Ренуар Художник биография Кратко

Краткая биография Огюста Ренуара

Полное имя: Пьер Огюст Ренуар

Дата и место рождения: 1841, Лимож, Франция

Дата и место смерти: 1919 ( 78 лет ), Кан-сюр-Мер, Франция

Род деятельности: знаменитый импрессионист, мастер портрета, скульптор, график

Его постиг самый страшный для художника недуг – паралич, но Ренуар, краткая биография которого представлена ниже, продолжал творить: кисть вкладывала в потерявшие чувствительность пальцы сиделка.

Подросток из провинции

Импрессионизм

Известность

Последние годы

Огюст Ренуар немного не дожил до 80-ти летия, скончавшись от воспаления лёгких.

Огюст Ренуар

Биография

В 1874 году в Париже произошло событие, открывшее новую эру в живописи. Группа радикальных художников, уставшая от консерватизма правящих кругов французского мира искусств, показала свои работы на независимой выставке импрессионистов. Тогда, наряду с живописцами Клодом Моне и Эдгаром Дега, картины выставил мастер светского портрета Огюст Ренуар.

Детство и юность

Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года. Его родным городом являлась расположенная на юго-западе Франции коммуна Лимож. Художник был шестым ребенком из семи детей небогатого портного Леонарда и его жены, швеи Маргариты. Несмотря на то, что семейство едва сводило концы с концами, родителям хватало времени и любви на то, чтобы оделять вниманием и нежностью каждого из своих отпрысков.

В детстве Пьер был нервным и впечатлительным мальчишкой, но Леонард и Маргарита сочувственно относились к чудачествам ребенка. Отец прощал сыну, когда Огюст утаскивал у него карандаши и портновские мелки, а мать – когда он рисовал на стенах дома. В 1844 году Ренуары переехали в Париж. Здесь Огюст поступил в церковный хор при большом соборе Сент-Эсташ.

Регент хора Шарль Гуно, услышав пение Огюста, на протяжении пары недель пытался убедить родителей отдать будущего автора картины «Девушка с веером» в музыкальную школу. Однако в итоге Пьер иллюзорному миру звуков предпочел живопись. Леонард отдал наследника на фабрику «Леви Бразерс», занимающейся изготовлением продукции из фарфора, когда тому исполнилось 13 лет. Там мальчик научился рисовать, украшая тарелки, горшки и вазы изображениями, выходившими из под его кисти.

Когда в 1858 году компания обанкротилась, юный Ренуар, находясь в поисках иных источников дохода, раскрашивал стены кафе, жалюзи и навесы, копируя работы художников эпохи Рококо – Антуана Ватто, Жана Оноре Фрагонара и Франсуа Буше. По мнению биографов, этот опыт повлиял на последующее творчество графика.

Именно произведения мастеров XVIII века пробудили в авторе картины «Роза» любовь к ярким цветам и неброским линиям. Вскоре Огюст осознал, что его амбициям тесно в рамках подражательной работы. В 1862 году он поступил в школу изящных искусств. Его наставником стал швейцарский художник Марк Габриэль Шарль Глейр, придерживающийся при создании картин академической традиции рисования.

Согласно этой традиции, произведения пишутся исключительно на исторический или мифологический мотив, а в изобразительной палитре преобладают только темные цвета. Такие холсты жюри Салона принимало на ежегодную официальную выставку, которая давала возможность заявить о себе начинающим живописцам. Во время обучения Ренуара в академии, в мире искусства Франции назревал переворот.

Художники Барбизонской школы живописи все чаще изображали на своих полотнах явления повседневной жизни с использованием игры света и тени. Также именитый реалист Гюстав Курбе во всеуслышание заявил, что задача живописца заключается в отображении реальности, а не идеализированных сцен в академическом стиле. Ренуар, также как и его приятели — сокурсники Клод Моне и Альфред Сислей, знал о царящих в воздухе революционных настроениях.

Однажды товарищи, чтобы обозначить свою позицию, во время занятий, без разрешения Глейера вышли на улицу и стали рисовать под открытым небом все то, что их окружало. В первую очередь начинающие художники пришли в лес Фонтенбло. Это место на протяжении 20 лет воодушевляло импрессионистов на написание шедевров. Там Ренуар познакомился с жанристом Гюставом Курбе, чье влияние видно в картине 1866 года «Харчевня матушки Антони». Холст, изображавший неидеализированную, повседневную сцену жизни, стал символом отказа Огюста от академической традиции рисования.

Живопись

Творческая зрелость приходит к импрессионистам в одно и то же время — с наступлением 70-х, положивших начало лучшему десятилетию в их искусстве.

Наиболее плодотворным эти годы оказались и в художественной судьбе Ренуара: «Семья Анрио», «Обнаженная в солнечном свете», «Понт Неф», «Всадники в Булонском лесу», «Ложа», «Голова женщины», «Большие бульвары» «Прогулка», «Качели», «Бал в Ле Мулен де ла Галетт», «Портрет Жанны Самари», «Первый выезд», «Мадам Шарпантье со своими детьми», «Танец в городе», «Чашка шоколада», «Зонтики», «На террасе», «Большие купальщицы», «Завтрак гребцов» — далеко не полный список шедевров, созданных Огюстом за этот период.

Поражает не только количество, но и удивительное жанровое разнообразие работ. Здесь и пейзажи, и натюрморты, и обнаженная натура, и портреты, и бытовые сцены. Трудно любой из них отдать предпочтение. Для Ренуара все они звенья одной цепи, олицетворение живого, трепетного потока жизни.

Его кисть, нисколько не погрешив против правды, с удивительной легкостью превращала ничем не примечательную горничную в пеннорожденную богиню красоты. Это качество проявляется в творчестве Ренуара почти с первых его шагов в искусстве, о чем свидетельствует картина «Лягушатник» (второе название — «Купание на Сене»).

Ее сюжетом послужила оживленность отдыхающей на берегу реки публики, очарование солнечного дня, серебристый блеск воды и голубизна воздуха. Внешний лоск не увлекал Ренуара. Он хотел быть не красивым, а естественным. Чтобы этого достичь, творец отказался от традиционного толкования композиции, придав работе вид моментально сделанного снимка.

В 80-е годы работы Ренуара пользовались особым спросом. Пьер писал картины для финансистов и состоятельных владельцев магазинов. Его холсты выставлялись в Лондоне, Брюсселе, а также на седьмой Международной выставке в Париже.

Личная жизнь

Ренуар любил женщин, и они отвечали ему взаимностью. Если перечислять возлюбленных живописца, дав самую краткую биографическую справку о каждой, список составил бы увесистый том. Натурщицы, работавшие с художником, заявляли, что Огюст никогда не женится. Знаменитая муза портретиста, актриса Жанна Самари, говорила, что Пьер через прикосновение кисти к холсту сочетается узами брака с женщинами, которых пишет.

Снискав славу как талантливый импрессионист, Ренуар в середине 1890-х годов вступил в новый этап своей жизни. Давняя любовница Огюста — Лиза Трео вышла замуж и покинула художника. Пьер стал постепенно терять интерес к импрессионизму, возвращаясь в произведениях к классике. Именно в этот период автор картины «Танцы» повстречал юную белошвейку Алину Шариго, которая впоследствии стала его супругой.

Пьер познакомился с будущей женой в расположенной напротив его дома молочной мадам Камиль. Несмотря на разницу в возрасте (Шариго была младше мужа на 20 лет), взаимную тягу друг к другу Ренуара и Алины невозможно было не заметить. Хорошо сложенная барышня, по словам художника, была очень «уютная».

Ее хотелось постоянно гладить по спине, как котенка. В живописи девушка не разбиралась, но глядя на то, как Пьер орудует кистями, испытывала удивительно волнующее чувство полноты жизни. Алина, знавшая толк и в хорошей кухне, и в добром вине, стала чудесной женой для художника (хотя они вступили в официальный брак только через пять лет, после рождения первого сына Жана).

Она никогда не пыталась навязать себя окружению мужа, предпочитая выражать свое отношение к возлюбленному и его друзьям через приготовленные блюда. Известно, что когда влюбленные жили на Монмартре, дом Ренуара, при ограниченности средств, слыл самым хлебосольным. Гостей часто угощали вареной говядиной с овощами.

Став супругой художника, Алина сумела облегчить его жизнь, ограждая творца от всего, что могло бы помешать его работе. Шариго быстро снискала всеобщее уважение. Даже женоненавистник Дега, увидев ее однажды на выставке, сказал, что Алина похожа на королеву, посетившую бродячих акробатов. Известно, что, будучи женатым на Шариго, автор картины «Две сестры» часто вступал в интимную близость со своими натурщицами.

Правда, все эти плотские интрижки и романтические влюбленности никак не угрожали положению мадам Ренуар, ведь она была матерью его детей (в браке родились сыновья Пьер, Клод и Жан), хозяйкой в его доме и той, кто ни на шаг не отходил от Пьера, когда он болел. В 1897 году, из-за осложнений после перелома руки, здоровье живописца резко ухудшилось. Художник страдал от ревматизма, но, даже будучи прикованным к инвалидному креслу, продолжал создавать новые шедевры.

Лидер течения фовистов Анри Матисс, регулярно навещавший парализованного Ренуара в его студии, однажды, не удержавшись, спросил о целесообразности такого упорного труда, сопровождавшегося постоянной болью. Тогда Огюст, ни секунды не колеблясь, ответил товарищу, что боль, которую он испытывает, пройдет, а красота, созданная им – останется.

Смерть

В последние годы в работах Ренуара варьировались одни и те же темы: купальщицы, одалиски, аллегорические фигуры и портреты детей. Для художника эти образы были символичным обозначением молодости, красоты и здоровья. Южное солнце Прованса, притягательность женского тела, милое лицо ребенка — в них воплотилась для автора картины «Букет» радость бытия, то, чему он посвятил свое искусство.

Первая мировая война нарушила привычный ход жизни графика. Так, от переживаний за сыновей, ушедших на фронт, скоропостижно скончалась супруга живописца Алина. Став вдовцом, терзаемый болезнями и голодом, Огюст, в силу своего характера, не отказался от искусства, не омраченного тяжестью окружающей действительности. Когда реальность уже не давала пищи для творчества, он черпал вдохновение в натурщицах и в саду, разросшемся на склоне горы Колетт.

Именитый импрессионист умер от пневмонии 3 декабря 1919 года, успев закончить свою последнюю работу «Натюрморт с анемонами». Семидесятивосьмилетний старец до последнего вздоха остался неисправимым почитателем солнечного света и человеческого счастья. Сейчас произведения Ренуара украшают галереи Европы.

Талантливый художник Огюст Ренуар — интересные факты из жизни

Огюст Ренуар – один из тех редких художников, кто сумел передать в своих работах свет, трепет и нежность в изображении женщин, снискав славу самого комплементарного по отношению к дамам художника. Радостные и чувственные работы Ренуара делают его творчество понятным и востребованным во все времена.

Рождение и семья

Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 г. во французском городе Лимож. Его отец Леонард работал портным, мать швеей. Многодетная семья была небогатая, но дружная и любящая.

Огюст с детства был одарен множеством талантов. Один из которых – прекрасный голос. Когда мальчику было 3 года, семья переехала в Париж. Здесь Огюст поступил в церковный хор, регентом которого был Шарль Гуно. Известный композитор был поражен красотой детского голоса, и предложил родителям Ренуара отдать сына в музыкальную школу. Но мальчик предпочел пению живопись.

Чтобы помогать семье, в 13 лет, после обучения в школе христианских братьев, юный Огюст Ренуар поступил на службу на фабрику фарфора «Леви Бразерс», где расписывал тарелки, горшки и вазы. Вечером мальчик посещал школу искусств, изучая там живопись.

Когда в 1858 г. предприятие разорилось, Огюст нашел другие способы заработка:

Работы он проводил, копируя манеру мастеров эпохи Рококо. По мнению искусствоведов, в будущем этот опыт существенно повлиял на творчество живописца. Считается, что именно у художников XVIII века он позаимствовал веселое, беззаботное отношение к жизни и теплые, яркие краски.

Уже в зрелом возрасте Ренуар писал, что, родись он в интеллектуальной семье, годы пришлось бы потратить на то, чтобы увидеть вещи такими, какие они есть. «Да еще руки ничего не умели бы делать» – шутил художник.

Портрет мадам Ренуар, 1860 г.

Учеба

Самой лучшей школой живописи для себя Ренуар считал Лувр. Туда он, будучи подростком, бегал в обед, работая на фарфоровой фабрике. Важное значение Огюст придавал насмотренности, которая, по его мнению, возникает лишь тогда, когда ты обладаешь суммарным опытом просмотра огромного числа картин.

Часть заработков юноша откладывал на учебу, мечтая идти дальше простого копирования чужой манеры письма. В 1862 году Ренуар поступает в Парижскую школу изящных искусств и в студию известного живописца Шарля Глейра, сторонника академической традиции, доминирующей тогда во Франции. Суть этой традиции в том, что картины должны быть большими, темными по тону, сюжет позаимствован из мифологии или истории.

В студии Глейра Ренуар учился с Фредериком Базилем и Клодом Моне. Позже к ним присоединился Альфред Сислей. Одаренные и яркие личности, которые в своих рассуждениях они стали ниспровергателями всего прошлого.

Вопреки канонам классической школы и мнению Глейра, молодые художники выходили на улицу и рисовали под открытым небом. Излюбленным их местом стал лес Фонтенбло.

Художник Жюль ле Кер гуляет с собакой в лесу Фонтенбло, 1866 г.

В 1864 году студия Глейра прекратила работу. В этот же год закончилось обучение художника в школе изящных искусств.

Творчество

Творчество мастера принято делить на периоды. Так, 60-е годы XIX века – для Огюста это время поиска своей манеры письма. Огромное влияние на него оказывает реалистичная манера Жана Гюстава Курбе. В те годы в художественной среде активно обсуждались проблемы искусства. Ренуар мало участвовал в подобных дискуссиях, считая, что основная задача художника – рисовать.

Мечтая выставляться, в начале своей карьеры Огюст Ренуар стремится, чтобы его картины соответствовали формату Салона – официальной, организованной государством выставки. Но не найдя места в системе Салона, он понял, что идеи ведут его в другую сторону. И в конце 60-х годов художник оказался в лагере импрессионистов.

Летом 1869 г. Огюст Ренуар и Клод Моне, работая вместе, стали применять фрагментарные отрывистые мазки, наполнявшие их работы ощущением жизни и движения. Художники много экспериментируют с цветом, светом и тенью на полотнах.

Многие историки искусств называют 1869 год датой рождения импрессионизма.

В 1870 г. почти на год Ренуар был мобилизован на фронт, где, к счастью, не получил ранений. Уже на следующий год он вернулся к живописи.

В 1874 году в Париже состоялась независимая Первая выставка импрессионистов, на которой наравне с работами Моне, Писсарро, Сислея, Дега и Сезана были выставлены картины Огюста Ренуара. Работы импрессионистов вызвали негативную реакцию критиков, но мастеру все же удалось продать 3 картины. Среди них была «Ложа», сейчас одна из самых известных картин художника.

В течение нескольких лет работы импрессиониста подвергались жестокой критике. Он не отчаивается и продолжает творить. В эти годы Огюст предлагает новую импрессионистскую палитру цвета, известную как «Радуга». Прекрасно демонстрируют ее использование работы «Обнаженная в солнечном свете» и «Качели».

В 1877 г. на 3-й выставке импрессионистов Огюст Ренуар выставляет полотно «Бал в Мулен де ля Галет». Картина стала главным выражением идей импрессионизма и новым этапом в творческой жизни художника.

После картины «Мадам Шарпантье со своими детьми» такие портреты вошли в моду. Художник становится самым востребованным портретистом того времени. Его особенностью была способность очень быстро писать. Именно поэтому Огюсту прекрасно удавались портреты детей.

В 1881 году Ренуар посетил Италию, впервые познакомившись с работами мастеров Возрождения. Художник понял, что его картинам не хватает технического совершенства. Это понимание повлияло на его работы, что заметно по более четким линиям и мелким мазкам на полотнах.

Так как источником вдохновения для живописца тогда служили работы Жана Энгра, этот период его творчества некоторые искусствоведы называют «Энгровским».

Известные картины, написанные в это время:

Большие купальщицы, 1884-1887 гг.

Начало 1890-х годов было успешным для Огюста Ренуара. Состоялась его персональная выставка, музей Люксембурга приобрел его картину. В это же время художник снова несколько меняет свою живописную манеру, добавляя переливчатость цветов. Потому период его творчества с 1891 по 1903 гг. называют «перламутровым».

В это время были написаны «Весна», «Сын Жан», «Спящая женщина».

Последним периодом в творчестве Огюста стал «красный», который ознаменовался пристрастием мастера к теплым красным и розовым оттенкам. Были созданы:

Прогулка, 1906 г.

Всю свою жизнь, независимо от живописной манеры, Огюст Ренуар называл себя абсолютно французским художником и продолжателем традиций французской живописи.

Личная жизнь

Худощавый, с тонкими чертами лица, немного нервный и очень подвижный Огюст Ренуар всегда пользовался успехом у женщин. Молва приписывала ему романы с большинством позировавших для его картин моделей.

Серьезных и длительных романов в судьбе художника было два. В 1865 г. Огюст Ренуар знакомится с 16-летней Лизой Трео. Девушка очень скоро стала любимой моделью художника и его возлюбленной. Их роман длился 7 лет. В этот период Лиза родила дочь, но Ренуар отказался признать отцовство. В итоге мадемуазель Трео оставила художника.

Лиза с зонтиком, 1867 г.

В 1880 г. живописец встречает Алину Шариго. Она младше Огюста на 18 лет, но в искренности чувств влюблённых ни у кого не возникало сомнений.

Алина не разбиралась в живописи, но обожала наблюдать за работой любимого мужчины. Прожив вместе 10 лет, пара вступила в официальный брак. У Алины и Огюста родилось трое сыновей: Пьер, Жан и Клод.

Мадам Ренуар была замечательной хозяйкой, прекрасно готовила и встречала друзей мужа. Даже в те годы, когда семья испытывала финансовые трудности, двери дома Ренуаров были открыты для многочисленных гостей. К супруге художника тепло относились все его друзья, включая даже известного женоненавистника Дега. Алина окружила мужа уютной заботой, создав идеальные условия для работы.

В 1903 г. семья переехала в имение «Колетт» в небольшом городе Кань-сюр-Мер, где Алина организовала супругу настоящий творческий оазис.

Алина Шариго, 1885 г.

Но даже при такой замечательной жене Ренуар умудрялся заводить романы с моделями. Слишком увлекающейся он был натурой, любил жизнь и прекрасное в ней. Художник не раз признавался, что не может писать модель, если не влюблен в нее.

На его отношения с женой эти мимолетные связи никак не влияли.

Алина Шариго скончалась на 4 года раньше мужа, в 1915 году. На ее ранний уход повлияли переживания за участвующих в войне сыновей, двое из которых были тяжело ранены.

Последние годы жизни

В 1897 г. при падении с велосипеда Огюст Ренуар сломал руку. Перелом спровоцировал ревматизм. С этого времени жизнь художника омрачилась болезнями. В 1912 г. у Ренуара случился приступ паралича. Несмотря на 2 операции, до конца дней он остался прикованным к инвалидному креслу. Но, постоянные физические страдания не отразились на настроении его картин, по-прежнему излучающих счастье и солнечный свет.

Художник работал до последних дней жизни. Будучи парализованным 78-летним стариком, Ренуар писал одним пальцем, к которому прикрепляли кисти. Не стало «живописца счастья» 3 декабря 1919 г. Работа была смыслом существования художника с детства и до кончины. Последнюю картину Ренуар закончил за несколько часов до смерти. Написанные не с натуры «Вальдшнепы», пожалуй, единственная трогательно-грустная картина великого мастера кисти.

Интересные факты

Из жизни Огюста Ренуара можно выделить несколько интересных фактов.

Ренуар очень долго добивался встречи с великим немецким композитором Рихардом Вагнером, желая написать портрет последнего. Однако Вагнер, на просьбу Ренуара позировать, отмахнулся, недовольно ответив, что у него всего 25 минут свободного времени. Ренуар согласился и приступил к работе. Через 25 минут композитор увидел свой живописный портрет.

Портрет Рихарда Вагнера, 1882 г.

Художник питал милую слабость к дамским шляпкам. Он специально заказывал их в больших количествах, чтобы украшать этим аксессуаром своих моделей. На многочисленных женских портретах Ренуара можно увидеть шляпки самых разных форм и видов.

Слава героя-любовника однажды сыграла с художником злую шутку. Мать известной и любимой во Франции актрисы Жанны Самари очень боялась, как бы в процессе написания портрета (речь о картине «Портрет Жанны Самари» 1877 г.) между ее дочерью и Ренуаром не случилось романа.

Портрет Жанны Самари. 1877 г.

Чтобы предотвратить нежелательное сближение, дама не оставляла художника и модель наедине. При этом мадам Самари закармливала не склонного к перееданию Ренуара сладостями, чем очень раздражала его, мешая работать. Однако на качество картины это не повлияло. Портрет считается лучшим среди нескольких изображений актрисы кисти Ренуара.

Свой художественный талант Огюст Ренуар передал сыновьям: Пьер стал популярным актером, а Жан – кинорежиссером, фильмы которого входят в число лучших кинокартин всех времен и народов.

Известный, прежде всего, как один из родоначальников импрессионизма, Огюст Ренуар за свою жизнь сменил несколько художественных направлений. Но, в каком бы стиле он не писал, магия художника в невероятной солнечности его картин, излучающих свет и счастье. Ренуар считал, что картина должна быть приятной, радостной и красивой. “В жизни достаточно неприятных вещей. Почему мы должны создавать такие же?” – писал художник.

Согласны ли вы со взглядами Ренуара на живопись? Какие чувства вызывают у вас картины художника? Напишите в комментариях.

Пьер Огюст Ренуар – фильм о жизни и творчестве:

О других величайших художниках читайте в наших статьях:

  1. Портреты Ренуара. М. С. Лебедянский, М.: Изобразительное искусство, 1998.
  2. Ренуар. С. П. Бонафу, М.: Молодая гвардия, 2010. (серия «Жизнь замечательных людей»).
  3. Огюст Ренуар. Н. В. Бродская, СПб .: Бурнемут, Аврора — Паркстон, 1996.