Роберт Шуман
презентация к уроку по музыке по теме
Презентация посвящена жизни и творчеству великого немецкого композитора-романтика и музыкального писателя и его «Детским сценам»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shuman.ppt | 2.83 МБ |
o_detskih_scenah.doc | 77 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Посвящается 200-летию со дня рождения немецкого композитора и музыкального писателя
Роберт Шуман немецкий композитор 8.6.1810 — 29.7.1856
Дом Шумана в Цвиккау
В музее Шумана в Цвиккау Музыкальная комната композитора
Родители композитора Август Шуман Иоганна Христиана Шуман
Раннее творчество Р.Шумана В 6 лет начал сочинять музыкальную хоровую и оркестровую музыку. С семи лет он начал брать уроки фортепиано. Первой смелой попыткой Шумана было то, что он на двенадцатом году своей жизни сочинил инструментальную и хоровую музыку на 150-й псалом. В то время он не имел ни малейшего понятия о теории композиции.
Первая встреча с Кларой Она была одета во все белое: из под пышной юбочки с оборочками, выглядывали обшитые кружевом панталончики. Большой белый бант на макушке делал ее головку похожей на бабочку. Она была так мала, что с трудом доставала ножками до педали. Ей было 9 лет.
Фортепианные произведения: Вариации на тему Abegg . «Бабочки» 1829-1831 гг. «Карнавал», 1834-1835 гг. «Танцы давидсбюндлеров», 1837 г . «Фантастические пьесы»,1837 г. «Детские сцены»,1838 г.
«Детские сцены», (1838г.) Это музыка для взрослых, не желающих забывать свое детство. По словам самого автора, этот цикл — «отражение прошлого глазами старшего и для старших». Из семейного фотоальбома Шумана
«Детские сцены» (названия являются деликатными указаниями для исполнения и толкования) 1. О чужих странах и людях 2. Забавная история 3. Горелки 4. Просящее дитя 5. Полное удовольствие 6. Важное событие 7. Грёзы 8. У камина 9. Верхом на палочке 10. Не слишком ли серьезно 11. Пугало 12. В дремоте 13. Слово поэта
1. О чужих странах и людях
2. Забавная история
3. Горелки Гоpи, гоpи ясно, Чтобы не погасло. Стой подоле, Гляди в поле, Едут там тpубачи Да едят калачи. Погляди на небо: Звезды гоpят, Жуpавли кpичат: — Гу, гу, убегу. Раз, два, не воpонь, А беги, как огонь!
4. Просящее дитя
8. У камина Из фортепианного цикла «Детские сцены»
9. Верхом на палочке
13. Слово поэта Из фортепианного цикла «Детские сцены»
Будущие супруги Клара Вик и Роберт Шуман
Свадебный подарок Кларе «Мирты» — цикл из 26 песен «Посвящение» — первая песня цикла Ты мое сердце и душа, Ты так добра и хороша, Что для меня ты все – и сладость, И горечь слез, и жизни радость…
Клара – известная пианистка Клара включала в программы произведения выдающихся композиторов и малоизвестного тогда композитора Роберта Шумана
Путешествие в Россию
Сборник музыкальных произведений
«Альбом для юношества», (1848г.) Веселый крестьянин Смелый наездник Дед Мороз Отзвуки театра Военный марш Весенняя песня Первая утрата Романс Странник
«Жизненные правила для музыкантов»
Их концерты проходили при переполненных залах Среди исполнителей музыки Шумана первое место принадлежало самой Кларе Шуман, верной спутнице великого композитора.
Последние годы Шумана Несмотря на тяжелую болезнь, Шуман продолжал сочинять музыку. До последнего дня о нем заботились Клара и молодой композитор Брамс.
Памятник Р. Шуману в Цвиккау
40 лет без Роберта Восемь детей семьи Шуманов не помешали Кларе сочинять и блестяще исполнять выдающиеся произведения
Почтовые марки ГДР, посвященные Р.Шуману, 1956 г.
Премия г. Цвиккау Премия Р. Шумана в области академической музыки присуждается с 1964 г. Лауреатами Международного конкурса имени Роберта Шумана были: Даниил Житомирский, Святослав Рихтер, Зара Долуханова, Павел Лисициан, Ольга Лосева и др.
К 200-летию со дня рождения композитора (2010) в ФРГ была выпущена памятная серебряная монета номиналом 10 евро
Лучшие произведения Роберта Шумана вошли в «золотой фонд» созданий человеческого гения
Спасибо за внимание! Уркина С.Н., 2010 г.
Предварительный просмотр:
Звучит музыка в исполнении Евгения Кисина «Арабески» (Трек 1)
Здравствуйте, уважаемые гости!
Наша сегодняшняя встреча посвящена жизни и творчеству великого немецкого композитора-романтика и музыкального писателя Роберта Шумана. В 2010 г. вся музыкальная общественность отмечает 200-летие со дня его рождения.
Шуман вошел в историю музыки как мастер музыкального «портрета» и музыкального «рассказа».
Казалось бы, это очень разные, нечасто совместимые в творчестве одного художника склонности – к лирическому и описательному, глубоко личному и объективному. Но Шуман весь из контрастов – и как человек, и как художник. Он жадно интересуется жизнью («меня волнует все, что происходит на белом свете: политика, литература, люди»), и он же – замкнут, сосредоточен в себе. В нем уживаются бурная активность и редкая молчаливость. Именно Шуману, написавшему множество блестящих музыкально-критических статей, принадлежит известный парадокс: «Лучший способ говорить о музыке – это молчать о ней». И наконец, если взять самое сокровенное в его музыке – лирику, она поражает контрастами «бури и натиска» и тихой, почти отрешенной мечтательности.
«По комплектации Роберт Шуман был статным, даже крупным. В его осанке в хорошие времена было нечто горделивое, величественное, исполненное покоя и достоинства, походка же, напротив, — обычно медленная, бесшумная, как бы слегка и плавно покачивающаяся, нередко в своей комнате он ходил на цыпочках и непременно в фетровых туфлях. Глаза чаще всего опущены, полузакрыты, взор оживлялся лишь в беседах с близкими людьми. Черты лица в целом производили приятное впечатление. Самым характерным в его полном, круглом, цветущем лице, были глаза и тонко очерченный рот с обычно чуть вытянутыми вперед, как бы готовыми засвистеть губами. Над тупой формы носом высится крупный лоб, заметно раздававшийся к вискам. Вообще его голова с густыми и довольно длинными каштановыми волосами оставляла впечатление какой-то дюжести, чрезвычайной силы. Некоторая резкость черт обычно сглаживалась самым что ни на есть мягким и добродушным выражением лица» — так описывал Шумана его друг и биограф Вильгельм Василевский.
Шуман родился в провинциальном городке Цвиккау: одном из красивейших уголков старой Саксонии. В юные годы во время прогулок и особенно в минуты расставания с родным старым Цвиккау Роберт любил долгим взглядом окинуть свой город с высоты окружающих холмов. Вокруг необъятная ширь: зелень лугов, рощ, возделанных полей, мягкий волнистый рельеф гор и прихотливые изгибы реки.
Современный Цвиккау – один из крупнейших индустриальных центров Германии. Но еще сохранились чудесные уголки старого Цвиккау, позволяющие живо вообразить картины шумановской эпохи. Центр старого города – Мариенкирхе. Его своеобразная темно-малахитовая башня – образец саксонской поздней готики – видна почти отовсюду. Этот собор и сейчас еще кажется огромным, величественным. Под сводами Мариенкирхе играли выдающиеся мастера органного искусства. Черты далекой старины запечатлелись и на здании гимназии. Будто вросший в землю, массивный корпус некогда принадлежал монастырю. Цвиккау начала XIX в. – городок беден, влачит скудное материальное и духовное состояние.
До наших дней сохранился дом, в котором родился Роберт Шуман (в нем сейчас музей композитора). Другой, где он и его семья жили с 1817 года, разрушен во время второй мировой войны.
Отец Роберта – Август Шуман – был человеком, страстно любящим литературу. Вместе со своим братом он открыл в Цвиккау книжное издательство и книжный магазин «Братья Шуман». Прекрасные книги окружали Роберта с детства.
Литературную одаренность он унаследовал от отца. Музыкальную же, по-видимому, от матери Иоганны Христианы, которую друзья называли «живое собрание арий»: в молодости она любила петь.
Роберт рос счастливым, беззаботным ребенком. Он восторгался красивыми молитвами и стихами, любил собирать цветы в саду и подыскивать красивые гармоничные созвучия на рояле. Мальчиком Роберт сочиняет стихи, драматические пьесы, устраивает в доме театральные представления. В то же время он обнаруживает сильную склонность к музыке. Видя его постоянно что-то напевающим, родители приглашают учителя, с которым Роберт занимается с семи до пятнадцати лет.
Роберт сочиняет музыку и особенно любит импровизировать. Товарищи, собравшиеся вокруг него за роялем, восхищаются и весело смеются над тем, как остроумно изображает он их в своих музыкальных импровизациях. Так еще в детстве обнаружилась его удивительная способность — создавать музыкальные портреты.
В 1820 году он поступает в гимназию своего родного города и получает там общее образование. С этого времени перед взорами родителей и учеников развертывается его разностороннее дарование.
Отец Шумана отказывается от своих планов видеть сына литератором, и, несмотря на неудовольствие жены, считавшей судьбу музыканта весьма ненадежной, решает на следующий год отправить сына учиться к композитору Карлу Веберу. Однако Вебер тем временем уехал в Англию и больше не вернулся на родину. В Лондоне его настигла смерть.
А 10 августа 1826 года умер и отец будущего композитора, Август Шуман. Планы его остались неосуществленными.
Роберт был уверен в том, что его призвание – искусство, но еще сам не знал, чему посвятить свою жизнь – литературе или музыке.
Литература притягивала его так же сильно, как и музыка. 15-летний гимназист Шуман с увлечением организует школьный литературный кружок.
Круг чтения юного Шумана обширен. Древнегреческие авторы Гомер и Платон (сочинения которых он читает в оригинале и переводит на немецкий язык), английские – Шекспир и Байрон, итальянская поэзия эпохи Возрождения и, конечно, немецкие писатели. Среди последних – его любимейший на всю жизнь Иоганн Пауль Фридрих: писатель-романтик, печатавшийся под псевдонимом Жан Поль.
В 1828 году в доме друзей семьи Шуман Роберт знакомится с Фридериком Вик, который сыграет в жизни Шумана большую роль, и добрую, и злую. Вик – один из лучших в Германии преподавателей музыки. У него свой метод обучения игре на фортепиано, сочетающий строгость технической тренировки с глубиной подхода к искусству. Блестящее подтверждение достоинств его метода – успехи маленькой Клары, дочери Вика. Шуман берет уроки у Вика. Музыка – его отрада. Но вскоре он решает уехать из Лейпцига, чтобы продолжить занятия юриспруденцией в Гейдельберге.
Занятия с известным фортепианным педагогом Ф. Виком, посещение концертов в Лейпциге, знакомство с произведениями Ф. Шуберта способствовали решению посвятить себя музыке.
Наступает 1830 год. Письма матери из Гейдельберга как будто радостны. Но однажды он пишет: «Меня иногда бросает в жар, когда я думаю о самом себе. Вся моя жизнь была двадцатилетней борьбой между поэзией и прозой или, скажем, между музыкой и юриспруденцией».
Он мягко упрекает мать за то, что она, пусть из добрых, с ее точки зрения, побуждений загораживала ему этот путь. «Шаткое будущее и ненадежный кусок хлеба» — вот доводы любящей матери против профессии музыканта.
Роберт просит мать написать в Лейпциг его учителю Фридриху Вику и прямо спросить, «что он думает обо мне и о моем жизненном плане».
— Я выражаю готовность приблизительно за три года дать Вашему сыну образование, необходимое для того, чтобы он при его таланте и воображении стал одним из крупнейших среди ныне живущих пианистов. (И далее в пяти пунктах Вик изложил условия, которые он ставит Роберту для достижения этой цели: необходимость упорных систематических занятий на фортепиано, теорией музыки и т.д.), — ответил господин Фридрих Вик госпоже Кристиане Шуман.
— Пусть лучше вы увидите меня бедным и счастливым в искусстве, нежели бедным и несчастным в юриспруденции. Будущее – это большое слово.
Так, в тревоге, не одобряемый родными, вступил Роберт Шуман на тернистый и прекрасный путь музыканта.
Роберт Шуман поселился в доме Вика. С жаром принялся он за работу.
В 1831 году Фридерик Вик с Кларой выехали большую концертную поездку. Оставшись один, Роберт принялся заниматься с удвоенной энергией. Он хотел как можно быстрее развить свою фортепианную технику и придумал приспособление для выработки самостоятельности каждого пальца. Один из пальцев закреплялся при помощи петли в неподвижном состоянии на определенной высоте, другие в это время двигались. В конце он растянул сухожилия. Рука стала болеть. Врачи, обещание вылечить, компрессы, ванны. Терпеливое ожидание. И наконец, ужасное сознание – болезнь неизлечима. Никогда не быть Шуману «одним из крупнейших среди ныне живущих пианистов», как обещал это его матери Фридерих Вик в памятном письме в Цвиккау.
В таком печальном положении Роберта спасло лишь сознание великих творческих сил, таящихся в нем. В тридцатые годы одно за другим появляются его лучшие фортепианные сочинения. Многие страницы фортепианной музыки окрашены мотивами автобиографического характера.
Вариации на тему Abegg, 1830 г. (имя красивой девушки и одаренной пианистки — знакомой Шумана).
«Бабочки» 1829-1831 гг.
В «Бабочках» (1831) — одном из первых изданных произведений Шумана — перед нами возникает картина костюмированного бала, где, по замыслу композитора, встречаются герои книги Ж. П. Рихтера «Годы юности». Это два брата (один — мечтательный и задумчивый, другой — порывистый и горячий) и молоденькая девушка, в которую оба влюблены. Композитор красочно повествует в звуках о молодости и поэзии, о красоте искусства и жизни, выразительными мелодиями лепит запоминающиеся образы.
В эпизодах «Бабочек» оживают и другие персонажи костюмированного бала. Коротенькие пьески рисуют то грустные, то мечтательные, а иногда очень забавные сценки. Последняя картина — разъезд гостей: маски постепенно расходятся, на опустевших ночных улицах замирают звуки народного немецкого танца, который в старину исполнялся на всех веселых праздниках; бьют башенные часы.
В течение 10 лет – с 1834 г. до 1844 г. Роберт работает в еженедельном «Новом музыкальном журнале», где большинство статей пишет и редактирует сам от имени Флорестана и Эвсебия. Под этими именами скрывается один человек – Роберт Шуман. Мечтательный Эвсебий и бурный Флорестан, оба они живут в его душе.
«Карнавал», 1834-1835 г.
В «Карнавале» с особой яркостью обнаруживается искусство Шумана создавать музыкальные портреты без помощи слова или сценического действия (как в камерно-вокальной или оперной музыке), одними только звуками фортепиано.
«Танцы давидсбюндлеров», 1837 г.
Давидсбюндлерами он считал всех близких ему по духу музыкантов настоящего и прошлого.
«Фантастические пьесы»,1837 г.
«Детские сцены»,1838 г.
«Детские сцены»,1838 г.
Этот цикл — одно из лучших фортепианных произведений композитора. Несмотря на кажущуюся простоту, достойно исполнить его под силу только очень зрелому пианисту, способному не только воспроизвести нотные знаки, но и проникнуть в сущность авторского замысла.
Миниатюры, входящих в цикл, — своеобразные «музыкальные новеллы», рассказы с незамысловатым сюжетом. Шуман делает акцент на настроении, на эмоции.
Всякая музыкальная пьеса – это не просто мелодия, гармония, удобная аппликатура, внимательно прослушанные соотношения звуков, вдобавок поданные в «характере», «с темпераментом». В музыкальном сочинении таится безграничное содержание: в нем скрыты обстоятельства жизни композитора, и особенности быта его народа, закономерности его родного языка и специфика национального характера, могут отразиться исторические и философские идеи. В сущности уже несколько тактов могут вместить в себя целый мир. Разматывать этот сложный клубок скрытых смыслов – ответственная и увлекательная задача, стоящая перед исполнителем.
Оригинально задуман программный цикл из 13 пьес «Детские сцены» (1938 г.) как воплощение близкого Шуману мира детской фантазии и мечтаний, с забавными проделками и играми («Игра в жмурки», «Верхом на палочке») с неожиданными сменами радостного воодушевления («Счастливое довольство») и элегической грусти («Грезы»)
«Я узнал, что фантазию ничто так не окрыляет, как напряжение и тоска по чему-нибудь; именно так было со мною в последние дни, когда я ждал твоего письма и насочинял целые тома – странного, безумного, очень веселого – ты широко откроешь глаза, когда сыграешь это; вообще, я способен сейчас порою разорваться на куски от звучащей [во мне] музыки. – И не забыть бы мне все, что я сочинил. То был словно отзвук слов, которые ты мне как-то написала: „Порою я могу показаться тебе ребенком“, – короче говоря, я был поистине окрылен и написал тридцать маленьких забавных вещей, из которых отобрал около двенадцати и назвал Детскими сценами. Ты обрадуешься им, но, конечно, должна будешь забыть о себе как о виртуозе. Там такие названия, как Страшилка, У камина, Игра в жмурки, Просящее дитя, Верхом на палочке, О чужих странах, Забавная история и т. д., чего там только нет! В общем, там все очевидно, и к тому же все пьесы легко напевать», – писал в 1838 году Роберт Шуман своей будущей жене Кларе Вик.
Среди сложнейших фортепианных опусов Шумана «Детские сцены» выделяются кажущейся легкостью и безыскусностью. Однако этот цикл стал для Шумана одним из своих любимейшими сочинений. Давая название пьесам, Шуман прежде всего сделал акцент на эмоции, связанные с тем или иным образом: «Названия возникали, конечно, позднее и, в сущности, являются не чем иным, как деликатными указаниями, которые предназначены для исполнения и толкования».
Интересно, что именно в цикле «Детские сцены» композитор в большей степени видел поэтическую сущность своего романтического миросозерцания.
В музыке присутствует и момент личного сопереживания и участия: в полном чарующей таинственности рассказе.
Мир детства и его соприкосновение с поэзией дальних странствий – несомненно, эта тема глубоко занимала Шумана. Недаром пьесой «О чужих странах и людях» открывается его цикл «Детские сцены».
Звучит пьеса «О чужих странах и людях».
Название №1 могло быть и другим, образ пьесы более обобщенный – сосредоточенность и самозабвенность детской мечты . Ласковая и светлая мелодия в первом же такте окрашивается очень характерной для Шумана гармонией, вносящей элемент «чудесного», романтически манящего.
В некоторых пьесах можно ощутить обаяние шумановской доброй, но слегка ироничной улыбки («Забавная история», «Важное событие»)
Звучит пьеса «Забавная история».
Слово горелки восходит к глаголу «гореть», причем изначально, видимо, в значении «любить, страдать от любви».
Для игры выбирается открытое место — лужайка, поляна, широкая улица перед домом, просторный двор.
Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов спиной к играющим стоит водящий — горельщик ( горелка ).
Играющие нараспев говорят слова.
После слов стоящие в последней паре бегут с двух сторон вдоль колонны. Горельщик старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем он запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горельщик вновь водит. Игра повторяется.
Если горельщику удаётся запятнать одного из бегущих в паре, то он встаёт с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.
Горелки изначально не были детской игрой: в неё играли девушки и холостые молодые мужчины. Водящим всегда выбирался парень, и ловить он мог только девушку, так что игра давала возможность знакомиться, общаться, выбирать невесту. Очевидно, что игра имитировала похищение невесты.
Звучит пьеса «Горелки».
Ненавязчиво повторяющимися фразами мольбы и вопросительной интонацией робкой надежды удивительно достоверно выражает композитор смысл пьесы «Просящее дитя».
Звучит пьеса «Просящее дитя».
Теплотой и проникновенностью шумановского лиризма, лишенного всякой сентиментальности, окрашены многие страницы «Детских сцен», но особой поэзией отмечены вокальные по своей природе мелодии «Грез» и пьесы «Почти серьезно».
Близкий и еще более романтически приподнятый образ пьесы «Грезы», самой популярной в цикле и принадлежащей к жемчужинам шумановского мелодизма. Замечательно, как в этой пьесе, несмотря на квадратность построения, свободно и «бесконечно» льется мелодический поток, как подхватывается и усиливается он побочными голосами (не случайно пьеса так естественно звучит в переложении для хора) и как естественно, «густо» сплетается вся ткань пьесы, что отнюдь не отнимает у нее лирической непосредственности почти импровизационного плана.
Звучит пьеса «Грезы».
Дар Шумана к портретной характеристичности зарисовок, конкретному изображению наблюдаемых явлений обнаруживает себя в передаче атмосферы уютного зимнего вечера и задушевной доверительной беседы («У камина»)
Щелкнуть двойным на значке музыкальном. Звучит фрагмент открытого урока педагога Б.М. Берлина.
Пьеса-игра: «Верхом на палочке» в «Детских сценах» чисто характеристического плана.
Звучит пьеса «Верхом на палочке».
Пьеса «Пугание» — вначале словно рассказ о чем-то сумрачном и странном, затем по-шумановски неожиданное вторжение музыки «пугания» — таинственной, мелькающей как тени на стене.
Финал цикла – «Говорит поэт» — послесловие от автора. Звучит мудрый тон размышляющего поэта («Слово поэта»).
Известно, что многие самые проникновенные страницы творчества Шумана посвящены Кларе: это она является композитору в «Грезах», о ней «Говорит поэт» в «Детских сценах».
«Мы перелистали с вами чудесные страницы детства, склоним же голову перед этой непреходящей красотой…» так или почти так можно истолковать полные благородства и величавой мысли последние строчки цикла.
12 сентября 1840 года – день свадьбы Роберта и Клары, прекраснейший и счастливейший, как отмечает Клара в своем дневнике. Пятилетний период жизни Шумана биографы называют «периодом борьбы за Клару».
«Счастливейший» 1840 год в творчестве Роберта Шумана становится годом песен.
Свои первые песни он написал в ранней юности, но потом долго не обращался к этому жанру. И вот теперь за один только год он создает около 140 песен! Тут и отдельные произведения, и песенные циклы – «Мирты» (свадебный подарок Кларе), «Любовь и жизнь женщины», «Любовь поэта» и др.
В 1843 году после триумфа оратории «Рай и Пери» Вик присылает Роберту примирительное письмо.
Инструмент Клары стоял в самой отдаленной комнате, двери которой были обиты толстым войлоком. Все же звуки рояля долетали до ушей Роберта, отвлекая его от работы. Кларе приходилось играть только в его отсутствие.
Но постоянное творческое общение с Робертом расширило ее кругозор, ее исполнение много выиграло в смысле глубины и серьезности.
В начале 1844 года Клара и Роберт предпринимают большое концертное путешествие: они направляются в далекую Россию. Щелчок. (Кремль)
И в Петербурге, и в Москве Роберт и Клара с увлечением рассматривали исторические и архитектурные памятники. Щелчок. (Храм Василия Блаженного)
Немало было и музыкальных впечатлений. В московском Большом театре они слушали оперу Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и отметили «счастливо одаренную музыкальную натуру» ее автора. Щелчок. (Большой театр)
Петербургская придворная певческая капелла показалась им «самым прекрасным хором», какой когда-либо приходилось слышать. (4 щелчка неторопясь, 4 картинки)
И вот они дома. Шумана все более тревожат бессонница, головная боль, врачи советуют сменить обстановку. Они переезжают в столицу Саксонии Дрезден.
Душа художника многогранна. Шуман пишет серию маленьких фортепианных пьес. Это его знаменитый «Альбом для юношества». Первую пьеску «Альбома» он написал ко дню рождения старшей дочери Марии.
Звучит пьеса «Дед Мороз», №20.
Звучит пьеса «Веселый крестьянин», №18.
Для юных музыкантов Шуман написал еще «Жизненные правила для музыкантов». Вот некоторые из них:
«Не упускай никогда случая послушать хорошую оперу».
«Изучи как можно раньше основные законы гармонии».
«Всегда проявляй заботу о чистоте настройки твоего инструмента».
«Ученью нет конца».
В Дюссельдорфе освободилась должность городского «директора музыки» и муниципалитет города приглашает Шумана занять ее. В 1850 году их семья переезжает. В первые месяцы пребывания в Дюссельдорфе он пишет величественную Третью симфонию (Рейнскую). В ноябре 1853 года он вынужден уйти с поста дирижера из-за прогрессирующей болезни.
Шумана мучают слуховые галлюцинации: он слышит то непрерывно тянущийся звук, то странно прекрасную музыку, исполняемую какими-то неведомыми инструментами.
Шуман сам просит поместить его в больницу. С 4 марта 1854 года и до конца, последовавшего 29 июля 1856 года, он проводит в больнице.
Шуман умер в возрасте 46 лет. Похоронен на кладбище в Бонне.
Клара на 40 лет пережила Роберта.
Они захоронены в одной могиле.
В память о Шумане были выпущены почтовые марки.
Большинство рукописей и документов хранится в его Доме-музее в Цвиккау (Германия), где регулярно проводятся конкурсы пианистов, вокалистов и камерных ансамблей имени композитора.
В этом году была выпущена памятная серебряная монета.
В произведениях Шумана, теперь изданных и всем доступных, мы обладаем богатейшим сокровищем, из которого можно извлечь множество прекрасного, а своими созданиями и деятельностью Шуман подтвердил свои же слова: «Озарять светом глубину человеческого сердца – вот призвание художника!»
Звучит музыка Шумана диск 36, 56, №10 концерт ля-минор.
Презентация на тему: «Роберт Шуман»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов
Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!
«Как закрыть гештальт: практики и упражнения»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
21.04.2022
2
Введение
Его творчество – одна из вершин мирового музыкального искусства XIX в.
Р. Шуман считал, что музыка должна быть не только в пальцах, но и в голове и в сердце. Он составил жизненные правила для музыкантов, но его собственное имя стало еще одной строчкой в печальном списке безумных гениев.
21.04.2022
3
«Вокруг цепи правил должна виться серебряная нить фантазии…» Р.Шуман.
Жизнь композитора
21.04.2022
4
Роберт Шуман родился в Саксонии 8 июня 1810 года.
Дом Шумана в Цвиккау
21.04.2022
5
Родители Шумана
Отец Шумана был книготорговцем и совершенно не интересовался музыкой, но поощрял занятия сына.
Мать – Иоганна Христиана была родом из семейства Шнабелей.
21.04.2022
6
С 7 лет Роберт брал уроки игры на фортепиано, сам сочинял пьесы.
1828 году Р. Шуман поступает на юридический факультет Лейпцигского университета, но все свободное время отдает сочинению и музицированию.
21.04.2022
7
Музыкальные образы Шумана нераздельны с литературными. Кумирами Роберта стали писатели-романтики Жан Поль и Теодор Гофман – мастера причудливых фантазий.
21.04.2022
8
Музыкальное образование Р. Шумана
1830г. Переехал в Лейпциг и стал учеником Фридриха Вика.
Теорией музыкальных композиций занимался под руководством Генриха Дорна.
Фридрих Вик
21.04.2022
9
В 1830 году Шуман впервые услышал Николо Паганини
21.04.2022
10
Шуман подвергнул свою правую руку операции для скорейшего приобретения беглости игры на фортепиано. Рука навсегда сделалась неспособной к игре на инструменте
«Я вынужден был, всего-навсего, стать композитором» Р.Шуман
21.04.2022
11
Журнал Шумана
С 1834 года Роберт редактирует «Новый музыкальный журнал» и сам пишет статьи о музыке и музыкантах
21.04.2022
12
Любовь Шумана
12 сентября 1840 года в церкви в Шёнфельде состоялось бракосочетание Роберта с Кларой
21.04.2022
13
Интерес к фортепиано у Шумана возрос благодаря счастливому браку с Кларой Вик, как известно, великолепной пианисткой. Для нее автор создал чрезвычайно ценный фортепианный концерт ля минор.
21.04.2022
14
Семья Р.Шумана
В семье Шуманов рождается пятеро детей
21.04.2022
15
Шуман сочиняет музыку к «Фаусту» Гете и драме Байрона «Манфред»
21.04.2022
16
Радужный прием Шуманов в Москве и Петербурге отвлекают Роберта от мрачных мыслей
21.04.2022
17
Шуман преподает в Лейпцигской консерватории, становится дирижером и капельмейстером
21.04.2022
18
В 1854 году Роберт пытается покончить с собой, бросившись в Рейн
21.04.2022
19
29 июня 1856 года немецкий музыкант-романтик Роберт Шуман скончался.
Могила Роберта и Клары Шуман
21.04.2022
20
«Меня волнует все, что происходит на белом свете: политика, литература, люди…Обо всем я размышляю на свой лад и все ищет выражение в моей музыке»
Памятник Р. Шуману в Цвиккау
21.04.2022
21
Творческое наследие композитора
Шуман написал много произведений: около 50 сборников пьес для фортепиано, вариации на тему Абегг, “Бабочки”, “Карнавал”, симфонии, этюды, “Танцы давидсбюндлеров”, фантастические пьесы, “Крейслериана”, “Венский карнавал”, новеллетты и др., 3 сонаты для фортепиано, фантазия, более 200 песен, вокальные циклы: “Любовь поэта”, “Круг песен” на Гейне, “Мирты”, “Круг песен” на стихи Эйхендорфа, “Любовь и жизнь женщины” на стихи Шамиссо, испанские любовные песни, песни из “Вильгельма Мейстера” (Гёте), 4 симфонии, концерты для фортепиано, виолончели и скрипки с оркестром, концерт Штюк для фортепиано с оркестром, концерт Штюк для 4-х валторн с оркестром, 3 струнных квартета, фортепианный квартет, фортепианный квинтет, 3 фортепианных трио, 2 сонаты для скрипки, другие камерные ансамбли, оратория “Рай и Перри”, опера “Геновева”, музыка к драматическим спектаклям, около 200 критических статей – избранные статьи о музыке и музыкантах.
21.04.2022
22
Цикл фортепианных пьес «Карнавал»
Написан в 1834г.
Данный цикл имеет большое значение для понимания музыки Шумана
21.04.2022
23
В «Карнавале» фигурируют музыкальные «портреты» членов Давидова братства — давидсбюндлеров
21.04.2022
24
«Карнавал»
Цикл состоит из 20 контрастных программных фортепианных миниатюр, объединённых 4-мя нотами (A, Es, C, H).
В «Карнавале» есть группы масок:
Пьеро, Арлекин, Каламбино, буквы.
Эвзебий, Флорестан, Паганини, Киарина, Эстрелла, Шопен
сценки “Разговор”, “Признательность”, “Признание”
Истинными шедеврами вокальной лирики Шумана являются циклы «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины», «Круг песен» и др.
21.04.2022
26
Цикл «Любовь поэта»
Написан на стихи Гейне
Состоит из 16 песен
Песни, составляющие цикл, складываются в целостный сюжет с трагическим концом
21.04.2022
27
Цикл «Любовь и жизнь женщины»
Написан на стихи Шамиссо
Состоит из 8 песен, в которых господствуют светлые чувства
Преимущественно куплетные или трёхчастные формы
21.04.2022
28
Немецкий композитор Роберт Шуман хотел, чтобы «музыка исходила из глубины настоящего и была не только приятной забавой и красивой по звучанию, но и стремилась к чему-то еще». Само это желание резко отличает Роберта Шумана от многих композиторов его поколения, которые грешили бессодержательным сочинительством. Шуман боролся за прогресс в музыке всеми силами.
21.04.2022
29
В память о Шумане
Почтовая марка ГДР Посвящённая Р. Шуману
К 200-летию со дня рождения композитора (2010) в ФРГ была выпущена памятная серебряная монета номиналом 10 евро
21.04.2022
30
Музей композитора
Портрет Роберта Шумана, рисунок Адольфа фон Менцеля 1850 года
Музыкальная комната композитора в музее Шумана в Цвиккау
Курс профессиональной переподготовки
Педагогика дополнительного образования детей и взрослых
- Сейчас обучается 2333 человека из 83 регионов
Курс повышения квалификации
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
- Сейчас обучается 420 человек из 67 регионов
Курс повышения квалификации
Каллиграфия. Искусство красивого почерка
- Сейчас обучается 420 человек из 68 регионов
- Для всех учеников 1-11 классов
и дошкольников - Интересные задания
по 16 предметам
«Учись, играя: эффективное обучение иностранным языкам дошкольников»
Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику
Дистанционные курсы для педагогов
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»
Презентация на тему: Роберт Шуман
Роберт Шуман 8.6.1810 — 29.7.1856
Дом Шумана в Цвиккау
В музее Шумана в Цвиккау Музыкальная комната композитора
Родители композитора Иоганна Христиана Шуман Август Шуман
Раннее творчество Р.Шумана В 6 лет начал сочинять музыкальную хоровую и оркестровую музыку. С семи лет он начал брать уроки фортепиано. Первой смелой попыткой Шумана было то, что он на двенадцатом году своей жизни сочинил инструментальную и хоровую музыку на 150-й псалом. В то время он не имел ни малейшего понятия о теории композиции.
Первая встреча с Кларой Она была одета во все белое: из под пышной юбочки с оборочками, выглядывали обшитые кружевом панталончики. Большой белый бант на макушке делал ее головку похожей на бабочку.Она была так мала, что с трудом доставала ножками до педали.Ей было 9 лет.
Фортепианные произведения: Вариации на тему Abegg.«Бабочки» 1829-1831 гг. «Карнавал», 1834-1835 гг.«Танцы давидсбюндлеров», 1837 г. «Фантастические пьесы»,1837 г.«Детские сцены»,1838 г.
«Детские сцены», (1838г.) Это музыка для взрослых, не желающих забывать свое детство. По словам самого автора, этот цикл — «отражение прошлого глазами старшего и для старших». Из семейного фотоальбома Шумана
«Детские сцены»(названия являются деликатными указаниями для исполнения и толкования) 1. О чужих странах и людях2. Забавная история3. Горелки4. Просящее дитя5. Полное удовольствие6. Важное событие 7. Грёзы8. У камина9. Верхом на палочке 10. Не слишком ли серьезно11. Пугало12. В дремоте13. Слово поэта