Вся генеральская рать РЖД. Знакомимся со штабом «нереформ» Олега Белозёрова
В конце минувшего года действующая со дня основания ОАО «РЖД» в 2003 году вертикаль управления во главе с президентом общества претерпела изменения. Привычная схема «президент – вице-президенты» по инициативе главы монополии Олега Белозёрова была изменена: президент стал генеральным директором, вице-президенты – замгендиректорами.
Изменения призваны были подчеркнуть в хорошем смысле наёмный статус руководства РЖД по отношению к государству, правительству, исключающий демонстрацию автономности и самостоятельности. То, в чём упрекали предыдущего главу РЖД Владимира Якунина.
Впрочем, сами изменения, по сути, вряд ли можно назвать радикальными. Как и кадровую политику Олега Белозёрова. По пришествии в РЖД в августе 2015 года, новый глава корпорации обещал, что масштабных перестановок не будет: «Революций не планирую. Всё, что можно сделать поступательно, эволюционным путём, будем делать». Подобный подход вряд ли продиктован природной осторожностью. Белозёров не привёл в РЖД свою команду, а кадровая революция в отсутствие «революционеров» невозможна.
Без перестановок и отставок, разумеется, не обошлось. Со своими должностями распростились представители старой якунинской гвардии: первый вице-президент Вадим Морозов, ответственный за хозяйственно-производственную деятельность РЖД, и вице-президенты Олег Атьков и Валерий Решетников, отвечающие, соответственно, за работу с общественными организациями и стратегическое развитие и реализацию реформы РЖД. Ушёл и вице-президент по безопасности Александр Бобрешов, которого считали доверенным лицом Якунина. Галину Крафт на должности главного бухгалтера сменила Елена Харыбина.
Олег Атьков (слева), Валерий Решетников
В управленческой верхушке РЖД (с известной долей условности) можно выделить несколько основных групп: «технари», «лоббисты», «технократы» и «смотрящие».
«Технари-железнодорожники» группируются вокруг представителя старой команды – первого заместителя гендиректора Анатолия Краснощёка. Из трёх «первых» он, безусловно, «первейший». При Белозёрове аппаратный вес Анатолия Анисимовича существенно вырос. Помимо вопросов организации перевозок, которыми он ведал в якунинскую эру, ему достался функционал отставного Вадима Морозова: то есть фактически целиком производственный блок.
Олег Валинский
В сферу влияния Краснощёка входят его бывшие сослуживцы по Октябрьской железной дороге: заместитель гендиректора – начальник Дирекции тяги Олег Валинский и заместитель гендиректора – начальник Центральной дирекции инфраструктуры Геннадий Верховых. В последнее время пошли в гору дела сразу нескольких протеже Анатолия Анисимовича: заместителя гендиректора – начальника Центральной дирекции управления движением Павла Иванова, молодого и амбициозного директора Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) и по совместительству коммерческого директора РЖД Алексея Шило, бывшего главы столичного метро, а ныне директора РЖД по пассажирским перевозкам Дмитрия Пегова и подчинённого ему Павла Бурцева – руководителя бизнес-блока «Пассажирские перевозки».
Несколько особняком стоит фигура Сергея Кобзева, заместителя генерального директора – главного инженера ОАО «РЖД», опытного 53-летнего специалиста, работавшего ещё в центральном аппарате МПС при Геннадии Фадееве.
Сергей Кобзев
Явно в противовес влиянию блока Анатолия Краснощёка, О. Белозёров повысил статус руководителя финансово-экономического блока Вадима Михайлова. Михайлов пришёл в РЖД при Якунине из московского офиса «Эрнст энд Янг», аудитора и консультанта корпорации, но именно при новом руководстве из старших вице-президентов он перешёл на ступень первого.
Под его опёку после ухода вице-президента Салмана Бабаева перешёл коммерческий блок, которым г-н Михайлов управляет весьма уверенно. Всё чаще Михайлов делает заявления, касающиеся стратегического развития монополии. Именно он защищал интересы монополии во время тарифной компании на 2018 год, выступая её представителем на переговорах с ФОИВами и членами Совета потребителей РЖД. И стоит отметить, что его авторитет и влияние заметно выросли после утверждения тарифов в практически неизменном виде от предлагаемого монополией.
Вадим Михайлов
Своим «технократизмом» Михайлов близок к гендиректору компании Олегу Белозёрову. Вместе с тем положение Михайлова нельзя оценить однозначно. Вадим Валерьевич, находясь на ключевой позиции, остаётся чужаком в корпоративной среде, отношение к нему со стороны железнодорожников-технарей, можно сказать, саркастическое. Да и ему, тонкому ценителю антиквариата и искусств, не о чем поговорить с коллегами, прошедшими всю карьерную лестницу от обходчика до ж/д генерала. К тому же, г-н Михайлов является ключевой фигурой на переговорах с правительством и крупнейшими клиентами монополии по дотационной и доходной части бюджета компании.
К этой же «технократической» группе можно отнести заместителя гендиректора – начальника Департамента безопасности движения Шевкета Шайдуллина, заместителя гендиректора по капстроительству Олега Тони, заместителя гендиректора по социальным вопросам Дмитрия Шаханова, а также начальника Правового департамента Вадима Бынкова.
«Смотрящие» призваны контролировать деятельность других подразделений компании с позиции интересов Олега Белозёрова. Прежде всего, это Анатолий Чабунин, заместитель генерального директора – директор по внутреннему контролю и аудиту, которому вдобавок переподчинён блок конкурсных процедур, что значительно повышает его уровень влияния в компании. Тем более, что именно вопрос закупок и наведения порядка в этой сфере является наиболее болезненным вопросом как для компании в целом, так и лично для Олега Белозёрова, перед которым при назначении была поставлена задача оптимизировать расходы корпорации.
Искоренение потенциально-коррупционных схем закупок и заказов, о чём неоднократно писали СМИ и даже аудиторы компании, способно сэкономить десятки и сотни миллиардов рублей. Утечки в СМИ, которые периодически происходят, свидетельствуют о том, что внутри корпорации идёт ожесточённая внутренняя борьба за контроль над расходованием финансовых ресурсов, и ключевую роль здесь играет главный контролёр Чабунин.
Заместитель гендиректора Андрей Старков курирует вопросы корпоративного управления и распоряжением имущества, возглавляет советы директоров ключевых дочерних обществ РЖД. Другой зам, кадровый сотрудник спецслужб Николай Федосеев, отвечает за корпоративную безопасность. Директор по экономике и финансам Ольга Гнедкова, хотя и относится к якунинской команде, очевидно, пользуется доверием Белозёрова.
И, наконец, группа «лоббистов». Их задача – обеспечить благоприятную среду для деятельности компании, доказывая различным представителям федеральных и региональных органов власти и обществу значимость РЖД. Результатом являются принятые решения по малым региональным и мега-проектам, бюджетным ассигнованиям и законодательным и регулятивным решениям, выгодных для компании. К ним относится «третий» первый заместитель генерального директора Александр Мишарин. «Калиф на час», в течение которого, благодаря загадочной информационной диверсии в 2013 году, Александр Сергеевич оказался на месте самого Якунина.
Александр Мишарин
В ведении Мишарина находятся вопросы развития скоростного и высокоскоростного движения. Собственно, а кто, как не Мишарин, должен отвечать за данное направление: именно Александр Сергеевич в 2009 году, в бытность губернатором Свердловской области, выдвинул идею строительства ВСМ «Москва – Казань – Екатеринбург». Несмотря на обширную критику и даже скептические высказывания на этот счёт Владимира Путина, а также провал запуска ВСМ к ЧМ-2018, тема высокоскоростного сообщения не закрыта. И очень даже живо обсуждается в различных вариантах. Значит, лоббистские усилия монополии не пропадают даром. А в том, что они будут только усиливаться, сомнений нет – слишком высока ставка. Например, стоимость строительства ВСМ «Москва – Казань» превышает 1 трлн рублей. К тому же служебный интерес здесь подчас неотделим от личного. Так, по данным «Ведомостей», близкие Мишарину люди руководят институтом Мосгипротранс, который получил заказ на 22 млрд рублей в рамках проекта магистрали «Москва – Казань – Екатеринбург».
О многообразной деятельности Петра Кацыва vgudok.com подробно рассказывал. Несмотря на скандальный шлейф. Кацыв не выпал из руководящей обоймы РЖД, получив пост заместителя генерального директора – начальника Центра по развитию Московского транспортного узла. Слишком большое значение имеет вхожесть Петра Дмитриевича в коридоры власти столицы и Подмосковья. И слишком большие деньги на кону. В инвестиционной программе РЖД текущего года на развитие железнодорожной инфраструктуры Московского узла предусмотрено почти 11 млрд рублей. Это, конечно, не триллионы ВСМ (в большей степени гипотетические), зато это реальные деньги и конкретная перспектива на несколько лет вперёд.
Пётр Кацыв
Лоббистской деятельностью (в том числе и за рубежом) по своим должностным обязанностям занимаются статс-секретарь – заместитель гендиректора Анатолий Мещеряков и ещё один зам Белозёрова глава «железнодорожного МИДа» Вячеслав Павловский. В актив лоббистам корпорации по итогам минувшего года можно занести несколько громких аппаратных побед в сфере GR. Это и выступление главы государства на Железнодорожном съезде, и прошедшие без сучка и задоринки дни РЖД в Госдуме, что неудивительно, учитывая, что Комитет по транспорту Госдумы контролируется ж/д монополистом. В отличие от комитета предыдущего созыва Думы, в котором верховодили ж/д операторы. Главным антагонистом железнодорожного гиганта в 2017 году выступила ФАС. Впрочем, регулятор в кулуарных боях проиграл вчистую и под занавес года согласился практически на все предложения РЖД по тарифам на 2018 год и долгосрочную перспективу.
Отдельно скажем о личных советниках генерального директора Олега Белозёрова. Среди них по-прежнему хватает представителей «старой гвардии», таких как Геннадий Фадеев, Вадим Морозов и Валентин Гапанович. Есть советники на общественных началах, такие как экс вице-президент РЖД Сергей Мальцев, о котором мы уже подробно рассказывали. Хотя это, скорее всего, дань политесу, и влияние коммерсанта Мальцева внутри руководства РЖД близится к нулю.
Среди советников генерального есть незаменимые тяжеловесы, которые участвуют в принятии практически всех важных решений, входящих в сферу их деятельности. К таким относится Тамара Ивановна Стебунова (бывшая замглавы ФСТ), которая в РЖД отвечает за методологическое обоснование тарифной политики монополии и Прейскуранта 10-01. Она привела в корпорацию целую команду специалистов во главе с Владимиром Варгуниным, для которого в монополии был создан целый департамент — методологии тарифообразования. Тамара Ивановна вместе со своим замом составляют аргументрованные ответы на претензии, которые возникают к РЖД со стороны ФАС. И работы у советников, судя по большому числу конфликтов между монополией и регулятором, хватает.
Есть люди, которые топ-менеджменту и самому генеральному директору дают советы несколько другого толка. И контролируют такие тонкие материи, как PR, к примеру, в том числе личный. Здесь стоит вспомнить Светлану Крыштановскую, которая пришла вслед за Олегом Белозёровым из Минтранса. Кое-кто называет советницу конфидентом главы РЖД.
Несмотря на постепенность кадровых перемен в монополии, они демонстрируют один очевидный тренд в управленческой политике РЖД – контроль за активами и финансовыми потоками всё более обособляется в отдельное направление и приобретает ключевое значение, отодвигая на второй план собственно производственную деятельность.
Захар Максимов
В публикации использованы материалы Института исследования проблем железнодорожного транспорта
Департамент пассажирских сообщений (ЦЛ)
Департамент управления бизнес-блоком «Пассажирские перевозки» (ЦЛ)
Содержание
Руководство
Начальник департамента Бурцев Павел Васильевич
Первый заместитель начальника департамента Мухин Дмитрий Тимофеевич
Заместитель начальника департамента Шнейдер Максим Александрович
Заместитель начальника департамента Ротанов Александр Николаевич
Заместитель начальника департамента Вяткин Андрей Анатольевич
Заместитель начальника департамента Корней Дмитрий Иванович
Заместитель начальника департамента Кудряшов Андрей Викторович
Заместитель начальника департамента Сизов Сергей Владимирович
Заместитель начальника департамента — начальник отдела Костромин Андрей Владимирович
Заместитель начальника департамента — начальник отдела Худяков Юрий Евгеньевич
Главный инженер Аристов Владислав Павлович
Референт Борисов Евгений Александрович
Секретарь Емельянович Олеся Алексеевна
Верховых Геннадий Викторович — перешел на должность вице-президента ОАО «РЖД»
Контакты
СКОРАЯ Ирина Николаевна 2-52-09
ДЕНИСОВ Юрий Алексеевич 2-60-17
Заместители начальника департамента:
АРТЕМОВ Максим Леонидович 2-53-96
КАЛИНИН Сергей Алексеевич (14)4-13-20
РОТАНОВ Александр Николаевич 2-56-57
ЛАРИОНОВ Юрий Иванович 2-49-76
Для справок 2-52-09
Отдел организации доступа перевозчиков пассажиров, багажа и грузобагажа к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования
Заместитель начальника департамента — начальник отдела
КОСТРОМИН Андрей Владимирович 2-28-62
Заместитель начальника отдела
СУЧКОВ Сергей Витальевич 2-33-59
БАРАНОВА Марина Львовна 7-59-91
ТРЕГУБОВ Евгений Юрьевич 2-05-53
ЧЕРНЫЙ Владимир Викторович 2-54-19
ДУХАНИНА Галина Борисовна 2-30-60, факс 7-02-00
Отдел организации пассажирских перевозок
ГРИШИН Геннадий Григорьевич 2-81 -29
Заместитель начальника отдела
ПЕТРУШЕНКО Антонина Алексеевна 2-12-58
ДЕМЧЕНКО Наталья Григорьевна 7-67-06
СУХИНСКАЯ Ирина Владимировна 2-97-67
ГРОМОВА Светлана Сергеевна 2-81-77
ФИЛУМЕНОВА Наталья Васильевна 7-70-47, факс 2-84-21
Специалист 1 категории
ЛЯХОВА Елена Алексеевна 2-31-16, факс 2-26-72
Международный отдел
Заместитель начальника департамента — начальник отдела
ХУДЯКОВ Юрий Евгеньевич 2-27-51
Заместитель начальника отдела
СТОВБА Галина Юрьевна 2-42-90
БОГДАНОВ Сергей Викторович 2-48-79
КОЛЕСНИКОВА Елена Владимировна 2-35-16
СТРУЧКОВА Татьяна Павловна 2-58-06
ПРОХОРОВ Евгений Юрьевич 2-05-5, факс 2-10-23
Отдел экономики и условий перевозок
ОБЛОМОВ Владимир Александрович 2-64-39
Заместитель начальника отдела
ЗЕВАЕВА Марина Николаевна 2-75-73
АНДРЕЕВ Александр Сергеевич 2-70-24
БАШМАКОВА Людмила Александровна 7-30-25, факс 2-51-98
ИГНАТОВИЧ Светлана Владимировна 2-83-39
МАЕВА Лариса Владимировна 2-70-61
ПОБЕЖИМОВА Лариса Анатольевна 2-51 -97
СМИРНОВА Оксана Владимировна 2-76-53
ШУВАЛОВА Елена Валентиновна 2-91-61
Отдел по взаимодействию с ДЗО и сторонними организациями в сфере пассажирских перевозок и сервиса
БОРИСОВА Марина Альбертовна 2-22-34
Заместитель начальника отдела
ВАЛЬКО Павел Александрович 7-83-36
ЗАХАРОВА Светлана Николаевна 2-59-27
САВЕЛЬЕВА Елена Валентиновна 7-83-02
ШИНАЕВА Наталия Николаевна 7-67-44
КОМАРОВ Роман Игоревич 7-83-46, факс 7-59-30
Отдел технической политики и информационно-управляющих технологий
БЕРГ Сергей Сергеевич 2-04-06
Заместители начальника отдела:
БУБЛИЙ Игорь Анатольевич 2-45-04
СЫСОЕВ Александр Владимирович 7-59-92
АФИНОГЕНОВА Татьяна Петровна 2-59-15
БАЦЕНКОВ Андрей Александрович 2-27-36
КОШЕВЕНКО Эльвира Александровна 2-51-75
ЛАКОТА Елена Ивановна 7-57-14
ПАНОВ Владимир Леонидович 2-52-08
СУХОРУКОВ Алексей Геннадьевич 2-45-76
ТАРАСОВА Ирина Владимировна 2-36-78
КОМЗИНА Татьяна Юрьевна 7-04-96, факс 2-40-11
СУХОВА Антонина Алексеевна 7-85-41
Отдел служебных билетов
ЗОЛОТАРЁВ Александр Леонидович 2-14-38
МАКАРОВА Ирина Александровна 2-52-13
ЧЕРНАЯ Оксана Николаевна 2-30-74
ЧЕРНОВА Ольга Николаевна 2-63-12
Специалист 1 категории
УЛАСЕВИЧ Наталья Михайловна 2-77-97, факс 2-14-05
Отдел по координационной работе
МАРАДУДИНА Светлана Алексеевна 2-12-20
Заместитель начальника отдела
ПОТАПЕНКОВА Светлана Алексеевна 2-83-29, факс 2-50-76
ДЕМЧЕНКОВА Ольга Валерьевна 2-92-77
КОТКОВА Дарья Юрьевна 7-70-38
Специалисты 1 категории:
ГАЛКИНА Татьяна Михайловна 2-47-29
МИХАЛЕВА Татьяна Леонидовна 2-48-29
КОЗЛОВА Анна Станиславовна 7-69-36, факс 2-53-35
Сектор обеспечения технологического контроля
ЗАЙЦЕВ Михаил Ремович 2-26-79
СЕЛИВАНОВА Елена Александровна 2-15-90
Специалист 1 категории 2-24-61
ЧЕЛЫШКОВ Алексей Иванович факс 2-26-72
Отдел эксплуатации высокоскоростного подвижного состава
НИКУШИН Денис Александрович 2-33-54
АЛЕКСЕЕВ Виктор Владимирович 2-62-89
БАБИЧЕНКО Антон Александрович 2-53-11
ГОРБАЧЕВ Игорь Валентинович 2-91-14
СТЕПОВОЙ Александр Витальевич 2-41 -30
МАТВИЕВСКАЯ Оксана Александровна 2-57-44, факс 2-71-25
Юрий Щегольков, издатель Вести Туризм: Кто есть кто в российском туризме
Зарине Догузовой, или той команде, которая, в свое время, выдвинула ее на пост руководителя Ростуризма, удалось вернуть ведомству относительно самостоятельный статус. Правда, это еще не министерство туризма, о котором в разные времена грезили самые разные люди, но – уже, очень похоже. И с точки зрения многих комментаторов и экспертов, случившийся Указ президента с одной стороны являет собой личную аппаратную победу главы Ростуризма, с другой, свидетельствует об определенном вызове очень не простым игрокам – от разных, в свое время, ответственных за туризм сотрудников Минкультуры, до совсем еще недавно работающих над этой темой коллег из Минэкономики, а также – МИДу, Минтрансу и далее по списку.
Но лично меня, интересовал вопрос: а что же такое случилось в Минэкономразвития, где чуть менее полутора лет назад с таким воодушевлением формировали рабочие группы для того, чтобы написать «настоящую, современную» стратегию развития туризма до 2035 года и г-н Орешкин чуть ли не в каждом интервью говорил о туризме? Что это было? Неужели, все как у Андерсона – не сложилось слово «вечность». Не получалось. Не сработало.
А потом была отставка правительства, и…
И оказалось, что в «новом» минэке туризм оказался не столь интересным. Что, с учетом амбиций руководителя Ростуризма и ее команды, неизбежно привело к «самому лучшему дню».
«Нужны в Париже деньги…» — нужны туризму деньги? Еще как! И речь идет не только о тех деньгах, которые потребуется потратить для спасения отрасли до конца 2020 и в 2021 году.
Деньги нужны на всё – на инфраструктуру, отели, развитие детского отдыха, экологию, транспорт и т.д. На образование – очень нужно.
Собственно – зачем Ростуризму быть полуминистерством – и без денег? Резонно, никому не хочется побираться по другим госпрограммам, да и кто же туда пустит?
Отсюда, следующей темой для обсуждения, которая возникает сегодня: а что теперь будет делать этот наш новый-старый Ростуризм? Какой бюджет будет у этой организации? Не сейчас, а, например в 2021 году, и далее. На что он будет потрачен?
Этот вопрос я адресовал своим собеседникам, и некоторые из них, похлопывая (виртуально) по плечу сказали: «Парень, а ты что, ничего не знаешь?»
Оказывается, неделю назад началась работа над самым, что ни на есть, новым Национальным проектом: «Туризм». На кону — что-то около 1,3 трлн рублей.
Первая сессия состоялось в субботу, 6 июня.
Проблемы российской сферы туризма и гостеприимства условно разбиты на группы, в каждой группе есть лидеры-«чемпионы» — и рядовые участники. Все вместе сводит консалтинговая компания.
В общем-то, почти что рутинная работа, и многие наши читатели неоднократно участвовали в подобного рода посиделках.
На самом деле, можно, конечно, спорить по поводу того, какая проблема является наиболее важной, а какая — не очень. Правительству, как говорится, виднее. Интересно, на самом деле, другое: посмотреть – а кто, собственно, является, с точки зрения правительства – или Ростуризма, что, впрочем, одно и тоже, теми экспертами первого порядка, кто определит стратегию, — реальную стратегию, с реальным финансированием – развития отечественного туризма. Условно говоря — кто есть кто в российском туризме? Кому доверили коней на самой большой пока что переправе?
В списке, который мы публикуем, интересны не только те, кто есть, но и те, кого нет.
Группа 1. Развитие и условия инвестирования в комплексные туристские проекты, особый налоговый режим (планирование и формирование концептуальных планов развития туристских территорий, развитие туристско-привлекательной городской среды, создание привлекательной инвестиционной среды: субсидирование процентной ставки, налоговые льготы и т.д.)
- Сергей Викторович Бачин – инвестор, генеральный директор горнолыжного курорта «Роза Хутор»
- Александр Ильич Клячин – инвестор, владелец сети Azimut Hotels, владелец отеля «Метрополь»
- Николай Викторович Цехомский — первый заместитель председателя — член правления государственной корпорации ВЭБ.РФ.
- Вячеслав Андреевич Федорищев – Заместитель губернатора Тульской области
- Юлия Львовна Рыбакова – Директор департамента в правительстве Ярославской области
Группа 2. Развитие туристской транспортной и обеспечивающей инфраструктуры, обеспечение доступности
- Алексей Александрович Васин – Генеральный директор АО «РАУШЕН ХОТЕЛ РЕСОРТ»
- Дмитрий Владимирович Пегов – Заместитель генерального директора ОАО «РЖД»
- Панов Андрей Алексеевич – заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу «Аэрофлот»
- Троценко Роман Викторович — Инвестор
- Андрей Владимирович Игнатьев — Президент Российского Союза Туриндустрии
Группа 3. Создание разнообразных и конкурентоспособных туристских продуктов, а также развитие отдельных видов туризма (экологический, детский, круизный, деловой и т.д.)
- Грант Лерникович Бабасян – Президент Общенационального союза индустрии гостеприимства, генеральный директор курорта Mriya Resort & Spa
- Тарас Александрович Демура –Генеральный директор TUI Россия
- Виктор Александрович Олерский – Председатель Совета директоров ООО «ВодоходЪ»
- Елена Васильевна Панова – Заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации
- Сергей Евгеньевич Иванов – Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по туризму
Группа 4. Создание благоприятных условий для ведения предпринимательского бизнеса с фокусом на МСП (размещение, рестораны, торговля, сфера услуг, транспорт, культура/ развлечения, и т.д. )
- Александр Анатольевич Саурин — председатель совета директоров НАО «Красная поляна»
- Светлана Руслановна Назарова – Начальник управления финансирования недвижимости Сбербанк РФ
- Волченко Вадим Александрович — Министр по туризму Крыма
- Уманский Андрей Геннадьевич — Президент группы компаний АЛЕАН
Группа 5. Повышение качества государственного управления и совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере туризма (снятие визовых и иных ограничений, повышение устойчивости рынка туристских услуг, обеспечение безопасности туризма и защиты прав потребителей, развитие системы сбора, обработки и анализа статистических данных и т.д.)
- Константин Владимирович Шестаков – Заместитель председателя Правительства Приморского края
- Ракова Елена Михайловна- первый заместитель начальника департамента пассажирских перевозок РЖД
- Георгий Автандилович Мохов – Генеральный директор юридического агентства «Персона Грата»
- Геворк Вермишьян Генеральный директор Мегафон (гео-аналитика)
Группа 6. Развитие системы продвижения туристского потенциала Российской Федерации, цифровые решения отрасли туризма и стимулирования спроса на туристские продукты (маркетинг, продвижение, повышение узнаваемости турпродукта, создание единого цифрового окна для туристов)
- Майя Арчиловна Ломидзе – исполнительный директор АТОР
- Дарья Анатольевна Шамрай – руководитель проекта по поддержке экспорта туристических услуг АО «Российский экспортный центр»
- Дмитрий Валентинович Яковлев – Руководитель сервиса Яндекс.Путешествия
- Евгений Владиславович Лисовский Руководитель проекта MAPS.ME
- Владислав Владимирович Мельников – Учредитель группы компаний «ТОЧКА ЦЕНТР
- Сергей Александрович Землянский – Первый заместитель генерального директора ООО «РЖД-Технологии»
Группа 7. Электронный учет и цифровое обеспечение операционной деятельности гостинично-туристской отрасли
- Шпильман Феликс Михайлович – Генеральный директор интегратора «Островок.ру»
- Уманский Илья Геннадьевич – вице-президент АТОР, Президент группы компаний АЛЕАН
Группа 8. Обеспечение подготовки кадров и повышения качества сервиса и обслуживания
- Владимир Александрович Соловьев, Управляющий Партнер, ЭВРИКО
- Грант Лерникович Бабасян – Президент Общенационального союза индустрии гостеприимства, генеральный директор курорта Mriya Resort & Spa
- Марина Руслановна Починок – Старший партнер компании ЭВРИКО
- Эльмира Наилевна Туканова – Директор Центра развития туризма Свердловской области
- Мария Борисовна Бадмацыренова – министр туризма Республики Бурятия
Многие люди, из представленных в списке известны хорошо. Кто-то – не очень. Лично у меня претензий по составу нет.
Пока я писал эту колонку – неожиданно, одна моя знакомая, как водится, пожелавшая остаться неизвестной, прокомментировала происходящее следующим образом:
«В списках групп, конечно, уважаемые люди из бизнеса, но где иные представители регионов и института развития, ФОИВов и пр.
Если уж делать нацпроект, то готовить его нужно совершенно по-другому (это не сборная солянка, как стратегия):
а) чтобы нацпроект появился, должно быть поручение Президента;
б) чтобы появилось поручение Президента, нужно сначала сформулировать пункт с верхнеуровневыми целями самого нацпроекта и увязать с целями и мероприятиями 204-го Указа Президента и сформулировать общественно значимый результат с декомпозицией индикаторов достижения этого результата;
в) чтобы увязывать это все с верхнеуровневыми целями, надо изучить методические рекомендации по подготовке нацпроекта и готовить по правилам, иначе никто нацпроект не примет в Правительстве
- Методическое пособие «Функционирование проектных офисов»,
- Роли в нацпроектах,
- Методические указания по мониторингу и внесению изменений в национальные и федеральные проекты,
- Методические рекомендации по подготовке региональных проектов.
г) чтобы подготовить нацпроект согласно методическим рекомендациям, необходимо понимать декомпозицию на региональные составляющие нацпроекта, так как они будут. (Мечты о том, что все средства и полномочия и роль ГРБС останутся на уровне федерации, можно оставить. Регионам нужно спускать деньги на региональное развитие туризма).
г) чтобы запускать сейчас нацпроект, его нужно увязать с действующими ФЦП, стратегией, программами, и, конечно, с Общенациональным планом восстановления экономики.
д) чтобы запускать нацпроект, его нужно готовить с широким экспертными сообществом и региональными командами (и даже с губернаторами).