным режиссером в театре им. К. С. Станиславского и продолжил трудиться с признанными авторами. Результатом этой деятельности стал выпуск спектакля «Дон Кихот». Роман сотрудничал с театром на протяжении года, после чего постановщик получил предложение поработать в Рижском театре русской драмы.

Режиссер продолжил творить на основе классических произведений, и результатом стали постановки спектаклей «Самое главное» , в основу которого легли произведения Николая Евреинова, «Пляску смерти» по произведениям Августа Стриндберга, «Отелло» Уильяма Шекспира. Премьеры состоялись, соответственно, в 1995, 1996 и 1997 годах.

Мужчина продолжал сотрудничество с родным театром, где зрители увидели его постановки «Маленьких трагедий», в основу которой легли произведения Пушкина, «Любовь в Крыму» по пьесе Мрожека и др. Козак не единожды получал приглашения о сотрудничестве от зарубежных театров.

В начале двухтысячных Козак получил приглашение от руководства театра им. А. С. Пушкина о том, чтобы он возглавил его коллектив. Данный оплот культуры находился в плачевном состоянии. Публику было невозможно заинтересовать, она почти не посещала спектакли, сами произведения, поставленные на сцене, не являлись образцом художественной ценности, и не несли культуру в массы, труппа актеров находилась под управлением худрука, который был не в состоянии исправить ситуацию. Тогда руководство обратилось к Роману, надеясь на то, что ему под силу разрушить рутину, в которой оказался театр.

Козак поставил условие — ему должны предоставить должность худрука, а не главного режиссера. Эта должность предоставляла Козаку больше полномочий в управлении. Руководство театра согласилось, несмотря на то, что для этого потребовалось редактировать устав театра.

Энтузиазм постановщика, проявленный в работе, принес свежее дыхание, подарив театру вторую жизнь. Изначально Роман принял решение снять с репертуара 6 постановок. Это привело к тому, что театр стал обретать индивидуальность. Бульварщина, мелодрамы и коммерция, господствовавшие до этого на сцене, уступили место творчеству в репертуаре, подчиненному строгой логике и идее.

После прихода Романа в театр им. Пушкина, на него стали обращать внимание драматурги и другие постановщики. Большинство из них горели желанием на совместное творчество с даровитым режиссером, и это тоже служило повышению статуса театра. Роману удалось обеспечить работой актером, имеющий почтенный возраст, и приглашал молодые таланты, зная, что молодость хорошо повлияет на деятельность этого оплота культуры.

На подмостках этого театра можно было увидеть работы Козака под названиями «Offис», «Ромео и Джульетта», «Трое на качелях», «Косметика врага» и др. Обновленный репертуар стал причиной того, то театр смог выйти в число самых известных городских площадок.