Рахов Виктор Георгиевич
Родился 1 января 1914 года в селе Липовка Саратовской области, в семье рабочего. Окончил 5 классов и школу ФЗУ при Саратовском авиационном заводе в 1931 году, работал слесарем — инструментальщиком. С 1932 года учился в планерном кружке и лётной школе Осоавиахима. С июля 1932 года был курсантом Саратовской школы пилотов гражданской авиации, с октября 1932 года — курсантом 1-й военной школы пилотов имени А. Ф. Мясникова. С марта 1933 года служил пилотом, а затем младшим лётчиком в 118-й отдельной авиационной эскадрилье в Люберцах, с марта 1936 года — старшим лётчиком и командиром звена полка боевого применения НИИ ВВС. 22 августа 1939 года назначен инспектором Главной лётной инспекции ВВС Красной Армии. Неоднократно участвовал в воздушных парадах над Красной площадью и Тушинским аэродромом в Москве вместе с прославленными лётчиками К. К. Коккинаки, А. К. Серовым и С. П. Супруном. С 29 мая 1939 года участвовал в боях с японскими милитаристами в районе реки Халхин — Гол. Помощник командира 22-го истребительного авиационного полка старший лейтенант В. Г. Рахов выполнил 68 боевых вылетов, в 15 воздушных боях сбил 8 самолётов противника лично и 6 — в группе с товарищами. 24 августа был ранен в живот и на следующий день умер. Похоронен в Чите, в районе Девичьих Горок, где установлен бюст Героя. 29 августа 1939 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами: Ленина, Боевого Красного Знамени 1-й степени ( МНР ). Его именем названы улицы в Чите, Казани и Саратове. Имя Героя носили пионерские дружины и отряды многих школ Саратовской и Читинской областей. Приказом Народного комиссара обороны СССР № 3 от 5 января 1940 года имя Героя Советского Союза В. Г. Рахова было присвоено 57-й истребительной авиационной бригаде, воспитанником которой он был. К началу боёв в Монголии, Виктор Рахов был уже довольно опытным лётчиком. После окончания Качинского училища он Служил в авиационной бригаде, базирующейся в Люберцах, участвовал в воздушных парадах над Красной площадью, экскортировал самолёты с членами турецкой авиационной делегации и Министром авиации Франции Пьером Котом. В 1936 году был отправлен в НИИ ВВС, где быстро завоевал уважение и полное доверие со стороны опытных пилотов, участвовал в парадной пятёрке группы пилотажа на И-16, возглавляемых прославленными лётчиками Коккинаки, Серовым и Супруном. Постоянное общение с этими выдающимися пилотами, совместная работа с Кравченко и Стефановским, встречи с Чкаловым помогли молодому лётчику в совершенстве овладеть приёмами воздушного боя и высшим пилотажем. Виртуозным мастерством Виктора Рахова не раз восхищались москвичи. За высокие показатели в лётно — тактической подготовке и выполнение специальных заданий командования Рахов неоднократно награждался ценными подарками и денежными премиями. Летом 1939 года ему довелось участвовать в боях с японскими захватчиками на реке Халхин — Гол. В Монголию Рахов прибыл в составе группы известных лётчиков — асов, имевших боевой опыт, полученный в Испании и Китае. 12 июня командир звена 22-го истребительного авиационного полка старший лейтенант В. Г. Рахов совершил свой первый боевой вылет и сбил японский истребитель И-97 ( Ki-27 ), а спустя 2 дня — ещё один. В этом бою он был сбит и сам, 2 суток добирался до своих. Через неделю был снова в боях. 25 июля 1939 года, вместе с майором Григорием Кравченко и старшим лейтенантом Виттом Скобарихиным, Виктор Рахов уничтожил вражеский аэростат, корректировавший артиллерийский огонь по нашим переправам через реку Халхин — Гол. На обратном пути лётчики заметили японского воздушного разведчика, который на небольшой высоте прокрадывался в наше расположение. Условными знаками Кравченко отдал Рахову приказ: «Сбить врага !». Рахов отделился от строя и пошёл на сближение с машиной противника. Японец заметил советский самолёт и выпустил по нему длинную очередь. Самурай стрелял с большого расстояния, и пули прошли мимо. Советский лётчик настиг противника и с короткой дистанции полоснул по разведчику. Самолёт врага загорелся и упал вблизи переднего края обороны. 29 июля над Халхин — Голом разыгралось большое воздушное сражение, в котором с обеих сторон участвовало по несколько десятков истребителей. В этом бою Рахов вступил в единоборство со знаменитым японским асом — майором Фукудой Такео и в труднейшем поединке подбил его. Японский пилот совершил вынужденную посадку неподалёку от нашего аэродрома и был взят в плен. На допросе он долго не мог поверить, что его сбил такой молодой лётчик. А убедившись в этом, отвесил низкий поклон победителю — в знак уважения и восхищения. «В воздушных боях особенно отличился старший лейтенант Герой Советского Союза В. Г. Рахов, — пишет в своих воспоминаниях Г. К. Жуков. — 29 июля он встретился один на один с весьма опытным японским асом и сбил его самолёт». Вот как всё это было, согласно советским мемуарным источникам. Накануне вечером лил дождь. В приземистой юрте лётчики приводили себя в порядок, чистили оружие, подшивали подворотнички, играли в шахматы, писали письма родным. В юрту, весь мокрый, ввалился командир полка Кравченко. — Наконец — то мы дождались ! — сказал он, на ходу расстегивая планшет и вынимая карту. — Разведкой получены данные, что завтра утром японское командование намеревается дать нам решительный бой в воздухе. Группу самолётов противника возглавляет. Как вы думаете, кто ? — Фукуда Такео ! — раздалось несколько голосов. Все назвали фамилию известного японского аса, который, по мнению многих зарубежных специалистов, считался непобедимым «королём» воздуха. Особенно его превозносила японская фирма «Накадзима», на самолётах которой он летал. — Ну что ж, посмотрим, каков этот король, — сказал Виктор Рахов. — Пощупаем, как крепко сидит он на своём троне. В юрте раздался дружный смех. — Нам приказано не только разбить воздушную группу врага, но и взять в плен этого аса, — продолжал Кравченко. Все на минуту замолчали. Потом заговорили разом: — Вот это задачка ! — Выходит, так: стрелять по этому черту нельзя. — Выход один — догоняй, хватай за хвост, тащи себе в кабину. — В первую очередь надо заманить противника на нашу территорию, — начал излагать свой план Кравченко. — После этого одно из двух: или заставить самурая сесть на нашей территории, или запалить его самолёт и тем самым вынудить его выброситься с парашютом. — А если японец не захочет сдаваться в плен и прибегнет к харакири ? — спросил Витт Скобарихин. — В таком случае уж ничего не поделаешь, — ответил Кравченко. — Но сейчас самурай пошёл не тот, и не всякий на это решится. Внимательный взгляд Кравченко прошёлся по лицам лётчиков. Про себя решал: кому из них поручить выполнение столь сложного задания ? Он задержал взгляд на Рахове и улыбнулся. Командир знал Виктора с 1932 года. Сам дал ему рекомендацию для вступления в партию. — Пригласить японского аса к нам в гости поручаю звену во главе с Виктором Раховым, — заключил Кравченко. — Все остальные работают на него. В назначенный час полк Кравченко поднялся в воздух. Самолёты шли развернутым строем, поднимаясь всё выше и выше. В ярких лучах солнца юркие машины И-16 были почти невидимы. Через несколько минут на фоне голубого неба показались японские самолёты. Их было больше, но наши имели преимущество в высоте. Группа Кравченко решительно атаковала противника. В строю японцев сразу же возникло замешательство. Рахов со своими ведомыми атаковал самолёт, шедший головным ( это был, конечно, хвалёный Такео ! ), и отрезал его от остальных. Несколько раз пытался Виктор подойти к японскому асу, но тот ловко выводил свою машину из — под удара, в свою очередь стремясь сесть на хвост советскому «ястребку». Тогда Рахов пошёл на хитрость: сознательно предоставил японцу такую возможность. «Пусть подумает, что имеет дело со слабаком !» «Король» тут же воспользовался «ошибкой» своего противника и пошёл в атаку. Задача Рахова теперь состояла в том, чтобы, используя преимущество своего И-16 в скорости, держать Такео на почтительном расстоянии и избежать поражения действительным огнём. Из рассказов товарищей Виктор знал, что японец любит стрелять с очень короткого расстояния, бьёт наверняка. Тем временем Рахов оттягивал японца в сторону своего аэродрома. Разрыв между самолётами увеличился. «Теперь пора !» — решил Виктор и, сделав разворот, пошёл в лобовую атаку. Такео не выдержал и взмыл вверх. Рахов сделал ловкий маневр и через несколько мгновений оказался над хвостом японского истребителя. Такео, почувствовав опасность, стал бросать свою машину в очень опасные виражи. Он пытался тянуть в сторону своего аэродрома, но путь туда преграждали самолёты эскадрильи Витта Скобарихина. Группа лётчиков из состава 22-го ИАП в перерывах между боями. Под куполом неба с головокружительной быстротой носились две стальные птицы. Шло состязание двух асов в выдержке, мастерстве, крепости нервов и мужестве. Никто не приходил Такео на помощь: все японцы были втянуты в воздушный бой с эскадрильями Кравченко. Несколько сбитых вражеских машин уже дымили на земле. Поединок длился 40 минут. Бензин у Рахова кончался, а японец не сдавался. Рахов решил сбить его. Он подошёл к самураю на 100 — 150 метров, прицелился и нажал на гашетку. Вражеский самолёт вспыхнул, и Такео выбросился с парашютом. Рахов увидел, как от развалин старого монастыря уже бежали к месту приземления японского лётчика наши солдаты. На допросе Такео заявил: — Со мной не могли соперничать лучшие асы. Я хочу посмотреть на лётчика, который меня победил. Когда в юрту вошёл Виктор Рахов, японец прищурился, поклонился до пояса в сторону нашего лётчика, затем злобно блеснул глазами и сквозь зубы процедил: — Не может этого быть ! Он ещё совсем мальчишка ! Японец выхватил из кармана носовой платок и бросил его на пол. — Что означает этот жест ? — спросил переводчика комкор Я. В. Смушкевич, допрашивавший пленного. — Этот платок вышивали две тысячи японских девушек. Он должен был принести Такео счастье и уберечь от смерти. Такео попросил дать ему возможность помолиться «перед смертью». Ему разрешили. Оглядевшись по сторонам, японец повернулся лицом на восток, достал из кармана куртки крохотного бронзового идола и поставил его на валявшийся подле юрты патронный ящик. Сложив руки на груди, он опустился на колени и, сделав скорбное лицо, стал читать молитву. — Что он там бормочет ? — спросил Смушкевич, обращаясь к переводчику. — О, мудрый будда, Шакья Муни ! — повторял переводчик вслед за японцем. — Я совершил великий грех и прошу простить меня. Да продлится держава нашего императора тысячи лет. Пусть он царствует, пока весь мир не покорится расе Ямато. — Простит ли его микадо — неизвестно, — заметил Рахов. — А вот что касается покорения мира, то можно точно сказать, что это не больше чем самурайская фантазия. Все ожидали, что Такео, как истинный самурай, попросит кинжал для харакири. Но японец почтительно поклонился Смушкевичу и спросил, не могут ли русские его покормить и где он может выспаться. — Вы правы, товарищ майор, — сказал Рахов, приблизившись к Кравченко. — Не тот сейчас самурай пошёл. [ Надо признать, что рассказ этот в значительной мере является легендой. Среди японских лётчиков, воевавших на Халхин — Голе, не было полковника с фамилией Такео. И вообще в той войне японцы потеряли только одного авиационного полковника, но он летал не на истребителе, а на бомбардировщике. Впрочем, 29 июля Виктор Рахов действительно одержал воздушную победу, и он вполне мог сбить, если не мифического «полковника Такео», то, скажем, вполне реального майора Хараду, что, надо думать, нисколько не умаляет его заслуг. ] 20 августа, в одном из боёв, спасая лейтенанта Василия Трубаченко, Рахов уничтожил истребитель И-97. Во время пребывания в Монголии он принял участие в испытаниях истребителя И-16 с принципиально новым вооружением — реактивными снарядами. 23 августа 1939 года, залпом своих РС-82, Рахов буквально развалил на части вражеский бомбардировщик. 24 августа в своем последнем бою, походившим в районе Ремизовских высот, Рахов одержал сразу 2 победы, доведя их счёт до 8. По возвращении домой был тяжело ранен в живот, пулей выпущенной с земли. Пилот был срочно доставлен в госпиталь. Операция длилась 4 часа, но спасти его не удалось. 29 августа вышел Указ о присвоении помощнику командира 22-го истребительного авиационного полка старшему лейтенанту В. Г. Рахову звания Героя Советского Союза. Рахов Виктор Георгиевич биография
Родился 1 января 1914 году в городе Саратове. Русский. Окончил Расловскую единую трудовую школу первой ступени, 5-й класс 19-й школы-семилетки в Саратове и школу фабрично-заводского обучения на заводе комбайнов. В 1932 году учился в планерном кружке и летной школе Осоавиахима. В Красной Армии с 1932 года. По комсомольской путевке поступил в Первую военную школу пилотов имени А.Ф. Мясникова в Каче, а по окончании учебы служил в 188-й истребительной эскадрилье под Москвой. С марта 1936 года Виктор Рахов — старший лётчик и командир звена полка боевого применения НИИ ВВС. Много лет подряд он участвовал в воздушных парадах в дни праздников на Тушинском аэродроме и над Красной площадью в Москве. Летал в составе знаменитых, пятерок и семерок краснокрылых истребителей, возглавляемых Коккинаки, Серовым и Супруном. Постоянное общение с этими выдающимися лётчиками, совместная работа с Кравченко и Стефановским, встречи с Чкаловым помогли молодому лётчику в совершенстве овладеть приемами воздушного боя и высшим пилотажем. Виртуозным мастерством Виктора Рахова не раз восхищались москвичи. За высокие показатели в лётно-тактической подготовке и выполнение специальных заданий командования Рахов неоднократно награждался ценными подарками и денежными премиями. С 29 мая по 29 августа 1939 года в районе реки Халхин-Гол (Монголия) участвовал в боях против японских милитаристов. Помощник командира 22-го Краснознамённого истребительного авиационного полка 23-й истребительной авиационной бригады 1-й армейской группы старший лейтенант Виктор Рахов совершил 68 боевых вылетов, сбил лично 8 вражеских самолётов и 6 — в группе. В последнем бою 27 августа 1939 года он был тяжело ранен и 29 августа 1939 года скончался. Похоронен во дворе школы № 15 города Читы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1939 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского и интернационального долга старшему лейтенанту Рахову Виктору Георгиевичу присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина (29.08.1939) и монгольским орденом Боевого Красного Знамени 1-й степени. В Чите установлен бюст Героя. Его именем названы улицы в Чите, Казани и Саратове. Фото Героя любезно предоставлено майором запаса Савончиком Владимиром Михайловичем (город Краснодар)
22 июня над Халхин-Голом разыгралось большое воздушное сражение, в котором с обеих сторон участвовало по несколько десятков истребителей. Рахов вступил в бой с знаменитым японским асом Фукуда Такео и с помощью своих товарищей заставил его приземлиться на нашей территории. 29 июля в воздушном бою поджог истребитель противника. Японский ас Такосо был вынужден воспользоваться парашютом и попал в плен. 25 июля вместе с летчиками майором Кравченко и старшим лейтенантом Скобарихиным Рахов уничтожил вражеский аэростат, с которого корректировался артиллерийский огонь по нашим переправам через реку Халхин-Гол. На обратном пути летчики заметили японского воздушного разведчика, который на небольшой высоте прокрадывался в наше расположение. Условными знаками майор Кравченко отдал Рахову приказ: «Сбить врага!». Рахов отделился от строя и пошел на сближение с машиной противника. Японец заметил советский самолет и выпустил по нему длинную очередь. Самурай стрелял с большого расстояния, и пули прошли мимо. Советский летчик настиг противника и с короткой дистанции полоснул по разведчику. Самолет врага загорелся и упал вблизи переднего края обороны. 20 августа 1939 года в воздушном бою Рахов увидел, как японские истребители атакуют самолёт лётчика Трубаченко. К этому времени боеприпасы были уже израсходованы, и тогда Рахов решил пойти на таран. Он нагнал противника, пристроился к нему сзади и пропеллером обрубил звостовое оперение. Произвёл посадку на своём аэродроме. Последний воздушный бой Виктор Рахов провел 27 августа, когда наши наземные войска уже заканчивали уничтожение халхингольской группировки противника, окруженной в районе Ремизовской высоты. Отважный летчик сбил в этом бою двух вражеских истребителей. При возвращении с боевого задания над линией фронта он был тяжело ранен вражеской разрывной пулей в живот. Истекая кровью, превозмогая боль и теряя сознание, Рахов произвел посадку вблизи своего аэродрома. Через два дня он умер и с воинскими почестями был похоронен в городе Чите, во дворе школы в районе Девичьих Горок. Рахов Виктор Георгиевич биографияРодился 19 декабря 1913 (1 января 1914) года в городе Саратове. Семья Раховых долгое время жила в деревне Новая Липовка Саратовского края, занимаясь сельским хозяйством. В голодовку 1921 года, в бегстве от смерти, семья добралась до Ташкента (столица Узбекистана) — города хлебного, жили в теплушках на станции. Пережив голодное время, семья вернулась домой. Потом, пройдя сквозь сиротство, почти беспризорность, Виктор Рахов начал самостоятельную трудовую жизнь в 11 лет. Работая по найму, ежедневно помогая вести небольшое хозяйство своей семье, находил время и на учёбу. Окончил Расловскую единую трудовую школу 1-й ступени, 7 классов и школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при заводе комбайнов в городе Саратове, работал слесарем-инструментальщиком. Без отрыва от производства учился в планерном кружке. С июля 1932 года — курсант Саратовской лётной школы Осоавиахима. В октябре 1932 года по комсомольской путёвке направлен в Качинскую военную авиационную школу лётчиков. С марта 1933 года служил пилотом, с 20 ноября 1934 года — младшим лётчиком в 118-й отдельной истребительной авиационной эскадрилье Московского военного округа (в Люберцах), с 7 февраля 1936 года — старшим лётчиком эскадрильи боевого применения НИИ ВВС, с 17 мая 1939 года — командиром звена ЭБП НИИ ВВС. Участвовал в воздушных парадах на Тушинском аэродроме и над Красной площадью в Москве. Участник Советско-Японского конфликта на реке Халхин-Гол с июня 1939 года в должности помощника командира 22-го истребительного авиационного полка (23-я истребительная авиационная бригада, 1-я армейская группа), летал на И-16. Совершил 68 боевых вылетов, провёл более 15 воздушных боёв, в которых сбил лично 11 и в составе группы 9 самолётов противника. 27 августа (по другим данным — 25 августа) 1939 года старший лейтенант В. Г. Рахов во главе группы из 15 И-16 (1-й и 2-й эскадрилий 22-го ИАП), при возвращении с патрулирования в районе горы Хамардаба, был тяжело ранен огнём с земли, но сумел вернуться на аэродром базирования и посадить самолёт. 29 августа 1939 года умер от ран в Читинском госпитале. В тот же день, 29 августа 1939 года, Указом Президиума Верховного Совета ССС удостоен звания Героя Советского Союза. [Некоторые источники указывают, что ранение В. Г. Рахов получил 22 августа, а умер 25 августа] . Изначально В. Г. Рахов был был похоронен на кладбище в районе Девичей горки. После войны кладбище было закрыто и могила Героя осталась без внимания. Лишь в 1965 году усилиями отряда «Отвага» из школы № 15 города Читы могила была найдена и благоустроена. В 1983 году для обеспечения сохранности захоронения, прах В. Г. Рахова был перенесён в сквер у школы № 15. Над могилой сооружена стела с барельефом. В школе создана небольшая музейная экспозиция. Приказом Народного комиссара обороны СССР № 3 от 5 января 1940 года имя Героя Советского Союза В. Г. Рахова присвоено 57-й истребительной авиационной бригаде. Его именем названы улицы в Чите, Казани и Саратове. Награждён орденами: Ленина (29.08.1939), Боевого Красного Знамени МНР 1-й степени (10.08.1939). * * * |