Президент Азал Джахангир Аскеров биография

Устойчивость деятельности AZAL отражает успешную экономическую политику Азербайджана — президент ЗАО «Азербайджан Хава Йоллары» Джахангир Аскеров (ИНТЕРВЬЮ)

Читайте Trend в

Азербайджан, Баку, 6 июля /корр. Trend С.Алиев/

Интервью Trend с главой закрытого акционерного общества «Азербайджан Хава Йоллары» (AZAL — «Азербайджанские авиалинии«) Джахангиром Аскеровым

— ЗАО «Азербайджан Хава Йоллары» регулярно обновляет свой воздушный парк. В частности, ЗАО сделало заказ на приобретение самолетов марки Boeing. Сколько всего самолетов этой марки планируется получить? Планируется ли приобретение самолетов других производителей?

— Наличие мощной национальной авиакомпании, обладающей большим парком воздушных судов, осуществляющих перевозку пассажиров в различные точки мира, сегодня является не просто престижем страны. Это, в первую очередь, оказывает положительное влияние на укрепление экономической, культурной, гуманитарной политики государства. Наличие разветвленных маршрутов позволяет значительно повысить экономический потенциал и туристическую привлекательность Азербайджана.

Как сказал в ходе открытия аэропорта в Лянкяране президент Азербайджана Ильхам Алиев: «Наличие аэропортов, приобретение новых самолетов и высокий уровень сервиса поднимут акционерное общество «Азербайджан Хава Йоллары» до международного уровня».

Сегодня AZAL — авиакомпания, занимающая лидирующие позиции в регионе в различных направлениях деятельности. Одним из фактов, подтверждающих это, является то, что Азербайджан первым среди всех стран СНГ получит новейшие самолеты Boeing-787 Dreamliner. В августе прошлого года между AZAL и Boeing было достигнуто, а в мае 2010 года официально подписано соглашение о приобретении двух самолетов Boeing-767-300 ER, один из которых AZAL получит в 2011, а второй — в 2012 году.

С 2014 года национальная авиакомпания начнет получать самолеты Boeing-787 Dreamliner (два воздушных судна). Dreamliner будет более экономичным, чем предыдущие разработки, а также станет первым пассажирским самолетом, широко использующим композиционные материалы.

Приобретение этих воздушных судов позволит AZAL открыть новые маршруты в Европу, Юго-Восточную Азию и Америку.

Важнейшим событием можно назвать приобретение двух самолетов Boeing-747 грузовой авиакомпанией Silk Way Airlines. Авиакомпания также приобрела два самолета Boeing-767. Пилоты-кандидаты для полетов на этих самолетах уже отобраны. В ближайшее время начнется их подготовка.

Сегодня Бакинский международный аэропорт «Гейдар Алиев» является наиболее привлекательным для осуществления транзитных полетов международных грузо-и пассажироперевозчиков. После приобретения авиакомпанией Silk Way Airlines новых самолетов в Бакинском аэропорту будет базироваться один из крупнейших грузовых авиаперевозчиков крайне привлекательного экономически региона. Компания сможет составить конкуренцию известнейшим мировым авиаперевозчикам.

Наряду с приобретением самолетов, в Азербайджане идет процесс развития малой авиации и, в частности, расширения вертолетного парка, который занимает значительное место в поддержке нефтегазовой промышленности, являющейся краеугольным камнем азербайджанской экономики. С использованием этих вертолетов осуществляется поддержка морских нефтегазовых операций на азербайджанском шельфе Каспия. ООО SW Helicopter Services, использующее европейские вертолеты Super Puma, Dauphin, Eurocopter и российские Mи-8 МТВ-1 и Ми-171 (полученные в феврале), заключило контракт с американской авиакорпорацией Sikorsky на приобретение двух вертолетов S-92. Эти воздушные суда прибудут в Азербайджан до конца 2010 года.

В Азербайджане действует также компания SW Business Aviation — одна из первых на всем постсоветском пространстве, начавшая предоставление корпоративных и индивидуальных услуг для личных и деловых полетов по всему миру. Эта компания оперирует такими воздушными судами, как Gulfstream G550, Gulfstream G450, Gulfstream G200, Boeing 727-200 и ATR 42-500 VIP.

Большую роль в увеличении числа самолетов в парке воздушных судов AZAL, а также прибывающих в Азербайджан, играет современная развитая инфраструктура. Сегодня все чаще в Бакинском международном аэропорту «Гейдар Алиев» можно увидеть один из самых крупных самолетов в мире — Boeing-747.

Значительное место в этом процессе занимает и современный, отвечающий высоким мировым стандартам Бакинский грузовой терминал (Baku cargo terminal — BCT). Этот терминал, оснащенный самым современным оборудованием и механизмами, является одним из лучших в мире грузовых комплексов. Сдача BCT в эксплуатацию позволила Азербайджану значительно повысить эффективность грузовых операций, стать перевалочным пунктом для грузов, следующих из Америки и Европы в Азию и обратно. Терминал имеет возможность разместить 9 самолетов типа Boeing 747 / AN124 или 15 самолетов типа IL76.

— AZAL полностью отказался от использования воздушных судов советского производства. Сколько воздушных судов и каких марок в настоящее время имеется в воздушном парке AZAL?

— Хотелось бы отметить, что воздушные суда, производившиеся в Советском Союзе, использовались на протяжении всего периода существования этого государства и считались одними из самых надежных в мире. Когда сегодня речь идет о прекращении эксплуатации воздушных судов советского или российского производства, то это касается самолетов, исчерпавших свой ресурс и соответственно срок эксплуатации.

На сегодня «Азербайджан Хава Йоллары» не эксплуатирует самолеты советского или российского производства.

Самолеты «Ту-154» используются авиакомпанией Turan Air для осуществления полетов в Нахчыванскую Автономную Республику, находящуюся в блокаде в результате армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта.

Летный ресурс этих воздушных судов составляет 30 тысяч часов. На сегодня из этого показателя самолеты налетали около 6 тысяч часов, что составляет только одну пятую от общего ресурса.

Вместе с тем, хочу отметить, что эти воздушные суда постоянно проходят все необходимые регламентные технические процедуры. В Баку на постоянной основе находится представитель конструкторского бюро ОАО «Туполев», который проводит все необходимые процедуры на самолетах марки «Ту».

— 2009 год был сложным для всего мира, и, в частности, для воздушного транспорта. Как AZAL справился с последствиями мирового финансово-экономического кризиса?

— В последние годы гражданская авиация во всем мире переживает сложности. Авиаперевозки — один из секторов экономики, наиболее остро реагирующий на многие, казалось бы, не связанные друг с другом негативные моменты. В последние несколько лет по мировой гражданской авиации было нанесено несколько ощутимых ударов. Это — резкое повышение цен на нефть, что привело к увеличению стоимости топлива, последовавшая за этим ситуация с гриппом A1H1, и, наконец, мировой финансово-экономический кризис. Все эти факторы привели к закрытию большого числа мировых авиакомпаний, которые не справились с их последствиями.

Несмотря на это, «Азербайджан Хава Йоллары» не только смогло сохранить свои позиции на мировом рынке авиаперевозок, но и расширить их. Компания продолжает политику модернизации и расширения своего авиапарка, увеличивает количество маршрутов, по которым осуществляются полеты, смогла удержать показатели пассажирских и грузовых перевозок на высоком уровне. Сегодня в Азербайджан прибывает около трех тысяч пассажиров ежесуточно. И столько же пассажиров отправляется из Азербайджана.

Устойчивость деятельности AZAL, прежде всего, отражает верную и успешную экономическую политику государства. Как известно, Азербайджан в условиях мирового кризиса не только не продемонстрировал отрицательную динамику, как это произошло во многих странах мира, но и сохранил тенденцию экономического роста.

Сегодня в мире наблюдается снижение влияния мирового финансово-экономического кризиса, и, как следствие, наблюдаются постепенная стабилизация и рост в экономической деятельности авиакомпаний. В этих условия AZAL будет развиваться еще более быстрыми темпами.

— AZAL регулярно расширяет направления полетов. Ожидается ли в этом году открытие новых рейсов? Когда ЗАО планирует начать осуществление собственных рейсов на более далекие расстояния, в частности, в направлении Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки?

— На сегодня Азербайджан подписал межправительственные соглашения о воздушном сообщении с 29 государствами, парафировал или согласовал их на уровне экспертов — с 22 государствами и ведет переговоры в этом направлении с 12 государствами. Республика присоединилась к 22 документам по международной гражданской авиации. Азербайджан имеет «горизонтальное соглашение» с ЕС, которое предполагает либерализацию воздушного сообщения между странами, адаптирует существующие соглашения для соответствия законодательству ЕС. Эта нормативно-правовая база позволяет AZAL осуществлять полеты в различных направлениях, постоянно расширяя количество маршрутов.

Недавно были открыты рейсы в Анталью и Бодрум. С 15 июля начинается осуществление регулярного рейса пор маршруту Баку — Прага посредством воздушного судна Airbus-319.

С получением в ближайшее время самолетов Boeing рассматривается возможность открытия рейсов в Европу, Юго-Восточную Азию, Северную и Южную Америку.

Помимо полетов, осуществляемых AZAL за пределы страны, следует также отметить и увеличивающееся внимание к полетам иностранных компаний в Азербайджан. Причем это касается не только Бакинского международного аэропорта «Гейдар Алиев», но и аэропортов в регионах страны. Это, прежде всего, является подтверждением правильности решения о реконструкции региональных аэропортов. Помимо развития регионов в социально-экономическом плане, это значительно повышает их привлекательность с туристической точки зрения. В качестве одного из примеров можно привести аэропорт Лянкярана. Сегодня в этот аэропорт, открытый в 2008 году, только из Москвы осуществляют полеты несколько авиакомпаний. В июле к ним присоединится еще одна авиакомпания. При этом, несмотря на почти ежедневное осуществление полетов, рейсы, прибывающие и отправляющиеся из Лянкярана, как правило, бывают полностью укомплектованы.

Также планируется увеличить количество международных авиарейсов из городов Гянджа (западный регион республики) и Нахчыван. Не исключается возможность начала полетов в туристический сезон в аэропорт Загаталы (северо-западный регион страны), если поступит заявка от туристических операторов.

— «Азербайджанские авиалинии» уделяют большое внимание обеспечению безопасности полетов. На каком уровне организована система обеспечения безопасности в AZAL?

— Как сказал Общенациональный лидер Азербайджана Гейдар Алиев, «самая важная задача AZAL — это обеспечение безопасности полетов». Повышению безопасности полетов национальной авиакомпании «Азербайджан Хава Йоллары» и других подразделений AZAL постоянно уделяется большое внимание. Сегодня стандарты безопасности, применяемые AZAL, полностью соответствуют самым высоким мировым требованиям. Неудивительно, что результаты аудитов крупнейшей и наиболее уважаемой в мире организации гражданской авиации — ICAO, представленные в феврале, свидетельствуют о высоком уровне безопасности полетов в Азербайджане.

Также в феврале в Баку прошло крупное международное мероприятие в области гражданской авиации — региональное совещание ICAO, посвященное безопасности полетов. В совещании приняли участие свыше 70 представителей из 20 стран Европы и Азии, а также шести международных организаций гражданской авиации. Проведение этого совещания, которое имело большое значение в разработке принципов глобальной безопасности полетов, еще раз подтверждает высокую значимость, которую придают международные организации гражданской авиации Азербайджана. За последние два года в Баку состоялись 4 международных форума, связанных с гражданской авиацией.

Важнейшее место в повышении безопасности гражданской авиации в Азербайджане занимает подготовка кадров. Сегодня в стране действует признанное на международном уровне высшее учебное заведение — Национальная академия авиации (НАА), возглавляемая ректором, профессором Арифом Пашаевым.

В 1999 году НАА по решению Межгосударственного авиационного комитета получила свидетельство высшего учебного заведения гражданской авиации. НАА также включена в реестр учебных заведений международной авиационной организации ICAO. На базе этого учебного заведения осуществляется подготовка национальных кадров в области гражданской авиации и аэрокосмической отрасли.

Для подготовки пилотов и повышения их квалификации используются специальные тренажеры. Это позволяет готовить пилотов для различных типов воздушных судов в Азербайджане, что не только эффективно с финансовой точки зрения, но и позволяет не зависеть от зарубежных центров, располагающих подобными тренажерами.

В этом году Азербайджан получил учебные тренажеры самолетов Boeing-757, Airbus-319 и ATR. В настоящее время они монтируются в НАА. Использование этих тренажеров позволит повысить кадровый потенциал гражданской авиации республики. Для подготовки пилотов также используются самолеты Cessna, которые базируются в Забратском аэропорту.

Джахангир Аскеров: «AZANS – гарант безопасности воздушного движения» (ФОТО, ВИДЕО)

Ведущие специалисты Управления воздушным движением «Азераэронавигация» при ЗАО «Азербайджанские Авиалинии» (AZANS) — одни из гарантов благополучного исхода каждого полета в воздушном пространстве нашей страны. В этом году AZANS исполнилось 25 лет.

За четверть века пройден серьезный путь: от основания предприятия в 1996 году до его становления и модернизации через переподготовку и повышение профессиональной квалификации сотрудников, внедрение международных стандартов в области аэронавигации и современных инновационных технологий.

О становлении AZANS, переменах, перспективах развития, реализованных проектах, впечатляющих будущих планах, а также о процессе восстановления аэронавигационного обслуживания над освобожденным Карабахом рассказал президент AZAL Джахангир Аскеров.

— Поздравляем Вас и весь коллектив «Азераэронавигации» со знаменательной датой, желаем дальнейших успехов. Сегодня хотелось бы поговорить об основной функции «Азераэронавигации»…

— Спасибо большое. С тех пор, как авиаперелеты приобрели массовый характер, возникла необходимость в определении правил выполнения полетов. С ростом их интенсивности образовалась единая система управления воздушным движением (УВД). От ее надежности и зависит безопасность полетов. Ведь, это только на первый взгляд кажется, что в небе пусто, на деле воздушное пространство очень сложный механизм.

В аэронавигационном обслуживании задействовано множество различных специалистов. На протяжении четверти века УВД «Азераэронавигация» выполняет жизненно-важную функцию, она надежно обеспечивает организацию и безопасность полетов воздушных судов, соответственно, и пассажиров.

Об обеспечении безопасности полетов нашей службой на высоком уровне свидетельствуют и последние результаты аудитов уважаемой в мире Международной организации гражданской авиации – ИКАО, членом которой является и Азербайджан. Организация устанавливает стандарты и правила, необходимые для обеспечения полетов, авиационной безопасности, эффективности, пропускной способности и защиты окружающей среды.

— Расскажите немного об истории создания единой аэронавигационной службы в Азербайджане. Что было сделано в этом направлении, какие задачи по ее дальнейшему развитию поставлены перед вами на ближайшую перспективу?

— После обретения Азербайджаном независимости страна взяла на себя обязательства по предоставлению аэронавигационного обслуживания в своем воздушном пространстве. Сохранившаяся со времен Советского Союза система аэронавигации никак не соответствовала международным требованиям авиационного сообщества. Встала серьезная задача создания, развития, а главное эксплуатации современной аэронавигационной системы.

Общенациональный лидер Азербайджана Гейдар Алиев с первых дней формирования гражданской авиации независимого Азербайджана проявлял особую заботу к этой сфере, указывая на необходимость создания высококачественного аэронавигационного обслуживания для развития гражданской авиации. Гейдар Алиев завещал нам – авиаторам — следующее: «Самая важная задача «Азербайджан Хава Йоллары» — это обеспечение безопасности полетов». Этот наказ – главная доктрина «Азербайджанских Авиалиний». И Президент Азербайджана Ильхам Алиев сегодня продолжает уделять большое внимание развитию и укреплению гражданской авиации страны.

В 1996 году в составе AZAL (в то время Госконцерн AZAL) было сформировано предприятие аэронавигационного обслуживания «Азераэронавигация» (AZANS). В течение 25 лет аэронавигация развивалась, вслед за технологическим прогрессом модернизировалось его содержание в соответствии с рекомендациями ИКАО.

Сегодня стабильная деятельность и уверенное развитие AZANS увеличивает заинтересованность зарубежных авиакомпаний в воздушном пространстве Азербайджана. За четверть века нам удалось повысить эффективность использования воздушного пространства страны и его привлекательность для иностранных пользователей. В общий список пользователей услуг AZANS, осуществлявших регулярные рейсы через воздушное пространство страны, входит более 120 крупных авиакомпаний.

Введение пятой и седьмой степеней свободы в международных аэропортах Азербайджана в будущем даст позитивный импульс повышению интенсивности полетов в воздушном пространстве над Азербайджаном. Это также положительно скажется на реализации транзитного потенциала нашей страны. Задача наземных служб, в том числе и AZANS, в этой связи – обеспечение безопасности и регулярности полетов.

Через воздушное пространство Азербайджана проходят десятки международных воздушных трасс, соединяющие аэропорты различных стран и континентов. Обслуживание ведется на воздушных трассах, общей протяженностью около 12 000 километров. Зона ответственности УВД составляет около 165 400 квадратных километров. Авиационная безопасность полетов обеспечивается во всем воздушном пространстве, 7 аэропортах, 6 вертодромах и более 100 вертолетных площадках нашей страны.

— Залогом успешной работы аэронавигационной службы является надежное управление воздушными потоками. Какие меры предпринимаются для его обеспечения?

— Реализуя политику, проводимую Президентом Ильхамом Алиевым, «Азераэронавигация» ставит своей целью полномасштабное использование выгодного географического расположения Азербайджана как транзитного государства. Для эффективной организации/привлечения потоков воздушного движения с целью оптимизации использования воздушного пространства в регионе был создан Центр эффективности использования воздушного пространства, стратегии и развития Азербайджана (ASEC).

Его открытие важно для развития сети воздушных трасс – из года в год растет интенсивность воздушного движения над просторами страны. Центр позволяет увеличить пропускную способность воздушного пространства страны, удовлетворяет авиакомпании в аэронавигационном обслуживании и использовании воздушного пространства, а также снижает их экономические потери и влияние на экологию.

— Как происходит взаимодействие УВД «Азераэронавигация» с международными организациями, действующими в этой области?

— Конструктивное сотрудничество в авиации важно как способ достижения долгосрочных целей гражданской авиации, глобального бесшовного воздушного пространства и приобретения авиационного опыта.

AZANS использует все ресурсы двухстороннего и регионального сотрудничества, а также активно взаимодействует с международными организациями ИКАО, ИАТА (Международная ассоциация воздушного транспорта – прим. ред.) и ЕВРОКОНТРОЛЬ (Европейская организация по безопасности воздушной навигации – прим. ред.), CANSO (Международная организация провайдеров аэронавигационного обеспечения) и многими другими международными структурами в ряде ключевых областей.

Наша страна играет роль стратегического партнера ЕВРОКОНТРОЛЬ в планировании воздушных потоков. Важно отметить, что между УВД «Азераэронавигация» и Европейской организацией по безопасности воздушной навигации действует соглашение о партнерстве в случае непредвиденных ситуаций в регионе. В этом случае AZANS исполнит роль по перенаправлению и координации потоков в случае закрытия воздушного пространства или ее части в регионах Ближнего Востока, Центральной Азии, Южной Азии.

— На сегодня AZANS реализовал достаточно масштабные планы, потребовавшие невероятных усилий и энергии. Расскажите о некоторых из них.

— Для AZANS последние десятилетия стали периодом широкомасштабной модернизации и реализации крупных проектов для безопасного управления растущим объемом воздушного движения. Так, в прошлое ушло устаревшее оборудование и некачественная связь. Современная техника способна автоматически рассчитывать процессы всех ситуаций в небе.

Новые проекты были обусловлены увеличением авиаперевозок и спросом на аэронавигационные услуги со стороны иностранных авиакомпаний, а также выполнением требований Глобального Аэронавигационного Плана ИКАО.

Среди реализованных знаковых проектов можно обозначить, к примеру, открытие прямого воздушного коридора, соединяющего воздушное пространство Нахчыванской Автономной Республики и Турции (Нахчыван – Игдыр), введение его в международный каталог маршрутов ИКАО. Этот коридор — прямая воздушная связь между Нахчываном и Европой.

Хотелось бы отметить и развитие сегмента беспилотной авиации, основанное на современных технических решениях в области авиационной навигации. Так, между AZAL и компанией Ehang Intelligent Equipment действует соглашение о создании в Международном аэропорту Гейдар Алиев единого Центра по контролю гражданских беспилотных аппаратов (дронов) при УВД «Азераэронавигация». Тут же отмечу, что одной из ключевых возможностей повышения качества предоставляемых услуг стало внедрение совместно с ИАТА трехуровневой системы управления безопасностью полетов в воздушном пространстве Азербайджана.

Выше я рассказал о реализации масштабного и ответственного проекта – открытии ASEC, благодаря которому страна играет роль стратегического партнера ЕВРОКОНТРОЛЯ и азиатского Центра планирования потоков. Азербайджан стал связующим узлом для воздушных потоков из Азии в Европу и обратно.

Также следует отметить, что буквально на днях AZAL внедрил систему передачи цифровых данных Земля-Воздух ATC Data Link на базе УВД «Азераэронавигация». Наша служба — первая организация в регионе, начавшая цифровое вещание с использованием современных технологий в области связи между пилотом и диспетчером, а также передачи метеорологических и аэронавигационных данных.

Другой важный реализованный проект — недавняя установка в Международном аэропорту в Физули наземного радионавигационного оборудования VOR/DME и передача первых радиопозывных сигналов в небе над Карабахом. Это радионавигационная система, рекомендованная ИКАО в качестве международной системы навигации. Отмечу, что первыми радиопозывные сигналы приняли самолеты AZAL.

Дальнейшие планы AZAL по аэронавигации еще более впечатляющие.

Перед AZANS-ом поставлены стратегические цели развития в области цифровизации аэронавигационного обеспечения. Это, конечно, и применение искусственного интеллекта в УВД, а также современных радиолокационных и навигационных комплексов в плане надежности, и развитие программного обеспечения по обработке целей, и автоматизация управления для работы без участия человека и многое другое.

«Азераэронавигация» внедряет новейшие цифровые разработки, которые применяются в области авиации для предоставления качественного обслуживания воздушных судов.

— В чем кроется главный секрет успешной деятельности AZANS?

— Как и во всех других сферах гражданской авиации – главное это люди. Сама по себе техника в системе аэронавигации вещь, бесспорно, необходимая, жизненно-важная, однако дирижируют ею люди. В условиях часа «пик» в воздушном пространстве важно, чтобы действия всех в аэронавигационной цепочке были строго согласованы.

Основную часть персонала УВД «Азераэронавигация», включающий в себя диспетчеров УВД, инженерно-технический состав, авиационных метеорологов и специалистов по обеспечению аэронавигационной информацией, составляют выпускники Национальной Академии Авиации (НАА).

AZANS на постоянной основе поддерживает профессионализм и компетентность своих сотрудников, направляя их на тренинги в ведущие европейские институты и центры по подготовке и обучению специалистов аэронавигации. В зарубежных вузах они получают в совокупности профессиональные знания и навыки, необходимые для успешной деятельности.

— 2020 год начался с борьбы с пандемией коронавирусной инфекцией, приостановкой полетов. Насколько тяжелым ударом стал COVID-19 для аэронавигационной сферы страны?

— Сегодня авиационное сообщество продолжает переживать самые неблагоприятные дни в истории гражданской авиации. Столь необходимые меры, предпринятые странами в связи с распространением COVID-19, нанесли сокрушительный удар, в первую очередь, по авиакомпаниям и гражданской авиации в целом. Авиакомпании испытывают трудности, в связи с этим, предпринятые правительством шаги в целях смягчения усугубляющегося положения перевозчиков, очень важны. Мы обязаны найти объективную возможность достойно и профессионально выйти из непростой кризисной ситуации.

Мы осознаем, что сложившиеся обстоятельства – это глобальная проблема, поэтому стоит благоразумно отнестись к возникшей ситуации. Сегодня, как никогда раньше, важно быть солидарными в нашем общем деле гражданской авиации, быть готовыми оказать помощь и отнестись с чуткостью к проблемам друг друга.

Несмотря на пандемийные ограничения, аэронавигация продолжала обеспечивать полеты гражданской авиации. Полеты в воздушном пространстве и аэропортах Азербайджана не прекращались ни на день. Страна продолжает играть роль авиационного транспортно-логистического центра в региональном масштабе.

К сожалению, на фоне распространившейся в мире коронавирусной инфекции, нам пришлось перенести сроки проведения в Баку Всемирного саммита аэронавигации «Global ATM Summit 2020» CANSO.

В 2018 году на генеральном собрании CANSO в Бангкоке кандидатура Баку была выбрана для проведения саммита в июне 2020 года. Единогласное избрание столицы Азербайджана – стало ярким показателем международного авторитета нашей страны со стороны мирового аэронавигационного сообщества.

CANSO, членом которого Азербайджан является с 2005 года, объединяет непосредственно операторов и провайдеров аэронавигационных услуг. Организация играет важную роль для мирового аэронавигационного сообщества.

Мы надеемся, что в 2022 году проведем мероприятие CANSO на очень высоком уровне, познакомим коллег с красотой нашей страны, гостеприимностью азербайджанского народа и покажем успешное развитие национальной аэронавигации.

— Какие шаги предпринимаются по созданию аэронавигации в освобожденном Карабахе?

— В результате 44-дневной войны под руководством Президента страны, Верховного главнокомандующего господина Ильхама Алиева азербайджанский народ одержал великую Победу. Во время войны «Азераэронавигация» продолжала выполнять свою главную функцию – обеспечивать безопасность полетов.

Воздушное пространство Азербайджана над оккупированными территориями в течение трех десятилетий было закрыто для международных и внутренних полетов. За это время вся инфраструктура гражданской авиации на этой территории была разрушена и приведена в упадок. Сегодня на плечи «Азераэронавигации» ложится ответственная задача восстановления аэронавигационного обеспечения в освобожденном Карабахе в соответствии с самыми строгими международными стандартами. Мы вновь открываем небо над освобожденными территориями для международной гражданской авиации. Считаю, что мы реализуем устойчивую и надежную систему аэронавигационного обслуживания на этой территории. Наш многолетний и практический опыт работы позволяет решать все поставленные руководством страны задачи.

А задачи перед AZANS в небе над Карабахом стоят очень серьезные и обширные. Наши специалисты заняты реализацией масштабных инфраструктурных проектов по внедрению аэронавигационной системы, прохождению сертификации согласно требованиям ИКАО и ЕВРОКОНТРОЛЯ, разработке международных воздушных трасс и публикации соответствующих аэронавигационных данных в международных авиационных базах.

Вышеперечисленное — важные первоначальные шаги, необходимые для развития авиационной транспортной сети на освобожденных территориях.

Напомню, что в связи с поручением главы государства, в Карабахе ведется строительство трех международных аэропортов – в Физули, Зангилане и Лачине. Удачное географическое положение новых аэропортов предоставляют стране широкие возможности для раскрытия потенциала международной транспортной логистики и туризма.

На текущий момент, согласно поручению Президента Ильхама Алиева, ведется активное внедрение радиотехнического оборудования аэронавигационного обеспечения полетов, первичной и вторичной радиолокационных систем для наблюдения за гражданскими воздушными судами в небе над всей территорией. В соответствии со стандартами ИКАО завершены строительство Вышки УВД, установка аэронавигационного оборудования и авиационных метеорологических систем для обеспечения безопасности полетов в международном аэропорту в Физули.

Следующим этапом деятельности «Азераэронавигации» в освобожденном Карабахе станет строительство и введение навигационных систем в аэропортах в Зангилане и Лачыне.

Мы испытываем чувство большой гордости, участвуя в Программе Развития освобожденных территорий посредством перечисленных выше планов и проектов. В скором будущем намерены привлекать к освоению престижных авиационных профессий и обучению население, возвращающееся на места исторического проживания. Это также числится в списке наших приоритетных направлений в ближайшее время.

— Хотелось бы завершить наше интервью Вашими пожеланиями.

25 лет – серьезный рубеж в жизни организации, возраст полный стремлений и решимости. За плечами AZANS в его 25 лет – значительный опыт, освоение и внедрение современных технологий и методов работы.

Желаю всей дружной команде «Азераэронавигации» новых свершений, процветания и реализации поставленных задач, воплощения самых смелых идей, которые открывают блестящие перспективы.

Война без границ

Операция по освобождению заложников на Дубровке выявила одно совершенно неожиданное обстоятельство: у многих официальных представителей государств СНГ были друзья и знакомые среди. террористов. Сотрудники посольств, естественно, не говорят об этом под диктофонную запись. Но именно такими «неформальными давними знакомствами» объясняют освобождение некоторых заложников. Согласно информации из неофициальных, но заслуживающих доверия источников, первыми удалось договориться с террористами грузинским дипломатам, которые якобы вывели из заминированного здания троих своих граждан. Посольство Грузии официально опровергает эту информацию, расценивая ее как «провокацию».

Азербайджанские дипломаты, которые с первой минуты захвата располагали номерами мобильных телефонов террористов, не афишируют, но и не опровергают тот факт, что они уговорили чеченцев выпустить четырех граждан Азербайджана. Граждане оказались далеко не рядовыми: генеральный представитель «Азербайджанских авиалиний» в РФ Эльдар Гаджиев, жена президента этой авиакомпании Зарифа Гамзаева, ее сестра Назахет Касимова и сотрудница той же авиакомпании Севиль Алиева. Еще одна азербайджанка, никому не известная женщина, так и осталась в зале до начала спецоперации и теперь, как и многие другие заложники, находится в больнице.

Гендиректор госконцерна азербайджанских авиалиний AZAL Джахангир Аскеров вчера пояснил журналистам в Баку, что вылетел в Москву освободить свою жену сразу же после того, как узнал о случившемся. Телефон террориста по имени Саид, по словам Аскерова, ему передал из зала Эльдар Гаджиев. Джахангир Аскеров вспоминает: «Когда мне передали тех, за кем я пришел, террористы сказали: не забудь этот день».

Среди представителей Украины также нашлись люди, которые, придя к захваченному зданию, звонили террористам. В том числе депутат украинской Верховной Рады Андрей Шкиль, представляющий известную организацию УНА-УНСО. Известно, что «унсовцы» во время первой военной кампании в Чечне воевали на ее территории против России. Однако старые дружеские связи бывшим украинским боевикам не помогли: террористы гораздо охотнее общались с сотрудниками украинского посольства. Посол Николай Белоблоцкий приехал на место событий раньше многих представителей спецслужб и стал единственным дипломатом, который работал в оперативном штабе по освобождению заложников. Других не пропустили даже за оцепление. Он поясняет, что информацию о происходящем (и «особый статус») получил благодаря личным связям в ФСБ. Г-н Белоблоцкий, логично предположив, что среди заложников должно быть много украинцев, передал террористам записку с просьбой освободить своих сограждан. Признав в ответ, что Украина никакого отношения к чеченской кампании не имеет, террористы пообещали послу «особое отношение» к его соотечественникам. Оно заключалось в том, что больше трех десятков человек, у которых были при себе паспорта с трезубцем, перевели в отдельный угол и. оставили под присмотром заминированной «сестры».

Сотрудники абсолютно всех посольств, с которыми говорили корреспонденты «НГ», жалуются на закрытость информации о потерпевших: до сих пор они не обладают информацией о точном количестве жертв. «Каждую минуту мы ждем сообщений о смерти освобожденных, — сказал один из дипломатов. — Хуже всего состояние детей. » Для них страшный счет жертв начался с тринадцатилетней девочки из Караганды Саши Летяги, которая вместе с мамой приехала в Москву перед отлетом на постоянное место жительства в США. Саша не попала в число детей, которых удалось вывести из захваченного здания, ведь она была старше 12 лет и террористы не сочли ее ребенком. Девочке довелось сполна перенести весь кошмар происходящего в Театральном центре. После штурма мать и дочь оказались в разных больницах — в ужасной неразберихе и хаосе, царивших в те часы возле ДК, никто и не пытался выяснять родственные связи освобожденных заложников, так как большинство из них находилось в бессознательном состоянии. Спустя несколько часов юная гражданка Казахстана Саша Летяга скончалась в больнице, так и не приходя в сознание. Ее мама об этом даже не знает — она сейчас находится в 7-й городской больнице Москвы, состояние женщины врачи оценивают как средней степени тяжести.

В эти часы врачи борются за жизнь еще одного иностранного ребенка — Кирилла Головенко, который впервые приехал с родителями из Львова в Москву. Уже третьи сутки врачи и мамины молитвы удерживают Кирилла между жизнью и смертью. Список пока открыт.