Протоиерей Серафим Слободской биография

СЛОБОДСКОЙ СЕРАФИМ АЛЕКСЕЕВИЧ

О. Серафим Слободской

Серафим Алексеевич Слободской (1912 — 1971), протоиерей

Родился 11 сентября 1912 года в селе Чернцовке под Пензой [1] в семье священника.

Отец его погиб в советском концентрационном лагере. Сын как лишенец не мог получить полного образования, но учился живописи, посещая курсы поощрения художеств. Работал по специальности художником-декоратором в Москве.

В начале Второй мировой войны мобилизован в армию, попал в батальон лишенцев, но избежал смерти. Был взят в плен немцами и сослан на принудительные работы в Германию. Выжил благодаря своим дарованиям художника.

После окончания войны избежал репатриации в СССР и жил в лагере для перемещенных лиц под Мюнхеном.

В 1949 году женился на княжне Елене Алексеевне Лопухиной.

11 марта 1951 года был рукоположен во диакона, а 22 апреля того же года — во священника. Состоял в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей.

С 22 апреля 1951 по 1 января 1952 года – третий помощник настоятеля Николаевской кафедральной церкви в Мюнхене.

В 1952 году уехал в США. В 1952-1953 годах – помощник настоятеля Святоотеческой церкви в Нью-Йорке.

Построил церковь Покрова Пресвятой Богородицы в городе Наяке близ Нью-Йорка, где с 1 июня 1953 года и до 1971 года служил настоятелем. Создал при этом храме образцовую приходскую школу.

3 октября 1963 года [2] был возведен в достоинство протоиерея за постройку храма.

Был духовным руководителем детского летнего лагеря и иконописцем. Составил популярный учебник Закона Божиего.

5 ноября 1971 года погиб в автомобильной катастрофе.

Награды

  • камилавка и золотой наперсный крест (за учебник «Закон Божий«, награжден одновременно без соблюдения установленной очередности награждения)

Сочинения

  • Краткий сборник статей апологетического содержания, Джорданвилль, 1958, 96 с.
  • Закон Божий для семьи и школы, Джорданвилль, 1959; 2-е изд. 1967; 3-е изд. 1973., многочисленные переиздания в России.

Документы, литература

  • Sede G., Russiche Orthodoxe Kirchen und Gemeinden in Deutschland. Eine Dokumentation ihrer geschihte, München, 1994 (список священнослужителей Германской епархии РПЦЗ за период 1921 по 1994, рукопись о. Г. Зейде).
  • «Духовное завещание прот. С. Слободского,» Православная Русь (Джорданвилль), 1971, № 21.
  • Памяти о. Серафима Слободского, Новое Русское Слово, 01.12.1971.
  • Папков А., «Протоиерей о Серафим Слободской,» Православная Русь (Джорданвилль), 1991, № 6.
  • Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре: 1921-1972 [сост. Н. М. Зернов], Boston: G. K. Hall & Co., 1973.

Использованные материалы

  • Нивьер Антуан, Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920-1995: Биографический справочник, Москва: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2007, 448.
  • Статья биобиблиографического справочника Религиозная деятельность русского зарубежья:
    • http://zarubezhje.narod.ru/rs/s_021.htm
  • «Все добродетели не имеют значения, если нет любви» (интервью с протоиереем Андреем Папковым), страница сайта Православие.ру:
    • http://www.pravoslavie.ru/guest/050919140651.htm

[1] Такое село было в Бессоновском районе Пензенской области. Другой вариант названия села — Черновка.

Протоиерей Серафим Слободской. Жизнеописание

Предисловие

Прошло более 40 лет с безвременной кончины моего отца, протоиерея Серафима Слободского. Но и до сих пор встречаются люди, у которых жив в памяти образ батюшки. И я постоянно вспоминаю отца, его жизнь и деятельность. Сегодня многие знают его только как автора книги «Закон Божий». Хотелось, чтобы все познакомились и с личностью отца Серафима и узнали о той жизненной школе, которую он прошел, и которая стала основой всей его пастырской деятельности и помогла ему в составлении его замечательного учебника. Думается, что пастырское самоотверженное служение батюшки может служить примером и уроком как для нынешнего духовенства, так и для мирян. Хотелось бы поделиться с читателем и тем хорошим, и даже изумительным, что отец Серафим смог осуществить за свою не очень долгую жизнь.

Еще в 70-х годах моя тетя, Ольга Михайловна Толстая, написала о жизни отца Серафима. Тогда еще были живы моя мать, матушка Елочка, и друзья батюшки, Андрей Александрович Ростовцов и Николай Александрович Папков, которые вместе с моим отцом прошли мытарства немецкого плена. От матушки главным образом и от них Ольга Михайловна получила сведения для своей статьи. Она была опубликована в журнале сестричества Покровского храма в городе Наяке (США). В то время многое ею написанное с точки зрения истории и политики было понятно русским за границей, но не совсем ясно нынешнему читателю. Где мог, я старался объяснять и давать справки или уточнения. Кроме того, сам написал много о жизни и деятельности батюшки в Наяке. (Издательство не всегда разделяет взгляд автора на события.)

Когда я писал эту книгу, то пользовался данными из бумаг, писем и записок отца, которые у меня сохранились. В первую очередь хочу поблагодарить мою супругу, Марию Олеговну, без которой этот труд никогда не вышел бы в свет. Ее заметки, работа с фотографиями, корректура и советы были неоценимой помощью в составлении этой книги. Благодарю моих сестер, Таню и Веру, за их поддержку и мою двоюродную сестру, Аллу Дмитриевну, которая передала мне семейный альбом с фотографиями моего отца и его семейства. Спасибо отцу Ярославу Беликову и Татьяне Владимировне фон Ашеберг за их корректуру и указания. Особенно хочу поблагодарить моего друга, протоиерея Андрея Папкова, духовного сына отца Серафима, с которым я часто советовался. Из его статей я черпал много идей, фактов и воспоминаний о моем отце. И, наконец, выражаю благодарность Татьяне Владимировне Пенкрат и Марии Владимировне Сарандинаки за разрешение использовать труд их матери, Ольги Михайловны Толстой.

Вспоминая моего отца, доброго пастыря-молитвенника, наставника многих и настоящего русского батюшку, протоиерея Серафима Слободского, я искренне надеюсь, что эта книга послужит вдохновляющим примером как для молодых служителей Православной Церкви, так и всем православным людям!

Содержание

  • Часть первая
    • Детство и юность
    • Жизнь в Москве
    • Воинская повинность
    • Война
  • Часть вторая
    • Плен
    • Военнопленный художник
    • Путь на запад
    • Луккенвальде
  • Часть третья
    • Приезд в Америку
    • Постройка храма
    • «Закон Божий»
    • Приходская жизнь
    • Воспитание детей при церкви
    • Приходская школа
    • Матушка
    • Деятельность батюшки
    • Пасхальнаярадость
    • Встречи с архиереями и духовенством
    • Последние годы
  • Часть четвертая
    • Послесловие
    • Иерей Алексий Слободской и матушка Вера
    • Николай Александрович Папков
    • Андрей Александрович Ростовцов
  • Приложение
  • Слово архиепископа Аверкия на отпевании протоиерея Серафима Слободского
  • Проповедь протоиерея Серафима Слободского об издании «Закона Божия»
  • Духовное завещание протоиерея Серафима Слободского
  • Краткие сведения о зарубежных архиереях

протоиерей Серафим Слободской

Труды на иностранных языках

Биография

Детство и юношество

Протоиерей Серафим Слободской родился в семье православного пастыря, в окрестностях города Пензы, в селе Чернцовке, 11 сентября 1912 года.

Имя Серафим получил в честь и память святого Серафима Саровского. Родители с детства воспитывали его в рамках христианских традиций. Будучи сыном священника, Серафим часто присутствовал на богослужении; можно сказать, что он вырос при храме.

С основами вероучения познакомился ещё в детстве. Уже тогда, в меру возраста, проникся любовью ко Христу, а по мере взросления всё больше и больше утверждался в желании посвятить себя служению Богу.

С последовавшей после Октябрьской революции сменой государственного строя христианская вера была объявлена мракобесием, средством эксплуатации, изобретением попов, и стала вытравливаться из сознания масс.

Последовали гонения на Церковь. Священнослужителей, несогласных с политикой власти, подвергали арестам и пыткам, казнили как ярых антисоветчиков.

В конце 30-х годов отец Серафима был подвергнут аресту, после чего осужден. Погиб в одном из советских концентрационных лагерей.

Трудовая жизнь. Военные годы

Серафим Алексеевич, как сын осужденного антисоветчика, не имел возможности получить полноценное образование.

По завершении школы он перебрался в Москву. Здесь обучился основам живописного искусства на курсах поощрения художеств, трудоустроился на должность художника-декоратора.

Перед началом Великой Отечественной войны квартировался у родственников. Во время войны был призван на воинскую службу. Попал в плен к фашистам, затем был отправлен в Германию на принудительные работы.

Пребывая в плену он избежал смерти благодаря художественному дарованию. Сообщают, что однажды он изобразил портрет часового, чем вызвал его восторг. После этого случая Серафима Алексеевича разместили в отдельном помещении, вместе с живописцем С. Подорожным, преподававшим живописное мастерство коменданту. В качестве поощрения Серафим получил разрешение посещать храм по воскресным дням.

Во время войны он возгорелся желанием построить церковь, если Бог выведет его из страшных перипетий.

После разгрома нацистской Германии отказался от возвращения на Родину, какое-то время оставался под Мюнхеном. Он хорошо сознавал, что его ожидало в Советском Союзе как военнопленного, сына репрессированного антисоветчика, да ещё и имевшего послабления от фашистских властей.

Священство

В 1949 году С. Слободской соединил себя узами брака с княжной Еленой, дочерью князя Алексея Лопухина. Впоследствии от этого брака родились дочь и сын: Татьяна и Алексей.

В марте 1951 года Серафим Алексеевич был рукоположен во диакона, а в апреле его возвели в сан иерея (под юрисдикцией РПЦЗ).

Вплоть до начала 1952 года он служил в Мюнхенском Николаевском кафедральном храме помощником настоятеля.

В 1952 году отец Серафим оставил Германию и эмигрировал в США.

В период с 1952 по 1953 год служил помощником настоятеля в Нью-Йоркской Святоотеческой Церкви.

По воздвижении храма Покрова Пресвятой Богородицы в Наяке (недалеко от Нью-Йорка), в строительстве которого он принимал личное участие (причём, не только как один из инициаторов и администратор, но и как рабочий, строитель), стал настоятелем этого храма.

Очень скоро стараниями отца Серафима при церкви была организована приходская школа.

Осуществляя пастырское служение, отец Серафим не забывал про дар живописца и находил нужное время для занятий иконописанием.

Зная о низком религиозно-образовательном уровне в эмиграционной среде и о нехватке доступной, но вместе с тем емкой и содержательной литературы, отец Серафим взялся за труд по составлению специального учебного пособия для приходских школ. Эта деятельность вписана в его биографию особой строкой.

Поначалу отец Серафим Слободской планировал создать многотомное произведение, но впоследствии остановил выбор на однотомном. Плодом его труда стал учебник по Закону Божьему. За эту работу, завершенную в 1957 году, был удостоен золотого креста и камилавки.

Учебник включил основные богословские понятия, важнейшие молитвы, краткий пересказ и комментарий на историю Ветхого и Нового Заветов, главные положения христианской нравственности, учение о храмовом богослужении, Церковных Таинствах. Впоследствии это творение было признано лучшим пособием по изучению веры для семьи и школы.

В 70-е годы XX века учебник попал в Советский Союз и сразу же получил признание верующих. Первое время он издавался полулегально, переписывался от руки. В 90-х годах он стал издаваться в России многотысячными тиражами.

В 1963-м (по другим данным, в 1964-м) году отец Серафим был возведен в звание протоиерея.

В последние годы перед кончиной отец Серафим страдал от сердечной болезни.

Преставился ко Господу 5 ноября 1971 года. Архиепископ Аверкий (Таушев), будучи тяжело больным, прибыл лично проводить батюшку «в путь всея земли». Отпевание отца Серафима в Покровском храме, продолжавшееся четыре часа, владыка совершил в сослужении восемнадцати священников, приехавших отовсюду.