Поэт Александр Чуркин биография

Александр Дмитриевич Чуркин

Александр Дмитриевич Чуркин родился 2 мая 1903 года в деревне Пирогово Богдановской волости Каргопольского уезда Олонецкой губернии (ныне Федовская администрация Плесецкого района Архангельской области) в крестьянской семье. С детских лет помогал отцу по хозяйству. Учиться много не пришлось: окончил лишь Усть-Мошское двухклассное училище.

В 1918 году, когда Архангельск захватили интервенты и белогвардейцы, пятнадцатилетний Александр пришел на станцию Плесецкую, чтобы вступить добровольцем в Красную Армию. Он был зачислен в команду связи артдивизиона.

В 1970 году поэт писал:

Мне не забыть тебя, Плесецкая,

Здесь на папахе у меня

Здесь песня родилась моя!

А.Чуркин участвовал в боях под Плесецкой, Емцой, Обозерской, за Архангельск. В феврале 1920г. части Красной Армии освободили Архангельск. Чуркин едет на Южный фронт и там сражается против врангелевцев. В 1922-1925 гг. А.Чуркин учился в Одесской военной школе береговой артиллерии, по окончании которой был назначен командировм взвода на один из фортов Кронштадта.

В августе 1925г. Чуркин побывал на родине, в Пирогово. Навестил в Закумихинской известного писателя-земляка А.П. Чапыгина, выступил со своими стихами на сходке крестьян.

В 1927г. А.Д. Чуркин уволился из радов РККА. «Красная Армия, — писал Чуркин – сделала из меня человека. В армии я много занимался самообразованием. Здесь я начал писать стихи». Это были походные марши. Их пели красноармейцы — однополчане юного поэта. Первое стихотворение Александр Чуркин опубликовал в 1924 году в газете «Одесские известия».

После демобилизовался Чуркин приехал в Ленинград к Алексею Чапыгину. По его рекомендации в 1927г. А.Чуркин был принят литсотрудником в ленинградский журнал «Резец».

В 1929г. А.Чуркин вместе с А.Прокопьевым, А.Гитовичем и Б.Лихаревым издал сборник стихов «Разбег». В следующем году выходит из печати его автобиографическая повесть «Бубновый край». 30-е годы были исключительно плодотворными для поэта. Один за другим выходят сборники его стихов: «Выход весны» (1931), «Вторая очередь» (1933), «Избранные стихи» (1935), «Песни и стихи» (1938), «Хорошо жить» (1939), «Избранные стихи» (1940).

1933г. – начало творческого сотрудничества А.Чуркина с композитором В.П. Соловьевым-Седым. Вместе они написали два десятка песен («Казачья кавалерийская», «Вечерняя песня» и др.).

На стихи Чуркина писали музыку композиторы И.О. Дунаевский, Н.В. Дунаевский, И.И. Дзержинский, Г.В. Свиридов, М.Т. Фрадкин и д.р.

«И его стихи-песни пошли по России, по её раздольям…, — писал лауреат Ленинской премии поэт А. Прокофьев. – Народ полюбил их, и в этом большое счастье поэта».

Летом 1939г. Чуркин побывал на родине, встретился с колхозниками, сходил в поход по местам боев гражданской воны с ребятами из Федосовского пионерского лагеря.

С первых дней Великой Отечественной войны А.Д. Чуркин работал в творческой группе поэтов и композиторов при политуправлении Краснознаменного Балтийского флота. В августе 1941г. вместе с В.Соловьевым-Седым он написал одну из самых популярных песен «Вечер на рейде».

12 февраля 1942 года тяжело больного поэта вывезли по «Дороге жизни» из осажденного Ленинграда в Архангельск. Здесь он после выздоровления работал литсекретарем окружной военной газеты «Патриот Родины», публиковал свои стихи в газете «Правда Севера» и альманахе «Север». Часто вместе с другими писателями (Ю. Германом, С. Писаховым, В. Беляевым, Е. Коковиным) выступал в госпиталях, заводских клубах и на предприятиях. Вспоминая о встречах с поэтом в редакции «Правды Севера» архангельский журналист Б. С. Пономарев писал: «Чуркин был умный и приятный собеседник, подкупающий скромностью и добротой».

В 1942-1944 гг. поэт часто бывал на родине – на Онеге и Моше, в Пирогово. В ноябре 1943г. состоялась встреча А.Чуркина с трудящимися Плесецка, которая прошла с большим успехом.

В 1944 году Чуркин вернулся в Ленинград, но с Севером связи не порвал. Он не раз приезжал в Архангельск и родную деревню Пирогово. Северный русский народный хор много лет исполнял его песни. И это не случайно: творчество поэта берет начало из родников русской северной народной поэзии. Сам поэт признавался:

У тебя, мой Север, край былинный,

Много взял я песен про запас.

Стихи Александра Чуркина мелодичны, они словно сами просятся на музыку. «Поэтом песни» назвал Александра Чуркина один из старейших писателей Всеволод Рождественский. В творческом содружестве с разными композиторами поэт написал свыше двухсот песен. Широко популярны в народе «Вечер на рейде», «От края и до края», «Казачья песня», «Марш краснофлотцев», «Пой и смейся, дорогая», «Парень кудрявый», «Далеко-далеко», «Вечерняя песня», «Песня о Ленинграде», «Широка ты, родная Россия. ».

В 1963г. в связи с 60-летием поэт был награжден орденом «Знак Почета».

9 сентября 1971 года Александра Дмитриевича Чуркина не стало.

Сборники его стихов продолжали выходить и после его смерти. В 1973г. благодарные земляки удостоили Федовскую сельскую библиотеку имени поэта. На здании библиотеки была установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь в 1942-1944 годах был читателем и выступал со своими стихами поэт-песенник, земляк А.Д. Чуркин».

Разбег : стихи : [сборник] / совмествно с А. Прокофьевым, А. Гитовичем, Б. Лихаревым.— Л., 1929.

Бубновый край: онежская повесть.— Л. : ЛАПП-Прибой, 1930.— 69 с. Читать

Выход весны : стихи.— М. ; Л. : ЛАПП-Огиз, 1931.— 61 с.

Вторая очередь : [стихи].— Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1932.— 70 с.

Избранные стихи.— Л. : Худож. лит., 1935.— 62 c. Читать

Песни и стихи.— Л. : Гослитиздат, 1938.— 100 с.

Хорошо жить! : песни.— Л. : Совет. писатель, 1939.— 104 с.

Избранные стихи.— Л. :Гослитиздат, 1940.— 176 с.

Самое дорогое: стихи и песни – [М. ; Л.] : Совет. писатель, 1947.— 108 с.

Избранное.— М. : Гослитиздат, 1953.— 205 c.— Из содерж.: Автобиография.— С. 3-4.

Стихи, песни, поэмы.— Л. : Лениздат, 1963.— 208 c.

Стихи и песни / [предисл. А. Прокофьева].— М. ; Л. : Худож. лит., 1966.— 186 c.

Стихи.— Л. : Лениздат, 1967.— 35 c.

Стихотворения / вступ. ст. В. Рождественского.— М. : Худож. лит., 1973.— 207 c.

Стихи, песни, поэмы.— Л. : Совет. писатель, Ленингр. отд-ние, 1974.— 343 c.

Стихи и песни / [предисл. В. Рождественского].— Л. : Худож. лит., Ленингр. отд-ние, 1983.— 187 c.

Сталинград : [стихотворение] // Правда Севера.— 1942.— 1 нояб.

Гнев : [стихотворение] // Правда Севера.— 1943.— 18 июля.

Возвращение ; Девушка родная : [стихи] // Правда Севера.— 1943.— 5 сент.

Слава полярникам! : [стихотворение] // Правда Севера.— 1943.— 21 нояб.

Привет лесорубам! : [стихотворение] // Правда Севера.— 1943.— 10 дек.

Встретим, друзья! : [стихотворение] // Правда Севера.— 1944.— 1 янв.

Город мужества : [стихотворение] // Правда Севера.— 1944.— 22 февр.— (Наш родной Ленинград).

Песня об Архангельске // Северная вахта.— 1944.— 15 июня.

Песня о России ; Северяне мои, северяне ; Вечер на рейде ; Встреча с юностью : [стихи] // Поэзия Севера : [сборник / редкол.: С. В. Викулов, В. В. Гура, Е. С. Коковин и др.].— Архангельск, 1966.— C. 187- 190.

«Певуч, как снег и дол. » : [воспоминания о Чапыгине А. П.] // Правда Севера.— 1970.— 18 окт.

Абрамкин В. М. Писатели Ленинграда : биобиблиогр. указ. / В. М. Абрамкин, А. Н. Лурье.— Л. : Лениздат, 1964.— 363 с. Из содерж.: Чуркин Александр Дмитриевич.— С. 312-313.

Борисов Г. Б. И песня, и стих. : о творчестве Александра Чуркина / Г. Б. Борисов.— Л. : Лениздат, 1973.— 119 с.

Пономарев Б. С. Литературный Архангельск : события, имена, факты, 1920-1980 / Б. С. Пономарев.— Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1982.— 188 с.— Из содерж.: Крылатые песни.— С. 102-105.

Макаров Н. А. Земля Плесецкая : годы, события, люди : ист.-краевед. сб. / Н. А. Макаров.— Плесецк : [б. и.], 1997 (Плесец. тип.).— 126 с.— Из содерж.: Поэт песни.— С. 113-115.

Лемов И. Н. Обеднение темы / И. Н. Лемов // Литературный современник.— 1938.— № 12.— С. 219-221.

Сенин Д. Признание поэта / Д. Сенин // Литературная газета.— 1940.— 13 окт.— С. 3.

Коковин Е. С. Поэт-песенник : к 50-летию А. Чуркина / Е. Коковин // Правда Севера.— 1953.— 24 мая.

Эвентов И. Песни и лирика / И. Эвентов // Звезда.— 1954.— № 2.— С. 177-179.

Луговцов Н. Поэт-песенник / Н. Луговцов // Нева.— 1959.— № 11.— С. 188-189.

Молдавский Д. Поэт и песня / Д. Молдавский // Звезда.— 1963.— № 5.— С. 205-206.

Памяти товарища : [некролог] // Правда Севера.— 1971.— 15 сент.

Мошников А. Пирогово : [к 70-летию со дня рождения А. Чуркина] / А. Мошников // Правда Севера.— 1973.— 2 мая.

Пономарев Б. С. Поэт песни / Б. Пономарев // Правда Севера.— 1978.— 2 мая.

Александр Дмитриевич Чуркин : к 75-летию со дня рождения // Памятные даты Архангельской области, 1978 / Гос. архив Арханг. обл.— Архангельск, 1978.— С. 29-30.

Беляев В. «Вечер на рейде» [о встрече с А. Чуркиным в Архангельске в годы войны] / В. Беляев // Звезда.— 1988.— № 1.— С. 192-193.

Чуркин Александр Дмитриевич

ЧУ́РКИН Александр Дмитриевич [2.5(19.4).1903, д. Пирогово Приозерного р-на Олонецкой губ. (ныне Архангельской обл.) — 9.9.1971, Л-д] — поэт.

Родился в бедной крестьянской семье. Детство было нерадостным: «Дере­вянной древней телегой / Проскрипело детст­во мое». Именно поэтому родное крыльцо по­эт будет вспоминать «с нехорошей жесткой улыбкой» (« Юность »). А вот сама Онега — сторона северная, былинная, песенная, с да­лекого детства запала в душу Ч., и «повинуясь ее всепокоряющей силе, он сам начал слагать песни» (А. Прокофьев).

Ч. учился в сельской школе, когда в де­ревню пришла весть о революции. 14 лет от роду будущий поэт «ушел из постылого дома / Черной ночью за сорок верст». В 1918 он добровольно вступил в Красную Армию, участвовал в боях на Севере и Юге России. Романтика борьбы за правое дело и красота украинской природы выпустили на простор звучавшие в душе песни. По просьбе боевых друзей Ч. написал « Дивизионный марш », кот. бойцы пели в строю. После оконча­ния Гражданской войны Ч. учился в Одесской артиллерийской школе береговой обороны, газ. «Одесские новости» напеч. его перв. стихи (1924).

Будучи курсантом, во вр. отпуска Ч. впервые приезхал в Л-д (1925) к писателю А. Чапыгину, кот. одобрил его лит. опыты, внушил веру в себя. Вскоре Ч. получает назначение в Крон­штадт — с этих пор Л-д и Балтика ста­нут одними из осн. тем его тв-ва. После демобилизации (1927) Ч. работает в ж. «Резец». В 1929 выходит колл. сб. «Разбег», объединивший четырех молодых рев. поэтов — А. Прокофьев, Б. Ли­харев, А. Гитович и Ч. В 1930 появляется автобиографич. «олонецкая повесть» Ч. « Бубновый край », а затем начинают регу­лярно публ. сб. стихов и песен — « Выход весны » (1931), « Вторая оче­редь » (1932), « Избранные стихи » (1935), « Песни и стихи » (1938), « Хорошо жить !» (1939), « Избр. стихи » (1940).

Проблематика произведений Ч. роднит его с др. молодыми поэтами-современника­ми: революция и Гражданская война, роман­тика боевых походов и боевой дружбы, со­звучная настроениям молодежи 1930-х в преддверии Второй мировой войны. К этому присоединяются картины новой жизни никог­да не забываемого родного Олонецкого края (стих. « Моему поколению», «Девятнад­цатому», «Из дорожной тетради», «Бе­лая ночь на Онеге » и др.) Обращается Ч. (со значительно меньшим успехом) и к жанру лиро-эпической поэмы — « Шли полки че­рез Сиваш » (1934–37) — о судьбе крестьянского паренька, прошедшего через Пер­вую мировую войну и революцию. Расширя­ется тематика произведений Ч.- события в Испании, отмечаемое всей страной столе­тие со дня гибели Пушкина, воспринимаемо­го как декабриста: «Откатились от Зимнего пушки, / Караул у подъездов встал / Алек­сандр Сергеевич Пушкин / Быть повешенным опоздал». Смерть поэта для Ч. — гибель това­рища по оружию, скорбный путь в Святогорский монастырь — трагедия всей страны: «Ко­мья снега стучат о сани / Избы. Гумна. Седая мгла. / И Россия в морозном тумане / В пояс кланяясь, отошла» (« Пушкин» ).

Заметный вклад внес Ч. в создание сов. массовой песни, к кот. был подго­товлен самой сутью своей поэтики. По словам Вс. Рождественского, «в природе стихов Ч. лежит нечто такое, что сразу привлекает вни­мание музыканта. В оригинальных сборниках поэта можно отчетливо проследить созна­тельное выдвижение песенного начала. Это совершенно закономерно, если принять во внимание, как тесно связано дарование Чуркина с истоками народной поэзии». Именно мелодические напевные стихи, фольклорные традиции в сочетании с современным патрио­тическим звучанием привлекли к Ч. внимание композитора И. Дзержинского. Тесная твор­ческая связь между ними установилась на всю последующую жизнь. В 1930-е Дзержинский пишет ряд романсов на «северные стихи» Ч., а затем включает его песни в оперы «Тихий Дон» и «Поднятая целина». Правда, текст на­иболее известного финального хора « От края и до края » был несколько отредактиро­ван братом композитора, но в основе его все-таки лежало стих. Ч. « Слет ». И впослед­ствии Ч. будет продолжать работать над цик­лом казачьих песен.

Вскоре устанавливается еще одна творч. связь Ч. — с В. Соловьевым-Седым. Ус­пех этого содружества обеспечила тематич. и жанровая разносторонность художни­ков, позволившая им создать и романсы, и маршевые, походные, и лирические, и шу­точные песни, а также близкая по характеру народность обоих (см.: Сохор А. Соловьев-Седой В. Песенное тв-во. Л, 1952). Большин­ство песен Ч. 1930-х объединяет тема роди­ны, в них все больше заметны ноты тревож­ных предчувствий («И если грянет бой, / Мы все готовы к бою в час любой»). Из любовной лирики 1930-х наиболее изв. « Парень кудрявый», «У рябины», «Далеко-да­леко, где кочуют туманы » (все на муз. Г. Носова).

Песня кон. 1930-х открыла новый этап в тв-ве. Ч. — движение от отвлеченного торжественного пафоса к лиризму повседнев­ной жизни и быта современников. Особенно это кач-во поэзии Ч. проявилось в годы Ве­ликой Отеч. войны. Он работал в это вр. в творч. бригаде поэтов и композиторов при Балтфлоте, печатался в воен. газ. Осенью 1941 им создана пес­ня « Вечер на рейде ». С перв. исполне­ния в землянке под Ржевом, а затем на импро­визированных сценах фронтовых театров на­чалось ее шествие по всей стране. Особенно полюбил ее Л-д — она звучала по бло­кадному радио, сплачивала людей. Среди др. песен Ч. о войне — « Песня народного гнева», «Клятва балтий­цев », « Кронштадтский вальс», «Песня матери», «Сестра » и др.

В послевоен. годы выходят кн. « Са­мое дорогое. Стихи и песни » (1947), « Песни на стихи А. Чуркина » (1949), « Избранное » (1953). В 1953 Ч. и В. Соро­кин создают ораторию о великой битве на Волге. В характерных для этого вр. те­мах — воспоминания о войне, о великой Побе­де, любовь, дружба, борьба за мир — Ч. до­статочно традиционен, временами даже по­вторяет себя, создавая схематичные образы, «подменяет подлинные коллизии времени внешней событийностью» (Г. Борисов).

В 1960-е особенно лирически и задушев­но звучит традиционная для Ч. тема родины. Соц. декларации все больше сменяет нравств. пафос углубленных раздумий: «На вольных просторах, / В бескрайних раз­ливах / Синеют озера, / Колышутся нивы. / От Волги до Братска / Огни золотые, — / Все это Россия, все это Россия». Наиболее ярко новые тенденции заявили о себе в «ленин­градском цикле» Ч. Лучшие из этих стихов совмещают патриотический пафос с подлин­ной теплотой и задушевностью: «Зари розо­ватый багрянец / Окрасил родную Неву, / Я счастлив, что я ленинградец, / Что в городе славном живу» (« Песня о Ленинграде », муз. Г. Носова). Это же можно сказать о « Вечерней песне »: «Город над вольной Невой, / Город нашей славы трудовой, / Слу­шай, Ленинград, / Я тебе спою, / Задушев­ную песню свою». Интонация колыбельной придает ей особую нежность. Перв. такта­ми этой песни открывались передачи Лен. телевидения, она звучала вместо традиционного театр. звонка в Боль­шом концертном зале «Октябрьский», но главное — она осталась звучать в сердцах.

Соч.: Стихи // Гитович А., Лихарев Б., Прокофьев А., Чуркин А. Разбег. Л., 1929; Бубновый край: Онежская повесть. Л., 1930; Выход весны: Стихи. М.-Л., 1931; Вторая очередь: Стихи. Л., 1932; Избр. стихи. Л., 1935; Песни и стихи. Л., 1938; Хорошо жить!: Песни. Л., 1939; Избр. стихи. Л., 1940; Самое дорогое: Стихи и песни. М., 1947; Песни на стихи А. Чуркина. М.-Л., 1949; Избранное. М., 1953; Стихи. Песни. Поэмы. Л., 1963; Стихи и песни. М., 1966; Стихи о Ленинграде. Л., 1967; Стихотворения. Л., 1973; Стихи, песни, поэмы. Л., 1974; Стихи и песни. Л., 1983.

Лит .: Борисов Г. И песня, и стих. Л., 1973; Долма­товский Е. Рассказы о твоих песнях. М., 1973; Пахомова М. Карелия в тв-ве сов. писа­телей. Петрозаводск, 1974; Прокофьев А. Пес­ня в полете // Прокофьев А. СС. Т. 4. Л., 1980; Пономарев Б. Лит. Архангельск: События, имена, факты. Архангельск, 1982; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Кежун Б. О тв-ве А. Чуркина // День поэзии. Л., 1985; Фогельсон С. Мой друг — поэт Александр Чуркин // День поэзии. Л., 1988.

Кто первым простился с «любимым городом»?

Наша новая встреча в «Летописи войны» будет с поэтом-песенником, участником Великой Отечественной войны Александром Дмитриевичем Чуркиным, со дня рождения которого 2 мая исполняется 105 лет. Именно он в соавторстве с Василием Соловьевым-Седым написал одну из самых душевных песен о войне — «Вечер на рейде». Но многим она более известна своим припевом:

Прощай, любимый город!
Уходим завтра в море.
И ранней порой
Мелькнет за кормой
Знакомый платок голубой…

К этой песне и истории ее создания мы еще вернемся, а пока нельзя не сказать о самом Александре Дмитриевиче. Родился он 2 мая 1903 года в деревне Пирогово Приозерского района Архангельской области, в семье крестьянина. Детство было очень трудным и голодным, но Саша очень тянулся к знаниям, и особенно к поэзии. Ему нравился Пушкин, тем, что умел о самых серьезных вещах писать внешне легко и простыми словами, его манил Лермонтов своим умением «взорвать ситуацию» даже во внешне спокойном стихотворении. Знал он и других поэтов, чьи стихи учил наизусть и часто рассказывал своим односельчанам.

В боях с 15 лет

Октябрьская революция и Гражданская война ворвались в жизнь подростка очень стремительно. В 15 лет Саша Чуркин — уже боец Красной Армии, освобождал от белогвардейцев родной край, воевал с интервентами. В 17 лет он оказался на юге России, где добивали войска Деникина и Врангеля. Там же, в Одессе, его направили в школу комсостава, учиться на артиллериста. Эту школу он окончил в 17-летнем возрасте, а спустя два года способному младшему командиру предложили учиться в Одессе на офицера. Но помимо лекций и полевых занятий курсанты школы помогали восстанавливать мирную жизнь, участвовали в сельхозработах. А в редкие минуты затишья Чуркин собирал возле себя однокурсников и читал им стихи. Сначала чужие, а потом и свои. В 1924 году, в год смерти вождя мирового пролетариата, у Александра взяли первые стихи в газету «Одесские известия». Потом в журналы «Красноармеец» и «Резец».

Кстати, уволившись из рядов Красной Армии в 1927 году, Чуркин пришел работать именно в журнал «Резец» литературным сотрудником. Именно в это время были написаны многие из первых его стихов, ставших в последствии песнями. Когда в 1931 году в Гослитиздате был выпущен первый сборник Чуркина, названный «Выход весны», он практически тут же был «разобран» композиторами на песни. И немудрено, ведь чувство ритма, музыкальность и напевность стихов Александра Дмитриевича привлекали сочинителей музыки, которым не нужно было особо ломать голову над тем, как заставить песню зазвучать — строчки сами рождали музыку.

Когда Соловьев еще не был Седым

Чуть позже состоялось знакомство Чуркина с Соловьевым-Седым, для которого поэт написал немало лирических стихотворений, которые потом легли на музыку и завоевали большую популярность среди советских людей. Впрочем, многие из них сегодня оказались уже основательно подзабыты. Такие, как, например, «Казачья кавалерийская», «С добрым утром комсомольцы» (музыка Соловьева-Седого), «Парень кудрявый» (Георгий Носов), «Марш краснофлотцев» (Исаак Дунаевский). Кстати, «Казачью кавалерийскую» — одну из первых песен Соловьева (тогда он еще не был Седым) первым исполнил Леонид Утесов.

Некоторые довоенные песни, написанные на слова Александра Чуркина в 30-е годы, к счастью, все эти песни не канули в Лету. И всем, кто хочет познакомиться с ними, достаточно зайти по этой ссылке.

А теперь непосредственно об истории песни «Вечер на рейде». Это был как раз тот случай, когда музыка опередила слова. Вот как вспоминал об этом позже Василий Соловьев-Седой.

— В августе 1941-го вместе с группой композиторов и музыкантов мне пришлось работать на погрузке в Ленинградском порту. Был чудесный вечер, какие бывают, мне кажется, только у нас на Балтике. Невдалеке на рейде стоял какой-то корабль, с него доносились к нам звуки баяна и тихая песня. Мы как раз закончили нашу работу и долго слушали, как поют моряки. И у меня возникла мысль написать об этом тихом, чудесном вечере, неожиданно выпавшем на долю людей, которым завтра, может быть, предстояло идти в опасный поход, в бой. Возвратившись из порта, сел сочинять песню…

Композитор сам придумал начало припева — «Прощай, любимый город!» — и под него стал писать музыку. Через два дня передал ноты Александру Дмитриевичу Чуркину, и тот, взволнованный нежной мелодией, мигом сложил текст «Вечера на рейде»…

Но не все оказалось так просто. Песню «забраковали» из-за того, что она показалась слишком спокойной, особенно в тот момент, когда враг рвался к Москве. И композитор спрятал ноты подальше и решил больше не возвращаться к песне. Но все изменили обстоятельства. Однажды, в декабре 1941 года, на фронте, в землянке подо Ржевом Соловьев-Седой исполнял свои песни и когда они закончились, а бойцы «требовали продолжения», он внезапно вспомнил о «Вечере на рейде». И снова взялся за аккордеон. И был поражен, когда после второго куплета бойцы вдруг подхватили припев: «Прощай, любимый город…».

Композитор поразился, чем могла тронуть сугубо «морская» песня матушку-пехоту. А потом сами красноармейцы ему пояснили: «Понимаете, они уходят в море, а мы в бой, так какая разница, главное, что мы уходим почти навсегда…».

А дальше песня опережала композитора, и стоило ему куда-то приехать, как его тут же просили исполнить именно «Вечер на рейде». А в 1942 году песня была исполнена Ансамблем песни и пляски Рабоче-Крестьянской Красной Армии и стала любима всеми.

Например, знаменитый командир партизанского отряда Герой Советского Союза Дмитрий Медведев в своей книге «Это было под Ровно» вспоминал, как в тылу врага, 7 ноября 1942 года, отмечали 25-ю Октябрьскую годовщину: «Праздник закончился концертом партизанской самодеятельности. Началось с хорового пения. „Прощай, любимый город!“ — эту песню знали все. Запевали несколько голосов, весь наш ансамбль, да и весь отряд подхватывал». Десантники переиначили ее на свой манер, а крымские партизаны на свой, у них, к слову припев начинался так: «Прощай, любимый город! Уходим завтра в горы…».

Хороший семьянин

Остается добавить несколько штрихов к портрету Александра Дмитриевича. В 30-е годы он был уже известным поэтом, дружил с Михаилом Зощенко и считался одним из самых «денежных» в Союзе писателей (за песни неплохо платили). Тогда же он познакомился со своей будущей женой, администратором Доме писателя, красиво ухаживал за ней. Они поженились перед войной, у них родился сын.

Александр Дмитриевич заботливо относился к семье, оставшейся в блокаде, при первой возможности старался передать им что-нибудь вкусненькое, а сам мотался по фронтам. Однажды он чуть не погиб, когда вдвоем с поэтом Всеволодом Р. они попали в болото и еле выбрались…

И после войны Чуркин продолжал сочинять стихи, которые композиторы охотно писали музыку. Около 70 песен с Чуркиным написал композитор Георгий Носов, самая известная из них, пожалуй, «Далеко-далеко».

Далеко-далеко,
Где кочуют туманы,
Где от легкого ветра
Колышется рожь…

Мне лично больше нравится еще одна песня, написанная в соавторстве с Василием Соловьевым-Седым, которая называется «Вечерняя песня»:

Город над вольной Невой,
Город нашей славы трудовой
Слушай, Ленинград,
Я тебе спою
Задушевную песню свою…

Александра Дмитриевича не стало 9 сентября 1971 года…