Режиссер Лариса Шепитько биография

Лариса Шепитько

фотографии >>

биография

Шепитько Лариса Ефимовна

Родилась 6 января 1938 года в Артёмовске, Донецкая область, Украинская ССР.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (28.03.1974).

В 1954 году окончила среднюю школу во Львове.
В 1955 году поступила на режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская А.П. Довженко, после его смерти в 1956 году — М.Э. Чиаурели), который окончила в 1963 году.
Ещё в студенческие годы она снялась в нескольких фильмах в качестве актрисы, в том числе в «Поэме о море» (1958), начатой А.П. Довженко и завершённой его супругой, Юлией Солнцевой.
С 1961 года — режиссёр киностудии «Киргизфильм».
С 1964 года — режиссёр киностудии «Мосфильм».

Лариса стала классиком мирового кинематографа. Её жизнь была трагически короткой, но полной творческих открытий и достижений на мировом уровне. Она родилась в Артёмовске, училась и начала свою кинематографическую карьеру в Украине. Считала свою родину неисчерпаемым источником внутренней силы и вдоховения.

Лариса Шепитько получила главные призы на фестивалях в Берлине и Венеции, она пользовалась огромным уважением среди людей мира искусства. Открыла много актёров, которые стали знаменитыми, сняла несколько фильмов, включая «Зной», «Ты и я», «Крылья», «Родина электричества», «Восхождение». Вместе с Александром Довженко Лариса работала над созданием фильма «Поэма о море». Большую часть своей жизни она провела в Москве, учась, а затем и работая. Она любила и понимала людей и их жизнь.

Лариса была мистиком — верила, что жила уже несколько раз. В 1978 году, будучи в Болгарии, посетила знаменитую Вангу, предсказавшую ей скорую смерть. Услышав это, Лариса в тот же день вместе с подругой пошла в храм и взяла с неё клятву, что если она умрёт, то подруга будет заботиться об её сыне Антоне.

После этого режиссёр готовит сценарий фильма «Матёра» по повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Съёмки должны были проходить на озере Селигер, и в начале июня 1979 года туда была запланирована киноэкспедиция.

Ранним утром 2 июля 1979 года Лариса Шепитько трагически погибла в автомобильной катастрофе с частью съёмочной группы у посёлка Редкино в Калининской области. «Волга»-пикап, в которой находилась киносъёмочная на пустынном шоссе по неустановленной причине вышла на полосу встречного движения и врезалась в мчавшийся навстречу грузовик. Так на 137-м километре Ленинградского шоссе в сторону Калинина, близ посёлка Редкино, оборвалась жизнь Ларисы Шепитько и членов съёмочной группы (в машине находились также оператор Владимир Чухнов, художник Юрий Фоменко и их ассистенты).

Похоронена в Москве на 10-м участке Кунцевского кладбища.

Работу над фильмом «Матёра» завершил муж Ларисы Шепитько, кинорежиссёр Элем Климов (1933-2003), назвавший картину «Прощание» (1982). Он также снял о ней документальный фильм «Лариса» (1980), смонтированный из фрагментов её фильмов и интервью с её коллегами.

Лариса Шепитько

Биография

Кинорежиссер Лариса Шепитько яркой кометой пронеслась по небосклону советского кинематографа и угасла так же неожиданно, как и вспыхнула. Судьба отмерила этой талантливой, внешне и внутренне красивой женщине чуть больше сорока лет жизни.

Лариса Шепитько

Пик популярности режиссера пришелся на 1970-е. Искушенные кинолюбители ставят имя Ларисы Шепитько в один ряд с культовыми режиссерами Андреем Тарковским, Алексеем Германом, Элемом Климовым. Фильмы Шепитько сегодня назвали бы артхаусом. Они непонятны и неинтересны обывателям, зато интеллектуалы черпают в них глубинные и новые смыслы и в наше время.

Детство и юность

Родилась Лариса Ефимовна Шепитько в 1938 году, в городе Артемовске (с 2015-го – Бахмут) Донецкой области. Мама будущей кинозвезды, Ефросинья Ткач, окончила местный педагогический вуз и работала учительницей. Женщина сама поставила на ноги троих детей – муж оставил семью. Лариса вычеркнула отца из памяти, не простив предательства.

Кинорежиссер Лариса Шепитько

Споры о национальности Ларисы Шепитько не стихают. По общепринятой версии, которую поддерживала режиссер, отец был персом. Но после смерти Шепитько инициативная группа провела расследование и вышла на Владимира Березина, чиновника комиссии Артемовского горсовета по культуре. Березин утверждал, что в городском архиве сохранилась копия свидетельства о рождении Ларисы Ефимовны, из которого следует, что Ефим Шепитько – украинец.

В послевоенные годы Ефросинью Ткач с детьми занесло во Львов, где Лариса в 1954 году окончила школу. Любовью к кинематографу Шепитько заразилась, попав на съемки драмы «Овод», проходившие во Львове. Девушка наблюдала за процессом рождения фильма, но интересовала ее не актерская игра, а режиссерская работа.

Лариса Шепитько в молодости

Лариса Шепитько нацелилась на режиссерский факультет ВГИК и после вручения школьного аттестата отправилась в Москву. Мама называла мечту дочери блажью и просила поскорей вернуться домой, после провала экзаменов. Но Лариса поступила.

Приемная комиссия с недоверием смотрела на юную девушку, пожелавшую учиться на «мужском» факультете. Но отказывать стройной украинской красавице не спешили – предложили стать актрисой. Каким же было удивление членов комиссии, когда они услышали твердый ответ не по годам взрослой (Ларисе едва исполнилось 16) девушки:

«Это рабская профессия, это не для меня».

Тысячи советских девушек мечтали стать звездами кино, а эта странная абитуриентка твердым шагом направилась к двери. Ларису Шепитько приняли на режиссерский факультет. Полтора года она училась на курсе Александра Довженко, кумира и светоча советского кинематографа. Лариса, самая юная на курсе, стала любимицей мэтра. На втором курсе, после смерти педагога, Шепитько едва не покинула ВГИК, приняв в штыки нового руководителя курса – Михаила Чиаурели.

Фильмы

Стройную зеленоглазую девушку, первую красавицу ВГИКа, еще в студенчестве заметили режиссеры. Эльдар Рязанов снял Ларису в эпизоде «Карнавальной ночи», а Александр Довженко доверил крошечную роль в «Поэме о море» (после смерти мэтра съемки картины закончила его вдова Юлия Солнцева). В 1960-м в кинобиографии Шепитько появились еще две эпизодические роли – в картинах «Обыкновенная история» и «Таврия».

Кинорежиссер Лариса Шепитько

Но целеустремленную девушку актерство интересовало исключительно как режиссера. В институте Лариса Шепитько сняла две короткометражки: в 1956 году – ленту «Слепой кухарь», в 1957-ом – «Живую воду». Курсовые работы стали свидетельством рождения новой звезды советской режиссуры, яркой, с нестандартным мышлением и желанием снимать кино «не для всех».

Дебютный полнометражный фильм «Зной» Ларисы Шепитько вышел на экраны в 1963 году. В сюжет ленты легла повесть Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз». Молодой режиссер снимала картину в Киргизии, на киностудии «Киргизфильм». Первая художественная лента 24-летней выпускницы ВГИКа продемонстрировала волевой характер и целеустремленность Шепитько. Хрупкая девушка без ропота и жалоб трудилась в 40-градусную жару, в знойной степи, а после рабочего дня едва добиралась до постели.

Кадр из фильма Ларисы Шепитько «Зной»

Драма «Зной» принесла начинающему режиссеру Ларисе Шепитько первые в кинематографической биографии награды — премии Международного кинофестиваля в Карловых Варах и I Всесоюзного кинофестиваля в городе на Неве.

Спустя 3 года, в 1966-ом, состоялась премьера второй картины Шепитько – драмы «Крылья». Главную героиню ленты – бывшую военную летчицу Петрухину – сыграла Майя Булгакова. Фильм тепло приняли зрители и кинокритики, а Булгакова стала актрисой года. Картину высоко оценил мэтр советской режиссуры Сергей Герасимов. Ему вторили десятки маститых коллег.

Лариса Шепитько на съемках фильма «Крылья»

Шепитько отправилась с картиной в Париж, где тотчас оценили и фильм, и молодую красавицу-режиссера, назвав ее новой Гретой Гарбо. Лайза Минелли признала Ларису Шепитько красивейшей женщиной Европы. Талантом русского режиссера восхищались Фрэнсис Форд Коппола и Мартин Скорсезе, с которыми Лариса общалась на равных. Окрыленная успехом «Крыльев», Лариса Шепитько взялась за новый проект – кинодраму «Родина электричества».

К фильму, снятому по рассказу Андрея Платонова, сценарий написала сама. Но советская цензура «зарубила» картину, усмотрев в ней насмешку над политическим строем и религиозную пропаганду. Чиновники распорядились смыть отснятый фильм с пленок. «Родину электричества», снятую в 1967 году, зрители увидели спустя 20 лет: по счастливой случайности, один экземпляр картины сохранился. Но Лариса Шепитько об этом не узнала: ее детище, которым она так гордилась, вышло после смерти режиссера.

Кадр из фильма Ларисы Шепитько «В тринадцатом часу ночи»

Спустя 2 года Шепитько сняла новогоднюю музыкальную картину «В тринадцатом часу ночи», в которую пригласила Георгия Вицина, Анатолия Папанова, Спартака Мишулина и Зиновия Гердта. Но и этот проект не попал на экраны. Разочарование и усталость от неудач преследовали Ларису Шепитько. 30-летняя режиссер чувствовала, как песком сквозь пальцы утекает драгоценное время, а с ним – запал и энергия.

В 1971 году мастер экранизировала драму «Ты и я». Главную героиню ленты должна была сыграть Белла Ахмадулина, но художественный совет вычеркнул кандидатуру. Беллу заменила Алла Демидова. Цензоры искромсали ленту до неузнаваемости, вырезав «неправильные» кадры.

Кадр из фильма Ларисы Шепитько «Ты и я»

Долгожданный триумф пришел в середине 1970-х: Лариса Шепитько сняла культовую картину «Восхождение», в основу которой легла повесть Василя Быкова. Кинокритики написали, что режиссер позвала зрителя «на свидание с совестью». Главным героем фильма стал актер Анатолий Солоницын, сыгравший Андрея Рублева в культовой кинодраме Тарковского. Дебютировавшие в фильме Борис Плотников и Владимир Гостюхин проснулись знаменитыми.

Лариса Шепитько на съемках фильма «Восхождение»

От участи предыдущих проектов ленту Ларисы Шепитько спас первый секретарь компартии Белоруссии, фронтовик. После просмотра «Восхождения» Петр Машеров плакал, не скрывая слез. Фильм вышел в прокат и получил «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале и первый приз на Венецианском биеннале. В 1974 году Лариса Шепитько стала заслуженным деятелем искусств РСФСР.

Спустя 5 лет Шепитько взялась за съемки последнего фильма, основанного на повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Лариса Ефимовна написала сценарий и приступила к работе. Но закончить не успела. После смерти жены картину закончил Элем Климов, назвав ее «Прощание». Премьера состоялась в 1981 году.

Личная жизнь

Лариса Шепитько и Элем Климов познакомились во ВГИКе. Две яркие личности, талантливые и удивительно красивые, вызывали зависть и восхищение. В 1963 году у супругов родился единственный сын Антон.

Лариса Шепитько и Элем Климов

Жизнь Ларисы Шепитько пронизана мистикой. Женщина верила в приметы и знамения, в реинкарнацию и переселение душ. Она уверяла, что пришла в этот мир не в первый раз. Элем Климов рассказал удивительный случай, произошедший в старинном замке, в Чехословакии. Лариса, войдя в старинный зал, обронила, что уже была здесь.

Лариса Шепитько с сыном Антоном

Указав на стол, твердо заявила, что на нем играли в покер. Сдернув скатерть, увидели зеленое сукно. Поднявшись в фамильную галерею замка, Климов увидел портрет жены: вне всякого сомнения, на картине была изображена Лариса в платье XVIII-го века. Позже Элем Германович заказал художнику копию портрета, который висел в его доме до конца жизни.

Смерть

За год до смерти Лариса Шепитько побывала в Болгарии и навестила провидицу Вангу. Та предсказала женщине скорую смерть в автокатастрофе. 2 июля 1979 года Элем Климов проснулся на рассвете от кошмара: ему привиделось, что «Волга», на которой едет жена, врезалась в грузовик. На часах было 5.18 утра. Спустя несколько часов Климову сообщили, что Лариса погибла при столкновении «Волги», в которой ехала со съемочной группой на съемки «Матеры», и внезапно выехавшего грузового автомобиля.

Могила Ларисы Шепитько

Время ее гибели совпало со временем, когда он проснулся. Без матери остался 6-летний сын Антон. Элем Климов так и не женился. Он пережил жену на 24 года. До конца жизни Элем Климов казнил себя, что смерть любимой женщины – месть Григория Распутина за фильм, снятый Климовым.

«Не надо было Гришку трогать», — повторял режиссер.

Похоронили Ларису Шепитько на старейшем московском кладбище – Кунцевском. Ее могила расположена на 10 участке. На ней – гранитная фигура режиссера в полный рост.

Лариса Ефимовна Шепитько

Фото Все

Видео Все

Лариса Шепитько / Острова / Телеканал Культура

Разговор с Ларисой Шепитько

Лариса Шепитько и Элем Климов. Больше, чем любовь

Лариса Шепитько — биография

Лариса Ефимовна Шепитько – советский кинорежиссёр, сценарист и актриса. Известна по фильмам «Зной», «Крылья» и «Восхождение». Была женой кинорежиссёра Элема Климова.

Лариса Шепитько стала одной из первых женщин-режиссёров в советском кино, кому предложили работать в Голливуде. Она не зря выбрала профессию, традиционно считающуюся мужской. По силе характера Шепитько могла дать сто очков вперёд многим из представителей сильного пола.

Детство

Лариса Шепитько родилась 6 января 1938 года в Артёмовске, городе Донецкой области Украины (теперь Бахмут), в семье школьных учителей. По национальности она украинка, но не любила ничего украинского, кроме кухни. Её отец, Ефим Анисимович, бросил жену с тремя детьми. Лариса не смогла простить ему этот поступок, поэтому после его ухода больше никогда с ним не виделась, забыла о его существовании. Мать, Ефросинья Яновна, после войны переехала с детьми в Киев, потом во Львов.

Там Лариса окончила школу в 1954 году. Однажды она попала на съёмки фильма «Овод», который снимался во Львове, в отличие от других наблюдателей, следивших за игрой актёров, Лариса следила за работой режиссёра. С этого момента она загорелась освоить именно эту профессию.

После школы Шепитько в 1955 году с первого захода поступила на режиссёрский факультет ВГИКа. На отборочных турах ей, с такой интересной внешностью, советовали идти на актёрский, но она ответила, что актёр – это рабская профессия. Независимость была главной чертой Ларисы.

Лариса Шепитько в молодости

Ей посчастливилось застать Александра Петровича Довженко, став студенткой его мастерской. Великий мэтр режиссуры преподал своим студентам не только профессиональные уроки, но и этические, считая, что у людей искусства должна быть гармония во всём («В человеке всё должно быть прекрасно…»). Лариса была самая младшая на курсе, поэтому он её особо опекал. Довженко даже снял её в эпизоде своего последнего фильма «Поэма о море», который, увы, закончить не успел. После его смерти в 1956 году мастером курса стал Михаил Чиаурели. Но Шепитько всегда считала себя ученицей Довженко.

Начало

Во время учёбы будущий режиссёр сняла несколько короткометражных фильмов, а её дипломной работой был полнометражный фильм «Зной» (1963 год) по повести Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз». Фильм снимался в Казахстане. Автор повести несколько раз посещал киноэкспедицию и впоследствии изумлялся преданности искусству молодых создателей картины. Небольшой малоопытной группе только-только возникшей Киргизской киностудии и студентам-дипломникам ВГИКа приходилось работать в условиях сорокаградусной жары. Плюс ко всему в группе началась эпидемия болезни Боткина. Однокурсница и соавтор Ларисы Ирина Поволоцкая самолётом спешно улетела в Москву, Шепитько лететь отказалась, вернулась на съёмочную площадку и продолжила работать. Ей организовали отдельный барак, куда в конце каждого съёмочного дня буквально относили на носилках. Но в финале такого сложного первого опыта Шапитько её ждал подарок от судьбы. На монтажном этапе подготовки «Зноя», уже на студии Горького в Москве, Лариса познакомилась со студентом мастерской Ефима Дзигана Элемом Климовым, который придумал название для её фильма, ну а вскоре стал её мужем.

Кадр из фильма Ларисы Шепитько «Зной»

Первая картина Ларисы Шепитько была высоко оценена экспертами кино. Дебютантка получила премии первого Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде и Международного кинофестиваля в Карловых Варах (1964 год).

Могут быть знакомы

Актёрский опыт

Кинорежиссеры часто наведывались во ВГИК, чтобы присмотреть для своего фильма симпатичных студенток для ролей второго плана. Стройная зеленоглазая Шепитько была одной из первых красавиц института. Её не могли не заметить.

Лариса Шепитько в фильме «Карнавальная ночь»

Так она попала на съёмки «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова (1956 год), где сыграла небольшой эпизод. В 1960 году она участвовала в съёмках фильмов «Обыкновенная история» и «Таврия». Там тоже роли были маленькими. А в дальнейшем Лариса от предложений отказывалась.

Крылья

Следующая картина Шепитько принесла ей ещё большую известность, чем «Зной». О ней заговорили как о яркой художественной индивидуальности. В фильме «Крылья» она показала тот поэтический пристальный взгляд на натуру человека, которому научил её Довженко.

На главную роль Шепитько пригласила свою землячку, никому не известную, актрису Майю Булгакову. Она вообще предпочитала лепить характеры из малоизвестных актёров. Никто из режиссёров, кроме Шепитько, не разглядел возможностей этой актрисы. А для Булгаковой роль бывшей боевой лётчицы в картине «Крылья» стала главной ролью в жизни. Перед началом съёмок Шепитько почти месяц репетировала с Майей Григорьевной, чтобы погрузить её в образ и добиться эффекта лучистых глаз. Режиссёр всегда была максималисткой и ждала, даже требовала, максимальной отдачи от других.

Кадр из фильма Ларисы Шепитько «Крылья»

После выхода фильма в 1966 году Булгакова была признана «Лучшей актрисой года», а Ларису Шепитько после его показа на Неделе молодых режиссёров национальных республик СССР в Париже оценили не только как режиссёра, но и как красавицу, окрестив её новой Гретой Гарбо.

Отвергнутые фильмы

Следующим фильмом Ларисы Шепитько была короткометражная лента «Родина электричества», созданная по мотивам одноимённого рассказа Андрея Платонова. Картина снималась в 1968 году в деревне Сероглазка Астраханской области. Сценарий Лариса написала сама, а исполнителей большей части персонажей нашла среди жителей деревни. Получилась целая галерея натуральных народных образов. Во время съёмок режиссёр настолько расположила к себе женщин Сероглазки, что те, когда у Ларисы выдавалась свободная минутка, присаживались рядом, чтобы поболтать и посекретничать.

«Родина электричества» вместе с новеллами других режиссёров должна была войти в киноальманах «Начало неведомого века», приуроченный к 50-летию Октябрьской революции, но цензура усмотрела в ней антисоветское содержание, альманах так и не сложился. Спустя почти двадцать лет картину восстановили и показали зрителям.

Лариса Шепитько кадр из фильма «В тринадцатом часу ночи»

Не повезло и следующему фильму, снятому Шепитько. Это был новогодний телевизионный мюзикл «В тринадцатом часу ночи», в котором снялись прекрасные артисты Владимир Басов, Георгий Вицин, Зиновий Гердт, Спартак Мишулин, Анатолий Папанов и другие. Режиссёр очень переживала, что вот уже второй фильм отправлен «на полку». В это время она жила с ощущением «надвигающегося крушения». Ей казалось, что в тридцать лет человек должен достигнуть своей вершины в жизни, а она терпит одни сплошные неудачи.

Размышления о поколении тридцатилетних не давали покоя не только Ларисе Шепитько, но и автору сценария «А я шагаю по Москве» Геннадия Шпаликова. У него был один очень сырой сценарий о двух учёных-медиках, променявших свой талант на материальные блага. Лариса почувствовала внутренний драматизм сценария и буквально заставила Шпаликова его доработать, даже ограничила контакты сценариста, известного своими загулами. Они со Шпаликовым были очень единодушны. Оба понимали, что теперешнее поколение тридцатилетних не может быть таким безмятежным как в фильме Данелии. Теперь жизнь тридцатилетних героев имела налаженный житейский уклад, а внутренне стремление жить не по лжи вносило смятение в их души.

Кадр из фильма «Ты и я»

Сценарий под названием «Ты и я» прошёл мучительное поэтапное утверждение нескольких инстанций, и комитетом кинематографистов картина была поставлена в производственный план 1970 года. Главные роли в фильме исполнили Леонид Дьячков, Юрий Визбор и Алла Демидова, хотя роль изначально писалась под Беллу Ахмадулину (её не одобрил худсовет) У Ларисы Шепитько получился с одной стороны серьёзный, а с другой – поэтичный фильм. Но чиновники в уже смонтированную ленту потребовали внести ряд изменений. Шепитько очень сокрушалась, что пошла на поводу у М.И.Ромма, входящего в худсовет, и переделала самый важный эпизод. Тем не менее картина имела оглушительный успех на Венецианском фестивале 1972 года, Шепитько получила Серебряный приз в конкурсной программе «Венеция – молодёжь». В глазах западного зрителя фильм развенчал стереотипный образ молодых людей советских картин, находящих смысл в погоне «за туманами и запахом тайги», устремляющихся на стройки и в геологические партии, что создавало нарочитую видимость благополучия. На родине «Ты и я» не восприняли.

Восхождение

Поскольку выход картины «Ты и я» проходил под давлением цензоров, после её завершения Шепитько оказалась истощена психически и физически. К тому же она ждала ребёнка. Режиссёру нужно было восстановить силы. Находясь в сочинском санатории, она неудачно упала, получила сильное сотрясение мозга и серьёзно травмировала позвоночник. Это приковало её к постели на полгода. Мысли о том, что она может стать инвалидом или погибнуть, заставили Ларису пересмотреть свою жизнь. Она представляла, как родится ребёнок и будет судить о ней по работам в кино, а ей до сих пор не удалось себя по-настоящему выразить, не успела ещё передать ему энергию духовного начала. Тогда и возникла идея снять фильм по повести Василя Быкова «Сотников», которая лучше всего по ощущениям режиссёра отражала её представление о жизни, смерти и духовном бессмертии.

Кадр из фильма Ларисы Шепитько «Восхождение»

Фильм «Восхождение» (1976 год) стал последней завершённой режиссёрской работой Шепитько. Четыре года она добивалась разрешения на постановку. Главную роль в фильме Лариса Ефимовна предложила актёру Свердловского ТЮЗа Борису Плотникову. В Госкино неодобрительно отнеслись к её выбору: «Что ж вы нам на роль партизанского героя Исусика подсовываете?». После того, как режиссёр с помощью гримёров добилась героического облика, приёмная комиссия одобрила Плотникова. Ещё больше Шепитько удивила чиновников, когда на вторую главную роль привела реквизитора театра Советской Армии Владимира Гостюхина. Она не ошиблась с выбором. Оба актёра так пронзительно исполнили свои роли, что присутствовавший на просмотре первый секретарь ЦК компартии Белоруссии Пётр Машеров, в прошлом фронтовик, не мог оторваться от экрана. Он потом грудью отстаивал фильм, оказавшийся под угрозой запрета.

Съёмки проходили зимой в городе Муроме и его окрестностях. Стоял сорокаградусный мороз, но никто не пытался покинуть съёмочную площадку, настолько Шепитько сумела заразить всех своим энтузиазмом. Все понимали важность происходящего; каждый знал, что нет ничего дороже тех вещей, которым посвящается фильм о совести, долге, героизме и о родине. Поэтому все участники фильма предъявляли к себе те же критерии. Никто не жаловался, даже если примерзали руки к приборам. Несколько раз слабую здоровьем Шепитько после съёмочной смены Гостюхин относил на руках от машины до гостиничного номера. Она работала на пределе своих возможностей. Все справились, съёмочный период был окончен на месяц раньше срока.

Фильм получил признание. В 1977 году он был удостоен главных призов Всесоюзного кинофестиваля в Риге, Гран-при «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля, премии ФИПРЕССИ, приза «Статуя Свободы» на кинофестивале в Сопоте.

Лариса Шепитько «Золотым медведем»

Однако самым важным показателем успеха фильма для Ларисы Ефимовны была реакция зрителей. Она видела, что многими он воспринимался очень лично. На просмотрах люди плакали.

Потом Шепитько стала получать огромное количество писем из самых отдалённых уголков страны. Люди делились не только своими впечатлениями от фильма, но и своими историями, рассказывали о сокровенном. Из писем было видно, как велика потребность людей в духовной жизни. Именно эти письма подтолкнули Шепитько к идее снять фильм о бессмертной непобедимой духовности русского человека. Эту идею она нашла в повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой».

Письма приходили и из-за границы, в которых режиссёру делали всевозможные заманчивые предложения. Самым грандиозным из них было приглашение в Голливуд. Американская актриса Элин Берстин, с которой Лариса подружилась на Берлинском кинофестивале, предлагала пожить у неё в доме и обсудить с продюсерами перспективу работы над фильмом, который был задуман в эстетике Шепитько.

Режиссер Лариса Шепитько

Оказавшись на фабрике грёз, советский режиссёр довольно скоро заручилась симпатией многих известных деятелей Голливуда и вынуждена была рассматривать не только то предложение, ради которого приехала, а ещё многие другие. Её талант оценили Мартин Скорсезе, Милош Форман и Бернардо Бертолуччи. Однажды Фрэнсис Форд Коппола пригласил её к себе, чтобы посоветоваться какой из вариантов финала «Апокалипсиса» выбрать. Какое-то время режиссёр гостила у Лайзы Минелли и была несколько шокирована тем, как Лайза расхаживает по дому с бутылкой коньяка в одной руке и «косяком» в другой.

Шепитько восхитило то, в каких прекрасных условиях работают американские кинематографисты, насколько чётко в Голливуде организован съёмочный процесс, но всё это было для неё чужим.

Последний фильм

Летом 1978 года Шепитько собрала почти всю съёмочную группу «Восхождения» и готовилась к съёмкам новой картины. Она встретилась с Распутиным, получила его благословение и приступила к написанию сценария будущего фильма «Матёра».

Фильм Ларисы Шепитько «Матёра»

Местом для съёмок были выбраны окрестности озера Селигер. За день до отъезда в кабинет Ларисы Ефимовны пришёл автор, задумавший писать о ней книгу. Они проговорили пол дня. Когда Распутин спросил Шепитько, почему она решила назвать фильм «Матёра», а не «Прощание с Матёрой», она ответила, что фильм будет не о прощании с прошлым, а о сохранении прошлого. Она взялась за съёмки, но закончить не успела. После смерти Ларисы Шепитько картину закончил Элем Климов, назвав её всё-таки «Прощание».

Личная жизнь

Элем Климов и Лариса Шепитько были очень красивой парой. Каждый был погружён в своё творчество, но они жить друг без друга не могли.

Свадьба Ларисы Шепитько и Элема Климова

После знакомства в монтажной киностудии Горького в 1963 году они поженились. Спустя десять лет у них появился сын Антон. Шепитько родила его довольно поздно – в 35, но сын родился здоровым.

Порой их творческие взлёты и падения не совпадали, это никогда не становилось поводом для ссор. Скорей, наоборот, они поддерживали друг друга в трудные дни и искренне радовались один за другого, когда приходил успех.

Однажды Лариса подменяла Климова на съёмках фильма «Агония». Актёр Алексей Петренко, вспоминая этот момент, признался в одном из своих интервью, что очень её боялся – такая от неё исходила сила. Исполняя роль Распутина, это он должен был выдавать мощь, но находясь рядом с Шепитько, он всю её подрастерял.

Лариса Шепитько с Элемом Климовым и сыном

Лариса с одной стороны была верующим человеком, а с другой – мистиком, она доверяла приметам и знамениям, верила в переселение душ. Климов вспоминал, что однажды произошёл очень странный случай. Они были в Чехословакии и осматривали некий старинный замок. В одном из его залов Лариса вдруг сказала, что была уже здесь и, указав на стол, добавила, что на нём играли в покер. Когда отодвинули скатерть, под ней оказалось зелёное сукно. А в фамильной галерее к общему изумлению висел портрет Ларисы, только в старинном одеянии. Потом «хозяйка» портрета, предваряя экскурсовода, описала расположение всех комнат замка и находящихся в них предметах.

Вместе с подругой Лариса ездила на встречу с Вангой и слышала предсказание о своей скорой смерти.

Не взирая на весь мистицизм, Шепитько была весёлым человеком и обладала большим чувством юмора. Из-за гепатита она не могла употреблять спиртного, но в компании с выпивкой всегда заражалась приподнятым настроением других. Лариса умела слушать и неплохо излагала свои анекдотичные истории, прекрасно танцевала и пела (могла запросто, на одном дыхании исполнить «Аве Мария»).

Высокая и стройная красавица Лариса была постоянным объектом восхищения отечественного модельера Вячеслава Зайцева. Ему нравилось наряжать Ларису в своём Доме моделей и устраивать потешные показы мод. Его модель с удовольствием изображала манекенщицу, немного утрируя манеры и походку.

Лариса Шепитько была вправе требовать от своих друзей и коллег жить по максимуму, что она часто и делала, потому что сама жила в полную меру своего драгоценного таланта и человеческих возможностей.

Смерть

Ранним утром 2 июля 1979 года Лариса Шепитько с пятью членами съёмочной группы на студийной «Волге» отправились искать локацию для будущего фильма. На пустынном шоссе водитель, видимо, уснул за рулём, «Волга» вышла на полосу встречного движения. Водитель ехавшего навстречу грузовика свернул к обочине, но поскольку грузовик был с прицепом, набитым кирпичами, «Волга» врезалась в прицеп. Пассажиры легковой машины могли бы остаться живы, если бы не кирпичи. От удара они высыпались и накрыли общую могилу. На шоссе, рядом с местом, где погибла Лариса и её коллеги, находилась автобусная остановка с металлической табличкой, на которой значилось – то ли «Меткино», то ли «Владыкино». Первые буквы были почти съедены ржавчиной, отчётливо выделялось только окончание: «…кино». Такая вот ирония судьбы.

Памятник на могиле Ларисы Шепитько

Ларису Шепитько похоронили на Кунцевском кладбище в Москве.

В 1980 году Элем Климов снял фильм «Лариса» в память о прекрасной женщине, нежной матери, любящей жене и даровитом художнике.

Избранная фильмография

  • 1956 — Слепой кухарь
  • 1963 — Зной
  • 1966 — Крылья
  • 1969 — В тринадцатом часу ночи
  • 1971 — Ты и я
  • 1976 — Восхождение
  • 1981 — Прощание
  • 1970 — Белорусский вокзал
  • 1960 — Таврия

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .