Презентация О Биографии Сурикова

Василий Иванович Суриков Русский живописец, мастер масштабных исторических полотен. — презентация

Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемmyclass.nethouse.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Василий Иванович Суриков Русский живописец, мастер масштабных исторических полотен.» — Транскрипт:

1 Василий Иванович Суриков Русский живописец, мастер масштабных исторических полотен.

2 Биография Родился в Красноярске 12 января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н.В.Гребнева.

3 В 1868 отправился в Петербург, где в 1869 поступил в Академию художеств; окончив Академию в 1875, с 1877 года жил в Москве. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму. В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы.

4 Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов — «Вид памятника Петру I в Петербурге». В 1876–1877 годах создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя.

5 Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра в серии картин на историческую тему «Утро стрелецкой казни», завершенного в 1881 году.

6 Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах «Меншиков в Березове» и «Боярыня Феодосия Морозова», тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных.

7 Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Всем этим трем картинам живописца не уступает и полотно Сурикова «Взятие снежного городка».

8 Последующие полотна: «Покорение Сибири Ермаком»; «Переход Суворова через Альпы»; «Степан Разин » — уже представляют определенного рода спад. Они написаны виртуозно, но уже без того сложного драматизма, который отличает лучшие произведения мастера.

9 Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры «Посещение царевной женского монастыря»; » Благовещение «.

10 В поздние годы художник написал ряд лучших своих портретов: Автопортрет и другие картины. Умер Василий Иванович Суриков в Москве 6 марта 1916 года.

11 Другие работы Сурикова Сибирская красавицаПортрет П.Ф.Суриковой

13 Портрет хакаскиПортрет молодой женщины

14 Портрет П.И.ЩербатовойПортрет Е.К.Дерягиной

Василий Суриков
презентация к уроку по мхк (11 класс) по теме

Презентация о жизни и творчестве русского художника Василия Сурикова

Скачать:

ВложениеРазмер
vasiliy_surikov_zhivopis_pptminimizer.pptx1.92 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Василий Суриков Живопись Юсова Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ « Мстерская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района» [12 (24) января 1848, Красноярск — 6 (19) марта 1916, Москва], русский художник.

Лучший мастер русской исторической картины, соединивший реализм 19 в. с ярким живописным новаторством, Василий Иванович Суриков родился в 1848 году в Красноярске. Сильное стремление к обучению живописи заставило его сначала переехать в Санкт-Петербург, где в 1869-1875 годах он обучался в Петербургской Академии Художеств у знаменитого педагога Чистякова, который уже в те годы говорил о Сурикове, как о лучшем ученике школы. Начиная с 1877 года Cуриков живет и работает в Москве, позже вступив в Товарищество Передвижных Художественных Выставок. Здесь, в Москве, Cуриков создал свои наиболее значительные произведения

«Утро стрелецкой казни» — грандиозная картина, завершенная в 1881 (Третьяковская галерея) Избрав сюжетом финальный эпизод последнего стрелецкого бунта 1698 года — казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I — Суриков показывает народное противодействие царским реформам сверху. При этом противостояние народа и царя — или же, в еще более масштабном плане, русского средневековья и ранних рубежей русской новой истории — явлено в виде монументальной трагедии, причем трагедии, где ни одна из сторон не остается победителем, взаимно свидетельствуя о неразрешимости конфликта.

Боярыня Морозова. 1887 «Боярыня Морозова» — высшее достижение Сурикова-колориста. Самое светлое пятно в картине — иссиня-бледное лицо боярыни, самый темный фрагмент — ее одежда. Суриков так рассказывал о зарождении живописного образа главной героини: «Раз ворону на снегу увидал. черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом боярыню Морозову написал».

Покорение Сибири Ермаком. 1895 В Москве Суриков начал новую картину — «Покорение Сибири Ермаком» (1895, Русский музей). Она так же, как и Боярыня Морозова, потребовала огромного времени, поисков композиции, соответствующей натуры и такого напряженного труда, который исключал всякую возможность другой сколько-нибудь серьезной работы.

Взятие снежного городка. 1891 В картине «Взятие снежного городка» зародилась новая суриковская тема — тема широкой казацкой натуры, тема героизма и силы, развернувшаяся в эпопеях позднейших исторических картин.

Переход Суворова через Альпы в 1799 году.1899 Сюжетом для этой исторической композиции послужил факт перехода русской армией альпийского перевала, считавшегося неприступным, во время итальянского похода в 1799 году. Этюды к картине Суриков писал на месте исторического перехода, в швейцарских Альпах.

Главное на полотне – движение. Оно начинается вдали, в ущелье. Приближаясь к переднему плану, движение нарастает. А передняя группа воинов показана в момент стремительного лавинообразного спуска. Живописец рисует грозную природу Альп, подчеркивая этим сложность и героизм перехода. Вертикальное расположение холста позволило максимально концентрированно показать небольшое пространство отвесной скалы и усилить ощущение стремительности движения. У самого края отвеса – полководец Александр Суворов. Еле сдерживая коня на краю пропасти, он шуткой подбадривает воинов. Сколько энергии в его фигуре, сколько живости в его лице! Несколько солдат заразительно смеются в ответ, идущие за ними – повернув головы, вслушиваются в разговор. Солдаты на переднем плане картины заняты спуском – им уже не до шуток. Тщательно передает Суриков все детали исторической эпохи: одежду, мундиры, вооружение. Замечательно прорабатывает выражения лиц воинов. Все по-разному переживают напряженность момента. Лица большинства напряжены, сосредоточенны. Несмотря на смертельную опасность, они остаются верны своему воинскому долгу и проявляют настоящую храбрость. Их объединяет стремление преодолеть перевал и победить. Картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы» показала русское войско, как единую нераздельную силу. И, конечно, главное в картине – изображение подвига народа, его героизма.

Степан Разин. 1876 Труднее всего Сурикову далась его последняя картина — «Степан Разин». Разин — вождь крестьянского движения, могучий, мужественный, человек огромной воли, объединивший многочисленные отряды восставшего казачества и крестьян, совершавший смелые походы в низовья Волги, по Каспийскому морю.

Посещение царевной женского монастыря 1912 «Женское царство» в последний раз стало предметом живописных образов в картине «Посещение царевной женского монастыря» (Третьяковская галерея). Суриков работал над картиной особенно усердно в 1898 году, но выставил ее только в 1912 году. Эта картина по содержанию своему скорее историко-бытовая, чем чисто историческая, подобная творчеству С. Иванова и А. Рябушкина.

Памятник Петру первому на Сенатской площади. 1870

Пир Валтасара. 1874

Убийство Цезаря. 1875

Богач и Лазарь 1873

Изгнание Христов торгующих из Храма. 1873

Второй Вселенский Константинопольский собор. 1876

Третий Вселенский Эффеский собор. 1876

Нерукотворный образ. 1872

Большой маскарад 1772 года с участием Петра первого.1900

Императрица Анна Иоанновна в петергофском Тампле стреляет в оленей. 1900

Колокольня Ивана Великого и купола Успенского собора. 1878

Вид на Кремль зимой.1876

Церковь в селе Дьякове.1910

Собор Святого Марка в Венеции. 1900

Флоренция, прогулка. жена и дети художника. 1900

Собор св. Петра в Риме. 1884

Особое место в творчестве Сурикова занимают портреты. Это, как правило, изображения своих близких, либо чем-то заинтересовавших его людей; этюды, связанные с поисками определенного образа для картин. Таковы Сибирская красавица. «Портрет Екатерины Александровны Рачковской » (1891), «Портрет Александры Ивановны Емельяновой» (1902). Написанные с конкретной натуры, они не воспринимаются просто как портреты. Художник увидел в них нечто общее и большее — русскую народную красоту. Портрет А.И. Емельяновой. 1909

Портрет молодой женщины. 1911

Портреты Меншиковых. 1882

Автопортрет . 1902 Суриков был художником редкого таланта. Он умел предвидеть, постигать, проникая сквозь завесу столетий. Мастер учился и по стенам кремлей, и по книгам. Он встречал своих будущих героев на улицах, и одновременно они являлись ему в мечтах и снах. Художник давал всякому явлению новую жизнь в искусстве, воплощая это явление в цвете, композиции, ритме.

Презентация о биографии и творчестве Сурикова В.И.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Василий Иванович Суриков 1848-1916 русский живописец, мастер масштабных исторических полотен. Работу выполнила студентка 4-4 группы Яковлева Александра Александровна.

Родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске. Принадлежал к казачьему сословию. Начал Суриков рисовать в раннем детстве. Первым его учителем стал Николай Васильевич Гребнёв — учитель рисования Красноярского уездного училища.

Наиболее ранним датированным произведением Сурикова считается акварель «Плоты на Енисее» 1862 года (хранится в музее-усадьбе В. И. Сурикова в Красноярске).

В возрасте восьми лет Суриков приезжает в Сухой Бузим и заканчивает два класса приходской школы при Всехсвятской церкви. в 1858 году начинает учёбу в уездном училище. После завершения обучения в уездном училище Суриков устраивается работать писцом в губернское управление — у семьи не было денег на продолжение образования в гимназии. Во время работы в губернском управлении рисунки Сурикова увидел енисейский губернатор П. Н. Замятнин. Губернатор нашёл мецената — красноярского золотопромышленника П. И. Кузнецова, который оплатил обучение Сурикова в Академии художеств.

В Санкт — Петербурге 11 декабря 1868 года Суриков выехал из Красноярска в Санкт-Петербург. Не смог поступить в Академию художеств и в мае-июле 1869 года учился в Санкт-Петербургской рисовальной школе Общества поощрения художников. Осенью 1869 года сдал экзамены и стал вольнослушателем Академии художеств, а через год был зачислен воспитанником. С 1869 по 1875 год учился в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. Во время учёбы за свои работы получил четыре серебряных медали и несколько денежных премий. Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище «Композитор».

Первую самостоятельную работу Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870) приобрёл П. И. Кузнецов (первый вариант картины хранится в Красноярском государственном художественном музее им. В. И. Сурикова).

В 1874 году художник подарил Кузнецову свою картину «Милосердный самаритянин», за которую получил Малую золотую медаль. 4 ноября 1875 года закончил Академию художеств в звании классного художника первой степени.

В Москве Суриков получил заказ на создание четырёх фресок на темы Вселенских соборов для храма Христа Спасителя. Начал работать над фресками в Петербурге, а в 1877 году переехал в Москву. В Москве собственного жилья не имел, жил в арендованных квартирах и гостиницах. Часто ездил в Красноярск, где проводил лето. 25 января 1878 года Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре. У Сурикова и Шаре родились две дочери: Ольга и Елена.

Картинная В 1878 году Суриков начал работать над картиной «Утро стрелецкой казни». Картина была завершена в 1881 году. На картине изображены стрельцы, поднявшие восстание в 1698 году, которых ведут на казнь. В настоящее время полотно находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

«Меньшиков в Берёзове» У художника появились деньги для зарубежной поездки. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Австрии, ознакомился с коллекцией Дрезденской галереи, собранием Лувра. П. М. Третьяков в 1883 году приобрёл картину Сурикова «Меншиков в Берёзове».

«Боярыня Морозова» Современники называли работы Сурикова «цветовыми симфониями» Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова — Авдотья Васильевна Торгошина.

«Взятие снежного городка» Картина на международной выставке в Париже в 1900 году получила именную медаль.

«Переход Суворова через Альпы» Первым прототипом для Суворова стал красноярский отставной казачий офицер Фёдор Фёдорович Спиридонов. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. В то время Спиридонову было 82 года. Работа над картиной завершилась в 1899 году — в 100-летие итальянского похода Суворова. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве, и была приобретена императором.

Последние годы В 1910 году Суриков вместе с зятем художником П. П. Кончаловским посещает Испанию. В Красноярске в 1910 году по инициативе Сурикова и Л. А. Чернышёва открылась рисовальная школа. Суриков прислал из Петербурга наглядные пособия для школы. Летом 1914 года Василий Иванович посещает Красноярск, где пишет ряд пейзажей: «Красноярск в районе Благовещенской церкви», «Плашкоут на Енисее», и несколько акварелей. Осталась незавершённой картина «Благовещение» (хранится в Красноярском художественном музее им. В. С. Сурикова)

«Красноярск в районе Благовещенской церкви»