Раяз Фасихов биография Семья

Раяз Фасихов.

Биография вопросах и ответах

Раяз Фасихов родился в 1983 году в селе Нуринер Балтасинского района Татарстана. Закончил Арский педагогический колледж. Женат, есть дочь. Неоднократный лауреат фестиваля «Татар жыры».

Выстрелив хитами «Кыр казлары» и «Эзлямя син кабат очрашулар», уроженец Балтасинского района не затерялся в огромной толпе певцов татарской эстрады, а напротив, выдвинулся в ее первые ряды, осененный благословением Салавата и Ильхама Шакирова, он при этом выгодно отличается от других звезд тем, что постоянно выискивает возможности выступать не под «минус», а с абсолютно живым составом.

— В отличие от многих, вы часто играете с настоящей группой: гитары, барабаны, клавиши, баян. Да и сами на сцене за баян беретесь. Давно выступаете вживую?

— Первый раз еще в 2006 выступал причем с народным оркестром. Потом появился проект живых концертов «Барс-Медиа» «Яна сулыш», когда было решено, что надо переходить на музыку без фонограммы. У меня музыканты пришли как раз оттуда. Сейчас состав такой: Тимур Хайрутдинов на барабанах, Айдар Валиев на баяне, Ильдар Субаев на басу, Тимур Ахметзянов на соло-гитаре, Юрий Федоров на клавишах.

Но это очень нерентабельно. На сегодняшний день у нас нет помещения для репетиций, оборудования, транспорта. Арендуешь все это — и получается нереальная сумма. Но мы как-то находим средства, меценатов. Ведь эстрада у нас пошлая. Смотришь на нее и думаешь: неужели это так и будет продолжаться? А ведь когда Шакиров работал, какие у них были ансамбли, аранжировки! Песни и сейчас есть вкусные. Дешевизна идет за счет безвкусных штампов.

— Так, значит, раньше деньги на музыкантов находились.

— Они же были при филармонии. И если Шакиров давал 100 концертов, он получал одну и ту же зарплату. И прожиточный минимум был другой. И отношение к артистам другое. Их было мало. Их на руках носили. Хотя артистам тяжело было. Я общался с Фаном Валиахметовым. Он вживую выдавал 23 песни за выступление. И так по три концерта в день. Сдохнуть же можно! Помню, я работал в 19-м концертном сезоне Салавата. Две недели плюс дополнительные выступления. Я его еще больше зауважал. Он работает только вживую. А я пел по полторы песни и уже уставал.

Сейчас, чтобы играть с группой, надо иметь свой театр песни. Но кого возьмешь на оклад? Молодежь теперь другая пошла. К тому же очень сложно запланировать концертный график с хорошей динамикой продаж.

— Надеюсь, когда-нибудь подниметесь настолько, что сможете позволить себе эту роскошь.

— Вот, красивое слово «роскошь». Да, можно, как всегда, выставлять на сцену «мебель» — людей, которые даже не умеют играть на инструментах. И не дай Бог народ скажет баянисту: сыграй! Пусть хотя бы баян правильно держит. Я же работаю не для того, чтобы заработать. Я работаю на имидж. Словно черный ворон среди прекрасных птиц. К тому же есть профессиональные музыканты, которые слушают западную музыку, умные люди, у которых все в порядке со вкусом. Вот Юрий Федоров — один из талантливейших аранжировщиков. Да, интеллигентная, вкусная музыка не всем по душе. Но, слава Аллаху, свой зритель у меня есть. Да и не стараюсь частить с концертами.

— За пределами Татарстана как ваши опыты воспринимают?

— В Тюмени я делал живые концерты специально, чтобы сходу зарекомендовать себя. В этом году хочу, что называется, чисто под синтезатор попеть. И сравнить. Потому что тогда уже некоторые местные товарищи мне говорили: зачем столько народу таскаешь? Бери аппаратурщика, танцора и приезжай. А я думал: неужели наш народ не достоин большего?

— Вообще, в Татарстане, кажется, поют все.

— Да. Все, кому не лень. Кто считает, что может — берет и выходит на сцену. И никто не запретит. Нет худсоветов, нет ограничений. Как Салават говорил: «Татары очень душевный народ, но не всем же на сцену лезть!» Я рад, что окончил педагогический колледж, эти пять лет были самыми важными для меня как для музыканта. А певцом меня сделала Венера Ганиева. Она как бы мой тренер. Когда чувствую, что теряю форму — глаза в пол и иду к ней, а она гоняет меня до седьмого пота.

— Да, у вас история другая. Вы еще и в Государственном ансамбле фольклорной музыки РТ работали. Чему вас, кстати, научил Айдар Файзрахманов?

— Вообще, сначала со мной занимался его старший брат Марсель, когда я получал образование в Арском педагогическом училище. А это 9 класс, когда ребенок схватывает все плохое и хорошее как губка. Он мне не давал расслабляться, чтобы я не попал в дурную компанию, загружал по баяну, петь не давал, только упражнения, чтобы голос нормально развивался. Прошло пять лет, я познакомился с Айдаром абый. Он меня к себе пригласил в ансамбль. Это одна большая семья. Он никогда не приказывал. Потому что он сам набрал этот состав. Ему никто никого не впихивал. Он знает, кто, что и как думает. И там мой потенциал солиста, певца, артиста в целом раскрылся. Я приобрел колоссальный опыт. И сцены были не районные, а мировые. Гастроли по Финляндии в течение 10 дней по 7 городам. Австрия, Германия, Турция. Помню, День Стамбула, выходишь на сцену, начинаешь петь татарскую песню, и турки тебе аплодируют, практически ничего не понимая. Я второй раз такое удовольствие испытывал только на юбилейном концерте Ильхама Шакирова в Кремле.

Но я уже тогда понимал, что я в фольклорном стиле работать не буду.

— Но вы же пели народные песни.

— Да, мне было очень интересно там работать. И в этом году на сольном концерте в Казани я планирую совместить фолк и современную музыку, это звучит очень хорошо и интересно. Да что там, у меня будут даже элементы авангардной музыки. Потому что сейчас уже нельзя петь чистый фольклор и эстраду. Время идет вперед, приходится приспосабливаться.

— Как вы попали в «Барс-Медиа»?

— Я туда не старался попасть, меня пригласили. Многие ребята из ансамбля также уходили и до меня: Ильшат Валеев, Лейсан Гимаева. Мы ведь даже предлагали директору филармонии восстановить эстрадный отдел, сделать там студию. Но это было никому не надо. Я через три года в ансамбле понял, что мне скучно. Одно и то же каждый год. Чувствуется, что уже тормозишь в развитии. И появилась возможность заключить контракт. С Фаридом Таишевым у нас к тому времени сложились хорошие отношения, мы ведь почти земляки, часто пересекались на мероприятиях, где я пел. И он предложил зимой 2005 года контракт — мне и Ильшату. Ильшат сразу ушел. А Файзрахманов меня попросил: отработай полгода, у меня юбилейные концерты. И вся нагрузка Ильшатовская на меня перешла. Летом я ушел. В ноябре подписал контракт. В этом году будет 7 лет.

— «Барс» в целом старается развиваться, догнать эпоху?

— Ну кого тут надо догонять? Это же почти монополия. Кто еще у нас занимается раскруткой звезд, вкладывается в них, хочет что-то заработать? Никакой конкуренции нет. «Барс» плывет и работает как хочет. Хотя и есть у него громкие проекты, такие как «Татар жыры», некоторые креативные «солянки». Я внимательно изучал его кухню. Есть у контрактов с «Барсом» хорошие и плохие стороны. Артист превращается в какого-то беззащитного, беспомощного ребенка. За него все делают. Одевают, покупают песни, организуют концерты, снимают клипы. А ему надо только петь. И вроде бы так и должно быть. Певец не должен думать о расходах и бизнес-планах. Целая компания на него работает. Но контракт — это трамплин. Сможешь ли ты потом полететь? Если ты сам не понял, как все работает, если не научился разбираться в доходах-расходах, ты пропал. Я сам поздно начал во все вникать. Только последние три года. Я начал задаваться вопросом: в чем их интерес? Как они зарабатывают? Начал вклиниваться в процессы, сам делать себе концерты, самостоятельно зарабатывать. Сейчас мы договорились, что я им просто отдаю проценты. По-моему, приемлемые условия. Может, кто-то и думает, что это кабала. Но вряд ли бы я без «Барса» вылез на свой уровень. Да, будь я 7 лет назад таким же самоуверенным и смелым, как сейчас, я бы контракт не подписал. Но зато ты свободный изнутри человек. И ты можешь петь и выдавать мелизмы.

— Совет можете давать молодым?

— Я был вначале довольно пугливым, боялся ходить на конкурсы, мол, а вдруг проиграю? Наверняка есть певцы лучше меня! Спасибо, что мне Всевышний помогал людьми. И я с ними до сих пор дружу. Так что совет: если кто-то говорит, что у вас талант, старайтесь этот талант показать. Есть «Барс-Медиа», есть ТНВ, есть центры, которые могут вас вытащить наверх. Но надо быть смелым. За это я, скажем, уважаю мишар. Они в любую щель смогут пролезть. А у нас чем талантливей, тем скромней. Нет, надо записываться, отдавать песни в нужные руки, участвовать в конкурсах. Это и опыт, и возможность показать себя. Не надо упускать шанс, не надо лежать всю молодость на кровати. К слову, и в «Барсе» если ты не работаешь, не показываешь продуктивность, рентабельность, востребованность, то просто «висишь».

— Ваши главные хиты написал отец — «Кыр казлары» и «Эзлямя син кабат очрашулар». Как вы отбираете треки?

— Да, когда я в 2001-м даже особо не задумывался о карьере, он мне показал песню и сказал: если будешь серьезным певцом, вытащи ее. А тут получилось наоборот, песня меня вытащила. А потом вторая вышла. Меня никто не может заставить что-то петь. Есть, конечно, взгляд продюсера. Он может сказать: а попробуй эту песню. А ты думаешь, почему бы и нет, может, я стал консервативен и зациклился. У меня есть песня «Тукта, вакыт» Расифа Габделганиева, он помощник прокурора. Я думал, это блатная песня. Потом послушал — и она меня прямо ошеломила. Вообще, я сначала слушаю слова, потом музыку. Песня — это мысль. Стихотворение, переданное через музыку, когда идет гармония слов и музыки. И если мурашки есть, значит, вещь хорошая. Иногда я, кстати, просто беру ноты и сам наигрываю предложенные песни.

— То есть некоторые песни вам казались рискованными?

— Я от мнения народа никогда не зависел. Тогда бы я должен бы был одни плясовые петь. Надо же воспитывать публику. У меня очень разные песни. И джаз есть, и танго. И если в зале 1 тысяча человек сидит — троим понравится.

— Сейчас, кажется, мало кто пишет себе самому.

— Ну почему, это тренд — автор-исполнитель! Фирдус Тямаев, Нияз Жалалов, Ринат Рахматуллин, Ильназ Бах. Вот у меня братишка красиво сочиняет. Я на него возлагаю большие надежды. И ему говорю: певцов много, а вот авторы, которые сами еще и аранжируют, сильно востребованы.

— Но материала хватает?

— Хватает. Да, говорят, много сейчас бестолковых песен. Но просто надо выбирать лучшее. Просто многие чуть ли не по альбому в день сочиняют. Что их привлекает с точки зрения прибыли, не знаю. Хотя некоторые песни и продаются тысяч за 30. Я хочу дать объявление: кто занимается аранжировкой — давайте работать. У меня по два года некоторые песни висят. Забываешь про них, автор тебе напоминает, ты думаешь, е-мое, кому я их отдал, где они? Студий хороший не хватает, надо за месяц забивать место. Думаю, надо съездить подучиться, чтобы самому записываться. Хотя сейчас и дома работают, потому на качество слушателям уже плевать.

— Вы пробовали себя и в рэпе. Многие помнят ваш дуэт с Шакуром.

— Это давно было. Я был молодой. Татарский рэп только поднимался (смеется). Да, татарский рэп — он как бразильский балет. Но, надо отдать должное, люди читают на родном языке. И у нас с Шакуром получился спонтанный некоммерческий проект. Ему была нужна мелодия на припев. Я на ходу по гармонии что-то придумал и напел. Все. Никто не напрягался. Чисто пацаны собрались и прикольнулись. Также я озвучивал мультфильмы. Типа «Питера Пэна». Дочке моей очень эти мультфильмы нравятся.

— Насколько необычной вам самому кажется ваша карьера?

— Меня никогда не готовили на поступления на экономический или, скажем, химический факультет. Или чтобы я в колхозе работал. Хотя у меня мама — главный бухгалтер, а папа был главным инженером и только потом директором дома культуры. С трех с половиной лет, как стало понятно, что играю на гармошке, они меня двигали в артисты. Бабушка мне пела народные песни, а я рядом это наигрывал. Все мелизмы от нее пришли. В школе меня папа на все конкурсы возил. В 1996-м даже отправили на фестиваль тюркоязычной молодежи в Бургасе. По районам мы ездили, голосуя на дорогах, пешком по 10 километров ходили после концертов. С детства это мое. Все потихонечку идет и едет, Аллага ш?кер.

— У вас большая семья, кто чем занимается?

— Все братья-сестры живут в Казани. Старшая сестра работает воспитательницей в детском садике. Старший брат — исполнительный директор в охранном предприятии, как и все мы, играет на баяне, поет. Отслужил в армии, занимался кикбоксингом (он кандидат в мастера спорта), скромный, но большой для меня пример. Средний брат окончил мехмат, работает в ICL. Видишь, скоро у нас разновидностей (смеется). Я в шоу-бизнесе. Братишка тоже подтягивается в этой области.

— На вас насмотрелся?

— У него, конечно, надо спросить. Но, думаю, это мое влияние. Помню, в конце 90-х мы собирались дома, поем, пляшем, играем. А он сидит и смотрит. Он у нас еще и родился беленький, с красным оттенком. А мы все черненькие. Мы прикалывались: мама, его подменили в роддоме, куда ты смотрела, как же — наш и не может играть на баяне? Но потом, когда я приезжал из Арска, вместо клуба сажал его с инструментом, ставил пальцы. Через полгода он ходил по деревне и играл «Руки вверх» и DJ Alligator. И девчонки-мальчишки рядом с ними ходили. У него музыкальный потенциал намного больше, чем у меня.

Раяз Фасихов: Любое дело начинаю с улыбкой

При огромном желании петь все вокруг способствовало тому, чтобы мечта молодого парня нашла отражение в реальности. Судьба проложила ему дорогу из Балтасинского района прямо в Казань, где он решил начать свою творческую карьеру. В 2003 году поклонники татарской эстрады увидели новую восходящую звезду- Раяза Фасихова. Приглашаем побеседовать с певцом и узнать некоторые подробности его жизни.

– Раяз, ты воспитывался в творческой семье, где любовь к музыке прививалась с самого детства. А также твоем репертуаре есть композиции, написанные отцом. Познакомь нас со своими родителями.

– Я получил очень хорошее воспитание, за это преклоняюсь перед моими родителями. В нашей семье принято быть честным, верным и дружелюбным; почитать взрослых – вот чему учили с детства. Мой отец воспитал меня так, чтобы я всегда был приветливым, никогда не вел себя высокомерно. Любовь к музыке пробудилась благодаря музыкальной атмосфере, которая царила в семье. В доме всегда находилось место песне. Когда родители заметили во мне музыкальные склонности, они старались их развивать. И уже в три года я впервые взял в руки гармонь. Отец и сам играл на этом инструменте, а мама присоединялась к нему, напевая под музыку отца. Он сначала работал инженером, позже возглавил Дом культуры. Благодаря стремлению отца развивать во мне творческий потенциал, я принимал участие во многих конкурсах. А любовь к лирическим песням перешла от моей бабушки.

– Давайте остановимся на одной из таких песен, которая стала визитной картой твоего эстрадного творчества. Это композиция «Кыр казлары».

– Эту песню написал мой отец, когда я получал образование в училище. Он тогда мне сказал: «Когда станешь известным исполнителем, постарайся сделать эту песню одной из популярных». А на деле получилось наоборот… Благодаря этой композиции меня начали узнавать, признавать на татарской эстраде. Она явилась своего рода моим счастливым билетом на сцену. Кроме того, именно с песней «Кыр казлары» я впервые выступил на фестивале «Татар жыры».

– А какое значение для тебя приобрел фестиваль «Татар жыры»?

– Не скрою того, что я, как и многие начинающие певцы, мечтал принять участие в этом фестивале. Приятно видеть себя среди номинантов, но блистать в числе победителей- радость, приятная вдвойне. Теперь и моя коллекция пополняется статуэтками «Алтын барс». Для меня эта награда является не только дорогим приобретением, но и итогом моей годовой работы, а также признанием среди коллег.

– Как известно, среди известных людей отношения строятся на взаимовыгодных условиях, где редко находится место доверию и искренности. Есть ли у тебя такое чувство, которое помогает определить намерения человека и предугадать его поступки?

– На первых шагах вступления на эстраду я был слишком открытым и наивным. На тот момент еще не умел распознавать истинного лица человека. Но время все расставляет по местам. Я понял то, что если в голове человека царят дурные мысли, то никакая красноречивость его не спасет: на деле проявится его настоящее Я. Что касается внутреннего чувства, то этим обладает моя супруга. Она при первом взгляде определяет намерения человека, уровень его искренности, в то время, когда мне для этого нужно достаточно большое количество времени. Но ведь на жизненном пути хоть и редко, но все таки мы встречаем искренних и надежных людей. Одной из них является моя спутница, на которую я могу положиться. И также есть друзья, которые выручают с сложных ситуациях.

– А кто же в вашей семье является главой?

– Признаюсь, у нас в семье нет таких понятий как муж-голова, а жена-шея, которая направляет мужа на правильный путь. Это в большей степени связано с тем, что я часто выезжаю на гастроли, и многие хлопоты ложатся на плечи моей жены Люции. Я доверяю супруге, вижу, что она справляется с многими делами, поэтому со спокойной душой могу выехать на гастроли. Но я никогда не забываю, кто в доме хозяин: стараюсь по возможности уделять все время семье, и я вижу, что они во мне видят надежную опору.

– Разделяете ли вы обязанности по воспитанию детей?

– Когда один из нас беседует с ребенком, другой не вмешивается.

– Раяз, ты родом из деревни. Творческий человек часто нуждается в уединении и спокойствии. Скучаешь ли ты в такие моменты по родной деревне? Часто бывает, что суетный ритм начинает надоедать. Бывает ли с тобой такое?

– Конечно, бывает. Это доходит и до того, что пропадает всякое желание петь. Я чувствую, городской образ жизни приводит к усталости. Человек может получать новый прилив бодрости только в родном доме. По приезду в деревню люблю проводить время в одиночестве на свежем воздухе, под звуки природы, именно тогда получается успокоить тревожное состояние души и мечтать. Какое удовольствие, помогать родителям по хозяйству, рыбачить и под вечер идти в баню. Так я расслабляюсь. После этого с запасом новых сил приезжаю в город.

– Представим такую ситуацию. Тебе выпала сказочная возможность написать письмо тому молодому Раязу, который был 10 лет назад. Что ты хотел бы отразить в письме?

– Ооо, я бы такое длинное послание настрочил… Я ни о чем не жалею, что было в моей жизни, но в некоторых случаях я поступил бы иначе. Молодому Раязу дал бы совет серьезнее заняться учебой, и помимо творческой деятельности попробовать проявиться себя в каком-нибудь другом деле.

– Ты помнишь, на что потратил свой первый гонорар? И чему сейчас ты отдаешь предпочтение?

– На что же можно тратить деньги в молодости? Конечно же, на посиделки с друзьями, на развлечения, на подарки девушкам. До женитьбы я не умел разумно распоряжаться деньгами. Мне было достаточно знать то, что сегодня я сыт и не нуждаюсь ни в чем. Но семейная жизнь научила грамотно расходовать заработок, потому что думаешь уже не только о себе, но и о супруге и детях.

– Раяз, какому татарскому исполнителю ты завидуюшь белой завистью?

– Салавату. Несмотря на различные слухи, которые о нем ходят, я не перестаю восхищаться его творчеством. Эта личность, приехавшая из другой республики, сумела завоевать любовь слушателей. Салават и на сегодняшний день держится на очень хорошем уровне, при этом успевает заниматься бизнесом. А ведь это занимает время и предполагает полную отдачу сил. Когда я выступал на его концертах, поражался тому, сколько энергии он вкладывает в свое дело.

– Какие впечатления оставил сольный концерт, который состоялся в ноябре прошлого года? Что ты прочувствовал, когда закрылся занавес?

– После зеверешения концерта я присел на сцену камаловского театра, поблагодарил ее и помолился, чтобы в дальнейшем выступать на ней. Благодарен команде “Барс Рекодс” за помощь в организации и зрителям за теплый прием. Но также я проследил моменты, над которыми мне нужно еще работать, доводя дело до совершенства.

– Частенько случается и такое, что певцы после своего концерта не могут заснуть…

– Я не стал исключением. Я прочувствовал ту мощную энергетику, которая была между мной и зрительным залом во время моего концерта. Эта сила сохраняется на долгий срок. В течение следующих недель я долго не мог отойти от этого…

– Раяз, в продажу вышли CD и DVD с твоего сольного концерта…

– Да! На самом деле, теперь прибавилась ответственность перед своим творением. Я задумываюсь над тем, все ли на должном уровне, понравится ли слушателям. Но я надеюсь, что все будет хорошо! Я ведь оптимист!

– Обижаешься ли ты на себя? И с чем это может быть связано?

– Иногда приходится давать обещания, не продумав всех тонкостей и мелочей ситуации. И одно из неприятных, когда обещание не выполняется ввиду различных обстоятельств. Сейчас я работаю над собой, воспитываю и развиваю в себе некоторые качества. Я не отрицаю, что и во мне есть какие-то нелучшие стороны. Святостью ведь наделены лишь единицы…

– Вот и завершился концертный сезон. Помимо этого в твоей личной жизни произошли перемены…

– В прошлом году у меня родился сын Рамазан. Мы построили дом. Проделано много работы, теперь можно и отдохнуть…

– Твои пожелания поклонникам творчества Раяза Фасихова.

–Будете здоровыми- преуспеете везде. А также желаю идти по жизни с улыбкой. Подарив радость окружающим, вы приобрете двойную радость для себя! Будьте оптимистами!

Герой Сирии против героя Дебальцево. Кто командует битвой за Донбасс

Корреспонденты RTVI вынуждены приводить данные о боевых действиях и потерях только с использованием официальной информации российской стороны. Это обусловлено введенными в России ограничениями на работу журналистов.

Александр Дворников

Ни российские власти, ни официальные источники до сих пор не подтвердили, но и не опровергли факт назначения 61-летнего Дворникова командующим сухопутными войсками на Украине. До этого разными направлениями руководили разные генералы. Их сфера ответственности зависела от военного округа, к которому относились части под их командованием. Российская армия раньше так не действовала и учений в таком формате никогда не проводила.

По мнению британской разведки, назначение Дворникова представляет собой попытку улучшить управление войсками, так как недостаток взаимодействия мешал развитию российской операции. Такого же мнения придерживается австрийский военный эксперт Том Купер: «У Дворникова высший ранг, это значит, что его приказы не подлежат обсуждению, теперь генералы не будут действовать сами по себе, как это было в начале операции».

Почему именно Дворников

Дворников лучший российский боевой генерал, который может в любом случае «сломать хребет противнику», пишет газета The New York Times. Кроме того, он не лишен политических амбиций — по версии The Washington Post, в случае ухода генерала Валерия Герасимова, он может претендовать на должность главы Генштаба.

Британская разведка, среди плюсов Дворникова, называет опыт командования войсками в Сирии и знание специфики Донбасса, примыкающего к Южному военному округу, которым Дворников руководит с 2016 года.

По итогам первого этапа спецоперации, о которых сообщало Минобороны России, наибольшие успехи были достигнуты на юге Украины, где действовал Дворников. Был взят Херсон, Мелитополь, вся Херсонская область и почти вся Запорожская, в Крым пустили воду из Днепра.

Отношение к подчиненным

Офицер Военно-морского флота Виктор Пиксаев, близкий друг генерала, вспоминал случай, который он считает показательным для Дворникова: будучи генерал-майором, командующим 5-й армией, он наказал офицера, но тот был не виноват.

«Я это знал и сказал об этом генерал-майору. Узнав подробности, Александр тут же вызвал этого офицера и извинился перед ним. К людям он всегда относится с уважением и пониманием», — рассказал Пиксаев. Он отмечал, что Дворников всегда был отличным организатором, умел собрать хорошую команду и мобилизовать бойцов, «которые, как и он, будут работать 24 часа в сутки».

Украинским войскам теперь будет сложнее, но и «русским будет непросто», — считает военный эксперт аналитического центра CAN Майкл Кофман. Он имеет в виду крутой нрав генерала. В Сирии, где Россия поддерживает президента Башара Асада, против которого воевали террористы из ИГИЛ*, сирийская оппозиция и другие радикальные группировки, после воздушных ударов российских ВКС в бой должны были идти сирийские военные, чтобы занять территорию, но они не шли.

«В этих условиях очень кстати пришлись те качества Александра Дворникова, на которые нередко обижались его подчиненные в Штабе ЦВО и в войсках. Генерал крут на решения и не всегда сдержан в выражениях, бывает крайне резок. В сочетании с трудоголизмом, способностью „нарезать“ задачи „в ночь“, а утром требовать результат — это именно то, что было нужно в Сирии от русского генерала», — вспоминает сослуживец Дворникова.

Слова анонимного военного подтверждает и блогер Аркадий Бабченко**, который служил под началом Дворникова в Чечне: «Дворников был моим командиром полка в Чечне. Дубовый служака. Будет утюжить».

Во время Второй чеченской войны (1999-2000) Дворников служил командиром 1-го гвардейского мотострелкового полка. Западные СМИ ошибочно называют его одним из руководителей битвы за Грозный или даже всей контртеррористической операции. Бывший заместитель начальника Генштаба вооруженных сил Украины генерал-лейтенант Игорь Романенко в интервью телеканалу Al Jazira приписывает ему кличку «мясник» за действия в Чечне и Сирии. Однако тот же Бабченко пишет, что среди солдат его звали иначе — «Дядюшка Вертер», и никакой жестокости в мемуарах не приводит.

Полк Дворникова действительно участвовал в битве за Грозный, а также в освобождении от боевиков Шатоя, Аргуна, Гудермеса и других городов. 126 его подчиненных получили награды, а самому Дворникову вручили орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

За участие в операции в Сирии Дворников получил звание Героя России. За то время, что он командовал группировкой ВС России в Сирии с сентября 2015 по июль 2016, удалось переломить ход гражданской войны и фактически спасти правительство Асада от поражения. Основная ставка тогда была сделана на авиацию (к моменту отъезда Дворникова из Сирии ВКС совершили около 18 тысяч вылетов). Наземные бои вели правительственные войска. Самой ожесточенной была битва за Алеппо – крупнейший город Сирии. В результате боевых действий он был почти полностью разрушен, а среди мирных жителей были многочисленные жертвы.

Американский военный аналитик Гарри Казианис считает, что Дворников может применить сирийский опыт – задействует авиацию по максимуму. Однако тактика с нанесением ударов авиацией по военным объектам в городах и последующей «зачисткой» их пехотой наблюдалась и в ходе первой части военной операции. Дворников же вырос из мотострелковых войск, главной задачей которых является не только удержание занимаемых районов, но и ведение контрнаступления по прорыву обороны противника и захвату его территории.

В своих немногочисленных интервью он размышляет о философии современной войны: «Опыт современных боевых действий подсказывает нам, что главными действующими лицами на поле боя все чаще являются небольшие подразделения (взвод, рота, батальон). Отсюда вывод – эти подразделения должны быть подготовлены и обеспечены всем необходимым для самостоятельных действий. Поэтому в свое время были созданы ротные и батальонные тактические группы, с которыми проводится комплекс мероприятий по подготовке к действиям в различных условиях. Особое внимание – на подготовку командиров, от которых зависит, как в учебных или реальных боестолкновениях будут действовать их подчиненные, насколько эффективно и грамотно будут использоваться все имеющиеся в их распоряжении силы и средства, насколько непредсказуемо для неприятеля они будут воевать».

Дворников — сторонник неожиданных операций. В интервью «КП — Ростов-на-Дону» он впервые признался, что его бойцы организовали в 2014 году операцию в Крыму и Севастополе: «Я вот вам скажу сегодня, то, что, кажется, раньше так откровенно не говорилось. Именно войска ЮВО сыграли ключевую роль в событиях „Крымской весны“».

Валерий Залужный

В руководстве американской армии прогнозировали, что Россия разобьет украинских военных в течение 72 часов. Иного мнения был 48-летний Валерий Залужный — в феврале 2022 года он был уверен, что Украина готова отразить любой удар. Залужный, как и Дворников, вырос в семье военного, за плечами у него бои под Дебальцево.

Назначение Залужного главнокомандующим само по себе было частью масштабной реформы украинской армии. Он возглавил ВСУ в июле 2021 года, на этом посту он сменил Руслана Хомчака. В офисе президента Украины Владимира Зеленского объяснили это необходимостью наладить испорченные отношения между Министерством обороны и руководством ВСУ из-за серии коррупционных скандалов, в которых был замешан высший генералитет.

Почему именно Залужный

На Украине администрацию Зеленского критиковали за излишнюю мягкость с Россией и ЛДНР, при этом Хомчак неоднократно говорил, что быстро урегулировать ситуацию на юго-востоке страны не получится.

Залужный быстро завоевал расположение многих украинцев, когда рассказал про свою мечту — прокатиться на танке по Красной площади в Москве — и взял себе в советники Дмитрия Яроша — бывшего лидера «Правого сектора»***. «Наверное, да. По-честному, да. И по Арбату тоже», — говорил Залужный в эфире «Пятого канала».

На руку Залужному играют отсутствие в биографии службы в Советской армии и ореол героя Дебальцево — в 2015 году он вывел своих солдат из «дебальцевского котла», где проходили одни из самых кровопролитных боев и где украинские войска понесли тяжелые потери.

«Во многих отношениях Залужный олицетворяет собой новое поколение украинских офицеров, которые отточили свои зубы в упорной восьмилетней войне на Донбассе, а когда не были на фронте, направлялись на полигоны по всей Европе для учений с силами НАТО — опыт, который отшлифовал многие авторитарные грани, порожденные десятилетиями жесткой советской военной подготовки», — считает бывший украинский военный, содиректор программ внешней политики и международной безопасности аналитического Центра Разумкова Алексей Мельник.

Отношение к подчиненным

Одним из первых решений Залужного в качестве главнокомандующего было разрешение бойцам отвечать огнем на огонь противника без получения согласия высшего командования.

О своем боевом пути Залужный вспоминать не любит, «потому что судьба генерала и судьба солдата на войне по-разному воспринимаются…», но свое отношение к подчиненным он изменил после Дебальцево.

«Для меня война началась в середине июля 2014 года, с назначением заместителем командира сектора «С», который формировался в Донецкой области. С тех пор руководил почти всеми создаваемыми там группировками. Дошел до начальника штаба Объединенных сил. Запомнились, должно быть… солдаты. До сих пор со многими из них созваниваемся, переписываемся. Я рад, когда могу им чем-нибудь помочь — решить какие-то военные или бытовые вопросы… Достаточно хорошо запечатлелся в памяти 25-й батальон, который я заводил туда, в район Дебальцево, расставлял на позиции. Первые бои, первые потери…», — вспоминал Залужный.

В частности, под его командованием украинские военные захватили село Южное под Горловкой и продвинулись в районе Волновахи, где построили укрепрайон, который лишь совсем недавно заняли части ДНР и российской армии после долгих и ожесточенных боев. В 2017 году за успехи в Донбассе Залужный был произведен в генералы.

По мнению российских военных экспертов, группировка ВСУ на Донбассе — самая боеспособная из имеющихся у Украины. По мнению же Залужного — самые боеспособные бригады ВСУ находятся в подчинении Оперативного командования «Север», которое он возглавлял до назначения на пост главнокомандующего.

«Север» — оперативное объединение Сухопутных войск ВСУ в северной части территории Украины. Именно они отвечают за оборону Житомирской, Киевской, Сумской, Черниговской областей и города Киев. Это те области, которые российские войска после месяца спецоперации оставили. Так же «Север» отвечает за оборону Полтавской и Черкасской областей.

Еще в сентябре 2021 года Залужный говорил, что начал готовиться к нападению со стороны России, а в начале февраля рапортовал, что «Вооруженные Силы Украины готовы к отпору».

«Мы создали боевые порядки и успели в сжатые сроки развернуть Силы теробороны и вооружили их ПТРК [противотанковые ракетные комплексы — RTVI] и ПЗРК [переносные зенитные ракетные комплексы — RTVI], проводим подготовку инструкторов–операторов ПТРК „Корсар“ и „Стугна-П“ для обучения личного состава Сил теробороны ВСУ. Мы усилили оборону Киева. Мы прошли войну и надлежащую подготовку. Следовательно, готовы встретить врагов и не с цветами, а со „Стингерами“, „Джавелинами“ и NLAW [легкое противотанковое оружие следующего поколения — RTVI]. Welcome to hell!», – говорил Залужный в интервью «Пятому каналу». Министр обороны Украины Алексей Резников поддержал настрой генерала и заявил, что «повторения 2014 года не будет», а взять Киев, Одессу и Харьков — «не выйдет».

Залужный — один из активных сторонников внедрения в ВСУ натовской J-структуры штабов в системе управления, с четким распределением по функционалу без дублирования функций. Он также делает ставку на повышение роли сержантского состава.

«Новые сержанты. Это не козлы отпущения… А реальные помощники, которые по определенному функционалу скоро заменят офицеров. Это тоже перемены. Мы уже начали это движение, и обратно пути нет. Вернуться в армию 2013 нам просто не даст даже общество», — говорил в 2020 году Залужный.

«Если одному человеку и можно приписать удивительные военные успехи Украины к настоящему времени — защиту столицы Киева и удержание большинства других крупных городов в условиях натиска —, то это Залужный», — написало влиятельное американское издание Politico, назвав его «Железным генералом».

* деятельность запрещена в России

** включен в России в перечень экстремистов и террористов

*** экстремистская организация, деятельность в России запрещена