Полковник Шендаков биография Награды

Шендаков Михаил Анатольевич

Шендаков Михаил Анатольевич родился 31 января 1965 года, житель города Нахабино Красногорского района Подмосковья, имеет высшее военное образование, служил в армии. После ухода в отставку в звании полковника работал на предприятии ВПК. Политический активист, придерживается коммунистических взглядов. Приговорён к 2,5 годам лишения свободы условно по ч. 1 ст. 282 («Возбуждение ненависти либо вражды») и ч. 2 ст. 280 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности с использованием Интернета»). Лишён свободы после изменения меры пресечения с подписки о невыезде на арест 19 октября 2020 года, освобождён в день вынесения приговора 2 февраля 2021 года.

Полное описание

Предыстория

Михаил Шендаков закончил Каменец-Подольское высшее военно-инженерное командное училище (1996), Высшую инженерную академию имени Куйбышева (Тольятти), Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (2008). По его утверждению и данным некоторых публикаций, служил в Афганистане и на Северном Кавказе, участвовал там в боевых действиях и имеет ряд боевых наград (ордена «Мужество» и «За военные заслуги»), подлинность которых другими источниками ставится под сомнение (публикация о наградах и комментарии к ней).

О его протестной деятельности известно со времени «протестной волны» 2011/12 годов. Достаточно широкую известность приобрело его «Открытое письмо Путину», написанное в октябре 2012 года. Примыкал к коммунистическим и националистическим протестным течениям, неоднократно участвовал в «Русских маршах» и выступал на них, поклонник Сталина. С 2017 года регулярно участвовал в прямых трансляциях YouTube-канала «Советское телевидение».

Во всех выступлениях жёстко обличал «антинародную власть», обвиняя её в коррупции и «развале страны», а также при этом — в участи в «мировом сионистском заговоре». Известен антисемитскими («древнеиудейская мечта об уничтожении славянского мира под улюлюканье мирового жидовья») и гомофобскими («когда я узнал, что он пидор, подумал: слава богу, что он не сидел в моем кресле и не осквернил его, мне бы пришлось выкинуть это кресло») высказываниями. Часто применял ненормативную оскорбительную лексику в отношении сторонников Путина («Волочкова и Канделаки — элитные проститутки, Тимати — тварь, обезьяна, б.…ь, сучонок, ты где, тварь, за свою жизнь работал?»).

За плакат с фотографиями Путина и крысы и надписью «Пора травить крыс! Пока крысы не уничтожили нас!», который он нёс на Русском марше 4 ноября 2018 года, оштрафован судом (по ч. 8 ст. 20.2 КоАП) на 150 тысяч рублей.

В октябре 2019 года решением грозненского суда признан экстремистским видеоролик с его выступлением о Северном Кавказе, в котором он, в частности, говорил «Ингуши — ублюдская страна с ублюдским народом. И я очень рад, если они начнут воевать с Чечнёй. Ингуши с чеченцами, перебейте друг друга! Вместе с семьями, с жёнами, с детьми своими — все перебейте друг друга!». На YouTube видео заблокировано за нарушение правил в отношении дискриминационных высказываний, однако сохранились наиболее жёсткие его фрагменты.

По этой же публикации 9 октября 2019 года привлечён к административной ответственности по ст. 20.3.1 КоАП («Возбуждение ненависти либо вражды») Красногорским городским судом и оштрафован на 10 000 рублей. Уже в ходе суда, 2 марта 2020 года, за ролик «Полковник Шендаков обратился к жёнам росгвардейцев и полицейских» по той же статье снова оштрафован судом на 10 000 р.

Описание дела

25 февраля 2020 года Красногорским следственным отделом ГСУ СКР по Московской области заведено уголовное дело по ч.1 ст. 282 с обвинением в «возбуждении ненависти к социальной группе «сотрудники правоохранительных органов», а именно сотрудники ФСБ».

Для заведения уголовного дела по этой статье в новой редакции необходимо, чтобы до этого в течение года человек был осуждён по аналогичной административной статье, что в данном случае имело место в октябре 2019 года.

Основанием обвинения стали высказывания в стриме YouTube-канала «Советское телевидение» от 22 декабря 2019 года с названием «Сурков обещал Донбассу войну». Ролик с канала удалён, но обнаруживается в соцсетях.

В нем, обсуждая произошедший 19 декабря инцидент с перестрелкой у здания ФСБ на Лубянке, Шендаков, в частности, говорит: «Если народ поднимется, 140 миллионов, сметём вас, мразоту, всех вместе с вашими камерами, в жопу вам засунем ваши камеры. … Вот ещё в Тюмени начался суд над бандой фсб-шных подонков, совершивших 53 убийства за 9 лет. … Все это одна шайка убийц, воров и бандитов. И правильно их мочат. И неважна мне причина, почему там этот мужик [обстрелявший здание на Лубянке — прим.] их начал херачить. Главное, что он правильно сделал, их надо херачить, по всей стране херачить этих тварей. Чтоб они боялись нас, суки! При власти, при оружии они должны бояться нас — безвластных и безоружных».

Обвинение опиралось на экспертное исследование Центра социокультурных экспертиз. С Шендакова была взята подписка о невыезде.

24 марта 2020 года по этому же ролику заведено второе дело по ч.2 ст. 280 о призывах к экстремистской деятельности.

По словам адвоката Мансура Гильманова, оба дела основаны на одно и той же фразе из видеоролика, но возражения защиты о невозможности двойного наказания за одно и то же деяние обвинение опровергает тезисом о наличии идеальной совокупности преступлений.

Главным доказательством служит уже вторая экспертиза Центра социокультурных экспертиз (эксперты Крюкова Н.Н., Тарасов А.Е., Котельников В.С.), нашедшая в высказываниях Шендакова:

«1. признаки, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение группы лиц, выделенной по признакам принадлежности к социальной группе — «сотрудники правоохранительных органов» (персонифицированные как сотрудники ФСБ России — федерального органа исполнительной власти);

2. высказывания публичного характера, в которых негативно оценивается человек и группа лиц, выделенной по признакам принадлежности к социальной группе — «сотрудники правоохранительных органов»;

3. побуждение аудитории к совершению описанного в тексте действия («вас уже начали ^уярить» и пр.)».

С июня 2020 года дело слушается в Красногорском городском суде. Судья – Мордахов Анатолий Викторович

19 октября 2020 года суд изменил меру пресечения на арест в связи с отсутствием Шендакова на двух заседаниях суда. Однако известно, что в октябре он был арестован на семь суток за участие во встрече с депутатами по поводу вырубки леса (был обвинён в том, что ругался матом, нарушая общественный порядок). А в июне отбывал ещё один административный арест в 30 суток за возложение цветов к могиле неизвестного солдата.

В сентябре от процесса был отстранён второй адвокат Шендакова Николай Курьянович. Это произошло в результате конфликта самого Шендакова и его адвоката с судебными приставами, не допускавшими в зал посетителей. По словам адвоката Гильманова, пока Курьянович настаивал на допуске в зал журналистов, судья в отсутствии подсудимого и адвоката открыл заседание и вынес частное постановление в адрес Курьяновича и Шендакова о препятствии правосудию. По жалобе судьи подмосковная адвокатская палата лишила Курьяновича адвокатского статуса. Ещё одна жалоба позднее была подана и на второго адвоката — Гильманова — за пропуск заседания без уважительной причины. Однако, ни Шендаков, ни его защитник не были оповещены судом о назначенном на эту дату заседании.

Суд отказал защите в приобщении независимого исследования вменённого текста и в допросе сделавшего это исследование специалиста.

Обвинение утверждает, что Шендаков «частично признал свою причастность к инкриминируемым преступлениям в части чрезмерно жёсткой критики сотрудников ФСБ, но в отношении фактологической и содержательной стороны дела у него есть твёрдая уверенность в своей правоте». Позиция защиты заключается в том, что Шендаков имел в виду именно упомянутую им осужденную судом преступную группировку сотрудников ФСБ, а не всю структуру ФСБ в целом.

2 февраля 2021 года Красногорский городской суд признал Шендакова виновным по ч. 1 ст. 282 УК РФ и ч. 2 ст. 280 УК РФ и назначил наказание в размере 2 лет 6 месяцев лишения свободы условно.

Признаки политической мотивации

  1. Схема формирования дел за словесные преступления отлажена правоохранительной системой достаточно хорошо, и, как правило, шаблонна, вне зависимости от наличия или отсутствия в высказываниях реального криминального содержания. В большинстве подобных дел экспертиза заказывается ЦСЭ. В деле Шендакова о формальном подходе экспертов говорит тот факт, что первое заключение (по ст. 282) на 22-х страницах было выдано ими в тот же день (25 февраля), когда они получили запрос от следствия. Вторая экспертиза (по ст. 280) фактически дублирует первую с добавлением тезиса о наличии признаков призыва к действию. Она также сделана и оформлена на 23-х страницах за неправдоподобно короткий срок — четыре дня.
  1. Неоднократно в подобных делах дискутировалось определение сотрудников правоохранительных органов и вообще государственных чиновников, как социальной группы. В данном деле в контексте обвинения по ст. 282 нам представляется такое определение неправомерным и направленным на защиту от критики государственных служащих. Об этом прямо свидетельствует второй пункт экспертизы, выделяющий, как противоправное действие, «негативную оценку человека и группы лиц, выделенной по признакам принадлежности к социальной группе — сотрудники правоохранительных органов».
  1. Высказывания Шендакова в отношении народов Северного Кавказа, ставшие основанием административного дела, действительно являются если и не призывами к действию (трудно себе представит, что два народа могут полностью истребить друг друга в реальности), то, во всяком случае, выражением откровенного шовинизма, недопустимым с точки зрения основных принципов прав человека, которыми мы руководствуемся. Столь же очевидно наличие призывов к физическому насилию в отношении сотрудников ФСБ. Исходя из Руководства это делает невозможным применение к нему понятия политзаключённого, несмотря на определенные признаки наличия политического мотива в действиях государства (борьба с критикой власти и властных органов, выделение сотрудников спецслужб в отдельную социальную группу, применение «поточных» методов уголовного преследования).

Включение людей в список лиц, подвергающихся уголовному преследованию, в котором с большой вероятностью присутствуют признаки политической мотивации и серьёзного нарушения закона, не означает их признания политзаключёнными. Равно включение людей в такой список не означает ни согласия с их взглядами и высказываниями, ни одобрения их высказываний или действий.

Дополнительная информация

Аналитический центр «Сова» признал наличие в высказывании Шендакова призыва к насилию над правоохранительными органами, заявив при этом, что принципиально выступает за исключение из антиэкстремистского законодательства неопределённого понятия «социальная группа».

Адвокат — Мансур Гильманов.

Содержится в СИЗО-2 г. Волоколамск.

Как помочь

Адрес в СИЗО: 143600 Московская область, г. Волоколамск, ул. Горвал, д. 6, ФКУ СИЗО-2 УФСИН РФ по Московской области, Шендакову Михаилу Анатольевичу.

Сделать пожертвование можно на счета Союза солидарности с политзаключёнными, открытые для помощи всем политзаключённым:

— карту «Сбербанка России» № 5469 3800 7023 2177

Шендаков Михаил Анатольевич

Биография Шендакова Михаила Анатольевича

Шендаков Михаил Анатольевич – советский и российский офицер, полковник Вооруженных сил запаса, ветеран боевых действий и военной службы.

Михаил Шендаков родился в Волгограде 31 января 1965 года.

В 1986 году Михаил окончил Каменец-Подольское высшее военно-инженерное командное училище. В 1996 году стал выпускником Высшей инженерной академии имени Куйбышева (Тольятти). В 2008 году Михаил Анатольевич окончил Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

По данным различных интернет изданий и СМИ, Михаил Анатольевич служил в Афганистане, Дагестане, в Северо-Кавказском регионе, а также имеет ряд наград.

Жену Михаила Шендакова зовут Мариной. У супругов двое детей – сын Александр и дочь Анастасия. Семья получила квартиру от государства.

Было время, когда семейство Шендаковых голодало. Михаилу даже пришлось заложить в ломбард именные часы, чтобы на вырученные деньги купить детям и жене еды.

В 2011-2012 годах военный принимал участием в акциях сторонников Алексея Навального.

Публичная известность и арест

Михаил Шендаков стал известен общественности после того, как на просторах Интернета появилось написанное им открытое письмо, адресованное президенту Российской Федерации Владимиру Путину. В письме полковник выразил недоверие к политическому деятелю и его работе и заявил, что сомневается в его честности и порядочности.

Воевал в Афгане и Чечне, но осудил присоединение Крыма. Чем знаменит полковник Михаил Шендаков

Уже несколько лет, как в интернет-пространстве появился некий персонаж, именуемый “полковником Шендаковым”. Ярый оппозиционер нынешней власти с героическим военным прошлым, Шендаков никак не умещается ни в какие рамки привычного восприятия офицера, отчего у многих он вызывает противоречивые чувства.

В реальности “полковника Шендакова” зовут Михаил Анатольевич, и родом он из Волгограда. За его плечами учеба в военно-инженерном командном училище и в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

В свое время Шендаков служил в Афганистане, Дагестане и на территории Северного Кавказа. Он имеет множество наград, в частности, орден Красной Звезды, орден Мужества и “За военные заслуги”, а также медали “За Отвагу” и “За боевые заслуги”.

Однако, после увольнения со службы Шендаков неожиданно развернул активную деятельность в сети, чем сразу привлек к себе внимание. Первым его заметным шагом стало публичное обращение к В. В. Путину в 2012 году (“Открытое письмо президенту Российской Федерации — врагу Родины и предателю русского народа”). В нем он обвиняет президента в намеренной ликвидации суверенитета России, что неминуемо, по мнению полковника, приведет к порабощению ее Западом, а также в допущении коррупции во всех органах государственной власти и в силовых структурах. Критикует он и окружение президента, разоблачая его приближенных в неприкрытом обогащении. Подобная позиция Шендакова быстро нашла отклик у радикальной части оппозиции.

В 2016 году полковник Шендаков опубликовал на разных интернет-площадках доклад, в котором высказался по поводу присоединения Крыма и кризиса в отношениях России с Украиной. Ситуацию с полуостровом он назвал не иначе как “рейдерским захватом”, а вмешательства нашей страны в дела Украины — “страшным преступлением”. То, что происходит в соседней республике, по мнению полковника, наведение конституционного порядка, а все российские военнослужащие, которые так или иначе принимают там участие в боевых действиях, заслуживают военного трибунала.

В 2017 году Шендаков снова публично критикует власть в лице Путина В. В., выступая на националистическом митинге “Русский марш”. Правда, в этот раз полковник был задержан правоохранительными органами.

На сегодняшний день полковник Шендаков примыкает к “Новой оппозиции” и по-прежнему “гремит” на весь интернет-простор, выпуская видеоролики, в которых, не стесняясь в выражениях, оскорбляет президента, его окружение, а также узников лагерей, Героев СССР, ветеранов Великой Отечественной войны, называя их за ношение в праздники георгиевской ленточки “ряжеными”.

Особенно возмутительными показались большинству интернет-пользователей высказывания Шендакова, в которых он обращается к чеченскому и ингушскому народам, призывая их “перебить друг друга вместе с женами и детьми”. Досталось от полковника и другим представителям кавказских народностей.

Подобные крайности в высказываниях и поведении Шендакова у многих вызывают сомнения, а точно ли он бывший военнослужащий? Как-то не вяжется образ советского, российского офицера с человеком, позволяющим себе оскорбления всех и вся, а также сознательно транслирующего националистические высказывания. Однако, в сети ходят сканы документов, подтверждающие былые заслуги скандального Героя России. Так что, судя по всему, полковник настоящий, что, однако, не мешает ему иметь свое мнение, которое приводит в изумление добрую часть российской общественности, в числе которых немало офицеров.