Рембрандт
Фото Все
Видео Все
Рембрандт: покушение, трибунал и банкротство #ещенепознер
Рембрандт Харменс ван Рейн
Рембрандт ван Рейн. «Возвращение блудного сына» / Мост над бездной / Телеканал Культура
Рембрандт — биография
Рембрандт Харменс ван Рейн – прославленный голландский художник, гравер, величайший из мастеров светотени. Стал крупнейшим представителем Золотого века голландской живописи, работал в самых разнообразных жанрах, умел очень тонко передать на полотне человеческие чувства и переживания.
Творчество выдающегося художника Рембрандта поражает удивительной широтой диапазона. Его работы отличаются глубочайшим гуманизмом. И наряду с этим, он постоянно что-то ищет, находится в бесконечном творческом поиске выразительных художественных средств. Именно это постоянное желание достичь совершенства превратили Рембрандта в величайшего художника. Непревзойденное мастерство живописца стало примером для многих деятелей изобразительного искусства, полотна Рембрандта – это шедевр, завораживающий при первом же прикосновении к ним.
Детство и юность
В XVII веке Нидерландское государство обрело независимость благодаря революции, и страна зажила спокойной жизнью. Произошел всплеск развития сельского хозяйства, промышленного производства и торговли.
Именно в это спокойное и благоприятное время и родился будущий великий художник – Рембрандт Харменс ван Рейн. Родной город живописца – старинный Лейден, дата рождения – 15 июля 1607 года.
Рембрандт стал шестым ребенком многодетной семьи Хармена ван Рейна, достаточно состоятельного человека, имевшего в собственности мельницу и солодовню. Кроме этого, отец владел еще и двумя домами, а также приличным приданым своей супруги – Корнелии Нелтье. Все это приносило доход, и семья ни в чем не нуждалась. Дед будущего художника по материнской линии владел пекарней, именно он научил дочь разбираться в кулинарии. Эти навыки пригодились в замужестве, на семейном столе постоянно присутствовали вкусные и дорогие блюда.
Автопортрет Рембрандта
Семья могла позволить себе и излишества, но жили они достаточно скромно, в соответствии с католическими правилами. Даже после революции в Нидерландах, родители живописца продолжали придерживаться всех канонов католицизма.
Рембрандт очень любил свою маму, и это трепетное чувство сумел сохранить на всю жизнь. Это видно по портрету, который художник написал в 1639 году. Добрый и немного грустный взгляд умудренной жизненным опытом старушки с любопытством смотрит на окружающий мир.
Никто из членов семьи не принимал участия в светских мероприятиях, они не стремились к роскошной жизни, как многие их знакомые. Можно только представить, как проходили вечера семейства – они все сидят за столом и читают, кто книгу, кто библию. Многие жители Нидерландов именно так и жили во времена Золотого века.
Ветряная мельница – собственность отца живописца, располагалась на берегу могущественного Рейна. Мальчик с ранних лет любовался красотой пейзажа, лазурной рекой, освещенной лучами восходящего или закатного солнца. Солнце едва пробивалось через маленькое окно мельницы, и практически поглощалось туманом мучной пыли. Возможно, именно эти детские воспоминания помогли художнику овладеть умением наносить свет и тень, искусно орудовать красками.
С детских лет Рембрандта отличала наблюдательность. Источником вдохновения для него могли стать и улицы родного города, посещения торговых рынков, где встречались самые разные люди, совершенно непохожие друг на друга. Мальчик любил делать наброски их лиц на бумаге.
Вначале Рембрандт учился в латинской школе, однако не очень интересовался учебой. Больше всего он тяготился точными науками, зато рисование было у него в приоритете.
Детские годы живописца запомнились ощущением счастья. Родители не стали отговаривать сына от рисования, наоборот, видя его успехи, решили развивать талант. В тринадцать лет ему нашли учителя, им стал нидерландский художник Якоб ван Сваненбург. Биография Сваненбурга практически не сохранилась, он не оставил после себя большое художественное наследие. Именно по этой причине нельзя точно сказать, какое влияние он оказал на формирование художественного стиля молодого Рембрандта.
В 1623-м молодой человек переехал в Амстердам, и начал учиться живописи у художника Питера Ласмана. На протяжении шести месяцев Рембрандт учился у него не только живописи, но и гравюре.
Живопись
Процесс обучения продвигался прекрасно. Рембрандту очень нравились картины Ласмана, и он быстро перенял у наставника технику его владения кистью. От Питера молодой художник научился работать с яркими и насыщенными красками, передавать игру тени и света, точно, практически до скрупулезности, прорабатывать мелкие детали флоры.
В 1627-м начинающий художник оставил столицу, и вернулся в родной Лейден. К тому времени он настолько уверовал в свои силы и способности, что подговорил друга Яна Ливенса открыть свою школу живописи. За небольшой промежуток времени она стала очень популярной среди голландцев. Друзья не соперничали, наоборот, порой создавали общее полотно, хотя каждый из них вкладывал в работу частичку собственного стиля.
К своему двадцатилетию Рембрандт уже успел прославиться своими детализированными ранними работами, среди которых самыми заметными стали «Побиение камнями святого апостола Стефана» 1625 года, «Паламедеи перед Агамемноном» 1626 года, «Давид с головой Голиафа» 1627 года и «Похищение Европы» 1632 года.
Вдохновение приходит к художнику после каждого выхода на улицу, он любил гулять в скверах, чтобы случайно встретить обычного прохожего и запечатлеть его с помощи резца на деревянной доске. Помимо этого, Рембрандт сделал гравюры с портретами своих родных и близких, а также серию автопортретов.
Талант молодого живописца не остался незамеченным, Рембрандт попал в поле зрения поэта Константина Хейгенса, которому очень нравилось то, что создают эти молодые художники – ван Рейн и его друг Ливенс. Он видел в них многообещающих живописцев. Картину Рембрандта «Иуда возвращает тридцать серебреников», Хейгенс считал достойной сравнения с холстами мастеров итальянской школы живописи. Однако, несмотря на такое лестное сравнения, он увидел и недостатки этой работы. Связи поэта помогли Рембрандту завести богатых почитателей искусства. Посредничество Хейгенса помогло художнику получить первый серьезный заказ, принцу Орлеанскому понадобились картины на религиозную тематику, и он обратился именно к Рембрандту. В 1636 году художник пишет полотно под названием «Христос перед Пилатом».
«Иуда возвращает тридцать серебреников»
Однако настоящего успеха Рембрандт добился только в столице. 8 июня 1633 года живописца представили дочери обеспеченного бюргера Саскии ван Эйленбюрх, которая и вывела его в свет. Благодаря девушке Рембрандт стал вхож во многие знатные дома, завоевал прочное положение в обществе. Большую часть своих шедевров Рембрандт написал именно в период пребывания в Амстердаме.
Рембрандта всегда вдохновляла красота его любимой, поэтому он очень часто писал с нее портреты. Буквально на третий день после женитьбы, художник написал портрет женщины в шляпе с огромными полями. Работу выполнил при помощи серебряного карандаша. Он изображал свою любимую Саскию в домашней обстановке, теплой и уютной. Эта красивая пухлощекая женщина украшала и другие полотна мастера. К примеру, появилась в образе загадочной девочки на полотне под названием «Ночной дозор». Внешне девочка – точная копия его жены.
«Урок анатомии доктора Тульпа»
В 1632 году Рембрандт пишет картину «Урок анатомии доктора Тульпа», которая и принесла ему небывалую славу. Все дело в том, что живописец не стал использовать стандартные приемы создания групповых портретов. Зачастую, лица на холсте были повернуты к зрителям. Доктор и его ученики на картине Рембрандта получились невероятно реалистичными, и это принесло ему небывалую славу.
Спустя три года Рембрандт создал еще один шедевр, свое знаменитое полотно «Жертвоприношение Авраама», в основу которого лег сюжет из Библии. Картина получила достойную оценку светского общества.
«Жертвоприношение Авраама»
В 1642 году Стрелковое общество сделало ван Рейну заказ на создание группового портрета, который хотели разместить в новом здании. По совершенно непонятным причинам картину назвали «Ночной дозор». Ее запачкали сажей, и только в XVII веке искусствоведы сумели рассмотреть, что на полотне запечатлено дневное время.
«Ночной дозор»
Художнику удалось досконально изобразить все тончайшие детали мушкетеров, пребывающих в движении. Кажется, что в этот момент время просто остановилось, дав Рембрандту запечатлеть на полотне выход ополченцев из темного двора.
Заказчикам такое новшество художника не понравилось, живописец из Нидерландов пренебрег общепринятыми в 17-м веке канонами. В те времена портреты, в том числе и групповые, выполнялись парадно. Персонажи на полотне располагались анфас, и замирали, не выполняя ни малейшего движения.
Ученые придерживаются мнения, что именно это полотно оказало большое влияние на дальнейшую творческую биографию Рембрандта, а именно, привело его к банкротству в 1653 году. Исчезли все потенциальные заказчики, полотна живописца стали невостребованными.
Рембрандт — краткая биография
Начало обещало счастливую жизнь, но судьба нанесла ему удары, от которых он не смог защититься. Так кратко можно сказать о жизни великого Рембрандта Харменс ван Рейна, который писал удивительные картины, проникнутые светом. Он сотворил 350 картин, 300 офортов и 100 рисунков. Художник написал больше всех автопортретов ― 100.
Учение
Он родился 15 июля 1606 года в зажиточной семье в голландском городе Лейден. Отец Хармен ― владелец мельниц вдоль Рейна. Мать была дочерью пекаря, католичка по вероисповеданию. В семье росло 10детей, и только Рембрандт не продолжил дело предков.
Мальчик с детства рисовал. Родители отдали его в латинскую школу. В 13 лет поступил в местный университет, но не захотел окончить. Его учителем живописи с 1621 на три года становится Якоб ван Сваненбург. У Питера Ластмана из Амстердама Рембрандт полгода обучался живописи и технике офорта. Творчество этого художника сильно повлияло на Рембрандта: сюжеты религиозные и древней истории, четко выписанные мелкие детали присущи его работам в первые годы:
«Побиение камнями Святого апостола Стефана» 1625;
«Крещение евнуха» 1626;
«Валаамова ослица» 1626;
Путь к успеху
В 1625 году Рембрандт возвратился в Лейден. Художник любил бродить по городу с медными пластинками и набрасывать понравившиеся картины. Благодаря офортам он стал известен в других странах.
Он писал небольшие картины на религиозные сюжеты, например «Иуда возвращает первосвященникам 30 сребренников» (1629). Присущий художнику необыкновенный золотой внутренний свет льется изнутри картины «Притча о богаче» (1627). У Рембрандта дар мгновенно схватывать сущность человека и отображать ее в портретах, он становится известен как портретист. Благодаря знакомству с поэтом Константином Хейгенсом, он пишет для богатых заказчиков.
Счастливые годы
Рембрандт решил, что заработать в крупном городе будет легче, и в конце 1631 года переехал в Амстердам. Он поселился на квартире у Хендрика ван Эйленбюрха ― торговца живописью, с которым познакомился по приезду в город. Здесь он встретил Саскию, двоюродную сестру Хендрика. Она стала его женой, музой летом 1634 года:
• «Портрет Саскии в образе Флоры» 1634;
• «Автопортрет с Саскией в образе блудного сына» 1635, где он счастлив;
• «Даная» 1636, удивительная залитая золотым светом картина, на которой исследователи обнаружили лицо Саскии под слоем краски;
• «Портрет Саскии с гвоздикой» 1641.
Жене родители дали богатое приданое. Рембрандт получал много заказов, стал известным. В 1636 году они переехали в собственный дом, счастливы, но счастье продолжалось недолго.
Удары судьбы
Один за другим ушли из жизни три младенца. Четвертым в 1641 году рождается мальчик, его называют Титус. Горе опять обрушивается на Рембрандта, в этом году заболевает туберкулезом и умирает Саския. Для ребенка он нанимает няню Гертье Диркс, ставшую любовницей художника.
По заказу Стрелкового общества в 1642 году Рембрандт пишет одно из лучших своих полотен «Ночной дозор». Заказчики остались недовольны работой мастера, так как не все оказались на переднем плане. В образе девочки в сиянии легко узнать черты любимой жены. Художник перестает писать портреты и обращается к религиозным сюжетам.
Рембрандт нанимает новую няню для сына молодую девушку Хендикье Стоффельс, которая становится его любовницей. Прежняя любовница подает в суд на художника: не выполнил обещания жениться. Долгое время длится разбирательство в суде, в конце которого в 1650 году ее сажают в исправительный дом. Хендрикье рожает двоих детей, из которых выживает только девочка Корнелия.
Разорение и конец
Рембрандт собирал произведения искусства, оружие, костюмы. Эта коллекция нужна была как реквизит для работы. Но когда наступили тяжелые времена, пришлось распродать часть. Денег не хватило, чтобы погасить долги. В 1656 году он мог попасть в долговую тюрьму. Художник доказал, что рост долгов связан с падением спроса на живопись. По решению суда он должен продать дом и имущество, чтобы рассчитаться за долги. Титус с мачехой продавали произведения искусства, но денег не хватало.
Но все равно художник оставался уважаемым гражданином. В 1661 году ему заказали для новой ратуши самое большое полотно «Заговор Юлия Зивилиса». В 1666–1669 г.г. пишет картину «Возвращение блудного сына», которая впитала всю боль Рембрандта.
В 1663 году умерла любимая Хендрикье. В 1668 умер единственный сын. Художник оцепенел в своем горе. 4 октября 1669 года скончался Рембрандт Харменс ван Рейн. За гробом шла только его дочь.
Его творчество не имеет аналогов в мире. Интерес к творчеству Рембрандта не прекращается, картины выставлены в галереях Европы, США, в Музее имени Пушкина, в Эрмитаже более 50 картин и гравюр величайшего мастера.
Краткая биография Рембрандта
Полное имя: Рембрандт Харменс ван Рейн
Дата и место рождения: 1606, Лейден, Нидерланды
Дата и место смерти: 1669 ( 63 года ), Амстердам, Нидерланды
Род деятельности: голландский художник и гравер, мастер жанровых композиций, в которых раскрыт богатый внутренний мир героев.
Лишь спустя многие годы было оценено в полной мере творческое наследие Рембрандта, краткая биография которого позволит узнать об основных этапах его жизненного пути.
Благонравный христианин
Успех
Банкротство
Последние годы
В октябре 1669 года великий Рембрандт скончался и был похоронен в одной из амстердамских церквей.