Рене Магритт биография Картины

Неповторимый Магритт или Как понять сюрреалиста

Творчество Рене Магритта знакомо людям, даже не интересующимся живописью целенаправленно. Странные люди в котелках с лицами скрытыми яблоками, птицами и прочими неожиданными предметами, слившаяся в поцелуе пара с наволочками на головах, трубка под которой написано это не трубка. Бессмысленные, но только на первый взгляд полотна западают в память даже тем, кто не любит «такое». В чём же секрет притягательности Магритта и как нужно «читать» его полотна попробуем разобраться ниже.

Русскоязычные биографии мастера немногословны, но, подобно его полотнам, полны необычных, почти мистических эпизодов. Родился Рене в 1898 году в Бельгии. У него появилось двое младших братьев, он неплохо учился в школе – ничего необычного, на первый взгляд. Необычное началось после столкновения Магритта с живописью. Рене и его подруга выбрали местом для игр заброшенное кладбище, где и повстречали художника, рисующего местные аллеи. Эти встречи произвели большое впечатление на мальчика. Необычный антураж, возможно, первая, детская ещё влюблённость и одинокий волшебник с палитрой, в которой смешались все краски лета и чувства, зародили в мальчике благоговение перед живописью.


Медитация (1936)

Однако рука об руку с этой вполне романтической историей идёт и известие о самоубийстве матери нашего героя. Нельзя говорить о том, что это событие произошло бесследно для Рене, но, уже повзрослев, он говорил о том, что его как художника сформировала не эта трагедия, пусть и оказавшая на него влияние, а таинственные истории вроде встречи с кладбищенским художником.

Между 1914 и 1915 годами Магритт создаёт свою первую работу после чего бросает школу и переезжает в столицу, где устраивается вольным слушателем в художественную академию, посещает которую, впрочем, не слишком усердно. Менее трёх лет ему хватает, чтобы бросить обучение. Несмотря на это, художник трудится над первыми полотнами. На ранние произведения Магритта, которые совершенно не похожи на всё последующее творчество мастера, оказывают влияние кубизм и футуризм. Мозаичность, коричнево-красно-жёлтая гамма при общей тусклоте красок – только искусствоведы смогут узнать в этих полотнах именитого бельгийца.


Автопортрет (1923)

Женившись, Магритт устраивается работать художником рекламы и афиш. Несмотря на ремесленническое направление работы, он получает возможность заниматься параллельно и живописью. Однако, ему требуется несколько лет для создания первой удачной (по мнению самого Рене) картины «Потерянный жокей», написанной в стиле сюрреализма. Последовавшая за этим первая персональная выставка не получает, тем не менее, благословения со стороны критики.

Образ жокея, кстати, надолго задержится в живописи Магритта. Нужно заметить, что мастер вообще будет очень привязан к своим находкам. Трубки, яблоки, птицы, мольберты, сливающиеся с пейзажем, парящие в воздухе каменные глыбы, котелки, листья-деревья будут встречаться друг с другом на разных картинах. Самое удивительное, что при использовании одних и тех же образов художник умудрялся рассказать каждый раз новую, непохожую историю. Также трепетно и внимательно домосед-Магритт воссоздавал на полотнах по частям интерьер собственной картины, вписывая в сюрреалистические пейзажи камины, оконные рамы, лестницы etc.


Сын человеческий (1964)

В 1927 году Магритт отправляется в Мекку всех живописцев – Париж, где пробудет почти десять лет, и приобщается к французским сюрреалистам, заимствуя идеи, но продолжая идти собственным путём. Война застаёт мастера в Бельгии, оккупированной немецкими войсками. Магритт, желая поддержать соотечественников, принимает решение писать больше ярких жизнерадостных полотен, которые должны были оказывать подбадривающее влияние на зрителя. Из-за изменения цветовой гаммы и манеры рисования критики назвали этот период в творчестве художника «ренуаровским». Знаменитости же и расцвета художник достигает уже в послевоенный период, продолжая плодотворно работать до смерти в 1967 году.

Критики говорят, что Магритт первым сделал сюрреализм приемлемым для масс, что обеспечило ему известность пополам с популярностью. И это отчасти правда. Если сравнить бельгийца с коллегой по жанру – Сальвадором Дали, то можно отчётливо заметить, что Магритт и вправду лишён свойственной Дали провокативности. Обнажённая натура Магритта схематична, она выполняет лишь показательную функцию, служит проводником зрителя в мире картины. Обнажённая натура Дали, наоборот – отвлекает, путает мысли зрителя, распаляет даже. И так во всём: в использовании религиозных символов, в степени искажения действительности etc. Именно по вышеприведённым причинам сравнивать всерьёз картины двух именитых сюрреалистов не вполне корректно. У Дали визуальная сторона зачастую преобладала над идейной, у Магритта во главе угла всегда была именно идея. Предметы на картинах бельгийца не плавятся, не распадаются на атомы – они нарисованы просто и понятно, но зрителя затягивает не изысканность изображения а тайна происходящего на картине, где самые повседневные предметы становятся загадочней священного Грааля.


Влюблённые (1928)

По сути, многие картины бельгийца – это интеллектуальные головоломки, ключом к которым служит, как ни странно, название. Возьмём для примера одну из самых знаменитых картин мастера «Сын человеческий», где лицо среднестатистического человека закрывает яблоко. Окончательных трактовок в таком случае быть не может, но название и сюжет картины сами наталкивают на мысли о библейском грехопадении, сопряжённом с вкушением плода познания и завершившегося изгнанием из Рая. Ещё проще и иллюстративней картина «Проницательность», где смотрящий на яйцо художник рисует на холсте птицу. Всё совершенно понятно. Ну или «Влюблённые», которые тянутся в поцелуе, несмотря на то что из-за закрывающей их глаза пелены не знают друг друга по-настоящему.

Иногда словесные подсказки появляются на самом полотне, что было вполне революционным для искусства того времени. Так на картине «Вероломство образов» под изображением собственно трубки располагается надпись «это не трубка». Это, кстати, ещё один вид «шифрования» Магритта – попытка взглянуть на мир от обратного. Мастер говорит нам, что изображение трубки не является самой трубкой. В картине «Коллективное изобретение» изображена русалка наоборот – существо с человеческими ногами и рыбьим туловищем. Пространство толкований здесь велико как нигде, но именно нестандартный взгляд на привычное и отличает Магритта от большинства художников.

Магритт оказал влияние не только на живопись (его зовут крёстным отцом зародившегося в Америке поп-арта), но и вообще плотно укоренился в массовой культуре, вдохновив режиссёров Нового Голливуда вроде Дэвида Линча и Уильяма Фридкина. В Брюсселе открыт внушительный музей Магритта, где хранятся более двухсот работ автора.


Убийца в опасности (1927)

Рене Магритт: магический реализм и вероломство образов

Рене Магритт — один из самых ярких представителей сюрреализма. Он был исследователем, мыслителем от искусства и философом образов. Его картины — загадки, в которых исследуется связь между предметами. Нет единого правильного ответа на эти загадки, и каждый зритель находит свои. Магритт был бунтарем и не хотел подчинять свое творчество никому и ничему. Он не доверял деятелям искусства, которые получили официальное признание, и сам стал популярным только в конце своей жизни.

Из этой статьи вы узнаете:

  • о жизни и судьбе Рене Магритта;
  • об этапах творческого пути;
  • о том, почему картины Магритта — это загадки;
  • какие черты присущи его работам;
  • интересные факты из жизни художника.

Портрет Рене Магритта

Детство, 1898-1913

Рене Магритт родился 21 ноября 1898 года в бельгийском городе Лессин. Его отец Леопольд Магритт был коммерсантом и торговал тканями, а мать Регина Бертиншан до замужества работала модисткой. У Рене было два младших брата: Раймон и Поль. В 1904 году семья переехала в город Шатле, рядом с которым протекает река Самбра. Через несколько лет эта река принесла много горя их семье. Но, пока Магритты процветали, бизнес Леопольда шел в гору: он занялся продажей масла и разбогател. Уже в 1911 году отец Рене смог построить свой собственный дом, куда перевез семью.

После переезда Регина Магритт несколько раз пыталась покончить с жизнью, но попытки были неудачными. Мужу приходилось запирать ее в комнате на ночь. Это не помогло, и однажды Регина пропала. Лишь через 17 дней полиция выловила утопленницу из реки. По словам Магритта, единственное, что он почувствовал тогда, это гордость от внимания сочувствующих. Тогда Рене было 12 лет. В эти же годы он начал учиться рисовать. Живопись была единственным предметом в школе, по которому мальчик получал высокие оценки.

«Искусство живописи казалось мне тогда каким-то колдовством, а художник — человеком, наделенным волшебной силой».

Возможно, причиной, по которой Магритт заинтересовался живописью, стал художник, которого Рене случайно увидел за работой. В детстве на летних каникулах он гостил у бабушки в Суанье. Рядом было заброшенное кладбище со старинной церковью в романском стиле. Мальчик любил играть там с подругой в окружении надгробий и склепов XIII-XIV веков. В этом живописном месте они и наблюдали за художником: «Искусство живописи казалось мне тогда каким-то колдовством, а художник — человеком, наделенным волшебной силой».

Учеба и начало карьеры, 1914-1922

В 1914 году началась Первая мировая война. 4 августа войска Германии вторглись на территорию Бельгии. В ноябре 1915 года бросивший школу Рене Магритт уехал в Брюссель. Он поселился рядом с Королевской Академией изящных искусств и в октябре 1916 года, когда ему было 17 лет, начал учебу. Магритт много писал, но редко посещал Академию и бросил ее через два года обучения. В 1916 году возник дадаизм. Художник познакомился с группой бельгийских дадаистов, среди которых были в основном поэты, и стал одним из первых сподвижников нового направления в искусстве.

Три обнаженные в интерьере, 1923

В январе 1920 года Рене был 21 год. Прежде чем его забрали в армию, он успел устроить совместную с другом выставку. Офицеры ему благоволили, и в армии Магритт свободно продолжал заниматься живописью. В этот период на Рене сильно повлияли кубизм и футуризм. Проведя в армии год, художник повстречал в Брюсселе Жоржетту Берже. Они познакомились еще в 1913 году на ярмарке, когда жили в Шарлеруа, но тогда война разлучила их на несколько лет. В 1922 году Рене и Жоржетта поженились. У отца Магритта в этот период начались финансовое проблемы, и художник, чтобы прокормить себя и жену, устроился дизайнером на обойную фабрику.

После свадьбы у Жоржетты произошли один или два выкидыша, и, чтобы не подвергать здоровье девушки опасности, супруги отказались от идеи иметь детей. Вместо них Магритты завели собак и попугаев. Жоржетта была ревнивой любительницей порядка, но неревнивой женой, поэтому позволяла мужу свободно работать, пропадать с друзьями и играть в кафе в шахматы. Супруги старались заботиться друг о друге и поддерживать в трудные времена. Жоржетта почти всю жизнь была единственной женщиной и натурщицей Рене.

Путь к сюрреализму и сюрреалистам, 1923-1930

В начале 20-х годов Магритт писал в стиле кубизма, при этом издавал дадаистский журнал и работал над книгой про абстракцию. Его страсть к сюрреализму началась с картины Джорджо де Кирико « Любовная песнь ». Он увидел ее в 1923 году и так описывал свои впечатления: «Торжествующая поэзия вытеснила шаблонные приемы традиционной живописи… Это было новое зрение, вооружившись которым, зритель видел отражение собственного одиночества и слышал безмолвие мира». Постепенно его манера живописи начала меняться, и в «Ноктюрне» 1925 года появились черты, которые позже стали его визитной карточкой.

«Итак, году в двадцать пятом я решил писать предметы, тщательно выписывая все детали. Тем самым я лишь отказывался от живописной манеры, которая помогала мне решать проблему изображения сути предметов». Предметы на картинах стали выглядеть более «объективно и отстраненно», как выражался сам художник. К 1926 году его работы были минималистичными, прямолинейными, обезличенными, как рисуют плакаты. Первая картина, которую уже сам Магритт считал сюрреалистической, называлась «Потерянный жокей».

Первая персональная выставка Магритта открылась, когда художнику было 28 лет, но она оказалась провальной. В 1927 году Рене и Жоржетта переехали в Париж. Столица Франции тогда была местом притяжения художников, в том числе и сюрреалистов. К этому времени Магритт уже мог жить на деньги, заработанные творчеством. В этот период Рене начал изображать различные предметы и намеренно неверно подписывать их: сумку — небом, лист — столом. Самой знаменитой картиной подобного рода стало «Предательские образы» — изображение курительной трубки, подписанной словами «это не трубка».

В том же 1927 году Магритт стал использовать новый прием: он изображал предметы, которые постепенно превращались во что-то другое. Поэту и философу Полю Нуже он писал: «Я обнаружил в вещах новый потенциал — их способность постепенно становиться чем-то иным, перетекание предмета в предмет, отличный от себя». Как пример — картина «Открытие», в которой обнаженная женщина превращается в деревянную скульптуру. Метаморфозы всегда будут фигурировать в картинах художника. В 1928 году Магритт нашел и некоторые другие свои образы: люди с замотанными тканью головами или лица, скрытые за различными предметами.

В парижском сообществе сюрреалистов Магритта не принимали и всячески игнорировали его существование. Все изменилось, когда Магритт познакомился с Дали. Знаменитый художник написал в газету статью про картину «Вероломство образов». После этого Рене удалось наладить отношения с сюрреалистами, но их сотрудничество продлилось недолго. Однажды Магритты отправились на вечеринку к Анри Бретону. Тот был упрямым атеистом и, увидев на шее Жоржетты крестик, потребовал снять «этот предмет». Она отказалась, и Магритты ушли. Едва налаженные связи с сюрреалистами оборвались.

Кризис, 1931-1942

Начались годы неудач. Денег не было, и после разрыва с сюрреалистами Магритты переехали обратно в Брюссель. Рене работал у себя в столовой: он не любил писать в мастерской. Магритт опять начал работать дизайнером: оформлял плакаты, пластинки и делал деревянные постаменты для выставок. Постепенно дела художника немного наладились. Тогда в Брюсселе открылся Дворец изящных искусств, который часто проводил выставки Рене, а уже в 1933 году художник помирился с Бретоном и остальными сюрреалистами.

На картины в 30-е годы почти не оставалось времени. Магритт писал мало, но те работы, которые все же появлялись, были емкими, лаконичными и сложными в смысловом плане. Цель его изысканий, как он сам объяснял, была в том, чтобы найти свойство, связанное с объектом, которое кажется странным, когда эта связь вскрывается. Например, на картине «Избирательные сходства» изображено яйцо в птичьей клетке. Он называл это «решать теоремы». Тридцатые годы были тяжелыми для Магриттов, но именно в этот период Рене достиг пика своей творческой мысли.

Избирательные сходства, 1933

Импрессионизм, популярность, смерть, 1943-1967

В 1939 году началась Вторая мировая война, а в 1943 году стиль картин Магритта резко поменялся. Желая подбодрить людей, Рене стал писать как импрессионисты, в особенности в стиле Ренуара. Это яркие и легкие работы, которые не вызывают ни тревоги, ни печали, не заставляют мучительно размышлять над заложенными в них смыслами. Они противоположны по эмоциональному восприятию картинам Магритта других лет. Сюрреалисты не поняли резкую перемену в творчестве коллеги. Уже после войны Бретон исключил Рене из сообщества, хотя тот стал возвращаться к своим привычным образам.

Благоприятное знамение, 1944

Магритт всю жизнь придерживался социалистических взглядов. После войны он в третий раз вступил в коммунистическую партию Бельгии. Рене писал для нее плакаты, которые почти всегда отвергались. Еще в конце 30-х годов он делал социальную рекламу для профсоюза текстильщиков. Во всех плакатах художника прослеживаются знакомые образы из его живописных работ, а в картинах чувствуется влияние стилистики плакатов.

Большую часть денег Магритт зарабатывал рекламой и дизайном. Чтобы избежать ненавистной работы, Рене стал тиражировать свои самые успешные работы на продажу. Они продавались, хотя и не за большие деньги. Маленький заработок вынуждал художника очень много заниматься копированием, а на новые шедевры оставалось мало сил и времени. Это заметно сказалось на качестве творчества. В 40-50-е годы почти не произошло никаких сильных прорывов в творческой мысли Магритта, хотя выдающиеся работы все-таки продолжали появляться.

Империя света, 1949

Популярность пришла к Магритту только в конце 50-х годов, когда ему было почти 60 лет. Внезапный интерес к художнику связывают с появлением поп-арта. Его картины стали выставляться не только в Бельгии, Франции и Великобритании, но и в других странах. Магритт побывал в США и Италии. С того периода образы художника стали часто использоваться в массовой культуре. В последний год жизни Магритт создал серию скульптур из бронзы, не менее сюрреалистичных, чем его картины. Рене Магритт заболел раком поджелудочной железы и 15 августа 1967 года умер в возрасте 68 лет.

Особенности живописи

Рене Магритт всю жизнь был бунтарем и нонконформистом. Он не мог и не хотел вписываться даже в общество сюрреалистов, которому принадлежал. Уже в работах раннего периода он стремился противостоять «здравому смыслу» и искать свои пути в искусстве: «чем дальше от общепринятого были картины, которые я создавал, тем большее наслаждение свободой я испытывал». Магритт не хотел превращаться в бизнесмена от мира художников и ставить «свое искусство на службу кому-либо или чему-либо».

Картины Магритта требуют интеллектуального напряжения. Он видел своей задачей заставить зрителя думать. Его работы предназначены не для праздного созерцания и визуального наслаждения: они представляют собой загадки, которые следует постичь. Магритт долго размышлял над образами, делал множество эскизов, чтобы найти идеальный способ передать идею. Рене будто математик или философ от искусства решал визуальные задачи, а при решении не всегда находил нужным перенести готовые эскизы на холст.

Легенда о смерти матери

Один из самых популярных образов Магритта — фигуры, чьи головы обернуты тканью, словно художник пытался переосмыслить смерть матери. Существует легенда, будто Магритт присутствовал при извлечении ее из Самбры. По преданию, семья заметила пропажу Регины, отправилась на поиски и в ту же ночь нашла ее в реке. Ночная рубашка скрывала лицо утопленницы. На самом деле тело обнаружила полиция через 17 дней после смерти, и Рене не присутствовал при этом и позже не видел тело. Магритт никогда не говорил о том событии и лишь однажды рассказал выдуманную легенду своему другу Луи Скютенеру, который искренне в нее поверил.

Легенда могла бы объяснить сюжет: лица, скрытые белой тканью. Но Рене терпеть не мог психоанализ и не считал, что произведения искусства нужно интерпретировать. В большей степени роль в творческих решениях Магритта сыграло его синефильство. В детстве он с братом Полем часто ходил в кино и особенно любил фильмы Луи Фейада про Фантомаса. Это человек в маске, постоянно меняющий личины. У того же Фейада в «Жюдексе» 1916 года есть сцена, где голову героини, которую вытаскивают из воды, скрывает ткань. Скорее всего не вид мертвой матери сформировал идею о скрытом, а наоборот, интерес к невидимому родил в голове Магритта жуткую историю.

Скрытое

Магритт был одержим идеей скрытого и часто в своих сюжетах исследовал ее с разных сторон. С того момента, как он увлекся сюрреализмом, в его картинах появляются фигуры, чьи лица заслоняют ткань, различные предметы, дымка. В картине «Воспроизведение запрещено» Рене пошел еще дальше. Он изобразил человека спиной к зрителю и лицом к зеркалу, но неожиданно отражение также стоит к нам спиной. Еще более хитрый ход — это поместить на фоне пейзажа мольберт с картиной, которая его заслоняет. Но тут же на ней изображено то, что, как нам кажется, она сама же и прячет.

«Когда я смотрю на свои работы, мне кажется, что меня со всех сторон окружает тайна, и в мире нет ей разгадки»

Идея скрытого вообще очень занимала Магритта и не только в сюжетах картин. Например, он не любил, когда текст интервью не был подготовлен заранее, потому что такие беседы многое выдавали. Как раз в одном из таких интервью он сказал: «Все, что мы видим, скрывает что-то другое, и нам всегда хочется увидеть то, что скрыто, за тем, что видно. Существует интерес к скрытому, к тому, что видимое не дает нам разглядеть». По его словам, наш интерес к скрытому может перейти в страсть, в «коллизию между видимым, которое скрыто, и видимым, которое явлено». Так и для самого Магритта скрытое стало страстью, определило предмет его творчества и сформировало те загадки, которые он загадывал зрителям и себе.

Повторения и метаморфозы

Некоторые предметы и образы постоянно повторяются в картинах Магритта. Это яблоки, шляпы-котелки, птицы, странные сферы, валуны и бельбоке. Последнее — предмет, похожий на шахматную фигуру, название которого позаимствовано у детской игрушки. Бельбоке каждый раз имеет разную функцию: она может быть деревом, человеком, музыкальным инструментом и шахматной фигурой. Также часто в картинах присутствуют обнаженные женщины. В стремлении придать реалистичности человеческому телу, Магритт написал картину «Попытка невозможного», где из-под кисти художника появляется уже живая женщина.

В 1927 году Магритт начинает исследовать метаморфозы: «Я обнаружил в вещах новый потенциал — их способность постепенно становиться чем-то иным, перетекание предмета в предмет, отличный от себя». Одна из таких картин — «Коллективное изобретение». Это русалка наоборот: с человеческими ногами и рыбьей головой. Здесь же обыгрывается и тема скрытого: зрителя опять лишают возможности увидеть лицо. В более позднем периоде, продолжая тему метаморфоз, Магритт экспериментирует с масштабами и материалами предметов: втискивает гигантское яблоко в комнату или пускает лететь по небу каменную птицу.

Названия и подписи

Магритт изучал отношение между образом и словом. В 1927 году впервые появляется картина с изображением различных предметов и подписями к ним — и только одно из них правильно. Подобных картин у Магритта было много. Самая популярная — «Предательские образы», где есть изображение трубки и подпись «это не трубка». Позже Магритт написал еще одну картину, где в воздухе левитирует трубка, а рядом стоит мольберт с первым вариантом картины. В некоторых работах Рене подписывал не предметы, а аморфные формы, называя их «облако», «дерево», «лошадь».

Магритт как сюрреалист считал, что картина не будет законченной без подходящего названия, косвенно или иррационально связанного с изображением. Он долго и мучительно искал их. Например, он отвергнул название «Шнуры для штор» для картины, изображающей горы, потому что оно ассоциируется с веревками и альпинизмом. «Такой идиотский ход мыслей не следует поощрять, и мы вообще должны стараться избегать — насколько это возможно — названий, легко поддающихся идиотским интерпретациям», — писал Магритт Андре Босмансу. Хотя Магритт много обсуждал названия с друзьями — поэтами и философами, — но, по уверениям Жоржетты, почти никогда не брал придуманное ими, а использовал свое.

Теоремы

Однажды Магритт проснулся, и ему показалось, что в клетке вместо спящей птицы находится яйцо: «Испытанное мною потрясение было вызвано неожиданным родством этих двух объектов». Вдохновившись внезапно пойманной связью между двумя предметами, Магритт стал искать общее и между другими предметами: «Поскольку это исследование давало лишь один правильный ответ для каждого объекта, оно было сходно с поисками решения теоремы». Раньше Магритт просто удивлял и фантазировал, теперь — «занимался теоремами».

Чтобы найти нужный образ для картин, Магритт долго размышлял и экспериментировал. Процесс поиска связей между разными предметами можно показать на примере картины «Любовная перспектива». Если рядом с дверью проделать дыру, то она станет таким же выходом из комнаты и будет нести ту же функцию, что и дверь. Можно пойти дальше и разместить дыру на двери. Это и станет решением «теоремы двери». Среди других картин-теорем Магритта: «Изнасилование» — это решение «теоремы о женщине», «красная модель» — решение теоремы о ботинках.

Другие работы художника

Интересные факты

  • Рене Магритт редко появлялся в Академии изящных искусств, в которой учился. Но при этом, когда увольняли преподавателя истории и литературы Жоржа Экаута — известного бельгийского писателя-социалиста — Рене возглавил студенческое движение в его защиту.
  • Мужчина в котелке на картинах Магритта отождествляется с самим художником. Хотя первоначальный вариант «Сына человеческого» возник в ответ на предложение написать автопортрет, сам Рене начал фотографироваться в котелке только с 1938 года.
  • Рене Магритт ненавидел так называемые «культпоездки». Однажды жена и друзья уговорили его отправиться на выставку. У входа в музей художник сообщил, что его собака Лулу не хочет смотреть выставку и отправился в кафе пить ликер.
  • В названиях картин Магритта часто встречаются отсылки к его любимым фильмам и книгам. Например, к произведениям Стивенсона и Эдгара По.
  • Философ Мишель Фуко вел переписку с Магриттом и написал книгу «Это не трубка» с размышлениями о его картине «Вероломство образов».
  • В бельгийском городе Лессине в доме родителей Магритта находится музей, в котором можно найти различные документы, связанные с художником.

Читайте материалы о других художниках на Losko. Например, об Эдварде Хоппере и его архитектуре одиночества или Фриде Кало , одной из самых ярких художниц XX века.

Следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы: Вконтакте , Facebook , Telegram — @loskomag , Instagram . Если вы цените свой и чужой труд, то всегда можете поддержать нас финансово на Patreon .

Рене Магритт

Биография

Рене Магритт – бельгийский художник-сюрреалист, произведения которого полны загадок. Главным принципом его творчества стало сочетание несочетаемого. Магритт был простым человеком, жизнь которого можно посчитать скучной, но работы художника говорят о наличии широчайшей фантазии. Сам Рене определял направление своего творчества как магический реализм и не любил, когда его причисляли к сообществу сюрреалистов. Произведения знаменитого бельгийца напоминают плакаты и сегодня переживают новую волну популярности.

Детство и юность

Полное имя художника – Рене Франсуа Гилен Магритт. Родился 21 ноября 1898 года в провинциальном бельгийском городке Лессин. Он был старшим из 3 сыновей. Отец мальчиков, Леопольд Магритт, занимался продажей ткани и шитьем, а мать Регина работала модисткой. Прожив несколько лет в Лессине, семья перебралась в Гилли, а затем в Шатле, где Рене жил вплоть до 1912-го.

Рене Магритт в молодости

Этот год оказался переломным в биографии мальчика. Ему было 14 лет, когда мать по неизвестным причинам утопилась в городской реке Самбре. Сын стал свидетелем того, как ее тело вытаскивали из воды. Мама неоднократно пыталась покончить с собой и ранее. Спасала ее внимательность отца, которого в этот раз не оказалось рядом.

Несчастье серьезно повлияло на мировоззрение будущего художника. Он постоянно искал ответы на вопросы, возникшие тогда в его голове, и рассуждал о них сам с собой посредством картин. Семейная трагедия долго оставалась тайной для знакомых Магритта, даже его супруга узнала об этом не сразу. Рене всегда замалчивал щепетильный момент, но как только он вскрылся, психологи стали пытаться отыскать в его произведениях несуществующий подтекст.

Картины

В 1916 году Рене Магритт стал студентом Королевской академии изящных искусств в Брюсселе. Проучившись там 2 года, молодой человек покинул учебное заведение. Он устроился художником на фабрику бумажной продукции. Эту должность Магритт занимал до 1926-го.

Картина Рене Магритта «Потерянный жокей»

Рене создал свою первую картину «Потерянный жокей» именно в этот период. Ее автор считал самой удачной работой. Галерея Сенто предложила контракт, благодаря чему художник смог оставить работу и сосредоточиться на творчестве. В 1927-м состоялась первая выставка сюрреалиста. Она не снискала восхищения публики, а рецензенты называли вернисаж неудачным.

Магритт уехал в Париж, где стал общаться с Андре Бретоном и другими сюрреалистами. Новые знакомства серьезно повлияли на становление художественной манеры и восприятие художника. Магритт сформировал собственный стиль, который отличался от привычной изобразительной манеры сюрреализма. Художник не любил использование психоанализа в искусстве, а предпочитал поэтическую философию и логические парадоксы.

Картина Рене Магритта «Сын человеческий»

После расторжения контракта с галереей Сенто Магритт вернулся в Брюссель и занялся рекламой, открыв вместе с братом агентство, которое предоставляло им финансовую почву. Первые творческие поиски художника велись в направлении футуризма и кубизма. Большое влияние на Рене оказывали произведения Фернана Леже.

С течением времени и формированием авторской манеры Магритт пришел к собственным цельным и глубоким образам. Частым героем его картин стал мужчина в шляпе-котелке, в котором критики усматривали образ самого автора. Герой в пальто появлялся спиной к зрителю или скрывал свое лицо. Впервые он предстал перед публикой в 1926 году на картине «Размышления одинокого прохожего».

Картина Рене Магритта «Голконда»

Незнакомец с картин оказывался изображенным на морском побережье, на городских улицах, в горах и в лесу. Он мог раздваиваться или множиться, становиться легкой дымкой или главным действующим лицом сюжета. Среди картин, на которых присутствует мужчина в шляпе – «Высокое общество», «Голконда», «Сын человеческий».

В числе привычных творческой манере Магритта образов: яблоко, птицы, курительная трубка и герои, чьи лица укутаны полотном. Критики усматривали в особенностях изображения последних намек на трагическую потерю Магритта. Его мать вытащили из воды с тканью на лице, которая плотно была прижата к коже.

Картина Рене Магритта «Влюбленные»

«Влюбленные» — картина, на которой изображены укутанные белым полотном герои. Она написана в 1928 году. Главная аллюзия изображения заключается во фразе «любовь слепа». Но психологи трактуют ее и как описание отчужденности человека, неспособного раскрыться даже в момент возникновения романтических чувств. Зрители, изучавшие произведение, припоминали и фразеологизм «потерять голову от любви». Эта картина стала одной из самых узнаваемых в перечне работ брюссельского художника.

В 1948 году на свет появилось произведение, которое автор назвал «Вероломство образов». На нем изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». Отталкиваясь от несоответствия предметов на изображениях, автор вовсе пришел к отрицанию, изобразив предмет, который трепетно любил.

Картина Рене Магритта «Вероломство образов»

Впоследствии трубка вновь была упомянута в картине «Две тайны», которая дублирует аутентичное изображение в рамках нового сюжета. Подобный фокус Магритт проделал и с зеленым яблоком, изобразив фрукт на картине «Это не яблоко» в 1964 году. Его изображение неоднократно появлялось и в других загадочных произведениях автора.

Небо – отдельно стоящий символ в работах Магритта. Этот образ он использовал чрезвычайно часто. Небо, изображаемое бельгийцем, не похоже ни на какое другое. Оно отражается в зеркале в работе «Элементарная космогония», становится наполнением персонажей, перетекает с мольберта на фон, как в серии «Человеческий удел», и оказывается местом расположения для мужчины в котелке в картине «Декалькомания». Особняком от них стоит изображение неба в «Империи света», и особенной кажется картина «Фальшивое зеркало», где оно является наполнением центра произведения.

Картина Рене Магритта «Фальшивое зеркало»

Творческая манера Рене Магритта может показаться однообразной. Начав с абстракции, он обратил внимание на сюрреализм после знакомства с работами Джорджо де Кирико, соединявшего абстракции и реальность воедино. В военные годы Магритт придерживался отсылок к импрессионизму, что настроило против него сюрреалистов.

Собранная в этот период выставка в примитивистском стиле относилась к стилю, который искусствоведы называют «коровьим». Магритт был первым, кто использовал слова в картинах, считая, что они имеют одинаковую природу с изображениями. Такой точки зрения придерживался и Джозеф Кошуту, основатель концептуализма.

Портрет Рене Магритта

Во время войны Магритт сменил цветовую палитру и стилистику, считая долгом дать людям шанс на радость и надежду. После завершения военных действий и оккупации он вернулся к привычной манере и добился признания.

Магритта недооценивали во Франции, зато полюбили в США, где целое поколение художников было под впечатлением от его работ. В 1954 году в Америке прошла выставка произведений автора. Он чувствовал дух времени и был идейным вдохновителем для минималистов и концептуалистов.

Рене Магритт

Художник оставил след не только в искусстве. Образы, придуманные и разработанные Рене Магриттом, неоднократно были использованы в маркетинговых кампаниях современных брендов. Мастер знал, как сделать изображение эффектным, так как имел опыт работы в рекламной сфере. Он не писал портреты, заведомо отворачивая героя от зрителя и предоставляя возможность насладиться иллюзией.

Личная жизнь

В любви Рене Магритт был постоянен. Познакомившись в детстве с дочкой мясника из Шарлеруа, Жоржеттой Бергер, мальчик проводил с ней все время и был влюблен. Эта девушка стала свидетелем того, как будущий художник избрал для себя профессию. Однажды, гуляя по кладбищу, они увидели живописца за работой, и Рене принял решение, изменившее его жизнь.

Рене Магритт и его жена Жоржетта

Влюбленные подростки были вместе недолго. Родители девушки переехали в Брюссель и разлучили их. Прибыв в тот же город на учебу, Рене однажды столкнулся с бывшей возлюбленной на улице. Магритт отслужил в армии и, вернувшись, женился на Жоржетте в 1922 году. Она стала главной музой художника, поэтому женские образы автор писал с супруги.

Личная жизнь пары была счастливой. Казалось, чувства Магритта к жене непоколебимы. Но в 1936 году художник завел интрижку с некоей Шейлой, участницей перформансов, а его супруга стала встречаться с художником Полем Колине. В 1940-м Магритты снова оказались вместе.

Рене Магритт с женой и любимой собакой

Семья жила в скромном доме в Брюсселе, не выходила в свет и не путешествовала. Рене редко бывал на улице. Мастер работал в гостиной по строгому распорядку дня и всегда приходил к столу в обед. Детей пара не завела. На то было несколько причин, в том числе и финансовая нестабильность. Зато у Магриттов была любимая собака, которую художник брал с собой в кино. После смерти любимицы Рене сделал из нее чучело.

Смерть

Рене Магритт скончался 15 августа 1967 года. Причиной смерти стал рак поджелудочной железы. В последние дни жизни он работал над картиной «Империя света», но так и не успел закончить ее перед смертью. Художника похоронили на Скахребском кладбище в Брюсселе.

Могила Рене Магритта и его жены

Сегодня работы автора выставлены в Брюсселе, в музее, посвященном его творчеству. Здесь демонстрируются картины, фильмы, созданные по идеям художника, прижизненные фото Рене Магритта и эскизы. В магазине внутри музея можно приобрести сувениры, равных которым не найдется в Европе.