Рашид Бейбутов
Биография
В середине апреля 2020-го Day.Az решил поддержать своих читателей, истомившихся на карантине. Информационный портал опубликовал подборку 20 популярных азербайджанских фильмов, которыми можно было насладиться в эти длинные выходные. Среди предложенных работ оказались сразу две кинокартины с участием звезды эстрады Рашида Бейбутова — «Бахтияр» («Любимая песня») и «Аршин мал алан» («Продавец ручного товара»).
Детство и юность
На исходе 1915-го, за 2 недели до праздника, Фируза Вакилова преподнесла мужу новогодний презент — 14 декабря (по новому стилю) она родила третьего ребенка Рашида. Чуть раньше в семье появились Энвер и Наджиба. Женщина принадлежала к известному роду и являлась наследницей полковника русской армии (по иным данным, генерала) Аббасгулу-бека.
А Меджид Бехбудалы-оглы по социальному статусу оказался ниже возлюбленной, поэтому, потеряв голову от молодой красавицы, юноша украл невесту. Впоследствии пара перебралась из города Шуша в Тифлис.
Тяга к искусству передалась детям от отца — исполнителя народных песен, которых в Азербайджане называют ханенде, и представителя карабахской школы мугама. Старший сын, с детства виртуозно игравший на кларнете, впоследствии стал театральным режиссером, младший, с ранних лет «укротивший» скрипку, — популярным певцом. Единственная дочь, «приручившая» фортепиано, была актрисой.
Мать, выпускница женской гимназии святой Нины, в совершенстве владела русским и французским языками, занималась преподаванием, просветительством и постановками спектаклей в местном драмкружке. Ей принадлежит идея создания женского мусульманского общества.
Рашид был очень привязан к той, что подарила ему жизнь. Когда мать уходила на работу, мальчик, давясь слезами, бежал за ней по пятам со склона холма, где располагался дом, а потом часам ждал возвращения у окна. А когда женщина покинула этот мир, он крайне болезненно переживал ее уход.
Жена «посланника добрых сердец», как называли любимца поклонники, в начале нулевых поделилась в интервью любопытными фактами личной биографии супруга и архивными фото:
«Его отец Меджид Бейбутов был членом дворянского клуба в Тифлисе. Бабушка преподавала французский язык, дедушка был генералом царской армии, братья окончили Петербургскую военную академию. У прадедов в Агстафе был конный завод, а сам Меджид Бехбудалы-оглы имел фабрику келагаи в Тифлисе».
Бейбутова, как и брата и сестру, природа не обделила голосом. Однажды глава семейства, услышав, как тот поет в одиночестве, дал пару дельных советов и решил поделиться накопленными знаниями. И впоследствии ни одно школьное мероприятие не обходилось без активного участия будущей звезды эстрады и оперы.
Что касается образования, то известно, что в середине 30-х парень по настоянию родителей поступил в железнодорожный техникум, где организовал студенческий оркестр Teo-caz. Впоследствии молодой человек попал в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии, где солировал в армейском ансамбле.
Личная жизнь
«Мне было 18 лет, я училась в мединституте. Тогда было повальное увлечение девушками из медучреждений. Когда мы проходили, молодые люди высовывались из окон или с балконов. У Рашида в руке всегда был театральный бинокль. И я с первого дня была уверена в том, что это внимание было обращено ко мне», — рассказывала единственная жена Бейбутова.
Красавица решила проверить свое предположение. Не посещая 2 недели вуз, она, дождавшись, когда толпа студенток пройдет мимо парней, пошла одна с подругой. Хитрость удалась: Рашид, тревожно провожал всех глазами, но, завидев Джейран, поднял руки к небу.
Через день к девушке подошла знакомая ее отца и матери Дурдана Амирова, жившая в одном доме со звездой эстрады, и пригласила в гости. Тогда как раз праздновался его день рождения, так и состоялись знакомство и сватовство.
Позднее мужчина признавался, что такая спешка была связана с гастролями. Он боялся, что даму сердца отдадут замуж за другого, и заявил, что обзавелся первой сединой, когда та отсутствовала полмесяца в высшем учебном заведении. Начало семейного пути вышло отнюдь не безоблачным, случались разногласия и на почве ревности. Но со временем супруги притерлись друг к другу.
В 1965-м в личной жизни четы произошли радостные изменения — на свет появилась единственная дочь Рашида, пошедшая по стопам знаменитого родителя и ставшая заслуженной артисткой родной республики. Известно, что у женщины есть единственный сын, названный в честь ее любимого отца. Вместе они берегут наследие Рашида Меджид-оглы, организовывая и посещая мероприятия, посвященные его памяти.
Музыка
Отдав долг родине, Рашид непродолжительное время «прослужил» в некоем эстрадном коллективе Тбилиси. Затем в его творческой биографии обосновалась Ереванская филармония, из которой случился переход в Государственный джазовый оркестр Армении под управлением композитора Артемия Айвазяна. Параллельно он числился солистом Оперного театра имени Александра Спендиарова.
В годы Великой Отечественной войны талантливый певец выступал на Крымском фронте, в 1944-м попал в Азербайджанскую филармонию, в 1937-м названную в честь деда «бакинского Орфея» Муслима Магомаева. Годом раньше вокальными способностями Бейбутова оказался настолько очарован один из создателей фильма «Аршин мал алан», что пригласил того на главную роль молодого богатого купца Аскера. Кинокартина имела бешеный успех в Советском Союзе и ряде зарубежных стран.
Рашид Бейбутов — «Я встретил девушку»С 1953-го «посланник добрых сердец» очутился в Культурном центре имени Мирзы Ахундова, где блистал в «Севили» Фикрета Амирова и «Продавце ручного товара» Узеира Гаджибекова. В те годы ему довелось объездить множество зарубежных стран, где концерты проходили с неизменными овациями. В городах СССР поклонники также ждали кумира с огромным нетерпением.
Лирический тенор прославился и как одаренный художественный руководитель ансамбля при филармонии родной республики, где народные инструменты причудливо переплетались с джазом, и Театра песни, где пребывал до конца жизни.
Репертуар артиста поражал разнообразием. Здесь нашлось место и русским, и азербайджанским, и кавказским народным композициям, и классическим романсам 19-го века, и сочинениям советских композиторов. Немало в нем и авторских произведений, например, «Я встретил девушку», «Любимые глаза», «Песня Раджа» из «Бродяги» с Раджем Капуром.
Смерть
В последние годы жизни, по словам родственников, Рашид Меджид-оглы очень много взвалил на себя — совмещал работу в созданном Театре песни и Совете национальностей Верховного совета СССР, отказываясь от необходимых медицинских обследований. Артист с детства мучился проблемами с почками, к тому же на них периодически давали осложнения больные гланды, вырезать которые музыкант не хотел, боясь за голос.
17 мая 1989-го прямо на репетиции худруку стало плохо, вызванный врач направил его в медучреждение. Но обстановка Бейбутову и родным там не пришлась по душе, и решено было вернуться домой. Последующие 2 дня улучшений не принесли — пациента вновь госпитализировали, врачи диагностировали высокую температуру и воспалительный процесс.
29 мая тенор вместе с семьей отправился в московскую ЦКБ. Но в столичном аэропорту их, по свидетельству супруги, встретили люди, мало напоминавшие докторов и запретившие женщине проехать вместе с ними. Оформление в лечебницу продолжалось несколько часов. В итоге исполнителя положили сначала в хирургическое, затем терапевтическое отделение, а потом перевели в реанимацию.
9 июня дочь и жена, дежурившие под дверью палаты, услышали стоны. Специалисты связали это с болезненным уколом, успокоили женщин, сказав, что их близкий человек спит. Но позже выяснилось, что он скончался. Джейран-ханум уверена, что мужу «помогли» умереть, на такую мысль наводило и проведенное вопреки желанию избранницы вскрытие. Последнее пристанище любимец советской публики нашел на Аллее почетного захоронения в Баку, где покоятся Муслим Магомаев, Гейдар Алиев, Мамед Араз и другие видные деятели.
В 2018-м единственная наследница знаменитости в интервью озвучила истинные причины смерти родителя. Женщина раскритиковала статью в «Википедии», где указывалось, что ее отец умер после неудачного хирургического вмешательства.
Рашида Рашидовна поддержала версию матери, упомянув, что незадолго до кончины у Бейбутова состоялся неприятный разговор с Михаилом Горбачевым. На обсуждении карабахской темы тот выразил недовольство введенными танками в столице Азербайджана. Помимо этого, ему было известно, что тело Степана Шаумяна не находилось в братской могиле 26 бакинских комиссаров.
Память
- В Баку именем Рашида Бейбутова названы одна из центральных улиц, Государственный театр песни и музыкальная школа № 2. На стене дома, где жил певец, размещена мемориальная доска.
- В 1996-м и 2015-м в честь тенора в Азербайджане были выпущены почтовые марки.
- 14 декабря 2010-го, в день 95-летнего юбилея исполнителя, участники FLASHMOB Azerbaijan провели памятный флешмоб.
- В июне 2016-го перед входом в Театр песни имени Рашида Бейбутова установили памятник, над созданием которого трудился Фуад Салаев.
Дискография
- 1945 — «Соловей»
- 1948 — «Золото ветвистое»
- 1948 — «Кавказская застольная»
- 1949 — «Песня о Баку»
- 1950 — «Сурейя»
- 1953 — «Марш нефтяников Каспия»
- 1954 — «Песня Раджа»
- 1955 — «Песня о дружбе»
- 1956 — «Любимые глаза»
- 1956 — «Песня любви» («Песня первой любви)
- 1956 — «Счастье пришло»
- 1957 — «Я встретил девушку»
- 1958 — «Родной Баку»
- 1960 — «Идет весна»
- 1963 — «Мой старый друг Баку»
История любви Рашида Бейбутова и Джейран ханум (ФОТО)
Читайте Trend в
БАКУ /Trend Life/ — 2 мая ушла из жизни супруга легендарного исполнителя, народного артиста СССР и Азербайджана, лауреата Государственных премий, Героя Социалистического труда, обладателя многих государственных наград и орденов Рашида Бейбутова Джейран ханум.
Что значит быть супругой всемирно известного человека и посвятить ему 33 года жизни? Как складывались их отношения на протяжении этих лет, когда Рашид Бейбутов с большим успехом выступал с гастролями во многих странах мира? Его окружали тысячи красавиц, но он выбрал именно ее, и всю жизнь любил только свою красавицу.
В репертуаре Рашида Бейбутова была народная песня «Джейран», но когда он ее исполнял, казалось, что написал ее сам. Тогда, когда он встретил ту, единственную, которую ждал всю сознательную жизнь. То есть, до своих сорока лет. И не потому, что был чрезмерно привередлив и разборчив, а потому, что жизнь артиста только со стороны кажется полной романтики и приключений. На самом деле это упорный, ежедневный труд и постоянные поездки. Не каждый может принять и вынести жизни на колесах. Лишения бытового комфорта – серьезное испытание на прочность, в особенности, чувств! Слова из песни «Славлю твою красу, Джейран! Жизнь тебе в дар несу, Джейран!» отражали всю глубину его чувств к своей cупруге, подарившей ему настоящее семейное счастье.
История их знакомства была очень романтичной, и в то же время отражала дух того времени. А начало их семейному счастью положила мама великого композитора Фикрета Амирова — Дурдана ханум.
Джейран было 18 лет, она был студенткой мединститута. В то время все повально увлекались девушками из мединститута. Когда девушки выходили из вуза и шли по улице, то молодые парни высовывались из окон, балконов. У Рашида в руке всегда был театральный бинокль. И каждая девушка мечтала: «Не я ли это, Господи?!»
Из воспоминаний Джейран ханум: «Я почему-то с первого дня была уверена в том, что это внимание было обращено ко мне. И решила проверить. Так получилось, что из-за болезни я две недели не ходила в институт. Однажды после занятий я дождалась, чтобы ушел весь поток, и только потом мы вышли с подружкой. Издалека я увидела, что он тревожно провожает всех глазами, а когда появилась я с подружкой, то Рашид поднял руки к небу, как будто благодарил Всевышнего. Я никак не выдала то, что обратила внимание на этот жест. Но через день, когда мы опять возвращались с занятий, ко мне во дворе подошла очень милая женщина, и остановила нас. Его на балконе не было. Она отозвала меня в сторонку, и спросила: «Чья ты дочь?» Я растерянно ответила. Оказалось, что эта женщина — мама Фикрета Амирова, Дурдана ханум, и хорошо знает моих родителей. Они жили в одном здании с Рашидом, и она взяла на себя роль свахи.
Дурдана ханум попросила меня подняться к ним домой. Я долго отказывалась, но она настояла на своем. В этот день был день рождения Рашида — 14 декабря. Он задумал, что если в этот день познакомится со мной, то я стану его женой. Поэтому Дурдана ханум так настоятельно звала меня к себе. Я поднялась к ним, и увидела накрытый стол. Только с меня сняли пальто, как открылась дверь, и в комнату в роскошном светлом пальто защел набриолиненный, надушенный, красивый Рашид. Не глядя в мою сторону, он подхватил Дурдану ханум и закружил по комнате со словами: «Ай, мама, какой ты мне сделала подарок!» Потом опустил ее, искоса оглядел меня и спросил «А кто эта красивая ханум?».
Так нас познакомили. Это, конечно же, был придуманный сценарий. Позже он мне сказал: «Я боялся, что уеду на гастроли, а по приезде увижу, что тебя уже сосватали за кого-нибудь. Вот тебя не было две недели, и у меня первая седина тогда и появилась». И я сказала маме: «Если не он, то кто же?!»»
В 1965 году в семье родилась дочь Рашида. На одной из старых фотографий Рашид Бейбутов с ребенком на руках в окружении родственников. Рядом – красавица-жена. Фотограф запечатлел их прямо на ступеньках родильного дома. Он так счастлив! Вот он, смысл жизни! Только гармоничное единение с миром может дать человеку столько сил и неиссякаемой энергии. Только согласие с собственной совестью может дать ощущение полного и безмятежного счастья. Он растил Рашиду, относясь так, как относятся к хрупким, экзотическим цветам. Не подавляя отцовским авторитетом, умел стать ей близким задушевным другом, которому она, школьница, доверяла все свои тайны, даже детские влюбленности, а он очень вдумчиво и серьезно разбирал с ней каждую сложившуюся ситуацию так, как будто это было делом первостепенной важности. Рашида Бейбутова продолжила дело своего отца, стала певицей, заслуженной артисткой Азербайджана. Однако первые годы семейной жизни были не такими уж и безоблачными.
Джейран ханум: «Я была по молодости самонадеянна в те годы. Я думала, что он должен меня любить, потому, что у нас такая разница в возрасте, я выше ростом, я нравлюсь всем. Он был очень ревнив, но красиво ревнив. Например, однажды, когда к нам в Баку приезжал великий индийский актер Радж Капур, мы сидели на банкете. Сидящий рядом со мной иностранец усиленно угощал меня черной икрой. Я очень мило отнекивалась. И вдруг я ощущаю руку Рашида на своем колене и слышу: «Если ты не перестанешь с ним кокетничать, я сейчас этот стол переверну». Когда я глянула на его лицо, поняла: этот может. У него было перекошенное от злости лицо, и я поняла, что пора приходить в себя.
В Москве мы как-то спускались по гостиничной лестнице, а навстречу поднимались какие-то спортсмены. Один из них говорит «Какая дивчина!» И вдруг Рашид схватил его за нос и говорит: «На чужих жен не заглядываются!»
Несмотря на то, что Рашид был большой эстет, его всегда окружали очень красивые женщины, я никогда не сомневалась в том, что он глубоко порядочный человек».
И это действительно было так! Несмотря на все соблазны Рашид Бейбутов с особой любовью, уважением и верностью относился к своей супруге. Об этом рассказывает Рашида Бейбутова, или как ее сегодня называют в честь отца — Рашида Рашид: «Мама для меня всегда была эталоном красоты, очень яркой женщиной. Ею невозможно было не восхищаться! Маму я свою очень любила и любовалась ею. Папа весьма трепетно относился к маме, он очень любил ее. Это не означало, что ее слово было последним, нет. Скорее, папа в силу своего характера, своей мягкости и мудрости просто снисходительно относился к некоторым ее капризам. Что касается наших взаимоотношений, то порою в каких-то возникающих конфликтных ситуациях отец становился на сторону матери. Меня это зачастую даже обижало. Бывало, что я пыталась, жалуясь по-детски на маму, получить у него поддержку. Но он всегда мне говорил: «Доченька, это твоя мама. Раз она считает так, значит, она права. Я ей полностью доверяю. Давай не будем это обсуждать, ведь мы ее любим и уважаем». И на это невозможно было что-либо возразить! Папа очень избаловал нас с мамой. В том плане, что он всю жизнь демонстрировал нам какое-то совершенно невероятное свое отношение. Мы были как две его принцессы. Он очень любил маму и постоянно восхищался ее красотой, не переставал красиво ухаживать за ней всю жизнь. Он терпел все ее капризы, старался выполнять все просьбы. Кроме того, он сыграл огромную роль в становлении ее как личности, ее характера, привычек, в познании людей»
Рашид Бейбутов очень ценил в женщине личность, и даже пытался, разглядев в супруге ее артистические способности, приобщить ее к искусству, к работе в театре. Он даже купил фотоаппарат и часто устраивал фотосессии супруги в том или ином образе. Например, выставив к ногам любимой все имеющиеся в доме цветы, или придав причудливую форму ее длиннющим волосам, или на фоне города…Но Джейран ханум не стремилась к популярности. При всей загруженности общественной работой и творческими делами Рашид Бейбутов всегда уделял семье большое внимание.
Рашида Бейбутова: «Я до сих пор удивляюсь, как при своей огромной занятости — депутатская работа, Театр песни, запись, съемки — он находил время для нас. Мы с мамой никогда не были обделены его вниманием. Конечно, мы всегда вместе встречали Новый год, ездили отдыхать. И если часть лета волею обстоятельств проводили врозь, то конец лета всегда проводили вместе, в квартире на проспекте Нефтяников – там всегда было очень прохладно, не чувствовалась жара. Но всегда, даже если отец возвращался поздно с работы, он зачастую в ущерб собственному отдыху проводил с нами 2-3 часа. Он успевал расспросить обо всем, что произошло за день, посоветовать что-то. Он находил время на все и на всех близких ему людей. Это был уникальный человек».
До последних своих дней Рашид Бейбутов продолжал работать. В мае 1989 года Театр песни, который был создан Рашидом Бейбутовым, готовил премьеру нового музыкального спектакля, приуроченную к празднику Новруз байрам. В связи с резким ухудшившимся состоянием здоровья он был срочно госпитализирован в московскую Кремлевскую больницу – были серьезные проблемы с почками. Вместе с ними поехали супруга и дочь. В течение десяти дней врачи боролись за его жизнь, а супруга находилась у больницы, потому что внутрь не пускали…
Рашид Бейбутов ушел из жизни 9 июня 1989 года в 74 года . Он был похоронен на Аллее почетного захоронения в Баку. С 1997 года день смерти певца отмечается в Азербайджане как день памяти Рашида Бейбутова. Его именем назван широкий проспект в Баку, музыкальная школа, корабль, а у входа в Государственный театр песни имени Рашида Бейбутова недавно был поставлен его памятник. Имя великого исполнителя и человека навсегда вписано в историю нашей культуры и сердца миллионов людей. А Джейран ханум до последних своих дней не покидало чувство, что он всегда где-то рядом….
И теперь они вместе, навсегда! Allah rəhmət eləsin.
Отцы и дети. Рашид Бейбутов: «На 17-летие он подарил мне альбом, где были все мои ему послания…»
Он пел на семидесяти языках мира. Одинаково виртуозно исполнял эстрадные шлягеры и оперные арии. Его поклонники – Сталин и Брежнев, Индира Ганди и Мао Дзэдун. Песни, исполняемые им, обошли весь мир: он пел перед Пиночетом, королем Эфиопии и шахом Ирана. В Индии поклонники перекрывали железную дорогу, и по их просьбе певец пел прямо на перроне! Этот мужчина покорил сердца женщин не только всего Советского Союза. В свое время в Кремле шутили, что «Аршин мал алан» приносит больше прибыли, чем бакинская нефть! На его концертах плакал Хрущев, а Брежнев первому среди певцов именно ему присвоил звание Героя Социалистического труда. Мы говорим о Рашиде Бейбутове – человеке, талант которого насколько неоспорим, настолько и недосягаем. О человеке, который обладал не только невероятно притягательной внешностью, но и поразительной душой.
— Несмотря на то, что мне много раз задавали вопрос о том, каким Рашид Бейбутов был отцом, мне до сих пор сложно на него отвечать, — начала беседу с нами Рашида ханум — Потому что мне, как единственной и любимой дочери, весьма сложно оставаться объективной, говоря о нем. Представьте теперь, во сколько раз внимательнее он был по отношению ко мне как к единственной дочери. У отца был мягкий характер, не в пример маме, которая всегда отличалась категоричностью и даже властностью. Папа же всегда был более расположен к диалогу и благодаря этому добивался в общении со мной, в убеждении меня в чем-то порою большего, чем мама.
– Означает ли это, что к отцу у Вас было больше доверия?
— Я не стала бы говорить столь категорично… Просто мама в силу своей эмоциональности, видимо, по причине молодости, всегда действовала более стремительно, даже с натиском. Папа же, несмотря на то, что был намного старше, как ни странно, был во многих вопросах настолько же и современнее мамы. Это проявлялось в вопросах моего внешнего вида, к примеру. Если мама могла запрещать мне долгое время пользоваться косметикой, то папа, напротив, когда я достигла определенного возраста, советовал маме не только разрешить, но и научить меня, как правильно это делать. То же касалось и одежды – папа всегда мягко убеждал маму: мол, почему не одеться дочери модно, если это действительно красиво… Мама для меня всегда была эталоном красоты. Она была очень красивой и яркой женщиной. Ею невозможно было не восхищаться. Маму я свою очень любила и любовалась ею. Но, несмотря на это, в трудных ситуациях я все же шла к папе. А иначе было и невозможно — он всегда чувствовал, когда мне плохо, он умел разговорить, умел достучаться. Он ведь был великолепным психологом. Правда, — сейчас довольно забавно это вспоминать, — когда я была совсем маленькая, …боялась отца!
— Почему?
— Он для меня тогда был как… герой с обложки глянцевого журнала!
— Он таким и был…
— Да, он постоянно находился на гастролях, его не было дома по 3-4 месяца. Он запечатлелся у меня в памяти тех, совсем детских, лет как «красивый мужчина с чемоданами». Я восхищалась им, как и все, но не очень осознавала, что вот этот кумир, которого обожает весь мир — мой отец! Он ассоциировался у меня с бесконечными поездками и подарками. Но при этом я не могла попросить у него что-то, я… боялась! Поэтому писала ему записки.
b]- А как он реагировал на такую форму Ваших детских просьб? [/b]
— Очень трогательно. Он их собирал. И на 17-летие подарил мне альбом, где были наклеены и красиво оформлены все мои ему послания. Был даже «шедевр», где каракулями было выведено: «Папа, я по тебе скуРаю» — вместо «ч» я написала «р». То, что Рашид Бейбутов – мой отец, я стала осознавать полностью годам к 15-16. Видимо, это было связано с тем, что к этому времени он стал чаще бывать в Баку.
— В Вашей семье царила демократичная атмосфера?
— Да, но папа весьма трепетно относился к маме, он очень любил ее. Это не означало, что ее слово было последним, нет. Скорее, папа в силу своего характера, своей мягкости и мудрости просто снисходительно относился к некоторым ее капризам. Что касается наших взаимоотношений, то порою в каких-то возникающих конфликтных ситуациях отец становился на сторону матери. Меня это зачастую даже обижало. Бывало, что я пыталась, жалуясь по-детски на маму, получить у него поддержку. Но он всегда мне говорил: «Доченька, это твоя мама. Раз она считает так, значит, она права. Я ей полностью доверяю. Давай не будем это обсуждать, ведь мы ее любим и уважаем». И на это невозможно было что-либо возразить!
— У Вашего отца было столь возвышенное отношение к супруге?
— Не только к супруге, к женщине вообще. Вы знаете, отца вообще отличало очень джентльменское, рыцарское отношение к окружающим. К женщинам же он относился с особенным уважением. Он старался сказать доброе слово каждой, быть насколько возможно внимательным, старался невзначай сделать какую-нибудь приятную мелочь… Видимо, это объясняется тем, что отец, будучи младшим ребенком в семье, рано потерял мать – Фируза ханум Векилова ушла из жизни достаточно молодой. И эта нерастраченная любовь перешла в его трепетное отношение к женщинам.
— Вы сказали, что осознание того, что великий Рашид Бейбутов – Ваш отец, пришло к 15-16 годам. Очень… сложный возраст. Как Вы ладили с отцом?
— Сегодня мне больно вспоминать, как порой, движимая, быть может, юношеским максимализмом, я бывала порой несправедлива к нему. Дети вообще бывают резки по отношению к родителям, даже не замечая этого. А потом, когда приходит горькое осознание, что они ушли навсегда, мы корим себя за то, что уже невозможно исправить. Это больно… Мы часто спорили по поводу моего репертуара. Отец – великий музыкант, я — начинающий, но хороший музыкант. Две творческие натуры. Он хотел, чтобы в вокале я познала как можно больше жанров, чтобы исполняла авторские, эстрадные, зарубежные песни. А я всегда мечтала об опере и стала оперной певицей. Отец тоже любил оперу и был оперным певцом. Просто ему, как Марио Ланца, как Муслиму Магомаеву, стало тесно в рамках одного оперного жанра.
— Отец так и не смог Вас убедить?
— Нет. Хотя я по сей день очень люблю песню — и народную, и авторскую, и эстрадную. Однако я — человек очень целеустремленный и считаю, что должна добиться успеха как оперная певица.
— Отец являлся для Вас идеалом мужчины? То есть, выходя замуж, стремились ли Вы подсознательно выбрать человека, похожего на него? —
Вы знаете, папа очень избаловал нас с мамой. В том плане, что он всю жизнь демонстрировал нам какое-то совершенно невероятное свое отношение. Мы были как две его принцессы. Он очень любил маму и постоянно восхищался ее красотой, не переставал красиво ухаживать за ней всю жизнь. Он терпел все ее капризы, старался выполнить все просьбы. Кроме того, он сыграл огромную роль в становлении ее как личности, ее характера, привычек, в ее познании людей. Папа обладал невероятной харизмой. Его обожали многие женщины. К его внешней красоте прилагались безупречное воспитание и прекрасные душевные качества. Кроме того, отец не выносил, когда женщина плачет. — Этого не выносят почти все мужчины.
А что он делал, когда женщина плакала?
— Он всегда старался успокоить ее, поговорить с ней и помочь.
— А Ваша мама – она любила отца или все же выходила замуж за кумира? Ведь на момент их знакомства она была еще очень юной, а Рашид Бейбутов был уже Рашидом Бейбутовым. И не ревновала ли она его, учитывая всеобщую любовь к нему?
— Мама была очень уверена в себе. Она была первой и единственной женщиной, на которой папа решил жениться. До встречи с ней у него было много романов, но ни одна из его возлюбленных не стала его официальной женой. В маму же он влюбился с первого взгляда – она училась в мединституте, и их поток проходил через двор дома, где жил отец. Узнав, кто эта девушка, так покорившая его, отец уговорил соседку – мать композитора Фикрета Амирова – познакомить их. А та, в свою очередь, поговорила с отцом моей мамы… Так устроили их первое свидание, после которого началась большая любовь длиною в жизнь.
— Как часто проводил отец время с семьей?
— Я до сих пор удивляюсь, как при своей огромной занятости — депутатская работа, Театр песни, запись, съемки — он находил время для нас. Мы с мамой никогда не были обделены его вниманием. Конечно, мы всегда вместе встречали Новый год, ездили отдыхать. И если часть лета волею обстоятельств проводили врозь, то конец лета всегда проводили вместе, в квартире на проспекте Нефтяников – там всегда было очень прохладно, не чувствовалась жара. Но всегда, даже если отец возвращался поздно с работы, он зачастую в ущерб собственному отдыху проводил с нами 2-3 часа. Он успевал расспросить обо всем, что произошло за день, посоветовать что-то. Он на все и на всех близких ему людей находил время. Это был уникальный человек.
— Что, кроме семьи и работы, было для отца столь же важным в жизни?
— Как ни банально это прозвучит, но он всей своей жизнью и даже своим уходом доказал, что является настоящим патриотом. Отец очень любил свою землю, свой народ, свой город. Любовь к Родине была для него неким стержнем, который поддерживал его в жизни. Вы знаете… сегодня, когда рушатся старые ценности, а новые не создаются, когда эпоха некоего ренессанса уже ушла, особенно остро это понимаешь.
— Ваш сын гордится тем, что он – внук великого Рашида Бейбутова?
— Он любит его, но своеобразной, горькой любовью. Он очень гордится своим дедушкой, просто не хочет это особенно афишировать. Но я это знаю и чувствую.
— Вы говорите об отце как о сильном человеке. И все же – могло ли что-то ранить его?
— Только ложь.
— А какие у Рашид муаллима были пожелания по отношению к Вам?
— Он страстно желал, чтобы я получила хорошее образование. Отец очень ценил в женщине личность и даже пытался, разглядев в маме ее артистические способности, приобщить ее к искусству, к работе в театре. Но мама не стремилась к популярности. Отец очень уважал образованных людей. И сам никогда не уставал учиться. Он был истинным профессионалом, потому что постоянно работал над собой. Ему был чужд снобизм и поза «я все знаю». Ему никогда не было стыдно признаться, если он чего-то не знал. Эту детскую черту – постоянно постигать жизнь — я от него унаследовала.
— Рашида ханум, а чему главному в жизни научил Вас отец?
— Иcкать что-то новое в искусстве. Если же говорить о человеческих качествах, то отец поставил для меня такие планки, удерживаться на которых сегодня все сложнее и сложнее. Он оставил мне огромное духовное богатство. —
Он поставил столь же высокую планку и в искусстве?
— Безусловно. Он оставил в наследство всем нам свою вокальную школу, богатую сценическую культуру, создал Театр песни, аналогов которого не было во всем Союзе и нет до сих пор, находясь на пике своей популярности. Он никогда не останавливался на достигнутом.
— Это лишний раз доказывает, что Рашид муаллим творил не ради популярности.
— Да, почивать на лаврах – это было не для него. И еще у него была очень удивительная и редкая черта характера – он был очень неравнодушным человеком. До сих пор я слышу слова благодарности от многих людей, которым он в свое время так или иначе помог.
— Его уход сильно повлиял на Вас?
— Тяжело об этом говорить… Видимо, это общечеловеческая черта – когда наши близкие рядом, мы зачастую не отдаем себе отчета в том, какой это человек. Мы привыкаем… К сожалению, я тоже не избежала подобного привыкания, привыкания к Величию, если можно так выразиться. Мне казалось, что папа будет вечным, что он всегда будет с нами. Только потом я осознала, насколько огромной была его потеря. Это по сей день огромная травма для меня, для нашей семьи. И это чувство огромной потери только усиливалось от понимания того, насколько он дорог был не только нам – миллионам людей. Без него мне очень неуютно идти по жизни. Могу сказать, что, будь он рядом, я чувствовала бы себя более уверенно. Отец слишком многого не успел, не допел – в буквальном и переносном смысле. Понимаете, он не спел свою последнюю песню. Его не хватает многим, кто его любил, уважал, знал. И будет не хватать…