Балерина Раиса Стручкова: биография, фото, личная жизнь
В октябре 1925-го года в Москве родилась Раиса Стручкова, в будущем одна из великих балерин. Семья была простая, к искусству никто не имел отношения, но мать, Мария Иосифовна, прекрасно пела и только из-за запрета отца, потомственного рабочего, не стала профессиональной певицей. К актёрской профессии в народе до недавнего времени относились как к легкомысленной. Раиса Стручкова получила от матери в наследство красивый голос и исключительную музыкальность.
Детство
В восемь лет девочка солировала в хоре клуба Профинтерна, когда его посетили преподаватели Большого театра, ищущие таланты. Им понравилось, как огранично девочка движется во время пения, и её пригласили на вступительные испытания в Московском хореографическом училище. Раиса Стручкова танцевать любила, хотя пение ей было гораздо больше по душе. Тем не менее, когда пришёл срок, она оделась покрасивее и с мамой пришла на экзамены.
Девочка шла в училище охотно, после посещения педагогов во время хора она просто прислушалась получше к своим желаниям, и память подсказала ей, что танцует она даже на похоронах. Дело в том, что их дом стоял около Калитниковского кладбища, а людей в то время почти всегда хоронили с оркестром. Даже в этой скорбной музыке она видела движение жизни, старалась ухватить его и передать ощущения траура, печали, горя. Раиса Стручкова — балерина от рождения, иначе ей не удалось бы очаровать комиссию, тем более что в балет девочки идут обычно не в девять и не в десять лет, а в пять.
Елизавета Павловна
Она попала в класс недавно приехавшей из Ленинграда Елизаветы Павловны Гердт, которая в своё время училась у выдающихся танцоров: Е. Вазем, П. Гердта, М. Фокина, корифеев русского балета. Встретились великая ученица и не менее великая учительница сразу навсегда: сорок лет они провели вместе, разлучила их только смерть Е.П. Гердт в 1975-м году.
Ученичество
Раиса Стручкова училась и у других, очень знаменитых, многим им обязана и очень благодарна и М.А. Кожуховой, Н.И. Тарасову, П.А. Гусеву, Ю.А. Бахрушину, Т.П. Никитиной, но и сценическая, и впоследствии педагогическая деятельность была дана Раисе именно Елизаветой Павловной. Её роль была особенной, это учитель во всём, учитель всей жизни.
Раисе повезло участвовать в спектаклях таких выдающихся хореографов, как Р.В. Захаров, В.И. Вайнонен, Л.М. Лавровский, К.Я. Голейзовский, а это настоящая академия. Но замечаний, и зачастую нелицеприятных, она более всего ждала от Елизаветы Павловны. Судила она строго, мудро и бескомпромиссно. Лишь однажды после спектакля «Ромео и Джульетта» Раиса Стручкова (балерина) полностью удовлетворила наставницу исполнением главной роли, и замечаний для неё не было.
Большой театр
Там же, в балете, встретилась она с А.А. Лапаури, который стал не только её партнёром по сцене, но и педагогом, и хореографом, и мужем. Это была очень сильная и единственная любовь — со школьной скамьи. Брак длился долгие годы и принёс много счастья. Знакомые называли эти отношения романом века. Но и горе её было безграничным, когда муж погиб в автокатастрофе, оставив её в одиночестве. Но и это вынесла балерина Раиса Стручкова. Личная жизнь кончилась, зато осталась работа.
Училище было окончено в 1944-м году двумя дуэтами — Одетты и Одиллии с принцем. Она танцевала так, что вся труппа Большого театра аплодировала — коллективу досталась очень перспективная балерина, и это все увидели сразу. Танец её был осмысленным, техничным и в то же время необыкновенно тёплым, с изысканной пластикой, элегантностью и выразительностью всех движений и поз. Она имела индивидуальность, творческое своеобразие наряду с высоким вкусом — манера из самых благородных.
«Тщетная предосторожность»
Первая большая роль — Лиза из «Тщетной предосторожности» — после эпизодических («Конёк-Горбунок» — Жемчужина, «Золушка» — Фея весны, «Коппелия» — «Утро», «Спящая красавица» — Красная Шапочка и многие другие) была сродни балерине, она и сама оказалась обаятельной, озорной, искренней, и героиням передавала эти свои качества. Лиза у неё получилась очаровательной — юной, простодушной, естественной и органичной, балерина словно и не танцевала, а беседовала со зрителями, настолько выразителен и понятен был каждый её жест.
Дебют был успешен, отзывы о том, как зрителям понравилась Стручкова Раиса Степановна в роли Лизы, были многочисленными и достойными. Рецензенты охотно откликнулись на эту работу, даже о спектакле было написано, что он молодеет и обновляется на глазах от участия в нём свежего и настоящего таланта. Писали также, что театру очень повезло, что в нём появилась такая способная балерина, как Раиса Стручкова.
«Золушка»
Эту роль Раиса получила в 1947-м году после столь нашумевшего дебюта. Наверное, ей было страшно приступать к танцу, который только недавно танцевали Галина Уланова, Ольга Лепешинская, Марина Семёнова. Но после, на просмотре, который обычно проводится в присутствии всей труппы, она получила такую высокую оценку, какой и не ожидала, — её работу признали все коллеги.
Образ Золушки, который рассмотрела и донесла своим танцем Стручкова, сильно отличался от всего виденного труппой ранее. Это даже не добросердечная сиротка, которую наградили превращением в принцессу, и не переодетая в лохмотья королевна, это прочто девочка, которая любит мечтать, а теперь попала в мир своих грёз. Впоследствии Стручкова Раиса Степановна рассказывала, что и сама-то она в тот момент была той самой Золушкой, попавшей в сказочный прекрасный дворец, которым ей был Большой театр. И в 1960-м году именно по этому спектаклю сняли фильм-балет под названием «Хрустальный башмачок», именно Раису Стручкову увидели зрители многих стран мира, а на конкурсе в Канаде фильм завоевал первую премию.
Репертуар
Дальнейшая работа Раисы в Большом шла целиком и полностью по стопам Галины Улановой, репертуар которой был освоен полностью. Однако повторять или даже цитировать свою обожаемую балерину не хотела и не могла молодая Раиса Стручкова. Биография у каждого своя, поскольку и жизнь разная, и танец должен быть самобытным. Непревзойдённая улановская Джульетта стала совсем другой в исполнении Стручковой, но тоже великой и непревзойдённой. На гастролях в США и в Англии Раиса танцевала на тех же сценах, где совсем недавно блистала Уланова.
Но успех был не меньшим, критика восторженная, отмечавшая индивидуальность в создании образа. Когда через несколько десятилетий она привезла сюда же свои работы как хореографа, удивилась, что её не забыли. В газетах писали: «Вернулась звезда!» В её репертуаре были партии из известных буквально всем: Аврора, Одетта-Одиллия, Жизель, Китри, Маша, Мария из «Бахчисарайского фонтана», Параша из «Медного всадника», Мирандолина, Тао Хоа из «Красного мака», Лейли, Тамара из «Страниц жизни», Вакханка из «Вальпургиевой ночи», Мавка, Фрейлина из «Подпоручика Киже». все не перечислить. Но какие они все разные! И каждая партия была исполнена именно так, как её видела Раиса Стручкова (балерина). Фото, иллюстрирующие статью, наглядно демонстрируют эту исключительную энергетику, это бесконечное обаяние.
Вместо послесловия
Артистическую деятельность Раиса Стручкова окончила в 1978-м году, однако балет так и не отпустил её никогда. Её сценическая жизнь продолжилась в учениках. Преподавать она начала задолго до того, как покинула подмостки, в институте культуры, потом в ГИТИСе. А уже теперь Раиса Степановна стала репетитором-балетмейстером в Большом театре. Самое интересное то, что профессию преподавателя она полюбила не меньше, чем сам танец.
Она руководила репетициями Нины Ананиашвили, Галины Степаненко, Анастасии Яценко, Анастасии Горячевой, Эрики Лузиной, Натальи Баландиной, Светланы Уваровой. Помимо фильма «Золушка», творчеству великой балерины посвящены ещё два — «Танцует Раиса Стручкова» (фильм-концерт) и документальная картина, названная просто ее именем. В 2002-м году вышла книга под таким же названием Г. Беляевой-Челобитько.
Память об этой прекрасной женщине живёт и в учениках, и в учениках учеников. Она — легенда. Умерла она в мае 2005-го года и похоронена на Введенском кладбище в Москве, рядом с единственным и горячо любимым мужем Александром Александровичем Лапаури, который ждал её там с 1975-го года.
Раиса Стручкова: биография, личная жизнь, фото
Мир балета для обывателей всегда был манящим и загадочным. Изящная красота невесомых балерин поражает своей утонченностью и легкими полетами. А мужественные артисты балета, выполняя головокружительные пируэты, с легкостью подхватывают на руки своих партнерш и кружат их. Наблюдать великолепные постановки русского балета — одно удовольствие. Но за этой легкостью и воздушностью кроется огромный, титанический, многолетний труд.
Именно такой, прекрасной и талантливой на сцене, упорной и трудолюбивой в будничных репетициях, была балерина Раиса Стручкова, биография которой заслуживает внимания и изучения.
Выбор стези
Дата рождения Стручковой Раисы – 05.10.1925 года, место – город Москва. Родители Раисы не связаны с миром искусства, они были обычными рабочими. Однако имея творческие наклонности, любили петь и танцевать.
Первое выступление Раисы Стручковой состоялось в восьмилетнем возрасте в хоре профсоюзного клуба, в котором девочка пела ведущую партию. В это время с целью поиска талантливых детей клуб посетили педагоги Большого театра. Но не пение их поразило, а то, как девочка грациозно двигалась. После выступления они порекомендовали Рае пройти экзамены в Московском хореографическом училище.
Возвращаясь с этого выступления домой, Раиса все же думала, что ее призвание в пении. Но, хорошо поразмыслив, она вспомнила, что даже когда гремит похоронная музыка возле их дома (дом ее родителей находился рядом с кладбищем) ей хочется танцевать и передавать всю печаль в своих движениях. Это и определило ее выбор.
Педагоги, определившие судьбу
Так девочка в десятилетнем возрасте (вместо положенных 5-6 лет) становится ученицей школы балета. Раиса Стручкова попадает к великому педагогу того времени – Елизавете Павловне Гердт, бывшей приме Императорского Мариинского театра, дочери Павла Гердта – любимейшего артиста Мариуса Петипа.
Впоследствии их свяжет крепкая дружба, Раиса Степановна назовет Е. П. Гердт главным учителем своей жизни. И каждую свою роль Раиса Стручкова готовила вместе с Елизаветой Павловной, прислушиваясь только к ее мнению. А мнение, основанное на старой классической платформе русского балета, часто бывало очень строгим. Это не помешало женщинам быть неразлучными в течение долгих сорока лет – до самой смерти Елизаветы Павловны.
Также будущую звезду советского балета обучали такие замечательные педагоги, как Н. И. Тарасов, М. А. Кожухова, П. А. Гусев, Ю. А. Бахрушин, Т. П. Никитина. Стручкова Раиса Степановна впоследствии вспоминала о них с теплотой и благодарностью.
В военные годы училище было эвакуировано в городок Васильсурск Нижегородской области, где и продолжалось обучение, несмотря на трудности и лишения.
Любовь
В 1944 году, при выпуске из училища, будущая балерина Стручкова Раиса великолепно станцевала два образа из «Лебединого озера» — Одетты и Одиллии. Роль принца танцевал также молодой выпускник — Александр Александрович Лапаури – будущий муж Раисы Степановны, с которым она была знакома еще с детства.
Александр Александрович был необыкновенно талантливым артистом балета, хореографом, балетмейстером и педагогом. Больше двадцати лет он солировал в Большом театре, был великолепным партнером не только своей жены, но и многих известных балерин того времени, имел в своем амплуа около двух десятков партий. Но в шестидесятых годах настоящую славу А. А. Лапаури принесли его знаменитые балетные постановки, некоторые из которых он специально поставил для любимой жены.
Александр Лапаури и Раиса Стручкова в личной жизни были счастливы друг с другом, в актерской среде многие завидовали красивой паре, называя их отношения «романом века». Но, к сожалению, смерть разлучила их. На 59-м году жизни Лапаури трагически погибает в автокатастрофе. Раиса Степановна всю оставшуюся жизнь пронесет в сердце светлый образ мужа и посвятит себя без остатка любимому балету.
Дебют в «Большом»
После окончания училища Раиса Стручкова была принята в труппу Большого театра. Первой серьезной ролью, доставшейся после множества эпизодических партий, была роль Лизы в балетной постановке «Тщетная предосторожность». Благодаря тому что эта партия во многом импонировала юной Раисе (молодостью, озорством, искренним обаянием), дебют молодой балерины имел огромный успех и в сердцах зрителей, и в рецензиях критиков. Достаточно известный критик того времени писал, что сила и обаяние молодого таланта обновляет эту балетную постановку. Это была победа — изображение балерины Стручковой Раисы на фото и афишах Большого театра было повсюду.
Победная Золушка
После удачного дебюта, в 1947 году Стручковой дают роль Золушки в одноименном спектакле. Молодой актрисе очень важно станцевать эту партию по-своему, потому что до нее Золушку танцевали такие знаменитости, как Уланова, Лепешинская, Семенова.
Перед первым показом зрителю (по заведенной традиции) новую роль балерины пришел смотреть весь состав театра. И опять случилось точное совпадение образа актрисы с ее сущностью. Как призналась позже Раиса Стручкова, она и сама себя чувствовала Золушкой, мечтательной девочкой, попавшей в сказку. Представление завершилось бурными аплодисментами, которые засвидетельствовали признание талантливой работы коллегами.
Восхищаясь актрисой, постановщик балета Р. В. Захаров сказал, что «…все было в ней органично. Исполнение танца хрустальной чистоты с малиновым перезвоном слилось с актерским дарованием». Очень полюбился образ Золушки и обычным зрителям. В 1960 году по мотивам балета сняли фильм «Хрустальный башмачок» с Р. Стручковой в главной роли. Фильм прошел по многим экранам мира и был удостоен премии в Канаде.
Репертуар по наследству
Работая в коллективе Большого театра, Стручковой, в силу особенностей ее таланта и творческого мастерства, приходилось повторять репертуар знаменитой Галины Улановой. Поклонники и коллеги так ее и называли – маленькая Уланова.
Но всё же, при всем уважении к великой балерине, Раисе Стручковой хотелось внести свою индивидуальность в исполнение. А сделать это было непросто ввиду устоявшихся незыблемых канонов, введенных Улановой в исполнение классических партий. Те новшества, которые она пыталась использовать в своем танце, в частности в исполнении партии Джульетты, встречались с настороженностью. Но Стручкова своим упорством, воспитанным в военные годы, по крупицам, незаметно, все же добивалась своего. И вот ее Джульетта становится любима не только на родной земле, но и во всем мире.
Казалось, она достигла невозможного – выступая в спектаклях, где перед ней играла выдающаяся прима Уланова, Стручкова Раиса имела огромный, заслуженный успех. И критики, и зрители приняли ее индивидуальность и признали, что она не нуждается в сравнении с кем-либо.
На пике славы
Репертуар балерины Стручковой Раисы отличался множеством разнообразных образов: от лиричных и комичных до глубочайших драматичных и трагичных. В каждую роль Стручкова старалась вложить свой стиль, она улавливала неповторимую манеру в пластичности характеров героинь, портреты которых создавали великие хореографы – Петипа, Захарова, Перро, Лавровского, Лапаури, Вайнонена и других. Ведь этому и учила ее великая Е. П. Гердт – искать в каждой женской роли свои неповторимые краски и интонации прочтения.
Даже в двух комедийных персонажах, сыгранных Стручковой – Китри («Дон Кихот») и Фрейлины («Подпоручик Киже») нет схожести, у каждой своя манера танца, пластики и даже походки.
Также Раиса Степановна выступала с эстрадными номерами. Но и небольшие по времени концертные номера Стручкова старалась преподнести как мини-спектакли, выразительно и пластично раскрывая в них характер своей роли.
Педагогическая деятельность, редакторство
Протанцевав в Большом театре больше тридцати лет, Стручкова на 53 году жизни заканчивает с карьерой актрисы, но не уходит из любимого театра и занимается педагогической деятельностью. Тем более, что, еще будучи артисткой театра, Стручкова преподавала сначала в Московском институте культуры, а затем и в ГИТИСе.
Работая балетмейстером-репетитором, она готовила к выступлениям ведущих балерин в театре. Многие из ее учеников сами стали впоследствии педагогами и хореографами. А самая известная ученица – Нина Ананиашвили, знаменитая прима Большого театра и покорившая весь мир балерина, стала такой же близкой преемницей и родным человеком, как когда-то сама Стручкова для Гердт.
Но это далеко не все таланты великой балерины. На протяжении почти 15 лет (с начала 80-х и до середины 90-х) она в качестве главного редактора возглавляет журнал «Советский балет». Не имея аналогов подобных изданий в нашей стране, Стручкова создает его практически с нуля. На редакционной должности ей пришлось искать и темы для внешнего облика журнала, и информационное наполнение, и его читательскую аудиторию.
Заслуженные награды
За свою длинную, счастливую, творческую и общественную жизнь Раиса Степановна получила немало заслуженных наград. Первая получена ею в молодом, 24-летнем возрасте, на Всемирном фестивале молодежи в Будапеште, также Раиса Степановна неоднократно награждалась орденами Трудового Красного Знамени, орденом Ленина и орденом Октябрьской революции, орденом «За заслуги перед Отечеством».
Стручкова Раиса Степановна — Народная артистка РСФСР (1956), Народная артистка СССР (1959), академик педагогической академии Международного уровня.
С участием балерины снято множество фильмов-спектаклей, а также документальные проекты о ее творчестве. В память о талантливой балерине ее именем назван астероид в космическом пространстве.
Стручкова Раиса Степановна ушла из жизни в 2005 году, чуть-чуть не дожив до 80 лет.
Раиса Стручкова
фотографии >>
биография
Стручкова Раиса Степановна
5 октября 1925, Москва — 2 мая 2005, Москва.
Советская артистка балета.
Заслуженная артистка РСФСР (1951).
Народная артистка РСФСР (1956)
Народная артистка СССР (1959).
Член КПСС с 1962 года. По окончании хореографического училища (1944; класс Е.П. Гердт) солистка балета Большого театра. Для танца Стручковой характерны виртуозная техника, филигранная отделка деталей, завершённость актёрского рисунка роли. Вела концертную деятельность. Много гастролировала за рубежом. С 1966 года преподавала классический танец (с 1968 года — в Государственном институте театрального искусства им. А.В. Луначарского). С 1978 года была балетмейстером — репетитором Большого театра, профессором ГИТИСа, с 1981 по 1995 год главным редактором журнала «Советский балет» (с 1992 года «Балет»). C 1995 года была художественным руководителем кафедры хореографии РАТИ.
Снималась в кинофильме-балете «Хрустальный башмачок» в роли Золушки (хореография Р. Захарова, режиссер А. Роу, 1960) и в телеэкранизациях балетов «Подпоручик Киже» (1969) и «Имя твое» (хореография О. Тарасовой и А. Лапаури, 1970).
Похоронена на Введенском кладбище рядом с мужем — Александром Александровичем Лапаури, погибшим в 1975 году в автомобильной катастрофе.
Именем Раисы Стручковой назван астероид 9176.
Ее творчеству посвящен телефильм-концерт «Танцует Раиса Стручкова» (1971), документальный фильм «Раиса Стручкова» (режиссер В. Раменский, ЦСДФ, 1982) и книга Г. Беляевой-Челомбитько с тем же названием (2002) .