Протоиерей Павел Нога биография

Кулевча — песня Родины моей
Рассказы матушки Наталии Нога

Рассказ первый

В 2001 году, в Свято-Николаевском храме с. Кулевча, на вечерней службе, во время каждения, настоятель Храма протоиерей Павел Нога, заметил, что настенные иконы великомученицы Варвары, мученицы Наталии, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии начали мироточить. На ножках мучениц появились мироточивые крестики и струечки из них опускались вниз по стене. Из пальчика мученицы Надежды тоже текло святое миро.
Также, в нижней части мироточили настенные иконы апостола Иакова, мученицы Клавдии и равноапостольного князя
Владимира. На иконе князя Владимира, под грудью, появился мироточивый крест и из него стекала струечка миро — 18 сантиметров длиной.

Рассказ второй

Через некоторое время замироточил Крест-Голгофа. Это была удивительная картина — на груди Спасителя появилось сразу множество капелек миро. Со временем, появилось множество струечек миро, текущих через все Распятие.
Благоухание от Креста бывает часто, но слышат не все, а кому Бог дает эту благодать.

Рассказ третий

Однажды к нам на Украину привезли из Российского села Державино Оренбургской области икону Кровоточивого Спасителя и мироточивые иконы Божией Матери и Святого Николая Угодника.
Эти иконы привезли в с. Новоселовку Саратского района Одесской области. Мы с батюшкой поехали приложиться к святыням.
Благодать Господня так призывала к себе, что я три раза подходила и прилаживалась к этим святыням. А потом купила иконку Всецарицы — помощницу от раковых заболеваний и приложила ее к чудотворным иконам.

Рассказ четвертый

Прошло, приблизительно, пару недель после посещения тех святынь и я, подходя к иконам, по обыкновению хотела приложиться к Касперовской иконе и иконе Всецарица, вложенной в верхнюю часть киота Касперовской иконы, в уголок. Каково было мое удивление, когда я увидела, что из киота Касперовской иконы истекает миро на иконку Всецарица и они, сразу обе мироточат! Каждый день миро опускалось все ниже и ниже.

Рассказ пятый

Знакомый батюшка посоветовал свозить икону к Митрополиту Агафангелу. Отец Павел повез икону к Владыке. Высокопреосвященнейший приложился к святыне и благословил занести в монастырский Храм, чтобы монахи и прихожане, по окончании службы приложились к иконе. Но людей было мало. Батюшка увез икону домой.

Рассказ шестой

С нескрываемым, радостным волнением готовились к торжественному вношению святынь в Свято-Николаевский Кулевчанский Храм. Во всем доме царило сильнейшее благоухание. Лампады зажигались сами, без помощи людей. Боже, какое чудо мы переживали! Ничего подобного в нашей жизни не было. Несколько раз весь дом озарялся необычайным сиянием. И тогда батюшка сказал: «Мне кажется, что здесь присутствует сама Богородица. Давай созовем священников и с должным торжеством внесем иконы в Храм».
Из живых цветов выстлали под ноги дорожку, издали похожую на ковровую. Сплели прекрасный венок на икону и, под колокольный звон, величания и иные духовные песнопения внесли святыни в Храм. В необычном торжестве участвовали 18 священников.
Отслужили молебен. Настоятель сказал проповедь. Матерь Божия очень быстро начала прославлять Свою икону, исцеляя многих людей.
Весть о чудотворной иконе разлетелась по городам и весям. К иконе потекли живые реки паломников. Во все концы земли полетели известия, что от образа Касперовского происходят чудеса дивные. Были случаи исцелений от раковых заболеваний.

Рассказ седьмой

С радостью хочу рассказать о чудном исцелении Кулевчанской девочки Анастасии, в возрасте 4 года и два месяца. Врачи обнаружили у малышки раковую опухоль величиной с гусиное яйцо — 10x9x8 см (!) Оперировать боялись. Облучали. Болезнь прогрессировала. Метастазы пошли в мочевой пузырь.
Малышке тяжело было носить в себе такую беду. С каждым днем она таяла, силы покидали ее… она почти не могла ходить.
Лысенькую привезла ее родительница в Храм, на молебен. Девочку приложили ко всем чудотворным иконам. На второй день крошку снова привезли и Храм. Девочка с удовольствием пила чай и нашей трапезной, у нее появился аппетит.
После нескольких молебнов, девочку причастили Христовых Тайн и Милосердие Божие не замедлило прийти, В скором времени девочка полностью исцелела!
Анастасию повезли в Киев. Некий профессор согласился делать операцию: она шла недолго. Когда профессор вышел к родителям, его спросили: «Ну, что там? »
Доктор ответил; «Во всей практике моей такого еще не было! Опухоль высохла, как яичная скорлупа, отлепилась сама и лежала в брюшной части. Мы разрезали больную, увидели это чудо, забрали опухоль и зашили».
Многим людям Матерь Божия оттерла слезы и всевозможные прошения выслушивала, и помогала бедному человечеству.
Много людей исцелила Владычица от алкогольной зависимости и табакокурения. Некоторые по 25 лет курили и оставили эту пакость и деньги, и здоровье отнимающую у людей,
Много женщин, ие могущих забеременеть, выпросили себе деточек.
Одному только Богу известно, какие чудеса сотворила Богородица и нашем Храме, На сегодняшний день в «Книге благодарностей» записано 714 чудес и всевозможных исцелений. А сколько их еще не занесенных в книгу? Одному Богу известно, Один только Бог знает, сколько чудес произошло от Касперовского Мироточивого Благоухающего образа Божией Матери.
Эта икона очень часто меняет благоухание: вечером может пахнуть лилиями, утром — розами, а в обед — ландышами.

Рассказ восьмой

Однажды, Кулевчанскому Храму, паломником из Одессы был подарен Образ Нерукотворного Спаса в терновом венце. Теперь, этот добродетельный человек постригся в монахи, с именем Мефодий и подвизается в Афонском монастыре Симона Петра. Икона, подаренная им, вначале была такая темная, что ничего не было видно, только одни глаза едва были заметны.
За очень короткое время икона обновилась. Краски восстановились, и она имеет великую Божию благодать, исцеляет людей. Бесноватые очень боятся этой иконы. Непобедимая Божественная Сила исходит от этой иконы! Кто с верою к ней идет—получает благодатное исцеление.
Однажды, был такой случай. Из Одессы приехал к нам молодой профессор, — он занимается пересадкой почек, — и говорит: «Мой пациент приезжал в Кулевчу, вы приложили к нему икону Спасителя и он исцелился. Я — также болею почками».
Помолились. Батюшка приложил к болящему образ Нерукотворного Спасителя в терновом венце и паломник уехал. Через месяца полтора приезжает и говорит: «Батюшка, я прошел УЗИ, проверился на более современной аппаратуре и знайте, я полностью здоров!» Отслужил благодарственный молебен и записался в книгу исцелений.

Рассказ девятый

Рассказ десятый

В Храме Кулевчи есть еще одна удивительная икона Казанской Божией Матери. По красоте и благодати — равной не приходилось видеть!
Киот этой иконы открывается единожды в году, в пятницу Светлой седмицы. Собором священников, в киот торжественно ложатся срезанные в палисадниках Кулевчи белые лилии. Там они, с обрезанными корнями лежат до Троицы без земли, влаги и воздуха. Лилии очень быстро начинают роста, затем внизу засыхают, а вверху рост продолжается. На Троицу цветы всегда расцветают. Проходит примерно 8 месяцев, и из высохших стеблей нарождаются луковицы, а из луковиц — живые листочки и так живут до самой Пасхи, то есть почти целый год.
Ровно за неделю до Пасхи, листочки на луковицах начинают засыхать, ибо свою функцию сыграли, и вместо них ложат свежие лилии.
Было время, когда эта икона дышала, как живая, а из глаз Божией Матери обильно катились слезы. Эти слезки были очень соленые и жгучие. Многим паломникам батюшка ложил слезки на язык и место то терпло, немело на несколько часов, а у иных и на целый день.
От этой иконы трудно оторвать взгляд. Откуда бы ни смотрел на Богородицу — Она глядит нам прямо в глаза. Слава Богу Небесному, даровавшему нам такие величайшие святыни!

Рассказ одиннадцатый

В Храме есть еще одна икона. Мы называем ее икона-мученица. Враг рода человеческого, через людей, поверивших ему, крепко поиздевался над этим образом. Икону прострелили. Одна пуля попала Матери Божией в глаз, другая — в горло Спасителю Богомладенцу.
И этой иконы бесы очень боятся. Однажды, батюшка вынес эту икону из алтаря. Некая бесноватая женщина громко кричала. Если б вы знали, как тяжко мучился человек, простреливший икону.

Рассказ двенадцатый

В Храме Кулевчи есть мироточивая икона Матушки Матроны, Тульской и Московской чудотворицы. Привезли ее к нам из Почаева. Хозяйка иконы раба Божия Валентина, страдавшая кровотечением 4,5 месяца, исцелилась в нашем Свято-Николаевском Храме и решила, по благословению своего духовника, подарить икону в Кулевчанский Храм. В этот день, когда икону привезли к нам в Кулевчу, одна бесноватая упала, а другая так кричала, что казалось, весь мир слышит: такая благодать исходила от иконы.

Рассказ тринадцатый

Есть у нас благодатная чудотворная икона Почаевской Божией Матери, чудесным случаем обретенная нашим Храмом. Дочь священника болела и читала акафист апостолу Павлу, прося его об исцелении. Ночью, она увидела апостола Павла во сне, стоящего на зеленой лужайке. Она обратилась к нему с просьбой об исцелении и он обещал помочь.
Целый месяц пролетел, а апостол медлил с исцелением. Раба Божия Надежда усилила молитвы, слезно, горячо прося апостола Павла о помощи, и он обещал, говоря: «В устах апостола Павла — лжи не бывает!»
И еще он сказал: «Послан Богом хранить ваш дом. Слышу ваши молитвы и каждый: вздох вашей семьи, — и прибавил, — исцелю тебя в дни великого праздника. В три дня исцелишься».
Так и вышло. Пришел праздник Рождества Христова и в навечерие наша дочь Надежда полностью выздоровела.
Прошел почти год, без одной недели, до Рождества Христова. Мы с батюшкой поехали в Одессу. Пошли на базар для праздничных приготовлений. Дочь осталась в машине. Включила магнитофон с колядками и незаметно уснула. Во сне ей явился апостол Павел и сказал: «Включила колядки и спишь. Неужели и на Рождество Христово будешь спать?! Благословляю идти прославлять Христа Рожденного!»
Надежда спросила: «А хоть кто-то с верой перекрестится?» Апостол отвечал: «Перекрестится, перекрестится. Идите прославляйте Христа! Ты будешь 13-ая, как и апостолы, вместе с Христом их было 13. 12 апостолов и Христос. Так и вас будет 13».
По приезду домой, по благословению апостольскому и батюшкиному, дочь собрала 12 детей и начали разучивать колядки.
В день Рождества Христова, все дети приобщились Плоти и Крови Христовой и с радостью брали благословение идти колядовать во славу Божию и для нужд Церкви.
Когда они выходили из Храма, мы обратили внимание, что детей 14. Одна девочка приехала из города на каникулы к бабушке и, горячо плача, просилась пойти с детьми. Жаль было ее оттолкнуть и батюшка сказал Господними словами: «Приходящего ко Мне не изжену вон».
Я расстроилась и говорю батюшке: «Сказано, чтоб было 13, а их 14. » И, заплакав, я пошла домой. 14 детей вышли из церковного двора. Зашли в первый дом. Одному мальчику стало плохо и он, не колядуя, ушел домой.
И вот исполнились слова апостола Павла: «13 пойдут колядовать».
На второй день вновь вышло 14 детей. Один ребенок пошел в универмаг и опять осталось 13 детей.
И в третий день было 14 человек. Но одна девочка пошла отвести братика к тете, чтоб присмотрела, а сама поспешила колядовать. Но, пришедши в Храм, девочка не застала певчих, они ушли. Она расплакалась горько и, не зная куда дети пошли, вернулась домой. И снова колядовало 13!
Из этого случая, все мы ясно можем понять, что как бы ни хотели люди что-то сотворить, но все будет так, как Господь повелел через святых Своих.
Наколядованные за три дня деньги поменяли на доллары и
получилось ровно 500 долларов. Столько и нужно было заплатить за заказанную в Почаеве Почаевскую икону Божией Матери. И в этом случае открылся Божий Промысел, неустанно пекущийся о нас: денег дано было ровно столько, чтобы икона была куплена, ни рублем больше, ни рублем меньше.
Монахи Почаевские тут же, на месте обретения, освятили икону.

В послесловие к рассказам

На все воля Божия, что бы ни случилось. Иногда и плохое бывает, а потом, оказывается, что Господь на добро нам и терпения нашего ради попустил быть злу. А терпения, чаще всего, у нас всех не хватает.
Мы с батюшкой простые грешные люди. Мой батюшка так и говорит: «Как нас и земля-то еще носит да терпит?!»
И поругание за Христа тяжко терпеть, но похвалу от людей еще горьше знать.

Я рассказала вам о том, что было на самом деле, ничего не убавив и не прибавив.
Простите мне за неудачный слог. Да и за прочее, за все простите.
И еще: в Храме, где мы служим, есть и другие святыни благодатные.
Да и слава Богу за то, что Он дал нам рассказать.

Благодарим Бога за Его Милосердие, явленное нашему Храму, нашему Бессарабскому краю и Одесской епархии.

С Божьей помощью, будем смиренно возносить наши молитвы, благодарения и хвалу за Его Величайшую Любовь к нам грешным.

Благодарим и Пречистую Деву за Ее Любовь к нам, за Ее усердные молитвы перед Престолом Сына Своего о всех нас и о всем человечестве.

Пресвятая Богородица, помогай нам!

Святитель Николай и все святые, молите Бога о нас.

Спаси, Христе Боже, всех приезжающих и приходящих с верою в Кулевчанский Храм.

Матушка Наталия Нога. Из книги «Кулевча — песня Родины моей»

«Только на крючке страдания выуживается любовь»

«Если бы вы задали мне вопрос: отец Павел, а любите ли вы себя, я бы без колебаний ответил: конечно же, да! После чего я поставил бы запятую и продолжил: человек, который не любит себя, хулит Бога». С такого парадоксального утверждения начал разговорпротоиерей Павел Великанов, кандидат богословия, настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде. Но как полюбить себя, если от осознания собственной греховности опускаются руки? Как не скатиться в другую крайность и не возлюбить собственное несовершенство? В беседе с отцом Павлом мы пытались найти ответы на эти вопросы.

Восторженные влюбленные

— Бог привел тебя в этот мир с какой-то задумкой. Бог в тебя верит. Раз ты до сих пор живешь, можешь что-то делать, значит, Бог на тебя возлагает какие-то надежды. Что значит «я себя не люблю»? Это значит, что я решительно отвергаю все, что во мне есть. Тем самым я клевещу на творение Божие. Поэтому позиция полного самоуничижения не имеет никакого отношения к христианству. Христианство утверждает прямо противоположное: если мы не научились правильно любить себя, мы никогда не сможем любить ближних, не сможем любить Бога. От чего-то же надо отталкиваться.

— А как это — правильно себя любить?

— Правильная любовь к себе — это желание себе того, что уйдет с тобой в вечность. Это самый простой и понятный критерий. Вот пример: молодой человек встречает девушку и в нее жутко влюбляется. Он понимает, что она для него все содержание жизни. Если его спросить, любит ли он себя, он скажет: нет, я ее люблю, я весь в ней.

— Я даже знаю, что ответит на это девушка. Ей это очень быстро надоест. Рядом должен быть интересный человек.

— Да! Рядом должен быть человек, который есть! Потому что ситуация, когда вы есть только в другом, означает, что вас нет. Девушка даже не будет знать — кто вы, где вы, с кем она общается.

Влюбленность — это такой стартер, который подает в двигатель высокий ток, чтобы холодный движок закрутился. Стартер силой заставляет мотор работать. Нужен мощный вброс гормонов, чтобы вырвать человека из его привычного болота. Но ведь невозможно жить на постоянной стимуляции. Надо искать какую-то естественную форму жизни и, уже находясь в ней, дальше двигаться. Когда человек приходит к Богу, он чаще всего проходит этот романтический период в Церкви, когда все прекрасно. Вы говорите, что девушке такой молодой человек неинтересен. Но и в практической церковной жизни такой человек представляет мало интереса. Потому, что его в Церкви нет, он еще не появился как деятель, как активный субъект церковной жизни.

— Что стоит за таким экзальтированным и болезненным самоотречением человека?

— Чаще всего это экзальтированное самоотречение в любви есть перевернутая сторона человеческого эгоизма. Все равно человек в этом состоянии ищет своего. В нем не произошла та глубинная транс­формация, когда человек любит не потому, что он что-то от этого получает, а просто любит. И это для него становится единственно возможным нормальным состоянием.

— И это становится тем самым двигателем…

— …на котором можно въехать в Царствие Небесное!

Несчастные грешники

— Вот приходит к вам человек и говорит: батюшка, ох, грешен я! Вчера пил, сегодня пил и завтра пить буду. Каюсь, ненавижу себя, конченный я человек, батюшка. Что вы делаете в таком случае?

— Здесь нет и не может быть линейного подхода. Нельзя сказать — не пей, а то предам анафеме! Необходимо разобраться, почему человек начал заливать себя спиртным. Как правило, совсем плохие люди не пьют. Внутри есть глубинный конфликт между представлением о том, как должно быть, и реальностью, и этот конфликт собственными силами оказывается неразрешим. Поэтому первое, что здесь надо сделать, — помочь человеку найти в себе то лучшее, за что он может зацепиться. Надо помочь ему снова полюбить себя — только не пьяницу, а правильного, настоящего. Дать шанс. Здесь важно отыскать внутри такие стороны личности, куда Бога не стыдно пригласить, — и, поверьте, Он придет. Как только наладится общение между личностью и Господом, дальше работать будет проще.

— За что человек может зацепиться?

— А зацепиться он может только за себя самого — правильного, или былого, или желанного, но неосуществленного.

У святого Иоанна Кронштадтского был случай, когда он пришел в дом молодого рабочего, который пил. Дома была только измотанная жена с малыми детьми. Он присел, взял детей на руки, приголубил. Тут вваливается пьяный муж, видит священника, мрачнеет — что тебе тут надо, поп? А тот ему и говорит: посмотри, в каком раю ты живешь: милая супруга, замечательные детки, смотри, как все они тебя любят. Не меняй, пожалуйста, этот рай на смрад кабака. И тот протрезвел, расплакался. В общем, жизнь поменялась. Но, конечно же, здесь важна явная харизма огромной любви святого Иоанна, которая проникала сразу в сердце.

Благочестивые ненастоящие

— Где же разница между правильной и неправильной любовью к себе?

— Я сейчас попробую провести границу между двумя этими понятиями. Правильная любовь к себе выводит к источнику того, что только и можно любить, — к Богу. Если я люблю смотреть на картины великих художников, я люблю себя за то, что эти картины мне свидетельствуют о том, Кто является источником всякой красоты. А если мне нравится что-то неправильное, греховное, что, как я знаю, не войдет со мной в Царствие Небесное, я понимаю, что тем самым себя разрушаю.

Самовлюбленность — это отсутствие иерархии, когда я являюсь центром мироздания, а весь этот мир существует для того, чтобы мне было хорошо. Вот я считаю, что мне хорошо блудить, и это правильно в моей системе координат, потому что я же сам ее выстраиваю. Правильная же любовь всегда иерархична. Ты принимаешь то, что в тебе заложено Богом. Человек, правильно любящий себя, любит не себя самого в данный момент, он любит Божественный замысел о себе.

Этот замысел и будет соответствовать по-настоящему подлинной реальности, сотворенной Богом. Эгоист же создает вокруг себя некую виртуальную вселенную, которая оказывается в неизбежной конфронтации с объективной реальностью. Любая зацикленность на себе, сознание того, что ты находишься в центре мироздания, приводит к убеждению, что и Бог тоже является обслуживающей тебя структурой. Не Он в центре, а ты в центре. А Он не более чем инструмент для достижения тобой личного спасения.

— Но как отличить настоящее от ненастоящего?

— Не так давно у меня был такой случай. К нам пришел человек на исповедь со стандартным спис­ком грехов. Все это умиленно, покаянно было изложено. Наконец я его спросил: «Скажите, а что вас на самом деле беспокоит?». И я получил потрясающий ответ: «Ой, батюшка, я не могу вам рассказать, мне так стыдно». То есть все множество грехов, которые были изложены в весьма патетической форме, никакого отношения к его реальной жизни не имели. Это была просто благочестивая отговорка, чтобы его допустили до причастия. А когда речь пошла о том, чем он на самом деле живет, ему стало так стыдно, что он даже побоялся об этом говорить. Это религиозное лицемерие, то самое, в чем Спаситель обвинял в свое время фарисеев и саддукеев, та самая закваска, которой Он призывал избегать всеми способами.

— Но ведь этот человек все же хотел покаяться?

— Это вопрос того, что мы вкладываем в само понятие церковного покаяния. На самом деле нормальный человек много каяться не может. Невозможно еженедельно устраивать дома генеральную уборку. Вы с ума сойдете. А покаяние — это даже не генеральная уборка. Покаяние это когда до вас доходит, что вам надо одну стену сломать, крышу снести и надстроить еще один этаж. Вот это покаяние. В результате покаяния появляется новый человек. Но вы не можете сносить все, чем вы живете, постоянно. Вообще, в нормальной церковной жизни настоящее покаяние у человека происходит, когда он приходит в церковь, к Богу. Оно выражается в крещении или в Таинстве Покаяния, после чего он больше по-старому не живет. У него меняется все — круг общения, привычки, уклад. У того, кто глубоко покаялся, не возникает желания вернуться обратно, как пес на своюблевотину (2 Пет 2:22).

— И держит его как раз чувство любви к себе?

— Конечно! Ты здесь обрел себя настоящего. Когда ты посмотрел в сторону Бога, у тебя появился объективный критерий отделения себя фальшивого от себя настоящего. Настоящий — это богоданный я, который может быть развит в тот идеал, которым Бог тебя задумал. Такой человек становится интересен для других, потому что в нем начинает просвечивать искра Божия, то, ради чего человек пришел в этот мир.

— А что вы сказали тому человеку, который вам так и не покаялся?

— Договорился с ним, что он придет, когда дозреет и все обдумает.

— Пришел?

Упрямые плохие

— Как вы, священник, ищете в человеке эту подлинную божественную личность?

— Есть предельно простое правило: пока человек жив — он небезнадежен; иначе зачем Бог его здесь держит? Значит, в нем есть искра, которая где-то в глубине тлеет. А вот как ее найти — это вопрос не только пастырского опыта, но и реального соучастия Божественной благодати в духовном окормлении. Здесь не может быть универсальных рецептов.

— Вы можете привести пример такого возвращения человека к самому себе?

— Представим себе некую молодую женщину, которая много лет ходит в церковь. У нее хронические проблемы в семье с мужем. Ее ничего не радует, она считает себя полностью безнадежной и как жена, и как христианка. Муж, естественно, неверующий. Вся ее религиозность его в лучшем случае раздражает. Общаясь с ней, понимаешь, что она ищет волшебный ключик, для того чтобы этот нелюбимый муж или куда-то исчез или стал таким, каким она его хочет видеть. И первое, и второе — суть разновидности все того же эгоизма: «Я хочу!» Оказывается, что основная проблема конфликта — борьба за власть в семье. Уступать никто не хочет. Я в таких случаях пытаюсь напомнить человеку о том, что такое христианский брак. Ведь в нем муж — глава, который несет ответственность за всю семью. Когда женщина осознает это, она постепенно, очень медленно меняет свое поведение. И тут начинают появляться проблески. Она уже меньше достает мужа своими претензиями, муж вдруг начинает замечать присутствие жены. Ей самой становится легче, поскольку определенная часть полномочий в семье делегируется мужу. У нее появляется время для занятий тем, что ей интересно. В результате она успокаивается и примиряется с ситуацией. Как оказалось, жить в общем-то можно. Острота перешла в стабильность. Но все эти процессы — очень медленные, волшебных кнопочек нет.

— Эта женщина стала лучше?

— Понимаете, в Церкви нет простых понятий — лучше, хуже. Философ Григорий Сковорода писал: самое главное — найти сродность. Все наши беды от того, что мы не ищем сродности — соответствия тому Божественному замыслу, который есть у Бога в отношении нас. Если у нас остается одно покаяние, только одно утверждение «я плохой, и все тут», это нас ни к чему не приведет. Ты плохой зачем? Чтобы быть плохим? Но в Церкви нет культивирования плохости как самодовлеющей ценности. Нет! В Церкви есть культивирование святости. А грех — это то, что мешает приближению к святости. Грех — это те тормоза, которые надо снять, это глубинные зажимы, искривления человеческой души, которые не дают этому бутону раскрыться. Вот это есть грех.

Милые самовлюбленные

— Бывают ли ситуации, когда вам, наоборот, приходится разрушать чью-то любовь к себе? Как вы узнаете, что это надо сделать?

— Самодостаточность на лице написана. Такой человек мил, но совершенно закрыт. Это значит, что внутри он уже гниет. Этому человеку Бог уже не нужен. Обычно главным показателем такого состояния являются самые обычные формальные вещи: как часто человек ходит в храм, молится, соблюдает посты. Такие люди, как правило, уже «над» этим. У них свой VIP-коридор ко спасению, как они считают. Они свое «отработали». У меня все отлично, думают такие люди, вот только забыл одну мелочь подчистить. Как правило, речь идет о позорных падениях в грехи «низшего эшелона». Отсюда и надо начинать археологические раскопки.

— Как вы различаете милого и обаятельного от человека, поистине исполненного любовью? Оба ведь милы?

— Исполненные любовью редко бывают милыми. Как говорил известный богослов Сергей Фудель, «только на крючке страдания выуживается любовь».

И первый, и второй относятся друг к другу примерно так же, как любитель порыбачить с супер-пупер удочками, вылавливающий двух карасей, относится к деревенскому мужику с самодельной удочкой, которой тот сазанов тягает.

— Как вы поступаете с такими милыми?

— С милыми-то? По-разному. Иногда достаточно жёстко. Он ожидает симметричного своей «милости» милого обращения, а c ним не церемонятся. Иногда можно и нужно прогнать с исповеди. А дальше — по ситуации. Обычно я оставляю его в покое до того момента, когда Господь его посетит в формате хардкор, а это, как правило, неизбежно.

— Как это — в формате хардкор?

— Скорби, наши любимые миссионеры и духовные просветители. Речь не о будничных, а о серьезных скорбях: неожиданных смертях близких, неизлечимых болезнях, потере всего состояния и так далее.

— Что с таким человеком в этом случае происходит?

— Зависит от человека. Кто-то сломается, кто-то опомнится. По-разному бывает. Но самодовольство исчезает сразу. Начинается бунт с промежутками покаяния, и вот здесь уже можно о чем-то говорить. Я обычно сразу говорю, что все хорошо. Если перешел на новый уровень, значит, не безнадежен. Человеку надо суметь принять эту реальность как Богом данную и встраиваться в новую жизнь.

— Вы можете привести конкретный пример?

— Хорошо. У одного прихожанина заболела раком преуспевающая жена. А они только что достроили огромный коттедж. Начались муки лечения, бесконечные сеансы химии и поездки на операции за границу. Весь былой миф о благополучии и счастье рухнул в один миг. И эта ситуация уже длится второй десяток лет. Высокопрофессиональная стирка души. В итоге: Бог стал очень востребован. Не формально, а по сути. Появилось умение жить и радоваться жизни в скорби. Благодарить за каждый подаренный день, которого могло и не быть. Изменились отношения между супругами. Появилось не лицемерное, а настоящее прощение друг друга за все те безобразия, которые творили, когда жизнь мазали маслом на бутерброд.

— Не слишком ли это жестоко?

— Тут важно понимать общий принцип духовной жизни: чем выше градус самодостаточности человека, тем ощутимее будет Божественная хирургия. Болеют все, и праведники, и грешники. В том числе и неизлечимыми болезнями. Речь о состоянии, в котором либо тебя вылепливают, — и ты добровольный участник, соработник в этом процессе, либо твое упрямое сопротивление становится причиной для интенсивной терапии. Не хочешь скорбей — не греши. По крайней мере, это главное, что мы можем сделать со своей стороны. И я бы еще добавил: не заигрывайся с Богом, точнее, со своим представлением о Боге — потому что, когда Он на самом деле появится в твоей жизни, многое, очень многое может кардинальным образом измениться.

Время иуд: о русофобской истерике среди духовенства УПЦ

Братоубийственная война всегда является трагедией. Но кто, как не верующий православный человек, а тем более священник, может правильно воспринимать происходящее? То, что происходит с Церковью на Украине сегодня – это тоже очищение, отделение зёрен от плевел.

Военная операция Вооружённых сил РФ по денацификации и демилитаризации Украины была воспринята как война против народа Украины многими так называемыми «адекватниками», которые всегда держали нос по ветру. При Януковиче могли быть пророссийскими, а при Ющенко, Порошенко и клоуне – проевропейскими и «умеренно» русофобскими.

В их лукавом представлении на Украине по-прежнему нацистов нет, есть только некоторые группы «радикалов», которые просто нестандартным образом защищают украинские национальные интересы и являются противоположностью всяким «сепаратистам» и «украинофобам».

Таким образом они формируют картину типичного современного украинца: умеренная русофобия на русском языке. Они не поклоняются Бандере и Шухевичу, но с пониманием относятся к их последователям. Они кичатся «незалежнистю», будучи американской колонией. Они говорят в быту на русском, но согласны отказаться от обучения детей на русском языке ради «светлого европейского будущего».

Подобные персонажи после госпереворота 2014 года, расправ с русскими активистами и бегством остальных из страны заполонили всё общественно-политическое пространство Украины. В день начала операции российских войск на Украине должен был быть принят закон о «коллаборации», полностью запрещающий пророссийские взгляды.

В сложившихся условиях единственным связующим звеном Украины с остальной Россией была Украинская Православная Церковь Московского Патриархата, которая в последние годы подвергается открытой травле как со стороны бандеровцев, так и со стороны американских марионеток во власти.

Предстоятель УПЦ МП митрополит Онуфрий не раз демонстрировал свою нестандартную для современной Украины позицию по войне в Донбассе. Вспомним, для примера, его отказ встать на минуту молчания на заседании Верховной рады в память о героях «АТО». Или в условиях антироссийского политического курса Украины открытую поддержку проектов, направленных на возрождение единства Руси и достижение мира в Донбассе. Вспомним, к примеру, российско-украинский православный фильм «Здравствуй, брат, Христос Воскресе!» с участием украинских чемпионов по боксу Александра Усика и Василия Ломаченко. Владыка Онуфрий выступил в этом фильме с проникновенной проповедью про единство разделенных границами русских православных братьев.

Но с началом военной операции на Украине предстоятель украинской части Русской церкви обратился к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой прекратить военные действия и остановить братоубийственную войну. Обращение митрополита Онуфрия вызвало противоположные оценки, потому что в нём не было призывов прекратить огонь к другой стороне конфликта – украинским властям.

Даже на украинских православных ресурсах позиция предстоятеля УПЦ вызвала скорее критические оценки. Приведу для примера несколько комментариев пользователей с Youtube-канала «Первый козацкий».

«Очень почитаю Владыку Онуфрия! Поминаю его на молитвах каждый день, но. 8 лет войны на Донбассе — не каионово убийство?! Владыко, что же Вы так долго молчали?!», — пишет Марина Дружинина

«Как-то странно объяснять священнослужителю, что в жизни есть ценности поважнее территориальной целостности», отмечает Андрей Латышев:

«Владыко, всегда уважала вас. Даром жизни благословляете наслаждаться. А на Донбассе уже около 54000 погибших с 14 года никогда не увидят жизни. И Благословления Божьего на воинов- нацистов просите? какой суверенитет? Еще немного и нации не осталось бы, если б не вмешательство России», — написала Ольга Михайлова.

В Донбассе это обращение митрополита Онуфрия и вовсе многих шокировало, в том числе православных священников.

Надо учесть, что обращение к Путину было записано в условиях огромного давления. Ведь владыка Онуфрий находится в осаждённом Киеве, где орудуют тысячи вооружённых врагов Православия. Вполне возможно, что ему был поставлен ультиматум с угрозами самых жестоких провокаций. К примеру удару по Киево-Печерской Лавре с последующими обвинениями в этом российских войск. Тем не менее, некоторые вещи можно было сформулировать по-другому.

Вместе с тем даже в этом обращении нет прямого призыва «дать отпор врагу». «Пусть Господь хранит наших воинов», — говорит предстоятель УПЦ.

В любом случае речь митрополита Онуфрия открыла «ящик пандоры» церковной русофобии на Украине. Дождавшись позиции предстоятеля, с подобными обращениями выступили многие священники и архиереи УПЦ. Оперативно появились обращения о полном разрыве с Москвой и даже переговорах об объединении с лжеправославной сектой раскольников – ПЦУ.

Спикер УПЦ Мыколай Данилевич, который не раз допускал русофобские высказывания, назвал военную операцию РФ «вероломным вторжением» и подчеркнул, что для украинцев это «отечественная война, как в 1941-м».

Усиленно раскручиваемый победитель шоу «Голос крайыны» слащавый поп-певец Александр Клименко также воспринял обращение Онуфрия как призыв к действию. Одно за другим этот осмелевший тенорок набросал несколько постов «праведного гнева» к русским.

«Эти 5 дней объединили Украину. Все стали на оборону страны — солдаты с оружием в руках защищают нас, священники и весь народ молятся за украинское воинство. Наш митрополит Онуфрий чётко обозначил врага и призвал молиться о победе украинской армии над российскими оккупантами (врёт, об оккупантах предстоятель УПЦ не говорил – прим. Т.Г.). Сейчас священники массово отказываются поминать на службах патриарха Кирилла. Я не поминаю у себя на сельском приходе уже давно», — заявил Клименко.

Он также в хамской манере раскритиковал протоиерея Андрея Ткачёва, открыто поддержавшего операцию против врагов России и врагов Церкви, обвинив его в «путинской лжи» и маразме».

«Сейчас нам стыдно за нашу хоть и минимальную, призрачную, но всё-таки связь с РПЦ. Очень стыдно», — пишет Клименко, сдабривая свой пост тезисами украинской пропаганды.

А вчера он и вовсе перешёл на истерику. «Русские и белорусы – валите с Украины», — написал поп-певец в соцсети.

В числе прочих ответил отцу Александру протоиерей Максим Волынец, который был вынужден уехать в 2014 году из Луганской епархии в Россию, спасая семью от украинских «освободителей».

«За 8 лет войны на Донбассе я не видел подобных постов у Вас, отче или там был не украинский народ, их не жалко? Но зато я хорошо помню практически повсеместный сбор средств по епархиям УПЦ для поддержки доблестной армии в карательной операции против женщин и детей в так называемой «АТО», — написал он.

Луганский священник Кирилл Ротов оставил следующий комментарий под одним из обращений новых раскольников:

«А как же пророчество и заветы прп.Лаврентия Черниговского? , схиархимандрита Зосимы (Сокура), прп.Паисия Святогорца, прп.Кукши Одесского, прп.печерских святых?? Все наши отцы и святые заповедали держаться Московского патриархата! И в целом Руси! У вас военные события идут только 6 дней, а вы уже разбегаетесь и предаете патриарха. Я 8 лет вижу смерти и страдания народа Донбасса и поминаю блж.Онуфрия и надеюсь на его молитвы! Хотя наша родная церковь посылала гуманитарку «воинам» АТО, посылала капеланов, которые отправляли сюда на войну. Я после и этих слов Блаженнейшего подчиняюсь своему архиерею и молюсь за него и вас! Почему вы так быстро сдаетесь?? Вам нравится расколы и положение нашей церкви на той стороне? Голубые парады в центре Киева? Осквернение храмов? Прочтите заветы наших отцов и займитесь молитвой! Вы соблазняете и раскалываете свою же паству! Этими обращениями делаете только хуже! Убежден, что Святейший делает все, что в его силах! Не поддавайтесь эмоциям! Мы сейчас должны быть образом и примером единства! Что дальше новый раскол? Это тупик!».

Стоит также процитировать ответ Московской патриархии на обращение сумского епископа Евлогия, письменно уведомившего Москву о прекращении поминовения патриарха Кирилла:

«Прекращение поминовения Предстоятеля Церкви не из-за вероучительных или канонических ошибок, или заблуждений, а из-за несоответствия тем или иным политическим взглядам и предпочтениям — это раскол, за который каждый, кто его учиняет, ответит пред Богом и не только в веке будущем, но и в нынешнем».

О позиции украинских православных боксёров – Александра Усика и Василия Ломаченко мы недавно писали. Усик, как человек более эмоциональный обратился несколько дней назад к русским и правительству России: «Вы воюете не с нашим правительством, не с нашей армией, вы воюете с народом. Это наша земля. Мы здесь дома и не мы к вам пришли. Нас не надо освобождать, мы сами себя освободим».

Василий Ломаченко в свою очередь сначала опубликовал у себя в соцсетях нейтрального голубя мира с флагами Украины и России, а спустя пару дней записался в территориальную оборону родного города – Белгород-Днестровского. При этом никаких видеообращений он не записывал. Что достаточно мудро. Ведь территориальная оборона может бороться, например, с мародёрами, либо вместе с российскими миротворцами наводить порядок в городе. Как говорится, есть варианты.

Об этом, кстати, вчера в интервью каналу CNN заявил и Усик. По его словам, он не пошёл воевать на передовую с русскими, а взял в руки оружие, чтобы защитить свою семью от мародёров и «гадов, которые хотят нажиться на войне». То есть оба спортсмена фактически показали, что не являются сторонниками войны с Россией, но готовы следить за поддержанием порядка в городах. В нынешних условиях это достаточно вменяемая позиция.

Безусловно, братоубийственная война всегда является трагедией. Но кто, как не верующий православный человек, а тем более священник, может правильно воспринимать происходящее? То, что происходит с Православной церковью на Украине сегодня – это тоже очищение, отделение зёрен от плевел.

В июне 2014 года покойный митрополит Луганский Митрофан отправил на круглый стол в Киев настоятеля нашего луганского храма мучеников Гурия, Самона и Авива протоиерея Павла Батарчукова, чтобы он рассказал другим епархиям УПЦ правду о том, что происходит в Луганске.

Ну он и рассказал. И об авиаударе украинского самолёта 2 июня по центру Луганска, и про обстрелы со стороны ВСУ, гибель людей от украинских бомб… После небольшой паузы следующий из украинских церковных спикеров предложил представителям всех епархий УПЦ разработать механизм сбора пожертвований на нужды украинской армии в зоне «АТО». Отец Павел был шокирован таким цинизмом и молча вернулся в Донбасс, который до сих пор пожинает плоды тех самых «миротворческих усилий» УПЦ.

Очевидно, что после создания «ПЦУ» далеко не все русофобы из УПЦ покинули её ряды. Они ждут «законной автокефалии», которая не принесёт, в отличие от перехода к ряженным под православных раскольникам из «ПЦУ» понижение статуса и соответственно доходов. Сегодня они уверены, что их время пришло. Конечно, пришло. Сегодня нет полутонов. И скрыть русофобию внешним слащавым пацифизмом больше не получится. Поэтому Русская Православная Церковь на Украине также нуждается в очищении, которое уже и началось. «Эх, успели бы все иуды в СЦУ перебежать. Но не успеют ведь», — прокомментировал происходящее в УПЦ публицист Дмитрий Скворцов.

Известный миссионер, бывший настоятель одного из киевских храмов, переехавший с Украины в 2014 году, протоиерей Андрей Ткачёв достаточно популярно объясняет причины сегодняшнего конфликта. Поэтому и ополчаются на него нынешние украинские горе-пастыри. Отец Андрей за последнюю неделю не один раз выступал по теме ситуации на Украине. Здесь же хочется привести его слова, сказанные на тему будущих отношений с УПЦ,

«Я согласен с тем, что всякий може считать принцип «моя хата с краю» — руководящим принципом жизни. Всяк живет как может или хочет. Но если эту хату, ту, что с краю, превратили в штаб корректировки огня (по соседу) или в долговременную огневую точку, то глупо говорить: Я сам разберусь. Во-первых, поздно. А во-вторых: прости, брат, но ты не разберешься.

Так что пусть «музы» фальшивого мира помолчат, пока работает, не консультирующаяся с нами артиллерия. А потом будет время залечивать обиды и претензии, собирать, по Соломону, камни.

Последнее: беда не принесла ничего нового в отношениях. Просто те, кто держал дулю в кармане — мирские или духовные — эту дулю вытащили на свет. Кто теперь разразился против Церкви и России, тот и вчера так думал. Просто по древней украинской привычке вслух об этом не говорил», — написал отец Андрей в своём телеграм-канале.