Галина Прозуменщикова — биография, новости, личная жизнь
Галина Прозуменщикова
Галина Николаевна Прозуменщикова (в замужестве Степанова). Родилась 26 ноября 1948 года в Севастополе — умерла 19 июля 2015 года в Москве. Великая советская пловчиха. Первая советская олимпийская чемпионка по плаванию (1964). Трехкратная чемпионка Европы (1966, 1970). Шестикратная рекордсменка мира и девятикратная рекордсменка Европы. Заслуженный мастер спорта СССР (1964).
Галина Прозуменщикова родилась 26 ноября 1948 года в Севастополе.
Отец — Прозуменщиков Николай Николаевич (1913-1991), служил офицером в подводном флоте.
Мать — Прозуменщикова Софья Петровна (1922-1987), военная медсестра.
Ее родители познакомились на фронте.
Училась в местной школе №3.
Заниматься плаванием начала в возрасте 10 лет. Спустя год была приглашена в ДЮСШ Севастополя. До 1970 года тренировалась у тренера Елены Лукьяновны Алексеенко — на этот период приходятся её главные спортивные достижения. Затем ее тренером был Виталий Иванович Сорокин.
Норматив первого взрослого разряда Прозуменщикова выполнила в 1961 году, годом позже — норматив мастера спорта СССР.
С 1962 года представляла Вооружённые Силы Севастополя (до 1966 года), а в 1967-1973 годах — Москвы.
15 раз становилась чемпионкой СССР в 1963-1972 годах на различных дистанциях.
Ее главным стилем был брасс.
12 октября 1964 года на XVIII Олимпийских играх в Токио дистанцию 200 метров брассом выиграла 15-летняя школьница Галина Прозуменщикова с результатом 2 минуты 46,4 секунды. «Это был день, когда получается все. Иной раз проплывешь — устанешь так, хоть из бассейна вытаскивай, а в Токио взяла золото — и сил вагон», — вспоминала она. Прозуменщикова стала первой олимпийской чемпионкой по плаванию в истории советского спорта.
Галина Прозуменщикова в юности
Серебряный и бронзовый призёр Олимпийских игр в Мехико (1968) и Мюнхене (1972).
На дистанции 200 м брассом Галина Прозуменщикова четыре раза устанавливала рекорд мира. Сначала 11 апреля 1964 года на матче СССР-Великобритания в Блэкпуле с результатом 2:47,7 она побила рекорд Карин Бейер (ГДР), установленный тремя годами ранее, а затем улучшала этот результат 17 мая 1964 года на матче СССР-ГДР в Берлине (2:45,4), 12 сентября 1965 года в Гронингене (2:45,3) и 22 августа 1966 года на чемпионате Европы в Утрехте (2:40,8).
17 июля 1966 года в Ленинграде она установила рекорд мира в плавании брассом на дистанции 100 м (1:15,7).
27-кратная рекордсменка СССР.
В 1973 году после участия в Московской универсиаде Галина Прозуменщикова ушла из большого спорта.
Заслуженный тренер РСФСР Виталий Иванович Сорокин говорил о ней: «В любом виде спорта появление настоящей «звезды» такое же редкое явление, как в астрономии. В моем представлении, Галина была идеальной спортсменкой, в которой сочетались лучшие спортивные и человеческие качества».
Выпускница факультета журналистики МГУ (1976).
С 1980 года работала тренером в СДЮШОР плавания и прыжков в воду ЦСКА.
Была президентом клуба ветеранов «Олимп».
Чемпионка Европы среди ветеранов 1999 года и бронзовый призёр европейского ветеранского чемпионата 2001 года на дистанции 100 м брассом.
Приветствовала присоединение Крыма к России в 2014 году: «К присоединению Крыма к России отношусь положительно. Мой отец и его друзья — ветераны Великой Отечественной — всегда считали Крым русским. Папа сильно переживал, когда полуостров отошел Украине, и умер в 1991 году, вскоре после распада СССР».
Жила в Москве. Скончалась 19 июля 2015 года после продолжительной болезни. Похоронена на Ваганьковском кладбище.
В память о выдающейся спортсменке в Москве в апреле 2019 года на Аллее славы ЦСКА открыли бюст. Осенью 2019 года школе плавания ЦСКА присвоили имя Галины Прозуменщиковой.
Рост Галины Прозуменщиковой: 169 сантиметров.
Личная жизнь Галины Прозуменщиковой:
Первый муж — Владимир Степанов. В браке в 1969 году родилась дочь Ирина (окончила дизайнерский факультет в Строгановском институте). Семейная жизнь не сложилась.
Второй муж — Юрий Иванников, был экономистом. У них в 1979 году родился сын Григорий.
Спортивные достижения Галины Прозуменщиковой:
Золото — Токио 1964 — 200 м брасс
Серебро — Мехико 1968 — 100 м брасс
Бронза — Мехико 1968 — 200 м брасс
Серебро — Мюнхен 1972 — 100 м брасс
Бронза — Мюнхен 1972 — 200 м брасс
Золото — Утрехт 1966 — 200 м брасс
Серебро — Утрехт 1966 — комб. эстафета 4×100 м
Золото — Барселона 1970 — 100 м брасс
Золото — Барселона 1970 — 200 м брасс
Серебро — Барселона 1970 — комб. эстафета 4×100 м
последнее обновление информации: 25.11.2021
Михаил Прозуменщиков о рассекреченных документах зимних Олимпиад
Документы представлены Российским государственным архивом новейшей истории — до 1991 года совершенно закрытым текущим архивом структурных подразделений ЦК КПСС. По словам замдиректора архива и куратора выставки Михаила Прозуменщикова, большинство экспонатов удалось рассекретить буквально накануне ее открытия.
— Идея рассекретить белые Олимпиады была спущена «сверху»?
— Три года тому назад нашему архиву поручили сделать выставку к 30-летию московской Олимпиады «Пять колец под кремлевскими звездами». По мере приближения к Играм в Сочи появилась идея выставки об истории участия СССР в зимних Олимпиадах. И тоже обнаружилась масса интересных документов. В советское время ЦК КПСС был главной инстанцией, где решались абсолютно все вопросы, куда стекалась вся информация — о подготовке сборных команд, подборе игроков, отчеты всех министерств и ведомств. Почти все они находились на закрытом хранении, с грифами «секретно». Очень многие нам удалось рассекретить. Публика увидит их впервые.
— И что мы узнаем о зимних Олимпиадах такого, о чем прежде даже не догадывались?
— Возможно, догадывались. Но не получали детального подтверждения этим догадкам — например, о том, как складывались взаимоотношения власти и советских спортсменов и тренеров. Как власть решала, кто может, а кто нет поехать на соревнования, невзирая на его спортивные результаты.
Например, стоял вопрос, можно ли отпускать на Олимпийские игры 1956 года в итальянском Кортина-д’Ампеццо Всеволода Боброва, нашего знаменитого хоккеиста. Потому что на чемпионате мира 1955 года, который проходил в ФРГ, товарищ Бобров куда-то отлучался ночью из гостиницы, потом еще встречался с какой-то дамой, возможно, эмигранткой.
Это все отражено в архивных документах. Или, например, на выставке есть письмо в ЦК КПСС, написанное Олегом Протопоповым в 1973 году (мастера парного фигурного катания Людмила Белоусова и Олег Протопопов дважды становились победителями зимних Олимпиад – в 1964 и 1968 годах). Он пишет: нам обещали дать лед, возможность нормально тренироваться, выступать, соревноваться вместе с другими, вместо этого мы слышим даже не намеки, а предложения открытым текстом — лучше уйдите из фигурного катания, мы устроим вам торжественные проводы, но вы уйдите, не мешайте. Протопопов спрашивал совершенно справедливо: если мы будем проигрывать, тогда мы сами уйдем из спорта, но если будем побеждать, то почему мы должны уходить?
— В итоге супруги ушли из спорта в Ленинградский балет на льду, а в 1979 году на гастролях балета в Швейцарии попросили политического убежища, объяснив свой шаг тем, что не хотели бросать спорт, но в родной стране им не давали развиваться. Но это обращение в ЦК не имеет ведь прямого отношения к Олимпийским играм?
— Мы рассказываем не только об Олимпиадах, но и о том, что происходило вокруг них. Это важно для понимания того, как в советские времена власть относилась к спортсменам и спортивным достижениям, на каком уровне вершились спортивные судьбы. Рядом с этим документом мы представляем справку, в которой Брежневу в 1979 году докладывали о том, что фигуристы Белоусова и Протопопов остались в Швейцарии. На ней резолюция генсека, где он пишет, что такие явления стали повторяться и это надо обсудить на заседании Политбюро. Правда, следов этого обсуждения мы в нашем архиве не нашли.
— О том, как наши спортсмены доблестно выступали на Олимпиадах, сообщалось громко. Но о чем умалчивала официальная пропаганда?
— Например, о том, что уже в 1956 году, на первой зимней Олимпиаде, в которой участвовала наша команда, разгорелся большой скандал. В отчете чиновников Спорткомитета в ЦК КПСС по итогам Игр описано, как наши братья из Чехословакии сначала устроили драку на хоккейной площадке с командой другой братской страны, Польши. Потом в матче с нашей сборной играли очень грубо, а во время игры со сборной США умышленно старались пропустить как можно больше шайб — чтобы сборной СССР не удалось занять на Олимпиаде первое место. Причем в том же отчете говорилось, что хоккеисты США относились к нашим спортсменам вполне дружески.
— В декабре того же 1956-го на летней Олимпиаде в Мельбурне, на матче по водному поло между сборными СССР и Венгрии, как известно, в ход тоже пошли кулаки, и соперники играли с разбитыми в кровь лицами. Но летняя Олимпиада началась уже после подавления советскими войсками восстания в Венгрии. А откуда агрессия на белой Олимпиаде, если чехословацкие события были еще впереди?
— Да, вторжение и в Венгрию, и в Чехословакию — все это случилось после зимней Олимпиады 1956 года. Но уже тогда реальность мало соответствовала официальной пропаганде о братских отношениях стран соцлагеря, которых со всех сторон окружают враги. На первой же Олимпиаде наши спортсмены столкнулись с тем, что братья относятся к ним совсем не по-братски. А враги дружелюбны.
— Никита Хрущев, бывший тогда руководителем страны, видел этот отчет?
— Неизвестно. Секретари ЦК его читали, в некоторых местах подчеркнули и поставили восклицательные знаки. Абзац про чехословацких хоккеистов отмечен именно так. Возможно, это сделал Суслов (в советские времена член Политбюро, главный партийный идеолог. — «Газета.Ru»), поскольку сюжет попадал в разряд идеологических.
— А сколько, интересно, выделяли спортсменам, готовящимся к Олимпиаде, на питание?
— В 1970-е годы — примерно шесть рублей. Это непосредственно перед соревнованиями. По меркам тех лет очень неплохо. Но практически перед каждой Олимпиадой вставал вопрос – надо бы эту сумму увеличить, потому что некоторые нормативы регулировались еще постановлениями чуть ли не 40-х годов. Тема экипировки спортсменов тоже поднималась перед каждой зимней Олимпиадой.
Одна из главных проблем, в чем команде идти на официальной церемонии открытия Игр. Сначала выходили в теплых пальто, потом в дубленках. Стоили они тогда дорого, и Министерство финансов отказывалось выделять дубленки «за так».
В 1976 году возникло серьезное обсуждение на эту тему на секретариате ЦК. Постановили, несмотря на сопротивление Минфина, что всем спортсменам и тренерам дубленки выдадут бесплатно, а обслуживающему персоналу и всем сопровождающим делегацию – за полцены. Может быть, на решение повлияло то, что в других соцстранах еще с конца 1960-х олимпийцев одевали бесплатно. Некоторые секретари ЦК возмутились: «А почему мы не можем своих спортсменов обеспечить?» На выставке есть фотография — наши спортсмены в дубленках идут к Мавзолею Ленина перед отправкой на Олимпиаду. В точно таких же дубленках — и руководство Спорткомитета во главе с товарищем Павловым, и композитор Александра Пахмутова, ездившая на Олимпиады в командах поддержки.
— С пальто, в которых одели сборную на первых наших играх 1956 года, тоже были проблемы?
— Проблема возникла в конце 1953 года, когда наши спортсменки поехали в Швейцарию на соревнования, и посол в Швейцарии тут же прислал в ЦК КПСС телеграмму-SOS. Что наши бедные спортсменки голодают, потому что им не дали денег, что на фоне других спортсменов они выглядят и одеты ужасно и что надо срочно что-то предпринять.
Этот документ есть в нашем архиве, но его нет на выставке: к сожалению, мы не смогли показать многое, что не имело непосредственного отношения к Олимпиадам советских времен.
Эта телеграмма во многом стала толчком – вопрос обсуждался на заседании президиума ЦК в 1954 году, когда только пришел к власти и укреплялся Никита Сергеевич, и там прозвучало, что с этим надо что-то делать. Заодно, кстати, повезло деятелям культуры и науки: было решено их тоже одевать как следует, когда они выезжают за границу.
— Случались в руководстве страны споры о том, сколько мы можем себе позволить потратить на участие в праздниках спорта?
— Так вопрос не стоял. К тому же зимние Игры раньше были намного менее масштабны, чем летние, это сейчас они разрослись. Правда, на Олимпиадах 1956 и 1960 годов большую роль играло то, что еще сохранялась сталинская установка — мы должны только побеждать. Например, на ту же белую Олимпиаду 1956 года в самый последний момент не послали команды по фигурному катанию, двоеборью и прыжкам с трамплина: есть документ, в котором написано, что они показывают низкие результаты и надежды выиграть нет. Кстати,
СССР вступил в Олимпийский комитет в 1951 году, и мы могли уже в 1952-м, еще при Сталине, поехать и на зимние, и на летние Игры. Но на зимние не поехали. Причина одна — очень боялись за результаты.
Мы нашли и показываем очень смешной документ. Вместо того чтобы отправить спортсменов на зимнюю Олимпиаду-1952, СССР отправил спортивных чиновников на сессию Международного олимпийского комитета. С директивой от ЦК КПСС — добиваться и требовать на сессии, чтобы такие виды спорта, как бокс, борьба, спортивная гимнастика из разряда летних видов спорта были переквалифицированы в зимние. Видимо, чтобы команда СССР могла успешно выступать зимой.
— Знаю, что вы нашли даже исторический документ об олимпийском Сочи.
— Да, мы обнаружили, что
в конце 1980-х у советского руководства возникла идея предложить город Сочи в качестве кандидата на проведение зимней Олимпиады 1998 года. Этот вопрос обсуждался в 1988 году, выбирали из трех точек – Бакуриани (Грузия), Медео (Казахстан) и город Сочи с поселком Красная Поляна.
Еще до распада СССР, после чего Бакуриани и Медео отпали сами собой, было признано, причем вполне объективно, специальной комиссией, что Сочи является лучшим из этих трех вариантов.
— Российские чиновники в курсе, что сочинская идея не нова?
— Кто знает? Документы до последнего времени были на закрытом хранении. Среди них есть бумага, подписанная председателем краснодарского крайисполкома: он писал в поддержку Сочи, обосновывал перед ЦК КПСС такой выбор. Значит, существовали разработки, технические расчеты. Возможно, они были использованы уже в наше время. А перед Сочи у советского руководства было желание устроить зимнюю Олимпиаду в Ленинграде. Сохранилась стенограмма заседания, на котором Михаил Горбачев, уже ставший генсеком, интересовался у руководителя ленинградской парторганизации Романова: мол, это чья вообще-то идея, это нам предложили или мы сами за это выступаем? В общем, интересный диалог. Но сама идея заглохла.
Михаил Делягин о Михаиле Зурабове
Думаю, говорить, кто такой Михаил Делягин, не стоит. Это экономист, доктор наук, часто мелькает в передачах современного медиапространства. А вот о Зурабове стали забывать, хотя было время, когда эта фамилия заменяла ругательство в устах пенсионеров России. Вот что о нем написано в Википедии.
Михаи;л Ю;рьевич Зура;бов — российский государственный деятель и дипломат.
Советник президента Российской Федерации (1998—1999 и 2007—2009). Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации (9 марта 2004 года — 12 сентября 2007 года). Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации на Украине (5 августа 2009 года — 28 июля 2016 года). Специальный представитель президента Российской Федерации по развитию торгово-экономических отношений с Украиной (c 19 января 2010 года по 4 августа 2016 года).
Родился в Ленинграде. Отец — Юрий Григорьевич Зурабов, высокопоставленный сотрудник Министерства морского флота СССР, разработчик международной космической системы аварийного спасения судов и самолётов «КОСПАС-САРСАТ». Мать — Энгелина Робертовна, доктор биологических наук, учёный-микробиолог.
По профессии — экономист-кибернетик. Кандидат наук. В 1978—1981 гг. — аспирант Всесоюзного научно-исследовательского института системных исследований. Судьбу Зурабова решила случайная встреча: приехав в заражённый после аварии атомной станции Чернобыль, он познакомился с будущим министром атомной промышленности Адамовым. Дальнейшая карьера Зурабова оказалась тесно связана с «дочерними» структурами ведомства министра Адамова и близкими к нему организациями. Так, уже в 1988 году Зурабов занял должность председателя совета директоров АО «Конверсбанк», а с 1992 по 1998 возглавил медицинскую страховую компанию МАКС. 28 октября 1998 года Зурабов стал советником президента Б. Н. Ельцина по социальным вопросам.
В 1999—2004 гг. — председатель правления Пенсионного фонда Российской Федерации.
С 9 марта 2004 года по 24 сентября 2007 года — министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации. (Примечание – сменил в должности министра доктора медицинских наук Шевченко, до своего министерского поста руководившего институтом кардиохирургии в Санкт-Петербурге. Вот так – доктора медицинских наук сменил экономист-кибернетик, без опыта практической работы в здравоохранении – А.Щ.)
В ноябре 2004 года Зурабов провозгласил реформу здравоохранения.
Является одним из организаторов монетизации льгот в 2005 году. (Примечание – именно тогда о Зурабове стали говорить пенсионеры России как о враге – А.Щ.)
Осенью 2006 года по итогам проверки Счётной палатой Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), курируемого Зурабовым, Генпрокуратура возбудила уголовные дела и арестовала его руководство, включая председателя ФОМС Таранова. Тот вместе с Зурабовым (и своим первым заместителем в ФОМС Яковлевым) входил в число учредителей компании «МАКС», где в 1994—1998 гг. был заместителем Зурабова. По непроверенным данным Зурабов пролоббировал его назначение на пост главы ФОМС в 1998 году.
После ухода из министерства здравоохранения и социального развития Зурабов назначен советником президента Российской Федерации по проблемам реформирования социальной сферы (Указ президента Российской Федерации от 7 октября 2007 года № 1341, но указ о назначении Зурабова не был опубликован в разделе «документы» сайта президента, фамилии Зурабова не было в числе девяти советников президента, упомянутых в справочнике «Структура администрации президента». Информагентства об этом назначении не сообщали. После инаугурации Дмитрия Медведева информация о назначении Михаила Зурабова была размещена на сайте президента России.
25 июня 2009 года Комитет Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками поддержал кандидатуру Михаила Зурабова на пост посла России на Украине. За его кандидатуру проголосовали 7 из 8 членов комитета, 1 депутат высказался против.
Когда я цитирую это слова из Википедии, на ум приходят три отличных советских фильма – «Волга-Волга», «Карнавальная ночь» и «Штрафной удар», в которых показывают номенклатурного чиновника, для которого все равно, чем руководить, лишь бы руководить – банно-прачечным комбинатом, домом культуры, районным спорткомитетом. Не кажется, что Зурабов слеплен по лекалам героев Игоря Ильинского и Михаила Пуговкина?
Что случилось с отношениями Украины и России, нам известно. И это произошло в то время, когда послом в этой дружественной, как нам казалось, стране, пришел фашистский режим, что привело ко многим ужасным последствиям, о которых, я думаю, знает каждый мой читатель.
Недавно прочитал довольно большую статью Михаила Делягина о Михаиле Зурабове, которую предлагаю вашему вниманию без сокращений:
Зурабов стоял у истоков таких катастроф, затронувших большинство семей страны, как пенсионная и медицинская реформы, людоедская “монетизация льгот” и обрушение Украины в нацизм — и при этом сумел остаться в тени, скользнув невнятной фигурой по периферии общественного сознания.
Между тем этот яркий и удачливый либерал, ставший идеальным исполнителем реформ, перед которыми замирали в ужасе даже самые оголтелые разрушители России, заслуживает чего угодно, только не забвения.
Троечник с отличными связями
Зурабов родился в 1953 году в Ленинграде в весьма успешной семье.
Отец в системе Минморфлота СССР разрабатывал международную космическую систему спасения судов и самолетов «КОСПАС—САРСАТ», имел хорошие связи в Совете министров.
Мама, доктор биологических наук, специализировалась на микробиологической защите растений, занимаясь не столько разработкой новых препаратов, сколько добыванием финансирования для проектов своих коллег.
Её отец руководил одним из крупных предприятий Минсредмаша — будущей части Минатома РФ.
В 1970 году Зурабов окончил знаменитую физико-математическую школу, из которой вышло много всемирно известных ученых, Борис Гребенщиков и Алиса Фрейндлих. Тихий троечник с примерным поведением был четко ориентирован: получил «отлично» лишь по физкультуре и английскому языку.
Поступил — вероятно, с поддержкой отца — в Ленинградский институт водного транспорта, но уже через полгода перевелся в престижный Московский институт (сейчас Госуниверситет) управления на редкую и перспективную тогда специальность экономиста-кибернетика.
Три года после окончания вуза провел ассистентом на кафедре, и лишь потом поступил в аспирантуру в ключевом для последующей истории страны месте — во Всесоюзном научно-исследовательском институте системных исследований (ВНИИСИ), в лаборатории блистательного молодого члена-корреспондента АН СССР и замдиректора института Станислава Шаталина. Тогда в этой же лаборатории работали Гайдар, Авен, Данилов-Данильян (в 1991-1996 гг. — министр охраны окружающей среды и природных ресурсов) и Лопухин (министр топлива и энергетики в правительстве Гайдара), а в институте работали близкий друг Березовского, бизнесмен и писатель Дубов, а также, по некоторым данным, сам Березовский и тележурналист Сванидзе.
Зурабов и там себя не зарекомендовал; воспоминания о нем уничижительны: «Серая мышка. Любил теоретизировать, писал смутно, говорил еще смутнее. Никакого таланта», — кроме умения стать душой любой кампании. В итоге по окончании аспирантуры, похоже, не смог даже написать диссертацию и продержался в лаборатории Шаталина лишь полгода.
В 1981 году ушел преподавать в монтажный техникум, потом устроился инженером в московский институт «Оргтехстрой-11», где в 1982 году защитил диссертацию. В 1983 стал (вероятно, при поддержке деда) старшим научным сотрудником «атомного» института монтажной технологии, где проработал до 1988 года и «дорос» до начальника лаборатории.
В 1986 году в Чернобыле Зурабов познакомился с замдиректора Курчатовского института Е.О.Адамовым.
Вероятно, тот помог Зурабову в 1988 году стать замдиректора по экономике треста «Моспромтехмонтаж», также входившего в систему Минатома, а в 1990 году возглавить совет директоров «Конверсбанка», созданного руководителями атомной промышленности для кредитования конверсионных программ, а также, похоже, для участия в прибыли отрасли.
В 1992 году Зурабов создал страховую компанию «МАКС» (среди ее учредителей был и Е.О.Адамов). Добившись посещения своей компании Лужковым, обаял его; «МАКС» получила господряды, включая льготное страхование жилья. В феврале 1997 года она стала генеральным страховщиком Минатома. В 1998-2000 гг. «МАКС» (похоже, благодаря возвышению Зурабова) стал основным страховщиком «Росэнергоатома», «Русского алюминия», «Аэрофлота» и Государственного таможенного комитета.
В круг ельцинской «семьи» Зурабова, по тогдашним оценкам, ввел Березовский. Цепкий и безжалостный бизнесмен, фонтанировавший идеями, очаровал всех, от кого зависела карьера. В правительстве Кириенко Зурабов стал первым замминистра здравоохранения, курирующим «профильное» для «МАКС» обязательное медицинское страхование.
Реформаторы клана Чубайса, формируя правительство Кириенко, сдерживали представителей «семьи»; вице-премьер Сысуев подчеркнул, что должность Зурабова вводится лишь на месяц. Но тот пережил в своем кресле правительство Кириенко, покинув должность лишь в октябре 1998 года, при формировании правительства Е.М.Примакова: он сделал потрясающий шаг наверх, став советником президента Ельцина по социальным вопросам. Через несколько месяцев при реорганизации администрации президента увольнения из всех его советников избежали лишь сама Дьяченко и Зурабов. Он уже был членом «семьи». Советником Ельцина Зурабов пересидел премьерство Е.М.Примакова — и сразу после его отставки возглавил Пенсионный фонд.
По рассказам того времени, Ельцин не хотел назначать Зурабова, но тот упал на колени и, буквально целуя президенту руки, стал умолять сделать его главой Пенсионного фонда, обещая вечную верность. Это шокировало даже всё повидавшую Дьяченко, но Ельцин не выдержал.
При В.В.Путине Зурабов сохранил должность: ключевой представитель «семьи» Волошин остался главой администрации президента, а считавшийся, как и Волошин, ставленником Березовского Касьянов стал премьером.
«Лучший друг пенсионеров»
В конце 2001 года Зурабов представил проект пенсионной реформы, по которой частные компании спекулировали бы накопительными средствами пенсионеров на фондовом рынке, повышая его котировки.
Первую серьезную попытку пенсионной реформы либералы предприняли в конце 1996 года. Документы, подготовленные реформатором еще «первой волны» М.Дмитриевым, уже содержали её основные принципы, но помощник президента Игнатьев (потом председатель Банка России) выявил подтасовку. Показав в расчетах, что благоприятное с точки зрения демографии время для распределительной пенсионной системы продлится еще 10 лет, то есть до 2007 года, в выводах либералы писали, что времени осталось «до конца десятилетия» и реформа нужна поэтому прямо сейчас.
Вторая попытка была предпринята Центром стратегических разработок под руководством Грефа в начале 2000 года при подготовке для В.В.Путина социально-экономической стратегии до 2010 года. Проект Стратегии-2010 заменял социальное государство «субсидиарным», дающим лишь минимум помощи и лишь самым бедным. Когда обнаружилось, что либералы попрали Конституцию (провозглашающую Россию социальным государством), фразу об этом убрали, сохранив содержание. Низкое качество стратегии не дало принять её.
Проект Зурабова конца 2001 года был уже третьим подходом либералов к пенсионной реформе. Величина распределительной пенсии должна была быть не постоянной, а зависеть от состояния бюджета. Накопительная же пенсия должна была зависеть как от величины средств на индивидуальном счете, формируемом из зарплаты, так и от успешности управления ими. Гарантии не предусматривались, пороки пенсионной системы (слабость контроля и регрессивная шкала обязательных социальных взносов, провоцирующая уход россиян «в тень») не исправлялись.
Не считая реформы электроэнергетики, Земельного и Трудового кодексов (первый дал «зеленый свет» созданию латифундий, второй позволил работодателю запрещать забастовки), это была единственная разрушительная либеральная реформа, на которую пошел Касьянов.
По аппаратным рассказам того времени, осенью 2003 года Зурабов с помпой продемонстрировал Касьянову работу машины, полностью готовившей к отправке «письма счастья» будущим пенсионерам. Премьер был впечатлен, но оказалось, что сверхдорогая импортная машина работала лишь с импортной бумагой — столь дорогой, что использование её иначе как для демонстрации начальству было невозможно. То, что Касьянов стерпел превращение себя в посмешище для всего госаппарата (если, конечно, эта история верна), характеризует не только его как политика и члена либерального клана, но и влиятельность Зурабова. Он установил отношения с Волошиным и, по данным СМИ, регулярно отдыхал вместе с ним в Приэльбрусье и потом, в бытность «Стальевича» председателем Совета директоров РАО «ЕЭС России».
Инициировав реформу, Зурабов блокировал информирование людей, ущемил в правах частные компании, и более 90% сохранили средства в Пенсионном фонде под управлением Внешэкономбанка.
А в начале 2007 года он предложил правительству конфисковать эти деньги и направить их на покрытие дефицита Пенсионного фонда. Мол, доходность средств под управлением Внешэкономбанка ниже инфляции — и потому доверивших свои средства государству надо лишить накопительных пенсий. Представитель Минздравсоцразвития назвал подписанный Зурабовым и направленный им в правительство документ предварительным и «сырым», но через несколько лет его идея была реализована либералами — разве что доверенные государству накопительные взносы забрали не совсем, а на неопределенное время.
Таким образом, ужасающий своим бесчеловечием хаос пенсионной реформы подготовлен именно Зурабовым.
Ликвидатор льгот
После панической отставки Касьянова в феврале 2004 года Зурабов возглавил созданное «под него» Министерство здравоохранения и социального развития — и стал одним из инициаторов людоедской «монетизации льгот». Она за несколько дней вызвала массовые протесты и перекрытие федеральных трасс; в холода за 2,5 месяца на улицы вышло более 2 млн. человек. Непосредственной причиной стало лишение пенсионеров бесплатного проезда городским транспортом с заведомо недостаточной денежной компенсацией. С учетом бедности пенсионеров, это лишало их возможности перемещения.
Либералы игнорировали указания специалистов на то, что в бедном обществе, где в социальной помощи нуждается большинство, натуральные льготы наиболее экономны, так как ими пользуются только те, кому они нужны (а деньги нужны всем и без ограничений).
При «монетизации льгот» деньги получили и те, кто пользовался льготами мало (например, сравнительно здоровые пенсионеры). Компенсация же пользовавшимся ими интенсивно была заведомо недостаточна и обернулась грабежом.
Организаторы реформы хотели добиться экономии, но массовые протесты вынудили нарастить финансирование, и «монетизация льгот», помимо падения уровня жизни и массового недовольства, вызвала дополнительные расходы бюджета.
Замена натуральных льгот выдачей денег консолидировала разрозненные денежные ручейки в мощные финансовые потоки, значимые на федеральном уровне: слишком масштабные, чтобы учитывать нужды людей, но зато выгодные с точки зрения управления ими, направления их на те или иные рынки, политического влияния и, вероятно, коррупции.
Коммерциализация социальной сферы (то есть переориентация ее с помощи людям на извлечение прибыли из их несчастий) в сочетании с концентрацией финансовых ресурсов, похоже, была настоящей целью социальных реформ, и её Зурабов достиг.
Судьбы же десятков миллионов людей, по-видимому, не имели для либералов никакой ценности.
Искоренение здравоохранения
В ноябре 2004 года Зурабов провозгласил реформу здравоохранения. Его, по примеру США (где медпомощи и сейчас лишены десятки миллионов людей), предполагалось сделать полностью страховым. Разумеется, шла речь и о приватизации лечебных учреждений.
Об уровне Зурабова свидетельствовало его предложение для экономии «сократить сроки бесплатного пребывания пациентов в больницах до пяти дней».
В марте 2005 года он сообщил о замене врачей-специалистов на «врачей общей практики», которые обычно всё равно отправляли больного к специалисту и, по сути, заменили обычную медсестру в регистратуре. Это привело к удорожанию медпомощи, росту врачебных ошибок (врач «общей практики», да и врач-специалист, были заняты, прежде всего, отчётностью) и замедлению постановки диагноза (что, например, в онкологии критически важно).
Поскольку «врач общей практики» получал обычно больше врачей-профессионалов, возник их дефицит, так как они стали отказываться от профессий. Это, насколько можно судить, снизило доступность здравоохранения и сильно навредило демографии.
Но для либералов успех был налицо: рост отчетности создал иллюзию управляемости, дело оздоровления народа превращалось в дело извлечения из его болезней частных прибылей (а врач, превращенный в бизнесмена, заинтересовывался в как можно более долгом, дорогом и менее результативном лечении).
В сентябре 2005 года президент В.В.Путин объявил — вероятно, с подачи Зурабова — о создании ряда высокотехнологичных медицинских центров, чтобы сделать общедоступными сложные дорогие операции. То, что общественное здоровье, прежде всего, зависит от профилактики и лечения на ранних стадиях, никого, похоже, не интересовало.
Зурабов торжественно обещал построить первые 6 центров уже в следующем, 2006 году. Невозможность этого (только проект разрабатывается год) была не важна: под его обещание в бюджет было заложено 12,6 млрд. рублей.
А Зурабов и не думал торопиться: конкурс на проектирование и строительство медцентров Минздравсоцразвития провел лишь в сентябре 2006, а на начало 2007 года ни по одному из них еще не было даже проектно-сметной документации.
Возможно, ему не удалось «оседлать» строительство медцентров, и он объявил, что центры будут собираться из неких «медицинских модульных блоков» с уже установленным оборудованием. Чем являются эти «медицинские блоки», специалисты не могли даже представить. Зато было четко указано, что поставлять их будут в основном из Германии, цена их составит 80% стоимости медцентров, а проверить адекватность цен в силу их уникальности нельзя.
Строительство первого из 15 центров завершилось лишь в 2008 году, уже после отставки Зурабова.
Единственный провал: коррупционный скандал в ФОМС
Осенью 2006 года по итогам проверки Счетной палатой Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), курируемого Зурабовым, Генпрокуратура возбудила уголовные дела и арестовала его руководство, включая председателя ФОМС Таранова. Тот вместе с Зурабовым (и своим первым заместителем в ФОМС Яковлевым) входил в число учредителей компании «МАКС», где в 1994-1998 гг. был заместителем Зурабова. По оценкам, Зурабов пролоббировал его назначение на пост главы ФОМС в 1998 году.
Руководство ФОМС было обвинено в том, что выделяло регионам деньги на лекарства и закупало лекарства у их продавцов только при условии крупных «откатов». Председатель ФОМС, четыре его заместителя, главбух, начальники контрольно-ревизионного и финансово-экономического управления получили до 9 лет колонии строгого режима. Это пока единственный случай системного наказания за коррупцию.
Депутат Госдумы Александр Хинштейн отметил: «Это уже не первый случай, когда министр здравоохранения приносит своих людей в жертву. Так же с позором был изгнан глава Росздрава Прохоров; глава Росздравнадзора Хабриев. Всякий раз Зурабов, как пономарь, твердит одно и то же: он, дескать, не знал; его подставили». И он же подчеркивал: «Я имел возможность воочию наблюдать, сколь жестким и авторитарным руководителем является министр здравоохранения: без его ведома не пролетит и муха».
Но следствие по делу ФОМС пришло к иному выводу, поэтому Зурабов продолжил свою блистательную, хотя, похоже, и смертельную для многих карьеру.
ДЛО: личный Клондайк?
Руководство ФОМС попалось на злоупотреблениях в рамках «дополнительного лекарственного обеспечения» (ДЛО), возникшего для снабжения части «льготников», нуждающейся в дорогих лекарствах: несогласившиеся принять в обмен на них незначительные деньги, сохранили права на льготы.
При разработке механизма ДЛО заявлялось, что поставщики лекарств «льготникам» будут отбираться на конкурсах. Насколько можно судить, этого сделано не было: первоначальная директива Зурабова навязывала регионам пять отобранных никому не известным образом компаний для снабжения лекарствами всех федеральных «льготников».
Обеспечением региональных «льготников», которых было значительно больше, должны были, по мысли Зурабова, заняться страховые компании. Их предстояло отбирать региональным чиновникам, но Министерство ввело для них специальную лицензию. В итоге, как минимум, в ряде регионов работу с «льготниками» на первом же этапе монополизировали страховая компания «МАКС» или ее дочерние структуры. Цены льготных лекарств (оплачиваемых государством), несмотря на все скандалы и разоблачения, уверенно превышали цены коммерческих аптек.
После ареста руководства ФОМС проблемы ДЛО усугубились: то ли из-за дезорганизации системы, то ли как попытка давления на следствие. В январе-феврале 2007 года «льготники» получили в 2-3 раза, а то и вчетверо меньше лекарств, чем за то же время 2006-го. В некоторых регионах выписка лекарств, в том числе против тяжелых заболеваний, прекратилась вообще. По сообщениям СМИ, причиной стали непонятно кем и как допущенные «ошибки» в планировании ДЛО, из-за чего долг государства перед поставщиками лекарств (в том числе и из-за завышения цен на них) составил 40 млрд.руб., и те прекратили их предоставление.
Но Зурабов потерял кресло министра лишь с заменой премьера Фрадкова Зубковым в сентябре 2007 года. А уже в октябре он стал советником президента по социальной политике. Причем, если о его отставке было объявлено (что до начала активных действий его преемницы Голиковой, получившей прозвище «мадам Арбидол», вызвало ликование), то о назначении не сообщалось. В результате общество думало, что Зурабов наказан хотя бы изгнанием с административных высот. Став президентом, Медведев переназначил Зурабова.
Могильщик российских интересов
По официальной версии, Медведев подписал Указ о назначении Зурабова послом 5 августа 2009 года, не дожидаясь официального согласия Украины, что было бы беспрецедентной демонстрацией пренебрежения украинским суверенитетом, если бы не было, вероятно, столь же беспрецедентной демонстрацией невежества и неорганизованности. Правда, если судить по номеру Указа, он был подписан не ранее 12 августа, «задним числом», чтобы спасти Медведева от неловкости после его открытого письма Ющенко 11 августа, в котором последний был обвинен в «отходе от принципов дружбы и партнерства».
Приезд посла на Украину был отложен; Зурабов приступил к работе лишь в январе 2010 года, когда после первого тура выборов Ющенко с 5% голосов выбыл из президентской гонки. Зурабов прибыл на Украину до второго тура и вручил копии верительных грамот не президенту Ющенко (хотя грамоты были выписаны на его имя), а министру иностранных дел Порошенко. 2 марта он вручил оригиналы этих грамот (как сообщалось) свежеизбранному президенту Януковичу, и, похоже, несовпадение фамилий адресата и получателя никто не заметил.
В одной из депеш госдепартамента США, опубликованных WikiLeaks, говорилось, что в 2010 году Порошенко назвал Зурабова человеком, способным обеспечить «перезагрузку» российско-украинских отношений.
Лояльность Зурабова Порошенко породила предположения, что он стал его младшим партнером по некоторым коммерческим проектам на Украине.
Он не только продолжил, но и усугубил политику, направленную на взаимодействие России с Украиной на уровне корпораций и олигархов, но не политиков, не экспертов, не молодежи и, тем более, не общественности.
По свидетельству директора Института стран СНГ К.Затулина, «…личные качества Зурабова, его. самоуверенность. не дали возможность послу РФ войти в круг людей, которые могли бы оказывать влияние на Януковича. Покровительственным тоном Зурабов резко выделялся на фоне дипломатов западных стран, которые с удовольствием пользовались его промахами. У украинских элит складывалось ощущение, что Зурабов считал себя не. послом на Украине, но представителем президента РФ в «Украинском федеральном округе». «
При нем посольство стало еще пассивнее, чем при его предшественниках, и, похоже, не пыталось предотвратить нарастания антироссийских настроений.
Развитие с ноября 2013 года протестов в центре Киева вызвало у Зурабова странную реакцию: фактическое самоустранение от своих обязанностей. В середине января 2014 года американские аналитики с восторгом отзывались о его бездеятельности и буквально пели ему осанну за отсутствие следов его деятельности в те дни, когда решалась судьба Украины, а США и Евросоюз прямо и публично вмешивались во внутренние дела соседнего с Россией государства.
Зурабов был отозван из Киева сразу после бегства Януковича 23 февраля 2014 года из-за нацистского государственного переворота, организованного, насколько можно судить, США при прямом соучастии министров иностранных дел Германии, Франции и Польши. Когда Порошенко сделали президентом, Зурабова вернули в Киев. На Минских переговорах он занял такую позицию, что, как сообщалось, представитель ополченцев по простоте душевной счел его «представителем Украины».
Замена Зурабова на посту спецпредставителя РФ в контактной группе по урегулированию ситуации на Украине Азаматом Кульмухаметовым вызвала стон в Киеве; украинская пресса отмечала, что он «принципиально представлял «партию мира». Плюс он считает, что Донбасс. должен находиться в составе Украины».
Директор музея школы, которую закончил Зурабов, удивилась вопросу о нём: «Чем гордиться? Как учился, так и работает — на тройки». Но этот троечник — на самом деле отличник. Зурабов филигранно разрушал все сферы, которые ему доверяли: пенсионную систему, соцобеспечение, здравоохранение, отношения с Украиной. Причина, вероятно, нацеленность на личное обогащение и сохранение при должности любой ценой. В этом качестве он представляется незаменимым для либералов «специалистом» — по разрушению.
Ведь для глобальных монополий, которым, похоже, служат либералы, в том числе и во власти, социальные расходы бюджета — лишь разбазаривание денег, которые должны быть украдены и стать финансовыми ресурсами глобальных монополий. А реинтеграция постсоветского пространства с участием России для них недопустима, так как может привести к созданию конкурента. Поэтому перспективы Зурабова безоблачны: в России еще есть, что уничтожать. Возможно, мы увидим его, например, в роли куратора ОПК.
Вот такую статью написал Михаил Делягин. Как человек, системно занимающийся экономикой России и знавший, что в ней происходит, он лично открыл для меня некоторые стороны деятельности Зурабова, о которых я догадывался, но весьма смутно. А сейчас мне все стало понятно. А вам, уважаемые читатели?