Презентация к уроку литературы «Жизнь и творчество Н.М.Радищева»
презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме
жизнь и творчество Радищева Н.М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aleksandr_nikolaevich_radishchev.pptx | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Александр Николаевич Радищев
«Радищев — рабства враг » — эта пушкинская строка как нельзя лучше вскрывает смысл и содержание жизненного подвига русского дворянина, писателя и философа Александра Николаевича Радищева.
Родился Александр Николаевич Радищев в 1749 году в Москве. В Петербург Радищев впервые приехал в 1763 году. Он был принят на учебу и службу в Пажеский корпус.
В сентябре 1766 года по приказу Екатерины II шестеро пажей, Радищев в том числе, отправились учиться в университет немецкого города Лейпцига , где изучали литературу, естественные науки, медицину, овладели несколькими иностранными языками.
Более двух лет затем Радищев служил в штабе 9-й Финляндской дивизии в должности обер-аудитора (дивизионного прокурора ). В 1775 году в чине секунд-майора Радищев вышел в отставку. Он отправился в Саратовское имение, в село Верхнее Аблязово , чтобы получить благословение родителей на брак с Анной Рубановской
В апреле 1790 году Радищева назначили управляющим Петербургской таможней . Наверное, много еще мог сделать для развития внешней торговли Александр Николаевич. Но уже в мае 1790 года началось следствие по поводу только что вышедшей из печати книги «Путешествие из Петербурга в Москву».
Екатерина вторая назвала русского дворянина Радищева бунтовщиком «хуже Пугачёва»
По приказу императрицы «за оскорбительные и неистовые изражения противо сана и власти царской» 30 июня Радищев был арестован в своей загородной даче — на Петровском острове. Арестованный Радищев был отправлен в Петропавловскую крепость.
24 июля 1790 года Уголовная палата вынесла приговор, который определял за напечатание книги, наполненной «самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный Радищева . лиша чинов и дворянства. казнить смертию . »
Почти полтора месяца каждодневно ждал Радищев исполнения объявленного ему смертного приговора. Однако по случаю мира со Швецией, Екатерина «помиловала» Радищева, заменив ему казнь десятилетней ссылкой в далекий Илимский острог . 8 сентября 1790 года в кандалах он был увезен в Сибирь.
В 1796 Павел I , вступив на престол, разрешил Радищеву поселиться на родине в Немцове под строжайшим полицейским надзором. В Петербург Радищев вернулся в марте 1801 года при Александре I был освобожден от надзора и поступил на службу в Комиссию по составлению новых законов.
Законодательные сочинения Радищева включали требование уничтожения крепостного права и сословных привилегий, произвола властей. Председатель Комиссии граф П.Завадовский пригрозил Радищеву новой ссылкой в Сибирь. Доведенный до отчаяния, Радищев 12 сентября (24 н.с.) 1802 покончил жизнь самоубийством, приняв яд.
Презентация. 9 класс. А.Н. Радищев. Очерк жизни и творчества
Презентация. 9 класс. А.Н. Радищев. Очерк жизни и творчества
Просмотр содержимого презентации
«Радищев»
Очерк жизни и творчества
А.Н.Радищев родился в 1749 г. в семье помещика в селе Верхнее Аблязово (современная Пензенская область). Образование получил поначалу вполне обычное по тем временам: нянька, дядька, француз-гувернёр. В 1762 г. Радищев с помощью своего влиятельного дяди М.Ф.Аргамакова поступил в Пажеский корпус в Москве .
В 1766 г. Екатерина II распорядилась отправить группу из 6 человек в Лейпциг для изучения права, в этой группе оказался А.Н.Радищев. В течение почти 5 лет Радищев слушал лекции в Лейпцигском университете (кстати, в то же время, но курсом старше, там учился И.-В.Гёте), особенную склонность проявил к естественным наукам, особенно химии и медицине.
В 1771 г., вернувшись из-за границы, Радищев занял должность протоколиста в Сенате. Его работа состояла в составлении протоколов по судебным делам, слушавшимся в Сенате, в основном это крестьянские бунты и волнения, стычки барина и крестьян, жалобы крестьян, случаи помещичьего произвола. Должность сенатского протоколиста, вероятно, не устраивала Радищева, и при первой возможности он перешёл на военную службу, а вскоре и совсем в отставку.
В 1777 Радищев поступил в Коммерц-коллегию
В 1780-е годы он поддерживал бурно развернувшуюся деятельность русских просветителей: Новикова, Фонвизина, Кречетова. С интересом следил за событиями войны за независимость в Северной Америке (1775 — 83), в ходе которой образовалась новая республика — Соединенные Штаты Америки.
Радищев активно занимался литературным трудом. Написал «Слово о Ломоносове», «Письмо к другу. «, закончил оду «Вольность «.
С середины 1780-х приступил к работе над «Путешествием из Петербурга в Москву», которое в 1790 было напечатано в количестве 650 экземпляров. После известных слов Екатерины II («он бунтовщик, хуже Пугачева») книга была конфискована, Радищев арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Смертную казнь Екатерина II заменила 10 годами ссылки в сибирский острог Илимск.
Находясь в ссылке, Радищев изучал по поручению графа А. Воронцова сибирские промыслы, экономику края, быт крестьян. В письмах к нему он делился мыслями об организации экспедиции по Северному морскому пути. В Илимске написал «Письмо о китайском торге» (1792), философский труд «О человеке, о его смертности и бессмертии» (1792 㭜 ), «Сокращенное повествование о приобретении Сибири» (1791 — 96), «Описание Тобольского наместничества» и др.
В 1796 Павел I разрешил Радищеву поселиться на родине в Немцове под строжайшим полицейским надзором. Полную свободу он получил в марте 1801 при Александре I.
Привлеченный в Комиссию по составлению свода законов, он занимался разработкой проектов законодательных реформ. Законодательные сочинения Радищева включали требование уничтожения крепостного права и сословных привилегий, произвола властей. Председатель Комиссии граф П.Завадовский пригрозил Радищеву новой ссылкой в Сибирь. Доведенный до отчаяния, Радищев 12 сентября (24 н.с.) 1802 кончил жизнь самоубийством, приняв яд.
Литературное направление конца 18 и начала 19 века, пришедшее на смену классицизму и характерное особенным вниманием к индивидуальному душевному миру человека и стремлением к изображению переживаний героев в условиях обыденной, но идеализируемой жизни
- Путешествие – литературный жанр, в основе которого описание странствий героя. Это могут быть сведения об увиденных путешественником странах, народах в форме путевых дневников, заметок, очерков и так далее.
- Основная задача таких произведений прежде всего познавательная, но автор может ставить философские, публицистические, психологические и другие задачи. Это могут быть также повествования о вымышленных, воображаемых странствиях.
Стиль Радищева весьма своеобразен. Как нередко бывает у писателей свободолюбивых взглядов, ему (а также, например, большинству поэтов декабристского круга или футуристам в начале XX в.) казалось неприемлемым всё слишком гладкое и плавное. Поэтому в прозе он доводил до крайности особенности «высокого», славянизированного слога: отдельные отрывки текста кажутся написанными просто по-церковнославянски, а синтаксис запутан до предела. Тут же, с целью «возвысить» слог, писатель начинает во множестве употреблять научные термины.
- А.Н.Радищев писал стихи, поэмы, сочинил философский трактат “О Человеке, о его смертности и бессмертии”, но в памяти потомков он остался всего лишь автором “Путешествия из Петербурга в Москву”. Надо отметить, что это сочинение получило весьма нелестную характеристику А.С.Пушкина, который написал, что оно “причина его несчастья и славы, есть очень посредственное произведение, не говоря даже о варварском слоге”.
Писатель страстно желал сказать правду о недостатках своей страны, оружием художественного слова бороться против царящего зла. Поставив себе такую задачу, Радищев показывает жизнь разных слоев общества, говорит об административном произволе, о неправосудии, о всевозможных злоупотреблениях вельмож, чиновников и помещиков.
Презентация по литературе на тему «А.Н. Радищев»(9 класс)
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов
Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!
«Как закрыть гештальт: практики и упражнения»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Радищев Александр Николаевич
Выполнили
ученицы 9 класса
Манукян Карина
Боброва Юлия.
Руководитель
Л.П.Рябич
Радищев привлекает наше внимание не только как великий революционный мыслитель, но как замечательный мастер слова, выдающийся художник-писатель.
«Путешествие из Петербурга в Москву» представляет собой далеко не заурядное художественное произведение. Это вовсе не политический трактат, лишь условно оформленный беллетристически; это книга глубокая и совершенная в непосредственно эстетическом смысле, а не только в отношении чисто идейном.
Радищев – один из наиболее ярких представителей европейского сентиментализма, хотя именно в его творчестве человек понимается в его социальном функционировании, что поднимает Радищева выше его западных учителей и в этом вопросе. Классические правила и образцы для Радищева не существуют; он хочет писать о настоящей жизни и настоящих людях.
История создания
«Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева
В 1785-1786 гг. Радищев создает несколько очерков на разные темы. На этом этапе Радищев, судя по всему, еще не думает о цельном, крупном художественном произведении. Пока он ограничивается очерками.
Так, в 1785 году Радищев пишет очерк о крестьянах, которых продают с торгов за долги помещика (сцена из главы «Медное»).
В 1786 году Радищев составляет очерк об истории цензуры — «Краткое повествование о происхождении цензуры» (входит в главу «Торжок»). В том же году он пишет очерк о безразличном «начальнике», которого подчиненные не решаются разбудить (сцена из главы «Чудово»).
Идея о написании книги
Написав несколько очерков, Радищеву приходит идея изобразить все отрицательные стороны жизни русского народа в одной книге.
Радищев объединяет мелкие очерки в одно произведение в жанре путешествия. Идею он заимствует у Стерна, автора «Сентиментального путешествия».
В 1789 году Радищев заканчивает свою книгу, которой дает название «Путешествие из Петербурга в Москву. Три самых первых очерка Радищев включает в текст глав «Чудово», «Торжок и «Медное».
Сколь мне ни хотелось поспешать в окончании моего путешествия, но, по пословице, голод — не свой брат — принудил меня зайти в избу и, доколе не доберуся опять до рагу, фрикасе, паштетов и прочего французского кушанья, на отраву изобретенного, принудил меня пообедать старым куском жареной говядины, которая со мною ехала в запасе. Пообедав сей раз гораздо хуже, нежели иногда обедают многие полковники (не говорю о генералах) в дальных походах, я, по похвальному общему обыкновению, налил в чашку приготовленного для меня кофию и услаждал прихотливость мою плодами пота несчастных африканских невольников.
Увидев передо мною сахар, месившая квашню хозяйка подослала ко мне маленького мальчика попросить кусочек сего боярского кушанья.
— Почему боярское? — сказал я ей, давая ребенку остаток моего сахара. Неужели и ты его употреблять не можешь?
— Потому и боярское, что нам купить его не на что, а бояре его употребляют для того, что не сами достают деньги. Правда, что и бурмистр наш, когда ездит к Москве, то его покупает, но также на наши слезы.
— Разве ты думаешь, что тот, кто употребляет сахар, заставляет вас плакать?
— Не все; но все господа дворяне. Не слезы ли ты крестьян своих пьешь, когда они едят такой же хлеб, как и мы? — Говоря сие, показывала она мне состав своего хлеба. Он состоял из трех четвертей мякины и одной части несеяной муки. — Да и то слава богу при нынешних неурожаях. У многих соседей наших и того хуже. Что ж вам, бояре, в том прибыли, что вы едите сахар, а мы голодны? Ребята мрут, мрут и взрослые. Но как быть, потужишь, потужишь, а делай то, что господин велит. — И начала сажать хлебы в печь.
Сия укоризна, произнесенная не гневом или негодованием, но глубоким ощущением душевныя скорби, исполнила сердце мое грустию. Я обозрел в первый раз внимательно всю утварь крестьянския избы. Первый раз обратил сердце к тому, что доселе на нем скользило. — Четыре стены, до половины покрытые, так, как и весь потолок, сажею; пол в щелях, на вершок по крайней мере поросший грязью; печь без трубы, но лучшая защита от холода, и дым, всякое утро зимою и летом наполняющий избу; окончины, в коих натянутый пузырь смеркающиися в полдень пропускал свет; горшка два или три (счастливая изба, коли в одном из них всякий день есть пустые шти!).
Деревянная чашка и кружки, тарелками называемые; стол, топором срубленный, который скоблят скребком по праздникам. Корыто кормить свиней или телят, буде есть, спать с ними вместе, глотая воздух, в коем горящая свеча как будто в тумане или за завесою кажется. К счастию, кадка с квасом, на уксус похожим, и на дворе баня, в коей коли не парятся, то спит скотина. Посконная рубаха, обувь, данная природою, онучки с лаптями для выхода. — Вот в чем почитается по справедливости источник государственного избытка, силы, могущества; но тут же видны слабость, недостатки и злоупотребления законов и их шероховатая, так сказать, сторона.
Тут видна алчность дворянства, грабеж, мучительство наше и беззащитное нищеты состояние. — Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? То, чего отнять не можем, — воздух. Да, один воздух. Отъемлем нередко у него не токмо дар земли, хлеб и воду, но и самый свет. Закон запрещает отъяти у него жизнь. Но разве мгновенно. Сколько способов отъяти ее у него постепенно! С одной стороны — почти всесилие; с другой — немощь беззащитная. Ибо помещик в отношении крестьянина есть законодатель, судия, исполнитель своего решения и, по желанию своему, истец, против которого ответчик ничего сказать не смеет.
Се жребий заклепанного во узы, се жребий заключенного в смрадной темнице, се жребий вола во ярме…
Жестокосердый помещик! Посмотри на детей крестьян, тебе подвластных. Они почти наги. Отчего? Не ты ли родших их в болезни и горести обложил сверх всех полевых работ оброком? Не ты ли не сотканное еще полотно определяешь себе в пользу? На что тебе смрадное рубище, которое к неге привыкшая твоя рука подъяти гнушается? Едва послужит оно на отирание служащего тебе скота. Ты собираешь и то, что тебе не надобно, несмотря на то, что неприкрытая нагота твоих крестьян тебе в обвинение будет.
Если здесь нет на тебя суда, но пред судиею, не ведающим лицеприятия, давшим некогда и тебе путеводителя благого, совесть, но коего развратный твой рассудок давно изгнал из своего жилища, из сердца твоего. Но не ласкайся безвозмездием. Неусыпный сей деяний твоих страж уловит тебя наедине, и ты почувствуешь его кары. О! если бы они были тебе и подвластным тебе на пользу… О! если бы человек, входя почасту во внутренность свою, исповедал бы неукротимому судии своему, совести, свои деяния. Претворенный в столп неподвижный громоподобным ее гласом, не пускался бы он на тайные злодеяния; редки бы тогда стали губительствы, опустошения… и пр., и пр., и пр.
— Здесь я видел также изрядный опыт самовластия дворянского над крестьянами. Проезжала тут свадьба. Но вместо радостного поезда и слез боязливой невесты, скоро в радость претвориться определенных, зрелись на челе определенных вступать в супружество печаль и уныние. Они друг друга ненавидят и властию господина своего влекутся на казнь, к алтарю отца всех благ, подателя нежных чувствований и веселий, зиждителя истинного блаженства, творца вселенный. И служитель его приимет исторгнутую властию клятву и утвердит брак! И сие назовется союзом божественным! И богохуление сие останется на пример другим! И неустройство сие в законе останется ненаказанным. Почто удивляться сему? Благословляет брак наемник; градодержатель, для охранения закона определенный, — дворянин.
Тот и другой имеют в сем свою пользу. Первый ради получения мзды; другой, дабы, истребляя поносительное человечеству насилие, не лишиться самому лестного преимущества управлять себе подобным самовластно. — О! горестная участь многих миллионов! Конец твой сокрыт еще от взора и внучат моих…
Я тебе, читатель, позабыл сказать, что парнасский судья , с которым я в Твери обедал в трактире, мне сделал подарок. Голова его над многим чем испытывала свои силы. Сколь опыты его были удачны, коли хочешь, суди сам; а мне скажи на ушко, каково тебе покажется. Если, читая, тебе захочется спать, то сложи книгу и усни. Береги ее для бессонницы.
- Для всех учеников 1-11 классов
и дошкольников - Интересные задания
по 16 предметам
«Учись, играя: эффективное обучение иностранным языкам дошкольников»
Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику
Дистанционные курсы для педагогов
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 854 559 материалов в базе
Материал подходит для УМК
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Збарский И.С. и др./ Под ред. Коровиной В.Я.