Постовская Мария Павловна биография

ПОСТОВСКАЯ Мария Павловна

Расстановка ударений: ПОСТО`ВСКАЯ Мария Павловна

ПОСТОВСКАЯ, Мария Павловна (7. IX. 1865 — 15. XI. 1953) — рус. олигофренопедагог. Активно содействовала организации первых в России вспомогательных школ. Пед. деятельность начала в 1888 по окончании Лубянских высших женских курсов в Москве. С 1896 — заведующая 3-м Пятницким женским училищем в Москве, в к-ром стремилась создать такие условия, чтобы все дети независимо от способностей могли закончить нач. школу. В 1903 ходатайствовала перед Моск. гор. управой о создании при училище вспомогательных классов для умственно отсталых детей. Добиться такого разрешения ей удалось лишь в 1908, когда и был создан первый в РОССИИ вспомогательный класс. Во вспомогательном классе проводились занятия по исправлению недостатков речи, по ритмике, ручному труду, развивалось дет. самоуправление и самодеятельность, была налажена тесная связь врача и учителя. П. содействовала открытию в Москве других вспомогательных классов и школ; руководимое ею училище стало центром методич. работы среди учителей вспомогательных школ. С нач. 1918 П. была инспектором Мосгороно по спец. школам для аномальных детей. С 1930, после ухода на пенсию, на общественных началах оказывала помощь в работе вспомогательных школ Москвы.

Соч.: Вспомогательные школы за границей, М., 1912 (совм. с др.); Новая школьная организация с системой вспомогательного обучения, М., 1913 (совм. с др.); Воспитание и образование дефективных детей, «Вестник просвещения», 1923, № 11 — 12; Обучение грамоте отсталых детей, М.-Л., 1930.

Лит.: Азбукин Д., Видный рус. педагог — Мария Павловна Постовская, «Сов. педагогика», 1947, № 3.

  1. Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 3. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — 880 с. с илл.

Постовская Мария Павловна биография

Более благоприятной оказалась судьба инициативы открытия в Москве вспомогательных классов, исходившая от работников Третьего Ольгинско-Пятницкого женского начального училища — заведующей этим училищем М. П. Постовской, попечительницы училища Е. С. Петуховой и врача Н. П. Постовского. Марии Павловне Постовской (1865—1953) принадлежала исключительная роль в развитии вспомогательного обучения в России. Поэтому история первых в России вспомогательных классов может быть лучше представлена на фоне биографии М. П. Постовской.

М. П. Постовская родилась в Елецком уезде, Орловской губернии, в семье обедневших дворян. С 14 лет и до получения высшего образования она давала частные уроки, так как семья Марии Павловны испытывала большую материальную нужду.

В 1888 году Мария Павловна заканчивает Высшие женские Лубянские курсы в Москве по естественно-математическому отделению. В годы студенчества Мария Павловна испытывала удивительную жажду знания в области естественных, медицинских и других наук. Будучи слушательницей курсов, М. П. Постовская посещает лекции И. М. Сеченова по физиологии и лекции К. А. Тимирязева по ботанике. С 1886 года она работает бесплатно в лечебнице С. С. Корсакова для душевнобольных и слушает его лекции по психиатрии. В том же году она знакомится с А. А. Адлер, занимавшейся обучением слепых. М. П. Постовская помогает ей печатать книги по Брайлю. В 1887 году она работает учительницей школы слепых.

Жажда знаний сблизила ее с чрезвычайно интересными людьми, которые оказали большое влияние на формирование ее общественного лица и научных интересов.

М. П. Постовская познакомилась с известными русскими психиатрами — A. А. Токарским, Н. Н. Баженовым, B. П. Сербским, С. С. Корсаковым, Г. И. Россолимо. И наконец, на своем жизненном пути М. П. Постовская встретила людей, которые сыграли самую значительную роль в истории отечественной дефектологии. В студенческие годы она была хорошо знакома с В.П. Кащенко, была дружна с М. П. Лебедевой, В. М. Величкиной (старый большевик, организатор советской дефектологии). Общение с этим кругом друзей и знакомых пробудило у Марии Павловны интерес к проблемам аномального детства и определило ее жизненный путь в качестве педагога-реформатора.

Постовская, Мария Павловна

русский и советский дефектолог, олигофренопедагог, организатор первого в Москве класса для умственно отсталых детей , Герой Труда

Мария Павловна Постовская (1865—1953) — русский и советский дефектолог, олигофренопедагог, организатор первого в Москве класса для умственно отсталых детей (1908), Герой Труда (1923).

Биография

Родилась в Елецком уезде, Орловской губернии, в семье обедневших дворян. С 14 лет и до получения высшего образования она давала частные уроки.

С 1886 года она работала волонтером в лечебнице Корсакова для душевнобольных и слушала его лекции по психиатрии.

В том же году она познакомилась с Анной Александровной Адлер, занимавшейся обучением слепых. Постовская помогала ей печатать книги по Брайлю.

В 1887 году она работала учительницей школы слепых.

Постовская посещала лекции И. М. Сеченова по физиологии и лекции Тимирязева по ботанике.

В 1888 году Мария Павловна заканчила Высшие женские Лубянские курсы в Москве по естественно-математическому отделению.

По окончании курсов посвящает свою жизнь народной школе. Педагогическую деятельность она начала в должности учительницы Пушкинской городской начальной школы в Москве.

Третье Ольгинско-Пятницкое женское начальное училище

Когда в 1896 году в Москве было открыто Третье Ольгинско-Пятницкое женское начальное училище, его заведующей была назначена Постовская. С этим училищем она не расставалась до 1917 года, когда деятельность вспомогательных школ на время была прервана.

В руководимом Постовской училище осуществлялся принцип доступности посещения всех уроков. Преподаватели этого училища и других училищ могли свободно посещать уроки, а затем участвовать в их обсуждении на конференциях.

Для лучшей организации детской среды Постовская вводит в училище элементы самоуправления: создаются ученические библиотечные, санитарно-гигиенические комиссии, развивается детская инициатива. Мария Павловна вносит коррективы в учебный план училища. Она вводит уроки ручного труда и рисования.

Одной из самых острых проблем, с которой столкнулась Постовская — проблема борьбы с неуспеваемостью. Она поставила перед собой задачу — не исключать из училища неуспевающих.

Постовская выяснила, что неуспеваемость некоторых детей обусловлена психопатологическими и педагогическими факторами. В этой связи она убедилась, что для воспитанников со стойким снижением интеллектуальной деятельности нужно создавать особые классы. Предполагалось, что обучение в них должно осуществляться по особой программе и специальными методами.

Мария Павловна и Николай Павлович Постовские вместе с Эрнстом и Ёраном Бергман выезжали за границу для изучения опыта работы с умственно отсталыми детьми. Они посетили Германию, Бельгию, Швейцарию, Францию, Австрию.

М. П. Постовскую заинтересовала Маннгеймская система дифференцированного обучения. По примеру Брюсселя она создала наблюдательное отделение, в котором за учащимися велись наблюдения в течение одного года. Затем решался вопрос о типе класса, в котором воспитанники должны продолжать дальнейшее обучение.

С 1910 года Мария Павловна организовала следующие классы: для умственно отсталых (вспомогательные классы), для педагогически отсталых (повторительные классы), для нормальных детей. С этого года в училище принимались и мальчики, но классы были раздельными.В 1913 году при училище был организован детский сад для детей, у которых рано выявлялась умственная отсталость. Для детей с глубокими степенями отсталости при училище был создан класс домоводства; в нем учащиеся приобретали чисто практические умения и навыки.

С 1911-1912 учебного года в училище были организованы занятия по исправлению речи. Была введена эвритмическая гимнастика.

Под руководством Постовской при училище была создана сложная система классов, имевшая целью дифференцировать обучение в зависимости от способностей и возраста учащихся.

Постовская выступала против создания самостоятельных вспомогательных школ. Она видела преимущество вспомогательных классов при обычных школах в том, что они позволяют умственно отсталым детям общаться с нормальными детьми.

Все, что делала М. П. Постовская в училище, было в России новым. Опыт этой школы привлекал к себе внимание широких кругов педагогической общественности и оказывал влияние на все русские школы.

Организуемые при школе выставки детских работ, созданные при школе вечерние курсы для учителей ручного труда содействовали, в частности, популяризации этих видов занятий в московских начальных школах.

В период московской забастовки учителей в декабре 1917 года школа эта распалась. Но в 1918 году была восстановлена и с 1923 года именовалась вспомогательной школой № 1 им. М. П. Постовской (5-й Монетчиковский переулок, 17).

Сама М.П. Постовская с 1918 по 1927 год работала инспектором МОНО, с 1927 по 1930 год — консультантом-методистом МОНО.

В 1923 году ей было присвоено звание Героя Труда.

Труды

Автор ряда работ, из которых наиболее значительная посвящена вопросу обучения грамоте учащихся вспомогательных школ (написана в соавторстве с И.П. Постовским и Е.А. Бергман).