Протоиерей Дмитрий Полушин биография

Священник Димитрий Полушин — Как воспитать воина

Отец Димитрий, молодёжное объединение, которым вы руководите, называется «Казачья застава». Много таких объединений на Урале, в Сибири?

– Их много, но каждый занимается чаще всего той стороной патриотического воспитания, в которой является специалистом. И очень часто всего спектра не происходит.

– А с чего вы начинали?

– Сначала это был небольшой военно-патриотический клуб, как обычно, в подвале занимались с ребятишками. А потом решили, что надо летом выезжать на природу. Так возник палаточный лагерь, в котором ребята занимались тем же самым – физкультурой, военно-спортивной подготовкой, но на природе. Постепенно началось наполнение, поскольку стали насущными вопросы выживания в тяжёлых сибирских условиях, а уж затем стала появляться необходимость самоопределения: кто мы? Что для нас интересно? Какую модель военно-патриотических занятий мы для себя выбираем? И поскольку все инструкторы были представителями Сибирского казачьего войска, постепенно возникла идея казачества. А вот чем отличается казачье воспитание от просто военно-патриотического? Казачество – сложный пример объединения культуры бытовой, духовно-нравственной, народной и воинской.

– То есть вы создали такую среду обитания, в которой учите ребят жить и питаться теми корнями, теми соками, которые даёт та земля, на которой они живут?

– Точнее – воссоздали. Летние сборы длятся три недели. Там ребята попадают в эту среду со своими чёткими нормами поведения. Ведь казачество – это не просто группа людей. Самое главное, что отличает казака от любого другого человека, занимающегося воинскими искусствами, это то, что казачество позиционирует себя воинами и даже рыцарями Православия. Это на сегодня единственная социальная группа в российском обществе, других таких точно нет.

– Рыцари Православия – красивое название. Значит, получается, что вы воспитываете воинов?

– Как раз воинов, о чём и речь, не военнослужащих. По крайней мере, стараемся это делать. Но чтобы воспитать воина, а не какую-то функцию или единицу, необходимо, чтобы у этого человека было особое воинское мировоззрение, а оно воспитывается не умением стрелять, быстро бегать, бросать кинжалы в цель, попадать гранатой в окно. Главная задача, которая ставится в воспитании воина, – способность к самопожертвованию.

Сегодня многие старшие офицеры жалуются на то, что у той молодой поросли, которая приходит из современных военных училищ, практически отсутствует мотивация к служению. Нет, получать зарплату и расти по службе они хотят, и только ради этого готовы выполнять задачи, которые перед ними ставятся. Но вот к служению, к пониманию, что воинская служба не работа, они не готовы. Ведь государство может платить деньги только тогда, когда у него всё хорошо, а когда государству плохо, оно как никогда нуждается именно в защитниках, а может их и не найти, если воинов не будет, а будут только военнослужащие.

– А что, большая разница между просто патриотическим и военно-патриотическим воспитанием?

– Да. К примеру, наши футболисты – они тоже патриоты. Но сегодня он играет за «Зенит», а завтра за мадридский «Реал». Он патриот тех денег, которые ему будут там платить. Если платят ему здесь, он здесь будет патриот. Где спать лёг, там и родина. А военный патриотизм – это патриотизм, который основан не на любви к тем благам, которые получаешь, а на готовности за эту родину умереть, жизнь свою отдать за неё.

Поэтому патриотическое воспитание – это, конечно, комплексное воспитание. Многие из тех, кто прошёл наши лагеря, пошли служить в армию, учатся в военных училищах, стали офицерами, есть кавалер ордена Мужества. Я приезжаю в Чечню и слышу от солдата: «Батюшка, вы меня не узнаёте? Я у вас в лагере был». Мне приятно. Кто-то уже отслужил, кто-то не пошёл служить в армию в силу сложившейся жизненной ситуации или болезни, но хотя бы мы знаем, что эти ребята относятся к своему Отечеству, как к своей Родине, как к земле своих отцов.

Плюс к тому, конечно же, патриотическое воспитание должно строиться и на определённых духовно-нравственных основах. Прекрасные вещи порой говорит президент России, Верховный главнокомандующий, в стране сегодня приняты замечательные документы культурной политики государства. Но когда мы реально выходим на улицу, смотрим в наш телевизор, слушаем ту музыку, которая залита в телефонах наших граждан, то, конечно, поражаешься: почему там нет места традиционной культуре? Взять, к примеру, наш Новосибирск – один из самых крупных городов России, по сути, третий город в стране. У меня вообще такое ощущение, что наш город выбран как некий полигон для отработки этих технологий по оболваниванию населения.

– «Русский Дом» писал о скандале со спектаклем «Тангейзер» новосибирского оперного театра…

– И до «Тангейзера» у нас много чего было – выставки сексуальных извращенцев с зоофильским уклоном, выставки Гельмана, концерты сатанистов, нецензурщина на спектаклях и прочее. В бывшем Доме офицеров пытаются создать центр современного искусства, в то время, как за Уралом нет ни одного музея, посвящённого Великой Отечественной войне. Понимаете, сегодня через эту современную «культуру» пропагандируется идея трансгуманизма, то есть переделки человека. Он должен стать идеальным потребителем, идеальным исполнителем чей-то чужой воли, но этот человек в полном смысле слова человеком уже никогда не будет, не говоря уже о том, что для него наша страна никогда не будет Родиной. И если мы хотим воспитать патриотов, мы должны всячески этому противодействовать. И поэтому одно из направлений патриотического воспитания должно быть воспитание культурное.

Сколько же нам нужно воспитать воинов православного духа, рыцарей Православия, чтобы в России изменилась ситуация, чтобы Россия начала идти по пути, указанному Господом Богом и нашими предками?

– Дело не в количестве. Святые отцы говорили: пусть будет хотя бы десятина, но настоящая. Мы очень часто заигрываемся в демократию. Вот если бы демократия была в буквальном смысле – как власть большинства, – то я бы согласился, это мне понятно. А вот в стратегии национальной безопасности Соединённых Штатов Америки, принятой 25 марта 2015 года, прямо говорится про американские ценности, которые они собираются отстаивать во всём мире – это религиозные меньшинства, лесбиянки, трансгендеры, гомосексуалисты – вот именно эти ценности нам собираются продвигать. И всё это под видом демократии, то есть попробуй только тронуть либерала, попробуй только тронуть какого-то представителя современного искусства, как, например, кандидат в члены Художественного совета города Новосибирска, который буквально рисует картины тем, что обычно идёт в выгребную яму, попробуй его тронуть – тогда тебе покажут такую демократию! То есть можно интересы и традиции абсолютного большинства населения попирать в угоду небольшой кучке извращенцев.

Отец Димитрий, вот вы непосредственно работаете и с теми ребятами, которые готовятся к армии, и с теми, кто уже в армии. Скажите, в самой армии сегодня преобладает дух потребительства, стяжательства или всё-таки дух самоотверженности? Мне хочется верить, что там больше ребят, похожих на псковских десантников, которые, как вы помните, отдали жизнь свою не за олигархов, а за Родину.

– Как это взвесить? Во-первых, я считаю, что в Вооружённых силах, во всех структурах, будь то армия, внутренние войска или спецслужбы, служит элита общества. В армию идут люди, которые готовы к каким-то тяготам и лишениям, связанными с военной службой. Но, откровенно говоря, этот дух стяжательства проникает в военные структуры всё больше и больше. Сегодня время колоссальных стратегических задач, которые в последние годы решают наши Вооружённые силы, будь то Крым или Сирия, но мне приходилось сталкиваться с тем, что военнослужащие не понимают, куда и зачем они идут, потому что даже офицерам часто не хватает культурного потенциала. Спрашиваю ребят, которые отправляются в Сирию: вы знаете, куда едете? Отвечают: выполнять приказ командования. Стоп, стоп. А ведь Сирия – одна из колыбелей Православия, там до сих пор говорят на арамейском языке, на котором Христос говорил. А какие там храмы, какие там монастыри! А потом ребята возвращаются: батюшка, я видел эти монастыри, я видел эти храмы! С восторгом говорят, потому что они понимают, зачем они выполняют поставленные перед ними задачи. Поэтому даже при стратегическом планировании необходимо учитывать мировоззренческую составляющую. Другой вопрос, что доводить-то некому. Ведь в учебных планах любого военного ВУЗа есть замечательные, абсолютно необходимые вещи, но сталкиваешься с тем, что сегодня ребята не знают историю родного Отечества и не представляют себе религиозную картину мира. Они далеки от отечественной культуры, сами не являются её носителями, а когда собираются вместе, то хорошо, если среди них есть хоть один, умеющий играть на гитаре, но вот что он будет на ней играть и петь – тоже вопрос, потому что традиция воинской песни утрачена. Нами очень многое упущено и очень многое нужно возрождать. На этом пути я больше всего боюсь заорганизованности и формализма «для галочки», когда на местах начнут отчитываться за проведённое «мероприятие», а всё останется как есть.

– Тогда всё это надо начинать с младенчества. Человек должен воспитываться в своей среде, в своих ценностях с самого раннего детства, как только он родился, чтобы он слышал от мамы и папы не только о еде и одежде, но и о Боге, Христе, любви, самопожертвовании, самоотречении…

Беседовал
Александр Николаевич КРУТОВ,
главный редактор «РД»

Протоиерей Димитрий Смирнов

Фото Все

Видео Все

ОТВЕТ СВЯЩЕННИКА. ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК С ПРОТОИЕРЕЕМ ДИМИТРИЕМ СМИРНОВЫМ

Протоиерей Димитрий Смирнов. Интервью для документального фильма казахского телеканала «Хабар»

Протоиерей Димитрий Смирнов и Владимир Познер

Протоиерей Димитрий Смирнов — биография

Димитрий Смирнов – священнослужитель РПЦ, митрофорный протоиерей, выдающийся общественный и церковный деятель. С 1990 года являлся настоятелем двух храмов и шести церквей в Москве и области. Известен своей активной деятельностью в СМИ, на радио и интернет-пространстве, вел свой блог. Участник телепрограмм «Беседы с батюшкой», «Диалог под часами», «Благовещение».

Митрофорный протоиерей Димитрий Смирнов всегда защищал традиционные христианские ценности, боролся с педофилией и гомосексуализмом, был противником изъятия детей из семьи. Смирнов придерживался мнения, что дети младше 21 года не могут пользоваться интернетом и проводить время за компьютерными играми. Он был ярым противником абортов, обвинял правительство СССР за то, что с его разрешения этот грех стал привычным явлением. Священник убежден, что в России очень мало по-настоящему убежденных атеистов, и если следовать логике вещей, то они должны самовольно уйти из жизни, в связи с полным отсутствием смысла в ней. Однако ни один из них это он сделал, значит все же боится брать грех на душу и с этим грехом предстать перед Всевышним.

Детство и юность

Димитрий Смирнов родился 7 марта 1951 года в Москве. Отец мальчика был физиком и писал музыку. Именно он привил детям любовь к классическим произведениям. Мама была очень набожным человеком, знала молитвы, и когда сын начинал слишком шалить, останавливала его с помощью слов Писания. Прадед Димитрия тоже был священником, дед по линии отца служил в Белой гвардии в чине офицера, крепко верил в Бога.

Мальчика отдали в школу, где углубленно изучали физику и математику. После получения аттестата он стал студентом художественно-графического отделения столичного пединститута, учился заочно. Однако выбранная специальность не очень привлекала молодого человека, он понял, что хочет пойти по стопам своих предков и решил продолжить обучение в духовной семинарии Сергиево Посада.

Учеба настолько заинтересовала Смирнова, что он за два года прошел весь курс семинарии. Сдал экзамены экстерном. Теперь молодой человек не сомневался, что выбранный образ жизни соответствует его интересам и образу мышления, и является правильным. Димитрий решил не останавливаться на достигнутом, стал слушателем духовной академии, после выпуска из которой его направили на службу в один из московских храмов в сане священника.

Служение

С 1991 года биография Димитрия Смирнова связана с храмом святителя Митрофана Воронежского. Туда он пришел в качестве отца-настоятеля. Прихожане сразу полюбили нового батюшку, душевного и искреннего. Спустя некоторое время он получил должность настоятеля еще в шести московских храмах. Но на одной церкви интересы Смирнова не ограничились, он не только вел службы в храмах, но и стал сотрудником Синодального отдела. Димитрий отвечал за взаимодействие вооруженных сил и правоохранителей с церковью.

Димитрий Смирнов в молодости служит в церкви

В 2009 году в биографии священника случилось важное событие, ему дали почетное право на ношение митры. В 2013 году Димитрий ушел из Синодального отдела по причине получения новой должности. Он занял место первого заместителя руководителя патриаршей миссии, которое до этого принадлежало патриарху Кириллу. Подразделение занималось вопросами помощи семье и материнству.

Могут быть знакомы

Димитрий Смирнов получил массу наград за служение церкви, и прослужил ей верой и правдой достаточно долго, но, несмотря на это, он автор многочисленных скандальных высказываний и суждений. Многие из его спорных цитат становились предметом обсуждения в Твиттере и других социальных сетях. Иногда проповеди, лекции, диалоги появляются в его блоге, и касаются отношений между мужчиной и женщиной, института семьи и воспитания подрастающего поколения. Свои взгляды священник часто озвучивал и в программе «Русский час».

Димитрий Смирнов

Журналисты мгновенно придумали для Смирнова прозвище – «главный православный тролль», ведь священник своими обвинениями очень похож на Всеволода Чаплина, такого же любителя огорошить зрителей обвинительными проповедями. Многим Смирнов напоминал и другого «нетрадиционного богослова» — Владимира Головина.

Отец Димитрий ратовал за запрещение разводов и абортов. Много раз он клеймил позором гомосексуальные отношения. Многих задело и высказывание священника об атеистах. Протоиерей считал, что неверующие не имеют смысла в жизни, поэтому стоит ли им продолжать свое земное существование, неизвестно.

Много «лайков» получил отрывок из одной проповеди Смирнова под названием «Ты уже в аду, сынок!». В ней отец Димитрий выступал с упреком в сторону современной молодежи, упрекал их в отсутствии веры и выказывал мнение, что это и есть причина всех ее несчастий.

Смирнов не стеснялся и более эмоциональных и даже жестких выражений. Так, к примеру, он с «чувством глубокого удовлетворения» отозвался о смерти Игоря Кона, известного психолога и социолога. Неоднозначно воспринималось и высказывание священника по поводу разгрома витрин магазинов, торгующих секс-атрибутикой. В нем звучал прямой призыв для верующих выходить на эти погромы.

Смирнов негативно относился и к службе ювенальной юстиции. Он считал, что представителям этой службы нужно давать отпор, если не выходит словами, то с оружием в руках. Отец Димитрий знал, что это противоречит закону, но был уверен, что защищать собственную семью нужно любыми средствами.

В блоге также обсуждали высказывание Смирнова о запрете доступа в Интернет лицам, не достигшим 21 года. Он мотивировал свое мнение тем, что Сеть развращает неокрепшую душу девушек и юношей, подталкивает их к неправедным делам и поступкам.

В 2015-м священник высказался и по поводу властей страны Советов. Он считает, что даже Гитлеру далеко до злодеяний, совершенных коммунистами с жителями большой страны. Побывав в гостях передачи Владимира Познера, священник выступил с критикой современной политической системы. В частности он считает, что выборы это «чистое жульничество». Смирнов уверен, что Россия должна носить звание русского государства, и что Владимиру Путину нужно выступить с инициативой внесения такой поправки в основной закон страны.

А задолго до этого высказывания, в 2010 году отец Димитрий поддержал неизвестных преступников, которые собирались уничтожить памятник Ленину в городе Пушкин. После этой выходки, в прокуратуру города поступило заявление на священника, но официальная власть никак не отреагировала на обращение граждан.

В 2015-м священник на деле доказал, что может действовать не только словами, но и применять силовые методы отстаивания интересов церкви. 4 июля 2015 года Смирнов инициировал сбор верующих, ворвавшихся на праздничное мероприятие, приуроченное 20-летнему юбилею основания радиостанции «Серебряный дождь». Толпа верующих ворвалась в концертный зал, «вырубила» всю аппаратуру, и таким образом, сорвала торжество. Позже стало известно, что христиане прибегли к таким радикальным мерам по той причине, что музыка мешала им совершать молитвенный обряд.

Димитрий Смирнов с верующими врывается на праздник радиостанции «Серебряный дождь»

Эти неправомерные действия верующих вызвали большой резонанс в обществе, их сравнивали со скандальными участницами коллектива Pussy Riot. Помимо этого, руководители радиостанции выразили сильные сомнения по поводу того, как музыку из закрытого зала могли услышать в храме, расположенном в километре от этого места. К тому же, за лесным массивом.

Известны и рассуждения православного священника о мусульманских верующих. Он считает, что в будущем власть будет принадлежать им, потому что верят сильно и искренне, и готовы отдать жизнь за веру, в отличие от беспомощных и слабых христиан.

Смирнов видел в террористах отчаявшихся людей, желающих сохранить свои устои, не допустить поползновения к ним похабной эстрады, толерантности и слабой власти, а также других атрибутов современного европейского общества. После этих слов священнику можно было выдвигать обвинения в оправдании радикалов и их экстремистских методов борьбы за веру.

Кроме выступлений на телевидении и ведения блога, Смирнов писал и книги. Его перу принадлежат несколько сборников, куда вошли избранные беседы и проповеди.

Свои убеждения священник провозглашал и в телевизионных передачах, которые транслировал канал «Спас», и в эфире радиостанции «Радонеж». Отца Димитрия часто приглашали в гости редакторы программ «Беседы с батюшкой» и «Диалог под часами», выходившие на канале «Союз». Был у Смирнова и собственный сайт –dimitrysmirnov.ru, где священник публиковал свои статьи на тему православия, отвечал на вопросы читателей. Главными темами, которых касался в своих публикациях отец Димитрий, были христианские ценности, жизнь и смерть, необходимость соблюдать пост и другие не менее волнующие проблемы.

Димитрий Смирнов на канале «Спас»

В 2019 году священника избрали на должность спикера Гиппократовского медицинского форума. Он выступал там на тему «репродуктивная этика». Отец Димитрий имел свое собственное мнение по поводу абортов, он утверждал, что аборт – это форменный фашизм, и винил в этом, кто бы мог подумать, Владимира Ленина. По мнению священника, именно вождь пролетариата был приверженцем абортов, считал их не просто допустимым, но и желательным явлением.

В самом начале 2020 года Смирнов высказался по поводу еще одной категории женщин, а именно, его волновали гражданские жены. Протоиерей утверждал, что женщины, живущие в незарегистрированном браке, те же «бесплатные проститутки», ведь мужчины не дорожат гражданскими браками, считая, что это не более, чем «временная утеха». Запись этой скандальной беседы вскоре была опубликована на ютуб-канале «Россия 24».

Публика глубоко возмутилась этим интервью Смирнова, особенно негодовали женщины. Руководители Русской православной церкви ответили, что сказанное отцом Димитрием не нужно воспринимать буквально, так как он высказал свою мысль в присущей ему образной манере. Однако эта цитата нашла одобрение актера Ивана Охлобыстина и протоиерея Андрея Ткачева. Поддержал Смирнова и Владимир Соловьев, правде он сказал, что позиция священника ему не нравится, но каждый человек имеет право говорить собственное мнение в рамках демократии и свободы слова.

Однако у большинства знаменитостей слова Смирнова вызвали неприязнь. По мнению Оксаны Пушкиной, высказывание священника – это провокация и «набрасывание ладана на вентилятор», а у Сергея Шнурова родилось стихотворение, в котором основное место занимают нецензурные выражения.

Сам отец Димитрий дал интервью журналистам «Комсомольской правды» в котором сказал, что его слова сильно исказили, и что он выступал с критикой мужчин, их пренебрежительного отношения к женщинам и отсутствие желания идти в ЗАГС. Священник хотел исправить ситуацию, но получилось только хуже. Он обвинил мужчин в том, что они на протяжении жизни остаются «маменькиными сынками», что у них нет ответственности за семью, что из них не получается полноценный глава семейства и опора для любимой женщины, они инфантильны, и это уже становится национальной катастрофой.

Личная жизнь

Не только карьера Димитрия Смирнова сложилась отлично, в личной жизни он тоже был счастлив. Протоиерей состоял в браке, супруга родила ему дочку Марию.

Димитрий Смирнов с женой

Девушка продолжила дело отца, ее жизнь посвящена христианству, она обычный учитель в детдоме. Родной брат священника тоже прославился, хотя служит не Богу, а искусству. Ивана Смирнова знают, как популярного джазмена, гитариста и композитора.

Смерть

Летом 2019-го появилась информация о проблемах со здоровьем у отца Димитрия. Пожилого священнослужителя госпитализировали, он лечился в кардиологической реанимации. Руководство РПЦ заверило прихожан, что опасность миновала, и в настоящее время жизни батюшки ничего не угрожает.

В мае 2020 года Димитрия Смирнова свалил коронавирус. Он долго и трудно выздоравливал, но борьба с болезнью оказалась нешуточной. В августе 2020 года протоиерея освободили от занимаемой должности, так как здоровье его резко ухудшилось. В сентябре отца Димитрия снова госпитализировали.

Похороны Димитрия Смирнова

Смирнова не стало 21 октября 2020 года, ему шел 70-й год. Священнослужитель умер от осложнений перенесенного коронавируса.

Интересные факты

  • Священнослужителей всегда упрекают в том, что они ведут роскошный образ жизни. Не стал исключением и Смирнов. В ответ на эти обвинения протоиерей всегда говорил, что брать дары не есть грехом, особенно те, которые сделаны от чистого сердца. Он сказал, что никогда не покупал себе машину, ему дарили автомобили благодарные прихожане, а посол Швейцарии подарил ему роскошный подарок – дорогущие часы.
  • В 2017 году отец Димитрий выступил с критикой россиян, которые серьезно увлечены футболом. Он уверен, что это увлечение можно сравнить с алкоголизмом, развращающим дух и отвлекающим главу семьи от исполнения своих обязанностей.
  • Димитрий Смирнов – приверженец гендерного равенства. Он полагает, что женщины обладают более низким интеллектом, и им не нужно работать. Предназначение женщины – вести дом и растить детей. Однако он сам был вынужден признать, что для современного мира эта модель не подходит, так как инфантильные мужчины не могут ни нести ответственности за семью, ни обеспечить ее материально.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Протоиерей Дмитрий Полушин биография

По благословению Высокопреосвященнейшего Тихона, Архиепископа Новосибирского и Бердского Страница прихода в честь иконы Божией матери

А. В. Полушин

Дмитрий, утопая по колено в снегу, шел впереди. Каждую ночь метели заметали тропинку к роднику, и каждый день человек проделывал ее заново. Раньше здесь был один из сталинских лагерей. Жестокое, лютое место. Художник Михаил Соколов, в детстве ставший свидетелем эпохи репрессий в Сибири — от раскулачивания до лагерей — рассказывал, что на пересылке Магадана заключенные молили об одном: только не в Искитим.
Голод, издевательства, изнурительная работа в карьерах, где вручную добывали известь, пыль, которая безжалостно разъедала легкие — таким был Сиблон (Сибирский лагерь особого назначения).
Холодной зимней ночью 1937 года в этот ложок проконвоировали 9 священников. Их обвинили в антисоветской агитации в форме проповеди. На допросах вины они не признали, от веры не отреклись. И здесь закончился их жизненный путь. Православных пастырей расстреляли и торопливо, наспех засыпали землей. Но незадолго до Великой Отечественной войны на месте убиения случилось чудо: забил чистый целебный ключ. К источнику потянулись люди.
В хрущевские времена, когда началась новая война против церкви, власти вспомнили про родник. Подогнали технику, взревели моторы тракторов, и стальные громадины двинулись вперед, засыпая ручей землей.
Но Господь поругаем не бывает. Вскоре источник вновь пробился из-под толщи земли. Снова заструилась холодная водица.
Священник Дмитрий Полушин рассказал об исцелении одного батюшки от гнойной ангины после принятия воды из Ложка.
Отец Дмитрий — мой двоюродный брат, у нас общий дед по отцовской линии. Он тоже был арестован в 1937 году, но еще до суда объявил голодовку, и через 19 дней его, полумертвого выбросили за ворота тюрьмы, видимо, не желая создавать себе лишних проблем.
После этого дед прожил долгую жизнь. Вырастил дочь и трех сыновей, два из которых — Виктор и Геннадий — стали нашими отцами. Бурная эпоха разбросала их по просторам Советского Союза. А ельцинские реформы завершили дело, казалось, навек разлучив семьи братьев непомерными ценами на дорогу. Но неожиданно в редакции «Русского Дома» раздался междугородний звонок. Священник Дмитрий Полушин спрашивал: не является ли автор статьи о казачьей станице в первом номере журнала за 1998 год его братом? Дмитрий был очень обрадован, узнав, что это так. А был я не менее удивлен тем, что он священник. Родилась идея моей поездки в Новосибирск. Так «Русский Дом» соединил род.
— Я и мыслить не мог, что я могу стать в церкви кем-то, — говорит отец Дмитрий. — Я ведь рос в обычной семье, не то чтобы в атеистической, но все православие наше ограничивалось крашеными яйцами на Пасху.
В 1986 году Дмитрий в составе студенческого стройотряда оказался на Украине. Сибиряки строили там жилье для переселенцев из зоны Чернобыльской аварии. В один из выходных дней ребята поехали в Киев. Там студент, увешанный значками на стройотрядовской куртке, оказался на площади перед Владимирским собором. И вдруг он ощутил, что какая-то сила не пускает его войти внутрь.
— Я просто почувствовал, что не имею права туда войти. Это — не мое. А войти хотелось. И я зашел за угол, снял куртку, свернул ее в котомку и вошел в храм.
Однажды войдя в храм, Дмитрий решил остаться в нем навсегда.
Сегодня в двухмиллионном Новосибирске насчитывается 28 приходов, но церковное здание есть далеко не у всех. В Сибири вообще всегда не хватало храмов. Выросший в 1985 году огромный район МЖК по-прежнему не имеет ни одной церкви. Сюда и приехал на праздник Крещения Господня отец Дмитрий провести великий водосвятный молебен. Испытания не оставляли и здесь. Как будто специально в ближайших домах отключили воду, пришлось возить ее издалека. А вокруг молящихся крутились сектанты, пытаясь сорвать богослужение. Но грозный вид казаков понемногу охладил их пыл.
— Давайте будем строить храм, — сказал собравшимся отец Дмитрий. Да, мы трудно сейчас все живем. Но начнутся работы, сможете хоть ведро картошки принести, хоть чай в термосе?
— Сможем, — отвечает народ.
Вот так построим храм. Всем миром.
Основное место служения отца Дмитрия — храм Покрова Пресвятой Богородицы. Это воинский храм, поэтому приходится выезжать в части. Сегодня его пригласили в радиотехническую бригаду. Дел там хватает, надо освятить медсанчасть, сказать напутственное слово молодым солдатам, принимающим присягу.
Один из них, Сергей не успел покреститься до армии, поэтому еще на сборном пункте попросил будущего командира в этом ему помочь. Офицер пообещал, и слово свое сдержал. Сергей в один день присягал и на верность Богу, и на верность Отечеству. В беседе с ним отец Дмитрий старался избегать формальных фраз, прекрасно понимая, что больше всего волнует сейчас сердце молодого солдата.
— Сейчас в армии, как и везде, нездоровая обстановка, — говорит отец Дмитрий. — Бывают случаи, и бегут из армии, и даже стреляют в своих товарищей. Это вообще признак слабоволия, отсутствие веры в Бога, что посылает человеку испытания. А сверх силы Господь не пошлет.
А вот и сам Покровский храм. Он ровесник Новосибирска. Ему более ста лет.
К сожалению, власти города запрещают его восстанавливать. Говорят, что это памятник старины. Хотя за годы советской власти этот памятник старины лишился купола, а из иконных досок, замазанных масляной краской, были сделаны двери в кабинеты. И только когда храм вернули церкви, краска стала облупливаться, и на иконах вновь проявились лики тех, кто помог моему брату понять, что без веры его жизнь не будет иметь смысла.