Работа По Биографии Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов

Фото Все

Видео Все

Михаил Лермонтов / Цвет времени / Телеканал Культура

Лермонтов. Герой нашего времени. Рассказывает Ираклий Андроников (1972)

Михаил Лермонтов. Подробности жизни и смерти на дуэли. 200 летие великого поэта России. Фильм.

Михаил Лермонтов — биография

Русский поэт Михаил Лермонтов прожил короткую, но очень насыщенную жизнь. В 26 лет он был убит на дуэли, успев оставить после себя немало замечательных произведений. Он прекрасно рисовал, был настоящим полиглотом, отличался от своих сверстников невероятной остротой и глубиной ума. Однако современники утверждали, что это был человек-разрушитель, имевший несносный, конфликтный характер. Свои недюжинные умственные способности он частенько растрачивал впустую, на колкие, ядовитые насмешки над окружающими.

Люди, близко знавшие Михаила Юрьевича, подозревали, что век поэта будет недолгим, он не стеснялся без повода оскорблять других, а это редко проходит безнаказанно. Его потребительское, уничижительное отношение к женщинам также глубоко возмущало современников, поэт совсем не был рыцарем по отношению к слабому полу. Тем не менее, наследство, которое оставил нам Лермонтов, вызывает глубокое уважение. Несмотря на особенности своего характера, он был гениальным поэтом и прозаиком, гордостью России. И можно только глубоко сожалеть о его короткой жизни, которая могла бы быть совсем другой, наполненной любовью и яркими красками.

Детство

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 15 октября 1814 года. По материнской линии его род был очень знатным и богатым. Бабушка будущего поэта, Елизавета Алексеевна, которой пришлось воспитывать мальчика с раннего детства, принадлежала к известному роду дворян Столыпиных. Михаил Лермонтов и министр Петр Столыпин были троюродными братьями.

Портрет Лермонтова в детстве

Елизавета Алексеевна с самого начала не одобряла выбор своей дочери Марии. Девушка в 16 лет влюбилась в красавца-военного Юрия Лермонтова. Опытная, наблюдательная матушка отговаривала восторженную барышню от этого брака. Ей было не по душе абсолютно все: происхождение жениха (Лермонтов уверял, что является отпрыском шотландца Георга Лермонта), его бедность, сомнительная репутация в свете. Юрий слыл легкомысленным повесой, разбившим немало женских сердец.

Елизавета Алексеевна не ошибалась, ее наивная влюбленная дочь, выйдя замуж, очень скоро почувствовала себя глубоко несчастной. Мария выбрала неподходящего для семейной жизни человека. Ее пылкая любовь оказалась поруганной едва ли не с первых дней после венчания. Юрий, привыкший к свободной жизни, не считал измену грехом. Он просто не любил свою жену, на глазах у новобрачной продолжал волочиться за дворовыми девками. Но и этого было мало, после волокита завел роман с немкой, няней своего маленького сынишки. Мария не собиралась мириться с таким положением дел, пыталась объяснить мужу, что его поведение недопустимо. Но Юрий никогда не считал себя виноватым. Однажды, чтобы заставить жену замолчать, он сильно ударил ее кулаком по лицу.

Мария и так жила в постоянном стрессе, но этот удар стал для женщины роковым. Она впала в настоящую депрессию и вскоре умерла от скоротечной чахотки. Двухлетний Миша остался без матери. Елизавете Алексеевне, обвинявшей зятя в ранней смерти дочери, в то время было 44 года. Она решила воспитывать осиротевшего ребенка сама. Чтобы выдворить неугодного зятя из родового имения Столыпиных, женщине пришлось выдать ему вексель на 25 тысяч рублей. Избавившись от старшего Лермонтова, Елизавета Алексеевна в плотную занялась воспитанием внука.

Бабушка очень много сделала для мальчика. Она не жалела никаких средств, необходимых для его образования и восстановления здоровья. Маленький Мишель страдал диатезом, золотухой, как в те времена называли эту болезнь. Чтобы вылечить малыша, бабушка наняла на работу Ансельма Леви, врача из Франции. Однако, несмотря на усилия врача, мальчик страдал от золотухи все свое детство. Болезнь сделала его раздражительным и конфликтным. В детском обществе он стал настоящим изгоем, никто не хотел играть с маленьким Мишей.

Властная бабушка, не забывавшая о безвременной кончине дочери, редко позволяла своему зятю видеться с сыном. Эти встречи были короткими и вносили в душу маленького мальчика еще больший разлад.

Мишель замечал, что взрослые относились к нему как к добыче, которую они никак не могут поделить. Он не мог понять причины конфликта родных ему людей, и делался все более раздражительным, дерзким и озлобленным. Окружающие часто жаловались Алексеевне, что ее внук Мишель не умеет любить.

Усадьба Тарханы где жил Михаил Лермонтов

Детство и юность будущего классика проходило в Тарханах, богатом имении, находившемся в Пензенской губернии. Для своего любимого Мишеля бабушка нанимала педагогов-французов, обучавших мальчика языку. Это был бывший офицер наполеоновской армии Капэ, место которого позже занял эмигрант Шандро. Затем учителем Мишеля стал англичанин Виндзон, который не только обучал его языку, но и знакомил с английской классикой. Именно этот человек разбудил творческие способности подростка.

Кроме иностранных педагогов, на мальчика оказывало большое влияние наблюдение за бытом крестьян, устное народное творчество. Он вырос среди людей, которые во время работы и праздников часто пели раздольные песни, рассказывали друг другу предания о своих защитниках – Разине и Пугачеве. Его первая поездка на Кавказ состоялась в 1825 году. Бабушка отправилась туда вместе со своим внуком с оздоровительными целями. Прекрасные горные пейзажи потрясли душу десятилетнего мальчика. Он навсегда полюбил Кавказ, считал его лучшим местом для жизни. В Горячеводске мальчик в первый раз испытал чувство влюбленности. Через два года он посвятил своей Музе стихотворение к «К Гению».

Поэзия

Когда внуку исполнилось четырнадцать лет, бабушка записала его в 4-ый класс московского университетского пансиона. В декабре он перешел в 5-ый класс, по итогам учебы был награжден книгой и картиной. По мнению самого поэта, именно в этом году он стал заниматься творчеством.

Альманах «Утренняя Заря» 1841 года

В пансионе подросток занимался составлением рукописных журналов. Он был главным сотрудником одного из таких журналов, получившего название «Утренняя Заря». Здесь была размещена первая работа юного литератора, которую он назвал «Индианкой». В пансионе Мишель проучился два года, после его преобразования в гимназию поэт бросил учебу.

Лето юноша проводил в подмосковном имении Столыпиных. Неподалеку от их имения жило семейство Верещагиных, родственников поэта. Александра Верещагина, с которой Мишель находился в дружеских отношениях, познакомила юношу со своей подругой, Екатериной Сушковой. Поэт тут же влюбился в черноокую красавицу, но его любовь осталась без ответа. Привыкший получать все жизненные блага по первому требованию, молодой человек очень страдал. Неуклюжий, невзрачный мальчик с дурным характером совсем не привлекал Катю, и она добродушно посмеивалась над ним.

Впоследствии оказалось, что Лермонтов затаил глубокую обиду, и его месть черноокой красавице будет несопоставимой по сравнению с ее беззлобными насмешками.

Через пять лет, когда красавица будет уже помолвлена, Мишель осуществит свою задумку. К тому времени низкорослый, некрасивый молодой человек будет выглядеть совсем иначе. Он станет почти красавцем, обретет странную власть над женскими сердцами, и будет умело и очень безжалостно этим пользоваться. Встретившись с Екатериной после долгого расставания, Михаил сделал все, чтобы влюбить чужую невесту в себя. Когда желаемое осуществилось, Лермонтов скомпрометировал девушку, используя для этого грязный наговор. Свадьба Сушковой расстроилась, барышня долго приходила в себя от коварства человека, которого она искренне полюбила.

В 1830 году Мишель стал студентом Московского университета. Он учился на нравственно-политическом отделении, затем – на словесном. Одновременно с поэтом здесь получали образование Белинский, Герцен, Огарев, но он не общался с этими студентами. В стенах Московского университета Лермонтов так и не сумел найти себе товарищей. Он не принимал никакого участия в студенческой жизни, никогда не участвовал в жарких спорах. Для заносчивого юноши не существовало авторитетов и среди преподавателей.

В конце второго курса на репетиции экзаменов по нумизматике, риторике и геральдике преподаватели обнаружили, что этот студент является очень начитанным человеком. Однако в базовых знаниях, которые преподаватели давали студентам на лекциях, у него был существенный пробел. Когда преподаватели выяснили это, Лермонтов стал пререкаться с ними. В результате он получил вполне обоснованную рекомендацию – оставить университет, поскольку профессорам показалась, что этого студента они просто не смогут ничему научить. Оставаться на повторное обучение Мишель категорически отказался.

Вместе с бабушкой неудачливый студент переезжает в Петербург. Два года обучения в Московском университете здесь засчитывать не стали. Оскорбленный Лермонтов решил продолжать обучение в школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Он учился здесь два года и очень страдал из-за невозможности заниматься творчеством. В северной столице Лермонтов стал душой компании, он кутил вместе со своими сверстниками, сводил с ума великосветских прелестниц. Остроумный и начитанный молодой человек пользовался большим успехом, но его сарказм часто казался товарищам излишним.

Приятели поэта восхищаются его литературными трудами, но Лермонтов не торопится их печатать. В 1835 году его повесть «Хаджи Абрек» появилась в печати. Но это сделал не сам литератор, а его товарищ, который без согласия Михаила Юрьевича отнес произведение в издательство. Читатели, критики очень тепло принимают и его стихотворения, поэмы. Стихотворение «Парус», впервые напечатанное в «Отечественных записках», Лермонтов написал, когда ему было только 18 лет. Это прекрасное, короткое стихотворение ясно показывает, к какой жизни стремится сам поэт.

В стихотворениях «Кинжал», «Дума», «Поэт» юный литератор провозглашает идеалы гражданской поэзии. В «Бородино» и «Родине» читатели увидели русского человека, здесь ясно очерчен народный характер. Большой резонанс в обществе вызвала «Песня про царя Ивана Васильевича…». Обращение к русской истории, былинный размер, яркие герои – читателям просто не верилось, что эту поэму написал такой юный человек.

Михаил Лермонтов за письменным столом

Михаил Юрьевич с раннего детства был очень наблюдательным человеком. Теперь перед его взором разворачивается увлекательная картина, он наблюдает за бытом и нравами петербургской аристократии. На основании этих наблюдений он напишет драму «Маскарад», но при жизни поэта это произведение так и не опубликовали. Несмотря на неоднократную переработку материала, Лермонтов не смог пробиться через препятствия цензуры.

Переломным моментом от раннего творчества к зрелому критики называют 1837 год. Именно в это время появилось стихотворение «Смерть поэта», настоящий реквием по убитому Пушкину. Эти гневные строки осуждали убийцу и придворную знать, травившую великого поэта. Стихотворение буквально раскололо Россию на две неравные половины. Друзья Пушкина, поклонники его таланта встретили смелое произведение восторженно, а его тайные и явные враги исступленно ругали Лермонтова за его дерзкий вызов.

Итоговая контрольная работа по биографии и творчеству М.Ю. Лермонтова

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Итоговая контрольная работа по биографии и творчеству М.Ю.Лермонтова

Назовите годы жизни М.Ю.Лермонтова

Кто воспитывал будущего поэта?

За что Лермонтова сослали в ссылку в первый раз?

Причина второй ссылки Лермонтова.

Как погиб Лермонтов?

Где погиб Лермонтов?

Где похоронен Лермонтов?

Какое стихотворение сделало Лермонтова знаменитым?

Какая тема стала центральной в творчестве Лермонтова?

Какие два мира противопоставлены в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…»?

Основная тема стихотворения «Дума».

Какой темой объединены стихотворения «Парус», «Тучки», «Утес»?

Кому посвящено стихотворение «Смерть Поэта»?

Какими чувствами проникнуто стихотворение «И скучно и грустно…»?

Кто рассказывает историю Бэлы и Печорина?

Какую характеристику Печорину дает Максим Максимыч?

Какую главную деталь в портрете Печорина выделяет рассказчик?

Кого Печорин называет «водяным обществом»?

Чья цель в жизни — «сделаться героем романа»?

Кому принадлежат слова: «У меня врождённая страсть противуречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противуречий сердцу или рассудку»?

О ком сказано, что «он существо, не созданное для мира, обречённое каким-то тайным страданием»?

Чьё это мнение: « Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся;- рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакей и деньги!»?

Кто из героев называет себя «нравственным калекой»?

Кто о себе говорит: « …во мне душа испорчена светом…и жизнь моя становится пустеедень ото дня…»?

Кто из героев романа задает себе вопрос: «…зачем я жил? для какой цели я родился. »

Кого Печорин считает равным себе по интеллекту и говорит: «…мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя»?

Почему Грушницкий не снимает солдатскую шинель?

Какая черта характера проявляется в словах Бэлы: «Если он меня не любит… то я сама уйду: я не раба его,- я княжеская дочь. »?

О ком Печорин говорит: « …я её ещё люблю…я за неё отдам жизнь, только мне с нею скучно…»?

О чем жалеет Бэла перед смертью?

Продолжите цитату: « Я бы тебя должна ненавидеть: с тех пор, как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме…»

Кто был «единственной женщиной в мире, которую Печорин не в силах был бы обмануть»?

Почему любовь Печорина никому не принесла счастья?

Что говорит Печорин Мери при расставании?

Что понял Печорин после расставания с Верой?

36-40. Узнайте героя:

36. «Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза… печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его…»

37. «…он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы…»

38. «Он изучал все живые струны сердца человеческого,… но никогда не умел воспользоваться своим знанием».

39. «…смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем…»

40. «…взгляд его, непродолжительный, но проницательный и тяжелый… мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен»

41-45. Узнайте героиню:

41. «Она была далеко не красавица… Необыкновенная гибкость ее стана,… длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи…»

42. «…у нее такие бархатные глаза… нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках».

43. «Я думал о той молодой женщине, с родинкой на щеке…»

44. «…высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны…»

45. «…ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти… ее бледные губы напрасно старались улыбнуться… ее нежные руки… были так худы и прозрачны…»

глаза, которые не смеялись

за стихотворение «Смерть Поэта»

тех, кто приехал на воды лечиться

он ничем не жертвовал ради любимых

«я над вами смеялся»

убит на дуэли Мартыновым

что она была единственной женщиной, которая заставила биться его сердце

на Кавказе, в Пятигорске

мир развратного света и воспоминания детства

критика молодого поколения

чтобы создать вокруг себя ореол таинственности и загадочности

грустные раздумья о жизни

что она не христианка

Итоговый контрольный тест по биографии и творчеству М.Ю.Лермонтова

Назовите годы жизни М.Ю.Лермонтова:

А) 1799 – 1837; Б) 1814 – 1841; В) 1795 — 1825

Кто воспитывал будущего поэта?

А) няня; Б) родители; В) бабушка.

За что Лермонтова сослали в ссылку в первый раз?

А) за дуэль; Б) за стихотворение «Смерть Поэта»; В) за статью в «Современнике»

Причина второй ссылки Лермонтова.

А) дуэль; Б) стихотворение «Смерть Поэта»; В) статья в «Современнике»

Как погиб Лермонтов?

А) убит на дуэли Мартыновым; Б) убит на дуэли Дантесом; В) убит в Тегеране религиозными фанатиками.

Где погиб Лермонтов?

А) на Черной речке; Б) в Пятигорске; В) в Тегеране

Где похоронен Лермонтов?

А) в Пятигорске; Б) в Тарханах; В) в Михайловском.

Какое стихотворение сделало Лермонтова знаменитым?

А) «Смерть Поэта»; Б) «Тучки»; В) «Дума».

Какая тема стала центральной в творчестве Лермонтова?

А) тема назначения поэта; Б) тема любви; В) тема одиночества.

Какие два мира противопоставлены в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…»?

А) мир развратного света и воспоминания детства;

Б) внутренний мир поэта и светское общество;

В) мир возлюбленной и мир поэта

Основная тема стихотворения «Дума».

А) критика молодого поколения; Б) воспоминания прошлого;

В) любовь к женщине.

Какой темой объединены стихотворения «Парус», «Тучки», «Утес»?

А) изгнанничество, одиночество; Б) высокое предназначение поэта; В) любовь к Родине.

Кому посвящено стихотворение «Смерть Поэта»?

А) А.С.Грибоедову; Б) В.Жуковскому; В) А.С.Пушкину.

Какими чувствами проникнуто стихотворение «И скучно и грустно…»?

А) раздумья о жизни; Б) любовь к жизни; В) воспоминания о возлюбленной.

Кто рассказывает историю Бэлы и Печорина?

А) сам Печорин; Б) повествователь; В) Максим Максимыч.

Какую характеристику Печорину дает Максим Максимыч?

А) интересный человек; Б) странный человек; В) гордый человек.

Какую главную деталь в портрете Печорина выделяет рассказчик?

А) большие натруженные руки; Б) глаза, которые не смеялись; В) правильной формы нос.

Кого Печорин называет «водяным обществом»?

А) тех, кто приехал на воды лечиться; Б) рыбаков; В) жителей приморского городка.

Чья цель в жизни — «сделаться героем романа»?

А) Грушницкого; Б) Печорина; В) Вулича.

Кому принадлежат слова: «У меня врождённая страсть противуречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противуречий сердцу или рассудку»?

А) Грушницкому; Б) Печорину; В) Вернеру.

О ком сказано, что «он существо, не созданное для мира, обречённое каким-то тайным страданием»?

А) о Грушницком; Б) о Печорине; В) о Вернере.

Чьё это мнение: « Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся;- рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакей и деньги!»?

А) Грушницкого; Б) Печорина; В) Вулича.

Кто из героев называет себя «нравственным калекой»?

А) Грушницкий; Б) Печорин; В) Вернер.

Кто о себе говорит: « …во мне душа испорчена светом…и жизнь моя становится пустеедень ото дня…»?

А) Грушницкий; Б) Печорин; В) Вулич.

Кто из героев романа задает себе вопрос: «…зачем я жил? для какой цели я родился. »

А) Грушницкий; Б) Печорин; В) Вернер.

Кого Печорин считает равным себе по интеллекту и говорит: «…мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя»?

А) Грушницкого; Б) Вулича; В) Вернера.

Почему Грушницкий не снимает солдатскую шинель?

А) это его солдатская форма, Б) чтобы создать вокруг себя ореол таинственности и загадочности,В) он гордится тем, что он солдат.

Какая черта характера проявляется в словах Бэлы: «Если он меня не любит… то я сама уйду: я не раба его,- я княжеская дочь. »?

А) любовь; Б) гордость; В) страх.

О ком Печорин говорит: « …я её ещё люблю…я за неё отдам жизнь, только мне с нею скучно…»?

А) о Мери; Б) о Вере; В) о Бэле.

О чем жалеет Бэла перед смертью?

А) что у них нет детей; Б) что она не христианка; В) что не знает своей матери.

Продолжите цитату: « Я бы тебя должна ненавидеть: с тех пор, как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме…»

А) счастья; Б) страданий; В) любви.

Кто был «единственной женщиной в мире, которую Печорин не в силах был бы обмануть»?

А) Вера; Б) Мери; В) Бэла.

Почему любовь Печорина никому не принесла счастья?

А) он никого не любил; Б) он ничем не жертвовал ради любимых; В) он всех считал ниже себя, недостойными его любви.

Что говорит Печорин Мери при расставании?

А) «я вас не любил»; Б) «мне с вами скучно»; В) «я над вами смеялся».

Что понял Печорин после расставания с Верой?

А) что она была единственной женщиной, которая заставила биться его сердце; Б) что он никогда ее не любил; В) что женитьба на ней помогла бы ему избавиться от одиночества и скуки.

36-40. Узнайте героя:

36. «Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза… печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его…»

37. «…он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы…»

38. «Он изучал все живые струны сердца человеческого,… но никогда не умел воспользоваться своим знанием».

39. «…смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем…»

40. «…взгляд его, непродолжительный, но проницательный и тяжелый… мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен»

41-45. Узнайте героиню:

41. «Она была далеко не красавица… Необыкновенная гибкость ее стана,… длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи…»

42. «…у нее такие бархатные глаза… нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках».

43. «Я думал о той молодой женщине, с родинкой на щеке…»

44. «…высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны… »

45. «…ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти… ее бледные губы напрасно старались улыбнуться… ее нежные руки… были так худы и прозрачны…»

Краткое описание документа:

Итоговая контрольная работа по биографии и творчеству М.Ю.Лермонтова

Назовите годы жизни М.Ю.Лермонтова

Кто воспитывал будущего поэта?

За что Лермонтова сослали в ссылку в первый раз?

Причина второй ссылки Лермонтова.

Как погиб Лермонтов?

Где погиб Лермонтов?

Где похоронен Лермонтов?

Какое стихотворение сделало Лермонтова знаменитым?

Какая тема стала центральной в творчестве Лермонтова?

Какие два мира противопоставлены в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…»?

Основная тема стихотворения «Дума».

Какой темой объединены стихотворения «Парус», «Тучки», «Утес»?

Кому посвящено стихотворение «Смерть Поэта»?

Какими чувствами проникнуто стихотворение «И скучно и грустно…»?

Кто рассказывает историю Бэлы и Печорина?

Какую характеристику Печорину дает Максим Максимыч?

Какую главную деталь в портрете Печорина выделяет рассказчик?

Кого Печорин называет «водяным обществом»?

Чья цель в жизни — «сделаться героем романа»?

Кому принадлежат слова: «У меня врождённая страсть противуречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противуречий сердцу или рассудку»?

О ком сказано, что «он существо, не созданное для мира, обречённое каким-то тайным страданием»?

Чьё это мнение: « Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся;- рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакей и деньги!»?

Кто из героев называет себя «нравственным калекой»?

Кто о себе говорит: « …во мне душа испорчена светом…и жизнь моя становится пустеедень ото дня…»?

Кто из героев романа задает себе вопрос: «…зачем я жил? для какой цели я родился. »

Кого Печорин считает равным себе по интеллекту и говорит: «…мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя»?

Почему Грушницкий не снимает солдатскую шинель?

Какая черта характера проявляется в словах Бэлы: «Если он меня не любит… то я сама уйду: я не раба его,- я княжеская дочь. »?

О ком Печорин говорит: « …я её ещё люблю…я за неё отдам жизнь, только мне с нею скучно…»?

О чем жалеет Бэла перед смертью?

Продолжите цитату: « Я бы тебя должна ненавидеть: с тех пор, как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме…»

Кто был «единственной женщиной в мире, которую Печорин не в силах был бы обмануть»?

Почему любовь Печорина никому не принесла счастья?

Что говорит Печорин Мери при расставании?

Что понял Печорин после расставания с Верой?

36-40. Узнайте героя:

36. «Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза… печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его…»

37. «…он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы…»

38. «Он изучал все живые струны сердца человеческого,… но никогда не умел воспользоваться своим знанием».

39. «…смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем…»

40. «…взгляд его, непродолжительный, но проницательный и тяжелый… мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен»

41-45. Узнайте героиню:

41. «Она была далеко не красавица… Необыкновенная гибкость ее стана,… длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи…»

42. «…у нее такие бархатные глаза… нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках».

43. «Я думал о той молодой женщине, с родинкой на щеке…»

44. «…высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны…»

45. «…ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти… ее бледные губы напрасно старались улыбнуться… ее нежные руки… были так худы и прозрачны…»

глаза, которые не смеялись

за стихотворение «Смерть Поэта»

тех, кто приехал на воды лечиться

он ничем не жертвовал ради любимых

«я над вами смеялся»

убит на дуэли Мартыновым

что она была единственной женщиной, которая заставила биться его сердце

на Кавказе, в Пятигорске

мир развратного света и воспоминания детства

критика молодого поколения

чтобы создать вокруг себя ореол таинственности и загадочности

грустные раздумья о жизни

что она не христианка

Итоговый контрольный тест по биографии и творчеству М.Ю.Лермонтова

Назовите годы жизни М.Ю.Лермонтова:

А) 1799 – 1837; Б) 1814 – 1841; В) 1795 — 1825

Кто воспитывал будущего поэта?

А) няня; Б) родители; В) бабушка.

За что Лермонтова сослали в ссылку в первый раз?

А) за дуэль; Б) за стихотворение «Смерть Поэта»; В) за статью в «Современнике»

Причина второй ссылки Лермонтова.

А) дуэль; Б) стихотворение «Смерть Поэта»; В) статья в «Современнике»

Как погиб Лермонтов?

А) убит на дуэли Мартыновым; Б) убит на дуэли Дантесом; В) убит в Тегеране религиозными фанатиками.

Где погиб Лермонтов?

А) на Черной речке; Б) в Пятигорске; В) в Тегеране

Где похоронен Лермонтов?

А) в Пятигорске; Б) в Тарханах; В) в Михайловском.

Какое стихотворение сделало Лермонтова знаменитым?

А) «Смерть Поэта»; Б) «Тучки»; В) «Дума».

Какая тема стала центральной в творчестве Лермонтова?

А) тема назначения поэта; Б) тема любви; В) тема одиночества.

Какие два мира противопоставлены в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…»?

А) мир развратного света и воспоминания детства;

Б) внутренний мир поэта и светское общество;

В) мир возлюбленной и мир поэта

Основная тема стихотворения «Дума».

А) критика молодого поколения; Б) воспоминания прошлого;

В) любовь к женщине.

Какой темой объединены стихотворения «Парус», «Тучки», «Утес»?

А) изгнанничество, одиночество; Б) высокое предназначение поэта; В) любовь к Родине.

Кому посвящено стихотворение «Смерть Поэта»?

А) А.С.Грибоедову; Б) В.Жуковскому; В) А.С.Пушкину.

Какими чувствами проникнуто стихотворение «И скучно и грустно…»?

А) раздумья о жизни; Б) любовь к жизни; В) воспоминания о возлюбленной.

Кто рассказывает историю Бэлы и Печорина?

А) сам Печорин; Б) повествователь; В) Максим Максимыч.

Какую характеристику Печорину дает Максим Максимыч?

А) интересный человек; Б) странный человек; В) гордый человек.

Какую главную деталь в портрете Печорина выделяет рассказчик?

А) большие натруженные руки; Б) глаза, которые не смеялись; В) правильной формы нос.

Кого Печорин называет «водяным обществом»?

А) тех, кто приехал на воды лечиться; Б) рыбаков; В) жителей приморского городка.

Чья цель в жизни — «сделаться героем романа»?

А) Грушницкого; Б) Печорина; В) Вулича.

Кому принадлежат слова: «У меня врождённая страсть противуречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противуречий сердцу или рассудку»?

А) Грушницкому; Б) Печорину; В) Вернеру.

О ком сказано, что «он существо, не созданное для мира, обречённое каким-то тайным страданием»?

А) о Грушницком; Б) о Печорине; В) о Вернере.

Чьё это мнение: « Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся;- рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакей и деньги!»?

А) Грушницкого; Б) Печорина; В) Вулича.

Кто из героев называет себя «нравственным калекой»?

А) Грушницкий; Б) Печорин; В) Вернер.

Кто о себе говорит: « …во мне душа испорчена светом…и жизнь моя становится пустеедень ото дня…»?

А) Грушницкий; Б) Печорин; В) Вулич.

Кто из героев романа задает себе вопрос: «…зачем я жил? для какой цели я родился. »

А) Грушницкий; Б) Печорин; В) Вернер.

Кого Печорин считает равным себе по интеллекту и говорит: «…мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя»?

А) Грушницкого; Б) Вулича; В) Вернера.

Почему Грушницкий не снимает солдатскую шинель?

А) это его солдатская форма, Б) чтобы создать вокруг себя ореол таинственности и загадочности,В) он гордится тем, что он солдат.

Какая черта характера проявляется в словах Бэлы: «Если он меня не любит… то я сама уйду: я не раба его,- я княжеская дочь. »?

А) любовь; Б) гордость; В) страх.

О ком Печорин говорит: « …я её ещё люблю…я за неё отдам жизнь, только мне с нею скучно…»?

А) о Мери; Б) о Вере; В) о Бэле.

О чем жалеет Бэла перед смертью?

А) что у них нет детей; Б) что она не христианка; В) что не знает своей матери.

Продолжите цитату: « Я бы тебя должна ненавидеть: с тех пор, как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме…»

А) счастья; Б) страданий; В) любви.

Кто был «единственной женщиной в мире, которую Печорин не в силах был бы обмануть»?

А) Вера; Б) Мери; В) Бэла.

Почему любовь Печорина никому не принесла счастья?

А) он никого не любил; Б) он ничем не жертвовал ради любимых; В) он всех считал ниже себя, недостойными его любви.

Что говорит Печорин Мери при расставании?

А) «я вас не любил»; Б) «мне с вами скучно»; В) «я над вами смеялся».

Что понял Печорин после расставания с Верой?

А) что она была единственной женщиной, которая заставила биться его сердце; Б) что он никогда ее не любил; В) что женитьба на ней помогла бы ему избавиться от одиночества и скуки.

36-40. Узнайте героя:

36. «Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза… печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его…»

37. «…он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы…»

38. «Он изучал все живые струны сердца человеческого,… но никогда не умел воспользоваться своим знанием».

39. «…смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем…»

40. «…взгляд его, непродолжительный, но проницательный и тяжелый… мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен»

41-45. Узнайте героиню:

41. «Она была далеко не красавица… Необыкновенная гибкость ее стана,… длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи…»

42. «…у нее такие бархатные глаза… нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках».

43. «Я думал о той молодой женщине, с родинкой на щеке…»

44. «…высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны… »

45. «…ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти… ее бледные губы напрасно старались улыбнуться… ее нежные руки… были так худы и прозрачны…»

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 977 человек из 82 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 862 человека из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 321 человек из 67 регионов

«Мотивация здорового образа жизни. Организация секций»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

  • Для всех учеников 1-11 классов
    и дошкольников
  • Интересные задания
    по 16 предметам

«Как закрыть гештальт: практики и упражнения»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 842 689 материалов в базе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Другие материалы

  • 11.02.2017
  • 1674
  • 8
  • 11.02.2017
  • 581
  • 4
  • 11.02.2017
  • 786
  • 4
  • 11.02.2017
  • 310
  • 1
  • 11.02.2017
  • 1812
  • 2
  • 11.02.2017
  • 1253
  • 3
  • 11.02.2017
  • 874
  • 1

«Учись, играя: эффективное обучение иностранным языкам дошкольников»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 11.02.2017 9667
  • DOCX 92 кбайт
  • 12 скачиваний
  • Рейтинг: 1 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Швыдко Галина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 5 лет и 2 месяца
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 85710
  • Всего материалов: 35

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Около 20% детей до 15 лет не воспринимают прочитанную информацию

Время чтения: 1 минута

Госдума рассматривает проект о регулировании «продленок» в школах

Время чтения: 1 минута

Инфофорум о буллинге в школе: итоги и ключевые идеи

Время чтения: 6 минут

Минпросвещения рекомендует школьникам сдавать телефоны перед входом в школу

Время чтения: 1 минута

Российские школьники начнут изучать историю с первого класса

Время чтения: 1 минута

С 1 сентября в российских школах будут исполнять гимн России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Контрольная работа (тестирование) по творчеству М. Ю. Лермонтова
тест по литературе (9 класс) по теме

Работа составлена по биографии, лирике и роману «Герой нашего времени». Цель работы: контроль знаний учеников по изученным произведениям М. Ю. Лермонтова.

Скачать:

ВложениеРазмер
kontrolnaya_rabota_po_tvorchestvu_m._yu._lermontova_9_klass.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по биографии, лирике М. Ю. Лермонтова и роману

«Герой нашего времени» (9 класс)

1. Укажите годы жизни М. Ю. Лермонтова.

1. 1814 – 1841 2. 1824 – 1849 3. 1812 -1837

2. Как называется имение, где прошло детство М.Ю. Лермонтова?

1. Грешнево 2. Тарханы 3. Михайловское

3.Укажите строки, в которых использована метафора:

1.»В пространстве брошенных светил…»

2. «Под ним Казбек, как грань алмаза…»

3. «Играют волны – ветер свищет…»

4. В каком возрасте М. Ю. Лермонтов написал свое первое стихотворение?

1. В 10 лет 2. В 14 лет 3. В 16 лет

5. Первая ссылка М. Ю. Лермонтова на Кавказ была в ….

1. В 1827 году 2. В 1834 году 3. В 1837 году

6. Назовите одно из последних стихотворений М. Ю. Лермонтова

1. «Пророк» 2. «Смерть поэта» 3. «Дума»

7. В каком стихотворении поэт винил общество, себя, поколение в однообразной и скучной жизни?

1. «Нищий» 2. «Родина» 3. «Дума»

8. Кто является героем своего временив романе?

а) Грушницкий б) Максим Максимыч в) Вернер г) Печорин

9. Печорина звали:

а) Максим Максимыч

б) Григорий Александрович

в) Александр Григорьевич

г) Евгений Александрович

10. Кто рассказывает историю Бэлы?

а) Печорин б) автор в) сама героиня г) Максим Максимыч

11. Кому из героев романа принадлежит следующая характеристика: «Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с кавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду».

а) доктор Вернер б) Вулич в) Максим Максимыч г) Казбич

12. Как сложилась судьба Бэлы?

а) ее увез Казбич

б) она осталась с Печориным

в) Она вернулась к своим родным

13. В какой из частей романа Печорин романтически увлечен девушкой-контрабандисткой, вольной дочерью природы?

а) «Бэла» б) «Фаталист» в) «Тамань» г) «Княжна Мэри» д) «Максим Максимыч»

14. Какая повесть является центральной в романе и характеризует его как «историю души человеческой»?

а) «Бэла» б) «Фаталист» в) «Тамань» г) «Княжна Мэри» д) «Максим Максимыч»

15. Определите героя по портрету: «…Рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий…А уж ловок-то, ловок-то был, как бес. »

а) доктор Вернер б) Казбич в) Максим Максимыч г) Печорин

16. О ком из героев романа Печорин сделал следующую запись в своем дневнике?

«Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые н6а все случаи жизни имеют готовые пышные фразы»

а) Максим Максимыч б) Вулич в) Вернер г) Грушницкий

17. Жанр романа «Герой нашего времени» определяется как

а) социально-психологический роман

г) роман странствий

18. Укажите проблему, которой нет в романе Герой нашего времени»