Потапчук Алла Аскольдовна биография

Физкультура творит чудеса

Алла Аскольдовна Потапчук с детства увлекалась спортом: сначала — спортивной гимнастикой, потом плаванием, лыжами. Завершив учебу в Педиатрической медицинской академии, решила получить второе высшее образование в Институте физкультуры им. Лесгафта. Сегодня Алла Аскольдовна – признанный специалист по детской адаптивной физкультуре, доктор медицинских наук, профессор кафедры спортивной медицины и физических методов лечения СПбГМУ им. Павлова, научный консультант центра семейной, восстановительной и спортивной медицины «Пятый ок» .

— Алла Аскольдовна, учитывая, что вы практически сразу после окончания академии поступили в институт физкультуры, успели ли вы поработать педиатром?

— Успела – не то слово. Год работала участковым врачом, а потом несколько лет была педиатром в военных гарнизонах разных регионов России и даже стран – мой муж военнослужащий. Но с 1988 года и до сегодняшнего дня лечебная физкультура – моя основная специализация.

— На ее выбор повлияла ваша любовь к спорту?

— Да, мне всегда нравился спорт. Но не спорт больших достижений, а любительский. И мне было интересно изучать процесс оздоровления с помощью физических упражнений, их воздействие на состояние здоровья человека, на тот или иной процесс в организме. А поскольку я педиатр, меня интересовало все это с точки зрения здоровья детей: способы их лечения не лекарствами и хирургическими методами, а естественными средствами – физическими упражнениями, закаливанием…

— Как вы считаете, что лично вам дал спорт, за исключением, конечно, профессии?

— Я участвовала в соревнованиях и по спортивной гимнастике, и позже – по плаванию, получила первый взрослый разряд. И могу сказать, что спорт, в том числе любительский, многое дает любому человеку: целеустремленность, собранность, умение четко планировать распорядок дня. Кроме того, физкультура замечательно воздействует на эмоциональное состояние, увеличивает работоспособность.

— А фигура, ваш замечательный внешний вид – тоже результат занятий или это генетика?

— Думаю, и то, и другое. Мой отец – стройный человек с красивой фигурой, он тоже был военнослужащим, мастер спорта по классической и вольной борьбе. Возможно, он и передал любовь и почтение к спорту. У меня вся семья спортивная: муж тоже мастер спорта — по легкой атлетике и по военному троеборью, сыновья занимаются спортом. Правда, я теперь предпочитаю физкультуру, по-прежнему два раза в неделю хожу в бассейн, зимой обязательно встаю на лыжи. Убеждена, что физкультура творит чудеса не только в отношении здоровья и фигуры, но и в социальном плане – она важна для человека любого статуса, любой профессии, будь он администратором или офисным служащим, и уж тем более без нее не обойтись тем, кто занят интеллектуальным трудом.

— Ваши научные работы посвящены детскому здоровью. Благодаря тому, что темы кандидатской и докторской диссертаций взаимосвязаны, вы сумели проследить изучаемые проблемы в развитии. К каким выводам вы пришли?

— Кандидатскую диссертацию на тему «Коррекция нарушения осанки и плоскостопия у дошкольников средствами физического воспитания» я защитила в 1998 году, а докторскую — три года назад. Она стала продолжением кандидатской и называлась «Средства ЛФК в управлении физическим состоянием дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата». То есть я получила возможность исследовать изменения состояния здоровья дошкольников на протяжение десятилетия. Сегодня все говорят о том, что оно неуклонно ухудшается и это действительно подтверждено нашими исследованиями. Во-первых, оказалось, что сегодняшние дети не просто отстают в физическом развитии от своих сверстников, с которыми мы работали 10 лет назад, но и прослеживается явная тенденция к декселерации.

— Странно, еще недавно все наперебой твердили как раз об акселерации…

— Действительно, раньше мы говорили о том, что каждое последующее поколение растет и развивается быстрее, чем родители. За последние 20 лет это процесс замедлился и сегодня наблюдается обратное явление — декселерация. Дети рождаются меньшего роста, но особенно беспокоит специалистов то, что их развитие стало дисгармоничным – это вторая важная особенность, которая была выявлена в ходе исследований. То есть, если раньше все процессы в организме шли параллельно: увеличивался вес — увеличивался рост, то сейчас ребенок может быть мезосоматиком (со средней скоростью развития организма) по одному показателю и микро- или макросоматиком по другому. Это значит, что малыш при большом весе имеет низкий рост и наоборот. Раньше таких детей было около 10 процентов, сейчас — 17-20.

Третья тенденция – отставание биологического возраста от паспортного. Например, ребенку исполнилось семь лет, а его биологический — реальный возраст (определяется на основе всестороннего обследования организма) соответствует лишь 4-5 годам. В детском саду это не особенно беспокоит родителей и самого малыша, проблемы начинаются в школе, когда на уроках физкультуры необходимо выполнять определенные нормативы по прыжкам, по бегу, да и учебная нагрузка дает о себе знать. В результате, когда 10-летнему ребенку предъявляются требования по его возрасту, а состояние здоровья соответствует 6-летнему, неизбежны травмы, срывы адаптации, которые приводят к частым простудным заболеваниям, к нарушениям опорно-двигательного аппарата и так далее.

Еще одна тенденция – психосоматическая астенизация. Это – быстрая истощаемость психических процессов, а они, как известно, очень тесно связаны с физическими (соматическими) проблемами. Поэтому многие заболевания в детстве носят психосоматической характер. То есть, как правило, дети страдают не столько от инфицирования, не столько от боли в животе на фоне погрешностей в диете, сколько от пагубного влияния стресса, психических и эмоциональных нагрузок, усугубляющих течение болезни.

Феминизация мальчиков – относительно новая проблема для современного общества. По развитию физических качеств мальчики теперь мало чем отличаются от девочек. Если раньше в школе нормативы мальчиков и девочек отличались в разы, то сегодня они почти приравнены, потому что будущая сильная половина человечества не может выполнить предназначенные для них нормы, например, по отжиманию, подтягиванию, бегу, прыжкам.

— Врачи утверждают, что самая большая проблема современных детей – плачевное состояние опорно-двигательного аппарата…

— Действительно, если нарушение осанки, например, проявляется в дошкольном возрасте незначительно у 40-60 процентов детей, то в школьном возрасте, если не заниматься лечением и профилактикой, уже 90 процентов имеют неправильную осанку. А это не просто косметический дефект, это и функциональные проблемы, которые со временем проявятся ранним остеохондрозом, остеоартрозом, болями в спине.

Что касается плоскостопия, то мы выявили интересную закономерность – дети дошкольного возраста в 25 процентах случаев имеют разную степень выраженности плоскостопия на ногах. Более того, часто одна нога может быть на сантиметр длиннее другой. Связано это в основном с мышечным дисбалансом – разной нагрузкой на правую и левую половины тела. Это влечет за собой развитие ассиметрии таза и разновеликости ног, приводящих также к нарушению осанки. То есть, казалось бы, безобидный мышечный дисбаланс создает замкнутый круг, из которого с возрастом очень сложно выбраться, поскольку, когда страдает опорно-двигательный аппарат, в цепочку вовлекаются все его звенья.

— Но во многих детских садах сегодня введены занятия ЛФК. Считается, что они должны изменить ситуацию.

— Когда мы провели исследование, выясняя, сколько детей занимается лечебной физкультурой в обычных детских садах, какую получают нагрузку, направленную на опорно-двигательный аппарат, оказалось, что этих занятий, рассчитанных на 2 раза в неделю по 30-40 минут явно недостаточно, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону. Потому что в общем объеме занятий физическими упражнениями ЛФК занимает всего 4 процента, что не дает ни коррекционного, ни общего оздоровительного эффекта.

— И как найти выход из этой ситуации?

— Выход – в создании комплексной системы, при которой в здоровье ребенка заинтересованы и он сам, и родители, и воспитатели (учителя), и врачи. То есть всем вместе следует создать своеобразную «школу осанки», выработать определенные правила поведения и занятий ребенка не только в детском учреждении, но и дома. Потому что в рамках одного учреждения это сделать сложно. Мы создали такие условия в экспериментальной группе одного из детских садов. Обследовали малышей и разработали индивидуальные программы для коррекции тех проблем, которые у них выявлены: слабость мышечного пресса, напряжение мышц плечевого пояса, разновеликость ног, перекос или скрученность таза, плоскостопие… То есть на каждый «набор» проблем подбираем упражнения для выполнения их в детском саду, рекомендуем индивидуальные задания для выполнения дома под контролем родителей. Это комплексная программа двигательного игрового тренинга, задача которого — развитие и коррекция не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. В ней сочетаются физические упражнения (по возможности с использованием больших коррекционных мячей – фитболов), музыка, проговаривание стихов и пение в ритм движений, двигательные и ролевые игры. В результате в ходе занятий улучшается общий уровень состояния здоровья детей, функциональное состояние организма и опорно-двигательного аппарата, формируются двигательные навыки и ловкость, которой современные дети чаще всего лишены.

— Можно ли рекомендовать такую программу для всех детских садов? Впрочем, разве есть в них возможности для индивидуальных занятий?

— Она и рекомендована для них, а возможности у дошкольных учреждений для выполнения есть. Но при этом следует активно подключать родителей к решению проблем детей. Они должны следить за тем, чтобы у ребенка мебель была эргономичной (стул, стол, компьютер) и он правильно сидел, вместе посещать оздоровительные центры, бассейн, заниматься физкультурой на свежем воздухе. Это может быть летом — катание на велосипеде, зимой — на лыжах. Очень полезен простой и естественный способ оздоровления — нордическая ходьба, изобретенная в скандинавских странах. Сегодня там с палками ходят и беременные, и старики, и люди, перенесшие операции по поводу коксартрозов, переломов шейки бедра, компрессионных переломов позвоночников. Этот вид физкультуры не имеет никаких противопоказаний, поскольку проводится на свежем воздухе – в парке или лесу, оказывая значительную нагрузку на различные мышцы, он одновременно снимает нагрузку с позвоночника и суставов.

Занятия в медицинском оздоровительном центре всей семьей – это лучший способ не только вырастить ребенка здоровым, но и приучить его к здоровому образу жизни на долгие годы вперед. Тем более, что в таком центре предлагаются физические занятия для людей разного возраста и разного уровня подготовленности. Кроме того, к их услугам – возможности для решения самых разных проблем со здоровьем: различные виды массажа, лечебная гимнастика – фитбол-гимнастика, аэробика, шейпинг, калланетика, восточные техники. Бассейн – великая сила, хорошо, когда он с поручнями, чтобы выполнять упражнения, держась за них, а не только плавать. Важно, чтобы он был теплым (температура воды выше 30 градусов), что способствует расслаблению мышц. Сложно переоценить в лечении и профилактике проблем опорно-двигательного аппарата и нервной системы в целом физиотерапию в самых разных вариациях — от водных процедур до высокотехнологичной аэроионотерапии.

Новости

Наш адрес:

Санкт-Петербург,
пр. Энгельса, д.61, к.2
(во дворе)

Первый Санкт-Петербургский
государственный медицинский
университет им. акад. И.П. Павлова

Кафедра медицинской реабилитации и адаптивной физической культуры

Заведующая кафедрой –
доктор медицинских наук, профессор
Потапчук Алла Аскольдовна

8 (812) 338 6597, заведующая кафедрой

8 (812) 338 6595, ординаторская

8 (812) 338 6598, методический кабинет

Кафедра расположена по адресу: 197022 Санкт-Петербург, ул. Рентгена, д. 10а, 47 корпус (вход в бассейн), 3 и 4 этажи.

Ответственные:

за учебную работу – к.м.н., доцент Заровкина Любовь Анатольевна
e-mail: zarovkina@bk.ru

за научную работу – д.м.н., профессор Юрков Игорь Викторович
e-mail: 1spbmed_reabilita@mail.ru

за клиническую работу – к.м.н., доцент Богданова Марина Юрьевна

за СНО — к.м.н., доцент Черныш Наталья Владимировна

за пожарную безопасность и ГО — к.м.н., доцент Туркин Юрий Николаевич

История кафедры

Исторически кафедра берет свое начало с 1962/1963 учебного года, когда была основана кафедра врачебного контроля и лечебной физкультуры. Первым заведующим кафедрой был профессор Юрий Иосифович Данько, с 1977 по 1980 гг. исполнял обязанности заведующего кафедрой доцент Юрий Иванович Кузнецов, с 1980 г. по 1992 г. кафедру возглавлял профессор Виталий Петрович Правосудов. В 1985 г. название кафедры было преобразовано в кафедру физических методов лечения и спортивной медицины, которая входила в лечебный факультет, а с 1992 г. в факультет спортивной медицины. С 1992 по 2007 гг. кафедрой руководила профессор Татьяна Александровна Евдокимова, с 2007 по 2014 гг. — профессор Михаил Дмитриевич Дидур.

В 2014 г. кафедра по решению Ученого совета была преобразована в додипломную кафедру медицинской реабилитации и адаптивной физической культуры (заведующая проф. Потапчук Алла Аскольдовна) и последипломную кафедру физических методов лечения и спортивной медицины ФПО (заведующий Дидур Михаил Дмитриевич). Кафедра располагается в здании спортивного комплекса Университета, построенного в 1980 году.

На кафедре преподают 5 профессоров, 8 доцентов, 5 ассистентов, из которых 5 докторов наук и 9 кандидатов наук: профессора Потапчук А.А., Курдыбайло С.Ф., Евдокимова Т.А., Родыгина Ю.К., Юрков И.В., доценты Богданова М.Ю., Соломкина Н.Ю., Дрожжина Л.А., Туркин Ю.Н., Заровкина Л.А., Малышев А.И., Рубинский А.В., Черныш Н.В., ассистенты Жукова Т.Н., Косарева М.И., Камаева О.В., Гинзбург А.А., Шевченко А.А., преподаватели Горностаева Е.В., Штода Н.Г.

Цели и задачи кафедры, направления деятельности

Цель и задачи деятельности кафедры — проведение учебной, лечебной, научной и воспитательной работы в рамках обучения студентов лечебного, стоматологического, педиатрического факультетов, медицинского факультета иностранных студентов,АФК, сестринского дела.

Сотрудники кафедры медицинской реабилитации и адаптивной физической культуры проводят занятия для студентов по направлениям подготовки: Лечебное дело, 31.05.01, квалификация: врач-лечебник; Педиатрия, 31.05.02, квалификация: врач-педиатр; Стоматология, 31.05.03, квалификация: врач-стоматолог; Сестринское дело, 34.03.01, квалификация: академическая медицинская сестра, преподаватель; Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура), 49.03.02, квалификация: бакалавр.

Обучение студентов по направлению подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» началось с 2005 года. Кафедра медицинской реабилитации и адаптивной физической культуры является выпускающей для бакалавров адаптивной физической культуры. С 2005 по 2016гг. обучение студентов АФК проводилось в очной и заочной формах по профилю «Физическая реабилитация», с 2017 г. по настоящее время – заочной форме.

По программе АФК ФГОС -3 на кафедре преподаются 28 дисциплин, организованы 3 практики (учебная, производственная, преддипломная) и защита выпускной квалификационной работы. По программе АФК ФГОС 3++ преподаются 17 дисциплин, организованы 3 практики и защита выпускной квалификационной работы.

В 2010 и 2014 гг. была успешно пройдена аккредитация по образовательным программам специалитета АФК, а в 2015 и 2020 гг. – по образовательным программам бакалавриата.

Профессор Юрков И.В. и ассистент Камаева О.В. ведут занятия с иностранными обучающимися на языке-посреднике. Четыре сотрудника кафедры, осуществляющих образовательную деятельность являются представителями от работодателей – Жукова Т.Н. – к.м.н., директор Центра медико-социальной реабилитации Красногрардейского района; Курдыбайло С.Ф. – д.м.н., профессор, заведующий научным отделом НИИ протезирования имени А.И.Альбрехта; Косарева М.И. – заведующая реабилитационным отделением санатория «Дюны», Гинзбург А.А. – заведующая организационно-методическим отделом городского врачебно-физкультурного диспансера.

В 2020-2022гг. в период эпидемии новой коронавирусной инфекции все сотрудники кафедры успешно освоили программы Мираполис и Вебинар и проводили занятия в дистанционном режиме, что позволило создать банк презентаций (более 100) по всем дисциплинам, преподаваемым на кафедре.

Для осуществления образовательного процесса кафедра медицинской реабилитации и АФК имеет договора с клиническими базами, где для студентов проводятся практические занятия и производственная практика: городской врачебно-физкультурный диспансер, межрайонный врачебно-физкультурный диспансер №1, НИИ ДОИ имени Г.И.Турнера, РНИИТО имени Р.Р.Вредена, детская городская больница №2 святой Марии Магдалины, детская городская больница №4 святой Ольги, детская городская больница №5, санатории «Дюны», «Комарово», «Солнечное», Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Невского района, Центр социальной реабилитации инвалидов (г. Пушкин)

Содержание дисциплины, учебные программы

Общая нагрузка на кафедре составляет около 8600 часов.

В рамках ФГОС3+ кафедра осуществляет образовательную деятельность по следующим дисциплинам: «Медицинская реабилитация» на лечебном (108ч.), стоматологическом (72ч.) и педиатрическом (108ч.) факультетах, «Основы реабилитации» в институте сестринского образования (110ч.), а также 27 дисциплины и 3 практики по направлению подготовки «Адаптивная физическая культура» (учебная, производственная и преддипломная), при этом общий объем нагрузки по АФК составляет 3780 ч.

Адаптивная физическая культура – педагогическая специальность, профиль подготовки «Физическая реабилитация». Для студентов преподаются как медицинские, так и психолого-педагогические дисциплины. Кафедра является «выпускающей» для студентов факультета адаптивной физической культуры. Студенты обучаются по программе бакалавриата заочно в течение 5 лет.

При подготовке к деятельности врача общей практики выпускники лечебного факультета получают специальные знания по дисциплине «Частные вопросы медицинской реабилитации». Кроме того, для отделения спортивной медицины преподается дисциплина «Спортивная реабилитация» в объеме 10 8 часов. Для студентов педиатрического факультета преподается предмет «Физическая реабилитация в педиатрии» в объеме 36 часов.

Рабочие программы дисциплин (бакалавриат) ФГОС 3+

Рабочие программы учебных дисциплин по Адаптивной физической культуре:

Рабочие программы дисциплин (бакалавриат) ФГОС 3++

Рабочие программы по Адаптивной физической культуре:

Рабочие программы дисциплин (специалитет)

Научная деятельность

На кафедре ведется подготовка по двум научным специальностям: 13.00.04 — Теория, методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры и 3.1.33 — Восстановительная медицина, спортивная медицина, лечебная физкультура, курортология и физиотерапия.

С 2014 года в рамках НИР успешно защищены 2 докторские и 2 кандидатские диссертации: в 2014г. — докторская диссертация «Диагностика и медицинская реабилитация функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата при перекосах таза у детей и подростков» (соискатель кафедры А.А.Гайдук, научный консультант д.м.н., профессор Потапчук А.А.); в 2020 году — докторская диссертация «Интеграция танцевальной и физкультурно-оздоровительной деятельности в системе дополнительного образования детей» (соискатель Л.Н.Эйдельман, научный консультант д.м.н., профессор Потапчук А.А. В 2017 году защищена кандидатская диссертация «Комплексная реабилитация пациентов, перенесших мозговой инсульт и имеющих когнитивные и аффективные нарушения» (очный аспирант кафедры О.Э.Мальнева, научный руководитель д.м.н., профессор Т.А.Евдокимова), в 2021году защищена кандидатская диссертация «Физическая реабилитация подростков с онкопатологией после трансплантации гемопоэтических стволовых клеток» (очный аспирант Терентьевым Ф.В., научный руководитель д.м.н., профессор Потапчук А.А.) .

Сотрудники кафедры медицинской реабилитации и АФК имеют высокую публикационную активность – с 2014г. изданы 1 учебник, 2 национальных руководства, 2 руководства для врачей, 10 монографий, 25 учебных пособий, 85 статей, рецензируемых ВАК, 10 статей, опубликованных в журналах Scopus, 150 тезисов.

С докладами сотрудники кафедры выступали на различных научно-практических конференциях и конгрессах в Москве, Санкт-Петербурге, Курске, Тюмени, Воронеже, Улан-Удэ, Нижнем Новгороде, Ялте, Тбилиси, при этом 78 докладов сделаны на Международных конференциях, 94 – Всероссийских, 51 – региональных, 25 внутривузовских.

В 2017 году 3 профессора кафедры (А.А.Потапчук, Т.А.Евдокимова, И.В.Юрков) вошли в состав ведущей научной школы Санкт-Петербурга по медицинской реабилитации и эрготерапии. В том же году сотрудники кафедры медицинской реабилитации и АФК году активно включились в пилотный проект «Новая модель медицинской реабилитации в РФ», 4 чел. прошли обучение по физической и реабилитационной медицине и в настоящее время активно внедряют стратегию развития медицинской реабилитации в научную деятельность и образовательный процесс. С октября 2021 года на кафедре проводится цикл первичной переподготовки для специалистов «Физическая реабилитация» в объеме 1008 часов.

В 2019г. преподавателям кафедры Заровкиной Л.А., в 2021г. Черныш Н.В. присуждено ученое звание доцент.

В 2015г. доцент кафедры к.м.н. А.В.Рубинский стал победителем конкурса на соискание премии Правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности. Проф. А.А. Потапчук в 2011г. и в 2017г. была награждена Правительством Санкт-Петербурга «За выдающиеся заслуги в области высшего и среднего профессионального образования»: в 2011г. в номинации «Инновационная деятельность в образовательном учреждении», в 2017г.- «Воспитательная работа со студентами, развитие их профессиональных навыков».

Профессора А.А.Потапчук, Ю.К.Родыгина, И.В.Юрков и доценты кафедры М.Ю.Богданова, А.И.Малышев являются членами Проблемной комиссии №8. Профилактика, гигиена, спортивная медицина и физиотерапия; заведующая кафедрой профессор А.А.Потапчук – Проблемной комиссии №15. Педагогика, психология, гуманитарные дисциплины.

Два профессора кафедры являются членами редколлегий журналов списка ВАК: «Ученые записки СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова» (А.А.Потапчук), «Адаптивная физическая культура» (А.А.Потапчук), «Лечебная физкультура и спортивная медицина» (Т.А.Евдокимова).

Среди кафедр, с которыми осуществляется взаимодействие в рамках НИР:

  • кафедра физических методов лечения и спортивной медицины ФПО (совместные публикации, проведение конференций);
  • кафедра физического воспитания и здоровья (проведение конференций);
  • кафедра педагогики и психологии ФПО (совместные публикации, проведение конференций);
  • кафедра госпитальной терапии им. М.В.Черноруцкого с клиникой (совместная научная работа, совместные публикации);
  • кафедра травматологии и ортопедии (совместные публикации);
  • НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р.М.Горбачевой (совместная научная работа с НГУ им. П.Ф.Лесгафта по физической реабилитации детей после трансплантации гемопоэтических стволовых клеток);
  • клиника торакальной хирургии (совместная научно-практическая деятельность).

Студенческое научное общество на кафедре начало свою работу с 1972г., руководила СНО Т.А. Евдокимова, с 1976г. – доцент Ю.Н.Туркин, с 2006 г. и по настоящее время доцент Н.В. Черныш. Ежегодно студенты СНО принимают участие в научно-практических конференциях студентов и молодых ученых, научно-практических конференциях «Актуальные вопросы экспериментальной и клинической медицины». Среди Всероссийских и Международных олимпиад, в которых приняли участие студенты СНО кафедры: I Всероссийская студенческая олимпиада по спортивной медицине «Медицинский марафон» на базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. В Олимпиаде принимали участие 24 команды, команда нашего университета«Аврора» заняла I место (2019г.); III Международная научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «Современные аспекты медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения» (2021г.), II Всероссийская студенческая олимпиада по спортивной медицине «Медицинский марафон», посвященная 60-летию полета Юрия Гагарина в космос (2021г.)

В 2015 году студенты отделения АФК приняли участие в Петербургском форуме «Инклюзия в физической культуре студентов», который проходил на базе РГПУ им. А.И.Герцена, 2016 году — в межвузовской Универсиаде в РГПУ им. А.И.Герцена «Реабилитация. Волонтерство. Адаптивный спорт», в 2020 и 2021гг. – в межвузовском Фестивале зимних видов спорта, здоровья и ГТО в НГУ физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта.

Ежегодно кафедра организует и проводит Международные научно-практические конференции «Актуальные вопросы медицинской реабилитации и адаптивной физической культуры», в 2021г. проведена Всероссийская конференция « Актуальные проблемы медицинской реабилитации пациентов при COVID-19»

Дополнительная информация

Сотрудники кафедры медицинской реабилитации и АФК кроме учебной и научной принимают активное участие во внеучебной деятельности. Заведующая кафедрой Потапчук А.А. является проректором по воспитательной работе. В соревнованиях среди сотрудников по плаванию принимают участие профессор Потапчук А.А., доценты Малышев А.И., Рубинский А.В., Заровкина Л.А. Ежегодно в соревнованиях на кубок ректора по футболу принимает участие сборная команда кафедры медицинской реабилитации и АФК. В 2021г. преподаватели кафедры медицинской реабилитации и АФК совместно с преподавателями кафедры физического воспитания и здоровья и администрацией вуза сдали нормативы ГТО. Сотрудники кафедры также постоянно участвуют в творческих мероприятиях университета — в конкурсе среди профессорско-преподавательского состава «Алло, мы ищем таланты». Профессор кафедры, д.м.н. Евдокимова Т.А. входит в Совет старейшин университета.

Штат кафедры

Потапчук Алла Аскольдовна – заведующая кафедрой, профессор, доктор медицинских наук.

Преподаваемые дисциплины: медицинская реабилитация на лечебном факультете и физическая реабилитация. на факультете адаптивной физической культуры, а так же руководство аспирантами, руководство практикой. Область научных интересов и направление клинической деятельности – медицинская реабилитация в педиатрии, вопросы здорового образа жизни. Стаж работы по специальности: 38 лет.

Евдокимова Татьяна Александровна — профессор, доктор медицинских наук.

Преподаваемые дисциплины: медицинская реабилитация, спортивная медицина на лечебном факультете и факультете адаптивной физической культуры, а так же руководство аспирантами. Область научных интересов и направление клинической деятельности – медицинская реабилитация в кардиологии. Стаж работы по специальности: 45 лет.

Юрков Игорь Викторович — профессор, доктор медицинских наук.

Преподаваемые дисциплины: медицинская реабилитация на лечебном, педиатрическом и стоматологическом факультетах. Область научных интересов и направление клинической деятельности – медицинская реабилитация, физиотерапия, организация физиотерапевтической помощи. Стаж работы по специальности: 30 лет.

Курдыбайло Сергей Федорович — профессор, доктор медицинских наук.

Преподаваемые дисциплины: врачебный контроль в АФК, материально – техническое обеспечение АФК, частные методики АФК на факультете адаптивной физической культуры. Область научных интересов и направление клинической деятельности – медицинская реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Стаж работы по специальности: 33 года.

Богданова Марина Юрьевна — д оцент, кандидат медицинских наук.

Преподаваемые дисциплины: медицинская реабилитация на лечебном и стоматологическом факультетах. Область научных интересов и направление клинической деятельности – медицинская реабилитация (лечебная физкультура) в терапии. Стаж работы по специальности: 30 лет.

Дрожжина Людмила Александровна — д оцент, кандидат биологических наук.

Преподаваемые дисциплины: медицинская реабилитация на лечебном факультете, факультете адаптивной физической культуры. Область научных интересов и направление клинической деятельности – медицинская реабилитация в ортопедии и травматологии. Стаж работы по специальности: 33 года.

Заровкина Любовь Анатольевна — д оцент, кандидат медицинских наук.

Преподаваемые дисциплины: медицинская реабилитация на лечебном и педиатрическом факультетах, физическая реабилитация на факультете адаптивной физической культуры. Область научных интересов и направление клинической деятельности – медицинская реабилитация (лечебная физкультура) в терапии. Стаж работы по специальности: 31 год.

Малышев Алексей Иванович — д оцент, кандидат педагогических наук.

Преподаваемые дисциплины: история физической культуры и спорта, теория и организация АФК, менеджмент и экономика в АФК, частные методики АФК на факультете адаптивной физической культуры, руководство практикой. Область научных интересов – организация адаптивной физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Стаж работы по специальности: 21 год.

Соломкина Наталья Юрьевна – доцент, кандидат медицинских наук.

Преподаваемые дисциплины: медицинская реабилитация на лечебном и педиатрическом факультетах. Область научных интересов и направление клинической деятельности – физиотерапия в педиатрии и детской гинекологии. Стаж работы по специальности: 31 год.

Рубинский Артемий Владимирович — д оцент, кандидат медицинских наук.

Преподаваемые дисциплины: основы реабилитации в институте сестринского образования, биомеханика двигательной деятельности на факультете адаптивной физической культуры. Область научных интересов и направление клинической деятельности – медицинская реабилитация на поликлиническом этапе. Стаж работы по специальности: 17 лет.

Туркин Юрий Николаевич — д оцент, кандидат медицинских наук.

Преподаваемые дисциплины: медицинская реабилитация на лечебном и стоматологическом факультетах, массаж на факультете адаптивной физической культуры. Область научных интересов и направление клинической деятельности – медицинская реабилитация, лечебная физкультура в пульмонологии, массаж. Стаж работы по специальности: 46 лет.

Черныш Наталья Владимировна — д оцент, кандидат медицинских наук.

Преподаваемые дисциплины: медицинская реабилитация на лечебном и стоматологическом факультетах, физиотерапия на отделении спортивной медицины. Область научных интересов и направление клинической деятельности – медицинская реабилитация, физиотерапия. Стаж работы по специальности: 22 года.

Гинзбург Алла Александровна – ассистент кафедры.

Преподаваемые дисциплины: медицинская реабилитация на лечебном факультете, спортивная медицина на отделении спортивной медицины лечебного факультета. Область научных интересов и направление клинической деятельности – медицинская реабилитация, спортивная медицина. Стаж работы по специальности: 22 года.

Камаева Ольга Викторовна – ассистент кафедры.

Преподаваемые дисциплины: медицинская реабилитация на лечебном факультете, физическая реабилитация в геронтологии на факультете адаптивной физической культуры. Область научных интересов и направление клинической деятельности – медицинская реабилитация в неврологии. Стаж работы по специальности: 24 года.

Косырева Марина Ивановна – ассистент кафедры.

Преподаваемые дисциплины: медицинская реабилитация на лечебном факультете, производственная практика на факультете адаптивной физической культуры. Область научных интересов и направление клинической деятельности – медицинская реабилитация, физиотерапии. Стаж работы по специальности: 37 лет.

Шевченко Анна Анатольевна — ассистент кафедры.

Преподаваемые дисциплины: медицинская реабилитация на лечебном и педиатрическом факультетах. Область научных интересов и направление клинической деятельности – спортивная медицина. Стаж работы по специальности: 2 года.

Горностаева Екатерина Вячеславовна — преподаватель.

Преподаваемые дисциплины: «Основы реабилитации» в Институте сестринского образования. Область научных интересов и направление клинической деятельности – адаптивная физическая культура. Стаж работы по специальности: 4 года.

Жукова Татьяна Николаевна – преподаватель.

Преподаваемые дисциплины: частные методики АФК, ТФиСД, учебная и производственная практики на факультете адаптивной физической культуры. Стаж работы по специальности: 25 лет.

Потапчук Алла Аскольдовна

  • Главное 2022
  • Все книги
  • Билингвы и книги на иностранных языках
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Билингвы и книги на иностранных языках»
    • Все книги жанра
    • Билингвы
    • Литература на иностранном языке
    • Литература на иностранном языке для детей
  • Книги для детей
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Книги для детей»
    • Все книги жанра
    • Детская художественная литература
    • Детский досуг
    • Первые книги малыша. Развитие ребенка
    • Познавательная литература для детей
  • Комиксы, Манга, Артбуки
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Комиксы, Манга, Артбуки»
    • Все книги жанра
    • Артбуки. Игровые миры. Вселенные
    • Комиксы
    • Комиксы для детей
    • Манга
    • Манга для детей
    • Новеллизации
    • Образовательные комиксы
    • Ранобэ
    • Фан-сувениры
  • Молодежная литература
  • Нехудожественная литература
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Нехудожественная литература»
    • Все книги жанра
    • Бизнес. Экономика
    • Государство и право. Юриспруденция
    • Домашние ремесла. Рукоделие
    • Домоводство
    • Естественные науки
    • Информационные технологии
    • История. Исторические науки
    • Книги для родителей
    • Коллекционирование
    • Красота. Этикет
    • Кулинария
    • Культура. Искусство
    • Медицина и здоровье
    • Охота. Рыбалка. Собирательство
    • Психология
    • Публицистика
    • Развлечения. Праздники
    • Растениеводство
    • Ремонт. Строительство. Интерьер
    • Секс. Камасутра
    • Технические науки
    • Туризм. Путеводители. Транспорт
    • Универсальные энциклопедии
    • Уход за животными
    • Филологические науки
    • Философские науки. Социология
    • Фитнес. Спорт. Самооборона
    • Эзотерика. Парапсихология
  • Периодические издания
  • Религия
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Религия»
    • Все книги жанра
    • Ислам
    • Религии мира
    • Религиоведение
    • Христианство
  • Учебная, методическая литература и словари
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Учебная, методическая литература и словари»
    • Все книги жанра
    • Вспомогательные материалы для студентов
    • Демонстрационные материалы
    • Дополнительное образование для детей
    • Дошкольное обучение
    • Иностранные языки: грамматика и учебники
    • Книги для школы
    • Педагогика
    • Подготовка в вуз
    • Пособия для детей с ограниченными возможностями
    • Словари и разговорники
  • Художественная литература
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Художественная литература»
    • Все книги жанра
    • Афоризмы
    • Басни
    • Детективы
    • Драматургия
    • Историческая проза
    • Классическая проза
    • Отечественный боевик
    • Поэзия
    • Приключения
    • Сентиментальная проза
    • Современная проза
    • Фантастика
    • Фэнтези
    • Эпос и фольклор
  • Скидки · Обзоры · Рецензии · Подборки читателей · Новинки · Рейтинг · Авторы · Изд-ва · Серии
  • Все канцтовары
  • Аксессуары для книг
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Аксессуары для книг»
    • Все товары раздела
    • Закладки для книг
  • Глобусы
  • Обложки для документов
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Обложки для документов»
    • Все товары раздела
    • Другие обложки
    • Конверты для путешествий
    • Обложки для автодокументов
    • Обложки для зачетных книжек
    • Обложки для паспортов
    • Обложки для проездных билетов
    • Обложки для студенческих билетов
    • Чехлы для карт, обложки для пропусков
  • Офисная канцелярия
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Офисная канцелярия»
    • Все товары раздела
    • Бумажная продукция для офиса
    • Мелко-офисная канцелярия
    • Офисные принадлежности
  • Папки, скоросшиватели, разделители
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Папки, скоросшиватели, разделители»
    • Все товары раздела
    • Папки из картона
    • Папки из пластика
    • Папки из текстиля
    • Папки-портфели (с пластиковыми отделениями)
  • Письменные принадлежности
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Письменные принадлежности»
    • Все товары раздела
    • Карандаши черногрифельные
    • Ручки
  • Принадлежности для черчения
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Принадлежности для черчения»
    • Все товары раздела
    • Другие виды чертежных принадлежностей
    • Линейки
    • Наборы для черчения, готовальни
    • Транспортиры
    • Треугольники
    • Тубусы
    • Циркули
    • Шаблоны, трафареты, лекала
  • Рисование
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Рисование»
    • Все товары раздела
    • Инструменты и материалы для каллиграфии
    • Карандаши цветные
    • Кисти
    • Краски
    • Мелки
    • Наборы для рисования
    • Палитры, стаканы-непроливайки
    • Тушь, перья
    • Уголь художественный. Пастель
    • Фломастеры
    • Холсты. Мольберты
  • Сумки
  • Товары для школы
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Товары для школы»
    • Все товары раздела
    • Веера, счетный материал, счетные палочки
    • Другие виды школьной канцелярии
    • Канцелярские наборы
    • Косметички, кошельки
    • Ластики
    • Мешки для обуви
    • Ножницы школьные
    • Обложки для тетрадей и книг
    • Папки для школьных тетрадей. Папки для труда
    • Пеналы
    • Подставки для книг
    • Рюкзаки, портфели
    • Точилки
    • Фартуки
    • Школьная бумажно-беловая продукция
    • Школьные наборы, подставки, органайзеры
  • Для школы · Скидки · Отзывы · Новинки · Производители · Серии
  • Все сувениры
  • Календари
    • Назад в «Сувениры»
    • Все товары в разделе «Календари»
    • Все товары раздела
    • Адвент-календари. Семейные календари-планеры
    • Календари на магните
    • Квартальные календари
    • Настенные календари
    • Настольные календари
  • Сувенирная продукция
    • Назад в «Сувениры»
    • Все товары в разделе «Сувенирная продукция»
    • Все товары раздела
    • Альбомы, рамки для фотографий
    • Воздушные шары
    • Детские сувениры
    • Значки и медали
    • Игрушки для животных
    • Конверты для денег
    • Магниты
    • Новогодние сувениры
    • Открытки
    • Пакеты подарочные
    • Подарочная упаковка
    • Подарочные сертификаты
    • Постеры
    • Праздничные аксессуары
    • Таблички и статусы для рабочего стола
    • Шкатулки
    • Другое
  • Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии

Мы используем файлы cookie и другие средства сохранения предпочтений и анализа действий посетителей сайта. Подробнее в пользовательском соглашении. Нажмите «Принять», если даете согласие на это.