Иван Дыховичный — биография, новости, личная жизнь
Иван Дыховичный
Иван Владимирович Дыховичный. Родился 16 октября 1947 года в Москве — умер 27 сентября 2009 года в Москве. Советский и российский актёр, кинорежиссёр, сценарист, продюсер, телеведущий.
Иван Дыховичный родился 16 октября 1947 года в Москве.
Отец — Владимир Абрамович Дыховичный, известный советский драматург и поэт-песенник, отсидел несколько лет в лагере, освободился после смерти Сталина.
Мать — Александра Иосифовна Дыховичная (урождённая Синани, 1920-1980), балерина.
В 1969 году окончил актёрский факультет Театрального училища им. Б. Щукина, мастерская Веры Львовой и Леонида Шихматова.
В 1969-1970 годах играл на сцене Ленинградского театра миниатюр.
В 1970-1980 — актёр Театра драмы на Таганке. В целом переиграл в Театре на Таганке половину репертуара. Среди его театральных работ:
«Гамлет» — Розенкранц;
«Десять дней, которые потрясли мир» — Керенский,
«Товарищ, верь. » — Пушкин,
«Мастер и Маргарита» — Коровьев / Фагот.
Иван Дыховичный с актерами Театра на Таганке
Дыховичный пришел на Таганку в 1970 году, когда Владимир Высоцкий уже считался кумиром публики. Но они сразу подружились, несмотря на значительную разницу в возрасте. Интересно, что Иван Дыховичный не очень воспринимал Высоцкого в роли Гамлета, считал, что у того получается слишком «далеко от Шекспира».
Его именем Высоцкий назвал одного из персонажей детской поэмы в стихах «Вступительное слово про Витьку Кораблёва и друга закадычного Ваню Дыховичного», которая также публиковалась под названием «Что случилось в 5-А».
Иван Дыховичный и Владимир Высоцкий
В 1982 окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров, мастерская Эльдара Рязанова. Также среди его преподавателей был Андрей Тарковский.
Иван Дыховичный в молодости
Его называли «актером грустного облика» и режиссером — интеллектуалом.
Несколько раз засветился на экране в качестве актера — в фильмах-спектаклях и лентах «Семья как семья», «Москва, любовь моя», «Доктор философии», «Незнакомое оружие, или Крестоносец 2», «Копейка», «Деньги».
Иван Дыховичный в фильме-спектакле «Семья как семья»
Первой полнометражной картиной Ивана Дыховичного стала экранизация повести Чехова «Чёрный монах» (1988), в которой режиссёр более всего полагался на изощрённое изобразительное решение (оператор Вадим Юсов). Вместе с Сергеем Соловьёвым соавтором сценария фильма. В этом плане эмоциональный, художественный эффект был достигнут, герои остались только силуэтами; им было отказано в психологически углублённых характеристиках.
В 1992 году режиссёр снял фильм «Прорва», имевший успех у отечественных и зарубежных критиков. Картина дала глубинный и вместе с тем пластически совершенный срез послевоенной советской державы и её столицы. Оператор Вадим Юсов снял «Прорву» как яркий, красочный и праздничный лубок — по внешним параметрам. За этим открывалась страшная действительность прогнившей системы палачей.
В 1994 году стал финалистом программы «Номинация. Кино. XXI век» на Кинофоруме в Ялте-94 с фильмом «Прорва».
В 1995-1996 — автор и ведущий программы «Уловка 22» на НТВ. Вёл программу «Невероятные истории» на Рен-ТВ.
В 1998-2000 — главный режиссёр телеканала «Россия».
Учредил московский кинофестиваль «Завтра».
Писал и исполнял песни на стихи поэтов XIX века.
У него были разногласия с Никитой Михалковым. Признавая Никиту Сергеевича «талантливым человеком, владеющим кинематографическим языком», Иван Владимирович на дух не принимал его умение «приспосабливаться ко времени»: «Михалков пытается быть каким-то гуру. Но он — не гуру. Совершенно фальшивый человек, который постоянно пасется при властной кормушке», — возмущался Дыховичный. «Вообще Михалков в душе антисемит. Он, конечно, заигрывает с еврейской темой, но лишь потому, что знает, как понравиться на фестивалях», — говорил он.
В прессе критика часто подвергала нападкам работы Ивана Дыховичного. Его третья жена уже после смерти режиссера говорила: «В момент выхода картин эта шайка-лейка травила его, а спустя два-три года те же самые люди писали, что Иван — классик российского кино. Их я никогда не прощу — за несправедливую травму, которую они нанесли Ивану. Все его картины принимали лишь через два-три года. А это было для него важно. Бывают режиссеры-аутисты, которые заявляют, что им неинтересно, как их кино воспримет зритель. Иван был другим. ».
Смерть Ивана Дыховичного
В последнее время режиссер тяжело болел, врачи диагностировали у него онкологическое заболевание. Несмотря на это, он не унывал и до последнего момента активно участвовал в культурной жизни страны.
Вместе с актером Артуром Смольяниновым и другими артистами Дыховичный катался по Кутузовскому проспекту Москвы в инвалидном кресле — не из-за плохого самочувствия, а для того, чтобы поддержать москвичей с ограниченными возможностями. «Москва – страшно неприспособленный для людей с ограниченными возможностями город. Но чиновники этого никогда не поймут. Если, конечно, сами на время не сядут в такие вот кресла», — пояснял он смысл своей акции.
В последние месяцы Иван Дыховичный рассказывал, как мечтает снять многосерийный фильм о Лиле Брик и Владимире Маяковском. Свою последнюю картину — комедию «Европа-Азия» по пьесе братьев Пресняковых он показал летом на фестивале «Кинотавр». Он монтировал ее, уже зная о своем страшном диагнозе. И часто повторял: «Если больно, значит жив».
Скончался в 5 часов утра 27 сентября 2009 года от лимфомы.
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Иван Дыховичный
Рост Ивана Дыховичного: 170 сантиметров.
Личная жизнь Ивана Дыховичного:
Трижды был женат.
Первая жена — Ольга Дмитриевна Полянская, дочь члена Политбюро ЦК КПСС Дмитрия Степановича Полянского. Интересно, что в день своей свадьбы Иван потерял паспорт. Помог Высоцкий. Новый документ Дыховичному выписали за каких-то пару часов, после того, как Владимир дал концерт в паспортном столе одного из отделений милиции. Иван рассказывал, что он довольно долго ходил с тем самым «рукодельным» паспортом. Лишь случайно обнаружилось, что он фактически фальшивый.
Прожили вместе шестнадцать лет.
В браке в 1970 году родился сын Дмитрий Иванович Дыховичный, дизайнер, живёт в Германии, снимался в нескольких фильмах своего отца в 1984-1995 годах, также сыграл в немецком фильме «Чужая кожа» (2005) и ряде телесериалов.
Вторая жена — Ольга Алексеевна Черепанова, родом из Магнитогорска, филолог.
В браке в апреле 1988 года родился сын Владимир Иванович Дыховичный. После развода сын с матерью проживал в США, в Коннектикуте. Ольга повторно вышла замуж за американца. Позже Владимир Дыховичный приехал в Россию, снимался в ряде отечественных фильмов и телесериалов, таковых как «Невидимки», «Времена года», «Припять».
В мае 2016 года Владимир Дыховичный был задержан полицией Москвы с порошком, похожим на кокаин. Скончался 1 января 2019 года от передозировки наркотиков.
Владимир Дыховичный — сын Ивана Дыховичного
Третья жена — Ольга Юрьевна Дыховичная (1980 г.р.), закончила режиссёрские курсы у Алексея Германа, работала вместе с мужем на студии «Воля». Познакомились на телевидении. «Мы сразу почувствовали, что эта встреча надолго. Сразу — в момент знакомства. Я убеждена, что подобное случается с каждым человеком, который встречает свою судьбу», — говорила Ольга. Состояли в браке в период 1999-2009 годов.
Ольга — открытая лесбиянка. Весной 2013 года она вышла замуж за свою подругу — режиссера Ангелину Никонову, которая старше ее на 5 лет. Их отношения начались на съемках фильма «Портрет в сумерках», в котором Ольга снималась, а Никонова была режиссером.
Иван Дыховичный и Ольга Дыховичная
Фильмография Ивана Дыховичного:
1970 — Семья как семья (фильм-спектакль) — студент в кафе
1974 — Москва, любовь моя
1976 — Доктор философии (фильм-спектакль) — Милорад
1997 — Чтобы помнили. Александр Кайдановский (документальный)
1998 — Незнакомое оружие, или Крестоносец 2 — арабский террорист
2002 — Копейка — ассистент режиссера
2002 — Деньги — Эммануил Гедеонович, олигарх
2003 — Французский сон (документальный)
2006 — Как уходили кумиры. Леонид Утесов (документальный)
2006 — Как уходили кумиры. Петр Алейников (документальный)
2006 — Как уходили кумиры. Сергей Эйзенштейн (документальный)
2006 — Сказ про быль Леонида Филатова (документальный)
2007 — Марина Ладынина. От страсти до ненависти (документальный)
2008 — Владимир Высоцкий и Марина Влади. Последний поцелуй (документальный)
2008 — Человек в кадре. Алла Демидова (документальный)
2008 — Человек в кадре. Иван Дыховичный (документальный)
2009 — Острова. Вадим Юсов (документальный)
2009 — Мертвая зона актера Александра Кайдановского (документальный)
Озвучивание Ивана Дыховичного:
1980 — Откуда в траве рыба? (короткометражный) — читает текст
Режиссерские работы Ивана Дыховичного:
1980 — Откуда в траве рыба? (короткометражный)
1981 — Элия Исаакович и Маргарита Прокофьевна (короткометражный)
1982 — Братья (короткометражный)
1987 — Воскресные прогулки (киноальманах)
1987 — Испытатель
1988 — Чёрный монах
1992 — Прорва (Moscou parade)
1994 — Женская роль (документальный)
1995 — Музыка для декабря (Music for December)
1998 — Незнакомое оружие, или Крестоносец 2
2002 — Копейка
2002 — Деньги
2006 — Вдох Выдох
2009 — Европа-Азия
Продюсерские работы Ивана Дыховичного:
Сценарии Ивана Дыховичного:
1980 — Откуда в траве рыба? (короткометражный)
1981 — Элия Исаакович и Маргарита Прокофьевна (короткометражный)
1988 — Чёрный монах
1992 — Прорва (Moscou parade)
1994 — Женская роль (документальный)
1995 — Музыка для декабря (Music for December)
1998 — Незнакомое оружие, или Крестоносец 2
2002 — Копейка
2006 — Вдох Выдох
Памяти Ивана Дыховичного: награды и личная жизнь
09:15, 16 октября 2017г, Культура 1955
Российский и советский актер, режиссер и сценарист Иван Дыховичный, об этом человеке пойдет речь в этой статье. Сегодня, 16 октября, ему могло бы исполниться 70 лет. Его биография будет рассмотрена далее.
Иван Дыховичный появился на свет в семье Владимира Абрамовича, известного поэта-песенника, драматурга, и Александры Иосифовны, балерины. С 1970 года десять лет отслужил актером в театре на Таганке.
Награды
Иван Дыховичный в 1986 году за фильм «Испытатель» получил награду «Золотой Дракон» на Международном кинофестивале короткометражных фильмов в Кракове. В 1988 г. приз завоевала его картина «Черный монах». Работа была удостоена премии Жоржа Садуля от Фонда культуры Франции как лучший фильм-дебют.
В 1992 году картина «Прорва» получила приз кинопрессы. Фильм «Незнакомое оружие» в 1998 г. был награжден Серебряной медалью Люмьеров. Приз вручили в рамках фестиваля «Любить кино!», который проходил в Москве. В 2002 картина «Копейка» получила специальную награду жюри, которой отмечен оригинальный сценарий.
Личная жизнь
Мы уже коротко рассказали, кто такой Иван Дыховичный. Личная жизнь актера будет описана далее.
Он трижды был женат. От различных браков имел детей. Первая жена — Ольга Дмитриевна Полянская, дочь Дмитрия Степановича, члена Политбюро. От этого брака у актера родился сын в 1970 году — Дмитрий Иванович Дыховичный. Он проживает в Германии, дизайнер.
Иван Дыховичный второй раз женился на Ольге Алексеевне Черепановой. От этого брака родился сын в 1988 году — Владимир Иванович.
Третья жена — Ольга Юрьевна Дыховичная. Родилась в Минске 4 сентября 1980 года. Окончила режиссерские курсы Алексея Германа. Будущий муж познакомился с ней на телевидении. Супруги вместе работали на студии.
Умер Иван Владимирович Дыховичный 27 сентября 2009 года в Москве после тяжелой болезни, был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.
Иван Дыховичный: «Видно, судьба, что у всех моих жен было одно имя»
Известному артисту исполнилось бы 70 лет
Он говорил, что всё в его жизни случилось и получилось «вопреки разумным словам людей».
«В меня заложили ценности»
Творческий путь Ивана Дыховичного был предопределен с детства. Он родился 16 октября 1947 года в семье известного драматурга и поэта-песенника Владимира Абрамовича Дыховичного и балерины Александры Иосифовны Дыховичной (в девичестве Синани). «Жили мы на Чистых прудах, — вспоминал режиссер. — С самого начала я видел вокруг себя интересных людей, друзей моих родителей — от Пастернака до Соловьева-Седого. В меня заложили ценности, которые складывались в результате жизни целых поколений: нельзя предавать, нельзя существовать без законов чести».
Когда Ивану было пятнадцать, умер его отец. В шестнадцать лет Дыховичный стал совершенно самостоятельным: «Студентом подрабатывал всякими разными способами, включая разгрузку вагонов. Компанию составлял Саша Кайдановский. Мы с ним ночевали в мастерской у художника Левинского, где он спал на антресолях, а я на какой-то лавочке, потом снимали одну комнату на Арбате. Ходили в кафе “Буратино”, молодежь употребляла портвейн, я всегда водку пил, воспитанный папой в правильном духе».
Дыховичный учился в театральном училище имени Щукина, дружил с Никитой Михалковым, Андреем Кончаловским, Андреем Мироновым. Это было веселое студенческое время, хулиганистое. «На студенческих каникулах, — рассказывал режиссер, — в холле второго этажа в доме отдыха после отбоя в 11 вечера мы устроили танцы. Когда на лестнице появился директор пансионата, все разбежались, и остался только я один как ответственный за магнитофон (хотя он был не мой)».
По окончании театрального училища имени Щукина Юрий Любимов позвал его на Таганку. А Дыховичный поехал к Райкину, в Театр миниатюр. Это был его путь, им самим выбранный. К Любимову Иван пришел через полтора года, в 1970, и прослужил в его труппе десять лет. Играл в «Гамлете», «Десяти днях, которые потрясли мир», «Товарищ, верь…», «Мастере и Маргарите».
В то время Дыховичный общался с Высоцким, тот даже приглашал Ивана выступать на его концертах. «Я пришел на “Таганку” в 1970 году, тогда в театре работало всего 30 артистов. Была только одна гримерная, в которой все мы и собирались после спектаклей, репетиций, — вспоминал Дыховичный. — Говорили не о том, что сколько стоит или кто куда поедет отдыхать, а о работе, литературе, стихах. И, конечно, там была гитара. Правда, Володя не очень любил чужие песни, но мои романсы на слова Дениса Давыдова ему чем-то приглянулись, и он предложил выступать вместе. И так мы общались много лет».
«К критике всегда относился с интересом»
Параллельно с работой в театре Дыховичный также время от времени снимался в кино. В 1976 году он сыграл в ленте «Москва, любовь моя», а два года спустя отметился в картине «Доктор философии». Впоследствии фильмы с его участием выходили на экраны редко. За всю свою карьеру Иван Дыховичный исполнил всего лишь шесть кинематографических ролей, среди которых многие были только эпизодическими. Значительно большего успеха он добился в качестве режиссера, сценариста и продюсера. В 1982 году Дыховичный успешно окончил Высшие курсы режиссеров и сценаристов, где его учителем и наставником был Эльдар Рязанов. Во многом именно благодаря ему началась режиссерская карьера Ивана.
Сначала он снимал преимущественно небольшие короткометражные фильмы. Три из них — «Лицо», «Откуда в траве рыба» и «Илья Исаакович и Маргарита Прокофьевна» — были представлены еще во время учебы на Высших режиссерских курсах. Однако именно небольшие режиссерские ленты принесли Дыховичному первый успех. В 1986 году он снял одну из частей киноальманаха «Воскресные прогулки», которая впоследствии получила очень высокие оценки критиков. Более того, в том же году молодой режиссер получил за данную работу «Золотого дракона» Краковского международного фестиваля короткометражных фильмов.
Снимать полномасштабные ленты Иван начал только в 1988 году. В этот период он представил публике картину «Черный монах», над созданием которой работал ещё и как соавтор сценария. Данный фильм был отмечен премией Фонда культуры Франции. Впоследствии Дыховичный еще неоднократно получал различного рода награды кинематографического толка. В 1992 он получил премию «Ника» за фильм «Прорва», который также был отмечен призом кинопрессы. В 1998 стал лауреатом фестиваля «Любить кино», в рамках которого была представлена кинолента «Незнакомое оружие, или Крестоносец 2». Вниманием критиков была отмечена также и картина «Копейка. Ваз-2101», принесшая своему автору приз жюри фестиваля в Выборге.
«Режиссерский успех — это несколько минут на премьере, когда ты видишь на экране примерно то, что и хотел увидеть, — говорил Дыховичный. — Только на это уходят пять очень непростых лет жизни. В результате к тебе, дай бог, подойдет 50 человек и скажет: “Да, неплохая картина”. А еще ты получишь сотню желчных высказываний и 20 омерзительных статей. К критике в принципе я всегда относился с интересом и пытался найти в ней что-то конструктивное. Но, к сожалению, чаще всего преобладает интонация раздраженного воспитателя детской колонии».
«Наш роман развивался стремительно»
Первой женой Дыховичного было Ольга Полянская. «Высоцкий знал девушку, с которой у меня был долгий роман, и однажды поинтересовался, почему мы, “такая красивая пара”, не начинаем жить вместе. Я с ним поделился своими сомнениями: “Скажут, женился, чтобы стать зятем высокопоставленного человека”. На это Володя мне, 22-летнему, сказал: “Если ты на ней не женишься, потому что она дочка Полянского, ты тем более мерзавец”. Эта эффектная фраза очень повлияла на меня. С первой женой мы прожили 16 лет».
Второй супругой Ивана Владимировича была Ольга Черепанова: «Она из Магнитогорска, училась на отделении филологии. Я тогда во всех смыслах начал новую жизнь. Становился режиссером, но работы еще не было, мы с ней снимали две комнаты на даче во Внуково, появился ребенок, я активно участвовал в кухнях-пеленках. Дальше снимали в Москве, потом я снял кино, купил квартиру. Потом Ольга вышла за американца, живет в Америке. Сын Владимир с ней в Коннектикуте, по-русски уже говорит с акцентом». Третьей женой Дыховичного стала актриса и режиссер Ольга Дыховичная (в девичестве – Голяк). С ней Иван Владимирович прожил последние годы своей жизни.
«Видно, судьба, что у всех моих жен было одно имя, — говорил Дыховичный. — Когда женился во второй раз, не придал этому совпадению никакого значения, ну а когда в третий — понял, что это фатально. Имя человека, несомненно, влияет на его характер и судьбу. Ольга, моя третья супруга, — сильный и волевой человек. Хотя все три мои Оли — совершенно разные люди, их объединяют очень развитое чувство собственного достоинства и самодостаточность. У предыдущих супруг сейчас есть мужья, но их почему-то не зовут Иванами».
С третьей женой Дыховичный познакомился на телевидении: «Наш роман случился во многом благодаря тому, что у меня нет уважения к собственному возрасту. Поэтому мы и смогли, несмотря на большую разницу, стать близкими людьми. В то время я работал режиссером телеканала. И однажды во время кастинга ведущих я обратил внимание на девушку, выделявшуюся из толпы конкурсантов, и понял, что мы с Олей созданы друг для друга. Наш роман развивался стремительно, правда, его сопровождал удивленный шепоток знакомых, предупреждавших Олю, что она для меня будет девушкой на неделю, и говоривших мне, что я сошел с ума. Но, тем не менее, она оставалась самым интересным для меня человеком, привлекающим своеобразным складом ума, острым интересом к жизни. Не говоря о том, что внешне это вполне “моя” женщина, я мог, не отрываясь, смотреть на ее лицо хоть целые сутки.
Главное в ней — творческое начало. Хотя моя жена — и замечательная домохозяйка. У нас никогда не было такой проблемы: кто сегодня приготовит суп или сварит картошку, поскольку быт для нас — нечто сугубо вторичное, вспомогательное. При этом если кому-то из нас приходилось время от времени готовить обед или пылесосить, то подобное только радовало и никак не отягощало, мы выполняли все хозяйственные дела легко и быстро. Но еще интереснее работать вместе в кино. В “Копейке” супруга снялась по моей просьбе, на глазах освоив профессию актрисы. Мне кажется, что ее человеческие достоинства “просвечивают” сквозь экранный образ и оттого стоят больше, чем набитая актерская рука. По крайней мере, для меня — режиссера и мужа».
Близкие Ивана Владимировича знали, что последние свои годы каждый день он воспринимал как подарок судьбы. Врачи поставили ему диагноз — лимфома. И Дыховичный принял решение, что будет жить, как жил, но только гораздо быстрее. А 27 сентября 2009 года его не стало.
Его жена продолжала сниматься. Одно время в прессе ходили слухи, что Ольга Дыховичная и режиссер Ангелина Никонова состоят в романтических отношениях. И якобы, ради того, чтобы быть с Никоновой, Дыховичная даже планировала эмигрировать в США, где разрешены однополые браки. Однако на вопрос журналистов, правда ли это, актриса ответила отрицательно: «Я живу в России. Я была замужем. Я актриса и снимаюсь в кино. У нас творческий союз с Ангелиной, мы работаем вместе, делаем фестивали и кино».