Протоиерей Иоанн Драган биография
Духовенство и служители
Настоятель храма — протоиерей Андрей Новиков
(кандидат богословия, член Синодальной Библейско-Богословской комиссии РПЦ)
|
протоиерей Константин Георгиевский протоиерей Геннадий Ерёменко
иерей Сергий Зверев диакон Михаил Малютин
(†16.03.2014)
Протоиерей Сергий Суздальцев
(с 16 марта 1982 по 16 марта 2014г. был настоятелем храма)
протоиерей Александр Катунин
(по указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 2 сентября 2013 г., переведен в храм Спаса Преображения в Переделкино по адресу: г.Москва, 7-я улица Лазенки, 42, сайт: http://spas-pr.ru/). Сейчас является настоятелем Храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» по адресу: г.Москва, Мичуринский проспект, напротив вл. 15 (напротив ТЦ «Фестиваль» в Олимпийской деревне, на берегу Большого Очаковского пруда)
протоиерей Иоанн Драган
диакон Николай Тихомиров
(переведен в Храм Иверской иконы Божией матери в Очаково-Матвеевском по адресу: Москва, Мичуринский проспект,68)
Исповедь или допрос?
После протокольных встреч с прокурорами духовные пастыри менеджеров опальной нефтекомпании превращаются в отшельников
«МН» о духовнике Путина о. Тихоне (Шевкунове)
Предвестием надвигающегося ареста Михаила Ходорковского был скандал 21 октября минувшего года вокруг неудачных попыток Генпрокуратуры допросить духовника одного из сотрудников ЮКОСа Алексея Пичугина. Руководитель одного из отделов службы экономической безопасности концерна стал первым арестованным по делу ЮКОСа — именно на Пичугине Генпрокуратура опробовала методы, которые позже стали применяться к другим «сидельцам».
Священник, оказавшийся в центре скандала, — отец Иоанн Драган до сих пор благополучно служит в московском храме Живоначальной Троицы на Воробьевых горах. Правда, после того памятного визита в Генпрокуратуру он стал очень осторожным и всячески избегает контактов с прессой. Даже близкие знакомые о. Иоанна до сих пор не знают всей правды о том, что же происходило в кабинете следователя Юрия Буртового в тот октябрьский день.
Направляясь в этот кабинет, рассказывает адвокат Пичугина Татьяна Акимцева, священник был преисполнен решимости засвидетельствовать невиновность своего духовного чада в инкриминируемом ему двойном убийстве. О. Иоанн провел в кабинете Буртового не более 10 минут. Но, выйдя оттуда, он стал напоминать монаха, давшего обет безмолвия. Нет, он по-прежнему не сомневается в невиновности Алексея Пичугина. Просто следователь каким-то образом убедил батюшку, что любые разговоры о судьбе ЮКОСовских сидельцев — это «крамола».
Священника еще раз унизили, когда он с епитрахилью и Святыми Дарами для причастия явился в следственный изолятор «Лефортово». Ему не позволили встретиться с духовным сыном в отдельной комнате, что необходимо для совершения церковных таинств, а разрешили поговорить с Пичугиным только через стекло, под присмотром надзирателя.
По воспоминаниям прихожан, Алексей Пичугин стал посещать Троицкий храм на Воробьевых горах задолго до работы в ЮКОСе, в бытность свою никому не известным молодым офицером ФСБ. Впервые он появился в церкви в 1992 году, затем венчался здесь со своей супругой Татьяной, вскоре крестил ребенка, потом второго и третьего. Конечно, Алексей бывал не на каждой воскресной службе, но производил на прихожан впечатление «практикующего православного» — периодически исповедовался и причащался.
Еще в начале 90-х он выбрал о. Иоанна своим духовником. Постепенно он стал другом Пичугиных, бывал у них дома и был посвящен во многие подробности жизни этой семьи. Неудивительно, что следствие по делу Пичугина сочло о. Иоанна одной из «ключевых фигур», чье свидетельство о невиновности «подозреваемых» по делу ЮКОСа могло бы показаться обществу убедительным.
Потребность навестить Алексея в следственном изоляторе ФСБ «Лефортово» о. Иоанн ощутил еще в августе, когда он впервые узнал, что его друг и духовный сын подвергается насилию, а его здоровье катастрофически ухудшается. По рассказам адвоката Татьяны Акимцевой — единственного человека «с воли», который встречался с Пичугиным более или менее регулярно, — Алексею во время допросов несколько раз насильно вкалывали неизвестное психотропное вещество. А условия тюремной жизни привели к серьезному обострению сахарного диабета и развитию на его фоне туберкулеза. Всерьез испугавшись за жизнь Алексея, священник Иоанн Драган написал в Генпрокуратуру ходатайство с просьбой разрешить поисповедовать и причастить своего духовного сына в камере. Аналогичное ходатайство передал и Пичугин. Несколько недель Генпрокуратура игнорировала эти просьбы. Беспокойство о. Иоанна усиливалось — он пошел в Московскую патриархию, где попросил викария Патриарха и руководителя его канцелярии по своим каналам связаться с Генпрокуратурой и постараться убедить ее помочь священнику исполнить свой пастырский долг. Наконец, в середине октября священник Иоанн Драган получил повестку, в которой его вызывал «на беседу» следователь Буртовой. Вообще-то такая форма общения со следователем — «беседа» — не предусмотрена российским законодательством. Адвокаты резонно предположили, что от повестки попахивает нарушением статьи 56 УПК РФ, которая прямо запрещает привлекать священнослужителей в качестве свидетелей по «обстоятельствам, ставшим известными из исповеди».
Получив повестку, священник был напуган и растерян. С одной стороны, безусловное законопослушание и подчеркнутая — даже больше, чем требуется, — лояльность властям были привиты ему еще на семинарской скамье. С другой стороны, раскрытие тайны исповеди, которого могли потребовать в прокуратуре под видом допроса столь необычного «свидетеля», строжайше запрещено церковными канонами. Накануне визита о. Иоанна в Генпрокуратуру официальный представитель Московской патриархии протоиерей Всеволод Чаплин прямо призвал своего собрата «не говорить ничего из того, что ему стало известно на исповеди».
Коллизия, с которой столкнулся священник Иоанн Драган, стала попыткой прокуратуры протестировать православное духовенство России. Среди пасомых любого священника, а особенно городского, а особенно столичного, немало представителей бизнеса разного уровня. Происхождением богатств этой паствы все активнее интересуются российские правоохранители. А многие деловые люди, между прочим, охотнее делятся своими «излишками» с Церковью, нежели с государством. Именно на их средства позолочены купола абсолютного большинства российских храмов, приобретена драгоценная церковная утварь, построены дома приюта и воскресные школы. Если государство вдруг признает богатства этой паствы «неправедными», то в каком положении (моральном и юридическом) окажется Русская Православная Церковь? Известно, что разными формами помощи и спонсорства со стороны бизнесменов со «спорной» репутацией не брезговал даже Патриарх Алексий II. На одном из колоколов, украшающих звонницу Преображенского храма при его подмосковной резиденции в Переделкине, так и написано: «От Солнцевских. «
Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, прихожанином которого до своего ареста был Алексей Пичугин, имеет репутацию элитарного — в эпоху «хрущевских гонений» он уцелел благодаря своему соседству со смотровой площадкой, куда после строительства спорткомплекса в Лужниках начали возить интуристов. В отличие от других столичных храмов, Троицкий был открыт почти целыми днями — иностранцы охотно заглядывали в него и убеждались, что свобода совести в советской стране ничем не ограничена.
Полная позолота и реконструкция храма «по высшему разряду» завершились в середине 90-х, после появления у церкви на Воробьевых горах богатых спонсоров. Теперь внешнее убранство храма успешно выдерживает конкуренцию с блеском лимузинов, выстраивающихся длинной вереницей у входа в церковь по большим праздникам.
Настоятель церкви, протоиерей Сергий Суздальцев, широко известен в московских бизнес-кругах. Его почему-то полюбили приглашать на церемонии освящения новых офисов первые столичные банкиры; с тех пор по цепочке круг окормляемой о. Сергием элиты постоянно расширялся. Говорят, что именно он освящал первый офис МЕНАТЕПа. В 1995 году, оставаясь настоятелем церкви на Воробьевых горах, протоиерей Сергий Суздальцев получает второй и третий приходы — храмы св. великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе, построенный московскими властями к 50-летию победы в Великой Отечественной войне, и св. Архистратига Михаила у Бородинской панорамы. С этого момента о. Сергий становится важным связующим звеном между крупным бизнесом и столичными властями, помогая сторонам в решении разных деликатных вопросов. Протоиерей Сергий Суздальцев также прославился своим «духовным попечением» о российских спортсменах — он постоянно совершал «напутственные» и благодарственные молебны перед отъездом и после возвращения очередной российской команды с очередного мирового первенства.
На Рождество 2000 года храм на Воробьевых горах посетил и.о. президента Владимир Путин. Церковная пресса объяснила тогда внезапное появление главы государства именно в этом храме тем, что семья Путиных прописана на Мичуринском проспекте, а значит, церковь Живоначальной Троицы является одной из ближайших к дому главы государства. Известно, однако, что, еще будучи премьер-министром при Ельцине, Путин сменил свое прежнее место жительства на государственную дачу, поэтому в храм на Воробьевых горах ему пришлось добираться за много километров. «Неужели о. Сергий вхож не только в мэрию, но и в Кремль?» — недоумевало тогда столичное духовенство, разглядывая фотографии, которые с гордостью демонстрировал настоятель храма на Воробьевых горах.
Выдающееся положение протоиерея Сергия Суздальцева в московском церковном бомонде привело к появлению версии о том, что именно он является истинным духовником Алексея Пичугина, да и некоторых других руководителей ЮКОСа. Поговаривали также, что о. Сергий брался было, по мере своих сил, как-то уладить конфликт между Кремлем и ЮКОСом, но не потянул.
Однако ЮКОС никогда официально не контактировал с Церковью — помощь храмам со стороны отдельных менеджеров концерна была их личным делом.
Как бы то ни было, но вопрос «духовного окормления бизнеса» в современной России приобрел особенную остроту на фоне политических преследований руководства ЮКОСа. Российская правоохранительная система, пресловутые силовики стремятся к максимальному контролю над бизнесом. И в этом своем стремлении они оказываются перед соблазном «потрясти попов» — получить через религиозные организации доступ к уникальной информации, в том числе коммерческой, которую порой и невозможно получить другим способом.
РПЦ освобождается от харизматичных священнослужителей
21 января 2021 , 16:14 Источник: ng.ru
За последние полгода в России лишились сана четверо священнослужителей. Все они являются яркими и харизматичными личностями.
Летом 2020 года Московский патриархат извергнул из сана духовника Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» схиигумена Сергия (Романова), а в сентябре и вовсе отлучил его от церкви. 29 декабря епархиальный церковный суд Москвы признал «подлежащим извержению из священного сана» протодиакона Андрея Кураева. В тот же день из священнического сана был извергнут епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан (Митрофанов). 12 января епархиальный суд Кинешемской епархии РПЦ лишил сана схиархимандрита Иоанникия (Ефименко) из Свято-Никольского храма села Чихачево Ивановской области. Церковный суд, признал его «виновным в нарушении священнической присяги, монашеских обетов, ряда апостольских правил и правил Вселенских соборов».
Дочь одной из паломниц общины, возглавляемой Иоанникием, обвинила священника в использовании тяжелого труда, махинациях с недвижимостью и ограничении свободы передвижения своей матери. В епархии старца освободили от должности настоятеля прихода и запретили в служении.
«Вы годами эксплуатировали человеческие страхи и неграмотность людей в вопросах веры. Вы также извлекали выгоду и из сотрудничества с многочисленными «паломническими службами», не имеющими никакой иной цели, кроме обогащения, вашего и своего собственного. Страх, нажива, стяжательство – вот что в действительности, как выясняется теперь, составляло суть «духовной жизни» в Чихачево», — говорится в открытом письме, написанном членами епархиального Совета.
Известно, что адвокаты схиархимандрита Иоанникия (Ефименко) приняли решение опротестовать решение епархиального суда.
Андрей Кураев был лишен сана за оскорбление памяти умершего от коронавируса протоиерея Александра Агейкина, настоятеля Богоявленского кафедрального собора Москвы. Вменялся ему и ряд других нарушений церковных канонов. Кураев с решением суда не согласен, поскольку полагает, что уже понес наказание за оскорбление памяти Агейкина и по этой причине не может быть наказан за это деяние второй раз.
«За «досаждение» умершему священнику Агейкину я и так был наказан 8-месячным запретом на служение. Но суд вспоминает то же самое деяние и налагает за него же более строгое наказание», — отметил он.
12 января Кураев подал ходатайство на имя патриарха Кирилла на обжалование решения епархиального суда.
Епископ Флавиан (Митрофанов) сейчас находится за пределами России.
«Из материалов, представленных Священному синоду и касающихся деятельности епископа Флавиана, следует, что в период управления епископом Флавианом Череповецкой епархией привлеченными им лицами была организована обманная, а в некоторых случаях и кощунственная деятельность, имевшая целью получение средств от приходов и прихожан. Как следует из имеющихся материалов дела и из публичных заявлений епископа Флавиана, часть этих средств направлялась ему лично, из чего следует, что епископ Флавиан покровительствовал упомянутой деятельности», – говорится в синодальном решении.
Весной 2020 года СМИ сообщали, что квартире епископа были найдены наркотики. Позже Флавиан опроверг все выдвинутые против него обвинения и заявил, что гонениям он подвергся из-за отказа сотрудничать с ФСБ.
Эпопея со схиигуменом Сергием (Романовым) продолжается до сих пор. В конце декабря монастырь, в котором заперся бывший схиигумен вместе со своими сторонниками, был взят штурмом Росгвардией, а Романов задержан и препровожден в один из московских СИЗО. Ему предъявлены обвинения в склонении к совершению самоубийства, нарушении права на свободу совести и самоуправстве. Еще в октябре СК возбудил уголовное дело об истязании детей в монастыре, где находился Сергий.
Один из клириков епархии утверждал, что от обители «Спорительница хлебов» «ежемесячно приходили миллионные отчисления».
«Ни в одном сверхпроцветающем приходе никогда не было столько денег», – говорил он.
«Есть опасность того, что запрет старцев может привести к кампании саморазоблачения церкви. Такие псевдостарцы, как Иоанникий, в РПЦ присутствуют в достаточном количестве. С одной стороны, священноначалие предупреждает других о том, чтобы они не нарушали элементарные нормы, а с другой стороны, осуждая их, Московский патриархат провоцирует новые волны разговоров о страшных, авторитарных руководителях сект», — отмечает руководитель Центра изучения религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин.
При этом он подчеркнул, что «харизматичные деятели всегда будут в церкви».
«Они ей нужны. Но сейчас в прошлое уходит линия грубого и дикого эпатажа, и Московский патриархат движется к большей политкорректности и цивилизованности. Это движение, которое началось еще в 2012 году, когда РПЦ стала самоопределяться по отношению к обществу, медленно, но продолжается», — заключил эксперт.