Мария Монтессори
презентация на тему
Данная презентация познакомит Вас с педагогом-психологом Марией Монтессори, ее педагогической системой, краткими биографическими сведениями о жизни, научной деятельности, а также ее основными трудами. Для большего чтения, в презентации представлены ссылки на книги М.Монтессори и ее биографию. С помощью презентации, Вы познакомитесь с «Монтессори-средой» на примере детского клуба. Узнаете, что такое «Шумовые коробочки Монтессори» и научитесь с ними работать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mariya_montessori.pptx | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Российский Государственный педагогический университет имени А.И.Герцена Мари́я Монтессо́ри (1870-1952)
Итальянский врач, педагог-психолог, учёный, философ. Мировую известность М.Монтессори приобрела в связи с разработанной ею «педагогической системой». Мари́я Монтессо́ри Боюсь я этих бойких молодых людей, которые ради карьеры готовы отречься от отца и матери. Ф. М. Достоевский
Род деятельности — итальянский педагог, ученый, философ, гуманист. Годы жизни – 31.08.1870 – 06.09.1952 (81 год) В 12 лет М.Монтессори была пpинята в техническую школу для юношей. В 26 лет становится первым в Италии женщиной-врачом. В 1894 году Монтессори получила степень доктора медицины. 6 января 1907 года в Риме была открыта первая «школа Монтессори » . Монтессори начинала с работы с умственно отсталыми детьми, в дальнейшем она переключилась со специальной педагогики на общую, занимаясь и c детьми, у которых не было отставания в умственном развитии. Около 1913 года. после того как работа Монтессори в римском доме ребёнка получила известность, на её метод обратили внимание в Северной Америке . В 1936 году Монтессори , по приглашению Теософского Общества, отправилась в Индию, где она читала лекции в Мадрасе , Карачи и других городах, а позже открыла свою школу в Кодайканале ,которая работала во время Второй мировой войны. После Индии она поселилась до конца своей жизни в Нидерландах, где умерла в 1952 г. Международная Монтессори-Организация (AMI) была также основана в Нидерландах в 1929 году (действует по сей день). Сын Марии Монтессори Марио возглавлял эту организацию до своей смерти (1982). Биографические сведения
Ближний круг коллег Джузеппе Монтесано (1872 – 1961) Ученый-психиатр с мировым именем, много занимался общественной деятельностью, принимал активное участие в политической жизни Италии. Мария Фаусек (1863 – 1942) Русский педагог в области дошкольного воспитания и начального образования, сестра геолога и палеонтолога академика Н. И. Андрусова.
«Воображение в творчестве детей и великих художников». — пер.с итал . А.П.Выгодской // Русская школа. 1915. «Дом ребенка. Метод научной педагогики». — М.: Задруга, 1913. «Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка». -пер. со 2-го итал.,испр . и доп.изд. С предисл.И.М.Соловьева . — М.: Задруга, 1915. «Школьный дидактический материал». — пер. с итал . Ю.И.Фаусек . — М.: Гос.изд-во , тип. Печатный двор в Лгр ., 1930. Основные труды
Мария Монтессори изобрела специальные дидактические материалы , манипулируя которыми, дети в течение года могли достигнуть уровня нормально развивающихся ровесников. Ценность Монтессори-метода состоит в том, что его легко транслировать из одной культуры в другую. Потому что он опирается на базовые потребности ребенка, не зависящие от национальных различий. М. Монтессори доказывает, что взрослый может не делать что-то за ребенка, а только помогать ему действовать самостоятельно. Она предлагает уже в 2,5-3 года дать ребенку возможность сделать многое самому. Учитель (взрослый) только помогает ему. Он создает порядок в тех вещах, которые нужны для развития ребенка. М. Монтессори обратила внимание, а современная психология подтвердила, что у ребенка от 0 до 6 лет есть периоды (длительностью от 1 года до 3 лет), когда он наиболее легко и естественно учится определенным вещам. После Второй мировой войны педагогика Монтессори получила вторую жизнь. Во многих странах существуют национальные ассоциации Монтессори педагогов и отделения AMI. А в Нидерландах около 30 % средних школ работают по ее системе. В Россию педагогика Монтессори возвращается в 1992 году. Несколько команд одновременно берутся за подготовку учителей для дошкольных Монтессори — классов. Но только Московскому Центру Монтессори удается наладить контакты с AMI-курсом, который проводит в Мюнхене Монетессори-тренер Мария Рот. Этот курс с 1993 по 1998 год закончило восемь посланцев нашей страны. За годы работы в Москве Центра Монтессори, подготовленные в нем учителя, открыли около 400 дошкольных классов в 80 городах России, Беларуси и Украины. Научная деятельность
http://detectivebooks.ru/book/14402926/ — « Мой метод: начальное обучение» http://log-in.ru/books/dom-rebenka-montessori-mariya-vozrastnaya-psikhologiya/#read – «Дом ребенка. Метод научной педагогики» Труды М.Монтессори доступные в Глобальной Сети
http://lib.ua-ru.net/diss/cont/158326.html Диссертация: Условия реализации идей и принципов педагогической концепции Марии Монтессори в отечественном образовании. http://lib.ua-ru.net/diss/cont/299668.html Диссертация: Педагогические условия саморазвития младшего школьника в учебной деятельности на основе метода М. Монтессори. http://lib.ua-ru.net/diss/cont/490974.html Диссертация: Формирование образа мира подростка в Монтессори-образовании . Современные исследования работ М.Монтессори
http://www.montessori.ru/montessori/ https://ru.wikipedia.org http://www.neznayka-spb.ru/biografia.html http://childstep.ru/o-montessori/stati-o-marii-montessori-i-ee-metode/40-biografija-marii-montessori.html Интернет-ресурсы содержащие информацию о жизни и деятельности М.Монтессори
Монтессори-среда на примере детского клуба « Талантика »
« Талантика – особый детский клуб, уникальный центр детского развития. Здесь созданы все условия для комфортного нахождения и правильного становления маленького Человека. Мы верим, что весь жизненный потенциал уже заложен в каждого ребенка. И если следовать его индивидуальному маршруту, «найти все ключи» на этом пути – то это и будет ТОТ САМЫЙ успешный, умный, добрый, а самое главное – СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК».
Занятия, направленные на становление навыков самообслуживания и независимости.
Занятия проводит Учитель Монтессори , педагог – психолог, который индивидуально работает с каждым ребенком в соответствии с его психолого — возрастными особенностями. Уроки проходят без родителей, в группах 6 — 10 человек, возраст детей 3-6 лет.
Дайте ребенку построить себя самому, поверьте в него!
Шумовые коробочки Монтессори Материал: 2 ящика по 6 коробочек в каждом. Шумовая шкала коробочек охватывает шумы от тихого до громкого. С одной стороны эти коробочки имеют красную или голубую крышку. Они заполнены различными материалами и при сотрясении издают разные шумы. Каждая коробочка с красной крышкой идентична некоторой коробочке с голубой крышкой. Прямая цель : восприятие и дифференциация шумовых различий. Косвенная цель: тренировка моторики, развитие слуховой памяти, подготовка к Восприятию музыки . Во время этой подготовки нужно обратить внимание на различные шумы в окружающем мире. Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом: коробочки одной серии вынуты из ящика и поставлены на стол. Учитель берет коробочку, трясет ее вверх и вниз и внимательно прислушивается к шуму. Так ребенка обучают технике сотрясения. При повторении он закрывает глаза. Интерес ребенка будет привлечен к действию. Теперь учитель берет коробочки из другого ящика. Коробочки с красными крышками ставят с одной стороны стола, серию с голубыми крышками — с другой стороны. Так достигается более высокая концентрация. Он берет в руки по одной коробочке из каждой серии. Через поочередное сотрясение сравнивает их между собой. Выполнение задания. Если шумы обеих коробочек не совпадают, он ставит назад одну коробочку несколько в стороне от остальных. Упражнение повторяется с другими коробочками той же серии. Это продолжается до тех пор, пока не будет найдена коробочка с таким же шумом. Ставит пару выбранных так коробочек посредине между двумя сериями. Учитель продолжает, пока все коробочки не будут спарены. Учитель побуждает ребенка повторить упражнение, смешивает коробочки и затем предлагает ребенку работать, в то время как сам внимательно наблюдает за ним. Установление заключительной ситуации носит характер побуждения. С нетренированным ребенком упражнение ограничивают двумя, тремя или четырьмя парами. Контроль над ошибками: акустический или по маркировкам на нижней стороне коробочек.
Дальнейшие упражнения: отмечают одну коробочку. Ребенок выбирает из другой серии коробочку с таким же шумом; — ребенок ставит серии коробочек на двух разных столах, берет одну коробочку, трясет ее и ставит немного в стороне от серии. С помощью слуховой памяти он находит на другом столе подходящую коробочку и упорядочивает их. Эту игру можно также провести как игру партнеров друг с другом; — коробочки одной серии раздают шести детям. Учитель трясет какую-либо коробочку из другой серии. Ребенок, который держит коробочку с тем же шумом, приносит ее учителю; — все 12 коробочек раздаются. Каждый ребенок слушает шум своей коробочки. Он старается найти ребенка, у которого коробочка шумит так же; — учитель выбирает из какой-либо серии коробочку с самым тихим, самым громким и промежуточным шумом. Он ставит их друг рядом с другом на стол. Добиваясь отчетливого звучания и сравнивая шумы, демонстрирует градации громкости. Следующие упражнения являются упражнениями на составление рядов. Прежде всего он ищет самый громкий, затем самый тихий шум и определяет средний, сравнивая его с двумя первыми шумами. Постоянное сравнение важно для понимания задачи. Оно предотвращает чисто механическое упорядочивание. Учитель проверяет еще раз, мешает коробочки снова и предлагает ребенку повторить показанное упражнение. Если ребенок научился классифицировать 3 коробочки, то можно одну за другой ввести остальные. Каждую новую коробочку сравнивают со всеми уже расклассифицированными коробочками и упорядочивают относительно них. Число коробочек для классификации определяется в зависимости от способностей и интереса ребенка; — градация другой серии и сравнение ее с первой серией.
Трехступенчатый урок. 1-я ступень. «Дай мне коробочку с тихим шумом!» 2-я ступень. «Дай мне коробочку с громким шумом!» Перед ответом ребенок проверяет шумы коробочек, снова сотрясая их. «Какой этот шум? Какой тот шум?» 3-я ступень. Учитель выбирает другую пару и говорит: «Дай мне из этих двух коробочку с громким шумом». Отсюда ребенок должен узнать относительность понятий громкий — тихий. Он ставит коробочки друг рядом с другом напротив всех остальных и повторяет упражнение. Громкий — громче — самый громкий. Тихий — тише — самый тихий. Учитель выбирает коробочки с тремя самыми громкими шумами. Самый тихий из них он сравнивает с каким-либо шумом, который явно тише (последний выбирается из трех оставшихся коробочек). Он трясет обе коробочки по очереди и говорит: «Этот громкий!» (1-я ступень). Он оставляет коробочку с более тихим шумом в сторону. Теперь он сравнивает первую коробочку с остальными двумя и говорит: «Этот громче. Этот самый громкий!» Вторая и третья ступени урока могут относиться только к возрастанию форм. Они исходят из основной формы, которая выражает понятие громкий в сравнении с предшествующей коробочкой с несколько отличной громкостью. Назвать другие шумы можно только через сравнение с первым шумом. Подобным же образом вводятся понятия: тихий — тише — самый тихий. Громче, чем — тише, чем. Учитель выбирает три коробочки. Он сравнивает средний шум с двумя другими шумами. Он говорит: «Этот громче, чем этот. Этот тише, чем этот».
Контроль над ошибками: построение ряда от громкого к тихому шуму; построение ряда от тихого к громкому шуму; построение ряда, начиная со среднего шума; в ряду две коробочки меняются местами друг с другом. Ребенок должен найти ошибку и восстановить нарушенный порядок. Упражнение можно также провести как игру партнеров, — коробочки расставляют по комнате. Учитель трясет какую-либо коробочку и просит ребенка принести ту, шум которой тише или громче; — коробочки раздают шести детям. Ребенок, у которого коробочка с самым громким шумом, встает. Ребенок, шум коробочки которого несколько тише, встает рядом. Упражнение продолжается, пока не будет таким образом выстроен весь ряд. Устный урок. Громкий — тихий. Учитель берет две коробочки с контрастирующими шумами, трясет их одну за другой и говорит: «Из этих двух шумов этот — громкий, а этот — тихий!» Применение: — игра, в которой ребенок с завязанными глазами должен угадать голос другого; — игра, в которой нужно угадать направление, откуда исходит звук; — ребенок издает шум руками, ногами или ртом. Другой ребенок должен угадать, чем именно первый издал шум. Ответ можно дать также через подражание. Эти упражнения дают возможность расширить словарный запас и узнать слова: шептать, прищелкивать, скрипеть, свистеть; — учитель берет вещи из различных материалов. Он или ребенок с помощью этих вещей издают шум или звук. Другой ребенок должен угадать, чем и как произведен этот шум или звук.
Презентация на тему :» Мария Монтессори»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Описание презентации по отдельным слайдам:
Мария Монтессори. Подготовила студентка ПНК-31 Харитонова Екатерина .
Мари́я Монтессо́ри ( 31 августа 1870 — 6 мая 1952) итальянский врач, педагог, учёный, философ, гуманистка, католичка. Создатель педагогической системы, основанной на идее свободного воспитания[7].
Родилась в Италии 31 августа 1870 году в городе Кьяровалле. Отец — важный чиновник — противился учебе дочери. Девочка была одаренной, училась легко, особенно любила математику. 12-летняя Мария поступила в мужскую техническую школу, сломав все стереотипы, и закончила ее с блеском. А мать всегда поддерживала стремление Марии к образованию.
В 1890 г. Мария решила стать врачом, и, продолжая идти против течения, сломала еще один стереотип: стала первой девушкой-студенткой медфакультета римского университета. А в 1896 г. — она уже врач. Студенткой девушка начала подрабатывать в больнице при университете. Здесь состоялось ее первая встреча с особыми детьми. В эти годы у нее зародилась идея методики, основанная на применении развития.
История появления методики Сначала Мария Монтессори начала применять свою педагогику для особых детей, детей с задержкой развития психики и сложной адаптацией к внешнему миру. При работе с ними Мария создавала особую среду, которая прививала детям навыки самообслуживания. Это реализовывалось через игры, основанные на тактильной чувствительности.
Ее целью было не увеличение показателей интеллектуального развития, а адаптация детей к социуму. Но педагог заметил, что умственные показатели детей улучшились. Результаты поражали. За год воспитанники догнали и перегнали здоровых сверстников. Соединив свои наблюдения, опыт и теорию других педагогов, психологов и философов, Мария собрала все в единую стройную систему, которая и получила название метода Монтессори.
Философия Монтессори-педагогики Это обосновывается такими тезисами: Ребенок от рождения — уникальная личность. Всем детям от природы дано желание самосовершенствоваться и любить труд. Родители и педагоги должны быть просто помощниками в раскрытии потенциала ребенка, а не скульптурами характера и способностей. Педагоги и родители должны лишь правильно направлять самостоятельную деятельность детей, а не обучать их чему-либо.
Суть методики Девиз Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». Система Монтессори основана на максимальной свободе и индивидуальном подходе к детям. Ее цель — это умелое направление саморазвития ребят, не ломая их, а принимая такими, какими они есть на самом деле, которое позволяет детям достичь максимального результата во всем самостоятельно, без корректировки этого процесса взрослыми.
По Монтессори не допускается: сравнение детей; соревнование между ребятами; оценка ребенка по общепринятым критериям; применение поощрений и наказаний; принуждения. Принуждение исключается естественным образом:
Дети сами выбирают: темп и ритм получения опыта и знаний; длительность уроков; учебный материал; направление своего развития.
Поэтому педагогам нужно только: Развивать самостоятельность всеми доступными способами. Всегда уважать выбор ребенка. Развивать чувственное восприятие, особенно осязание. Создавать комфортную окружающую среду. Позволять детям изменять обстановку по потребности (выбирать место, переставлять мебель, перекладывать материал). Быть лишь нейтральными воспитателями и наблюдателями. Не создавать себе подобных личностей. Не корректировать процесс обретения самостоятельности.
Как построена система развития по Монтессори «В каждом ребенке я пытаюсь разглядеть человека, мне не надо ничему его учить. Сами дети открывают мне свою природу, но только будучи помещенными в соответственно подготовленную среду». Мария Монтессори
Существует 3 основных принципа системы Монтессори: Схематическое отображение принципов системы Монтессори: Центр — ребенок, самостоятельно принимающий решения. Вокруг — среда, дающая возможности развития ребенка. Рядом — воспитатель, помогающий по просьбе ребенка. Развивающая среда — ключевой элемент в системе, без нее методика не может существовать. Она помогает ребенку развиваться самостоятельно, подталкивает к познанию, задействуя все органы чувств. А через них лежит путь к интеллекту.
Правильная среда соответствует потребностям ребенка и выстраивается по определенной логике.
Методика Монтессори и семья Семья должна помогать своему ребенку развиваться в Монтессори-среде. Можно создать мини развивающую среду из подручных средств дома. Это поможет детям психологически связать обучение в школе с домашней повседневностью. Монтессори ребенок и взрослый должны находиться в равноправном положении. Поэтому родители должны относиться к своему ребенку согласно философии Монтессори.
19 простых истин от Марии Монтессори: Детей учит то, что их окружает. Если детей часто критикуют — они учатся осуждению. Если детей часто хвалят — они учатся оценивать. Если детям демонстрируют враждебность — они учатся драться. Если с детьми честны — они учатся справедливости. Если детей часто высмеивают — они учатся быть робкими. Если дети живут с чувством безопасности — они учатся верить. Если детей часто позорят — они учатся чувствовать себя виноватыми. Если детей часто одобряют — они учатся хорошо к себе относиться. Если к детям часто бывают снисходительны — они учатся терпению. Если детей часто подбадривают — они приобретают уверенность в себе. Если дети живут в атмосфере дружбы и чувствуют себя необходимыми — они учатся находить в этом мире любовь. Не говорите плохо о детях — ни при них, ни без них. Концентрируйтесь на развитии хорошего в детях, тогда плохому не будет оставаться места. Всегда прислушивайтесь и отвечайте детям, которые к вам обращаются. Уважайте детей, которые сделали ошибку и могут сейчас или чуть позже ее исправить. Будьте готовы помочь детям, которые находятся в поиске, и быть незаметными для тех детей, которые уже все нашли. Помогайте детям осваивать не освоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью. В обращении с детьми всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.
За и против педагогики Монтессори Система имеет определенные недостатки: трудная адаптация к традиционному обучению (нет классно-урочной системы); длительная подготовка педагогов-монтессори; необходимость большого количества уникальных учебных материалов; недопустимость привычных спонтанных и творческих ролевых игр; преобладает развитие интеллектуальных способностей над творческими; отрицание рисования и лепки, сказок и стихов как деятельности, уводящей ребенка от реальности; чтение для детей — это процесс получения информации, а не удовольствие; излишняя самостоятельность лишает опыта общения в коллективе; отрицаются обычные игрушки.
Но положительные аспекты во многом перекрывают эти недостатки. Ведь педагогика Монтессори: учит создавать правила, а не жить по ним; мотивирует к учебе — дети учатся исключительно из интереса; учит самостоятельно организовывать и планировать свою деятельность; научает ответственности за свои поступки; учит взаимопомощи: старшие становятся ответственнее, младшие — увереннее; учит самостоятельно искать ответы на свои вопросы; учит самостоятельно находить и исправлять свои ошибки; знакомит с основами окружающего мира; развивает мощную логику и аналитические способности; развивает интеллект; развивает речь через мелкую моторику.
Сегодня педагогика Марии Монтессори переживает пик популярности во всем мире. Тысячи педагогов, признавая педагогическую систему Монтессори уникальной и необычайно эффективной, работает по ее педагогическим принципам. Функционируют тысячи детских дошкольных учреждений по всему миру, основанных на Монтессори-педагогике.
Презентация на тему: Мария Монтессори
( 1870-1952) — выдающийся итальянский педагог-психолог.
Ее портрет напечатан на итальянских лирах, а имя трижды числилось в списках, поданных на Нобелевскую премию
Еще учась в университете Монтессори активно выступала за социальные права женщин, искала государственной поддержки социальным программам, связанным с женщинами и детьми, и стала одним из лидеров движения за равноправие женщин. Ее избрали делегатом Международного конгресса женщин в Берлине. Речь Марии Монтессори на этом конгрессе была проникнута такой живостью, критичностью и поразительной для молодой женщины компетентностью, а сама она на трибуне была столь очаровательна, что участники конгресса долго и воодушевленно аплодировали ей. Ее запомнили. К ней пришла первая известность.
Родилась в Кьяравалле (Центральная Италия, провинция Анкона). Монтессори была первой женщиной в истории Италии, окончившей курс медицины и одной из первых носительниц учёной степени доктора наук. Мировую известность Мария Монтессори приобрела в связи с разработанной ею педагогической системой , равной которой в мировой практике нет до сих пор. К концу века в мире насчитывались тысячи школ последователей Монтессори.
Смысл системы в том, чтобы подвигнуть ребенка реализовать свою индивидуальность, найти свой уникальный путь. Мария Монтессори наблюдала за детьми в свободной, непринужденной обстановке; не тестируя их, она определяла базисные потребности каждого в самых разнообразных сферах: в стремлении к любви, уважению, в интересе к окружающему миру, во вкусовых предпочтениях
Первая «школа Монтессори» была открыта ею 6 января 1907 года в Риме. Методы, основанные на опыте работы в этой школе, были впоследствии успешно развиты и, несмотря на критику в последующие годы, остаются популярными во многих странах мира. Монтессори начинала с работы с умственно отсталыми детьми, в дальнейшем она переключилась со специальной педагогики на общую, занимаясь и нормальными детьми.
Для Марии Монтессори имеет первостепенное значение дать ребёнку возможность развивать своё чувственное восприятие в подготовленной обстановке, отвечающей его психологическим потребностям. При этом особенно важно, чтобы обучающие и себя самих воспринимали как обучающихся, учитывали собственный ритм каждого ребёнка, старались понять его в его индивидуальности и распознать, что его в данный момент занимает. Например, может случиться, что ребёнок использует специальный математический материал не для занятия математикой, а для измерения или строит из него машины и т. п. — и в этом случае руководитель должен принять такое развитие.
Лейтмотив метода Монтессори состоит в поддержании естественной радости ребёнка от учения. По Монтессори эта радость учиться — одна из главных особенностей подрастающего человека вообще. Поддерживая это чувство и управляя им в духе уважения, педагог способствует развитию целостной и уравновешенной личности. Дети, обучающиеся в собственном ритме и в соответствии с собственными интересами, приобретают уверенность в собственных силах и усваивают изученное наиболее эффективным образом
Подготовленная среда — важнейший элемент педагогики Монтессори. Без неё она не может функционировать как система. Подготовленная среда даёт ребёнку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться от него независимым. Поэтому окружающая ребёнка среда должна ему соответствовать. Так, оборудование в доме ребёнка или школе должно соответствовать росту и пропорциям ребёнка. Дети должны иметь возможность самостоятельно переставлять столы и стулья. Им должна быть дана возможность самостоятельно выбирать место для занятий. Монтессори рассматривает это как упражнение моторики. Они должны научиться переставлять предметы по возможности тихо, чтобы не мешать другим.
С момента своего рождения ребёнок стремится к свободе и независимости от взрослого. Монтессори описывает этот процесс как биологический принцип человеческой жизни. В этом процессе взрослый может стать союзником ребёнка и создать для него окружение, соответствующее его потребностям и стремлению к познанию. Самопонимание взрослого в педагогике Монтессори — это роль помощника, сглаживающего для ребёнка путь к самостоятельности в соответствии с принципом «Помоги мне сделать самому». Процесс обучения и познания происходит в ребёнке, ребёнок — сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребёнка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей.
Книга крупнейшего итальянского педагога и психолога Марии Монтессори (1870 — 1952) является одним из фундаментальных ее трудов. Первая часть посвящена обоснованию социального и психолого-педагогического аспектов созданной ею системы саморазвития ребенка в специально подготовленной развивающей среде. Вторая часть описывает научно-педагогический метод, который она использовала в работе с детьми \»Дома ребенка\», открытого в 1907 году в одном из бедных кварталов Рима.
В 1909 году курс лекций был опубликован отдельной книгой с названием «Антропологическая педагогика». А в следующем году молниеносно разошлась по миру другая книжка, вышедшая на английском. Она называлась «Метод Монтессори», и ее сразу же перевели на 20 языков мира. Через два года, в 1913 году, ее прочитали в России под названием «Дом ребенка. Метод научной педагогики»..
Мария Монтессори вернулась в Европу в 76 лет. Но ее энергии можно было только удивляться. В начале 50-х годов она написала свои главные психолого-антропологические труды. Их перевели на многие языки мира (русских переводов, к сожалению, нет до сих пор). Монтессори по-прежнему много выступала и самые ответственные учебные курсы всегда вела сама. Последние несколько лет Мария Монтессори вместе с сыном жила в Голландии — стране, которую она очень любила и которая проявляла особый интерес к ее гуманистическим идеям. В 1950 году Монтессори была присвоена почетная степень доктора, профессора Амстердамского университета. Ее труды выдвинули на международную Нобелевскую премию. Мария Монтессори скончалась в Голландии в мае 1952 года и была похоронена в местечке Нордвийк на маленьком католическом кладбище.
Поразительно: с дидактическими материалами, которые были придуманы сто лет назад, вот именно с этими кубиками, бусинками и цветными табличками с величайшим увлечением занимаются и сегодняшние дети! Так же, как в Доме ребенка у Марии Монтессори, и в наши дни в Монтессори-школе каждый ребенок по утрам поливает свой маленький цветок. Наши дни…