Поль Синьяк биография Кратко

Биография Поля Синьяка

Жена — Берта
Дети — нет

Поль Синьяк (1863-1935) – французский теоретик искусства, художник, его основными направлениями в творчестве были неоимпрессионизм и пуантилизм.

Ранние годы

Поль появился на свет в городе Париже 11 ноября 1863 года. Мальчик был единственным ребёнком в крепкой обеспеченной семье. Своё детство художник всегда вспоминал как самое беззаботное и счастливое время. Никаких финансовых проблем семья не испытывала, родители всю свою безграничную любовь отдавали сыну, он всегда чувствовал их поддержку. Всё это способствовало созданию довольно крепкой внутренней опоры у ребёнка. Поль уже в юные годы понимал, что случающиеся иногда неприятные ситуации необходимо воспринимать как моменты, а не ключевые жизненные события.

Отец Поля занимался торговлей, у него была собственная шорная лавка, где продавались сёдла и сбруя. Дела всегда шли хорошо, и мужчина обеспечил свою семью настолько, что они не нуждались ни в чём даже после его смерти. Папы не стало, когда Полю едва исполнилось семнадцать лет.

Мама поначалу совсем не была в восторге от профессии, которой решил посвятить свою жизнь Поль. Ведь он так хорошо учился, в гуманитарных науках ему не было равных, а преподаватели постоянно делали акцент на том, что у мальчика несомненный талант. Всё это говорило о том, что сын мог бы продолжить образование в университете и иметь в жизни более надёжную профессию.

Тяга к живописи

Однако после окончания коллежа Роллен, молодой Синьяк сразу сказал, что единственным интересом для него является живопись. О том, чтобы поступить в школу изящных искусств, он не хотел даже слушать, академизм Полю был не по душе. Он считал, что стандартные и традиционные правила преподавания живописи никак не поспособствуют развитию его таланта. К тому же его манило лёгкое и непринуждённое направление импрессионизма. В конце концов мама смирилась с выбором сына, а в скором времени стала самой преданной и рьяной поклонницей его творчества.

Откуда у юноши появилась такая тяга к живописи? Возможно, на это повлиял отец, который любил в свободное время рисовать. А быть может, сказалось то, что семья Синьяк проживала неподалёку от квартала, где располагались художественные мастерские.

В 1879 году шестнадцатилетний юноша Поль Синьяк побывал на четвёртой выставке импрессионистов. Находясь под впечатлением, он стал делать наброски с картин известного французского живописца Дега. Это увидел выставляющий свои произведения начинающий художник Поль Гоген, он прогнал юношу с выставки со словами: «Здесь не копируют!» Но Синьяк умел держать жизненные удары, и это событие его нисколько не смутило. Такое не совсем любезное отношение не отбило у юного живописца любви к искусству.

Обучение искусству

Молодому Полю нужно было где-то учиться писать и приобретать художественные навыки. Официальное обучение живописи Синьяк получал в мастерской лауреата Римской премии Эмиля Бина. В 1883 году на протяжении нескольких месяцев Поль посещал мастерскую, однако отзывался об этом периоде пренебрежительно. Метод, по которому здесь обучали, казался ему скучным и пригодным лишь для того, чтобы «готовить ремесленников».

Куда более нужным и важным делом он считал посещение выставок импрессионистов и лавок маршанов, где продавались их картины. Там он проникался импрессионистским духом, а потом творил по наитию, сам, без каких-либо посторонних контролёров или руководителей.

Влияние Клода Моне

Особенное влияние оказала на Поля живопись одного из основателей направления импрессионизма, француза Клода Моне. Этот художник часто изображал на своих картинах воду с её неуловимостью и переменчивостью, что необыкновенно впечатляло юного Синьяка.

Он мог бесконечно рассматривать полотна Моне, изображённые на них парусные лодки и реку Сену. Вода манила Поля своей изменчивостью, и только импрессионизм способен был передать такое её состояние. На картинах художников-импрессионистов вода как будто двигалась, переливалась сотнями бликов в солнечных лучах, играла разнообразными оттенками. Чтобы получить подобный эффект, использовался специальный приём разделения красок: мазки чистого цвета не смешивались один возле другого, а наносились на полотно сразу.

В конце ХIХ– начале ХХ веков очень модным стал парусный спорт и гребля. Среди любителей совершить прогулку по воде было много живописцев. Пейзажи реки гораздо удобнее было писать не с берегов, а с лодок. Клод Моне построил для работы специальное судно, где можно было даже заночевать. Зачастую он плавал на этой лодке со своей семьёй.

Моде поддался и Синьяк, свою первую лодку он купил в 1883 году и присвоил ей символическое название «Моне-Золя-Вагнер» в честь трёх людей, сыгравших важную роль в становлении направления импрессионизма в живописи. Моне был на тот момент лидером этого художественного течения. Знаменитый писатель Эмиль Золя часто выступал с защитой импрессионизма. А немецкий композитор Вагнер своей музыкой вдохновлял живописцев на творчество.

Начинающий художник Синьяк понимал, чтобы состояться в мире живописи, ему нужен был учитель и наставник. И в 1885 году он обратился к Клоду Моне. Поль отправил живописцу письмо, в котором рассказал, что является его поклонником, сам на протяжении двух лет серьёзно увлекается живописью и просит мастера стать для него грамотным и опытным руководителем. Но этой мечте не суждено было осуществиться.

Великого Моне это письмо совсем не тронуло. Нельзя сказать, чтобы Синьяк был ему неприятен, просто Клод не имел в своём характере наставнических черт. И к тому же его интересовало исключительно собственное творчество. Поэтому пользу молодому художнику пришлось извлекать из иных знакомств.

Открытие неоимпрессионизма

Ещё один яркий представитель импрессионистского направления, французский путешественник и живописец Камиль Писсаро, оказался более открытым для общения и с новичками охотно делился своим опытом. Но всё-таки решающее влияние на Синьяка оказал менее известный художник Жорж Сёра.

В 1884 году в бараке, выстроенном на месте дворца Тюильри, был организован вернисаж художников, чьи работы жюри официального Салона не приняло. В этом же году здесь было создано «Общество независимых художников», на учредительном заседании которого и произошло знакомство Поля и Жоржа.

Сёра создал весьма своеобразную художественную манеру, он разработал собственную теорию живописи, которая основывалась на строгих научных принципах. По его методике изображение передавалось посредством того, что чистые цвета наносились на полотно отдельными точечными мазками, то есть не предусматривалось никакого предварительного смешивания красок. Если смотреть на готовую картину с определённого расстояния, то точки сливаются, и человеческому глазу представляются в виде целостного изображения.

Идеи нового товарища и единомышленника Полю очень нравились, и он их полностью разделял. Сёра и Синьяк стали применять направление пуантилизма. Эта манера подразумевала раздельные мазки, имеющие правильную прямоугольную либо точечную форму, а оптический эффект смешения красок происходил на глазной сетчатке зрителя.

Чтобы воплотить такую теорию, им пришлось немало потрудиться в изучении законов оптического восприятия и теории цветов. От импрессионистов они отличались тем, что разделяли цвета осознанно, и со временем Поль и Жорж стали именовать себя неоимпрессионистами. Принципы нового художественного направления Синьяк изложил в книге «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму», которая была опубликована в 1899 году.

Творчество

В 1885 году Полем было написано первое его значительное произведение «Крест моряков». Художник поселился в посёлке Сен-Бриак, где работал на берегу моря в часы приливов и отливов. По сюжету в своей картине он напоминал о погибших в море, автор давал зрителям понять, насколько зависимы превратности человеческой судьбы от морских водоворотов. В этом полотне отчётливо просматривалось влияние на Синьяка и Клода Моне, и Жоржа Сёра.

Морская тематика завладела Полем, его вдохновителем стал поэт Шарль Бодлер, который часто воспевал в своих стихах безмерные тайны морей.

В 1888 году Синьяк окончил работу над следующим своим произведением – гармоничным и умиротворённым морским пейзажем «Порт в Портрие».

Среди других его произведений, посвящённых морю, особенно стоит отметить такие картины:

  • «Порт Колльюр»;
  • «Вид Колльюра»;
  • «Гавань в Марселе»;
  • «Венецианская лагуна»;
  • «Красный буй»;
  • «Сен-Тропез»;
  • «Папский дворец в Авиньоне».

В 1891 году умер его друг и соратник Жорж Сёра. Для Поля это стало тяжёлым испытанием, он приложил в дальнейшем все усилия, чтобы сохранить память о товарище и их общем творческом наследии. Синьяк разобрал работы Жоржа и организовал несколько ретроспективных выставок.

Хотя со временем жёсткая и строгая система Жоржа Сёра просматривалась в картинах Синьяка всё меньше, художник начал добавлять сочные и яркие краски, а сухость и мелкая точка вскоре вовсе исчезли из его произведений. Всё-таки лёгкий, эмоциональный и чувствительный Поль не мог быть полностью подвластен в своём творчестве научной теории.

Вскоре живописец открыл для себя новый источник вдохновения, его всё больше стала привлекать природа Средиземноморья. С 1892 года каждое лето он переезжал на юг Франции, в местечко Сен-Тропез. Со временем ему здесь так понравилось, что Поль отстроил себе дом и большую мастерскую, окна которой выходили прямо на море. Тут он создал свои потрясающие акварельные работы. Впоследствии Поля Синьяка признали самым лучшим акварелистом ХIХ века.

Синьяк очень любил писать Париж с его набережными, каналами и мостами.
Были в творчестве художника и несколько портретных работ, но всё-таки они не отличались той непосредственностью восприятия и искренностью, как морские пейзажи.

Синьяк всегда был дружен со многими людьми искусства. В его мастерской до утра засиживались известные художники, писатели и поэты того времени.

Помимо того, что Поль был талантливым живописцем, он обожал путешествовать. За свою жизнь Синьяк сменил порядка тридцати яхт, но они никогда не стояли у него без дела. Он часто с большим азартом участвовал в парусных гонках, много раз становился победителем. Путешествовал по морю, его, как и прежде, манила вода. Возвращаясь, он воссоздавал на своих полотнах восхитительные места – Венецию, Роттердам, Константинополь.

Всё, что он видел в этих приморских городах, Поль старался с точностью воспроизвести на своих полотнах: постоянное движение морских волн, спокойное покачивание яхт. Если посмотреть на картины Синьяка, кажется, что они наполнены движением, как будто ощущаешь дуновение морского ветра, видишь, как переливаются на морской глади солнечные блики. Примером такого живого и лёгкого полотна является его произведение «Вход в порт Ла-Рошель».

Какие бы ни происходили события в мире (Первая мировая война, Российская революция), что бы ни творилось в душе у художника, никогда на его картинах личные сердечные переживания не отражались мрачной тенью.

К советской власти Поль относился с симпатией, а картины, написанные в духе соцреализма, он находил яркими, красочными и радостными. В 1933 году, когда в Париже проводилась выставка советских художников, Синьяк написал предисловие к каталогу. Впрочем, несмотря на это, все его произведения всегда были аполитичны.

Семья и последние годы жизни

В 1892 году Синьяк женился. Его супругой стала Берта Фабле. Они прожили счастливую жизнь, Берта всегда была художнику верной спутницей и личным секретарём.

Поль Синьяк был признанным классиком ещё при жизни. В 1911 году за свои творческие достижения он получил награду – Орден Почётного легиона.

Художник скончался в Париже 15 августа 1935 года, его похоронили на кладбище Пер-Лашез.

Работы Синьяка в настоящее время выставлены во многих лучших музеях мира:

  • Государственный музей Креллер-Мюллер в Нидерландах;
  • Национальная галерея Виктории в Мельбурне;
  • Метрополитен-музей в Нью-Йорке;
  • музей Орсе в Париже;
  • «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге.

О художнике очень точно сказал один из современников: «Синьяк любил три бесконечных горизонта: море, искусство и человечество».

Поль Синьяк

Биография

В наследии младшего современника Ивана Айвазовского Поля Синьяка, как и у русского художника, множество морских пейзажей. Хотя на картинах француза преобладает штиль, стиль живописи пуантилизм, который он создал, и попытки проверить гармонию алгеброй вызывали в художественной среде бурные споры.

Детство и юность

Художник родился в 1863 году в зажиточной парижской семье. Отец Поля владел лавкой, в которой продавались седла, сбруи и другие изделия для коневодства. День рождения живописец праздновал 11-го числа 11-го месяца.

Глава семьи умер, когда Полю было 16 лет, а мать хотя и желала для единственного сына биографии архитектора, смирилась со страстью наследника к живописи. Кумирами парня были художники-импрессионисты. На четвертой выставке импрессионизма Поль попытался копировать картину Эдгара Дега, но был изгнан своим тезкой Гогеном. А уже на восьмой выставке экспонировались работы самого Синьяка и его друга Жоржа Сёра.

Личная жизнь

В 19 лет парень познакомился с дальней родственницей Писсарро Бертой Роблес, которую взял в жены 10 лет спустя. Перед Первой мировой войной Поль расстался с супругой и закрутил роман с художницей Жанной Семмельрсхайм-Дезранж. Несмотря на наличие трех детей от предыдущего брака с архитектором Пьером Семмельрсхаймом, женщина родила Синьяку дочь Джиннет.

В отличие от таких импрессионистов, как Эдуард Мане и Берта Моризо, Поль не запечатлевал фрагменты своей личной жизни на картинах. Зато в работах Синьяка отразилось увлечение автора парусным спортом и греблей.

Будучи руководителем Общества независимых художников, Поль поддерживал молодых коллег, в том числе фовистов, стремящихся к обобщению пространства, и представителей предтечи абстракционизма — кубизма. За 2 года до смерти Синьяк написал предисловие к каталогу выставки советских живописцев в Париже. Организаторы экспозиции неслучайно обратились к пожилому мэтру — еще в 1919 году Поль вместе с Анатолем Франсом и Анри Барбюсом подписал заявление в защиту советской России.

Живопись

Наиболее известными картинами Синьяка, в 1911 году ставшего кавалером ордена Почетного легиона, являются «Портрет Феликса Фенеона», «Во имя гармонии», «Миндальные деревья в цвету» и поздние акварели. Творчество живописца совпало с бурным развитием фото, и запечатлевать красоту природы и человека оказалось для художников недостаточным.

Синьяк разработал теорию пуантилизма — направления неоимпрессионизма, в котором картины создавались короткими (точечными) мазками. Если ранние импрессионисты полагались на интуицию, то пуантилисты строили искусство на основе достижений науки о цветовосприятии.

Работы Синьяка, девизом которого были слова «золотой век не в прошлом, а в будущем», имеют характерные особенности. Рисуя Париж, живописец предпочитал центру окраины и предместья. В отличие от Сёра Синьяк, создавая пейзажи, любил воспроизводить вид, открывающийся не с возвышения, а из лодки.

Современников живописец удивлял рисованием красот природы не с натуры, а в мастерской. В натюрмортах Поль уделял особое внимание передаче фактуры предметов.

Смерть

Живописец скончался в августе 1935 года. Причиной смерти Синьяка стал сепсис. Поль похоронен на крупнейшем кладбище французской столицы Пер-Лашез, на котором находятся могилы Жоржа Бизе и Фредерика Шопена.

Поль Синьяк: жизнь и творчество художника

Поль Синьяк (11 ноября 1863, Париж — 15 августа 1935, Париж) — французский художник-неоимпрессионист, представитель направления пуантилизма.

Содержание

Биография Поля Синьяка

Поль Синьяк родился 11 ноября 1863 года в Париже, в самой обыкновенной буржуазной семье. Его отец владел лавкой, где продавались седла, сбруя, шорные изделия. «Бизнес» процветал, и семейство жило в достатке (как при жизни отца, так и после его смерти).

В положенное время мальчика отдали в парижский коллеж Роллен, что на бульваре Клиши. Учился он успешно, проявляя заинтересованность в гуманитарных науках. Особенно был доволен им учитель литературы. Однако по окончании коллежа Синьяк решительно заявил матери, что поступать в университет, а также каким-либо иным образом продолжать гуманитарное образование, не намерен. К этому времени он был уже отравлен любовью к искусству, причем к искусству самому что ни на есть прогрессивному.

Творчество Синьяка

В 1879 году он побывал на четвертой выставке импрессионистов, где пытался делать наброски с работ Дега. Этот опыт кончился для него печально: Гоген выставил шестнадцатилетнего юнца за дверь со словами: «Здесь не копируют!»

Подобная нелюбезность не отвратила Синьяка от живописи. После лицея насущным сделался вопрос — где научиться писать.

В 1882 , в Париже и Бретани начал писать картины под влиянием импрессионистов, главным образом Моне.

В 1883 году он в течение нескольких месяцев посещал мастерскую некоего Бина, «лауреата» Римской премии, но и здешний метод обучения Синьяк находил скучным, годным лишь на то, чтобы «изготавливать ремесленников». Главные уроки он получал, ходя по выставкам импрессионистов, а также по лавкам маршанов, где продавались их произведения.

В 1884 году произошло событие, предрешившее всю дальнейшую творческую судьбу Синьяка и, в сущности, всей французской живописи вообще. В бараке, построенном на месте дворца Тюильри, открылся вернисаж художников, чьи полотна не были приняты жюри официального Салона.

В 1884 участвует в создании «Общества независимых художников», где он и познакомился с Жоржем Сёра, с которым в 1889 разработал живописную технику пуантилизма, хотя уже на последней выставке импрессионистов его картины отражали эстетику дивизионизма.

В 1899 опубликовал работу «От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма», она стала сводом правил художников нового направления.

Уже при жизни художник был признанным классиком. В 1911 он был награждён Орденом Почётного легиона.

Умер 15 августа 1935 года в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез.