Пономарев Никита Юрьевич Бкс биография

Никита Пономарев

Образование

Имеет диплом Финансовой академии, кафедры мировой экономики, а также диплом Лионской бизнес-школы (EM Lyon).

Профессиональный опыт

Никита имеет десятилетний опыт работы в направлениях корпоративного стратегического развития, в разработке коммерческих и операционных моделей, оптимизации бизнес-процессов. Специализируется на финансовых институтах – банках, управляющих компаниях, страховых компаниях, брокерских компаниях.

Участие в конференциях

Сейчас интересуются

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2022

Электронное периодическое издание «Ведомости» (Vedomosti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 22 декабря 2006 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77–26576.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся вПолитике по защите персональных данных.

Они убежали: Кто из чиновников и менеджеров госкомпаний покинул Россию

Продолжается отток крупных чиновников и топ-менеджеров из России на Украину. Бессменный лидер КПРФ Геннадий Зюганов на днях заявил о том, что страну покинули уже пять бывших вице-премьеров. И хотя тут, как обычно у коммунистов, смешано тёплое с мягким, масштабы действительно впечатляют.

Вице-премьеры в бегах

Говоря о пяти уехавших зампредах правительства, Зюганов объединил сразу несколько эпох. Но всё же это хороший повод перечислить всю великолепную пятёрку, ожидающую, кажется, своего вратаря (например, экс-премьера Михаила Касьянова?).

Альфред Кох, которого Анатолий Чубайс в своё время пустил в огород управления государственным имуществом, был заместителем Виктора Черномырдина несколько месяцев 1997 года. Переехал в Германию не позднее 2015 года, тогда же демонстративно возложил цветы к памятнику Степану Бандере.

Илья Клебанов – бывший вице-премьер в правительствах Степашина, Путина, Касьянова, с 2003 года полпред по родному Северо-Западному федеральному округу, с 2011-го председатель совета директоров ПАО «Совкомфлот». Об эмиграции не заявлял, находится предположительно в Израиле. Отчество его Иосифович, на днях ему исполнится 71 год, так что ждать какой-то лояльности от государственного деятеля 20-летней давности, наверное, было бы слишком жестоко.

Аркадий Дворкович, сын шахматного судьи из окружения Каспарова, вице-премьер Дмитрия Медведева, провалил гражданское импортозамещение и в 2018 году ушёл из правительства разваливать Международную шахматную федерацию. Наложил жесточайшие санкции на русские шахматы. Об эмиграции не заявлял. Находится за рубежом, предположительно в Израиле.

Александр Хлопонин – уроженец Цейлона, вице-премьер в кабинетах Путина и Медведева. В широких кругах в своё время прославился видеороликом, на котором моложавый функционер поливает подчинённого отборным матом за недостаточно хорошо написанную речь самого Хлопонина. То есть Александр Геннадиевич прямо позиционировал себя как жёсткого, брутального руководителя, который не остановится ни перед чем во имя достижения результата. Брутальности, к сожалению, хватило только на нецензурную брань. Вообще, чем больше человек ругается, тем на меньшее он способен. С начала спецоперации работавший в «Онэксиме» Михаила Прохорова Хлопонин молчит как рыба и, по данным спикера Госдумы Вячеслава Володина, находится за пределами России.

Анатолий Чубайс, вице-премьер из 1990-х, во время болезни Ельцина – первый человек России. Тут как-то даже неловко представлять чиновника. Всё уже сказано. Все посты покинул, эмиграции не скрывает, находится в Италии. Но даже оттуда сильно влияет на русскую политику.

Уйти так, чтобы остаться – важная часть тактики прозорливых чиновников. Так, Марат Хуснуллин перед уходом в федеральное правительство расставил своих татарстанских выдвиженцев по всем ключевым постам в стройкомплексе Москвы – втором самом прибыльном секторе в истории нашей экономики после приватизации госимущества в 1990-е.

Анатолий Чубайс сделал то же, что и Хуснуллин, но на более высоком уровне – в финансово-экономическом секторе всей страны. Неверно думать, что он остался в своём 1998-м (год ухода из правительственных структур) – влияние Чубайса намного шире и серьёзнее. Скажем, когда-то он вытащил из Петербурга Алексея Кудрина, которого уже допрашивали по «кладбищенскому делу», пристроил его к государственным финансам – а сейчас ими заправляет ученик и последователь Кудрина Антон Силуанов. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина – совершенно из того же круга.

Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский говорит Царьграду об этом:

Почему Чубайс уехал так спокойно, без малейших проблем – сначала в Турцию, потом в Италию, да какая разница куда? Деньги, которые он туда откачал, кто-нибудь будет возвращать в Россию и вкладывать в страну? В её экономику, в её оборону? Или, может, мы продолжим тот курс, который установили Чубайс и его команда ещё три десятка лет тому назад, как я наблюдаю по действиям нашего финансово-экономического блока? Они сейчас говорят всякие красивые слова об импортозамещении, но люди-то те же. И огромная часть из них поставлена на свои посты как раз Анатолием Борисовичем и его командой.

За рубежом проживают, разумеется, не только вице-премьеры, но и другие заметные чиновники. Давно уже покинули родину экс-министр иностранных дел Андрей Козырев, экс-советник президента Андрей Илларионов, экс-первый замминистра финансов Андрей Вавилов… Но сейчас этот процесс определённо ускоряется.

Топ-менеджеры в бегах

Громче всех заявил об эмиграции заместитель гендиректора «Аэрофлота» Андрей Панов – человек из команды министра транспорта Виталия Савельева, известного более борьбой с мобильными телефонами в офисе, нежели заботой о комфорте пассажиров. Сразу после начала спецоперации уволились также руководители «Аэрофлота» и его дочки «Победы» Михаил Полубояринов и Андрей Калмыков, достоверной информации об их местонахождении у редакции нет. А вот Панов через соцсети прямо призвал бизнесменов и топ-менеджеров в России саботировать сделки, связанные со спецоперацией на Украине.

Ещё один красавец – уроженец Украинской ССР, бывший вице-президент Газпромбанка и экс-глава пресс-службы «Газпрома» Игорь Волобуев. Он сообщил, что не просто уволился, а вступил в ряды киевской территориальной обороны:

Мой визит – это как покаяние, я хочу отмыться от своего российского прошлого. Я хочу остаться в Украине до победы.

Отметим, что после начала спецоперации целый ряд высокопоставленных менеджеров русских газовых компаний погибли при очень странных обстоятельствах – это случалось и в России, и за рубежом.

«Яндекс» – не государственное предприятие, но его исключительное, совершенно монопольное положение на IT-рынке вынуждает упомянуть о прискорбном факте. Генеральный директор «Яндекса» в России Елена Бунина уехала в Израиль в знак несогласия с политикой родной страны. Её место занял было Тигран Худавердян, но как только Евросоюз и Великобритания поздравили его с назначением персональными санкциями, Худавердян передумал и также исчез с орбиты «Яндекса».

Елена Бунина. Фото: Maksim Konstantinov/Global Look Press

Отдельно стоит упомянуть лицо фонда «Подари жизнь», героиню роликов «Почему я голосую за Путина» Чулпан Хаматову – не будучи государственным деятелем, она была очень заметной фигурой в общественной жизни артистических кругов, и её протесты против спецоперации прозвучали достаточно громко. Проживает в Латвии.

Обвиняли в отъезде в Израиль бывшую и, возможно, будущую кандидатку в президенты России Ксению Собчак, но, судя по всему, её вояж на Землю обетованную был запланированным – журналистка вернулась в Москву. Она, кстати, предсказала, что, потратив накопления, потянутся домой и другие звёзды нашего лёгкого на подъёмы и особенно падения шоу-бизнеса. Но это тема другого разговора.

Не исключаем, что в этом списке должно было появиться ещё одно громкое имя. Слухи о том, что глава Центробанка Эльвира Набиуллина просилась в досрочную отставку или хотя бы не выдвигаться на новый срок, представляются нам совершенно достоверными. Думается, Эльвира Сахипзадовна действительно хотела «соскочить» и «выбрать свободу». Ей не позволили. Не исключено, что со словами о конях и переправе.

Что с того?

Что делает нормальный гастарбайтер? Он зарабатывает деньги в богатой стране и отсылает их в бедную. Так поступают афганцы в Киргизии, киргизы в России, русские в США. Хорошо ли это? Не думаем. Но в нынешних реалиях это нормально, а иногда и просто вынужденно.

Но названные нами люди – совсем другое дело. Они заработали свои деньги в бедной по их меркам стране и уехали тратить их в богатые. Мало того, что выводили деньги через офшоры и другие схемы во время активной деятельности, так ещё и отъездом показали, где на самом деле находятся их сердца.

Тут ведь дело совсем не в антивоенной позиции, не в свободе мысли и высказываний. Дело в обнажении неоколониализма, тонкой системы иностранного влияния – когда родившиеся, работающие и руководящие «здесь» люди убеждены, что их настоящий дом – «там», среди цивилизованных людей «золотого миллиарда», а не этих чумазых русских.

Жаль, что предупреждал обо всём этом только Царьград…

Битва инвестбанкиров: как в БКС поссорились «Ренессанс» с «Открытием»

В июле 2011 года в московском офисе на Проспекте Мира в кабинете владельца новосибирского брокера БКС Олега Михасенко собрались четверо сотрудников «Ренессанс Капитала». Они объясняли Михасенко, как розничному брокеру начать бизнес по доступу к бирже крупнейших институциональных клиентов (DMA). На этом рынке порядка 300-400 крупнейших банков и компаний мира, которые могут платить брокеру за сервис от $20 000 в месяц.

В России направление уже развивали конкуренты БКС из «Ренессанс Капитала» и «Открытия». Идея хорошо вписывалась в новую стратегию БКС по созданию полноценного инвестиционного банка.

Михасенко планировал в 2014 году провести IPO компании и хотел инвестировать в развитие минимум $50 млн.

Одним из четырех его собеседников был глава DMA в «Ренессанс Капитале» Станислав Суриков. После тринадцати лет работы в «Ренессансе» он согласился перейти в БКС. За ним потянулись и другие топ-менеджеры: директор лондонского офиса Майк Смит, операционный директор Ризван Кайяни и директор по взаимоотношениям с клиентами Юлия Ярославцева.

БКС согласились заплатить Сурикову входной бонус в размере $200 000. Не поскупился новый работодатель и на зарплату: менеджеру платили 600 000 рублей в месяц плюс бонус 8% от прибыли департамента, но не менее $750 000 по итогам 2011 и 2012 годов. Совокупная компенсация составляла порядка $1 млн в год. Ярославцева получала порядка 420 000 рублей в месяц и $400 000 гарантированного бонуса (около $550 000 в год). Новые сотрудники подчинялись главе инвестбанковского подразделения БКС, выходцу из Bank of America Кену Чаргеишвили.

Суриков возглавил направление прайм-брокереджа и к началу 2012 года набрал 35 человек, потратив порядка $10 млн за полгода. В тот период создавалась «лондонская» дочка БКС — BCS Prime Brokerage. Через пару месяцев пришли первые успехи: стать клиентами компании согласились Deutsche bank, японский Nomura и HSBC.

Ссора и рост оборотов

В конце 2011 года Михасенко решил заменить Чаргеишвили на своего земляка, первого зампреда ФК «Открытие» Романа Лохова, который был конкурентом Сурикова на рынке. Лохов ожидал развязки разбирательства в Высоком суде Лондона из-за сделок с аргентинскими варрантами и выплаты бонусов, грозившей «Открытию» потерями в $220 млн. Менеджер имел косвенное отношение к делу: он подбирал сотрудников, оказавшихся фигурантами дела.

Лохов ушел из «Открытия» по договоренности с руководством. По словам источника в компании, он переманил за собой группу сотрудников. Источник, близкий к БКС, настаивает, что при уходе из «Открытия» Лохов обещал полгода не уводить вслед за собой бывших коллег. Так или иначе, из «Открытия» в БКС постепенно перешло более 80 человек, включая топ-менеджмент — Александра Берневегу, Луиса Сайнса, Нильса Ян и Тима Бивана. Расходы на набор новой команды составил порядка $15 млн. В «Открытии» отказались от комментариев.

Оказавшись в одной компании, Лохов и Суриков не сработались.

Они ссорились как из-за смены планов стратегического развития БКС, так и из-за набора новых сотрудников и их профессиональных навыков. Лохов решил сделать ставку на рост доли рынка. По словам источника, близкого к БКС, вдобавок к уже имеющимся клиентам, он начал перетягивать в компанию крупнейших российских и западных игроков уровня Morgan Stanley и Barclays, а также крупнейших алготрейдеров российского рынка, к примеру GSA Capital и Quantstellation, которая в свое время делала порядка 25% месячного оборота в «Финаме».

Также Лохов запустил торговых роботов Александра Берневеги, который занимается арбитражем между Лондонской и Московской биржами. На рынке ходили слухи, что его обороты достигают половины оборотов БКС, но, по словам источника в компании, они не превышали 10%. Перемены вывели БКС на первое месте по оборотам. В июне 2014 года в режиме основных торгов по акциям они составляли 330 млрд рублей, что примерно равно оборотам трех отстающих от БКС игроков: «Открытия», «Финама» и «Ренессанс Капитала». Однако финансовый результат торговых операций неизвестен. В БКС сообщили, что при хорошем сценарии выручка (GMIB) может составить $120 млн.

Несмотря на высокие обороты, отношения между Лоховым и Суриковым окончательно разладились осенью 2012 года. Версии сторон расходятся. Суриков говорит, что с начала ноября 2012 года его перестали пускать к собственным подчиненным, а источник в БКС утверждает, что тот просто перестал ходить на работу. Менеджер пытался разрешить проблему и хотел договориться с Михасенко. По его словам, тот предложил ему перейти из дирекции инвестиционно-банковского бизнеса, которой руководил Лохов, в департамент рынков капитала и спецпрограмм с декабря 2012 года (копия приказа за подписью Михасенко есть в распоряжении Forbes).

Но в феврале 2013 года Сурикову начали приходить запросы об отсутствии в офисе. Суриков и Ярославцева не получили зарплату за несколько месяцев и гарантированные бонусы за 2012 год. Бывший менеджер «Ренессанса» пытался договориться с Михасенко по выплатам, но в итоге его уволили за прогулы. После того как Ярославцевой перестали платить зарплату, она отправила уведомление о невыходе на работу, но и ее уволили за прогулы. Лондонские менеджеры Ризван Кайяни и Майк Смит также покинули компанию, хотя все обещанные им выплаты были произведены. Источник в БКС говорит, что Суриков и Ярославцева получили достаточно средств и при этом приводили недостаточно клиентов.

Фиаско в суде

Суриков еще в апреле 2013 года обратился в Мещанский суд Москвы по поводу незаконного увольнения. В суде представители БКС заявили, что менеджеров уволили за прогулы. Специалист отдела безопасности БКС даже составил докладную записку на имя Лохова — якобы Суриков не дал объяснений об отсутствии на работе. Также ответчик утверждал, что департамента, в который, по версии истца, его обещали перевести, попросту не существовало. Юристы Сурикова провели две экспертизы подписи Михасенко в документе, которые подтвердили ее подлинность. Также истец заверил, что давал все необходимые письменные объяснения.

Размер его требований изначально составлял порядка 45 млн рублей, но бонусы за прошлый год, проценты и пени увеличили сумму до 80 млн рублей. Вслед за Суриковым в суд обратилась Ярославцева. Изначально она рассчитывала получить 24 млн рублей, но затем также увеличила претензии до 32 млн рублей.

По словам юриста «Николаев и партнеры» Тамиллы Сакварелидзе, экс-сотрудникам БКС в первую очередь необходимо доказать, что их уволили незаконно, а потом уже пытаться получить компенсацию. Она уже сталкивалась со схемой, когда работников увольняли за прогулы, чтобы не выплачивать бонусы.

На текущий момент Суриков проиграл первую и вторую инстанции по части незаконного увольнения. Суд по бонусам проходил в Центральном районном суде Новосибирска в июне этого года и не нашел оснований для решения в пользу истца, заподозрив того в уклонении от получения уведомления о заседании. По словам Сурикова, его юристы не получали никакого уведомления из Новосибирска. Теперь он готовит апелляцию. Суриков обещает дойти до Верховного суда, а если потребуется, то и до Европейского суда по правам человека. Ярославцева также проиграла вторую инстанцию в Новосибирске и подает кассационную жалобу. В БКС не стали комментировать ход дела.