Поль Гоген Художник биография

Поль Гоген

Биография

Он был успешным предпринимателем и за несколько лет умудрился сколотить крупное состояние, которого хватило бы для обеспечения всей семьи – жены и пятерых детей. Но в один момент этот человек пришел домой и заявил, что хочет надоевшую финансовую занятость променять на масляные краски, кисти и холст. Таким образом, он покинул биржу и, увлекаясь любимым делом, остался ни с чем.

Художник Поль Гоген

Сейчас постимпрессионистские полотна Поля Гогена оцениваются не в один миллион долларов. Например, в 2015 году картина художника под названием «Когда свадьба?» (1892), изображающая двух таитянок и живописный тропический ландшафт, была продана на аукционе за $300 млн. Но получилось так, что при жизни талантливый француз, как и его коллега по цеху Ван Гог, так и не удостоился заслуженных признания и славы. Ради искусства Гоген сознательно обрек себя на существование бедного скитальца и променял богатую жизнь на неприкрытую бедность.

Детство и юность

Будущий художник родился в городе любви – столице Франции – 7 июня 1848 года, в то смутное время, когда страну сезанна и пармезана ждали политические потрясения, отражающиеся на жизни всех граждан – от непримечательных торговцев до крупных предпринимателей. Отец Поля, Кловис, – выходец из мелкой буржуазии Орлеана, который трудился либеральным журналистом в местной газете «Насьональ» и скрупулезно освещал хроники государственных дел.

Автопортрет Поля Гогена

Его супруга Алина Мария была уроженкой солнечного Перу, росла и воспитывалась в знатной семье. Мать Алины и, соответственно, бабушка Гогена, незаконнорожденная дочь дворянина дона Мариано и Флоры Тристан, придерживалась политических идей утопического социализма, стала автором критических эссе и автобиографической книги «Скитания партии». Союз Флоры и ее мужа Андре Чазала закончился печально: горе-возлюбленный напал на супругу и попал в тюрьму за покушение на убийство.

Из-за политических переворотов во Франции Кловис, беспокоясь за безопасность семьи, был вынужден бежать из страны. К тому же власти прикрыли издательство, где он работал, и журналист остался без средств к существованию. Поэтому глава семейства вместе с супругой и маленькими детьми отправился на судне в Перу в 1850 году.

Портреты Поля Гогена

Отец Гогена был преисполнен благих надежд: он мечтал обосноваться в южноамериканском государстве и под эгидой родителей супруги основать собственную газету. Но планам мужчины не удалось сбыться, потому что во время пути Кловис неожиданно скончался от сердечного приступа. Поэтому Алина вернулась на родину вдовой вместе с 18-месячным Гогеном и его 2-летней сестрой Мари.

Поль до семилетнего возраста прожил в древнем южноамериканском государстве, горные живописные окраины которого будоражат воображение любого человека. За юным Гогеном был глаз да глаз: в поместье дяди в Лиме его окружали слуги и медсестры. Поль сохранил яркую память о том периоде детства, он с наслаждением вспоминал безграничные просторы Перу, впечатления от которого преследовали одаренного художника всю оставшуюся жизнь.

Поль Гоген

Идиллическое детство Гогена в этом тропическом раю внезапно закончилось. Из-за гражданских перуанских конфликтов в 1854 году именитые родственники со стороны матери лишились политической власти и привилегий. В 1855 году Алина вместе с Мари вернулась во Францию, чтобы получить наследство от дяди. Женщина обосновалась в Париже и начала зарабатывать на хлеб портнихой, а Поль остался в Орлеане, где воспитывался дедушкой по отцовской линии. Благодаря упорству и труду в 1861-м родительница Гогена стала владелицей собственной швейной мастерской.

После нескольких местных школ Гогена отправили в престижную католическую школу-интернат (Petit Sеminaire de La Chapelle-Saint-Mesmin). Поль был прилежным учеником, поэтому преуспевал во многих предметах, но в особенности хорошо талантливому юноше давался французский язык.

Молодой Поль Гоген

Когда будущему художнику исполнилось 14 лет, тот поступил в парижскую военно-морскую подготовительную школу и готовился к поступлению в мореходное училище. Но, к счастью или сожалению, в 1865 году молодой человек провалил экзамены на приемной комиссии, поэтому, не теряя надежды, нанялся на судно лоцманом. Таким образом, молодой Гоген отправился в путешествие по безграничным водным пространствам и за все время объездил множество стран, побывал в Южной Америке, на побережье Средиземного моря, исследовал северные моря.

Пока Поль находился в плавании, его мать скончалась от болезни. Гоген в течение нескольких месяцев пребывал в неведении относительно ужасной трагедии, пока письмо с неприятной новостью от сестры не настигло его на пути в Индию. В завещании Алина рекомендовала отпрыску сделать карьеру, потому что, по ее мнению, Гоген из-за строптивого нрава не сможет в случае беды опереться на друзей или родственников.

Эпатажный Поль Гоген

Поль не перечил последней воле родительницы и в 1871 году отправился в Париж, дабы начать самостоятельную жизнь. Молодому человеку повезло, поскольку друг матери Гюстав Ароза помог 23-летнему осиротевшему парню выбиться из грязи в князи. Гюстав, биржевый делец, рекомендовал Поля в компании, за счет чего молодой человек получил должность брокера.

Живопись

Талантливый Гоген преуспел в своей профессии, у мужчины начали водиться деньги. За десять лет карьеры он стал почтенным человеком в обществе и сумел обеспечить семью комфортабельной квартирой в центре города. Подобно своему опекуну Гюставу Арозе, Поль стал скупать картины знаменитых импрессионистов, а в свободное время вдохновленный полотнами Гоген начал пробовать свой талант.

Картина Поля Гогена «Когда свадьба?»

В период с 1873 по 1874 годы Поль создал первые яркие пейзажи, в которых отражалась перуанская культура. Одна из дебютных работ молодого художника – «Лесная чаща в Вироффе» – была выставлена в Салоне и получила восторженные отзывы критиков. Вскоре начинающий мастер познакомился с Камилем Писсарро, французским живописцем. Между этими двумя творческими людьми завязались теплые дружеские отношения, Гоген часто заходил в гости к своему наставнику в северно-западном пригороде Парижа – Понтуазе.

Картина Поля Гогена «Бретонская деревня под снегом»

Художник, ненавидящий светскую жизнь и любящий уединение, все чаще проводил свободное время за рисованием картин, постепенно брокера начинают воспринимать не как работника крупной компании, а как одаренного художника. Во многом на судьбе Гогена сказалось знакомство с неким Эдгаром Дега, оригинальным представителем импрессионистского движения. Дега поддерживает Поля как морально, так и материально, скупая его экспрессивные полотна.

Картина Поля Гогена «Шьющая женщина»

В поисках вдохновения и отдыха от шумной столицы Франции мастер собрал чемоданчик и отправился в путешествие. Так он бывал в Панаме, жил у Ван Гога в Арле, посещал Бретань. В 1891 году, вспоминая счастливое детство, проведенное на родине матери, Гоген уезжает на Таити – вулканический остров, просторы которого дают волю фантазии. Он любовался коралловыми рифами, густыми джунглями, где произрастают сочные плоды, и лазурными морскими берегами. Поль старался передавать все увиденные природные краски на полотнах, за счет чего творения Гогена получались самобытными и яркими.

Картина Поля Гогена «А, ты ревнуешь?»

Художник наблюдал за происходящим вокруг и подсмотренное чутким художественным взором запечатлевал в своих произведениях. Так, сюжет картины «А, ты ревнуешь?» (1892) предстал перед глазами Гогена в реальности. Только что искупавшиеся две сестры-таитянки легли в непринужденных позах на берег под палящим солнцем. Из девичьего диалога о любви Гоген услышал раздоры: «Как? Ты ревнуешь!». Позже Поль признавался, что это полотно является одним из любимейших его творений.

Картина Поля Гогена «Дух мертвых не дремлет»

В том же 1892 году мэтр написал мистическое полотно «Дух мертвых не дремлет», выполненное в мрачных, загадочных фиолетовых тонах. Взору зрителя предстает обнаженная таитянка, лежащая на кровати, а позади нее дух в мрачном одеянии. Дело в том, что однажды в светильнике художника закончилось масло. Он чиркнул спичкой, чтобы осветить пространство, тем самым напугав Техуру. Поль начал размышлять, могла бы эта девушка принять художника не за человека, а за привидение или духа, которых очень боятся таитяне. Эти мистические раздумья Гогена навеяли ему сюжет картины.

Картина Поля Гогена «Женщина, держащая плод»

Через год мастер пишет другую картину под названием «Женщина, держащая плод». Следуя своей манере, Гоген подписывает этот шедевр вторым, маорийским, названием Euhaereiaoe («Куда [ты] идёшь?»). В этом произведении, как и во всех работах Поля, человек и природа статичны, будто бы сливаются воедино. Первоначально это полотно приобрел российский купец Морозов, в настоящее время произведение находится в стенах Государственного Эрмитажа. Помимо прочего, автор «Шьющей женщины» в последние годы жизни написал книгу «НоаНоа», опубликованную в 1901 году.

Личная жизнь

Поль Гоген в 1873 году сделал предложение руки и сердца датчанке Мэтте-Софи Гад, которая ответила согласием и подарила возлюбленному четверых детей: двоих мальчиков и двух девочек. Гоген обожал своего первенца Эмиля, который родился в 1874 году. Многие полотна мастера кистей и красок украшает изображение серьезного мальчика, который, судя по работам, увлекался чтением книг.

Поль Гоген с женой

К сожалению, семейная жизнь великого импрессиониста не была безоблачной. Картины мэтра не продавались и не приносили былого дохода, а супруга художника не придерживалась мнения, что с милым рай и в шалаше. Из-за бедственного положения Поля, который еле сводил концы с концами, между супругами часто возникали ссоры и конфликты. После приезда на Таити Гоген взял в жены молодую местную красавицу.

Смерть

Пока Гоген находился в Папеэте, он работал весьма продуктивно и умудрился написать около восьмидесяти полотен, которые считаются лучшими в его послужном списке. Но судьба готовила талантливому мужчине новые препятствия. Гоген не сумел удостоиться признания и славы в кругу почитателей творчества, поэтому окунулся в депрессию.

Могила Поля Гогена

Из-за черной полосы, которая настала в его жизни, Поль не раз предпринимал попытки самоубийства. Душевное состояние художника породило угнетение здоровья, автор «Бретонской деревни под снегом» заболел проказой. Великий мастер скончался на острове 9 мая 1903 года в возрасте 54 лет.

Дональд Сазерленд в роли Поля Гогена

К сожалению, как часто это и бывает, слава пришла к Гогену только после смерти: через три года после кончины мэтра его полотна выставили в Париже на всеобщее обозрение. В память о Поле в 1986 году был снят фильм «Волк на пороге», где роль художника исполнил знаменитый актер Голливуда Дональд Сазерленд. Также британский прозаик Сомерсет Моэм написал биографическое произведение «Луна и грош», где прототипом главного героя стал Поль Гоген.

Поль Гоген

Фото Все

Видео Все

Гоген. Больше, чем любовь

Поль Гоген / Eugene Henri Paul Gauguin. Гении и злодеи.

Постимпрессионисты: Поль Гоген

Поль Гоген — биография

Поль Гоген – французский постимпрессионист, работы которого вошли в сокровищницу мирового изобразительного искусства. Судьба художника интересна тем, что до определенного возраста он был успешным биржевым брокером, но потом отказался от материальных благ и полностью отдался творчеству.

Жизнь Поля Гогена – это удивительная история успешного биржевого брокера, который в одночасье бросил прибыльную финансовую деятельность, полностью погрузившись в создание картин. Солидное состояние, на которое его семья могла бы безбедно существовать долгие годы, было утрачено – бывший предприниматель остался практически без гроша.

Это теперь полотна Гогена, как и его коллеги Ван Гога, оцениваются в миллионы долларов и продаются на самых престижных мировых аукционах. При жизни творчество постимпрессиониста оценено не было, и ни одна из его картин не снискала признания у современников. Посвятив свою жизнь искусству, француз стал нищим скитальцем, променявшим обеспеченную жизнь на крайнюю бедность.

Детство и юность

Талантливый парижанин родился 7 июня 1848 года в семье журналиста «Насьональ» Кловиса и Алины Марии, девушки из знатного рода. В те годы Франция переживала непростые времена: в стране царила смута и каждый житель от мелкого торговца до влиятельного бизнесмена жил в ожидании больших политических перемен. Все эти события и освещал отец Поля на страницах передового парижского издания.

Беспокойная политическая обстановка вынудила Кловиса и его семью покинуть страну. Этому решению способствовала еще одна причина: свободолюбивое издание «Насьональ» попало под санкции правительства, и журналист оказался буквально на улице. В 1850-м, собрав нехитрые пожитки, семейство бежало из Франции в страну Перу.

На новом месте отец семейства планировал основать собственное издательство, заручившись поддержкой родителей супруги. Но судьба распорядилась иначе: не добравшись до места, Кловис внезапно умер от остановки сердца. Оставшись вдовой, Алина с двумя маленькими детьми поселилась в Лиме, где ее с в своем поместье приютил брат.

Поль Гоген в молодости

До семи лет будущий художник прожил в доме влиятельных родственников матери. Это были чудесные годы: мальчика окружал тропический рай, красоты которого поражали воображение. Жизнь в этой экзотической стране наложила яркий отпечаток на всю последующую творческую биографию Гогена.

Поль рос под неустанной опекой взрослых: его постоянно окружали воспитатели, слуги, медсестры. Однако спокойная жизнь вскоре закончилась: в Перу начались гражданские беспорядки и имевшие политический вес родственники матери лишились всякого влияния. Алина Мария с дочерью была вынуждена вернуться в Париж, где ее ожидало наследство от умершего дяди. На родине женщина устроилась в швейную мастерскую и стала зарабатывать на жизнь портновской работой. Маленький Гоген тем временем оставался на попечении дедушки, проживавшего в Орлеане. Спустя несколько лет упорного труда и экономии на всем Алина смогла выкупить швейный бизнес и стать его владелицей.

Сменив несколько начальных школ, Поль отправился на обучение в элитный католический интернат. Мальчик хорошо учился и радовал преподавателей прилежным поведением. Ему легко давались почти все предметы, но более всего юноша преуспел в иностранных языках.

В четырнадцатилетнем возрасте Гоген стал учащимся военно-морской, которая занималась подготовкой к поступлению в мореходное училище. В 1865 году предстояли вступительные экзамены, и Поль усиленно к ним готовился. Неизвестно, как бы сложилась судьба молодого человека, но экзамены он с треском провалил. Не поддавшись отчаянию, юноша попросился работать на судно, где как раз требовался лоцман. Вместе с командой бывалых моряков молодой романтик отправился бороздить необъятные океанские просторы. За время плавания Гоген побывал на живописном Средиземноморском побережье, увидел красоты Южной Америки, достиг северных морей.

Находясь в многомесячном рейсе, парень не знал, что из дома ему отправили трагическую весть: умерла мама. Сестра Мари сразу же написала ему письмо, но, когда оно дошло, адресат уже был у берегов Индии. Вернувшись на родину, Поль прочел завещание матери, в котором она слезно умоляла сына заняться своей карьерой. Зная взбалмошный характер отпрыска, женщина надеялась, что в случае неприятностей он сможет обратиться к друзьям и родственникам.

Решив не перечить последней воле матери, молодой человек в 1871-м приехал во французскую столицу и начал строить собственную жизнь. Удача была на стороне 23-летнего Гогена – ему оказал поддержку друг семейства Гюстав Ароза и помог обосноваться в финансовом мире. Гюстав устроил парня в брокерскую компанию, где тот вскоре начал зарабатывать неплохие деньги.

Искусство

Поль был хватким юношей, поэтому уже в первые годы он научился довольно успешно торговать на бирже. Всего за десять лет он заработал репутацию в финансовой сфере и смог приобрести собственное жилье в престижном районе Парижа. Последовав примеру своего покровителя Арозы, Поль начал приобретать полотна художников-импрессионистов, чьи работы вдохновили его на написание собственных картин.

В душе Гогена были свежи воспоминания о перуанских красотах, поэтому первые его творения были посвящены ярким пейзажам тех экзотических мест. В 1873-1874-м молодой художник представил на суд соотечественников ряд картин, одна их которых – «Лесная чаща в Вероффе». Работа, выставленная в Салоне, имела огромный успех у искушенной парижской публики.

Талантливый парень не ускользнул от внимания известного французского живописца Камиля Писсарро, который стал его первым наставником и добрым другом. Камиль тогда жил в парижском пригороде Понтуаз, куда частенько заглядывал начинающий художник Поль Гоген.

Погрузившись в творчество, Поль стал охладевать и к карьере, и к деньгам. Он все чаще уединялся, чтобы в полной мере отдаться искусству живописи. Со временем из удачливого брокера молодой мужчина превратился в талантливого художника, смыслом жизни которого стали картины.

Большое влияние на судьбу Гогена оказал его новый знакомый – Эдгар Дега, чьи импрессионистские работы отличались оригинальностью и новаторством. Друг оказал Полю не только колоссальную моральную поддержку, но и финансовую, покупая его экспрессивные работы.

Поль Гоген и Ван Гог

В 1891 году мастер почувствовал, что задыхается в шумном Париже. В поисках источника вдохновения он решил отправиться в турне по жарким странам, детские воспоминания о которых продолжали будоражить его душу. Первым делом Гоген направился в Панаму, где некоторое время гостил в Арле у Ван Гога. Далее путешественник оказался на Таити, вулканические пейзажи которого дали невероятный простор его фантазии. Здесь он наслаждался волшебными видами коралловых рифов, непроходимых джунглей и морских берегов лазурного цвета. Перекладывая увиденное на холст, Поль старался передать каждый тончайший оттенок природной палитры, что сделало его творения невероятно яркими и оригинальными.

Свободный от мирской жизни и суеты, художник получил возможность спокойно наблюдать за окружающим миром и подмечать каждую деталь. Многие из его полотен – это сюжеты, взятые в реальной жизни. Работа «А, ты ревнуешь?» стала художественным воплощением сцены, увиденной Гогеном на берегу моря. Мастер застал двух сестер-таитянок, которые после купания непринужденно лежали на песке и весело щебетали на свои девичьи темы. Одна из сестер вдруг воскликнула «Как? Ты ревнуешь!». Эта фраза и стала названием знаменитой картины, которую сам создатель позже считал одним из лучших своих произведений.

Картина Поля Гогена «А, ты ревнуешь?»

В 1892-м художник явил миру новую работу «Дух мертвых не дремлет», где преобладали мрачные, мистические краски. В центре полотна – нагая таитянская девушка, которая возлежит на кровати, а на заднем плане изображен дух в темных одеждах. Здесь прослеживается отсылка к культуре таитян, испытывающих страх к духам и всему потустороннему.

«Дух мертвых не дремлет»

С 1886 по 1890 годы художник жил в Бретани, где тесно общался с художниками-символистами. Впервые мастер оказался в Понт-Авене в 1886-м, направившись туда, чтобы сэкономить: жизнь в этом месте была гораздо дешевле парижской.

Детская любовь Поля к жарким странам возродилась с новой силой. Он еще раз утвердился во мнении, что цивилизация – это болезнь, убивающая в человеке связь с природой.

В 1887-м постимпрессионист в компании художника Лаваля оказался на острове Мартиника. Коллега помог Полю найти новые грани в творчестве, после чего в его работах случилась настоящая эволюция.

Через год Гоген отправился в Панаму, где стал свидетелем грандиозной стройки Панамского канала.

«Женщина, держащая плод»

Еще через год Гоген создал полотно «Женщина, держащая плод». Как и во всех творениях маэстро, человек и окружающее пространство здесь слились воедино, образовав неотделимый художественный ансамбль. Эту картину позже купил известный русский предприниматель и меценат Савва Морозов, а сейчас она является экспонатом Эрмитажа.

Поль Гоген пробовал себя и в литературе: в 1901 году вышла в свет его книга под названием «НоаНоа». Это произведение автор написал уже в последние годы своей жизни.

Поль Гоген-судьба и творчество

Поль Гоген. Когда свадьба?1892г.Базель,Швейцария (до 2015г).

Картина «Когда свадьба?» была написана в 1892 году, когда Гоген взял себе таитянскую жену — Техааману , он называл её Техурой — тогда ей было 13 лет. Традиционная свадьба была организована роднёй Техааманы, для которой брак с белым был большой честью. Техаамана была моделью множества полотен Гогена его первого таитянского периода. Полотно было вполне типичным для образа Таити на Западе, подобные картины, однако, позволяли Гогену получать деньги от своих друзей.

На заднем плане картины мы видим тропический ландшафт с мелкими фигурками для масштаба, выполненный в том же цветовом сочетании, причём небо дано в жёлтом цвете. Две женские фигуры изображены одновременно на переднем и среднем плане. Женская фигура, ближайшая к зрителю, одета в таитянский наряд — открытую блузку и яркое парео, поза её очень прихотлива.
Женщина позади неё одета в более строгое платье по моде, насаждаемой христианскими миссионерами, с воротником. Н. Маурер сравнивала её жест с буддийской мудрой, возможно, несущей угрозу или предупреждение[5]. Черты лиц нарочито стилизованы, но у женщины в строгом платье больше индивидуальных черт, её лицо помещено в оптический центр холста. Цвет её платья — оранжево-розовый — отличается от всех других объектов на картине.
Картина Поля Гогена, написанная художником на Таити в 1892 году. В течение полувека принадлежала семейству Рудольфа Штехлина, экспонировалась в Художественном музее Базеля. В 2015 году картина была проданамузейному ведомству Катара за рекордные 300 млн долларов.

Эжен Анри Поль Гоген — французский живописец, скульптор, керамист и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма. В начале 1870-х годов начал заниматься живописью как любитель. Ранний период творчества связан с импрессионизмом. С 1880 года участвовал в выставках импрессионистов. С 1883 года профессиональный художник.

И в жизни и в творчестве Гогена все необычно, все запутанно, противоречиво, все ярко, красочно, все пронизано духом протеста против привычных, устоявшихся норм, против гладкого, безмятежного существования.

Жизнь Гогена, полная превратностей, доказала, что он глубоко верил во все то, что проповедовал. А потому каждое событие в его жизни, каждое слово, сказанное художником по тому или иному поводу, приобретает особый смысл.
Чтобы понять художника и его картины вернёмся к его биографии.

Поль Гоген родился в 1848году. Его отец был журналистом,а мать родом из богатой перуанской семьи.До семи лет Поль жил в семье матери в Перу.

В 1855 году, когда Полю было 7 лет, он с матерью возвращается во Францию и селится в Орлеане со своим дедом. Гоген быстро выучивается французскому языку и начинает преуспевать в образовании. В 20 лет он на 2 года уходит служить во флот. В 1871 году Гоген возвращается в Париж, где получает должность биржевого брокера.

В начале 1873 года Гоген знакомится с молодой датчанкой Мэтт-Софи Гад, приехавшей во Францию на каникулы, и женится на ней. Жена относится к развлечению мужа как к наиболее безобидному препровождению времени. У супругов родилось пятеро детей.

В последующие десять лет положение Гогена в обществе укреплялось. У него появился комфортабельный дом в пригороде Парижа, любимая жена родила ему пятерых детей. В свободное время Гоген много времени уделяет своему хобби — живописи. Началось всё с коллекционирования картин, а затем Гоген стал сам пробовать писать.

Гоген увлекался рисованием ещё с детства, но только после знакомства с художником-импрессионистом Камилем Писсарро, который в свою очередь познакомил Гогена с другими художниками, он стал рисовать регулярно и в конце концов выставлялся на выставках импрессионистов в 1881 и 1882 годах.

В 1884 году Гоген переехал с семьёй в Копенгаген, где продолжал работать брокером. Однако став заниматься живописью всё своё время, Поль оставляет жену и пятерых детей в Дании и возвращается в Париж в 1885 году.

Ощущение полной потерянности, невозможности преодолеть сложившуюся вокруг него враждебную обстановку усугубляется еще отношением жены и родственников.

«. Вот уже шесть месяцев, как я не говорю, — пишет он, — изоляция самая полная, естественно, что для семьи я чудовище, которое не зарабатывает деньги . и я подвергаюсь упрекам, Естественно, в связи с живописью, из-за которой я не знаменитый финансист.»

Но Мэтт не смогла понять своего мужа, когда он решил полностью посвятить себя искусству. Брак между ними фактически распался к 1885 году, что не мешало Мэтт долгое время (как минимум, до 1892 года) помогать Полю выставляться и быть фактически его агентом в Дании.С этого времени начинаются его скитания по миру.

С детства, проведённого в Перу (на родине матери), он испытывает тягу к экзотическим местам и считая цивилизацию «болезнью», Гоген, жаждущий «слиться с природой», в 1891 году уезжает на Таити, где проживал в Папеэте и где в 1892 году пишет целых 80 полотен.

Здесь он писал не только картины, но и книги, создавал свои неповторимые скульптуры. Гоген писал: «Я повсюду на траве расставляю скульптуры. Это глина, покрытая воском. Во-первых, обнаженная женская фигура, потом великолепный фантастический лев, играющий со своим львенком. Туземцы, которые никогда не видели хищников, совершенно ошеломлены».

Он видел, что у жителей островов осталось много не совсем приятных, варварских привычек, видел, сколько новых пороков прививают этим наивным людям приплывающие сюда европейцы. Но он вновь и вновь сам воссоздавал пленивший его когда-то рай, сам возводил свой дом наслаждений.

После кратковременного (1893—1895) возвращения во Францию, из-за болезни и отсутствия средств он навсегда уезжает в Океанию — сначала на Таити, а с 1901 года на остров Хива-Оа (Маркизские острова), где берёт себе в жены молодую таитянку и работает в полную силу.

Веселый дом» Гогена в Атуоне В нижнем этаже были — слева мастерская для резьбы по дереву, справа кухня. Неогороженное помещение посередине служило столовой, здесь же в последние годы жизни Гогена стояла его двуколка.
На втором этаже слева была маленькая спальня, справа просторная мастерская. Дверь окружали крашеные резные деревянные панно. Из окна мастерской Гоген удочкой доставал из колодца кувшин с водой.

Любимой моделью Гогена была рыжеволосая Тохотауа с соседнего острова Тахуата. Любопытно, что из-за древнего смешения рас не только на Маркизских островах, но и в других частях Полинезии ко времени открытия их европейцами было много рыжеволосых туземцев. И сколько помнили люди, в роду Тохотауа всегда были рыжеволосые. Она позировала, в частности, для интересной картины Гогена «Варварские сказания»

Здесь Гоген проведёт последние полтора года жизни. Он занимается живописью и скульптурой, продолжает работать журналистом, пишет рассказы, вступает в непрерывные конфликты с властями и представителями католической миссии — и постепенно теряет силы.

Несмотря на болезни, бедность и депрессию, приведшую его к попытке самоубийства, лучшие свои работы Гоген написал именно там. Наблюдение над реальной жизнью и бытом народов Океании сплетаются в них с местными мифами.
На больших плоскостных полотнах он создаёт статичные и контрастные по цвету композиции, глубоко эмоциональные и одновременно декоративные.

Изображая сочную полнокровную красоту тропической природы, естественных, неиспорченных цивилизацией людей, художник стремился воплотить утопическую мечту о земном рае, о жизни человека в гармонии с природой .

В одном из последних своих писем другу он сообщал: «Я повержен, но еще не побежден. Разве побежден индеец, который улыбается под пытками? Право, дикари лучше нас. Ты был не прав, сказав мне однажды, что я ошибаюсь и я не дикарь. Нет, это так и есть: я дикарь. Цивилизованные это чувствуют, потому что в моих произведениях удивляет, озадачивает именно это «невольное дикарство». Вот почему мне и нельзя подражать».

8 мая 1903 года после нескольких суток физических и моральных страданий Поль Гоген скончался. Пришедшие в дом художника туземцы причитали над его телом: «Гоген умер, мы пропали».

Поль Гоген лучше, чем кто-либо другой, подвёл итог своей судьбе и своему творчеству : «Я великий художник и знаю об этом, поскольку это так. Я претерпел многое. Мой творческий центр находится в мозгу, а не где-либо в другом месте. Я силён, поскольку никто и нигде не сбивал меня с пути, который я избрал, и остаюсь верным тому, что во мне есть».

Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 году в Париже было выставлено 227 его работ.
Технические завоевания Гогена, новое понимание цвета, особое внимание к рисунку, выделяющему контуры, взаимосвязь цвета и рисунка, цвета и линии, стремление максимально усилить и вместе с тем упростить эти элементы, декоративные эффекты плоскостного изображения, а, главное, — полное подчинение живописного языка смыслу изображенного, — все это прочно вошло в искусство XX столетия.

Дух мёртвых не дремлет.

Гоген написал «Дух мертвых не дремлет» в 1892 году, в глухой деревне на острове Таити. На этой картине наблюдается характерное для художника смешение вымысла с явью, когда древние легенды тесно переплетаются с жизнью таитян.
Молодая девушка списана с Техуры, юной таитянской жены Гогена. Дух изображен в виде обычной маленькой женщины. Мрачный фиолетовый фон картины создает соответствующую атмосферу.

Интерес к Гогену увеличивался год от года. Ему посвящали статьи и исследования. Музеи и крупные собрания приобретали его картины, и «рыночная цена» на него все росла.

Цена эта особенно резко подскочила в декабре 1942 года, когда картина Гогена «Две фигуры на скале», написанная в 1889 году, была продана за 1100 тысяч франков, а в 1956 году «Крестьянина с собакой» оценили в 18 500 тысяч франков.

До этого времени ни одной картине, проданной с аукциона, не удалось достичь рубежа в сто миллионов франков. Но 14 июня 1957 года «Натюрморт с
яблоками» Гогена перешел этот рубеж — греческий судовладелец Василис Гуландрис приобрел его за 104 миллиона франков.

Впоследствии, 25 ноября 1959 года, таитянская картина «Ты ждешь письма?» была оценена в Лондоне в 130 тысяч фунтов стерлингов, что составляет около ста восьмидесяти миллионов франков.

Таким образом, Гоген наряду с Сезанном и Ван Гогом был одним из трех наиболее «высоко котирующихся» художников мира. Любой его набросок рвут друг у друга из рук. В июне 1957 года в Отеле Друо за 600 тысяч франков было продано одно из его писем. Что же было написано в этом письме? А вот что: «Теперь я повержен, побежден нищетой. «