Радимов Павел Александрович биография
Радимов Павел Александрович (1887 — 1967)
Русский советский «крестьянский поэт» и художник, последний председатель Товарищества передвижников и первый председатель Ассоциации художников революционной России
П.А. Радимов ( 1887-1967) был другом Сергея Есенина, Николая Фешина, хорошо знал Максима Горького, И.Е. Репина, В.Я Брюсова. Он был последним председателем Товарищества передвижников и первым председателем Ассоциации художников революционной России (АХРР). Долгие десятилетия Казань ждала такой выставки.
П.А. Радимов родился в селе Ходяйново Зарайского уезда Рязанской губернии. В 1911 году окончил историко-филологический факультет Казанского университета, а в следующем выпустил первую книгу стихов — «Полевые псалмы». Критика доброжелательно отнеслась к дебютанту: талант Радимова — поэта и художника — отмечали А.М. Горький и В.Я. Брюсов, добрые слова о творчестве начинающего поэта сказал Н.Гумилев. Серьезные занятия живописью привели молодого литератора в среду профессиональных художников: в 1914 году по рекомендации И. Репина и В.Поленова он вступает в Товарищество передвижников, принимает активное участие в выставках. Но живопись не сумела отнять его у поэзии: в том же 1914 году в Казани выходит вторая книга поэта — «Земная риза», которая также не осталась незамеченной.
Революция застала П. Радимова в Казани. До 1921 года он работал инструктором и заведующим отделом изобразительных искусств Татнаркомпроса, а в 1922 перебрался в Москву. Литература и живопись продолжали идти бок о бок. Одна за другой выходят поэтические сборники Радимова: «Деревня» (1922), «Земное» (1927) и другие.
Художник участвует во многих зарубежных выставках — в Венеции, Лондоне, Берлине, Мюнхене, Кельне, Стокгольме, Нью-Йорке. В 1928 году состоялась выставка АХРР «10 лет РККА», одним из организаторов которой был Павел Радимов. В последующие годы он продолжает много трудиться и заниматься общественной деятельностью. Организует Московский областной союз художников, избирается его первым председателем, устраивает десятки выставок своих работ по всей стране, пишет воспоминания и издает книги стихов. Последняя персональная выставка художника прошла в Москве в 1962 году и была посвящена его 75-летию. В 2005 году галерея «Золотой плес» демонстрировала выставку «Павел Радимов. Передвижник и поэт» в Каминном зале Дома журналиста (Москва).
Последние годы Радимов работал преимущественно в области живописи. Он скончался в деревне Хотьково Московской области 12 февраля
1887
Павел Александрович Радимов
русский советский «крестьянский поэт» и художник, последний председатель Товарищества передвижников и первый председатель Ассоциации художников революционной России (АХРР) в 1922 и 1927—1932 годах, а также последний председатель ВСП (Всероссийский союз поэтов) — организации, просуществовавшей до 1929 года. Самой запоминающейся чертой поэтического творчества писателя стали стихи на крестьянскую тему, написанные гекзаметром; в живописи предпочитал пейзажную тему. Родился в деревне в Рязанской губернии, в семье сельского священника, в избе 90-летнего деда отца Никанора. И прадеды, и отец и дед художника были попами или сельскими дьячками. Вместе с двумя своими братьями получил духовное образование — с 9-ти лет в Зарайском духовном училище и Рязанской семинарии. О годах ученичества, проведенных в этом заведении, он вспоминал: «Зарайск! Туда возил меня зимней дорогой, за двадцать пять верст, серый мерин… Летом на широкой телеге, на жесткой дерюге, накрывавшей мешки ржи, приезжал я на постоялый двор… где пил чай с изюменным ситным. Потом с мешком и сундуком, где лежало белье, шерстяные чулки и материны пышки, отец провожал меня в кремль, в каменное двухэтажное здание училища. Там я должен был жить восемь месяцев в году и получать знания». Отказавшись принять сан, в революционный 1905 год он без паспорта отправляется в Москву, где решает поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Берет уроки в студии Большакова. Но в итоге в 1906 году поступает на филологический факультет Казанского университета (в столичные университеты семинаристов не принимали), который заканчивает в 1911 году с дипломной работой о Гомере («Гомер в произведениях греческих художников»). Одновременно учился живописи, брал уроки у Н.И.Фешина. С 1908 года выступает как художник. В 1912 году вышла первая книга стихов «Полевые псалмы», отмеченная как многообещающая; вторая книжка Радимова — «Земная риза» в целом разочаровала критиков. Он встал в число крестьянских поэтов, его стихи читают вместе с Есениным и Клюевым. В 1914 году вышел сборник гекзаметров «Попиада». В 1914—1916 гг. — сотрудник газеты «Сибирская жизнь» и журнала «Сибирский студент». С 1911 года принят экспонентом в Товарищество передвижников (дебютируя на 39-й выставке), а в 1914 году становится его членом по рекомендации Поленова и Репина за картину «Старый мезонин». Преподавал историю искусства в Казанской художественной школе. В 1917 году в Казани заведывал отделом искусств Наркомпроса Татарии. Активно включился в культурно-агитационную работу, продолжая параллельно заниматься поэзией и живописью. В 1918 году избран главой товарищества передвижников. В 1921 году П.Радимов приезжает с выставкой своих работ в Москву, а в 1922 году совместно с художниками Григорьевым и Наумовым принимает участие в организации АХРРа. В конце 1920-х годов XX века преподаёт в Училище памяти 1905 года. В 1922 г. выпустил сборник стихов «Деревня». Избирался председателем Всероссийского Союза поэтов, работал в Кремле, дружил с Луначарским, Ворошиловым и Буденным, а также с Есениным, своим земляком. В 1926 году с делегацией художников он едет в Финляндию к Репину. В Пенатах создает портрет Репина (он хранится в Третьяковской галерее).
Ahhr_photo_1926 (700×509, 295Kb)
Верхушка АХРР, 1926 год
Со временем Радимов попал под кампанию «раскулачивания кулацких поэтов», после чего «переключился на пейзажно-описательную лирику с элементами социалистической бутафории (красный флаг на дугах телеги и прочее)». В последующие годы работал преимущественно в области живописи. Много путешествовал по Советскому Союзу, писал об увиденных краях стихи и картины. С 1930-х годов поселился в Хотьково, где много рисовал, а позже — в Ново-Абрамцевском посёлке, где жил с 1932 года. В 1957 году открыл в Абрамцеве народную выставку «для свободного и бесплатного посещения всех, кто любит искусство». Скончался в своем доме в Хотьково 12 февраля 1967 года. Похоронен на Хотьковском кладбище Сергиево-Посадского района. Перезахоронен на Московском Введенском кладбище. Семья: Татьяна Павловна Радимова (1916—2000) — дочь, художница. Живописец. Заслуженный работник культуры России, член МОСХа. Училась у отца в МГХИ имени В.И.Сурикова до 1941 г. Писала пейзажи и стихи. Автор книги о своем отце; Мария Павловна Радимова (родилась в 1915) — дочь Радимова и художницы Марии Медведевой (дочери художника Григория Медведева), замужем за Константином Павловичем, художница-пейзажист; Иван Александрович Радимов — брат художника, академик живописи. В статье приведена его картина из собрания музея «Зарайский кремль», названная здесь «Парад Победы». На самом деле деле картина называется «Конница Белова в Зарайске»; Радимов, Сергей Павлович — сын; Радимов, Сергей Сергеевич (1964) — внук;
Радимова, Екатерина Сергеевна — внучка; Радимов, Павел Сергеевич (1987) — правнук.
П.А._Радимов._Улица_в_Казани._1929_г. (700×531, 467Kb)
«Улица в Казани», 1929 г.
Его первые живописные работы, рассказывающие о Казани и Казанской губернии, регулярно начали появляться с 1908 года («Окраина Казани», 1908; «Суконная слобода в Казани. Зима», 1910; «Рыбный базар в Казани», 1911; «Пожарная каланча в Казани», 1917; и проч.). В первые десятилетия своей работы изображал преимущественно избушки и «огороды затихших глухих деревень». Был членом Товарищества передвижников и последним его председателем — темы и стиль этого направления заметны в его работах. Когда в 1918 году скончался председатель Товарищества передвижных выставок Н.Н.Дубовской, Радимов был избран председателем Товарищества, добился в 1922 году организации 47-й выставки передвижников. В связи с закрытием 47-й выставки передижников он выступил с докладом на, казалось бы, непритязательную тему «Об отражении быта в искусстве». Этот доклад, встреченный бешеными атаками всего «левого» фронта, способствовал организации советской Ассоциации художников революционной России (АХРР). Как гласит каталог выставки АХРРа 1933 года: «В 1922 г. на 47-й передвижной выставке выступил с докладом о реалистическом искусстве, отражающем советский быт. Доклад послужил началом большого советского общественного художественного движения, оформившегося в виде АХРР (Ассоциация художников революционной России)». В 1922 году Радимов вошел в АХРР. Уже в 1922 году Радимов в составе первой небольшой бригады советских художников-реалистов отправляется с этюдником на заводские зарисовки и пишет литейный цех. Как художник присутствовал на партийных съездах, делая наброски к портретам вождей, создал картины «Заседание в Кремле», «Выступление Троцкого на II конгрессе Коминтерна». Ему отведена мастерская в Кремле, вместе с его другом Евгением Кацманом, секретарем АХРРа, и Давидом Штеренбергом. Он делает наброски заседаний съездов, участников III конгресса Коминтерна, много этюдов старого и обновленного Кремля. Способствовал возведению Дома Художников на Масловке. В 1928 году на юбилейной выставке 10-летия Красной Армии (10-я выставка АХРР — «10 лет РККА»), одним из организаторов которой он стал, Радимов выставляет большую картину на историко-революционную тему «Люди в рогожах» (баржа с революционерами-смертниками, спасенными из белогвардейского плена — знаменитая баржа Колчака в Сарапуле), позднее выставленную в центральном зале Советского павильона в Венеции. После «кампании раскулачивания кулацких поэтов» занимается практически одной живописью. Организует Московский областной союз художников, избирается его первым председателем. Не усердствует в тематике социалистического реализма, введённого АХРРом, предпочитая пейзаж.
Парад_на_Красной_площади_радимов (700×338, 261Kb)
«Парад на Красной площади», 1948 год
После революции появляются циклы пейзажных работ Радимова, посвященные Башкирии, Чувашии, Марийской земле, Средней Азии и, наконец, средней полосе России и Подмосковью. Последняя персональная прижизненная выставка художника прошла в Москве в 1962 году и была посвящена его 75-летию. В 2005 году галерея «Золотой плес» демонстрировала выставку «Павел Радимов. Передвижник и поэт» в Каминном зале Дома журналиста (Москва). В 2007 году в Казани состоялась посмертная выставка к 120-летию со дня рождения. До революции был близок к кругу акмеистов, в 1920-е годы — «новокрестьянских» поэтов и Есенину. В 1922 году перевёл с татарского языка произведения Ф.Бурнаша, Г.Губайдуллина, Г.Ибрагимова, А.Камала, А.Тукаева (сказка «Шурале») и др. Как отмечает «Литературная энциклопедия» (1929-39): «ранние стихи Радимова характерны, с одной стороны, пантеистически окрашенными мотивами („Полевые псалмы“), а с другой — мотивами, близко соприкасающимися с тем течением в акмеизме, которое представлено дореволюционным творчеством Нарбута и Зенкевича. Радимов в ряде стихов создает настоящие гимны плоти, рисует образы „зверья первозданного“, первобытного человека с его буйными и примитивными инстинктами самца, хищника, охотника. Но уже со второй книги в творчестве Радимова появляется тема русской деревни, ставшая центральной и основной для него. Его деревенские стихи описательны и статичны; натуралистически выписанная деталь выдвигается на первый план: „Вымя, нагрубшее за день, корова несет над землею, низко, как полный сосуд, капли на сосках дрожат“». Исследователи отмечают: «В дальнейшем Радимов часто эксплуатировал найденный им прием: бытовые картинки русского села, описанные торжественным „античным“ размером, давали эффект неожиданной современной стилизации „Трудов и дней“ Гесиода». Позже стихи были собраны им в единую книгу, в разном объёме выходившую несколькими изданиями (Казань, 1922; Ревель, 1923; Берлин, 1923; Москва, 1924 и 1926). В 1926 году П.Коган ещё писал о нём: «Поэзия Радимова нужная, может быть, самая нужная поэзия в наше время… Революция уперлась в проблему крестьянина», а вскоре Радимов уже попал под «кампанию раскулачивания кулацких поэтов». В 1935 году о нём пишут: «Революционная перестройка деревни после Октября почти не затронута в творчестве Радимова. В созерцательной поэзии …идеализирующей и утверждающей старозаветный деревенский уклад, сказалось влияние кулацких настроений». Его книги «Земное» (издание, 1927) и «Полевые псалмы» (издание, 1912) были запрещены. Гумилёв: «…его описания оживляет чисторусская, даже народная, лукавая насмешливость… Хорошо читать его длинную поэму в гекзаметрах „Попиаду“, историю только что окончившего семинариста, едущего с отцом по соседним приходам выбирать себе невесту. Ни на минуту не волнует она читателя, но он все время слышит запах травы и лип, внимает стрекозам, благовесту и пристойным речам на букву „о“ и любит всех этих скромных поповен с русыми косами в руку толщиной». Но уже о второй книге Радимова Гумилёв двумя абзацами выше писал: «Мы можем заключить, что имеем дело с поэтом, пожелавшим отмежевать себе небольшую область и дальше её не высовывать носа… Поза, в которой заблагорассудилось застыть Павлу Радимову, это поза человека, благословляющего мир. Это, ещё не плохо! Плохо то, что мир для него облеплен густым слоем сусального золота». Маяковский активно не любил Радимова, о чём не раз писал: в прозе: «Форма чаще всего не по росту: или факт совсем затеряется, как блоха в брюках, например, радимовские поросята в его греческих, приспособленных для „Илиад“ пентаметрах, — или факт выпирает из поэтической одежи и делается смешным, вместо величественного»]. Издания: Полевые псалмы. — Казань: Типография окружного штаба, 1912. — 254 страницы; Земная риза. 2-я кн. стихов. — Казань: Типография окружного штаба, 1914. — 209 страниц; Земная риза. 2-я кн. стихов. Издание 2-е. — Казань: Издание автора, 1915. — 195 страниц; Попиада. Поэма, издание 3. — Казань: 1922. — 70 страниц; Старик и липа, или Отчего по свету пошли медведи: Вотская сказка / Иллюстрации и обложку рисовал и резал на линелеуме С.Федоров. — Казань: 1922. — 16 страниц; Деревня. Стихи. — Казань: 1922. — 46 страниц; Деревня. Стихи. — Ревель; Берлин: Библиофил, 1923. — 63 страницы; Попиада. Поэма. — Казань, 1922 — 70 страниц; Деревня. — Москва: Гиз, 1924. — 104 страниц; Деревня. Со статьями П.С.Когана и В.Н.Перельмана. — Москва: АХР, 1926. — 128 страниц; Земное. Избранные стихи, предисловие Л.Сосновского. — Москва: Огонек, 1927. — 48 страниц; Телега. Избранные стихи. — Москва: Узел, 1926. — 32 страницы; Столбовая дорога. Избранное. — Москва: Советский писатель, 1959. — 179 страниц; Ливень. — Москва: Московский рабочий, 1962. — 64 страницы; О родном и близком. Книга воспоминаний. — Москва: Московский рабочий, 1973. — 160 страниц; Перелески: стихи. — Москва: Советский писатель, 1973. — 32 страницы; Край родной . — Москва: Московский рабочий, 1958. — 62 страницы; Каталог «Павел Александрович Радимов: Выставка произвед. живописи» / Московская организация Союза художников РСФСР, Центральный Дом литераторов — Москва, 1978 — 26 страниц: иллюстрации; 21 см — : ; Избранные стихи. — Москва: Художественная литература, 1988. — 398 страниц. Литература: Путеводитель по современной русской литературе, составлен И.Н.Розановым, «Рабпрос», Москва, 1928; Розанов Ив., Русские лирики, Москва, 1929; Перельман В.Н., Живопись Радимова, АХР, Москва, 1926; Бескин О., Кулацкая художественная литература и оппортунистическая критика, Москва, 1930; Глинкин, Михаил Дмитриевич. Монография о жизни и творчестве; Сокольников М.П. Сердце художника (П.А.Радимов) // Пейзажи Родины: Очерки о мастерах живописи / М.П.Сокольников; Предисловие народного художника РСФСР А.Каманина. — Москва: Изобразительное искусство, 1980. — Страницы 79-83. — 128 страниц — 10 000 экземпляров (в переплёте)
Либаков,_Михаил_Вадимович-1 (454×700, 370Kb)
Павел Александрович Радимов (11 сентября 1887, село Ходяйново, Зарайский уезд, Рязанская губерния — 12 февраля 1967, Хотьково, Московская область) — русский советский «крестьянский поэт» и художник, последний председатель Товарищества передвижников и первый председатель Ассоциации художников революционной России (АХРР) в 1922 и 1927—1932 годах, а также последний председатель ВСП (Всероссийский союз поэтов) — организации, просуществовавшей до 1929 года.
Самой запоминающейся чертой поэтического творчества писателя стали стихи на крестьянскую тему, написанные гекзаметром; в живописи предпочитал пейзажную тему.
Биография
Родился в деревне в Рязанской губернии, в семье сельского священника, в избе 90-летнего деда отца Никанора. И прадеды, и отец и дед художника были попами или сельскими дьячками. Вместе с двумя своими братьями получил духовное образование — с 9-ти лет в Зарайском духовном училище и Рязанской семинарииСэр Писатель.
О годах ученичества, проведенных в этом заведении, он вспоминал: «Зарайск! Туда возил меня зимней дорогой, за двадцать пять верст, серый мерин… Летом на широкой телеге, на жесткой дерюге, накрывавшей мешки ржи, приезжал я на постоялый двор… где пил чай с изюменным ситным. Потом с мешком и сундуком, где лежало белье, шерстяные чулки и материны пышки, отец провожал меня в кремль, в каменное двухэтажное здание училища. Там я должен был жить восемь месяцев в году и получать знания».
Отказавшись принять сан, в революционный 1905 год он без паспорта отправляется в Москву, где решает поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Берет уроки в студии Большакова. Но в итоге в 1906 году поступает на филологический факультет Казанского университета (в столичные университеты семинаристов не принимали), который заканчивает в 1911 году с дипломной работой о Гомере («Гомер в произведениях греческих художников»)Конфетка. Одновременно учился живописи, брал уроки у Н. И. Фешина. С 1908 года выступает как художник.
В 1912 году вышла первая книга стихов «Полевые псалмы», отмеченная как многообещающая; вторая книжка Радимова — «Земная риза» в целом разочаровала критиков. Он встал в число крестьянских поэтов, его стихи читают вместе с Есениным и Клюевым. В 1914 году вышел сборник гекзаметров «Попиада». В 1914—1916 гг. — сотрудник газеты «Сибирская жизнь» и журнала «Сибирский студент».
С 1911 года принят экспонентом в Товарищество передвижников (дебютируя на 39-й выставке), а в 1914 году становится его членом по рекомендации Поленова и Репина за картину «Старый мезонин». Преподавал историю искусства в Казанской художественной школе.
В 1917 году в Казани заведывал отделом искусств Наркомпроса Татарии. Активно включился в культурно-агитационную работу, продолжая параллельно заниматься поэзией и живописью. В 1918 году избран главой товарищества передвижников.
В 1921 году П.Радимов приезжает с выставкой своих работ в Москву, а в 1922 году совместно с художниками Григорьевым и Наумовым принимает участие в организации АХРРа. В конце 20-х годов XX века преподаёт в Училище памяти 1905 года.
В 1922 г. выпустил сборник стихов «Деревня». Избирался председателем Всероссийского Союза поэтов, работал в Кремле, дружил с Луначарским, Ворошиловым и Буденным, а также с Есениным, своим земляком. В 1926 году с делегацией художников он едет в Финляндию к Репину. В Пенатах создает портрет Репина (он хранится в Третьяковской галерее).
Со временем Радимов попал под кампанию «раскулачивания кулацких поэтов», после чего «переключился на пейзажно-описательную лирику с элементами социалистической бутафории (красный флаг на дугах телеги и проч.)» . В последующие годы работал преимущественно в области живописи. Много путешествовал по Советскому Союзу, писал об увиденных краях стихи и картины.
С 1930-х годов поселился в Хотьково, где много рисовалСама Ночь, а позже — в Ново-Абрамцевском посёлке, где жил с 1932 года. В 1957 году открыл в Абрамцеве народную выставку «для свободного и бесплатного посещения всех, кто любит искусство».
Скончался в своем доме в Хотьково 12 февраля 1967 года. Похоронен на Хотьковском кладбище Сергиево-Посадского района. Перезахоронен на Московском Введенском кладбище.
Семья
Татьяна Павловна Радимова (1916—2000) — дочь, художница. Живописец. Заслуженный работник культуры России, член МОСХа. Училась у отца в МГХИ им. В. И. Сурикова до 1941 г. Писала пейзажи и стихи. Автор книги о своем отце.
Мария Павловна Радимова (р.1915) — дочь Радимова и художницы Марии Медведевой (дочери художника Григория Медведева), замужем за Константином Павловичем, художница-пейзажист.
Иван Александрович Радимов — брат художника, академик живописи. В статье приведена его картина из собрания музея «Зарайский кремль», названная здесь «Парад Победы». На самом деле картина называется «Конница Белова в Зарайске»
Радимов, Сергей Павлович — сын
Радимов, Сергей Сергеевич (1964) — внук
Радимова, Катерина Сергеевна (1969) — внучка
Радимов, Павел Сергеевич (1987) — правнук
Радимов, Никанор Александрович (1998) — правнук
Его первые живописные работы, рассказывающие о Казани и Казанской губернии, регулярно начали появляться с 1908 года («Окраина Казани», 1908; «Суконная слобода в Казани. Зима», 1910; «Рыбный базар в Казани», 1911; «Пожарная каланча в Казани», 1917; и проч.). В первые десятилетия своей работы изображал преимущественно избушки и «огороды затихших глухих деревень».
Был членом Товарищества передвижников и последним его председателем — темы и стиль этого направления заметны в его работах. Когда в 1918 году скончался председатель Товарищества передвижных выставок Н. Н. Дубовской, Радимов был избран председателем Товарищества, добился в 1922 году организации 47-й выставки передвижниковКонфетка.
В связи с закрытием 47-й выставки передижников он выступил с докладом на, казалось бы, непритязательную тему «Об отражении быта в искусстве». Этот доклад, встреченный бешеными атаками всего «левого» фронта, способствовал организации советской Ассоциации художников революционной России (АХРР). Как гласит каталог выставки АХРРа 1933 года: «В 1922 г. на 47-й передвижной выставке выступил с докладом о реалистическом искусстве, отражающем советский быт. Доклад послужил началом большого советского общественного художественного движения, оформившегося в виде АХРР (Ассоциация художников революционной России)» . В 1922 году Радимов вошел в АХРР.
Уже в 1922 году Радимов в составе первой небольшой бригады советских художников-реалистов отправляется с этюдником на заводские зарисовки и пишет литейный цех. Как художник присутствовал на партийных съездах, делая наброски к портретам вождей, создал картины «Заседание в Кремле», «Выступление Троцкого на II конгрессе Коминтерна». Ему отведена мастерская в Кремле, вместе с его другом Евгением Кацманом, секретарем АХРРа, и Давидом Штеренбергом. Он делает наброски заседаний съездов, участников III конгресса Коминтерна, много этюдов старого и обновленного Кремля. Способствовал возведению Дома Художников на МасловкеВетренная.
В 1928 году на юбилейной выставке 10-летия Красной Армии (10-я выставка АХРР — «10 лет РККА»), одним из организаторов которой он стал, Радимов выставляет большую картину на историко-революционную тему «Люди в рогожах» (баржа с революционерами-смертниками, спасенными из белогвардейского плена — знаменитая баржа Колчака в Сарапуле), позднее выставленную в центральном зале Советского павильона в Венеции.
Радимов в старости, Хотьково
После «кампании раскулачивания кулацких поэтов» занимается практически одной живописью. Организует Московский областной союз художников, избирается его первым председателем. Не усердствует в тематике социалистического реализма, введённого АХРРом, предпочитая пейзаж.
После революции появляются циклы пейзажных работ Радимова, посвященные Башкирии, Чувашии, Марийской земле, Средней Азии и, наконец, средней полосе России и Подмосковью.
Последняя персональная прижизненная выставка художника прошла в Москве в 1962 году и была посвящена его 75-летию. В 2005 году галерея «Золотой плес» демонстрировала выставку «Павел Радимов. Передвижник и поэт» в Каминном зале Дома журналиста (Москва). В 2007 году в Казани состоялась посмертная выставка к 120-летию со дня рожденияСветлана Пешкова.
Характеристика поэзии
Весна (фрагмент)
Виден весь двор мужика Агафона: омшанник, закуты
Для лошадей и коров, с дверцами все, катухи.
Овцы глядятся гурьбою сквозь дранки набитой решетки,
Мордою мерин гнедой ткнулся в телегу. Об ось
Чешет заржавленный бок отлежавшийся за зиму боров.
Куры в соломе клюют выбитый колос пустой.
К ним воробьи налетели, просыпались стаей с застрехи,
Подняли щебет такой, что и скворцу не стерпеть,
Он лишь с вчерашнего дня домовничает в новой скворешне,
Хитрый резьбой Агафон вывел над нею князек,
Полочку вместо крылечка приделал и прутик засунул,
Поднял на длинном шесте певчему гостю жилье.
«Эк заливается птица!» — промолвил хозяйке хозяин, —
«Значит, весна напрямки к нам на деревню пришла».
Баба, помои плеснув и поневу спустив над коленкой,
Поторопилась быстрей с шайкою в избу войти.
А Агафон, засучив рукава, что есть силы ударил
Вилами в жирный навоз, пласт отрывая сырой.
До революции был близок к кругу акмеистов, в 1920-е годы — «новокрестьянских» поэтов и Есенину. В 1922 году перевёл с татарского языка произведения Ф.Бурнаша, Г.Губайдуллина, Г.Ибрагимова, А.Камала, А.Тукаева (сказка «Шурале») и др.
Как отмечает «Литературная энциклопедия» (1929-39): «ранние стихи Радимова характерны, с одной стороны, пантеистически окрашенными мотивами („Полевые псалмы“), а с другой — мотивами, близко соприкасающимися с тем течением в акмеизме, которое представлено дореволюционным творчеством Нарбута и Зенкевича. Радимов в ряде стихов создает настоящие гимны плоти, рисует образы „зверья первозданного“, первобытного человека с его буйными и примитивными инстинктами самца, хищника, охотника. Но уже со второй книги в творчестве Радимова появляется тема русской деревни, ставшая центральной и основной для него. Его деревенские стихи описательны и статичны; натуралистически выписанная деталь выдвигается на первый план: „Вымя, нагрубшее за день, корова несет над землею, низко, как полный сосуд, капли на сосках дрожат“».
Исследователи отмечают: «В дальнейшем Радимов часто эксплуатировал найденный им прием: бытовые картинки русского села, описанные торжественным „античным“ размером, давали эффект неожиданной современной стилизации „Трудов и дней“ Гесиода» . Позже стихи были собраны им в единую книгу, в разном объёме выходившую несколькими изданиями (Казань, 1922; Ревель, 1923; Берлин, 1923; Москва, 1924 и 1926).
В 1926 году П.Коган ещё писал о нём: «Поэзия Радимова нужная, может быть, самая нужная поэзия в наше время… Революция уперлась в проблему крестьянина», а вскоре Радимов уже попал под «кампанию раскулачивания кулацких поэтов». В 1935 году о нём пишут: «Революционная перестройка деревни после Октября почти не затронута в творчестве Радимова. В созерцательной поэзии …идеализирующей и утверждающей старозаветный деревенский уклад, сказалось влияние кулацких настроений»Роберт Итиль. Его книги «Земное» (изд. 1927) и «Полевые псалмы» (изд. 1912) были запрещеныAl.
Критика
Строки Маяковского о Радимове
«Четырехэтажная халтура»
(фрагмент, 1926 год) «Венера Милосская и Вячеслав Полонский»
(фрагмент, 1927 год)
Не хотите
под гармошку поплясать ли? —
Это,
в лапти нарядившись,
выступают дачники
под заглавием
— крестьянские писатели.
О, сколько нуди такой городимо,
от которой
мухи падают замертво!
Чего только стоит
один Радимов
с греко-рязанским своим гекзаметром!
Мечтает он
об эллинских гостях,
о тогах,
о сандалиях в Рязани,
Чтобы гекзаметром
сменилась
лефовца строфа,
чтобы Радимовы
скакали по дорожке,
и чтоб Радимов
был
не человек, а фавн, —
Чтобы свирель,
набедренник
и рожки.
Гумилёв:
«…его описания оживляет чисторусская, даже народная, лукавая насмешливость… Хорошо читать его длинную поэму в гекзаметрах „Попиаду“, историю только что окончившего семинариста, едущего с отцом по соседним приходам выбирать себе невесту. Ни на минуту не волнует она читателя, но он все время слышит запах травы и лип, внимает стрекозам, благовесту и пристойным речам на букву „о“ и любит всех этих скромных поповен с русыми косами в руку толщиной»Аlex.
Но уже о второй книге Радимова Гумилёв двумя абзацами выше писал: «Мы можем заключить, что имеем дело с поэтом, пожелавшим отмежевать себе небольшую область и дальше её не высовывать носа… Поза, в которой заблагорассудилось застыть Павлу Радимову, это поза человека, благословляющего мир. Это, ещё не плохо! Плохо то, что мир для него облеплен густым слоем сусального золота».Алекс.
Маяковский активно не любил Радимова, о чём не раз писал:
в прозе: «Форма чаще всего не по росту: или факт совсем затеряется, как блоха в брюках, например, радимовские поросята в его греческих, приспособленных для „Илиад“ пентаметрах, — или факт выпирает из поэтической одежи и делается смешным, вместо величественного»Доленнарвен.
в стихах (см. таб.).
Издания
Логотип Викитеки В Викитеке есть тексты по теме: «Радимов, Павел Александрович»
Полевые псалмы. — Казань: Тип. окр. штаба, 1912. — 254 с.
Земная риза. 2-я кн. стихов. — Казань: Тип. окр. штаба, 1914. — 209 с.
Земная риза. 2-я кн. стихов. Изд. 2-е. — Казань: Изд. автора, 1915. — 195 с.
Попиада. Поэма, изд. 3. — Казань: 1922. — 70 с.
Старик и липа, или Отчего по свету пошли медведи: Вотская сказка / Илл. и обл. рисовал и резал на линолеуме С. Федоров. — Казань: 1922. — 16 с.
Деревня. Стихи. — Казань: 1922. — 46 с.
Деревня. Стихи. — Ревель; Берлин: Библиофил, 1923. — 63 с.
Попиада. Поэма. — Казань, 1922 — 70 с.
Деревня. — М.: Гиз, 1924. — 104 с.
Деревня. Со статьями П. С. Когана и В. Н. Перельмана. — М.: АХР, 1926. — 128 с.
Земное. Избранные стихи, пред. Л. Сосновского. — М.: Огонек, 1927. — 48 с.
Телега. Избранные стихи. — М.: Узел, 1926. — 32 с.
Столбовая дорога. Избранное. — М.: Сов. писатель, 1959. — 179 с.
Ливень. — М.: Московский рабочий, 1962. — 64 с.
О родном и близком. Книга воспоминаний. — М.: Московский рабочий, 1973. — 160 с.
Перелески: стихи. — М.: Советский писатель, 1973. — 32 с.
Край родной . — М.: Московский рабочий, 1958. — 62 с.
Каталог «Павел Александрович Радимов: Выставка произвед. живописи» / Моск. орг. Союза хужд. РСФСР, Центр. Дом лит-ов — М., 1978 — 26 с : ил. ; 21 см — :
Избранные стихи. — М.: Художественная литература, 1988. — 398 с.
Радимов Павел Александрович ( 1887 — 1967 )
Последний председатель Товарищества передвижников.. Дебют П.А.Радимова состоялся на 39-ой выставке Товарищества передвижников и был признан удачным. В 1914 году за картину «Старый мезонин» П.Радимова принимают в члены Товарищества передвижных выставок. Его поручителями были И.Е.Репин и В.Д.Поленов. В эти же годы выходят книги его стихов «Полевые псалмы» и «Земная риза». В 1918 году он организует в Казани художественную выставку. На выставке рядом с полотнами казанских художников висят полотна Шишкина, Маковского, Поленова. В 1921 году П.Радимов приезжает с выставкой своих работ в Москву. Именно в эти годы Радимов решает возродить Товарищество передвижников. Вновь возрожденное Товарищество избрало П.Радимова своим председателем. 1 марта 1922 года открылась 47я выставка ТПХВ, которая положила начало сплочению художников реалистического направления. Результатом этого стало создание Ассоциации художников революционной России (АХРР). Председателем Ассоциации был избран П.А.Радимов. В эти годы, находясь в центре художественной жизни, он близко сходится с художниками А.Е.Архиповым, С.В.Малютиным, скульптором С.Т.Коненковым, поэтами В.Я.Брюсовым, С.А.Есениным, В.В.Маяковским и другими. Художник в разное время участвует во многих зарубежных выставках — в Венеции, Лондоне, Берлине, Мюнхене, Кельне, Стокгольме, Нью-Йорке. В 1926 году с делегацией художников он едет в Финляндию к И.Е.Репину. В Пенатах создает портрет И.Е.Репина (он хранится в Третьяковской галерее) и пишет стихотворение «Море», посвященное великому мастеру. В 1928 году состоялась выставка АХРР «10 лет РККА», одним из организаторов которой был П.Радимов. В последующие годы он продолжает много трудиться и заниматься общественной деятельностью. Он организует Московский областной союз художников, избирается его первым председателем, устраивает десятки выставок своих работ по всей стране, пишет воспоминания и издает книги своих стихов. Последняя персональная выставка художника прошла в Москве в 1962 году и была посвящена его 75-летию
Другие статьи в литературном дневнике:
- 31.01.2020. Сергиевская загорская роспись с выжиганием
- 30.01.2020. Воронцов Дмитрий Андреевич
- 29.01.2020. училище 59.
- 28.01.2020. Владимир Иванович Соколов профессиональный художни
- 27.01.2020. Никита Владимирович Фаворский
- 26.01.2020. Выставка Лица ушедшего века
- 25.01.2020. Ефимовы
- 24.01.2020. Литературная композиция Память. 75-летию Победы
- 23.01.2020. Владимир Андреевич Фаворский
- 22.01.2020. Нине Яковлевне Симонович-Ефимовой было уже 65 лет.
- 21.01.2020. ***
- 20.01.2020. Ниихп
- 19.01.2020. Вещий Олег и княгиня Ольга
- 18.01.2020. Слава героям, завоевавшим победу!
- 16.01.2020. Сергиев Посад — город художников
- 15.01.2020. Жена художника Ольга Серова
- 13.01.2020. ***
- 12.01.2020. ***
- 11.01.2020. ***
- 10.01.2020. ***
- 09.01.2020. ***
- 08.01.2020. Союз Художников России. Сергиев Посад.
- 07.01.2020. ***
- 06.01.2020. ***
- 03.01.2020. Отчёты об экспедиции полностью публиковались
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Павел Александрович Радимов
Какой простор! Руси великая краса!
Тебя забыть нельзя, и разлюбить нет силы.
Над головой светлы, высоки небеса,
И сердцу дорог край, родной, любимый, милый…
Не губить хочу жизнь свою,
А любить и радостно пылать,
Оттого-то сторону родную
Называю теплым словом: мать.
Упорная работа, неустанное стремление к совершенству принесли свои результаты: в 1908 году на художественных выставках появились первые картины П.А.Радимова. Наряду с успехами в живописи, он многого достигает и в поэзии, становясь художником-поэтом, певцом русской природы. Первый сборник его стихов вышел в 1912 году.
Географически Павел Радимов – поэт и живописец Подмосковья. Пешком исходил он все подмосковные поля и луга, пробираясь то в Радонежск, то в Зарайск, то в Звенигород, то в Загорск.
Певец природы, Радимов больше всего тянулся к средней полосе России. Живя в Абрамцево, под Москвой, он не разрывал связи с Рязанской землей: нередко посещал родной край и написал больше тридцати этюдов, отображающих близкую ему с детства природу Рязанщины.
Сорока щиплет паклю из пазов,
К морозу тянет, ветлы в серебре.
Примолкший день пустыней от снегов,
Ветряк крылом не машет на горе.
Зайчиных лап в снегу петлят следы.
В синеющих дымках с утра село.
Под пышной бахромою снят сады.
С головкой вешки в поле замело.
Покоем тишины и дуб объят,
Век сторожем стоит на перекрестке.
Какой простор! Куда и кинешь взгляд –
Пушинки, льдинки, снеговые блески.
1953год
В Зарайске – городе в старинные года
Смерть приняла ты на покрове снежном
Под башнею была, погребена тогда
С супругом Федором, с Иваном, сыном нежным.
Зимой морозною ворвалася орда,
И пламеня деревень взвилось столбом мятежным.
Как черная пурга, нагрянула беда,
И разоренный край простором стал безбрежным.
На похоть и позор жестокому монголу
Тогда не отдалась ты, верная жена,
С узорной лестницы низринулася долу
И память веков теперь окружена,
Три каменных креста я помню над могилой,
И в сердце я ношу твой горький образ милый.
1943год
Воспоминаньями себя тревожу,
Я помню Глебово и речку Вожу.
Передо мною луг некошен и нетронут,
Вдали лесок, осинник молодой,
У Глебова обрыв и черный омут,
Что там лежит под темною водою?
И мысль бежит вопросам тем навстречу,
Былых времен страница мне ясна,
Здесь дал Донской впервой татарам сечу
С дружиной москвитян, и кровь алей вина
Стекала в омут тот. Следов я не примечу
Боев старинных. Край цветет. Весна.
И марево волной колеблется далече,
И неба высока немая тишина.
1952год
Дни расставания пришли с журавлями,
Тянутся их косяки над полями,
Слышите в небе и вопль и молва.
На крутом склоне желтеет трава.
Дымкой седой заходили туманы,
Желуди дуб уронил на поляны.
А на реке на крапивы глухой
Ветер беседу ведет с осокой.
В дальнем болоте виднеются цапли,
Нехотя с неба срываются капли.
Начинает разворачиваться лист,
Скоро кинет кисть черемуха в саду,
По проселку ходит с песней гармонист,
Как Есенин в незапамятном году.
Эти песни он у родины узнал,
Не одну он деву-кралю целовал,
Оттолкнуть его девчонка не могла,
И черемуха, как кипень, зацвела.
Где ты, гений незадачливый Сергей,
Песней Русь теперь прославилась твоей,
Средь полей ты бродишь и среди долин,
Русокудрый юный Лель, крестьянский сын.
«Старый художник у моря
живет,
сединой убеленный.
В море вскипают валы,
волны, как время бегут.
Старец думает думу
о жизни,
шумящей, как море.
Ветер искусству его
вольную славу поет!»
Я сказал Радимову, что это замечательно, как у Гомера, и мы пошли к Репину. Радимов прочитал ему эти строки. Илья Ефимович растрогался: «Цельно, и как красиво!»”
Радимов посвятил Репину свой стих «Море”, а портрет Репина, созданный Радимовым хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Друзьями Павла Александровича были знаменитые Кукрыниксы. Один из них, Николай Александрович Соколов, с огромной любовью отзывался о своем друге:
«Радимов любил русскую землю и писал свои лирические пейзажи всегда с настроением. Он не мудрил, не изобретал какого-то философского отношения к природе: что видел, что чувствовал, то и передавал на холсте. Павел Александрович Радимов был искренним и честным художником и сохранил свое, радимовское, лицо в живописи. И в поэзии тоже”.
Скромный, чуткий и взыскательный мастер, Радимов изобразил на холсте много картин, которые были взяты в Третьяковскую галерею, Музей Революции, Музей имени Ленина и музеи других городов. Его картины распространились на выставках в Италии, Германии, Англии, Америке.
Художник рисовал выдающихся деятелей международного коммунистического движения – Клару Цеткин, Сен-Катаяма, Георгия Дмитрова, Василия Каларова, негритянского писателя Клорда Миккея. В своих работах он стремился показать современника – вожака революционных масс.
Верность своей теме. Через родную его сердцу Русь Радимов видел красоту и теплоту своей Родины. В стихах он это выразил так:
О, сколько милой красоты
И прелести необычайной
Во всем: в глубоком рыхлом снеге,
В тычинках вешних и кустах,
В примолкших избах и дворах,
В звенящем вскрике, хрустком беге,
В леске синеющем едва.
Я с детства помню Вас, Ослабя – Пересвет,
Монахи – иконки несокрушимой силы.
Стоял туман в лугах, слетал с небес рассвет.
И солнце купы под лучом позолотило.
А на земле была великая вражда.
Донского тихий стан, пред ним гроза-орда.
Вот тучный богатырь от ней несется вскачь
И злою епанчой по росным травам плещет.
Он наводил на Русь полон, и смерть, и плачь.
Он яростно коня ременной плеткой хлещет.
Но смерть найдет себе неистовый палач.
Сжал Пересвет копье и сдвинул брови резче.
Вот сшиблись, пыль кипит, подковы искры мечут.
Богатыри мертвы, и бой трубит трубач.
Деревья в инее, а снега вовсе нет.
Зима задумалась у столбовой дороги.
Радимов Павел я, художник и поэт,
Советский гражданин и человек нестрогий.
В Коломенском краю своей написал сонет,
Бродя вблизи Оки, где берега пологи,
Где протекала пора моих ребячьих лет,
Где ездил много раз, усевшийся на дороги.
Я помню, помню Вас поемные луга!
Вот на реке паром, вот Ловцы, Белоомут,
Вот бричка ямщика и с колкольцам дуга.
Вот Горки на яру и под горою омут.
Внизу ж стоят строга, и зелени нет края,
Дай ширь, твою вдохнуть, о сторона родная!
Не стало Павла Александровича 12 февраля 1967 года. На восьмидесятом году жизни от нас ушел яркий талант, соединявший в себе редкое дарование живописца и поэта.
Когда раскрываешь книгу стихов Павла Александровича Радимова, дополненную красочными иллюстрациями с его картин, создается целостное впечатление об удивительном разнообразии и красоте родной природы и необыкновенно талантливом русском народе – созидателе. А всякого, кто в последние годы встречался с художником-поэтом, покоряло гостеприимство седого красивого старика, который весь точно светился радостью жизни и творчества. На протяжении полувека кистью художника и словом поэта Радимов служил людям, которые ценили и ценят его прекрасное творчество.
Марий Эл Республикын С. Г. Чавайн лӱмеш калыкле книгагудо
Адресше: 424000, Марий Эл Республик,
Йошкар-Ола, Пушкин урем, 28-ше пӧрт.
Тел./факс.: (8362) 64-15-99
E-mail: nbmariel12@mail.ru
Паша жап: Шочмо – изарня: 9-00 — 19-00
Шуматкече, рушарня: 9-00 — 16-00
Кугарня: каныш кече
Theme
Радимов Павел Александрович
130 лет со дня рождения. Радимов Павел Александрович (1887 – 1967)
Художник
Павел Александрович Радимов родился 9 сентября (28 августа по старому стилю) 1887 г. в селе Ходяйново Рязанской губернии. Учился в Москве в частной изостудии Большакова, затем окончил Казанскнй университет. В 1911-1917гг. П.А.Радимов преподавал историю искусства и литературы в Казанской художественной школе.
В 1918 г. П.А.Радимов приступил к организации Волжске Камской передвижной выставки. Эта выставка должна была объехать многие города Поволжья. Но кроме Казани, ее удалось развернуть только в Козьмодемьянске. В связи с приближением белочехов к Казани П.А.Радимов уехал в Козьмодемьянск — город, в котором передвижная выставка стала потом составной частью уникальной картинной галереи будущего Козьмодемьянского музея.
Больше года, с лета 1918г. до осени 1919 г., П.А.Радимов жил в селе Еласы. Вместе с ним некоторое время в этом селе жил казанский живописец Григорий Антонович Медведев, создавший в 1919 г. несколько выразительных этюдов-пейзажей горномарийского края.
Вспоминая еласовский период своей жизни, на склоне своих лет П.А.Радимов писал: «В Еласы вести о революции доходили глухо, только однажды взволновался базар: с Волги раздались орудийные выстрелы, за двадцать верст был слышен пушечный грохот — это красные пароходы уходили от белых. Белые взяли Казань. В эти дни я чувствовал себя уверенным в незнакомом месте. Я завел знакомство с одной марийской семьей. Чудесные люди стали давать мне в долг хлеб и масло».
В селе Еласы П.А.Радимов открыл воскресную рисовальную школу студию. «В это лето я вел воскресные занятия для марийцев в школе, — писал художник, — и человек сорок детей и взрослых рисовали карандашом и кувшины, и горшки, и чайники с чашками. Ни одного неуважительного слова к себе не слышал я в марийском селе, меня с семьей без денег кормили хлебом, мясом и маслом. » Творческие способности марийских детей П.А.Радимов оценивал высоко и стремился бережно развивать.
П.А.Радимов с большим увлечением разрабатывал марийскую тематику. Она нашла отражение в десятках этюдов, портретов, картин 1919 г.: «Марийская деревня», «Вечер в деревне», «Крестьянский двор», «Марийка», «Семья» и другие, которые вскоре после переезда художника Казань, в мае 1920 г., экспонировались на 1-Государственной выставке искусства и науки. Среди них — портреты крестьян села Еласы, пейзажи и жанровые композиции. В следующем году на 2-й Государственной выставке он показывает еще два десятка картин и этюдов, в том числе «Марийская девушка», «Вечер в деревне», «Семья». Живописи П.А.Радимова 1918-1919 гг. присущи документальная точность,
Новый цикл марийских этюдов и картин П.А.Радимов создал в 1925-1929 гг., живя в Краснококшайске. Теперь художник обращается к — жизни и быту луговых марийцев, собирает материал, характеризующий их быт. В 1928 г. он создал серию этюдов в колхозе «Маръял» краснококшайского кантона. Художник передает этнографические особенности марийских деревень, сложившиеся в старину обряды, воспроизводит характерные особенности национального костюма, украшений. В эти годы были созданы жанровые композиции «Девушка-марийка» (1925), «Вид марийской деревни летом» (1926), и другие. Марийский цикл работ П.А.Радимова завершается большой картиной «Базар в Йошкар-Оле».
П.А.Радимов известен не только как живописец, но и как поэт. Он воспевал крестьянскую жизнь и красоту природы, автор поэтических сборников «Полевые псалмы», «Земная риза», «Деревня».
П.А.Радимов умер 12 февраля 1967 г. в поселке Хотьково Московской области.
Список литературы:
1. Радимов П.А. О родном и близком: воспоминания / П.А.Радимов. – Москва,1973. – 158 с.