Александр Коршунов — биография, новости, личная жизнь
Александр Коршунов
Александр Викторович Коршунов. Родился 11 февраля 1954 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, педагог, профессор. Заслуженный артист РСФСР (1991). Народный артист РФ (1999).
Александр Коршунов родился 11 февраля 1954 года в Москве в актерской семье.
Отец — Виктор Иванович Коршунов (1929-2015), советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, педагог, Народный артист СССР (1984).
Мать — Екатерина Ильинична Еланская (1929-2013), советская и российская актриса кино и театра, театральный режиссёр, народная артистка России, заслуженный деятель искусств РСФСР.
Дед — Илья Яковлевич Судаков (1890-1969), актёр, режиссёр, педагог ГИТИСа.
Бабушка — Клавдия Николаевна Еланская (1898-1972), народная артистка СССР, прима МХАТа.
В детстве и юности занимался живописью. Однако после школы решил пойти по стопам родителей.
В 1975 году окончил Школу-студию МХАТ имени В. И. Немировича-Данченко, курс Виктора Карловича Монюкова.
Александр Коршунов в театре
После окончания театрального Олег Ефремов звал его к себе во МХАТ. Однако на базе его курса, выпущенного в 1975 году, был создан Новый театр, его худруком стал Виктор Манюков. И Коршунов был принят в труппу Московского нового драматического театра, среди его работ: «Прошлым летом в Чулимске» Александра Вампилова — Еремеев; «Моя прекрасная леди» по пьесе «Пигмалион» Бернарда Шоу на музыку Фредерика Лоу — Фредди; «Путь вашей жизни» Уильяма Сарояна — Дадли; «В гостях и дома» Александра Володина — Костя; «Осень следователя» Г. Данаилова — Андреев, следователь.
С 1981 года, с момента основания Московского драматического театра «Сфера», служит в нём в качестве актёра и режиссёра-постановщика.
Как актер играл в театре «Сфера» в спектаклях: «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери — лётчик; «Театральный роман» Михаила Булгакова — Максудов; «Эвридика» Жана Ануя — Орфей; «Доктор Живаго» Бориса Пастернака — Живаго.
Как режиссер поставил в театре «Сфера» спектакли: «Ах, как хорош этот мир. » Ежи Брошкевича; «Приглашение в замок» Жана Ануя; «Кандида» Бернарда Шоу; «Доходное место» Александра Островского; «В чужом пиру похмелье» Александра Островского; «Ученик лицея» Андрея Платонова; «Цилиндр» Эдуардо де Филиппо; «Вишнёвый сад» Антона Чехова; «Три толстяка» («Балаганчик дядюшки Бризака») Юрия Олеши; «Обыкновенная история» Ивана Гончарова; «Кабала Святош» Михаила Булгакова; «Дачники» Максима Горького.
Параллельно, с 1984 года (по приглашению М. И. Царёва) — актёр и режиссёр Государственного академического Малого театра России в Москве.
Работы Александра Коршунова в Малом театре:
«Сирано де Бержерак» Э. Ростана — гвардеец;
«Заговор Фиеско в Генуе» Фридриха Шиллера — ремесленник;
«Царь Фёдор Иоаннович» Алексея Толстого — царский стремянной;
«На всякого мудреца довольно простоты» Александра Островского — Егор Васильич Курчаев, гусар;
«Конёк-горбунок» Петра Ершова — Гаврило;
«Накануне» Ивана Тургенева — Шубин;
«Живой труп» Льва Толстого — Афремов;
«Недоросль» Дениса Фонвизина (режиссёр — Виталий Иванов) — Митрофан, сын Простаковых, «недоросль»;
«Сон о белых горах» Виктора Астафьева — Аким;
«Холопы» Петра Гнедича — Мироша;
«Царь Фёдор Иоаннович» Алексея Толстого — гонец;
«Человек, который смеётся» Виктора Гюго — Гуинплен;
«Вишнёвый сад» Антона Чехова — Пётр Сергеевич Трофимов, студент;
«Князь Серебряный» Алексея Толстого — Малюта Скуратов, палач Ивана IV Грозного;
«Мещанин во дворянстве» Жана-Батиста Мольера — Ковьель, слуга Клеонта;
«Дикарка» Александра Островского и Николая Соловьёва — Виктор Васильевич Вершинский;
«Убийство Гонзаго» Н. Йорданова — Горацио;
«Дядюшкин сон» Фёдора Достоевского — Мозгляков Павел Александрович, жених Зины;
«Горячее сердце» Александра Островского — Гаврило, приказчик (по лавке);
«Не было ни гроша, да вдруг алтын» Александра Островского — Елеся, сын мещанки Домны Евсигневны Мигачёвой;
«Волки и овцы» Александра Островского — Аполлон Викторович Мурзавецкий, прапорщик в отставке, племянник Мурзавецкой, пьяница и ничтожный человек;
«Смерть Иоанна Грозного» Алексея Толстого — Борис Фёдорович Годунов;
«Чудаки» Максима Горького (режиссёр — А. В. Коршунов) — Мастаков;
«Чайка» Антона Чехова — Константин Гаврилович Треплев, сын Аркадиной (Треплевой), молодой человек;
«Трудовой хлеб» Александра Островского (режиссёр — А. В. Коршунов) — Егор Николаевич Копров;
«Король Густав Васа» Августа Стриндберга — Эрик;
«Трудовой хлеб» Александра Островского — Иван Федулыч Чепурин, лавочник, хозяин дома;
«Пучина» Александра Островского (режиссёр — А. В. Коршунов) — Кирилл Филиппыч Кисельников, молодой человек, 22-х лет;
«День на день не приходится» Александра Островского (режиссёр — А. В. Коршунов) — Досужев;
«Свадьба, свадьба, свадьба» Антона Чехова (режиссёр — Виталий Иванов) — Эпаминонд Максимович Апломбов, жених Дашеньки Жигаловой;
«Трудовой хлеб» Александра Островского (режиссёр — А. В. Коршунов) — Иоасаф Наумыч Корпелов, учитель, промышляющий дешёвыми частными уроками;
«Бедность не порок» Александра Островского (режиссёр — А. В. Коршунов) — Любим Карпыч Торцов, брат Гордея Карпыча, промотавшийся;
«Дети солнца» Максима Горького (режиссёр — Адольф Шапиро) — Егор, слесарь;
«Касатка» Алексея Толстого (режиссёр — Виталий Иванов) — Князь Бельский.
Как режиссер поставил в Малом театре спектакли: «Чудаки» Максима Горького; «Трудовой хлеб» Александра Островского; «Пучина» Александра Островского; «День на день не приходится» Александра Островского; «Бедность не порок» Александра Островского.
С 1996 года — преподаватель дисциплины «Мастерство актёра» в Высшем театральном училище имени М. С. Щепкина, профессор (с 2002 года) кафедры мастерства актёра. Среди его учеников — Игорь Петренко, Илья Исаев, Георгий Дронов, Клавдия Коршунова, Екатерина Порубель, Алиса Сапегина, Антон Хабаров и другие.
С апреля 2014 года является главным режиссёром Московского драматического театра «Сфера».
«Театр ни в коем случае не должен существовать в своей химической колбе, где все варятся и преображаются. Именно в театре зрители должны находить то, чего им не хватает, а главное — душевно согреться. Я сторонник театра-дома. Он необходим, но многие этого не понимают, перестают ценить. А ведь именно в нем выращиваются артисты, именно здесь передается опыт от старшего поколения к молодому», — считает Александр Коршунов.
Александр Коршунов в кино
В кино дебютировал в 1980 году в молодежной комедии Алексея Коренева «Ключ», сыграв роль Гоги Галиева.
Александр Коршунов в фильме «Ключ»
Заметной стала роль Васи в мелодраме «Не могу сказать «прощай»». Его герой влюблен в главную героиню, однако та любит другого и решает остаться с ним, когда тот становится калекой. Благородный Василий помогает достать для возлюбленного своей девушки инвалидную коляску.
Александр Коршунов в фильме «Не могу сказать прощай»
Значительно чаще актер стал сниматься в 2000-е годы. Заметными стали роли в лентах «Возвращение Мухтара-1» (эксперт Ильковский), «Мелюзга» (фельдшер Смирнов), «Московский дворик» (Николай Петрович Фомин).
В 2010 году сыграл одну из главных ролей в военной драме «Брестская крепость». Его герой — командир полка майор Пётр Михайлович Гаврилов. Фильм рассказывает о героической обороне Брестской крепости, которая приняла на себя первый удар немецких захватчиков 22 июня 1941 года. С документальной точностью описываются события, происходившие в первые дни обороны. Фильм рассказывает о главных трёх очагах сопротивления, возглавляемых командиром полка Петром Михайловичем Гавриловым (Александр Коршунов), полковым комиссаром Ефимом Моисеевичем Фоминым (Павел Деревянко) и начальником 9-ой погранзаставы Андреем Митрофановичем Кижеватовым (Андрей Мерзликин).
Александр Коршунов в фильме «Брестская крепость»
Далее сыграл в картинах «Красавица» (Павел Гущин), «Ялта-45» (майор Мавлянов), «Чёрные волки» (Юрий Ильич Гарозий), «Раскол» (Иван Неронов), «Чкалов» (Михаил Михайлович Громов), «ЧС (Чрезвычайная ситуация)» (Александр Викторович Ливанов).
Александр Коршунов в сериале «Чкалов»
Исполнил главную роль в драме Александра Котта «Третья мировая». Драматичная история любви на фоне Карибского кризиса. По сюжету фильма после обострения отношений двух сверхдержав в разных регионах Советского Союза организованы военные сборы для резервистов. В тихой деревушке, расположенной где-то в средней полосе России, ничего не знают о высоких целях политического руководства СССР и США. Но когда мужчин призывного возраста мобилизуют на военные сборы, сельчане решают, что началась новая война. Александр Коршунов сыграл председателя колхоза Тимофея Семеновича Жилина.
Александр Коршунов в сериале «Третья мировая»
Далее были работы в проектах «Две зимы и три лета» (Илья Нетесов), «Тальянка» (Александр Прохоров), «Дурак» (Никитин), «Рубеж» (отец Шурова), «Время первых» (врач в госпитале), «Зелёный фургон. Совсем другая история» (полковник Чернышенко) и др.
Александр Коршунов
Рост Александра Коршунова: 178 сантиметров.
Личная жизнь Александра Коршунова:
Жена — Ольга Семёновна Леонова (в замужестве — Коршунова), театральный художник, оформляет спектакли мужа. Познакомились в конце 1970-х в Новом драматическом театре. До Коршунова у Ольги был брак.
В браке родилось двое детей — сын Степан Коршунов (1978 г.р.), режиссёр, и дочь Клавдия Коршунова (1984 г.р.), актриса.
Александр Коршунов и жена Ольга
Фильмография Александра Коршунова:
1980 — Ключ — Гоги Галиев
1981 — Портрет жены художника — Юра Рябов, молодой художник; написал портрет «Женщина в окне»
1982 — Не могу сказать «прощай» — Василий, Василий Михайлович, милиционер
1984 — Двойной обгон — Леонид Федорович Жигаев, грабитель-рецидивист
1985 — На всякого мудреца довольно простоты (фильм-спектакль) — Курчаев
1986 — Дополнительный прибывает на второй путь — электрик
1988 — Холопы (фильм-спектакль) — Мироша, сын Веточкиных
1990 — Недоросль (фильм-спектакль) — Митрофан, сын Простаковых, «недоросль»
1991 — Убийство Гонзаго (фильм-спектакль) — Горацио
1998 — Чайка (фильм-спектакль) — Константин Гаврилович Треплев
1998 — Царь Иоанн Грозный (фильм-спектакль)
2000 — Чудаки (фильм-спектакль) — Константин Мастаков
2003 — Пучина (фильм-спектакль) — Кирилл Филиппыч Кисельников
2003 — Волки и овцы (фильм-спектакль) — Мурзавецкий, племянник
2003 — Возвращение Мухтара-1 — Ильковский, эксперт
2004 — Мелюзга — фельдшер Смирнов
2004 — День на день не приходится (фильм-спектакль) — Василий Дмитрич Досужев
2005 — Свадьба, свадьба, свадьба (фильм-спектакль) — Эпаминонд Максимович Апломбов
2005 — Парниковый эффект — доктор
2006 — Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант-3 — Иван
2007 — Завещание Ленина — Иван Петрович Бондаренко, начальник Оркоголинского лагеря
2008 — Спасите наши души — Иванов
2008 — Петя по дороге в Царствие небесное — Коновалов
2008 — Дикое поле — мужик с коровой
2009 — Царь Иоанн Грозный (фильм-спектакль) — Борис Годунов
2009 — Московский дворик — Николай Петрович Фомин, майор
2009 — Дети солнца (фильм-спектакль) — Егор, слесарь
2009 — Голубка — Генка, художник
2010 — Брестская крепость — Пётр Михайлович Гаврилов, майор, командир полка
2011 — Ялта-45 — майор Мавлянов, следователь НКГБ
2011 — Чёрные волки — Юрий Ильич Гарозий, следователь УГРО
2011 — Раскол — Иван Неронов
2011 — Печорин — Максим Максимович
2011 — Инкассаторы — Федор Семёнович Зубров («Зубр»), старший группы инкассаторов
2011 — Бедность не порок (фильм-спектакль) — Любим Карпыч Торцов, брат Гордея Торцова
2012 — ЧС (Чрезвычайная ситуация) — Александр Викторович Ливанов, начальник аварийно-спасательного отряда
2012 — Чкалов — Михаил Михайлович Громов, знаменитый летчик
2012 — Три товарища — Иваныч
2012 — Красавица — Павел Гущин, майор милиции
2013 — Третья мировая — Тимофей Семенович Жилин, председатель колхоза
2013 — Две зимы и три лета — Илья Нетесов
2014 — Территория — Сидорчук
2014 — Тальянка — Александр Прохоров, председатель колхоза
2014 — Дурак — Никитин, отец Димы
2016 — Евгения Ханаева. Поздняя любовь (документальный)
2017 — Рубеж — отец Шурова
2017 — Время первых — врач в госпитале
2018 — Тайны кино. Не могу сказать «прощай» (документальный)
2019 — Зелёный фургон. Совсем другая история — Чернышенко, полковник
Фильмография Александра Коршунова:
1999 — Трудовой хлеб (фильм-спектакль)
2003 — Пучина (фильм-спектакль)
2004 — День на день не приходится (фильм-спектакль)
2011 — Бедность не порок (фильм-спектакль)
Награды и звания Александра Коршунова:
1991 — Заслуженный артист РСФСР — за заслуги в области советского театрального искусства;
1993 — лауреат Премии города Москвы в области литературы и искусства 1993 года — за роль Гаврилы в спектакле «Горячее сердце» по пьесе А. Н. Островского в Государственном академическом Малом театре России;
1999 — Народный артист Российской Федерации — за большие заслуги в области искусства;
2004 — Орден Дружбы — за многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства;
2012 — Медаль «За заслуги в увековечении памяти погибших защитников Отечества» Министерства обороны Российской Федерации — за роль майора Петра Гаврилова в фильме «Брестская крепость» 2010 года (в числе всех участников творческой группы создателей фильма);
2000 — номинация на российскую национальную театральную премию «Золотая маска» сезона 1998-1999 годов в категории «Драма» в номинации «Лучший спектакль» — за режиссёрскую работу над спектаклем «Трудовой хлеб» по пьесе А. Н. Островского в Государственном академическом Малом театре России;
2009 — приз имени Александра Абдулова «За лучшую мужскую роль в отечественном дебютном фильме» на VII Международном фестивале кинематографических дебютов «Дух огня» — за исполнение роли Генки в фильме «Голубка» (2008) режиссёра Сергея Ольденбурга-Свинцова.
Андрей Коршунов: «На сцене может быть каждый»
Андрей Валерьевич Коршунов – педагог, актер, ведущий театральных студий в школе №7 города Видное. В 1999 году Андрей Валерьевич был признан лучшим учителем года в Московской области. Андрей Коршунов в прошлом актер Студенческого театра МГУ, исполнитель песен Вертинского, автор пьес, стихов, детских рассказов. Более пятнадцати лет он делится со школьниками секретами сценического искусства.
– Расскажите, как вы начинали путь педагога театральной студии?
– После школы я поступил в Институт культуры на режиссерское отделение, учился на театрального режиссера. В советские времена, как водилось, все студенты ездили в сентябре на картошку, но было одно условие: если летом работаешь, то на картошку не едешь. Я выбрал работу летом в пионерском лагере, причем не простом, а принадлежащем Министерству культуры СССР. Там отдыхали очень творческие ребята – дети театральных и цирковых работников. Мы ставили спектакли, готовили разные программы. Мне было двадцать лет, а работа была глобальная, мне поручили целый лагерь. Я был художественным руководителем в лагере три года подряд с 1988 по 1990 годы. Когда я окончил институт, пошел работать в Дом культуры Ленинского района, стал заведующим детским сектором. У меня уже был хороший опыт работы с детьми в лагере, поэтому все сложилось естественно и непроизвольно.
Параллельно, так как я был молод и энергичен, мне хотелось самому быть актером, поэтому в 1990-м году я пришел в Студенческий театр МГУ (ныне театр МОСТ). Свои наработки с детьми я свободно переносил во взрослый театр и имел большой успех. Часто твоя мелкая и на первый взгляд незначительная работа потом может принести тебе неожиданный бонус, дать плоды. Так и случилось: когда я перенес на актеров театра задумки из детских номеров, всем дико понравилось. Администрация стала платить мне зарплату, и потом эта программа даже поехала на Эдинбургский театральный фестиваль в Великобританию в 1991 году. К слову, это была моя первая поездка за границу. Работа с детьми в пионерском лагере и Доме культуры оказалась взаимосвязана с тем, что я делал в театре МГУ.
Из Студенческого театра МГУ я ушел в 1995 году. Сначала он базировался в центре Москвы на улице Герцена, где располагается факультет журналистики. Мне было удобно туда ездить каждый вечер, но, так как я все-таки жил в Подмосковье, устроился в театр вахтером. Оставался ночевать и за это еще получал деньги. Иногда было жутковато: театр располагался в то время в церкви святой Татьяны, в которой, кстати, отпевали Николая Васильевича Гоголя. Я оставался в церкви ночью один и слышал какое-то щелканье наверху, воображал, что это бродит призрак Гоголя. В 1995 году помещение церкви вернули верующим, поэтому театр переехал на Воробьевы Горы, где находятся основные здания МГУ. Туда мне стало очень далеко и неудобно ездить.
В Студенческом театре МГУ в то время играло много будущих звезд: Алексей Кортнев из «Несчастного случая», Валдис Пельш, певица Ирина Богушевская. В 1990 году на гребне Перестройки произошел расцвет театра. Имели успех спектакли «Синие ночи ЧК», «Черный человек, или Я бедный Сосо Джугашвили» по пьесе Виктора Коркия. Венедикт Ерофеев отдал Студенческому театру пьесу «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора». Театр МГУ открыл много ярких личностей, но никто там долго не задерживался, потому что студенческий театр – это только стартовая площадка для талантливых людей.
В 1995 году я сделал сольную вокальную программу по песням 1920-х и 1930-х годов, пел Александра Вертинского, Петра Лещенко, Вадима Козина. А началось с того, что в театре мы как-то готовили программу по Вертинскому. Сначала я делал пантомиму, и звучала фонограмма, а потом стал и сам петь. Когда я еще учился в Институте культуры, сдружился с вокалистами отделения народного пения, поэтому выучил множество народных песен. Это тоже мне пригодилось, я пел народные песни с итальянцами и с англичанами, приезжавшими в наш театр. Англичане, например, ставили спектакль «Буря» Шекспира, в котором я играл Ариэля и пел прекрасные народные песни. Это тоже имело большой успех.
Когда я ушел из театра, стал активно выступать с песнями, пел почти на всех площадках Москвы: в Центральном доме литераторов, в Центральном доме работников искусств, в Доме актера на Арбате. Познакомился с Еленой Камбуровой и в рамках ее театра ставил вокальную программу на сцене Дома актера. Пел в Театре эстрады в коллективе общества любителей песен Петра Лещенко, а также участвовал в конкурсе актерской песни имени Андрея Миронова. В принципе, у меня была мысль сделать карьеру в этом направлении, но не сложилось: постепенно песни ушли на второй план. У меня не было музыкального образования, выучить партитуру мне сложно, потому что я не читаю ноты. Когда я стал репетировать с профессиональными аккомпаниаторами, обнаружилось, что я плохо слышу часть нот. Я понял, что на высоком уровне не могу себя подавать. Однако эти наработки и этот опыт я смог потом привнести в работу с детьми. У меня дети и читают, и поют.
Все это время я продолжал параллельно работать в Центре детского творчества и, естественно, со временем сосредоточился на работе с детьми. В 1999 году меня пригласили на областной конкурс «Учитель года Подмосковья». В то время участвовали не только педагоги-предметники, но и учителя дополнительного образования. Я вышел в финал с программой «Театр в школе» и занял в итоге первое место. Несмотря на то, что год был кризисный, я получил большой приз от губернатора Московской области и от «Колхоза имени Максима Горького», где я работал в Доме культуры.
Потом я пошел работать в управление образования в воспитательный отдел, какое-то время преподавал в частной школе, но потом все-таки вернулся в школу номер 7 города Видное. С 2005 года я работаю в этой школе, и мне здесь нравится, во-первых, хороший коллектив педагогов и директор, а, во-вторых, то, что дети меня знают и с удовольствием ходят ко мне заниматься.
– Расскажите, по какой схеме вы работаете с детьми в школе
– У меня насыщенная программа. Дети начинают заниматься со второго класса, хотя в прошлом году я работал даже с детьми подготовительной группы, шестилетками. У них была программа – развивающие театральные игры. Для начальной школы я веду три группы в театральной студии «Окна» и еще четыре группы в студии «Художественное слово».
Первая студия, где занимаются ребята из начальной школы, называется «Художественное слово». Мы учимся правильно читать стихи. Понятно, что у ребенка главная цель попасть на сцену, но я все-таки стараюсь привить и навыки сценической речи, дать упражнения для развития артикуляции, а также привить любовь к звучащему слову, к стихам. Говорю с детьми о литературе, о писателях, о словах, значения которых они уже порой не знают.
Программа в студии «Художественное слово» каждый год разная. В этом году, например, мы учим стихи Бориса Заходера. В другие годы были А. Барто, С. Маршак, С. Михалков, классики о зиме, классики о природе, поэты Видновского края… Из чтецов в данный момент набралось четыре группы по десять человек. Кроме Заходера мы учим стихи классиков о зиме, начиная с Пушкина, заканчивая Евтушенко и Пастернаком. Дети всегда выступают с этим материалом на сцене. Те, кто слабее, идут по классам. Мы приходим в класс, говорим о литературе, поэзии, читаем стихи. Кроме того, у нас в городе есть историко-культурный центр и районная библиотека, которые с удовольствием приглашают нас почитать стихи в рамках их познавательных и образовательных программ.
Также для детей начальной школы открыта театральная студия «Окна». Здесь три группы детей, которые занимаются по разным программам. С первой группой в этом году мы ставим спектакль «Снежная королева». В нее вошли восемнадцать человек из одного класса. Брать в группу ребят из одного класса мне и удобно и выгодно, потому что с детьми работаю в таком случае не только я, но и классный руководитель, и родители. Во второй группе студии «Окна» у меня одиннадцать человек из другого класса. Они ставят театрализованные стихи Заходера. Третья группа готовит программу «Великий фокусник природа» по стихам Евгения Зубова – нашего земляка, которого называют «Есениным Видновского края». Мы делаем из чтения стихов своего рода шоу, где каждый может показать свои таланты: игру на музыкальном инструменте, танец, или пение – все это я включаю в программу.
Детей, которые уже окончили начальную школу, я задействую следующим образом: объединяю пятый и шестой классы в одну группу и занимаюсь с ними агитбригадой. Школе нужна агитбригада, потому что у нас есть обязанность обучать правилам дорожного движения, поведению в транспорте и на дороге, и мы постоянно проводим конкурсы в районе на эту тему вместе с нашим ГИБДД. Чтобы убить двух зайцев, дети играют спектакль и в то же время пропагандируют безопасность на дороге. В прошлом году я вместе с ребятами пятого и шестого класса делал агитбригаду «Дорожные приключения», а в этом году ставлю программу по правилам поведения при пожаре.
Старшие дети – девятый класс и по необходимости десятый – задействованы в театральном коллективе, который называется «Анкор». Старшеклассники в прошлом году играли глобальный спектакль «Восемь рассказов Чехова». Также в прошлом году мы сделали литературно-музыкальную композицию по произведениям о Великой Отечественной войне. Мы включили в нее фрагменты романа Бориса Васильева «В списках не значился», пьесы Алексея Дударева «Рядовые», стихи и песни о войне, плюс пластические композиции на тему войны, которые выполнил танцевальный коллектив «Гармония». Получилась очень интересная полифоническая программа.
С наступлением весны у нас начинается страдная пора, потому что 11 класс готовит театрализованное представление «Последний звонок». С 2005 года я каждый год составляю эти программы по собственному сценарию. У нас в школе три выпускных класса, и бывает сложно объединить их одному учителю. Эту задачу я беру на себя: пишу сценарий, организую репетиционный процесс. Каждый год у нас разные темы. Мне часто советуют не сочинять каждый раз новый сценарий, а взять свой же старый, но я понимаю, что сценарий, например, 2012 года идеологически уже устарел для 2019 года – детям это будет уже не интересно. Им нужно придумывать что-то новое, а это требует пытливости ума. Нужно знать, чем живут дети, быть хоть немного к ним поближе.
– Как бы вы сформулировали главную цель, для которой дети приходят на ваши занятия?
– Многие думают, что раз так много детей занимается у меня с таким удовольствием, то все поступают в театральные ВУЗы и становятся актерами. Скажу честно: ни одного человека за все эти годы не поступило в театральные ВУЗы. Мало того, девочка из нашей школы, которая поступила в ГИТИС, ко мне на занятия не ходила. Она занималась в Москве, где с ней работали очень скрупулезно, как положено по актерской школе. Мое глубокое убеждение, что дети приходят ко мне не для того, чтобы стать актерами, а потому что им нравится общение, коллектив и нравится интересный материал. Я не держу ребят в ежовых рукавицах. В книгах для театральных педагогов, например, пишут, что два года с детьми нужно заниматься только школой: упражнения, этюды, актерские развивающие игры, и лишь после этого выпускать на сцену. Я с этим не согласен. Я сразу вывожу детей на сцену, и они учатся в процессе.
Помимо коммуникации и умения работать в коллективе, важный момент – это социализация, то есть, когда ребенок отвечает за себя и, соответственно, за коллектив. Кроме того, мы говорим с детьми о литературе, о стихах и песнях, вскрываем определенные культурные пласты. Это все впитывается детьми, и дает плоды. Ребята знакомятся с литературой, вырабатывается гражданская позиция. В жизни не всегда ребенок столкнется с романом Бориса Васильева «В списках не значился», а тут он играет пьесу и невольно включается. Участие в каких-то общешкольных мероприятиях государственной важности дают детям почувствовать, что они необходимы государству.
– «Слабые» дети могут раскрыться на сцене? Часто ли такое бывает?
– Конечно, мы же для этого работаем, чтобы человек рос. Иногда к недоумению учителей я беру двоечника, от которого никакого толку на уроках нет, и даю ему главную роль. Потом все удивляются и говорят: «Как здорово он играет!» Один парень 2006 года выпуска – теперь это уже взрослый мужчина – до сих пор пишет мне в Одноклассниках. Значит, ему памятно, как он сыграл когда-то главную роль и что я оценил его. Иногда важно поддержать ребят.
В то же время не у каждого человека есть любовь к публичности. Если ребенок не имеет счастья от демонстрации себя на сцене, то я не буду заставлять его и тянуть. Но мне приятно, когда у ребенка был страх сцены, а потом прошел. Учителя говорят, что он плохо отвечает урок, боится, стесняется, а у меня он раскрывается. В этом и цель занятий: умение показать себя, быть убедительным, не бояться, не волноваться на сцене.
– Что чаще всего мешает детям выглядеть убедительными на сцене?
– У каждого свои причины, а, кроме того, актерский талант есть не у всех. Я говорю и родителям, и детям, что я актер открытого темперамента, но есть драматические актеры и внутреннего темперамента. Такой актер внешне не проявляется, а внутри у него происходит серьезная внутренняя работа. У кого-то такой работы может не быть, но он настолько яркий и эмоциональный, что людям это нравится. Я детям так и говорю, что не обязательно быть громким, эффектным. Ты можешь на сцене так сказать слово тихим голосом, что все в зале зарыдают. Надо подобрать подходящий материал, чтобы и ребенок был доволен собой, и чтобы зрители были довольны. На самом деле детям ничего не мешает раскрыться. Главное, чтобы ребенок выглядел всегда в выгодном свете. Я не уверен, что у всех есть дарование, талант, однако на сцене при желании может быть каждый.
Александр Коршунов
Биография
Александр Коршунов — советский и российский актер и режиссер, представитель театральной династии, история которой пестрит громкими именами и своими корнями уходит к началу XX столетия. В этой череде талантливых родственников Александру удалось не затеряться и найти свое место в искусстве, достойно продолжив дело.
Детство и юность
Александр Викторович Коршунов родился в Москве. Дедушка артиста Илья Судаков и бабушка Клавдия Еланская вошли в летопись российской театральной деятельности в качестве по-настоящему легендарных артистов.
Их дочь Екатерина Еланская, мама Александра, была режиссером и основателем театра «Сфера». Отец мальчика, народный артист СССР Виктор Коршунов, звезда советских фильмов «Улица без конца» и «Удар! Еще удар!», долгое время был директором Малого театра.
Вряд ли Коршунов пошел бы по иной стезе, кроме артистической, имея таких творческих родственников. Тем не менее таланты маленького Саши выходили за рамки актерского перевоплощения. Еще в дошкольном возрасте проявился его художественный дар.
Мальчик рисовал много и с воодушевлением, а став постарше, перешел от рисунков к живописи. Но позднее театр все же победил, и Александр стал учиться на актера. Он поступил в мастерскую Виктора Монюкова Школы-студии МХАТ.
Театр
После окончания театрального вуза Александр сразу же попал в труппу Московского Нового драматического театра, руководителем которого был мастер его курса. Вдохновила его на этот шаг работа над спектаклем «Прошлым летом в Чулимске», где он сыграл Еремеева.
Когда мама актера основала в 1981 году драматический театр «Сфера», Коршунов стал на сцене этого театра ставить спектакли и сам играть в постановках. Перевернула его сознание, по словам Александра Викторовича, работа над созданием спектакля «Маленький принц», режиссером которого выступила Екатерина Еланская.
После смерти Екатерины Ильиничны Александр занял место матери и взял на себя руководство «Сферой». Первыми постановками Коршунова стали пьесы Ежи Брошкевича, Жана Ануя, Бернарда Шоу. Параллельно артист до сих пор выступает в спектаклях Малого театра.
Так как Александр Коршунов — многоопытный специалист, его пригласили преподавать актерское мастерство в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина, где сейчас он имеет звание профессора.
Новую для себя нишу театр «Сфера» под руководством Коршунова начал осваивать в 2020 году. Были подготовлены онлайн-программы «Между своими связь жива», приуроченную к юбилею Победы и столетию со дня рождения Давида Самойлова. Режиссер и актеры коллектива стали участниками проекта «Импровизационный БАТЛ ZOOM». В удаленном варианте начались репетиции постановки «Продавец дождя».
Фильмы
Кинематографическую биографию Александр Коршунов начал с молодежной комедии «Ключ». Затем он снимался в популярных фильмах «Портрет жены художника» и «Не могу сказать «прощай». Также пользовался успехом психологический детектив «Дополнительный прибывает на второй путь». Но основную часть фильмографии Коршунова 1980–1990-х годов занимали телеспектакли.
Гораздо больше актер стал появляться на экране в новом веке. Он сыграл медицинского эксперта Ильковского в остросюжетном детективе «Возвращение Мухтара», фельдшера Смирнова в классической драме «Мелюзга». За игрой Александра Коршунова можно наблюдать в драме «Петя по дороге в Царствие Небесное», военно-патриотической ленте «Брестская крепость».
Александр Коршунов в фильме «Брестская крепость»
Александр Викторович исполнил роль отца главного героя (Артем Быстров) в социальной драме «Дурак». Режиссером картины выступил знаменитый своими остросоциальными фильмами Юрий Быков.
Картина получила мировую популярность и была показана на нескольких международных фестивалях. Также «Дурак» получил приз имени Горина за лучший сценарий и диплом Гильдии киноведов и кинокритиков с формулировкой «За бескомпромиссность художественного высказывания» на кинофестивале «Кинотавр».
Также фильм завоевал три приза на кинофестивале в Локарно, второй приз VIII фестиваля российского кино «Спутник над Польшей» (Варшава), Гран-при и две премии фестиваля европейского кино «ДезАрк» в Гренобле и главный приз Забайкальского кинофестиваля. Кроме того, картина получила две кинопремии «Ника».
Позднее вышла на экраны приключенческая картина «Территория». Действие фильма разворачивается в 1960 году на Крайнем Северо-Востоке СССР. Сюжет фильма основан на реальных событиях, а показанные в фильме герои — реальные люди, которые все же смогли найти месторождение золота, причем грандиозных масштабов.
Александр Коршунов появился во второстепенной роли врача в госпитале в приключенческой драме «Время первых» о первом выходе людей в открытый космос во время технологической и космической гонки между США и СССР. Главные роли в картине сыграли Константин Хабенский и Евгений Миронов.
Интересно, что главный герой фильма, знаменитый советский космонавт Алексей Леонов, который и стал первым человеком, вышедшим из ракеты в открытый космос, выступил в роли научного консультанта картины.
Фильм получил положительные отзывы, в которых кинокритики хвалили спецэффекты, стройность и логичность сюжета, и средние, где критики отмечали некую прямолинейность, а также политическую окрашенность картины. Но, несмотря на то что отрицательных отзывов критиков фильм не получил, в прокате «Время первых» выступил неудачно, а первый уик-энд фильма по сборам стал худшим за несколько лет по оценкам кинотеатров.
Также в 2017 году Александр Коршунов сыграл в комедийной мелодраме «Доярка и лопух». Здесь актер снова встретился на съемочной площадке с Константином Хабенским.
На стыке военной драмы и фантастического экшена попробовал себя Коршунов, сыграв в фильме «Рубеж» с Павлом Прилучным в главной роли. Напряженный сюжет в духе «Мы из будущего» был с интересом воспринят несколькими поколениями зрителей. Кассовые сборы превысили $ 1,4 млн.
Личная жизнь
С будущей супругой Александр Коршунов познакомился в молодости. Это произошло в Новом драматическом театре, где в конце 70-х годов работал актер, а Ольга Семеновна Леонова выполняла обязанности театрального художника. Тогда избранница артиста была замужем за другим человеком, и никакого романа с Коршуновым у нее не было.
Потянулись молодые люди друг к другу гораздо позднее, после пережитой вместе опасной ситуации на море. Разделив между собой острые переживания во время шторма, в котором они чуть было не погибли, Александр и Ольга поняли, что хотят быть вместе, и с тех пор неразлучны. В семье родились двое детей — сын Степан и дочь Клавдия. Оба стали актерами. Сейчас наследник династии создает собственные кинопроекты, а Клавдия Коршунова отучилась у отца в Щепкинском театральном училище, играла в Малом театре а затем перешла в «Современник».
О личной жизни Александра Коршунова прессе известно мало. Актер ведет тихую жизнь, не поражает телезрителей скандалами или судебными разбирательствами и, в отличие от более молодых коллег, не рассказывает о собственной повседневной жизни, жене и детях в социальных сетях, не выкладывает персональных фото в «Инстаграме».
Александр Коршунов сейчас
День народного единства в России в 2021 году был отмечен выходом драмы «Собор» о свершениях петровской эпохи, на фоне которых развернулась история любви. Картина, в которой одну из ролей исполнил Александр Коршунов, была представлена на площадке ОККО.
Съемки фильма проходили в Москве и Санкт-Петербурге, работа велась в том числе на территории Петропавловской крепости. Художники проекта с особой тщательностью подошли к созданию атмосферы того времени: все атрибуты и гардероб готовились индивидуально для исполнителей фильма. Главных героев сыграли Сергей Марин и Светлана Иванова, а в роли Петра I выступил Максим Аверин.